Министерство внешнеэкономических связей Забайкальского края

Сотрудничество Забайкальского края со странами Центрально-Азиатского региона, без учета КНР, характеризуется слабым развитием торгово-экономических связей и несистемным взаимодействием в гуманитарной сфере.

Основными внешнеторговыми партнерами Забайкальского края среди стран Центральной Азии являются Китай и Казахстан. На долю КНР приходится около 80% всего объема внешней торговли региона, на Казахстан – примерно 10%. Доля внешнеторговых операций с Монголией, непосредственно граничащей с Забайкальским краем, составляет менее 0,3%.

Забайкальский край имеет давние дружественные отношения с приграничными регионами Китая и Монголии, которые осуществляются в рамках действующих соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. С этими государствами на постоянной основе проводятся обмены официальными делегациями и творческими коллективами. К числу наиболее крупных международных мероприятий с участием официальных лиц Забайкальского края, состоявшихся в марте-сентябре с.г. можно отнести следующие:

— участие делегаций автономного района Внутренняя Монголия, КНР, Восточного и Хэнтийского аймаков Монголии в торжественных мероприятиях в г.Чите, посвященных празднованию Дня Победы (май);

— 29-е заседание регионального российско-китайского рабочего комитета регулярных встреч по вопросам координации и взаимодействия между Забайкальским краем и городом Маньчжурия, КНР (май);

— биржа контактов предприятий Забайкальского края и г. Хулунбуир, КНР (май);

— Четвертая международная конференция «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху», г. Пекин, КНР (май);

— Российско-Монгольская инициатива – 2018, г. Улан-Батор, Монголия (июнь);

— заседание российской части Межправительственной Российско-Китайской Комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока Китая, г. Далянь, КНР (август);

В настоящее время Забайкальский край, за исключением Китая и Монголии, не имеет межрегиональных соглашений о сотрудничестве с территориями других центральноазиатских стран, контакты с административно-территориальными образованиями этих государств не поддерживаются. В истекшем периоде с.г. международные мероприятия с участием представителей упомянутого региона в Крае не проводились. По данным Читинской таможни, в первом полугодии с.г. внешнеторговые операции Забайкальского края с Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном не осуществлялись.

В июне с.г. Представительством получена нота Генерального консульства Республики Узбекистан в г. Новосибирске с информацией о проведении набора иностранных студентов в Ташкентский государственный институт востоковедения (ТГИВ) на 2018/2019 учебный год. Информация была своевременно доведена до сведения руководства Забайкальского государственного университета – крупнейшего вуза в регионе. Кроме этого, упомянутое Генконсульство в июне с.г. обращалось с просьбой оказать содействие в поиске крупных импортеров экологически чистой плодоовощной продукции (сушеные овощи, фрукты, зелень, бобовые, орехи и др.) из Республики Узбекистан. На основе предложения узбекских коллег Представительство подготовило и разослало соответствующие письма в адрес Министерства международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского рая, Министерства экономического развития Забайкальского края, Союза «Забайкальская ТПП». Сведения о проявлении заинтересованности российских компаний к данному виду сотрудничества не поступали.

Перспективы развития отношений Забайкалья со странами Центральной Азии сегодня рассматриваются довольно слабо. Полагаем, что основными факторами, сдерживающими развитие межрегиональных связей являются: значительная удаленность территорий, неразвитость транспортного сообщения, дорогостоящее производство и высокая себестоимость выпускаемой в Забайкальской крае продукции (более высокие тарифы на эл. энергию по сравнению с соседними российскими регионами), низкий уровень жизни населения, ограниченные финансовые ресурсы региона и т.д. Также на развитие межрегиональных связей Забайкальского края с государствами Центральной Азии, внешнеэкономическую активность предприятий и темпы реализации инвестиционных проектов негативно влияет неудовлетворительное состояние объектов приграничной инфраструктуры на территории Края, прежде всего пунктов пропуска и подъездных путей к ним (в сторону КНР и Монголии).

Возможно, контакты Забайкальского края с территориями государств Центральной Азии могли бы развиваться за счет сотрудничества в горнорудной сфере посредством расширения статей экспорта горношахтной продукции, производимой в Крае ОАО «Завод горного оборудования».

Вместе с тем, для позиционирования Края на центральноазиатской площадке, укрепления научных, культурных и иных связей с указанным регионом органы исполнительной власти Забайкальского края готовы рассматривать возможность проведения презентаций (прежде всего, проектов в образовательной сфере) на базе дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в странах Центральной Азии.