Международный опыт борьбы с преступностью

1. Александров А.С. Понятие и сущность уголовного иска // Государство и право. 2006. № 2. С. 35 — 47.

2. Алексеев Н.С., Лукашевич В.З. Ленинские идеи в советском уголовном судопроизводстве. Л., 1970. С. 67.

3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 29 и след.

4. Бахта А.С. Механизм уголовно-процессуального регулирования: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 18, 19, 91.

5. Благов Е.В. Теория применения уголовного права: автореф. дис. … д-ра юрид наук. СПб., 2005. С. 6.

6. Благов Е.В. Учение о применении уголовного права. Ярославль, 1993. С. 14.

8. Вершинина С.И. Нормативно-правовая сущность уголовно-процессуального принуждения. М., 2017. С. 31 — 42, 63.

12. Даймонд Д.М. Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают. М., 2008.

13. Доктринальная модель уголовно-процессуального доказательственного права Российской Федерации и комментарии к ней / колл. авт.; под ред. А.С. Александрова. М., 2015.

14. Ефремова Н.П., Кальницкий В.В. Привлечение в качестве обвиняемого: учеб.-практ. пособие. Омск, 2007. С. 54.

15. Зусь Л.Б. Правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства. Владивосток, 1984. С. 35 — 38, 68–70, 103, 104.

16. История политических и правовых учений: учеб. для вузов. 2-е изд., стереотип. / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998. С. 653.

17. Карнеева Л.М. Привлечение к уголовной ответственности. Законность и обоснованность. М., 1971. С. 16.

19. Колбеева М.Ю. Понятие и значение привлечения в качестве обвиняемого в структуре расследования преступлений // Росс. следователь. 2010. № 16. С. 19 — 21.

20. Кропачев Н.М. Механизм уголовно-правового регулирования: дис. … д-ра юрид. наук в форме научного доклада. СПб., 2000. С. 6, 7.

21. Кутюхин И.В. Юридические факты в механизме уголовно-процессуального регулирования: монография. Владивосток, 2010. С. 7 и след.

22. Лобанова Л., Завьялова П. Уголовно-правовые средства противодействия уголовному преследованию невиновных граждан нуждаются в совершенствовании // Власть. 2012. № 12. С. 151 — 155.

23. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 227, 228.

24. Мищенко Л.В., Телицын Н.А. К вопросу об оптимизации организации деятельности подразделений ЭБиПК по проверке заявлений (сообщений) о преступлениях экономической и коррупционной направленности // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4 (44). С. 218–224.

29. Павлов В.И. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие. Минск, 2017. С. 10, 11, 78, 160, 164, 170.

31. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учеб. СПб., 2005. С. 107, 108.

32. Полянский Н.Н. Очерки общей теории уголовного процесса. М., 1927. С. 54–58, 120 — 123.

33. Реформа уголовного экономического законодательства. Февраль 2017 г. Приложение к Среднесрочной программе социально-экономического развития России до 2025 г. «Стратегия роста» (Программа разработана в рамках поручения Президента Российской Федерации от 14 июля 2016 г. № Пр-1347) / Приложение № 14. URL: http://институт роста.рф/upload/iblock/a4d/14.-reforma-ugolovnogo-ekonomicheskogo-zakonodatelstva.pdf; Хартия защиты бизнеса, составленная по итогам уголовного форума в г. Ростове-на-Дону 13 февраля 2017 г. URL: https://www.facebook.com/Хартия-Защиты-Бизнеса-2078206409077582/?modal=admin_todo_tour&pnref=story.

34. Соловьев В.А. Экология и охрана природы. Экосистема: учеб. пособие. Л., 1987. С. 3.

35. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: в 2 т. Т. 1. М., 1968. С. 91, 92.

36. Титаев К., Шклярук М. Российский следователь: призвание, профессия, повседневность. М., 2016. С. 48, 64, 65.

37. Уголовное право Российской Федерации: в 2 т. Т. 1. Общая часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. М., 2002. С. 317.

38. Уголовный процесс: учеб. для акад. бакалавриата / под ред. А.И. Бастрыкина, А.А. Усачева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 252.

39. Уголовный процесс: учеб. для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 28.

40. Фоломьев А.Н. Инновационный тип развития экономики. М., 2008.

41. Францифоров Ю.В. Действие механизма уголовно-процессуального регулирования при разрешении отраслевых противоречий уголовного судопроизводства // Право и безопасность. 2007. № 3-4. С. 24, 25.

43. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2010. С. 341.

Пырчев С.В. Международный опыт противодействия лидерам организованной преступности и возможность его применения в Российской Федерации

C.B. Пырчев

Пырчев Сергей Вячеславович — адъюнкт кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии МВД

России

E-mail: psv-rm@yandex.ru

Международный опыт противодействия лидерам организованной преступности и возможность его применения в Российской Федерации

Статья освещает опыт иностранных государств в сфере противодействия организованной преступности. Дается краткая характеристика основных положительных методов борьбы с организованной преступностью в экономически развитых странах (США, Япония, Италия и др.) и ряде стран СНГ. На основе анализа зарубежного опыта формулируются основные составляющие успешного противодействия организованной преступности применительно к Российской Федерации.

Автор приходит к выводу, что положительный зарубежный опыт может и должен быть использован в России для организации противодействия лидерам организованной преступности как наиболее опасным ее составляющим с обязательным учетом нашего исторического наследия, законодательства и менталитета.

Организованная преступность существует в большинстве стран мира и все чаще носит международный характер. Организованные преступные формирования (ОПФ) становятся все более разнообразными и динамичными структурами, более напоминающими свободно организованные сети, чем иерархические пирамиды. Они используют легальные коммерческие структуры для своей преступной деятельности — как для сокрытия преступных доходов, так и для получения прибыли. Степень специализации их деятельности также растет. Многие ОПФ могут оказывать влияние на членов общества, на деловых партнеров, на государственных служащих или сотрудников правоохранительных органов. Насилие является неотъемлемой составляющей многих преступлений, и можно даже сказать, что оно является неотъемлемой частью организованной преступности в целом, либо явно выраженной, либо подразумеваемой. Все чаще лидеры ОПФ разрабатывают эффективные меры противодействия правоохранительным органам1.

Необходимы целенаправленные действия правоохранительных органов по подрыву оперативных возможностей ОПФ, направленные против ее ключевых фигур, каналов связи и финансовой системы, поскольку эти аспекты имеют для ОПФжизнен-но важное значение. Такие меры будут также повы-

шать эффективность работы по предупреждению и пресечению организованной преступности2.

На сегодняшний день накоплен достаточно большой отечественный и зарубежный опыт в борьбе с организованной преступностью (БОП). Противоборство лидерам оргпреступности невозможно без совместных усилий всех заинтересованных государств и изучения опыта БОП в тех из них, где вданном направлении достигнуты наиболь-шиеуспехи. Исходя из этого, следует признатьак-туальность изучения зарубежного опыта борьбы с лидерами организованной преступности и использования его в оперативно-служебной деятельности российских правоохранительныхорганов3.

Информация, содержащаяся в материалах зарубежного опыта борьбы с лидерами оргпреступности, в основном, касается правового и организационного аспектов и в меньшей степени затрагивает тактику работы подразделений, непосредственно противодействующихлидерам оргпреступности. Большое внимание также уделяется вопросам борьбы с коррупцией как неотъемлемой части оргпреступности.

Исходя из анализа изученных материалов, можно выделить страны, где оргпреступность существует длительный период времени и оказывает серьезное влияние на криминогенную ситуацию не только внутри этих государств, но и за их пределами. Это такие

страны, как Китай (триады), Япония (якудза),США(коза ностра), Колумбия (картели), Италия (мафия).

Интересный и, пожалуй, наиболее обсуждаемый опыт противодействия организованной преступности накоплен в США и относится ктак называемым законам RICO (принятв 1970 г.)4. По мнению специалистов, основными причинами успешной БОП, наряду с развитием сотрудничества федеральных, штатных и местных правоохранительных органов США, является гражданское и уголовное применение законов RICO в сочетании с использованием электронной и компьютерной техники в процессе расследования.

Отметим, что системы уголовного судопроизводства вырабатывают модель судебных разбирательств, эффективную при расследовании преступлений, не связанных с деятельностью организованной преступной группы (ОПГ). Традиционным методом расследования такого рода преступлений было выявление лиц, которые могли иметь какие-то мотивы для совершения данного правонарушения. Несостоятельность такой системы при расследовании оргпреступности объясняется тем, что она не позволяет выявить структуру ОПГ, совершающей преступления ради прибыли, и которая прямо не связана ни с каким определенным преступным действием.

Преследование отдельных членов преступных группировокза определенные правонарушения на деле не способствовало, а мешало раскрытию преступлений, совершаемых группировками в целом. Те члены преступного сообщества (ПС), против которых возбуждалось дело, часто являлись «слабым звеном», и осуждение отдельных лиц зачастую приводило кеще большемуупрочнению структуры организации.

Законы RICO признают в качестве мотивировки, ради которой действует ОПФ, получение прибыли. Они не только допускают осуждение с лишением свободы сроком на 20 лет отдельных подсудимых, но предусматривают механизмы пресечения получения прибыли и повторности преступлений. Только суровые санкции могут обеспечитьэф-фективное применение закона против коррумпированных профсоюзов, монополизированного рэкетом бизнеса, ворующих госчиновников. Гражданско-правовые санкции против криминальных предприятий, уличенных в рэкете, такие, как возмещение убытков в тройном размере, лишают преступление выгоды. Законы RICO позволяют конфисковать любую прибыль или собственность, добытую группой преступников или отдельным ее членом, а также предъявить иск о возмещении ущерба в тройном размере частным лицам, пострадавшим в результате деятельности группировки.

Основным подразделением по расследованию деятельности, связанной с оргпреступностью, в США является Федеральное бюро расследований (ФБР). В основе подчиненности ФБР лежит жесткая вертикаль при отсутствии какого-либо подчинения властям штатов.

Интересен подход к работе указанных органов. Он заключается в ведении на долгосрочной основе непрерывного анализа оперативной информации и возбуждении расследования в отношении известныхОПФ, представляющихсерьезнуюугрозу для страны. В отличие от подхода, при котором принимаются ответные меры, такой подход упредительных мер предполагает проведение подготовительной работы и основан на сборе оперативных данных в целях выявления серьезного преступного сговора.

Одним из заслуживающих внимания примеров является «теория предприятий» ФБР, согласно которой объектом расследования становится сама преступная организация. При расследовании отдельных преступных акций следствие стремится связать эти действия с общей картиной преступной деятельности данной организации и с этой позиции вести борьбу со всей преступной организацией, а не с отдельными преступными акциями.

Правоохранительные органы США используют различные электронные системы и создают специальные подразделения по сбору информации.

Немаловажное значение имеет и деятельность в США «службы Маршалла», осуществляющей защиту потерпевших, свидетелей, сотрудников правоохранительных органов от воздействия и посягательств преступников. Программа предоставляет свидетелям защиту до, во время и после судебного разбирательства, а также во время нахождения преступника в тюремном заключении. В случае его освобождения государство обеспечивает свидетеля новой работой, жильем в новой местности и новыми документами.

Законы RICO позволяют выносить суровые приговоры и являются средством защиты жертв преступной деятельности.

При реализации законов RICO особое место уделяется методу, известному кактеория комплексного расследования (Enterprise Theory of Investigation — ETI). Теория складывается из не-сколькихсоставляющих: санкционированное судом электронное наблюдение, операции с участием тайных агентов, а также использование разведывательной базы данных. Мероприятия проводятся под контролем различных организаций.

Используются информационные банки данных для проведения анализа и координации разведывательной информации как по конкретным делам, так и в качестве национальной базы данных по организованной преступности. Банк данных позволяет значительно уменьшить число человекочасов, которые обычно затрачиваются на ручной поиск и обмен следственной информацией.

Благодаря бремени доказывания от обратного, облегчается процесс конфискации имущественных ценностей. Подозреваемый должен доказать, что он свое состояние приобрел легально. В определенных случаях конфискованное имущество также передается государству, хотя владельцу и не вынесен приговор за нарушение уголовного зако-

Пырчев С.В. Международный опыт противодействия лидерам организованной преступности и возможность его применения в Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пырчев С.В. Международный опыт противодействия лидерам организованной преступности и возможность его применения в Российской Федерации

нодательства. Это происходит в случаях, когда владелец в ответ на обвинения молчит и не может достоверно изложить легальность происхождения имущества.

Каждая денежная трансакция свыше 10 тыс. долларов в США отслеживается, что, по мнению ФБР, является испытанным средством для борьбы с отмыванием денег. Любая более крупная нелегальная денежная трансакция входит в противоречие с заявленной5.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что применение законов RICO в сочетании с использованием экономических механизмов государства, а также технических средств является мощным средством БОП.

Главными инструментами в борьбе с финансовыми преступниками, которые используются в США, являются поиск, арест, конфискация похищенных активов и возвращение ихобратно в Америку, если эти активы выведены и отмыты за рубежом. Но, как ранее отмечалось М. Делягиным, отмена конфискации имущества лишила Россию возможности применять единственное эффективное оружие против оргпреступности, а принятые в 2006 году поправки в УК РФ в виде главы 15.1 «Конфискация имущества» в раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера» предусмотрели конфискацию имущества лишь по 46 составам преступлений. Вместе с тем, в перечне отсутствуют важные составы, присущие организованной преступности, в частности легализация (отмывание) преступных доходов, налоговые преступления. В то время американские советники Е. Гайдара принципиально отрицали возможность применения законов RICO в странахс переходной экономикой, православной культурой и авторитарным прошлым, указывая на недопустимость укрепления государства (неизбежного следствия применения указанных законов) в таких странах. Эффективное государство — стержень современной конкурентоспособности, что, естественно, не выгодно странам-конкурентам6.

В Италии БОП ведется на основе многочисленных законодательных актов по контролю над мафией, принимаемых с середины 50-х годов, и отдельных норм УК: статья 416 (группировка для совершения преступления), статья 416 bis (группировка мафиозного типа). Последняя статья, введенная в 1982 году, существенно усилила уголовную ответственность за преступления, совершенные мафиозными группировками. В этом же году был принят закон, предусматривающий применение административных мер в отношении контролируемых мафией фирм и разрешающий арест всего имущества, если контрольный пакет акций принадлежит лицу, входящему в ОПФ.

Вследствие некоторыхособенностей, присущих обычаям и традициям мафии, особенно обещания хранить молчание (omerta) в ходе судебного разбирательства, всегда трудно бывает доказать факт сговора. С учетом этого в Италии в 1982 году был принят новый закон. Данный норматив вводит

понятие мафиозной ассоциации, согласно которому ассоциация признается мафиозной, если она состоит из трех и более членов, которые используют угрозы применения насилия, присвоение функций государства и установление прямого или косвенного контроля над экономической деятельностью, заключением концессий, выдачей разрешений или госконтрактов в целях получения незаконных доходов или преимуществ для себя или других, а также недопущения и препятствования свободному волеизъявлению на выборах, приобретения голосовдля себя и других лиц во время предвыборной компании.

Данный закон оказался мощным средством БОП. Преступление, «связанное с членством в организованном ПС», основывается на презумпции — члены ПС совершают преступления. Такой подход позволил осуществить уголовное преследование и осуждение к различным мерам наказания целого ряда лидеров оргпреступности только на основе показаний других членов ПС.

Законодательством Италии установлен особый порядок прослушивания телефонных и иных переговоров и съема информации с других коммуникационных каналов при расследовании преступлений, совершаемых организованными группами, заключающийся в большей либерализации условий.

Важным инструментом борьбы, в том числе с оргпреступностью, можно считать установленные законодательством Италии два типа конфискации. Первый из них носит превентивный характер: в соответствии с законодательством суд вправе выносить приказ об аресте активов, принадлежащих какому-либо лицу, если уклад жизни этого лица не соответствуетуровню его очевидных или декларируемых доходов. В этом случае требуется, чтобы это лицо объяснило характер и источник активов. Если это лицо может объяснить и доказать законность оснований владения этими активами, тогда они сохраняются за ним. Если лицо не может доказать властям законность приобретения активов, тогда суд может издать приказ об их конфискации. Второй тип процедур изъятия или конфискации применяется в отношении активов, которые использовались для совершения преступления или получены (нажиты) в результате такой преступной деятельности. При признании подсудимого виновным в уголовном преступлении, связанном с использованием или приобретением им соответствующей собственности, обязательно осуществляется конфискация этой собственности.

Основными подразделениями, на которые возложена БОП в Италии, являются: Генеральный совет по БОП; Дирекция (Управление) межведомственных антимафиозных расследований (Direzione Investigative Antimafia (DIA)) в составе МВД Италии. Генеральный совет — коллегиальный орган при МВД, подчиняется непосредственно министру.

Сотрудники й!А и других специальных полицейских подразделений обладают дискреционными

полномочиями и могут получать иммунитет от уголовной ответственности, если входе специальных операций они окажутся вовлеченными в контролируемые сделки с оружием или операции по отмыванию денег7.

Целенаправленная борьба с организованными преступными группировками в Японии началась после окончания Второй мировой войны.

В 1992 году рост влияния преступных организаций на политическую жизнь страны потребовал более решительных действий со стороны государства. В марте 1992 года был принят Закон о борьбе против незаконных действий членов преступных организаций (Ботайхо). Благодаря данному закону в течение 5 лет удалось переломить негативную ситуацию, связанную с организованной преступностью8. Одним из средств борьбы стал отказ в выдаче лицензий фирмам, которые связаны с преступными организациями.

Японская полиция исходит из того, что для искоренения преступности, особенно в организованной форме, необходима помощь населения, фирм и общественных организаций. В некоторых префектурах под эгидой полиции проводятся мероприятия по налаживанию такого рода взаимодействия государственных и негосударственных органов, общественных организаций. Работают также вспомогательные органы — комитеты по трудоустройству бывших членов преступных организаций, комитеты поддержки вставших на путь исправления, ассоциации бывших членов преступных формирований.

В стране в рамках закона ведется большая пропагандистская и агитационная работа, направляемая полицией. Выпускаются плакаты с призывами бороться с преступностью общими усилиями, распространяется информация об адресах, телефонах центров по БОП. При поддержке Главного полицейского управления издаются книги, буклеты, справочные пособия, в которых в доступной форме даются разъяснения положений Закона. В 1992 году издан «Справочник для населения о Законе по БОП». По каждому положению Закона заданы наиболее характерные вопросы и даны ответы на них.

В связи с активными попытками японских гангстеров наладить связи с организованной преступностью в других странах полиция Японии устанавливает тесные контакты с соответствующими подразделениями спецслужб этих стран.

Полиция входе многолетней БОП вела сбор данных на криминальные структуры. Усилия прилагались в направлении получения и концентрации сведений, таких как: история создания организаций, их связи, структура, источники доходов, методы работы, численность, сферы влияния, особенности и методы охраны организаций, источники финансирования, используемые криминальным миром, строительные, финансовые, торговые фирмы и т. д.9

Заслуживает внимания метод разрушения иерархии преступных организаций. Полиция Японии одновременно арестовывает главарей пре-

ступных синдикатов и максимальное число их рядовых участников. В результате за короткий срок эти формирования теряют боеспособность и полиция получает условия для проведения глубокого расследования.

В Германии законодательной базой БОП является УК (в редакции 1987 г.), который в своей структуре содержит четыре параграфа (статьи), предусматривающих уголовную ответственность за организационную деятельность: нарушение запрета на объединение (§ 85), создание вооруженных групп (§ 128), создание ПС (§ 129), создание террористических сообществ (§ 129а).

В законодательстве предусматривается возможность как конфискации, так и ареста имущества при определенных обстоятельствах. Обвиняемый может быть лишен любых финансовых доходов, полученных им в результате совершения преступления или незаконных действий. Конфискация распространяется не только на материальные активы, но и на накопленные финансовые средства. Как в случае наложения ареста, так и в случае конфискации применяется принцип пропорциональности, в соответствии с которым масштабы ареста или конфискации активов должны соответствовать масштабам ущерба, причиненного в результате незаконного действия10.

В уголовном судопроизводстве Германии распространена доктрина умеренного применения тайной звукозаписи. Используется концепция так называемого превосходящего интереса, согласно которой производство тайной звукозаписи, фотосъемки и их использование как доказательства считаются допустимыми, если взвешивание блага и вреда приводит к выводу о наличии превосходящего интереса. Эта идея и положена в основу разъяснения Федерального конституционного суда, который указал, что тайная звукозапись недопустима только тогда, когда нарушает частную сферу граждан и ее использование в качестве доказательств не оправдано превосходящим интересом общества11.

В Польше в 1994 году было создано Бюро по БОП при Главной комендатуре полиции. Это бюро состоит из 5 отделов: информационно-аналитического, оперативно-следственного, наблюдательного, криминального терроризма и спецопераций. Кроме того, бюро имеет собственную спецгруппу, которая занимается внедрением своих сотрудников в ОПГ12.

БОП в Финляндии осуществляют полиция безопасности (ПБ) и Центральная криминальная полиция (ЦКП), на последнюю возложена главенствующая роль. ЦКП и ПБ приняли совместное решение о внесении в регистрационные системы страны легендированных персональных установочных данных об оперативных сотрудниках с целью обеспечения работы полиции «под прикрытием». ЦКП — для проникновения в преступные организации, ПБ — для контрразведывательной работы (и антитеррористических операций)13.

Пырчев С.В. Международный опыт противодействия лидерам организованной преступности и возможность его применения в Российской Федерации

Пырчев С.В. Международный опыт противодействия лидерам организованной преступности и возможность его применения в Российской Федерации

В 1996 году Сенат Мексики большинством голосов одобрил Закон «О БОП». Данный законодательный акт содержит ряд юридических инструментов, которые позволяют более эффективно противостоять этому явлению, таких, как расширение полномочий следственных органов и применение суровых мер наказания в отношении госслужащих, связанных с оргпреступностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действие Закона распространяется на членов преступных групп, состоящих из 3 и более лиц, задержанных в связи с совершением ограниченного круга противоправных действий (насильственные преступления, терроризм, похищение и торговля людьми и органами, «отмывание денег», незаконный оборот наркотиков и оружия и ряд других).

Преступники могут быть осуждены на срок от 10 до 40 лет, а также к крупным штрафам, конфискуются все орудия преступлений и незаконно нажитое в результате их совершения имущество, а также все иное имущество (движимое и недвижимое), законность приобретения которого преступник доказать не может.

В специальном законодательном акте закреплена возможность выплаты вознаграждений лицам, способствовавшим раскрытию преступлений, предусматриваются также меры по обеспечению безопасности свидетелей14.

Интересен опыт Англии, где в процессе дознания полиция применяет современную специальную технику. Судейский ордер на использование такой аппаратуры в Великобритании никогда не считался необходимым. Но следует заметить, что в английском судопроизводстве все производство по уголовному делу до суда теоретически оказывается вне уголовно-процессуальной формы, осуществляется в специфических для английского уголовного процесса условиях почти полного отсутствия процессуальной регламентации15.

Необходимо рассмотрение законодателем вопроса расширения круга субъектов преступления в сфере БОП за счет юридическихлиц. Отметим, что Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года16, подписанная сотней государств, среди которых есть и Россия, в статье 10 предусматривает ответственность юридических лиц «за участие в серьезных преступлениях, к которым причастна и организованная преступная группа».

Как свидетельствует опрос практических работников и изучение уголовных дел, одним из наиболее распространенныхспособов противодействия следствию является отказ отдачи показаний и дача заведомо ложных показаний обвиняемыми (подозреваемыми), втом числе путем выдвижения ложного алиби (23,1% изученных уголовных дел). При этом тратится огромное количество ресурсов. Например, в США обвиняемый за дачу заведомо ложных показаний несет уголовную ответственность в виде лишения свободы на длительный срок. Данный опыт, на наш взгляд, целесообразно применить и в России путем введения в УК РФ нормы,

предусматривающей уголовную ответственность обвиняемых, подозреваемых, подсудимых за дачу заведомо ложных показаний с адекватной санкцией. Также считаем необходимым ужесточить санкции по статье 307 УК РФ (для сравнения — ч. 1 ст. 181 УК РСФСР предусматривала наказание в виде лишения свободы до одного года, а ч. 2 этой же статьи — от двух до семи лет). Кроме того, согласно примечанию к статье 307 УК РФ лицо освобождается отуголовной ответственности, если оно добровольно заявило о ложности сведений. Таким образом, еще один метод борьбы с криминальным противодействием выбит из рук правоохранительных органов17. На отработку ложных показаний затрачиваются большие человеческие и материальные ресурсы.

Исходя из международного опыта работы правоохранительных органов государств, где достигнуты наибольшие успехи в БОП, представляется возможным выделить основные составляющие эффективной деятельности.

Во-первых, это создание единых координирующих органов (как Межведомственный Совет по БОП в США и Генеральный совет по БОП в Италии) и органов для осуществления законодательного регулирования БОП.

Во-вторых, это формирование специального законодательства, направленного на БОП, в виде федерального закона о БОП. В нем необходимо определить понятие оргпреступности, увеличить сроки расследований по фактам преступной деятельности ОПФ, устранить отдельные ограничения при осуществлении следственных действий, упростить порядок проведения отдельных ОРМ (часть предлагаемых мероприятий уже реализована в ряде нормативных актов). Вместе с тем, необходимо усилить надзор за органами, осуществляющими БОП.

В-третьих, подразделения правоохранительных органов, специализирующихся на борьбе с мафиозными структурами, выступают преимущественно в роли разведывательно-информационных, оперативно-аналитических и информационных центров, в то время как раскрытие и расследование конкретных видов преступлений являются главными задачами иных аппаратов полиции.

В-четвертых, специфическая оценка деятельности специальных подразделений по БОП. Так, в США одним из критериев оценки (на уровне политического руководства) является количество осужденных руководителей преступных организаций от общего их известного числа.

По нашему мнению, опыт уголовной полиции иностранных государств содержит немало элементов, которые при творческом подходе могут быть полезными в совершенствовании деятельности ОВД России. Положительный зарубежный опыт может и должен быть использован в России для организации противодействиялидерам организованной преступности как наиболее опасным ее составляющим с обязательным учетом нашего исторического наследия, законодательства и менталитета.

Примечания

2. См.: О борьбе с торговлей людьми и незаконным трансграничным перемещением людей в ЕС (справка). — М., 2007.

3. См.: Зарубежный опыт организации борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Аналитический обзор. — М., 2005.

4. RICO LAWS — Racketeer Influenced and Corrupt Organization (законы о рэкетируемых и коррумпированных организациях). Термин «рэкетирская деятельность» определяется в законе RICO достаточно подробно и охватывает практически все виды преступной деятельности, запрещенные либо федеральными законами, либо законами штатов, то есть такие, как преднамеренное убийство, разбой, торговля наркотиками, мошенничество и другие тяжкие преступления, перечисленные в этом законе.

6. См.: Делягин М. «Единая Россия» блокирует борьбу с мафией // Правда. — 2004. — 12 февраля.

7. См.: Зарубежный опыт организации БОП и коррупцией: Аналитический обзор. — М., 2005.

8. См.: Разинкин В. Цветная масть: элита преступного мира / В. Разинкин, А. Тарабарин. — М., 1998; Березов В.В. БОП в Японии. — М., 1996.

9. Березов В.В. Указ. соч.

10. Bundeslagebild Organisierte Кмтта^а^ — М., 2003.

11. См.: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании: Методические рекомендации для следователей и органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. — Иркутск, 2007.

12. Р^дШ РоИсу]пу. — М., 2003.

13. См.: Зарубежный опыт организации борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Аналитический обзор. — М., 2005.

14. См.: Закон о БОП в Мексике: Справка Посольства Российской Федерации в Мексике. — М., 1996.

15. См.: Использование результатов ОРД в доказывании: Методические рекомендации для следователей и органа дознания, осуществляющего ОРД. — Иркутск, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д.В. Решетникова

Решетникова Диана Викторовна — аспирант кафедры уголовного права и криминологии Самарского государственного университета

E-mail: Diana606.86@mail.ru

К проблеме конструирования составов преступлений в условиях глобализации

В статье рассматривается проблема законодательного конструирования составов преступлений против мира и безопасности человечества. В главе 34 УК РФ выявлено разнообразие видов составов преступлений по признакам объективной стороны. Особое внимание в целях критического анализа уделено комбинированным составам: формально-усеченному, усеченно-формально-материальному, материально-деликтоопасному. Обозначены пределы применения этих законодательных конструкций, предлагаются пути усовершенствования уголовного закона.

На сегодняшний день в науке не существует однозначного понимания процесса глобализации, «поскольку глобализация — это процесс, который еще находится в развитии и не приобрел четких

параметров»1. Так, Г.Г. Малинецкий, С.А. Махов и С.А. Посашков указывают, что под глобализацией «понимают нынешнюю тенденцию к увеличению свободы движения капиталов и рабочей силы, к

Решетникова Д.В. К проблеме конструирования составов преступлений в условиях глобализации