Мидк таможня

ИДК – это современный инструмент таможенника

Из года в год количество нарушений таможенного законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности неуклонно возрастает. Контрабандный и контрафактный товар, перемещаемый через границу Российской Федерации, не остается незамеченным, так как сегодня у таможенных органов на вооружении находится современное инспекционно — досмотровое оборудование.
С марта 2008 года и Тюменские таможенники на автомобильном пункте пропуска Казанское используют мобильный инспекционно – досмотровый комплекс (ИДК). Он дает информацию о наличии, либо отсутствии, груза в транспорте, идентифицирует товары, а так же помогает выявить наличие скрытых товаров.
О такой дорогостоящей технике для таможенных органов позаботилась Федеральная таможенная служба России. Сейчас на таможенной границе России действует 5 стационарных и 42 мобильных ИДК во всех регионах страны. Только с января по июль этого года по результатам осмотров с применением ИДК таможенные органы 2270 раз проводили досмотр транспортных средств, после чего было возбуждено 591 дело об административном правонарушении и 22 уголовных дела (сайт ФТС России). Стоимость одного такого комплекса составляет 90 миллионов рублей.
Поэтому не случайно за использованием досмотрового комплекса служба организации таможенного контроля Уральского таможенного управления усилила контроль и координирует деятельность руководителей таможен и инспекторов ИДК. Так, 5 сентября 2008 года состоялся выезд представителей службы контроля и начальника Тюменской таможни Бориса Алексеевича Яськова на таможенный пост МАПП Казанское. До пяти часов вечера он отстоял смену, попробовал и оценил работу досмотрового комплекса.
В конце сентября планируется выезд руководящего состава таможен во главе с начальником Управления для проведения на базе Курганской таможни регионального семинара – совещания по эффективности применения ИДК с практическими занятиями на таможенных постах оснащенных современной техникой. В рабочем графике Бориса Алексеевича тоже запланирован такой выезд.
Работая на ИДК Б.А. Яськов отметил, что эта техника, с одной стороны, проста в применении: инспектор, находящийся в кабине досмотрового комплекса, может на экране монитора видит груз расположенный внутри объекта до мельчайших подробностей. С другой стороны, тот же инспектор, должен иметь специальные навыки и знания, чтобы работать на такой технике. Обладать такими качествами помогает кадровое подразделение таможни при подборе инспекторов для работы на ИДК. Они обучены на специальных курсах повышения квалификации в Российской таможенной академии, проходят тестирование у психолога таможни.
От действий специалистов рентгеновского комплекса зависит качество досмотра, выявление и пресечение контрабанды и незаконно ввоза в нашу страну контрафактной продукции. Применение ИДК на таможенных границах позволяет значительно сократить временные затраты на проведение досмотровых операций. Простаивание транспортных средств в очередях, в ожидании прохождения таможенного оформления и таможенного контроля на границе уменьшится. Через таможенный пост МАПП Казанское за восемь месяцев 2008 года с помощью ИДК досмотрено 592 автомобиля, возбуждено 5 дел об административном правонарушении и 2 уголовных дела. Общая стоимость товаров являющихся предметом правонарушений составила почти три миллиона рублей.
Лариса Минаева Пресс-секретарь Тюменской таможни 11.09.2008

ИДК – высокотехнологичный барьер для контрабанды

В таможенной службе России за последние 10-15 лет прошли и продолжают происходить большие организационные и технические изменения. Главной особенностью таможенной политики страны является последовательное приближение её к мировым стандартам за счет упрощения и ускорения таможенных процедур, говорит Пресс-служба ЮТУ.

В сфере внешнеэкономической деятельности нередко выявляется некоторое противоречие между интересами государства и бизнеса. Если представители бизнеса стремятся исключительно к снижению временных и экономических потерь, то государственные органы нацелены на обеспечение качественного таможенного администрирования с целью взимания таможенных платежей в полном объёме и снижения уровня таможенных правонарушений, пресечения всех видов контрабанды.

Наиболее трудоёмким процессом в таможенном контроле является контроль перемещения крупногабаритных грузов и транспортных средств, поскольку он связан с необходимостью выполнения целого комплекса трудозатратных и длительных по времени разгрузочно-погрузочных работ – до 2–3-х часов на одно транспортное средство, что ранее исключало возможность 100% таможенного контроля этих объектов. По этой причине основная их масса, особенно транзитные грузы, проходили таможенный контроль, в большей степени, на основании только представленных документов, без реальной идентификации содержимого. Также выборочно досматривались и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, потенциально используемые в качестве тайников.

Мировая таможенная практика, наряду с осуществлением оперативных мероприятий, в последнее время стремится максимально исключить возможность контрабанды за счет использования для ее поиска специальной таможенной техники. В настоящее время наиболее совершенной и эффективной техникой для этих целей являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК).

В 2005 году приказом ФТС России № 52 от 24 января 2005 года «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств» было принято решение по оснащению таможенных органов Российской Федерации инспекционно-досмотровыми комплексами.

Концепцией были утверждены основные задачи, стоящие перед таможенной службой при контроле крупногабаритных грузов и транспортных средств:

— сокращение времени на таможенное оформление и контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств;

— сокращение объема фактически досматриваемых крупногабаритных грузов и транспортных средств;

— проверка соответствия товаров сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах, определение наименования и страны происхождения товаров;

— увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет;

— повышение эффективности выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства;

— увеличение пропускной способности крупногабаритных грузов и транспортных средств через пункты пропуска.

Для решения перечисленных задач необходимо использование новых технологий таможенного контроля и широкого применения ИДК.

Это средство, предназначенное для проведения неинтрузивного таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, в основе работы которого лежат свойства рентгеновского излучения.

ИДК – это современная рентгеновская аппаратура, позволяющая за короткое время и с высокой степенью надежности выявлять подозрительные предметы, тем самым снижая вынужденные потери и повреждения, связанные с проведением таможенного досмотра.

Утвержденная Южным таможенным управлением схема размещения комплексов и расположения мест их возможной передислокации позволяет практически на 100% обеспечить западную границу Южного федерального округа ИДК. Возможность быстрого перемещения мобильных комплексов является главным их преимуществом и позволяет достигнуть максимальной эффективности таможенного контроля и исключения возможности перетекания грузов в технически менее оснащенные пункты пропуска.

В Ростовской таможне мобильный инспекционно-досмотровый комплекс используется с июля 2006 года. Это первый введённый в эксплуатацию мобильный инспекционно-досмотровый комплекс в ФТС России. Для эффективной эксплуатации технической новинки с января 2008 года в соответствии с приказом ФТС России в таможне выделена дополнительная штатная численность в количестве 8 человек. Еще через полгода были сформированы две смены и организована работа МИДК в сменном режиме.

Увеличение применения МИДК потребовало расширение штата специалистов, что позволило организовать работу комплекса в четыре смены. С декабря 2008 года в службе таможенного контроля Ростовской таможни был создан отдел применения инспекционно-досмотрового комплекса.

С ростом грузооборота необходимость применения ИДК возрастает, и в мае 2013 года на таможенном посту МАПП Новошахтинск Ростовской таможни вводится в эксплуатацию стационарный инспекционно-досмотровый комплекс.

В настоящий момент оба комплекса применяются в круглосуточном режиме. Эффективность их использования обеспечивает отдел применения инспекционно-досмотровых комплексов, общей численностью 38 человек. Для отработки поставленных задач МИДК перемещается на различные таможенные посты Ростовской таможни: Морской порт Азов, Речной порт Ростов-на-Дону, Несветайский таможенный пост Азовский, МАПП Гуково и МАПП Новошахтинский.

В 2013 году посредством мобильного и стационарного инспекционно-досмотровых комплексов было осмотрено 25,5 тысяч объектов контроля, в том числе легковых и грузовых транспортных средств, автобусов, контейнеров, из них 100 осмотров оказались результативными.

В 2014 году из-за сложной обстановки на территории сопредельного государства, кардинально поменялась категория пересекающих таможенную границу граждан, номенклатура товаров и характер выявленных правонарушений. Значительно уменьшился объем коммерческих грузов, более чем в два раза сократилось количество объектов контроля, а вместе с тем и количество результативных осмотров (до 59).

В 2015 году количество осмотров посредством СИДК и МИДК почти вернулось к показателям 2013 года: было осмотрено свыше 22 тысяч объектов контроля, при этом количество результативных таможенных осмотров возросло до 160.

За прошедшие два года на таможенном посту МАПП Новошахтинск было выявлено восемь объектов контроля с подозрением на провоз оружия, незадекларированных лекарственных средств. Кроме этого была задержана грузовая фура с некачественным алкоголем, общим объемом свыше 13 тысяч бутылок, и транспортное средство, перевозившее денежные средства с сокрытием в размере 4,85 млн. рублей. В легковых транспортных средствах, следовавших из Украины, было обнаружено свыше 14 кг ювелирных изделий, травматическое оружие и спецсредства. По данным фактам было возбуждено 5 уголовных дел.

За первые 7 месяцев 2016 года таможенный контроль с применением ИДК проведен в отношении 13,5 тысяч объектов, среди них оказалось 88 результативных осмотров. В результате были выявлены факты незаконного провоза цветных металлов, ГСМ, сигарет, алкоголя, бытовой химии и рекламной продукции.