Межрегиональное взаимодействие

Историческая справка (1992-2010 гг.)

Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа учреждена в марте 1992 года руководителями исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации Северного Кавказа на основании Указа № 194 от 11.11.1991 г. Президента РСФСР «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы».
Указом поручено Правительству РСФСР, Администрации Президента РСФСР поддержать инициативу территорий и создать необходимые условия по формированию и развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия.
В 1999 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» № 211-ФЗ от 17.12.1999 г.
В соответствии с Федеральным законом Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа в 2001 году была преобразована в Ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ».
Высшим органом Ассоциации «Северный Кавказ» является Совет Ассоциации, в состав которого входят первые руководители исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации Юга России.
Возглавляет Совет Ассоциации Председатель Совета, который в соответствии с Уставом Ассоциации утверждается на основании ежегодной ротации в алфавитном порядке учредителей Ассоциации. Исполнительный орган — Исполнительный комитет Ассоциации.
Со времени своего образования было проведено 36 заседаний Совета Ассоциации. В последние годы заседания проводятся совместно с Советом глав субъектов РФ, расположенных в пределах Южного федерального округа, куда, как правило, приглашаются к участию руководители государственной власти РФ. На заседаниях Совета Ассоциации были подготовлены и приняты решения более чем по 200 вопросам. Между республиками, краями и областями, входящими в ЮФО, заключены и действуют более 100 соглашений и договоров о торгово-экономическом сотрудничестве. Ассоциацией «Северный Кавказ» совместно с учеными Северного Кавказа разработаны такие программы, как:
— Федеральная целевая программа «Юг России» на период 2008-2012 годы;
— «Развитие транспортного комплекса Северного Кавказа»;
— «Выбор и обоснование перспективных площадок для организации особых экономических зон (ОЭЗ) курортно-рекреационного типа»;
— «Показатели эффективности управления ресурсами республик, краев и областей»;
— «Концепция обеспечения безопасности городов Северного Кавказа». На основании этой Концепции реализуется программа «Безопасный город», в т.ч. в г. Ростов-на-Дону и других городах субъектов РФ Южного федерального округа;
— Совместно с Ростовстатом разработаны методические рекомендации по оценке уровня и динамики социально-экономического развития муниципальных образований Юга России.
Ежегодно Ассоциация «Северный Кавказ» совместно с министерствами и ведомствами субъектов РФ Южного федерального округа проводила более 15 выставок, в которых принимали участие все регионы Юга России.
Исполнительный комитет Ассоциации «Северный Кавказ» является одним из основных организаторов подготовки и проведения зарубежных выставок Южного федерального округа в Греции, Италии, Германии, Китае, Франции и т.д.
В своей деятельности Ассоциация «Северный Кавказ» особое внимание уделяет укреплению культурных связей, межнациональных и межконфессиональных отношений в республиках, краях и областях Северного Кавказа.
Ассоциацией «Северный Кавказ» организованы и проведены 8 межрегиональных фестивалей мастеров искусств «Мир Кавказу», 2 съезда ученых-кавказоведов, 2 научно-практические конференции: «Мир Кавказу через диалог культур и конфессий», «Ислам-религия мира», создан и работает еженедельный тележурнал «Северный Кавказ», издан первый том десятитомника «Энциклопедия культур народов Юга России», регулярно выпускается журнал «100 наций».

Образование Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа «Северный Кавказ»

В связи с выделением 19 января 2010 года из Южного федерального округа двух округов – Северо-Кавказского федерального округа и Южного федерального округа, Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ» также претерпела изменения и была реорганизована. В результате образованы две организации:
Ассоциация экономического развития субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг России», членами которой являются Республика Адыгея, Краснодарский край, Волгоградская область, Астраханская область, Ростовская область, Республика Калмыкия;
Ассоциация «Северный Кавказ» Северо-Кавказского федерального округа, членами которой являются Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край. Ассоциированными членами Ассоциации являются Астраханская область, Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, в качестве корпоративных членов выступают Ассоциация «Высокие технологии» и Северо-Кавказская железная дорога.
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 11 ноября 1991 года №194 «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы», Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. № 211 – ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» и решением общего собрания учредителей (протокол №1 от 29 июля 2011 г.) создана Ассоциация «Северный Кавказ».
На первом заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в СКФО 26 апреля 2011 года была создана Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ Северо-Кавказского федерального округа «Северный Кавказ». Решением заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Исполнительным директором Ассоциации «Северный Кавказ» избран Белоусов Юрий Владимирович – сотрудник аппарата полпреда Президента РФ в СКФО (протокол № 2 от 26 апреля 2011 г.).
На втором заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в СКФО 12 декабря 2011 года Председателем Совета Ассоциации «Северный Кавказ» избран Мамсуров Таймураз Дзамбекович – Глава РСО-Алания (протокол №4 от 12 декабря 2011 г.).
Курация деятельности Ассоциации «Северный Кавказ» осуществлялась Быстровым Максимом Сергеевичем – заместителем полпреда Президента РФ в СКФО.
В 2012 году утверждены Учредительный договор и Устав Ассоциации.
В августе 2013 года в ходе рабочего совещания глав субъектов СКФО в г. Пятигорске, где проходило заседание Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО очередным Председателем Совета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо Кавказского федерального округа «Северный Кавказ» был избран Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов.
Решением Совета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо Кавказского федерального округа «Северный Кавказ» 19.08.2013 г. принят обновленный Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо Кавказского федерального округа «Северный Кавказ».
Председателем исполнительного комитета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо Кавказского федерального округа «Северный Кавказ» назначен З.М. Дзобелов, вошедший в состав Общественного совета Минкавказа России.
В апреле 2016 года Ставропольский край вышел из Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо Кавказского федерального округа «Северный Кавказ».

Общая характеристика

Предметом деятельности Ассоциации является межрегиональная интеграция и социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
Основными целями и задачами Ассоциации являются:
обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации;
стабилизация экономического положения и социальная защита населения;
совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;
достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения;
формирование необходимых условий для создания единого экономического, правового, производственного и информационного пространства на территориях субъектов Российской Федерации — членов Ассоциации;
представление интересов членов Ассоциации;
обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно — техническому и социальному развитию регионов;
участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;
оптимальное размещение производительных сил;
развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;
содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации;
подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам;
подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов;
изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальной занятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров;
создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;
подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, являющихся членами Ассоциации.
Целевой и организационной базой реализации основных задач Ассоциации являются проекты и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Ассоциации, а также различных отраслей промышленности.

Мероприятия РСО-Алания в рамках председательства в Совете Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Северо-Кавказского федерального округа «Северный Кавказ»

В соответствием с распоряжением Главы РСО-Алания от 16 февраля 2012 г. №70-рг «Об обеспечении участия Республики Северная Осетия Алания в деятельности Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо Кавказского федерального округа, «Северный Кавказ» Правительством республики сформирована рабочая группа по взаимодействию с исполнительным комитетом Ассоциации (распоряжения Правительства РСО Алания):
от 2 марта 2012 г. № 64-р «О создании рабочей группы по взаимодействию с исполнительным комитетом Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, «Северный Кавказ»
и от 14.09.2012 г. № 245-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РСО Алания от 02.03.2012 г. №64-р»).
В течение апреля 2012 г. от членов рабочей группы были получены и обобщены предложения в проект плана работы Ассоциации.
В мае 2012 г. заместителю полномочного представителя Президента РФ в СКФО М. С. Быстрову были направлены сформированные предложения, мероприятия и вопросы, согласованные с Председателем Правительства РСО Алания, для включения в план работы Ассоциации на 2012 год.
В августе 2013 года в ходе рабочего совещания глав субъектов СКФО в г. Пятигорске, где проходило заседание Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО Председателем Совета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Северо Кавказского федерального округа «Северный Кавказ» был избран Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов.
Решением Совета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Северо Кавказского федерального округа «Северный Кавказ» 19.08.2013 г. принят обновленный Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Северо Кавказского федерального округа «Северный Кавказ».
Председателем исполнительного комитета АСК назначен Заурбек Дзобелов.

Экономика территорий

Лукин Е.В,

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В статье обосновывается значительная зависимость темпов экономического роста от степени вовлечённости экономики региона в межрегиональные отношения и возможность использования эконометрической модели взаимосвязи межрегиональной торговли и инвестиций в основной капитал с валовым региональным продуктом для оценки их вклада в экономическое развитие. Рассмотрена эволюция теоретических принципов и подходов к исследованию межрегионального экономического взаимодействия, выделены качественные этапы становления теории межрегионального взаимодействия.

Межрегиональное взаимодействие, регион, теория, этапы, экономический рост.

Современная модель экономического развития требует от регионов РФ более тесного сотрудничества друг с другом. Процесс интеграции на всех уровнях их социально-экономических систем обусловлен прежде всего факторами внешней среды: колебаниями конъюнктуры рынков, конкуренцией, желанием приобрести конкурентные преимущества. Тесные межрегиональные связи соз-

дают условия для развития бизнеса, предоставляя возможности для кооперации и построения более эффективных схем организации технологического процесса, сбыта и логистики.

Необходимость развития межрегиональных связей подтверждается воспроизводственным подходом к управлению экономикой, согласно которому объём и структура произведённого продукта не идентична ресурсам воспроизводства, реализованным и использованным в данном регионе. Экономические ресурсы регионального воспроизводственного процесса формируются за счёт внутрирегиональных и межрегиональных связей и ограничены по времени. Кроме того, национальный доход, потребляемый в регионе, не находится в прямой зависимости от объёма произведённого в нём чистого продукта . Это определяет

зависимость каждого региона от межрегиональной экономической интеграции и устойчивости рыночных отношений.

По мнению ряда исследователей, степень вовлечённости экономики региона в межрегиональные отношения в значительной мере определяет его экономический рост . Для подтверждения этой гипотезы предлагается эконометрическая модель взаимосвязи межрегиональной торговли и инвестиций в основной капитал с валовым региональным продуктом, которая позволяет количественно оценить воздействие ограниченного набора факторов на экономику региона.

Модель для Вологодской области:

У = 36,5 + 1,ЗХ + 0,91,

Я = 0,98; Я2 = 0,96; =18,1; Б(2;8) = 94,4,

где Y — объём валового регионального продукта;

X — объём межрегионального вывоза;

I — объём инвестиций в основной капитал (все — в млрд. руб.).

Оценка параметров множественной регрессии осуществлялась по методу наименьших квадратов (таблица). Для оценки качества выполненного регрессионного анализа использовались стандартная ошибка SY (18,1), дающая представление о приблизительной величине ошибки прогнозирования, и коэффициент детерминации R2 (0,96), показывающий, какой процент вариации Y объясняется воздействием выделенных компонент (т. е. факторные показатели в сумме объ-

ясняют 96% вариации исходной функции). Эти величины подтвердили, что рассмотренные компоненты являются весомыми и статистически значимыми.

Коэффициенты регрессии позволяют оценить среднее изменение «отклика» ВРП при изменении объёма межрегионального вывоза или инвестиций в основной капитал на 1 млрд. руб., если остальные факторы «заморожены». Так, увеличение объёма межрегионального вывоза на 1 млрд. руб. при фиксированной величине других параметров ведёт к росту ВРП области на 1,3 млрд. руб., увеличение объёма инвестиций на 1 млрд. руб. — к росту ВРП на 0,9 млрд. руб.

Расчёты показали, что абсолютный прирост ВРП при возможном изменении объёма межрегионального вывоза больше, чем прирост, получаемый при увеличении объёма инвестиций в основной капитал. Такое явление объясняется большой зависимостью экономики Вологодской области от объёма продукции, вывозимой в другие регионы России.

Важность развития межрегиональной торговли для экономики Вологодской области подтверждается также тем фактом, что в регионы России поставляется около половины производимой в области продукции (рис. 1). Кроме того, % областного рынка товаров формируется за счёт ввоза из других субъектов РФ.

В настоящее время развитие российской экономики характеризуется снижением централизации социально-экономической политики. Повышение роли регио-

Результаты применения множественной регрессии

Член регрессии Стандарти- зированный коэффициент Стандартная ошибка Коэффициент Стандартная ошибка 1(8) р-уровень

Свободный член — — 36,519 11,278 3,238 0,012

Межрегиональный вывоз (Х) 0,449 0,193 1,317 0,568 2,320 0,049

Инвестиции в основной капитал (I) 0,548 0,193 0,869 0,307 2,834 0,022

Год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 1. Доля вывоза в другие регионы России в общих объемах поставок организациями Вологодской области, %

Км

Тыс. кв. м

Рис. 2. Динамика вывоза товаров организациями-производителями и организациями оптовой торговли из субъектов РФ, % к 1991 году

нального фактора явилось логичным следствием уменьшения регулирующей функции государства и кризиса национальной экономики после распада Советского Союза.

Во времена плановой экономики многочисленные кооперационные и производственные связи между республиками и отдельными регионами СССР отличались постоянством и устойчивостью благодаря директивному регулированию со стороны государства.

Крах централизованной системы управления региональным развитием и экономическая нестабильность оказали существенное влияние на процесс территориального разделения труда. Значительное снижение экономической активности, сворачивание производств, разрушение кооперационных связей и технологических цепочек производства привели к

повышению замкнутости региональных рынков (рис. 2). Вплоть до 1999 года регионы России устанавливали экономические связи самостоятельно. Правительства республик, краёв и областей подписывали двусторонние договоры о сотрудничестве, и такого типа межрегиональные взаимодействия связывали регионы друг с другом.

Качественно изменило ситуацию создание в 2000 году новых единиц территориального деления страны — федеральных округов . В Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» отмечено, что округа создаются «в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования

системы контроля за исполнением их решений». В итоге наряду с «мягкой» формой развития интеграционных процессов (формирование различных ассоциативных организаций), появилась «жёсткая» форма — создание государственных структур и межрегиональных органов исполнительной и законодательной власти в макрорегионах.

К концу 2002 года система федеральных округов окончательно встроилась в отношения между центром и регионами, заняв промежуточное положение. Экономические функции федеральных округов свелись к решению вопросов стратегической координации регионального развития, инвестиционной деятельности и межрегиональных связей .

В настоящее время продолжается укрепление межрегиональных связей, ведутся дальнейшие исследования по их развитию и интенсификации. Межрегиональное взаимодействие выступает как одно из приоритетных направлений регионального развития, находясь в сфере особых интересов федеральных органов власти .

Важность межрегионального взаимодействия обусловила повышенный интерес учёных к вопросам его развития. Теория межрегионального экономического взаимодействия формировалась и развивалась длительное время параллельно с развитием производства и углублением разделения труда. Её основы были заложены ещё в XVIII веке в теории абсолютных и относительных преимуществ (А. Смит, Д. Рикардо), суть которой заключается в том, что одни страны (регионы) могут производить товары более эффективно, чем другие, и в связи с этим имеют абсолютные преимущества, реализуемые в торговле. А. Смит писал: «Если какая-нибудь страна может снабжать нас каким-нибудь товаром, по более низкой цене, чем мы сами в состоянии

изготовлять его, гораздо лучше получать его у неё на некоторую часть собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом» .

Развивая эти взгляды в теории относительного преимущества, Д. Рикардо доказал не только возможность, но и необходимость взаимовыгодной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны (региона) в производстве всех продуктов, так как эта страна (регион) получит выигрыш, если откажется от менее эффективного в пользу более эффективного . Общий объём продукции можно увеличить, по его мнению, за счёт дополнительных преимуществ, возникших при специализации на производстве той продукции, по которой преимущества в издержках особенно велики.

Наибольший вклад в формирование фундаментальных основ теории межрегионального экономического взаимодействия внесли классические теории размещения (теории штандорта1): теория сельскохозяйственного штандорта И.Г. Тюнена, теория рационального штандорта промышленного предприятия В. Лаунхардта, теория «центральных мест» В. Кристаллера, теория промышленного штандорта А. Вебера. Ключевое внимание в них уделялось географическим (расстояние) и экономическим (размеры и структура затрат) факторам эффективности размещения и функционирования экономического объекта (предприятие, город, район). Штан-дортные теории явились основой для формирования большинства современных теорий пространственного развития .

Вышеуказанные теории получили своё продолжение в концепции интеграции территорий как инструмента повышения

1 Штандорт (от нем. der Standort) — расположение, местоположение.

конкурентоспособности стран (регионов) в условиях конкуренции за пространство и ресурсы; в частности, этим аргументировалась необходимость интеграционного объединения стран Европы (концепция Срединной Европы Ф. Науманна ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1930-х гг. быстрыми темпами начали развиваться теории пространственного развития, которые в отличие от классических теорий размещения были основаны на принципе общего, а не частичного равновесия.

Разработанная А. Лешем теория пространственного экономического равновесия представляла собой модель территориальной самоорганизации общества и его экономической жизни. Леш создал концепцию экономического ландшафта, в котором определяющим фактором являются сбытовые зоны, образующие сеть экономических районов, при этом главная роль в его теории отводится не снижению издержек (сырьевых и транспортных), а максимизации прибыли .

Развитие экономико-географических подходов (представленных в основном советскими учёными — Н.Н. Баранским,

Н.Н. Колосовским, М.К. Бандманом и др.) показало, что главными факторами конкурентоспособности региона при межрегиональном экономическом взаимодействии выступают агломерационный эффект, технологическая специализация и кооперирование .

В целом наиболее значимыми для формирования фундаментальных основ теории межрегионального экономического взаимодействия являются следующие положения:

1. Разделение труда и последующий обмен его результатами составляют основу богатства населения различных территорий.

2. Меньшая альтернативная стоимость производства продукта лежит в основе конкурентного преимущества страны (региона).

3. Пространственный рост, растущая конкуренция, неравномерность в размещении ресурсов выступают источниками специализации экономики территории.

4. Между эффективностью размещения факторов производства (территориально-отраслевая организация хозяйства) и производительностью существует прямая зависимость.

В середине XX века экономисты стали по-новому формулировать причины, определяющие направления и структуру торговых потоков между странами и регионами. Так, шведские учёные-экономисты Э. Хекшер и Б. Олин объяснили теорию сравнительных преимуществ, которыми располагает та или иная территория в отношении определённых продуктов. Они выдвинули теорему «выравнивания цен на факторы производства». Её суть в том, что каждая страна (регион) специализируется на производстве того товара, для которого соотношение имеющихся факторов производства является наиболее благоприятным. Другими словами, страна (регион) вывозит те товары, на производство которых суммарные затраты всех факторов ниже, чем в других странах (регионах), а их продажа приносит прибыль.

В 1948 году американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хек-шера — Олина, представив своё видение: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров их обмен выравнивает цену факторов производства между странами (регионами). В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэль-сона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между территориями.

Вторая половина XX столетия ознаменовалась резким ростом мировой торговли и увеличением конкуренции между странами и регионами. В результате стали появляться теории конкурентных преимуществ отдельных территорий. В частности, М. Портер выявил закономерности в конкуренции территорий: чем сильнее развита конкуренция на внутреннем рынке, тем больше вероятность успеха страны (региона) на международных рынках, и, наоборот, ослабление конкуренции на национальном рынке приводит, как правило, к утрате конкурентных преимуществ .

Исследуя торговое взаимодействие территорий, П. Кругман отметил, что международная торговля всё больше начинает носить характер межрегиональной торговли, т. к. факторы производства и компетенция в принятии стратегических решений постепенно перемещаются на уровень регионов. При этом движущей силой торговли в условиях конкуренции и схожести факторов производства является выигрыш, получаемый странами в результате экономии от масштабов производства и дифференциации товарного предложения; конкурентоспособность стран и регионов, недостаточно обеспеченных факторами производства, определяется преимуществом от использования особых форм организации и концентрации производства .

Последний тезис получил своё продолжение в теориях и концепциях кластерного развития, объектами изучения которых стали особые формы пространственной и структурной организации экономической деятельности в условиях регионализации экономики (вертикально и горизонтально интегрированные структуры, кластеры, сети), способы взаимодействия экономических субъектов в этих условиях, факторы их конкурентоспособности .

К представителям этих научных школ и концепций следует отнести прежде всего М. Портера, М. Энрайта, Д. Хамфри, Э. Шмитца, М. Сторпера и др. Суть теорий и концепций кластерного развития и их вклад в развитие межрегионального экономического взаимодействия состоят в том, что кластерная форма организации производства позволяет:

• наиболее эффективно использовать преимущества территориальной близости (концентрации производства), снизить трансакционные издержки и создать благоприятные условия для проявления эффекта от масштаба ;

• создать благоприятные условия для роста производительности труда и стимулирования инновационного процесса ;

• оптимизировать цепочки добавления стоимости в рассматриваемой и близких отраслях, что влечёт за собой совершенствование воспроизводственной структуры экономики региона.

Что касается развития теоретических взглядов на межрегиональное взаимодействие в нашей стране, то они претерпевали изменения в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации.

Региональные исследования во времена СССР были направлены на решение проблемы рациональной территориальной организации хозяйства и поиск методов планирования и регулирования экономического развития. Наиболее известные отечественные учёные-регио-налисты — В.С. Немчинов, Н.Н. Некрасов, А.Е. Пробст, Р.И. Шнипер, А.Г. Гранберг.

Среди исследователей, посвятивших свои работы формированию и развитию межрегиональных экономических отношений, координированному функционированию регионов в крупных экономических районах (в т. ч. в федеральных округах) в современных рос-

сийских условиях, следует выделить А.Г. Аганбегяна, М.К. Бандмана, П.И. Бурака, Ю.А. Фридмана, В.А. Шульги, Б.М. Штуль-берга, П.А. Минакира.

В целом рассмотрение теоретических принципов и подходов к исследованию межрегионального взаимодействия позволило условно выделить в их эволюции три этапа:

• этап становления экономики регионов, на котором исследования пространственного аспекта заключались преимущественно в выявлении особенностей конкретных проявлений экономической деятельности в различных географических условиях;

• этап формирования региональной экономики, на котором объектом исследования стали экономические отношения между экономическими агентами, взаимодействующими в пределах экономических систем, формирующихся и сформированных на основе эксплуатации сравнительных преимуществ соответствующих территорий для тех или иных видов деятельности, а также отношения между экономическими агентами, функционирующими в различных регионах;

• этап становления пространственной экономики, на котором экономика стала представляться как совокупность взаимодействующих, специализированных и оптимальным образом взаимодополняющих друг друга региональных экономических комплексов.

В современной экономической теории в силу высокого уровня сложности пространственной организации и пространственных взаимодействий остаётся ряд неразрешённых вопросов :

1. Региональная экономическая политика конструирует систему стимулов и ограничений, ориентированных на изолированный регион, а не на систему регионов.

2. Экономическое равновесие в рамках определённого экономического региона

рассматривается без явного учёта равновесия в иных регионах и тем более без учёта необходимости найти равновесное состояние всей пространственной системы регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Региональная экономика исследует взаимодействие административных регионов в пределах национальной экономики. Необходимо описать взаимодействие (конкуренцию) эффективных в микроэкономическом смысле экономических агентов внутри экономических регионов, формирование эффективных национальных пространственных систем, образуемых взаимодействиями пространственно локализованных экономических агентов и их кластеров, формирование параметров международного экономического пространства в процессе взаимодействия национальных экономических пространств.

Таким образом, учитывая современные теоретические и методологические постулаты в области межрегионального взаимодействия, результаты анализа состояния межрегиональных связей Вологодской области и РФ, можно сделать следующие выводы:

1. Пространственный аспект многоразмерных экономических систем в современных условиях не может быть адекватно описан существующими подходами в рамках региональной экономики. В связи с этим на повестку дня выдвигается теоретическое и методологическое оформление нового подхода к системному представлению экономики как взаимодействию агентов на микро-, региональном, макро- и глобальном уровнях .

2. Необходимо комплексное исследование межрегиональных хозяйственнокооперационных связей регионов РФ, которое в настоящее время затруднено из-за невысокой степени открытости и прозрачности информации о состоянии и динамике их развития. Однако, по имеющимся данным, можно утверждать, что экономи-

ческий рост региона в значительной мере зависит от степени вовлечённости его экономики в межрегиональные отношения.

3. Для устойчивого развития региональной экономики и снижения её зависимости от конъюнктуры мировых рынков доля межрегионального выво-

за и внутрирегионального потребления должна составлять не менее % общего объёма поставок произведённой в регионе продукции. Стратегия чрезмерной экспортной ориентации в ущерб внутренним потребителям является несостоятельной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. — М.: Дело, 1996. — 720 с.

3. Кругман, П. Международная экономика: теория и политика / П. Кругман, М. Обстфельд. — СПб.: Питер, 2005. — 832 с.

7. Науманн, Ф. Срединная Европа / сост. Б.А. Исаев. — СПб.: Питер, 2007. — 512 с.

2005. — 494 с.

9. Политэкономический словарь / под ред. О. Ожерельева, А. Улюкаева, И. Фаминского.

— М., 1990. — 570 с.

2006. — 618 с.

13. Рикардо, Д. Начало политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. -М.: Директ-Медиа, 2007. — 327 с.

17. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. — М.: Эксмо,

2007. — 960 с.

18. Томпсон, А. Экономика фирмы / А. Томпсон, Дж. Формби. — М.: Бином, 1998. — 544 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона : монография / Т.В. Ускова. -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. — 355 с.

22. Шапкин, И.Н. Управление региональным хозяйством / И.Н. Шапкин, А.О. Блинов, Я.М. Кестер. — М.: КНОРУС, 2005. — 290 с.

23. Шнипер, Р.И. Региональные проблемы рынковедения / Р.И. Шнипер, А.С. Новоселов.

— Новосибирск: Наука, 1993. — 433 с.