Минжилкомхоз РСФСР

———————————

<*> Под отходами товаров понимаются отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313.

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства жилищно-

коммунального хозяйства

Республики Беларусь

21.09.2015 N 26

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ (ВКЛЮЧЕНИЯ И ИСКЛЮЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ) И АКТУАЛИЗАЦИИ РЕЕСТРА ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СБОР, СОРТИРОВКУ (РАЗДЕЛЕНИЕ ПО ВИДАМ), ПОДГОТОВКУ К ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ И (ИЛИ) ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТХОДОВ ТОВАРОВ И ОТХОДОВ УПАКОВКИ

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок ведения (включения и исключения субъектов) и актуализации реестра организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки (далее — реестр).

2. Для целей настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 183, 2/1368), Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.07.2012, 1/13623).

Ведение и актуализация реестра осуществляются государственным учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) по форме согласно приложению 4 к постановлению, утвердившему настоящую Инструкцию.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки (далее — организации), включаются в реестр посредством их регистрации в реестре.

4. Для регистрации в реестре организации представляют в адрес оператора документы, предусмотренные в пункте 6.64 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., N 35, 5/35330; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.05.2013, 5/37271).

5. Заявление о регистрации в реестре представляется по форме согласно приложению к настоящей Инструкции.

6. Оператор вправе отказать в принятии документов в случаях, предусмотренных статьей 17 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 264, 2/1530).

7. По результатам рассмотрения представленных документов оператором принимается одно из следующих административных решений:

о регистрации организации в реестре;

об отказе в регистрации организации в реестре.

8. Включение организации в реестр осуществляется в день принятия решения о регистрации организации в реестре.

9. Решение об отказе в регистрации организации в реестре принимается при наличии оснований, предусмотренных статьей 25 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

10. После принятия решения о регистрации (отказе в регистрации) в реестре организация информируется о принятом решении в срок и порядке, установленные пунктом 1 статьи 27 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

11. Исключение организации из реестра осуществляется оператором при наличии информации о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

12. Актуализация реестра осуществляется оператором при наличии информации об:

изменении наименования юридического лица, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя;

изменении наименований собираемых отходов товаров и отходов упаковки;

изменении количества, параметров (характеристик) техники и оборудования, применяемых для сбора, сортировки (разделения по видам), подготовки к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки.

Информацию, указанную в части первой настоящего пункта, оператор вправе запрашивать самостоятельно в установленном законодательством порядке.

Приложение

к Инструкции о порядке ведения

(включения и исключения субъектов)

и актуализации реестра организаций,

осуществляющих сбор, сортировку

(разделение по видам), подготовку

к обезвреживанию и (или) использованию

отходов товаров и отходов упаковки

Форма

Государственное учреждение

«Оператор вторичных

материальных ресурсов»

Заявление о регистрации

в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку

(разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или)

использованию отходов товаров и отходов упаковки

Прошу зарегистрировать

Наименование юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя)
Сведения о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя)
Место нахождения юридического лица (место жительства индивидуального предпринимателя)
Банковские реквизиты
Контактный телефон, адрес электронной почты

в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки.

Сбор, сортировка (разделение по видам), подготовка к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки организацией осуществляются посредством:

1. Контейнеров для раздельного сбора отходов:

Наименование собираемых отходов Материал, из которого изготовлены контейнеры Объем контейнера, куб. метров Иная информация о контейнере (тип, марка, модель) Количество контейнеров для данного наименования собираемых отходов

2. Приемных заготовительных пунктов:

Место нахождения и контактные телефоны (при наличии), площадь для стационарного приемного заготовительного пункта или марка и государственный регистрационный номер автотранспортного средства для передвижного приемного заготовительного пункта Наименование собираемых отходов График работы Количество работников Дополнительное оборудование, имеющееся на приемном заготовительном пункте (весы, пресс, контейнеры и др.)

3. Площадок, предназначенных для сбора отходов потребления (без учета контейнерных площадок):

Место нахождения и контактные телефоны (при наличии) Наименование собираемых отходов График работы Количество работников Дополнительное оборудование, имеющееся на площадке (весы, пресс, контейнеры и др.)

4. Сооружений (станций, пунктов), предназначенных для сортировки (разделения по видам) отходов:

Место нахождения и контактные телефоны (при наличии) Наименование собираемых отходов Максимальное количество сортируемых в год отходов, тонн График работы Количество работников Комплектность (механические устройства, узлы, компоненты, задействованные в сортировке отходов), имеющееся дополнительное оборудование (весы, пресс, контейнеры и др.)

5. Иной техники и оборудования:

Наименование техники и оборудования Наименование собираемых отходов Краткое описание

Подтверждаю, что хранение отходов осуществляется в санкционированных

местах хранения отходов, определенных в схеме(ах) обращения с коммунальными

отходами __________________________________________________________________

(наименование района(ов), города(ов))

и (или) схемах обращения с отходами, образующимися в потребительских

кооперативах _____________________________________________________________,

(наименование кооператива)

садоводческих товариществах ______________________________________________.

(наименование товарищества)

_______________________________ ________________ ______________________

(должность уполномоченного (личная подпись) (фамилия, инициалы)

представителя заявителя)

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства жилищно-

коммунального хозяйства

Республики Беларусь

21.09.2015 N 26

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ РАСХОДОВ ПО СБОРУ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТХОДОВ ТОВАРОВ И ОТХОДОВ УПАКОВКИ, МНОГООБОРОТНОЙ СТЕКЛЯННОЙ УПАКОВКИ

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок выплаты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее — заявители) компенсации расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров, отходов упаковки и многооборотной стеклянной упаковки, предусмотренной в абзацах втором, третьем и десятом части первой подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.07.2012, 1/13623) (далее — компенсация).

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

2. Для целей настоящей Инструкции применяются следующие термины и их определения:

многооборотная стеклянная упаковка — упаковка из стекла, предназначенная для ее многократного применения, за исключением такой упаковки, переданной юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данная упаковка образовалась в результате производственной деятельности;

отходы товаров — отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313, за исключением отходов, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности;

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

отходы упаковки — отходы полимерной, стеклянной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные на территорию Республики Беларусь товары, за исключением отходов, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности;

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

отходы бумажной и (или) картонной упаковки — отходы товаров, классифицируемых кодом 4819 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также бумажная и (или) картонная упаковка, в которую упакованы ввезенные на территорию Республики Беларусь товары;

(абзац введен постановлением Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

отчетный период — календарный месяц.

Иные термины и их определения применяются в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 183, 2/1368), Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313.

3. Выплата компенсации осуществляется государственным учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) на основании договора о выделении средств на компенсацию, заключенного с заявителем, включенным в перечень получателей компенсации.

4. Для получения компенсации заявители не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, представляют оператору:

заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции за отчетный период;

данные учета сбора отходов товаров, отходов упаковки, отходов бумажной и (или) картонной упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции за отчетный период;

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

расчет суммы средств, заявляемых на компенсацию расходов по сбору отходов товаров, отходов упаковки, отходов бумажной и (или) картонной упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки, по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции за отчетный период.

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

Заявители, осуществляющие передачу отходов товаров и отходов упаковки для дальнейшего обезвреживания, использования или хранения на территории Республики Беларусь и (или) многооборотной стеклянной упаковки для повторного использования на территории Республики Беларусь, представляют заверенные копии накладных на передачу отходов товаров и отходов упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки и опись накладных по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции за отчетный период.

Заявители, осуществляющие передачу отходов бумажной и (или) картонной упаковки для дальнейшего использования на территории Республики Беларусь:

по договору поставки товаров для республиканских государственных нужд представляют подписанный и заверенный печатями сторон акт сверки за отчетный период, который должен содержать дату и номер договора, по которому проводится сверка, и информацию о хозяйственных операциях, совершенных на основании данного договора, с указанием даты совершения операции, ее оценки в натуральных и стоимостных показателях, даты и номера товарной или товарно-транспортной накладной, которой оформлена операция;

по иному договору — заверенные копии накладных на передачу и опись накладных по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции за отчетный период.

(часть третья п. 4 введена постановлением Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

Заявители, которыми отходы товаров, отходы упаковки, отходы бумажной и (или) картонной упаковки собраны для самостоятельного обезвреживания, использования или хранения на территории Республики Беларусь и (или) многооборотная стеклянная упаковка для самостоятельного повторного использования на территории Республики Беларусь, представляют данные первичного учета отпуска отходов товаров, отходов упаковки, отходов бумажной и (или) картонной упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки в производство за отчетный период.

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

Для подтверждения выполнения условия, предусмотренного абзацем вторым части шестой подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313, дополнительно представляется информация об общих объемах сбора отходов товаров, отходов упаковки, отходов бумажной и (или) картонной упаковки (за исключением отходов, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности) и (или) многооборотной стеклянной упаковки за отчетный период с указанием объемов, собранных в соответствии с требованиями подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313.

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

Оператор вправе дополнительно запросить иные документы, подтверждающие сбор, передачу отходов товаров, отходов упаковки, отходов бумажной и (или) картонной упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки, в том числе заверенные копии:

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

договоров, в соответствии с которыми осуществлялась передача отходов товаров, отходов упаковки, отходов бумажной и (или) картонной упаковки для дальнейшего обезвреживания, использования или хранения на территории Республики Беларусь и (или) многооборотной стеклянной упаковки для повторного использования на территории Республики Беларусь;

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

первичных учетных документов о сборе отходов товаров, отходов упаковки, отходов бумажной и (или) картонной упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки.

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

5. Оператор ежемесячно до 30-го числа, если иной срок не установлен настоящей Инструкцией, осуществляет проверку документов, направленных заявителями до 10-го числа текущего месяца, и вносит Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь обоснованные предложения о возможности или невозможности выплаты компенсации заявителям.

При внесении предложения о невозможности выплаты компенсации оператор руководствуется частями шестой и восьмой подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313.

6. При необходимости оператор направляет заявителю предложения о доработке представленных документов (внесении в них изменений и (или) дополнений) в целях приведения их в соответствие с требованиями настоящей Инструкции и иных нормативных правовых актов.

Доработка документов осуществляется заявителем в течение 10 дней с момента получения предложений оператора, но не позднее 10-го числа следующего месяца.

7. Оператор имеет право в установленном законодательством порядке осуществлять оценку достоверности сведений, представленных заявителем для получения компенсации.

При необходимости проведения оценки достоверности сведений срок проверки документов продлевается на время проведения оценки, о чем оператор письменно информирует заявителя.

8. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в течение 5 рабочих дней рассматривает предложения оператора, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящей Инструкции, и утверждает перечень получателей компенсации.

9. Оператор в течение 3 банковских дней с момента получения утвержденного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь перечня получателей компенсации осуществляет перечисление средств на расчетный банковский счет заявителя, указанный в заявлении о выплате компенсации, или информирует заявителя об отказе в выплате компенсации.

10. Компенсация выплачивается заявителям в пределах общих размеров расходования средств на данные мероприятия в текущем году, определяемых в соответствии с законодательством.

Приложение 1

к Инструкции о порядке выплаты

компенсации юридическим лицам

и индивидуальным предпринимателям

расходов по сбору на территории

Республики Беларусь отходов товаров

и отходов упаковки, многооборотной

стеклянной упаковки

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

Форма 1

Государственное учреждение

«Оператор вторичных материальных ресурсов»

(наименование юридического лица, фамилия,

собственное имя, отчество (если таковое имеется)

индивидуального предпринимателя)

(местонахождение юридического лица или

индивидуального предпринимателя,

контактный телефон)

(учетный номер плательщика)

(расчетный счет и код банка)

Заявление о выплате компенсации расходов по сбору на территории Республики

Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, предусмотренной в абзаце

втором части первой подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики

Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313

Прошу выплатить компенсацию расходов по сбору на территории Республики

Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, которые переданы для

обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь или

хранения на территории Республики Беларусь, за _________________ 20__ года.

(отчетный период)

К заявлению прилагаются: _____________________________________________

(указываются документы, необходимые для

получения компенсации)

Другие сведения: _____________________________________________________

Руководитель юридического лица

(индивидуальный предприниматель) _________________ _______________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

М.П.

Главный бухгалтер _________________ _______________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

(инициалы, фамилия исполнителя, тел.)

Форма 2

Государственное учреждение

«Оператор вторичных материальных ресурсов»

(наименование юридического лица, фамилия,

собственное имя, отчество (если таковое имеется)

индивидуального предпринимателя)

(местонахождение юридического лица или

индивидуального предпринимателя,

контактный телефон)

(учетный номер плательщика)

(расчетный счет и код банка)

Заявление о выплате компенсации расходов по сбору на территории Республики

Беларусь отходов бумажной и (или) картонной упаковки, предусмотренной в

абзацах втором и десятом части первой подпункта 1.6 пункта 1 Указа

Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313

Прошу выплатить компенсацию расходов по сбору на территории Республики

Беларусь отходов бумажной и (или) картонной упаковки, которые переданы для

использования на территории Республики Беларусь, в том числе по договорам

поставки товаров для республиканских государственных нужд, за

__________________ 20__ года.

(отчетный период)

К заявлению прилагаются: _____________________________________________

(указываются документы, необходимые для

получения компенсации)

Другие сведения: _____________________________________________________

Руководитель юридического лица

(индивидуальный предприниматель) ________________ ________________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

М.П.

Главный бухгалтер ________________ ________________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

(инициалы, фамилия исполнителя, тел.)

Форма 3

Государственное учреждение

«Оператор вторичных материальных ресурсов»

(наименование юридического лица, фамилия,

собственное имя, отчество (если таковое имеется)

индивидуального предпринимателя)

(местонахождение юридического лица или

индивидуального предпринимателя,

контактный телефон)

(учетный номер плательщика)

(расчетный счет и код банка)

Заявление о выплате компенсации расходов по сбору на территории Республики

Беларусь многооборотной стеклянной упаковки, предусмотренной в абзаце

третьем части первой подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики

Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313

Прошу выплатить компенсацию расходов по сбору на территории Республики

Беларусь многооборотной стеклянной упаковки, которая передана для

повторного использования на территории Республики Беларусь, за

__________________ 20__ года.

(отчетный период)

К заявлению прилагаются: _____________________________________________

(указываются документы, необходимые для

получения компенсации)

Другие сведения: _____________________________________________________

Руководитель юридического лица

(индивидуальный предприниматель) ________________ ________________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

М.П.

Главный бухгалтер ________________ ________________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

(инициалы, фамилия исполнителя, тел.)

Приложение 2

к Инструкции о порядке выплаты

компенсации юридическим лицам

и индивидуальным предпринимателям

расходов по сбору на территории

Республики Беларусь отходов товаров

и отходов упаковки, многооборотной

стеклянной упаковки

(в ред. постановления Минжилкомхоза от 26.10.2016 N 31)

Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР

Ордена Трудового Красного Знамени
Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова

Согласовано

Госстрой РСФСР

18 июня 1986 г. № 13-18/463

Утверждено

приказом Министерства
жилищно-коммунального
хозяйства РСФСР

от 11 июля 1986 г. № 321

ПРАВИЛА
РАЗРАБОТКИ СХЕМ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ
ГОРОДОВ РСФСР

Отдел научно-технической информации АКХ
Москва 1986

Правила устанавливают основные положения по составу, содержанию и утверждению схем санитарной очистки городов. Схемы определяют объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, потребное количество специальных уборочных машин и механизмов, целесообразность строительства или расширения существующих объектов санитарной очистки, а также очередность выполнения мероприятий.

Разработаны институтом «Гипрокоммунстрой» Минжилкомхоза РСФСР (инж. П.С. Ермилов) совместно с Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова (канд. техн. наук Е.М. Букреев, инж. О.Н. Амурская) и предназначены для работников жилищно-коммунальных и проектных организаций, занимающихся санитарной очисткой городов.

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 123371, Москва, Волоколамское шоссе, 116, АКХ им. К.Д. Памфилова, отдел санитарной очистки городов.

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Санитарная очистка городов — одно из важнейших санитарно-гигиенических мероприятий, способствующих охране здоровья населения и окружающей природной среды, и включает в себя комплекс работ по сбору, удалению, обезвреживанию и переработке бытовых отходов и уборке городских территорий.

2. Схема санитарной очистки направлена на решение указанных задач и должна разрабатываться на период не менее чем на 15 лет. Через каждые пять лет в схему вносят необходимые уточнения и дополнения.

3. Схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам санитарной очистки, методы сбора, удаления, обеззараживания и переработки отходов, потребное количество специальных уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения существующих объектов санитарной очистки, ориентировочные капиталовложения на строительство и на приобретение технических средств.

II. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СХЕМ

4. Необходимость разработки схем санитарной очистки городов определена Постановлением Совета Министров СССР от 6.04.1983 г. № 282 «О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве» и приказом Минжилкомхоза РСФСР от 6.12.1985 г. № 583 «Об улучшении сбора, обезвреживания и утилизации твердых бытовых отходов».

5. Задание на разработку схемы санитарной очистки составляется городским управлением коммунального хозяйства (благоустройства) совместно с проектной организацией, согласовывается органами архитектуры, городской санитарно-эпидемиологической службой и утверждается исполкомом городского Совета народных депутатов.

Общие требования к содержанию задания на разработку схем устанавливаются в соответствии с прил. 1 настоящих правил.

6. Проектирование и строительство сооружений по санитарной очистке производится в соответствии утвержденной схемой в установленном порядке.

7. Для объектов первой очереди выполнения мероприятий схемы необходимо проводить предварительное согласование мест расположения намечаемых к строительству сооружений в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.03.1974 г. № 10 «Об упорядочении предоставления в пользование земельных участков».

III. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

8. Основными исходными данными для разработки схемы санитарной очистки является генеральный план города и данные существующего состояния санитарной очистки города.

9. Основные исходные данные представляются заказчиком по табл. 1.

Таблица 1

Показатель

Ед. измерения

На конец отчетного года

На последний год первой очереди

На последний год второй очереди

Численность населения

тыс. чел.

В том числе проживающего в домовладениях:

благоустроенных

неблагоустроенных

Численность населения, проживающего в неканализованных домовладениях

тыс. чел.

Этажность застройки:

%

1 — 2-этажные

3 — 5-этажные

более пяти этажей

Больницы

Коек

Поликлиники

Число посещений

Гостиницы

Мест

Детские сады и ясли

Мест

Школы, ПТУ, техникумы, институты

Учащихся

Клубы, кинотеатры, театры, цирки

Мест

Предприятия общественного питания

Посадочных мест

Магазины:

м2 торговой площади

продовольственные

промтоварные

Рынки

м2 торговой площади

Предприятия бытового обслуживания

Сотрудников

Учреждения, управления кредитования, правовые, общественные и пр.

Сотрудников

Общая протяженность и площадь проезжей части улиц, дорог, проездов и площадей с усовершенствованными покрытиями

км/тыс. м2

Протяженность и площадь тротуаров с усовершенствованными покрытиями

км/тыс. м2

10. Данные, характеризующие существующее состояние санитарной очистки, подготавливает проектная организация совместно с заинтересованными службами города в процессе разработки схемы.

К указанным данным относятся: организационная структура предприятий уборки, организация и объемы работ то сбору и вывозу твердых, жидких и пищевых отходов, утвержденные нормы накопления бытовых отходов, площадь городских улиц, дорог, а также площадь дорожных покрытий, убираемых механизированным способом; система сбора и вывоза отходов, их обезвреживание, складирование и использование; местонахождение и характеристика сооружений (полигоны, предприятия по промышленной переработке отходов, базы по содержанию и ремонту техники, пескобазы, водозаправочные пункты, снегосвалки и т.п.); машины и механизмы с указанием марок, их количества и года выпуска.

IV. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ СХЕМЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ

11. Схема санитарной очистки должна содержать: общие сведения; природно-климатические условия; материалы развития города; современное состояние санитаркой очистки города; организацию сбора и вывоза твердых, пищевых и жидких отходов; организацию механизированной уборки городских территорий; организационную структуру предприятий по санитарной очистке (уборке); мощность и размещение производственных баз; капиталовложения на мероприятия санитарной очистки; графическую часть.

Общие сведения

12. Местоположение города, его промышленно-экономическое и административное значение, размеры территории, расчленение города реками, оврагами, железными дорогами на обособленные части, деление территории города на административные районы.

Природно-климатические условия

13. Рельеф местности, климат, средняя температура воздуха по месяцам, среднее количество осадков, среднее число дней с осадками по месяцам, средняя высота снежного покрова, начало осенних и конец весенних заморозков, число гололедов, средняя высота образовавшегося слоя снега в течение одного снегопада, направление господствующих ветров, геологические и гидрогеологические условия.

Характеристика развития города

14. Численность населения (в целом по городу и административным районам), количество населения, проживающего в домах местных Советов, в ведомственных, кооперативных и частных домах, число жителей, проживающих в неканализованных домовладениях; существующая и перспективная этажность застройки, улицы, площади и проезды с усовершенствованными покрытиями, их протяженность и площадь (отдельно по проезжей части и тротуарам); система канализации, охват населения общегородской канализацией, размещение и мощность очистных сооружений, площадь зеленых насаждений общего пользования.

Современное состояние санитарной очистки города

15. Изложение раздела должно соответствовать п. 10.

Организация сбора и удаления твердых, жидких и пищевых отходов

16. Нормы и объемы накопления твердых бытовых отходов. В основу расчета объема накопления твердых бытовых отходов должны приниматься нормы накопления отходов по жилищному фонду, утвержденные решением горисполкома. Нормы накопления отходов от объектов общественного назначения, торговли и культурно-бытовых учреждений принимаются в соответствии с рекомендациями прил. 3 . При расчете объема накопления отходов следует учитывать тенденцию ежегодного роста на 1 — 3 % нормы накопления (больший процент принимается для крупных — с населением свыше 500 тыс. чел. и крупнейших городов — 1 млн. чел.).

Крупногабаритные отходы, образующиеся в городах, достигают 7 % по объему от общего количества твердых бытовых отходов.

При расчете суточного накопления отходов коэффициент неравномерности принимается равным 1,25.

Пример расчета объемов накопления твердых бытовых отходов приведен в прил. 2 настоящих правил.

17. Методы сбора и удаления бытовых отходов. Для обеспечения необходимого санитарного состояния города и более эффективного использования парка уборочной техники сбор и удаление бытовых отходов следует осуществлять по планово-регулярной системе в соответствии с требованиями, предусмотренными правилами прил. 3 .

При выборе методов сбора и удаления твердых бытовых отходов в схемах санитарной очистки, необходимо учитывать уровень благоустройства жилищного фонда городов и климатические условия согласно рекомендациям прил. 3 .

При удалении сооружений для складирования (обезвреживания) отходов на расстояние более 20 — 25 км от мест сбора и объемов вывозимых отходов свыше 150 — 200 м3/сут целесообразно применять двухэтапный метод удаления отходов с использованием мусороперегрузочных станций.

Определение потребного количества уборочных машин должно приниматься в соответствии с нормативами прил. 3 .

Для вновь проектируемых жилых комплексов на перспективу необходимо предусматривать использование пневмовакуумных систем сбора и удаления твердых бытовых отходов.

18. Обеззараживание бытовых отходов и их переработка. В настоящее время и на период до 2000 г. предусматриваются три основных метода:

обезвреживание на полигонах;

биотермическая переработка в компост (биотопливо и органическое удобрение) на мусороперерабатывающих заводах;

сжигание на специализированных мусоросжигательных заводах с утилизацией тепла.

Методы обезвреживания бытовых отходов выбирают на основе технико-экономических обоснований в зависимости от местных условий и санитарных требований.

Строительство сооружений по промышленной переработке бытовых отходов экономически целесообразно для городов с населением свыше 250 тыс. чел. с размещением их в промышленной зоне городов.

Строительство мусороперерабатывающих заводов оправдано при условии гарантированного потребления компоста городским озеленением, колхозами и совхозами, расположенными в пригородной зоне.

Строительство мусоросжигательных заводов следует предусматривать в городах, в которых по климатическим условиям и санитарно-эпидемиологическим требованиям метод сжигания является наиболее надежным (курортные зоны, города Крайнего Севера и города с особыми санитарно-эпидемиологическими условиями).

Схема санитарной очистки должна содержать предложение о выбранном методе обезвреживания отходов, ориентировочном месте его расположения и мощности.

19. Организация удаления жидких бытовых отходов. Средняя норма накопления жидких бытовых отходов в неканализованном жилищном фонде в зависимости от местных условий (водопроницаемость выгребов, норма водопотребления, уровень стояния грунтовых вод и других) принимается от 1,5 до 3,25 м3/год на 1 чел.

При расчете общего количества жидких бытовых отходов необходимо учитывать отходы, образующиеся в неканализованных нежилых объектах (отдельностоящие объекты).

Сбор и удаление жидких отходов осуществляется в соответствии с инструкцией прил. 3 . Прием жидких отходов следует производить на сливных станциях (пунктах) с обезвреживанием их на местных канализационных сооружениях или в компактных установках с полной биологической очисткой сточных вод типа «Биокомпакт-200» и «Ручей».

20. Организация сбора и вывоза пищевых отходов. Схема санитарной очистки должна предусматривать возможность организованного сбора пищевых отходов в благоустроенном жилищном фонде и на предприятиях общественного питания.

Среднюю норму накопления пищевых отходов следует принимать в количестве 28 кг/чел. в год в благоустроенном жилищном фонде в соответствии с нормативами прил. 3 и 100 — 150 кг/чел. в год на одно посадочное место на предприятиях общественного питания.

Переработку пищевых отходов целесообразно осуществлять двумя методами: в автоклавах и приготовление сухих гранулированных кормов. После автоклавной переработки корма используют по мере их приготовления. Сухие гранулированные корма могут храниться длительное время (до двух лет).

В схеме санитарной очистки должны быть выбраны оптимальный метод переработки пищевых отходов и мощность перерабатывающих предприятий, определены предприятия-потребители, и количество спецтранспорта, необходимого для вывоза отходов.

Организация механизированной уборки городских территорий

21. Механизированная уборка городских территорий является одной из важных и сложных задач охраны городской окружающей среды. В схемах санитарной очистки должны быть приведены: объемы, методы и технология выполнения работ в летнее и зимнее время года; потребное количество машин, механизмов и оборудования; технологические сооружения, их мощность и месторасположение (стоянки специальных уборочных машин, водозаборные пункты, места складирования снега, базы для приготовления и хранения противогололедных материалов, снегосвалки и т.п.).

Работы по механизированной уборке должны выполняться, как правило, коммунальными предприятиями, которые обеспечивают своевременное и качественное выполнение установленных объектов работ.

В схеме санитарной очистки должны быть решены вопросы механизированной уборки городских территорий ведомственными организациями.

Определение потребного количества машин должно устанавливаться расчетным путем.

Организационная структура предприятий по санитарной очистке (уборке)

22. Организационную структуру предприятий по очистке выбирают с учетом климатических, санитарно-эпидемиологических и других местных условий.

Наиболее рациональная структура предприятий, получившими широкое распространение в городах РСФСР, являются:

для городов с населением до 500 тыс. жителей — спецавтохозяйства (спецавтобазы), выполняющие весь комплекс работ, связанный со сбором, удалением, обезвреживанием бытовых отходов и с уборкой городских территорий;

для городов с населением свыше 500 тыс. жителей — спецавтохозяйства (спецавтобазы), осуществляющие сбор и удаление бытовых отходов, и дорожные организации, производящие уборку городских территорий.

Для лучшей организации работ территорию города следует разбивать на участки, обслуживаемые механизированной колонной, обеспечивающей выполнение всех видов работ по установленной технологии. Необходимо создавать участки для каждого административного района города.

Мощность и размещение производственных баз

23. При разработке схем санитарной очистки должны решаться вопросы количества производственных баз по содержанию и ремонту техники, их мощность и размещение.

При определении количества и мощности производственных баз необходимо учитывать объем работ, площадь застройки городов и убираемых территорий, степень благоустройства и др.

Строительство нескольких баз для одного города может быть оправдано только в крупных городах и при значительной отдаленности обслуживаемых районов друг от друга (15 км и более) или отсутствием надлежащей связи между ними.

Общая мощность баз должна определяться на основании расчетного количества машин по всем видам работ.

Размещение новых баз следует предусматривать в коммунально-складских и промышленных зонах.

Строительство баз по содержанию и ремонту техники должно осуществляться по типовым проектам.

Капиталовложения на мероприятия санитарной очистки

24. Схема должна содержать расчет капиталовложений по следующим статьям затрат:

на строительство основных сооружений;

на приобретение оборудования, транспорта и инвентаря.

Стоимость сооружений определяется по сметам типовых или индивидуальных проектов с учетом затрат на привязку к местным условиям.

Затраты на приобретение машин, механизмов, оборудования и инвентаря принимаются по оптовым ценам соответствующих прейскурантов.

Расчет капиталовложений производится по табл. 2.

Таблица 2

№ пп.

Статья затрат

Ед. измерения

Источник определения стоимости

Стоимость единицы измерения, руб.

Очередность

Первая

Вторая

Количество единиц

Сумма, тыс. руб.

Количество единиц

Сумма, тыс. руб.

Графическая часть

25. Планово-картографической подосновой схемы являются топопланы (карты) на город и прилегающую территорию в масштабе 1:5000 — 1:25000.

26. На основном чертеже-сxеме размещения сооружений показывают элементы генерального плана (жилая и промышленная застройки, зоны, занятые зелеными насаждениями, водоемы, основные общегородские магистрали, полосы отвода железных дорог, очистные сооружения канализации). Условными знаками показывают сооружения по санитарной очистке и уборке (существующие, расширяемые, реконструируемые и проектируемые), приводят основные технико-экономические показателя по очередям развития — объемы выполняемых работ, расчетное количество машин и механизмов по видам работ, капиталовложения.

27. В пояснительной записке даются технологические схемы, генеральные планы и типовые решения основных сооружений.

V. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ СХЕМ

Пояснительную записку схемы санитаркой очистки составляют в пяти экземплярах, из них четыре и основной чертеж схемы выдают заказчику.

Схему согласовывают органы санитарно-эпидемиологической службы и архитектуры и по представлению управления коммунального хозяйства (благоустройства) утверждает исполком городского Совета народных депутатов.

Общие требования к содержанию задания на разработку схем санитарной очистки городов РСФСР

Задание на проектирование должно составляться в соответствии с положениями разд. II настоящих правил и содержать следующие данные:

1) наименование проекта;

2) основание для разработки;

3) заказчик;

4) подрядчик;

5) стадия проектирования;

6) сроки разработки;

7) численность населения на перспективу.

Примечание. Состав задания на разработку схемы может уточняться применительно к конкретному объекту.

Приложение 2

Пример расчета объемов накопления твердых бытовых отходов (для условного города с населением 100 тыс. жит. — в 1990 г., 150 тыс. жит. — в 2000 г.)

Таблица

Объекты образования твердых бытовых отходов

Ед. измерения

Норма накопления твердых бытовых отходов, л/год

Количество расчетных единиц

Объем накопления твердых бытовых отходов, м3/год

Годы

1985 (исходная)

Благоустроенные домовладения

Житель

Неблагоустроенные домовладения

Житель

Больницы

Койка

Поликлиники

Посещение

Гостиницы

Место

Детские сады и ясли

Место

Школы, ПТУ, техникумы, институты

Учащийся

Клубы, кинотеатры, театры

Место

Предприятия общественного питания

Посадочное место

Магазины:

м2 торговой площади

продовольственные

промтоварные

Рынки

м2 торговой площади

Предприятия бытового обслуживания

Сотрудник

Учреждения

Сотрудник

Итого …

Районное обслуживание и неучтенные объекты — 10 %

Всего …

Примечание. Для укрупненных расчетов ежегодный рост норм накопления твердых бытовых отходов принят в размере 1,5 %.

Перечень нормативных документов для руководства при разработке схем санитарной очистки городов

1. Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населенных мест. — М.: Стройиздат, 1980.

2. Инструкция по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. — М.: Стройиздат, 1982.

3. Нормативы потребности в машинах для уборки населенных мест РСФСР. — М.: ОНТИ АКХ им. К.Д. Памфилова, 1985.

4. Нормативы по сбору пищевых отходов у населения. — М.: ОНТИ АКХ им. К.Д. Памфилова, 1986.

5. Правила санитарного содержания территорий населенных мест. — М.: Стройиздат, 1980.

6. Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР. — М.: ОНТИ АКХ им. К.Д. Памфилова, 1982.

7. Рекомендации по рекультивации территорий закрытых полигонов твердых бытовых отходов. — Свердловск, УНИИ АКХ им. К.Д. Памфилова, 1983.

8. Рекомендации по выбору методов и организации удаления бытовых отходов. — М.: ОНТИ АКХ им. К.Д. Памфилова, 1985.

9. Рекомендации по проектированию и эксплуатации заводов по переработке твердых бытовых отходов в компост. — М.: ОНТИ АКХ им. К.Д. Памфилова, 1986.

На основании пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2012 г. N 47 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 724» и подпункта 4.4 пункта 4 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 968 «Вопросы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь», в целях применения единых подходов к определению выполнения системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке выполнения системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. N 116 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке выполнения системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства»;

приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12 октября 2006 г. N 165 «О внесении дополнения в Методические рекомендации по оценке выполнения системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства»;

приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. N 269 «О внесении изменений и дополнений в приказ Минжилкомхоза от 5 июля 2006 г. N 116»;

подпункт 1.3 пункта 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 11 августа 2008 г. N 168 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по вопросам деятельности организаций застройщиков»;

подпункт 1.2 пункта 1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 17 ноября 2009 г. N 179 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и признании утратившим силу приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12 декабря 1994 г. N 103»;

приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. N 211 «О внесении дополнений и изменения в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. N 116».

Министр А.В.Шорец

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства

жилищно-коммунального

хозяйства

Республики Беларусь

10.02.2012 N 19

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Методические рекомендации по оценке выполнения системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства (далее — методические рекомендации) предназначены для применения единых подходов к определению выполнения системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» (далее — постановление N 724) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 64, 5/12556), с учетом работы организаций всех форм собственности и ведомственной подчиненности, индивидуальных предпринимателей и частных лиц.

В соответствии с постановлением N 724 в области жилищно-коммунального хозяйства установлено 12 нормативов социальных стандартов (далее — стандарты N 2 — 13).

———————————

<*> Для целей настоящего приказа номера позиций стандартов приняты в соответствии с постановлением N 724.

Данные стандарты определяют гарантированный уровень удовлетворения основных потребностей граждан в услугах жилищно-коммунального хозяйства и создания благоприятной для жизни внешней среды на территории населенного пункта.

Исходя из специфики установленных нормативов, оценка их производится территориально. Территориальный уровень оценки выполнения определяется начиная с уровня населенного пункта, города или района, является базовым и указан для каждого норматива социального стандарта в настоящих Методических рекомендациях.

Для заключения о выполнении норматива государственного социального стандарта в области жилищно-коммунального хозяйства на территориальном уровне производится сравнение фактически достигнутого уровня норматива, определенного в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, с минимальным уровнем норматива обслуживания, установленным постановлением N 724, или с более высоким уровнем норматива, установленным решениями вышестоящего исполнительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом их специфики и развития инфраструктуры.

Социальные стандарты N 2, 3, 4, 5, 12, 13 устанавливают минимальный гарантированный объем потребления жилищно-коммунальных услуг на основании санитарно-гигиенических норм и среднестатистических данных по объемам потребления воды, газа и электроэнергии.

В соответствии с законодательством гражданин для целей бытового потребления вправе использовать энергию, газ, воду в необходимом ему количестве. В республике создана развитая система учета потребления жилищно-коммунальных услуг, в том числе индивидуального, что позволяет нанимателям, собственникам жилых помещений, членам организаций застройщиков регулировать объем потребления услуг водо-, тепло-, газо- и электроснабжения и получать их в востребованном объеме.

Поэтому основным критерием оценки фактического выполнения социальных стандартов N 2, 3, 12, 13 является не усредненное за какой-либо период потребление объемов услуг по населенному пункту, а отсутствие ограничений объемов потребления в населенном пункта воды, газа и электрической энергии, ниже установленных данными стандартами нормативов обслуживания.

При этом, кроме оценки наличия ограничений потребления (технической возможности поддержания уровня потребления услуг не ниже минимального), для социальных стандартов N 2, 3, 4, 5, 12, 13 учитывается наличие систематических обоснованных коллективных обращений граждан по вопросам предоставления услуг водо-, электро- и газоснабжения в недостаточном объеме, низкой температуры в жилых помещениях и горячей воды.

Норматив не считается выполненным, если анализ таких обращений позволяет сделать вывод, что указанные нормативы обслуживания не выполняются в населенном пункте (его отдельной части или микрорайоне).

Указанные социальные стандарты считаются выполненными на базовом территориальном уровне при наличии отдельных обращений граждан по вопросам соблюдения нормативов обслуживания.

1. Социальный стандарт N 2: «Норма обеспечения водой»

1.1. Для граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией:

норматив обслуживания — не менее 140 л/сутки на одного человека, в том числе не менее 70 л/сутки — на горячее водоснабжение.

Территориальный уровень оценки выполнения — населенный пункт, в котором имеются жилые дома, оборудованные системами централизованного водоснабжения и канализации.

Норматив не считается выполненным, если в населенном пункте для граждан, проживающих в жилых домах:

подключенных к системам централизованного холодного водоснабжения и канализации при отсутствии газовых водонагревателей и ванн, существует ограничение объема водопотребления менее 70 л/сутки на одного человека;

подключенных к системам централизованного холодного и горячего водоснабжения и канализации или системам централизованного холодного водоснабжения и канализации при наличии газовых водонагревателей и ванн, существует ограничение объема водопотребления менее 140 л/сутки на одного человека, в том числе существует ограничение объема подачи горячей воды менее 70 л на одного человека в сутки, в течение которых в жилищный фонд централизованно подается горячая вода.

При оценке выполнения не учитываются случаи ограничения водопотребления, произведенные в соответствии с действующим законодательством, а также при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций, при несоблюдении нанимателями, собственниками жилых помещений, членами организации застройщиков правил эксплуатации жилищного фонда.

1.2. Для граждан, проживающих в агрогородках (наличие системы централизованного питьевого водоснабжения):

норматив обслуживания — не менее 50 процентов проживающего в агрогородках населения (с учетом населения, пользующегося водой из водоразборных колонок).

Территориальный уровень оценки выполнения — агрогородок. Норматив не считается выполненным, если в агрогородке:

отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения;

возможность пользоваться системой централизованного водоснабжения имеет менее 50% проживающего населения;

производственная мощность имеющейся системы централизованного водоснабжения не обеспечивает водопотребление не менее чем 50% проживающего населения.

При оценке выполнения норматива учитывается количество населения, постоянно проживающего в агрогородке.

Численность населения, имеющего возможность пользоваться водой из систем централизованного водоснабжения, определяется как сумма проживающих в домах, оборудованных централизованным водоснабжением, и в домах, собственники (наниматели) которых пользуются водой из водоразборных колонок в соответствии с заключенными договорами, и проживающих в домах, находящихся в радиусе обслуживания водоразборной колонки 100 м, но не имеющих заключенных в установленном порядке договоров на водоснабжение.

Минимальная необходимая мощность системы централизованного водоснабжения для агрогородка определяется как увеличенная на 10 — 20% сумма фактического водопотребления населением, проживающим в жилых домах, оборудованных внутренним водопроводом и канализацией, имеющих ввод водопровода, населением, пользующимся водой из водоразборных колонок, на объектах социального и производственного назначения, подключенных к системе централизованного водоснабжения агрогородка.

Водопользование из водоразборных колонок принимается в объеме 35 л/сутки на 1 человека.

При оценке выполнения социального стандарта не учитываются случаи ограничения водопотребления, произведенные в соответствии с действующим законодательством, а также при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций, при нарушении собственниками, нанимателями, членами организации застройщиков жилых помещений порядка эксплуатации жилищного фонда.

2. Социальный стандарт N 3: «Норма обеспечения водой для граждан, пользующихся водой из водоразборных колонок»

Норматив обслуживания — не менее 35 л/сутки на одного человека.

Территориальный уровень оценки выполнения — населенный пункт, в котором имеется система централизованного водоснабжения с уличными водоразборными колонками.

Норматив не считается выполненным:

если в населенном пункте (или его части) для граждан, пользующихся водой из водоразборных колонок и являющихся абонентами водоснабжающих организаций, существует ограничение объема водопотребления менее 35 л в сутки на одного человека;

если в жилой застройке населенного пункта имеются улицы, по которым проходят сети водопровода, а водоразборные колонки отсутствуют или радиус обслуживания ими жилых домов (кроме домов, оборудованных централизованным водоснабжением) превышает 100 метров.

При оценке выполнения социального стандарта не учитываются случаи ограничения водопотребления, произведенные в соответствии с действующим законодательством, а также при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций.

3. Социальный стандарт N 4: «Норматив отопления жилых помещений»

Норматив обслуживания — не менее 18 °C.

Территориальный уровень оценки выполнения — населенный пункт, в котором имеется система централизованного теплоснабжения жилых домов.

Норматив не считается выполненным, если в осенне-зимний период в населенном пункте в жилых домах, имеющих систему централизованного теплоснабжения, температура воздуха внутри жилых помещений более 3 суток подряд находится на уровне менее 18 °C.

При оценке выполнения социального стандарта не учитываются случаи ограничения теплоснабжения, произведенные в соответствии с действующим законодательством, а также случаи снижения температуры воздуха внутри жилых помещений ниже 18 °C по следующим причинам:

временное ограничение или прекращение подачи тепловой энергии при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций;

снижение температуры наружного воздуха ниже расчетной температуры для системы отопления населенного пункта в течение 3 суток и более;

нарушение нанимателями, собственниками жилых помещений, членами организации застройщиков порядка эксплуатации жилищного фонда, в том числе непринятие ими мер по утеплению оконных и дверных заполнений.

4. Социальный стандарт N 5: «Норматив температуры горячей воды»

Норматив обслуживания — не менее 50 °C.

Территориальный уровень оценки выполнения — населенный пункт, в котором имеется система централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда.

Норматив не считается выполненным, если в населенном пункте, имеющем систему централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда, температура горячей воды в жилых домах в период с 06.00 до 24.00 находится на уровне ниже 50 °C.

При оценке выполнения социального стандарта не учитываются случаи ограничения теплоснабжения, произведенные в соответствии с действующим законодательством, включая проведение планово-предупредительных ремонтов и реконструкций по утвержденным в установленном порядке графикам, а также случаи снижения температуры горячей воды у потребителя ниже 50 °C по следующим причинам:

временное ограничение или прекращение подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения при возникновении аварий, чрезвычайных ситуаций, устойчивом снижении температуры наружного воздуха ниже расчетной температуры для системы отопления населенного пункта;

нарушение нанимателями, собственниками жилых помещений, членами организации застройщиков правил эксплуатации жилищного фонда;

использование потребителем системы горячего водоснабжения не по назначению (подключение к ним систем отопления, другое).

5. Социальный стандарт N 6: «Наличие помывочных мест в банях: для городов и городских поселков»

Норматив обслуживания:

в жилищном фонде благоустроенном — 3 места на 1 тыс. человек

в жилищном фонде неблагоустроенном — 5 мест на 1 тыс. человек.

Территориальный уровень оценки выполнения — городской населенный пункт.

Фактическое выполнение норматива определяется как отношение общего количества помывочных мест в банях, саунах, душевых городского населенного пункта, находящихся в собственности организаций всех форм собственности и ведомственной подчиненности, а также в собственности частных лиц, к количеству проживающего в городском населенном пункте населения по состоянию на 1 января текущего года.

Подсчет помывочных мест производится в следующем порядке:

в банях, саунах, душевых коммунальной собственности, а также общедоступных подразделениях подсчет помывочных мест производится согласно последнему аттестационному акту либо проектной документации на их строительство;

в банях, саунах, душевых, находящихся в собственности организаций, подсчет помывочных мест производится согласно проектной документации на их строительство либо правилам эксплуатации;

в общедоступных банях, саунах, душевых, принадлежащих частным лицам, подсчет помывочных мест производится на основании технического паспорта либо проектной документации на их строительство;

в банях, саунах, являющихся дворовыми постройками вспомогательного, хозяйственного назначения, обозначенными на схеме земельного участка домовладения и принадлежащими частным лицам, подсчет помывочных мест производится по количеству лиц, проживающих в жилом доме.

При подсчете помывочных мест в банях, саунах, душевых, находящихся в коммунальной собственности и в собственности других организаций, по решению местных исполнительных и распорядительных органов возможно применение повышающего коэффициента, учитывающего средний процент посещаемости банного подразделения за предыдущий год.

Пример:

г. Сморгонь (население — 36,4 тыс.чел.; единовременная вместимость функционирующей бани — 72 места; других банных подразделений не имеется; средний процент посещаемости бани за предыдущий год — 29,0; максимальный процент посещаемости бани — 100).

Подсчет помывочных мест:

(72 / 36,4) x (100 / 29,0) = 6,8,

где (100 / 29,0) — повышающий коэффициент.

С учетом среднего процента посещаемости функционирующей бани обеспеченность помывочными местами в г. Сморгонь составила 6,8 места на 1 тыс. человек.

6. Социальный стандарт N 7: «Удельный вес освещенных улиц»

Норматив обслуживания — не менее 80 процентов.

Территориальный уровень оценки выполнения — городской населенный пункт, агрогородок, сельский населенный пункт.

Для городских населенных пунктов и агрогородков фактическое выполнение норматива определяется как отношение (в процентах) общей протяженности улиц и дорог с учетом мостов и путепроводов, имеющих специальные установки уличного электрического освещения, к общей протяженности всех улиц и дорог в черте населенного пункта.

Для расчета общая протяженность улиц и дорог принимается в соответствии с данными формы государственной статистической отчетности 1-благоустройство (Минжилкомхоз) «Отчет о дорожном хозяйстве и наружном освещении в городах и поселках городского типа» по состоянию на 1 января текущего года, откорректированными на величину протяженности введенных в эксплуатацию и принятых в черту населенного пункта в установленном порядке с начала текущего года улиц и дорог. Общая протяженность улиц и дорог с учетом мостов и путепроводов на них, имеющих освещение, определяется по оси проезжей части независимо от того, освещены ли они с двух или с одной стороны.

Если по агрогородку отсутствуют данные государственной статистической отчетности по протяженности улиц и дорог, для расчета фактического выполнения норматива принимаются соответствующие данные по населенному пункту из паспорта агрогородка, других форм учета, плана населенного пункта с учетом протяженности введенных в эксплуатацию в установленном порядке улиц и дорог и сетей наружного освещения на них с последнего периода составления отчетности.

Если на момент оценки выполнения норматива отдельные участки сетей наружного освещения на улицах и дорогах городских населенных пунктов и агрогородков находятся в неработоспособном состоянии, общая протяженность освещенных улиц и дорог по этому населенному пункту уменьшается на протяженность данных участков.

Для сельских населенных пунктов норматив не считается выполненным, если в населенном пункте отсутствуют светоточки на въезде и выезде (всего не менее 2 светоточек на населенный пункт) и светоточки возле объектов социального и культурно-бытового назначения.

7. Социальный стандарт N 8: «Удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием»

Норматив обслуживания — не менее 60 процентов.

Территориальный уровень оценки выполнения — городской населенный пункт, агрогородок, сельский населенный пункт.

К усовершенствованным покрытиям следует относить капитальные, облегченные и переходные типы дорожных одежд (покрытия асфальтобетонные, цементобетонные, железобетонные или армобетонные сборные, мостовые из брусчатки, булыжника, клинкера и мозаики, сборные из мелкоразмерных бетонных плит, а также покрытия из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами) в соответствии с подпунктом 2.75 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 189, 1/6961), техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-3.03-227 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» и техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-3.03.-3-2004 (02250) «Проектирование дорожных одежд улиц и дорог населенных пунктов».

Для городских населенных пунктов и агрогородков фактическое выполнение норматива определяется как отношение (в процентах) общей протяженности улиц и дорог с усовершенствованным покрытием к общей протяженности всех улиц и дорог в черте населенного пункта.

Для расчета общая протяженность улиц и дорог и протяженность улиц и дорог с усовершенствованным покрытием принимаются в соответствии с данными формы государственной статистической отчетности 1-благоустройство (Минжилкомхоз) «Отчет о дорожном хозяйстве и наружном освещении в городах и поселках городского типа» по состоянию на 1 января текущего года, откорректированными на величину протяженности введенных в эксплуатацию и принятых в черту городского населенного пункта в установленном порядке с начала текущего года улиц и дорог и протяженности усовершенствованных покрытий на них.

Если по сельскому населенному пункту, преобразованному в агрогородок, отсутствуют данные государственной статистической отчетности по протяженности улиц и дорог и покрытий на них, для расчета фактического выполнения норматива принимаются соответствующие данные по населенному пункту из паспорта агрогородка, других форм учета, плана населенного пункта с учетом протяженности введенных в эксплуатацию в установленном порядке улиц и дорог и покрытий на них с последнего периода составления отчетности.

Для сельских населенных пунктов фактическое выполнение норматива определяется как отношение (в процентах) общей протяженности улиц и дорог с усовершенствованным покрытием к общей протяженности всех улиц и дорог, к которым предъявляется требование наличия усовершенствованного покрытия, находящихся в черте сельского населенного пункта.

Необходимость наличия (устройства) усовершенствованных покрытий на улицах и дорогах в сельском населенном пункте определяется в зависимости от транспортно-эксплуатационных требований, предъявляемых к проходящим через сельский населенный пункт дорогам общего пользования соответствующих категорий и имеющимся в его черте улицам, на основании действующих строительных норм технического кодекса установившейся практики ТКП 45-3.03-19-2006 (02250) «Автомобильные дороги. Нормы проектирования» и технического кодекса установившейся практики ТКП 45-3.03-227 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования».

Если на момент оценки выполнения норматива отдельные участки улиц и дорог городских и сельских населенных пунктов закрыты для транспортного движения по причине их аварийного состояния, общая протяженность улиц и дорог с усовершенствованным покрытием по населенному пункту уменьшается на протяженность данных участков.

8. Социальный стандарт N 9: «График подачи горячей воды»

Норматив обслуживания — ежедневно (в исключительных случаях — по графикам, утвержденным местными исполнительными и распорядительными органами, но не менее 2 дней в неделю).

Территориальный уровень оценки выполнения — населенный пункт, в котором имеется система централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда.

Норматив не считается выполненным в населенном пункте, имеющем систему централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда, если в период с 05.00 до 24.00 в жилые дома горячая вода подается с нарушением графика периодичности, установленного местными исполнительными и распорядительными органами, или менее 2 дней в неделю.

В населенных пунктах или их частях, где отсутствует техническая возможность подачи горячей воды в межотопительный период, оценку выполнения норматива производят только в осенне-зимний период.

9. Социальный стандарт N 10: «Наличие общественных уборных в городах и городских поселках»

Норматив обслуживания — не менее одной уборной (одного прибора) на 1 тыс. человек.

Территориальный уровень оценки выполнения — городской населенный пункт, агрогородок.

Норматив определен на основе норм ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки», таблица 7.3.

Фактическое выполнение норматива определяется как отношение общего количества приборов в общественных уборных в городском населенном пункте к количеству проживающего в городском населенном пункте населения по состоянию на 1 января текущего года.

В общее количество приборов в общественных уборных на территории населенного пункта включаются приборы в уборных, открытых для посещения на протяжении не менее 8 часов в сутки независимо от платности посещения, включая биотуалеты, уборные в местах массового отдыха, на вокзалах, организациях торгового, бытового, медицинского обслуживания, общественного питания и в других общедоступных местах.

В общее количество приборов не включаются приборы в уборных, предназначенных только для работников предприятий и организаций (доступ в которые ограничен пропускной системой или другими средствами), а также не работавшие на момент оценки выполнения норматива по каким-либо причинам на протяжении года. Приборы в общественных уборных, находящихся на капитальном ремонте согласно утвержденным титульным спискам объектов строительства капитальных ремонтов, включаются в общее количество приборов.

Норматив не считается выполненным, если в оборудованных местах для массового отдыха населения не функционируют общественные уборные, включая биотуалеты, в период года с мая по сентябрь.

10. Социальный стандарт N 11: «Санитарная очистка территорий населенных пунктов»

Норматив обслуживания — сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территорий населенных мест по графику.

Территориальный уровень оценки выполнения: наличие утвержденных местными исполнительными и распорядительными органами схем обращения с твердыми коммунальными отходами.

Фактическое выполнение норматива определяется исходя из соблюдения графиков вывоза твердых коммунальных отходов с территорий населенных пунктов.

11. Социальный стандарт N 12: «Норматив потребления электроэнергии»

Норматив обслуживания:

в домах с газовыми плитами — 60 кВт/ч в месяц на одного человека;

в домах с электроплитами — 90 кВт/ч в месяц на одного человека.

Территориальный уровень оценки выполнения — населенный пункт, в котором жилые дома подключены к системе электроснабжения.

Норматив не считается выполненным, если в населенном пункте или его части для граждан, являющихся абонентами энергоснабжающей организации и проживающих в жилых домах с газовыми плитами, существует ограничение потребления электроэнергии менее 60 кВт/ч в месяц на одного человека, а проживающих в жилых домах с электроплитами — менее 90 кВт/ч в месяц на одного человека.

При оценке выполнения социального стандарта не учитываются случаи ограничения электроснабжения потребителей, произведенные в соответствии с действующим законодательством.

12. Социальный стандарт N 13: «Норма расхода газа для целей пищеприготовления»

Норматив обслуживания:

природный газ — 8 куб.м/месяц на одного человека;

сжиженный емкостной газ — 3 куб.м/месяц на одного человека;

сжиженный баллонный газ — 10 баллонов в год на семью.

Территориальный уровень оценки выполнения — населенный пункт, в котором используется в жилищном фонде природный или сжиженный газ.

Норматив не считается выполненным, если в населенном пункте для граждан, проживающих в жилищном фонде, где для целей пищеприготовления используется природный газ, существует ограничение объема его потребления менее 8 куб.м/месяц на одного человека, сжиженный емкостной газ — менее 3 куб.м/месяц на одного человека, сжиженный баллонный газ — менее 10 баллонов в год на семью.

При оценке выполнения не учитываются случаи ограничения потребления природного и сжиженного газа, произведенные в соответствии с действующим законодательством.