Международные стандарты прав человека

и.в. гончаров,

заместитель начальника, доктор юридических наук, профессор

(Академия управления МВД России)

i.V. goncharov,

Deputy Chief, Doctor of Law Sciences, Professor (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 341.231.14

международные стандарты в области прав человека и их реализация в деятельности российской полиции

international standards in reference to Human Rights and their implementation in Activity of russian police

В данной статье рассматриваются международные стандарты прав человека применительно к деятельности полиции, проведен сравнительный анализ норм в области защиты прав человека, закрепленных в международных источниках права и российском законодательстве. Определяется, что российское законодательство, регламентирующее деятельность сотрудников полиции, в большинстве своем соответствует требованиям международного права, однако встречаются нарушения международных стандартов в ведомственных правовых актах или вовсе во внутреннем законодательстве, отсутствует правовая регламентация закрепленных на международном уровне положений.

Международные стандарты прав человека, полномочия сотрудников правоохранительных органов, законодательство.

International standards of human rights, authorities of law enforcement officers, legislation.

Устав Организации Объединенных Наций (далее — ООН), Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и иные международные акты учитываются государствами — субъектами международных правоотношений — при формировании внутреннего законодательства в области прав человека и их реализации.

Права, закрепленные в таких источниках международного права, принято называть международными стандартами прав человека.

В науке в настоящее время сложился достаточно определенный подход к пониманию сущности «международных стандартов прав человека».

Так, Р.Г. Вагизов указывает, что под международно-правовыми стандартами в области прав человека следует понимать «общепризнанные нормы поведения государств, осуществляемые последними в законодательстве и на практике в отношении своих граждан и других лиц, находящихся под их юрисдикцией» .

Между тем, ООН в Минимальных стандартных Правилах обращения с заключенными указывает, что в связи с «разнообразием юридических, социальных, экономических и географических условий» невозможно применять повсеместно и одновременно все закрепленные международные стандарты в области прав че-

S H

и о X

л

и

к

:|S

о X

л

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

X о о

са <

а

С

а S н

а С

к s

а

О и

S н и

л

и н к

:|S

л

и н S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

X о о

м

а

С

а S н

а С

к S а

О и н

ловека. Однако данные стандартах должны «вызывать к жизни постоянное стремление (государств) к преодолению практических трудностей, стоящих на пути к их осуществлению, поскольку в общем и целом они отражают те минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми».

С учетом изложенного, представляется целесообразным под международными стандартами прав человека понимать такие нормы современного международного права, которые предусматривают обязанность государств по закреплению в своем законодательстве общепризнанных норм по защите прав человека с учетом их географических, политических, национальных особенностей страны.

Конституция Российской Федерации принималась в то время, когда мировым сообществом большинство международных стандартов в области прав и свобод человека были уже разработаны и утверждены . Поэтому статьи Основного закона содержат в себе компиляцию положений основных международных стандартов в области прав и свобод человека.

Так, в ст.ст. 2 и 55 Конституции Российской Федерации провозглашено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», «не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина, они являются непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов, а также деятельность государственной власти».

В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает «законность, права и свободы граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью». Таким образом, Правительство посредством органов исполнительной власти обеспечивает права и свободы человека и гражданина в России.

Особое место среди государственных органов власти, в чьи непосредственные обязанности входит защита прав и свобод человека, безусловно, занимают правоохранительные, что прямо отражено в большом количестве законодательных актов (например, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.) .

Как известно, в нашей стране функции по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности возложены на полицию.

Сотрудники полиции сталкиваются с правовым казусом, когда, с одной стороны, целью их деятельности является охрана основополагающих прав и свобод человека и гражданина, с другой —

именно сотрудникам правоохранительных органов государство представляет законные полномочия по ограничению их прав, с третьей — они должны в своей профессиональной деятельности руководствоваться международными стандартами, предусматривающими соответствующие правила поведения для должностных лиц, принятые с целью защиты интересов прав человека.

То, что полиция создана с целью охраны и защиты прав и свобод личности, закрепленных в международных стандартах в области прав человека, следует из ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» . Там закреплено, что предназначение полиции заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры . Таким образом, данное положение в системном взаимодействии с иными законодательными актами позволяет прийти к выводу, что полиция создана для защиты прав и свобод человека.

В практической деятельности возникают ситуации, когда с целью защиты интересов всего общества или государства приходится ограничивать права отдельных людей. В этом случае на международном уровне были прописаны «рамки» данных ограничений во избежание злоупотребления правом со стороны должностных лиц.

Возможность ограничения прав и свобод человека, в частности, закреплена в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, которые устанавливаются законодателем с целью должного обеспечения признания и уважения прав и свобод других . Также Декларация провозглашает, что права человека могут быть ограничены законодательно с целью «удовлетворения требований общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Иные международные акты раскрывают содержание подобных ограничений и основания их применения. Например, п. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает запрет со стороны публичных властей на вмешательство в осуществление личной и семейной жизни человека, его жилища и его корреспонденции, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В Российской Федерации основания ограничений сотрудниками полиции основных прав и свобод человека закреплены на уровне федеральных законов. В частности, подобные ограничения содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе, Уголовно-исполнительном кодексе, федеральных законах от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» .

Действительно, в законах трудно встретить нормы, противоречащие международным стандартам. В то же время в подзаконных нормативных правовых актах имеются подобные нарушения.

В частности, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205, позволяют содержать в камерах более 2 заключенных, в то время как Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными в п. 9.1 говорят о необходимости предоставления каждому заключенному отдельной камеры или комнаты .

Таким образом, формально в России порядок ограничения права человека в связи с его осуждением к отбыванию наказания в местах лишения свободы противоречит нормам международных стандартов. Фактически же содержание заключенных в одиночных камерах не распространено нигде в мире.

Встречаются в российском законодательстве и вовсе не отрегулированные внутренним законодательством вопросы реализации ограничений прав человека, гарантируемые на уровне международных стандартов. Так, например, Постановлением Европейского суда по правам человека от 6 февраля 2014 г. по делу Семих-востова против Российской Федерации было установлено нарушение требований ст.ст. 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод . Основанием для вынесения данного Постановления послужило отсутствие в Российской Федерации должного порядка ограничения прав инвалидов, связанного с их осуждением к отбыванию наказания в местах лишения свободы, в то время как подобные гарантии предусматриваются Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией 25 сентября 2012 г. .

Кроме того, многие международно-правовые акты содержат стандарты поведения сотрудников правоохранительных органов, принятые с целью защиты людей от злоупотребления правом со стороны должностных лиц.

Анализируя российское законодательство, стоит отметить, что гл. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. З-ФЗ «О полиции» , со-

держащая принципы деятельности полиции, по сути, включает в себя положения множества международных актов, представляющих собой стандарты деятельности должностных лиц. В частности, данные стандарты содержатся в Каракасской декларации, Декларации о полиции, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и иных международно-правовых актах.

Данные стандарты закрепляют, что:

— деятельность полиции основывается на принципах законности, уважении прав и свобод, чести и достоинства личности, гуманности и гласности;

— ограничения на осуществление прав и свобод необходимы лишь для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе;

— должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам;

— права и особый статус женщин и несовершеннолетних должны уважаться;

— к жертвам и свидетелям преступлений следует относиться с состраданием и уважением их достоинства;

— применение должностными лицами по поддержанию правопорядка силы и огнестрельного оружия должно осуществляться при надлежащем уважении прав человека и др.

В вопросах регламентации деятельности сотрудников российской полиции по соблюдению международных стандартов стоит отметить ту же проблему, что и в вопросах ограничения прав человека. Российское законодательство во многих вопросах дублирует положения международных актов, однако в документах, конкретизирующих реализацию международных положений внутри страны, существуют или достаточно широкие трактовки общепризнанных стандартов, или вовсе отсутствуют внутренние нормы, позволяющие реализовать международные стандарты на практике.

Хотелось бы отметить, что в своей деятельности сотрудники полиции руководствуются международными стандартами в области прав человека, поскольку данные стандарты, с одной стороны, являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации) , с другой — в большинстве своем закреплены в законодательных актах РФ.

Основополагающей целью деятельности полиции является охрана и обеспечение прав человека, закрепленных в международных стандартах и нормативно-правовых актах. Между тем,

S н и о X

л

и н к

о X

л

и н S

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X О

о

са <

а

С

а S н

а С

к S а

О и н

S н и о X

л

и н к

:|S

л

и н S

а

X о о

м

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

а S н

а С

к S а

О и н

для реализации своих функций полиция наделена законодателем правом на ограничение прав человека с целью защиты интересов общества и государства. При анализе российского законодательства было выявлено, что в целом Российская Федерация имеет современное законодательство, соответствующее международным требованиям. Однако в правовой регламентации вопросов ограничения прав человека, предусмотренных международными стандартами, были выявлены пробелы, поскольку нормы российского права не всегда содержат эффективные средства реализации международных стандартов. Аналогичная ситуация складывается и в сфере реализации международных стандартов, которыми должны руководствоваться полицейские в своей деятельности. С одной стороны, большинство норм международного права поведения сотрудников полиции прописаны и в российских законах, с другой — не все закрепленные в законах нормы права возможно реализовать на практике.

Список литературы

1. 2.

Конституция Российской Федерации. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // СПС Гарант.

Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС Гарант. Всеобщая декларация прав человека: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. 1998. 10 дек. Декларация о полиции: принята в г. Страсбурге Парламентской Асамблеей Совета Европы 8 мая 1979 г. // Сб. документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. Каракасская декларация: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1980 г. URL: http://docs.cntd. ru/document/901747215 (дата обращения: 18.09.2015).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // СПС Гарант.

С учетом изложенного представляется целесообразным при принятии ведомственных актов более тщательно проводить правовую экспертизу на соответствие подзаконных актов федеральным законам и международным стандартам, являющимися составной частью правовой системы государства. Кроме того, законодателю необходимо провести тщательный анализ международных стандартов прав человека в области деятельности сотрудников полиции с целью разработки нормативно-правовых актов, позволяющих реа-лизовывать указанные стандарты в жизнь.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что государство, осознавая наличие пробелов в правовой регламентации деятельности сотрудников полиции, принимает меры по совершенствованию российского законодательства в сфере деятельности правоохранительных органов, стараясь максимально полно и эффективно обеспечить и защитить права и свободы человека и гражданина.

11. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Асамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. // СПС Гарант.

12. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: приняты в г. Женеве 30 августа 1955 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990.

13. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // СПС Гарант.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990.

15. Дело «Семихвостов (Semikhvostov) против Российской Федерации»: постановление Европейского суда по правам человека от 6 февраля 2014 г. // СПС КонсультантПлюс.

16. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 // СПС Гарант.

17. Вагизов Р.Г. Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека: нормативно-правовая основа международной системы защиты прав человека // Российская юстиция. 2008. № 5.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость создания универсальных международно-правовых стандартов. Они отражены в ряде важнейших международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (1948 год), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 год), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 год), Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (1950 год) и других международных правовых актах.

Существо же термина «международные стандарты» было сформулировано в статьях 1-3 «Предварительных замечаний» Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году в Женеве1.

Из них следует, что международные стандарты — это нормы, которые на основе общепризнанных достижений современной мысли обычно считаются правильными с принципиальной и практической точек зрения.

В связи с тем, что юридические, социальные, экономические и географические условия в мире различны, не все стандарты можно применять повсеместно и одновременно. Однако они должны вызывать к жизни постоянное стремление государств к преодолению практических трудностей, стоящих на пути их осуществления2.

На основе таких подходов в науке сложилась точка зрения, что международные стандарты прав человека — это нормы современного международного права, предусматривающие такие общедемократические требования и обязанности государств, которые они должны с учетом особенностей своего общественного строя, национального развития и т.п. воплотить и конкретизировать в своих системах.

Международные глобальные и региональные универсальные и специализированные декларации и пакты содержат две группы стандартов в области правовой защиты человека. Среди них:

1) права и свободы человека;

2) ограничения прав.

Самую большую группу международно-правовых стандартов составляют права и свободы человека. Они традиционно делятся на личные права, политические, социально-экономические и культурные права.

Они также делятся на те, которые могут в некоторых случаях быть ограничены, и те, которые такому ограничению подвергаться не могут. Эти группы определены в международных документах, имеющих высшую морально-правовую и юридическую силу: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах.

К личным правам и свободам Всеобщая декларация прав человека относит: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность (ст. 3, 9), право на свободу от пыток (ст. 5), равенство перед законом (ст. 7), право на эффективное восстановление в правах (ст. 8), право на то, чтобы в случае предъявления человеку уголовного обвинения его дело было рассмотрено гласно независимым и беспристрастным судом (ст. 10), право считаться невиновным до тех пор, пока виновность человека не будет установлена законным порядком (ст. 11), право на защиту закона от вмешательства в личную жизнь человека и от посягательств на неприкосновенность его жилища, тайну корреспонденции или на честь и репутацию (ст. 12). К личным правам относятся также провозглашенные в Декларации гражданские права: право личности на признание его правосубъектности (ст. 6), свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст. 15), право вступать в брак и создавать семью (ст. 16).

В качестве политических прав и свобод декларация устанавливает: свободу мыслей, совести, религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21), право создавать профессиональные союзы и входить в них для защиты своих интересов (п. 4 ст. 23), право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в декларации, могут быть полностью осуществлены (ст. 28).

К социально-экономическим правам Всеобщая декларация относит право человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст. 17), право на социальное обеспечение (ст. 22), право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и удовлетворительные условия труда и на защиту от безработицы (п. 1 ст. 23), право на равную оплату труда за равный труд (п. 2 ст. 23), право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное человека и его семьи существование (п. 3 ст. 23), право на отдых и досуг (ст. 24), право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи (п. 1 ст. 25), право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности и старости (п. 1 ст. 25), право матери и младенца на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25).

Культурные права перечислены в статьях 26 и 27 Всеобщей декларации: это право на образование (п. 26), право приоритета родителей в выборе образования своих детей (п. 2 ст. 26), право свободно участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (п. 1 ст. 27), право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом интеллектуальных трудов, автором которых человек является (п. 2 ст. 27).

Все перечисленные во Всеобщей декларации права и свободы человека

дополнены, расширены и закреплены в других, принятых позднее, международных актах.

В рамках ООН установлены критерии и процедуры, которыми необходимо руководствоваться в процессе нормотворчества в области международно-правовой защиты человека. Примером тому служит Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Установление международных стандартов в области прав человека» № 41/120 от 4 декабря 1986 года. Она сформировала требования к их разработке: согласовываться с соответствующим сводом международно-правовых норм в области прав человека; носить фундаментальный характер и основываться на присущих человеческой личности достоинстве и ценности; быть достаточно четкими, чтобы служить источником поддающихся определению и осуществимых прав и обязанностей; предусматривать, где это уместно, реалистические и эффективные механизмы осуществления, включая систему представления докладов; пользоваться широкой международной поддержкой.

Национальные нормы и принципы правовой защиты гражданина и личности не могут опускаться ниже уровня международных стандартов.

Что касается ограничения прав, то анализ научной литературы по этой проблеме позволяет сделать вывод, что ограничения прав и свобод — это юридическое положение, при котором законом должен быть установлен правовой баланс правоограничений и преимуществ.

Ограничения прав и свобод человека и гражданина —

исключительные изъятия из правового статуса личности, устанавливаемые в конституционно-правовом порядке.

Ограничение прав и свобод как международно-правовое явление должно включать в себя следующие структурные элементы: правовую основу, определяющую характер и содержание ограничений; цель ограничений.

Согласно Всеобщей декларации, целями ограничений прав человека являются (п. 2 ст. 29):

• обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других граждан;

• удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

По сравнению с Всеобщей декларацией и Пактом о гражданских и политических правах цели ограничений значительно расширены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. По этому документу ограничения вводятся с целью: поддержания государственной и общественной безопасности и экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. 8-9); охраны территориальной целостности; защиты репутации граждан; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов (ст. 10).

В Российской Федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований.

Следуя статье 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данной статье указываются два важных условия: а) права могут быть ограничены только федеральным законом, б) «только в той мере, в какой это необходимо». Конституционный Суд Российской Федерации в связи с этим в ряде своих постановлений обосновал требование соблюдения соразмерности ограничений как гарантию от чрезмерных ограничений прав и свобод, выходящих за рамки необходимости. Указал на недопустимость широкого толкования этого условия, так как такое толкование может послужить основой для произвола.

Следует отметить, что по смыслу приведенных статей Конституции в Российской Федерации возможны только общие ограничения прав и свобод для всего населения путем принятия закона. Тем самым как бы исключается возможность такого ограничения в отношении отдельных лиц.

В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.

Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в части 3 статьи 56 Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, гарантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу предпринимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой.

В Конституции есть еще одна важная гарантия. Согласно части 3 статьи 118 «создание чрезвычайных судов не допускается». Следовательно, даже в условиях чрезвычайного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.

Среди законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы о чрезвычайном положении, об органах Федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной охране.

Основополагающее значение для деятельности органов внутренних дел имеют те положения Конституции Российской Федерации, которые устанавливают запреты на осуществление определенных действий. В соответствии с ними запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19); пытка, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (ч. 2 ст. 21); сбор, хищение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24); пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29); проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как на условиях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25) и некоторые другие подобные действия.

Закон Российской Федерации «О милиции» (ст. 17) определяет, что специфика службы в милиции такова, что для сотрудников установлены определенные ограничения в пользовании некоторыми общегражданскими правами и свободами. Эти ограничения установлены также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, некоторыми другими федеральными законами. В органах внутренних дел не может служить гражданин, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности по приговору суда. Нельзя занимать должности, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью близкому родственнику.

На время службы сотруднику запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, работать по совместительству (за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности). Он не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, занимать выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В своей деятельности сотрудник не вправе руководствоваться решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, а равно использовать свое служебное положение в интересах политических партий и общественных объединений.

Для сотрудника действует запрет на участие в забастовках. Кроме того, сотрудник не вправе:

• получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, оплату развлечений, отдыха, услуги, ссуды и т.п.), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

• выезжать в командировку за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок в соответствии с международными соглашениями;

• получать гонорары за публикации и выступления в качестве сотрудника милиции;

• использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

• принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

Компенсация названных ограничений осуществляется за счет создания соответствующих условий службы, гарантирующих сотруднику достойное денежное содержание, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование.

Федеральный закон от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет органам внутренних дел, Федеральной службы безопасности, пограничной охраны, службы внешней разведки, налоговой полиции, государственной охраны в целях борьбы с преступностью проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия; устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц и др. Такая деятельность (наблюдение, прослушивание телефонных разговоров и др.) возможна только под судебным контролем.

Федеральный закон от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» (ст. 11), устанавливая правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции, допускает применение следующих мер и временных ограничений:

• проверку у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

• удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

• усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

• ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

• использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях — и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

• приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

• приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

• временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

• введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

• ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

• беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности;

• проведение досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

• ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

• на отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, может устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

Ограничения прав и свобод граждан должны быть всегда сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции Российской Федерации (ст. 46), в Уголовно-процессуальном кодексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Перечисленные основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию Российской Федерации в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного или временного характера.

Значительным шагом вперед в развитии международно-правовой защиты как отрасли международного права явилось закрепление в Пакте о гражданских и политических правах тех личных и гражданских прав, которые не подлежат ограничениям даже в условиях чрезвычайного положения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 пакта не допускаются какие-либо ограничения: права на жизнь (ст. 6); свободы от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 7); свободы человека от рабства или подневольного состояния (ст. 8); права человека не считаться виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действующему в момент его совершения внутригосударственному законодательному или международному праву, не являлось уголовным преступлением (ст. 16); свободы человека иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору, без принуждения (ст. 18).

В отношении остальных прав человека и основных свобод временное отступление государств от их соблюдения ввиду чрезвычайных обстоятельств допускается.

К допустимым ограничениям прав и свобод граждан относятся, в частности:

• ограничение дееспособности граждан по правилам, предусмотренным главой 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;

• некоторые ограничения прав иностранцев в соответствии со статьями 11, 13, 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

• ограничение тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ);

• отдельные ограничения прав на землю, установленные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ;

• ограничения на организацию деятельности общин малочисленных народов (ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ);

• ограничения права на выезд гражданина Российской Федерации (ст. 15, 16 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ).

Но масштабы этих ограничений должны быть соразмерны природе и характеру обстоятельств. Именно такой подход закреплен Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»3 (ст. 28), где определены пределы применения мер временных ограничений в условиях чрезвычайного положения, а также установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положения.

Права и свободы, установленные для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих законом, не могут быть ограничены, нарушены или ущемлены в результате противоправной деятельности органов государственной власти и управления.

Обязательным элементом ограничений прав является информирование государством международного сообщества об их введении или прекращении действия.

В случае его введения в отдельных местностях Российской Федерации в течение суток с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Постановления об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения уведомляются сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

Резюмируя все вышеизложенное о международных стандартах в области прав человека, можно сказать, что они вырабатываются на межгосударственном уровне, предназначаются для регулирования межгосударственного сотрудничества и адресуются государствам, которые обязаны в пределах своей юрисдикции обеспечить правовую и социальную защиту своих граждан и несут ответственность перед своим народом, перед международным сообществом за соблюдение прав человека, что исключительно важно для дальнейшего развития российского законодательства.

  • Сущность, значение и принципы социальной защиты
    • Социальная защита: сущность и значение
    • Социальная защищенность
    • Правовая и государственная защита
    • Содержание социальной защиты
    • Закономерности и принципы социальной защиты
  • Конституционные права сотрудников органов внутренних дел
    • Личные права и свободы
    • Политические права
    • Социально-экономические и культурные права
    • Международно-правовые стандарты прав человека
  • Защита прав сотрудников органов внутренних дел
    • Гарантии и механизм социальной защиты сотрудников органов внутренних дел
    • Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы сотрудников органов внутренних дел
    • Реализация прав посредством жалоб и заявлений в административные органы
    • Восстановление прав средствами прокурорского надзора
    • Государственное страхование. Возмещение вреда жизни, здоровью, имущественного ущерба и морального вреда
    • Профсоюзы сотрудников органов внутренних дел. Взаимодействие с общественными организациями
    • Гарантии при увольнении со службы
  • Особенности защиты прав отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел
    • Защита прав сотрудников — ветеранов боевых действий
    • Защита прав сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами
      • «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»
      • индивидуальнэе программы реабилитации инвалида.
    • Защита прав членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей
  • Социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
    • Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
      • Государственная пенсия по случаю потери кормильца
    • Государственная социальная помощь
      • По Федеральному закону «О ветеранах»:
      • По Закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
      • Социальные услуги
      • Обеспечение необходимыми лекарственными средствами
    • Социальное обслуживание
      • Учреждения и предприятия социального обслуживания
    • Гарантии при погребении
      • Оплата изготовления и установки надгробного памятника
  • Защита сотрудников в период вооруженных конфликтов и при проведении контртеррористических операций
    • Понятие и источники международного гуманитарного права
      • Немеждународные вооруженные конфликты
      • Нормы международного права
    • Запрещенные средства и методы ведения боевых действий
      • запрещенные способы ведения боевых действий
    • Международно-правовая защита участников вооруженных конфликтов немеждународного характера
    • Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел при проведении контртеррористических операций
  • Основные термины и понятия
  • Библиографический список
    • Нормативные источники
    • Литература
  • Бесплатная юридическая консультация

Права человека имеют естественную природу и существуют независимо от их закрепления в законодательных актах гос-ва. Права человека являются предметом заботы не только гос-ва, но и всего межд-ого сообщества в целом. Ценность межд-х актов о правах человека в том, что они закрепляет тот нормативный минимум, на который должны ориентироваться гос-ва при признании и обеспечении провозглашаемых прав.

Международные стандарты выполняют следующие функции:

— определяют перечень прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех гос-в-участников межд-х дог-ров о правах человека;

— формируют главные черты содержания каждого из этих прав;

— фиксируют условия пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями;

— устанавливают обязательства гос-в по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и ведение на национальном уровне гарантий, обуславливающих их реальность;

— определяют механизм защиты прав и свобод (внутренний и межд-й).

Перечень прав и свобод в межд-х документах не отличается от перечня, предусмотренного национальным законодательством.

Россия демонстрирует уважительное отношение к международным обязательствам в области прав человека. В большинстве законодательных актов восприняты международные стандарты. После ратификации Европейской Конвенции был введен мораторий на применение смертной казни.

Международно-правовые акты регулируют условия, цели ограничения прав и свобод.

В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека целями ограничения признается обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Межд-й пакт об экономических, социальных и культурных правах оперирует термином «ограничения». В соответствии со ст. 4 Межд-ого пакта о гражданских и политических правах гос-ва могут «отступить от своих обязательств», если они необходимы для охраны гос-венной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод используются сразу два термина: «ограничения» (ст. 8-11,18) и «отступление от своих обязательств» (ст.15), цели ограничений существенно расширены. В соответствии с положениями Европейской Конвенции ограничения права возможны в следующих случаях, если они:

— «предусмотрены законом». Европейский Суд оценивает доступность, предсказуемость и точность закона, чтобы определить, удовлетворяют ли действия гос-ва требованию о соответствии закону.

— и «необходимы в демократическом обществе». Вмешательство властей должны быть соразмерны преследуемым целям (предотвращение беспорядков и преступлений; интересы гос-венной безопасности и общественного спокойствия).

Ценность и значение межд-х актов состоит не только в закрепленных правах и свободах, но и в механизме защиты этих прав. Конституция РФ в ст. 46 закрепила право каждого обращаться в соответствии с международными дог-рами России в межгос-венные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригос-венные средства правовой защиты.

Правовое закрепление межд-х стандартов

Международные дог-ры о правах человека можно разделить на несколько групп.

1) международные дог-ры, закрепляющие общие положения сотрудничества гос-в по определению стандартов прав и свобод человека. Опираясь на такие дог-ры, гос-ва принимают свое национальное законодательство в этой сфере.

Нр: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В развернутом виде права человека получили отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). Важную роль с точки зрения гарантий осуществления прав и свобод человека играют региональные дог-ры. В их числе Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Американская Конвенция о правах человека, Африканская Хартия прав человека и основных свобод.

2) дог-ры, касающиеся сотрудничества гос-в в борьбе с массовыми нарушениями прав человека. К дог-рам этой группы можно отнести Конвенцию о предупреждение преступления геноцида и наказания за него, Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

3) дог-ры о защите отдельных категорий индивидов. Примером таких дог-ров могут быть международные дог-ры о защите прав женщин, детей, а также дог-ры, регулирующие коллективные права (национальные меньшинства).

Нр: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак и минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Конвенция об охране материнства. Конвенция о правах ребенка, Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в море, Конвенция о защите и сотрудничестве детей в области межд-ого усыновления, Конвенция о гражданско-правовых аспектах межд-ого похищения детей и др.

4)дог-ры о защите отдельных прав индивидов. В качестве примера можно привести международные документы, принятые в рамках МОТ по вопросам труда. МОТ устанавливает минимальные стандарты по вопросам свободы ассоциации, Конвенция МОТ № 87 Свобода ассоциации и защита права на организацию, Конвенция МОТ № 98 Право на организацию и ведение коллективных переговоров, Конвенция МОТ № 135 Представители трудящихся.отмены принудительного труда, социального обеспечения. Конвенция № 117 Об основных целях и нормах социальной политики, Конвенция № 130 О медицинской помощи и пособиях по болезни, Конвенция №17 о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве Сотрудничество гос-в в сфере трудовой деятельности и социальной защиты регулируется и на региональном уровне. Соглашения СНГ — О сотрудничестве в области охраны труда 1994 г, О порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне гос-ва проживания 1994г., О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся –мигрантов 1994г.

Нормы Всеобщей декларации прав человека и других глобальных универсальных актов со временем стали учитываться государствами во внутреннем конституционном праве и законотворчестве, касающемся прав человека и их правовой защиты. Такого рода нормы стали рассматриваться как общепризнанные демократические стандарты в области прав человека. Следует оговориться о том, что на международно-правовом уровне сначала был применен термин не «стандарты прав человека», а «стандартные правила». Это было сделано в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. в Женеве <1>. Их суть была сформулирована в ст. 1 — 3 «Предварительных замечаний» указанного документа. Из них следует, что международные стандарты — это нормы, которые на основе общепризнанных достижений современной мысли обычно считаются правильными с принципиальной и практической точек зрения.
———————————
<1> Правила одобрены резолюцией Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) 663 CI (24) от 31 июля 1957 г.
В связи с тем, что юридические, социальные, экономические и географические условия в мире различны, не все стандарты можно применять повсеместно и одновременно. Однако они должны вызывать к жизни постоянное стремление государств к преодолению практических трудностей, стоящих на пути их осуществления, поскольку в целом отражают те минимальные условия, которые Организация Объединенных Наций считает приемлемыми <2>.
———————————
<2> См.: Международные нормы и стандарты в области прав человека (Учебный курс ООН) // Советский журнал международного права. 1991. N 2. С. 28 — 67.
На основе таких подходов в науке сложилась точка зрения, что международные стандарты прав человека — это нормы современного международного права, предусматривающие такие общедемократические требования и обязанности государств по признанию, соблюдению и защите прав человека, которые они должны с учетом особенностей своего общественного строя, национального развития и т.п. воплотить и конкретизировать в своих системах <3>.
———————————
<3> См.: Мовчан А.П. Принципы всеобщего уважения прав человека и основных свобод // Курс международного права. В 7 т. Т. 2. Основные принципы международного права. М., 1989. С. 164.
Международные глобальные и региональные универсальные и специальные декларации и пакты содержат две группы стандартов в области прав человека. Среди них: 1) стандарты прав и свобод человека и 2) стандарты ограничения прав.
В последние годы в рамках ООН предпринимаются попытки установить критерии, которыми необходимо руководствоваться в процессе нормотворчества приустановления стандартов в области прав человека. Примером тому служит резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Установление международных стандартов в области прав человека» N 41/120 от 4 декабря 1986 г. Указанная резолюция государствам-членам и органам ООН предлагает, чтобы разрабатываемые ими документы отвечали следующим критериям (п. 4):
а) согласовывались с существующим сводом международно-правовых норм в области прав человека;
б) носили фундаментальный характер и основывались на присущих человеческой личности достоинстве и ценности;
в) были достаточно четкими, чтобы служить источником поддающихся определению и осуществимых прав и обязанностей;
г) предусматривали, где это уместно, реалистические и эффективные механизмы осуществления, включая систему представления докладов;
д) пользовались широкой международной поддержкой <4>.
———————————
<4> Генеральная Ассамблея: Официальные отчеты. Сорок первая сессия. Нью-Йорк, 1986. Доп. N 53. Ст. 221.
Классификация международно-правовых стандартов прав человека. Права человека первого и второго поколений составляют самую большую часть стандартов в сфере прав человека <5>. Автор настоящей работы классифицирует их по шести группам <6>: 1) прирожденные (неотчуждаемые, элементарные, естественные, неотъемлемые), 2) гражданские, 3) политические, 4) экономические, 5) социальные и 6) культурные права. Эти группы прав человека провозглашены и закреплены в трех важнейших международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Для граждан России как европейцев важнейшими актами о правах человека являются: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г.
———————————
<5> См.: Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. N 2. С. 43 — 48.
<6> См.: Стремоухов А.В. Права человека: учебник. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. С. 201 — 213.
Рассмотрим названные группы прав применительно к Всеобщей декларации прав человека.
К первой группе — прирожденным правам и свободам человека Всеобщая декларация относит: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3, 9), право на свободу от пыток (ст. 5), право на защиту закона от вмешательства в личную жизнь человека и от посягательств на неприкосновенность его жилища, тайну корреспонденции или на честь и репутацию (ст. 12), свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13).
Ко второй группе относятся провозглашенные в Декларации гражданские права: право личности на признание ее правосубъектности (ст. 6), равенство перед законом (ст. 7), право на эффективное восстановление в правах (ст. 8), право в случае предъявления человеку уголовного обвинения на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно независимым и беспристрастным судом (ст. 10), право считаться невиновным до тех пор, пока виновность человека не будет установлена законным порядком (ст. 11), право на гражданство (ст. 15), право вступать в брак и создавать семью (ст. 16).
Третью группу международных стандартов составляют политические права и свободы. В качестве таковых Декларация устанавливает: право на убежище (ст. 14), свободу мысли, совести, религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21), право создавать профессиональные союзы и входить в них для защиты своих интересов (п. 4 ст. 23), право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены (ст. 28).
Экономические права — четвертая группа. Во Всеобщей декларации эта группа представлена, собственно, только одним правом — правом человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст. 17). Причем это право не было включено в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 18 лет спустя. Такое «упущение» было результатом политического компромисса между «Западом» и «Востоком».
В качестве пятой группы прав человека в Декларацию включены социальные права. Среди них: право на социальное обеспечение (ст. 22), право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (п. 1 ст. 23), право на равную оплату за равный труд (п. 2 ст. 23), право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное человека и его семьи существование (п. 3 ст. 23), право на отдых и досуг (ст. 24), право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи (п. 1 ст. 25), право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности и старости (п. 1 ст. 25), право матери и младенца на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25).
Культурные права, перечисленные в ст. 26 и 27 Всеобщей декларации, составляют шестую группу. Среди них: право на образование (п. 1 ст. 26), право приоритета родителей в выборе образования своих детей (п. 2 ст. 26), право свободно участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (п. 1 ст. 27), право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом интеллектуальных трудов, автором которых человек является (п. 2 ст. 27).
Основные права человека, перечисленные во Всеобщей декларации прав человека, дополнены, расширены и юридически закреплены в других, принятых позднее, международных глобальных и региональных актах.
Конституция РФ — первый в отечественной практике документ, воплотивший широкий перечень прав человека, который сформировался как под воздействием законодательства демократических зарубежных государств, так и международных стандартов в сфере прав и свобод <7>.
———————————
<7> См.: Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Вступительная статья // Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 1999. С. XV.
Литература
1. Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. N 2. С. 43 — 48.
2. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Вступительная статья // Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 1999. С. XV.
3. Мовчан А.П. Принципы всеобщего уважения прав человека и основных свобод // Курс международного права. В 7 т. Т. 2. Основные принципы международного права. М., 1989. С. 164.
4. Стремоухов А.В. Права человека: учебник. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. С. 201 — 213.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ1

ДОРСКАЯ Александра Андреевна

Аннотация. В статье рассматривается отражение российских (советских) правовых традиций при создании текста Всеобщей декларации прав человека. Рассматриваются поправки советской делегации, которые были приняты и отвергнуты. Показывается значение позиции Советского Союза против включения текста Декларации в Устав ООН.

Ключевые слова: правовая традиция, международно-правовые стандарты, права человека, Организация Объединенных Наций, Всеобщая декларация прав человека.

Универсальные международно-правовые стандарты в области прав человека складывались на протяжении долгого времени и сыграли важнейшую роль в становлении современных культуры, правопонимания, организации жизнедеятельности государства и общества. Вместе с тем система прав и свобод человека является «живым организмом», который постоянно меняется. Дело не только в развитии поколений прав человека, но и в наполнении различных юридических категорий правозащитной сферы новым смыслом в условиях меняющегося мира, апробации новых механизмов их обеспечения.

Как известно, универсальные международно-правовые стандарты были выработаны в рамках ООН. Основополагающие документы составили Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и два факультативных протокола к нему, Международный пакт об экономических, социальных и куль-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-03-00255 «Правовые традиции России и развитие права международных организаций: проблемы взаимовлияния».

турных правах 1966 г.)2, а также международные конвенции и декларации, конкретизирующие то или иное право или свободу.

Направленность прав и свобод человека может быть двух вариантов.

Первый вариант — права и свободы человека гарантируют равные права и возможности для всестороннего развития личности. В этом случае человек рассматривается как свободный субъект, постоянно развивающийся, творчески относящийся к своей жизни, реализации своих способностей, достижению поставленных целей. Так, например, рассуждая о современных вызовах, А.И. Косарев пишет: «Да, объективные законы не всегда за человека, но их реализация в общественных условиях содержит в себе и удовлетворяющие варианты. Объективное назначение человечества — наполнять духовным объективные законы, разнообразя природу вещей. Не сражение с ветряными мельницами глобализации или технического, инновационного прогресса, но выявление в них благоприятных для народа альтернатив ведет к обновлению и в сфере государства, права.

2 Официальный сайт Организации Объединенных Наций.

URL : http://www.un.org/ru/documents /decl_conv/hr_bill.shtml

(дата обращения: 23.05.2016).

Многое, очень многое зависит от осознания проблемы и воли дать достойный ответ на вызов времени»3.

Второй вариант — человек воспринимается как жертва, права и свободы которой нарушены и которая нуждается в защите.

Хронологически данные подходы к защите прав и свобод человека развивались одновременно. Если, например, Всеобщая декларация прав человека и пакты 1966 г. представляют собой в целом пример первого подхода, то параллельно формировался и другой блок правозащитных документов (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; Конвенция об охране всемирного культурного наследия 1972 г.; резолюция 30/74 «Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества» (1973); резолюция 37/194 «Принципы медицинской этики» (1982); резолюция 38/14 «Второе десятилетие действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации» (1983); резолюция 39/142 «Декларация о борьбе против незаконного оборота наркотиков и злоупотребление наркотическими средствами» (1984); резолюция 40/34 «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью» (1985); резолюция 41/128 «Декларация о праве на развитие» (1986); резолюция 45/112 «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» (1990); резолюция 61/177 «Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений» (2006) и др.)4.

Роль Советского Союза и России в создании современной системы прав человека, а также механизмов их защиты достаточно высока, но при этом неоднозначна. С одной стороны, нельзя не признавать, что во многом благодаря российской правовой традиции появились ме-

3 Косарев А.И. Высший закон в истории государства и права (очерки историософии). М. : Изд-во СГА, 2007. С. 88.

ждународно-правовые нормы защиты прав человека в период вооруженных конфликтов (Первая и Вторая Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.), стали активно развиваться социально-экономические права и свободы (первые советские Конституции). С другой стороны, как справедливо отмечает Д.А. Па-шенцев, «исторические традиции взаимоотношений народа и государства в России пронизаны духом авторитаризма, подчинения личности государству и коллективу; в истории нашей страны практически не было периода, когда государство всецело бы соблюдало права личности»5.

Участвуя в обсуждении текста Всеобщей декларации прав человека, Советский Союз занимал достаточно активную позицию, придерживаясь первого направления развития прав и свобод человека, т. е. возможности посредством инструментов международного права обеспечить всестороннее развитие личности. Это было вызвано целым рядом обстоятельств.

Во-первых, исторически Россия отставала от развития идеи прав и свобод человека и их реализации по сравнению со многими европейскими странами. Это предопределялось и затянувшимся наличием крепостного права, и геополитическими особенностями самого большого в мире государства, и отсутствием вплоть до 1906 г. парламентаризма и конституционной традиции. «Истоки расхождений между западноевропейской и российской философско-правовыми традициями, — пишут Л.Е. Лаптева, В.В. Лапаева и М.Ю. Пахалов, — …в глубинах религиозно-философской антропологии, где формируется специфический для византийско-московского православия подход. С его позиций духовная свобода как свобода от греха оказывается неизмеримо важнее «утилитарной» от внешней, поведенческой, правовой свободы как возможности осознанного выбора и реализации того или иного варианта поведения в той мере, в какой это не противоречит свободе иных субъектов»6. Православная традиция неизбежно приводила к тому, что предпочтение отдавалось коллективным правам. В результате, как отме-

5 Пашенцев Д.А. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2015. № 1 (17). С. 21.

6 Лаптева Л.Е., Лапаева В.В., Пахалов М.Ю. Россия в по-

исках правовой идентичности // Вестник Российского гумани-

тарного научного фонда. 2014. N° 2.

чают А.В. Петров и Р.А. Кобылкин, в России сравнительно поздно (с XVIII в.) стала вырабатываться концепция прав личности, личность всегда заслонялась семьей, общиной, государ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ством и не получала правового определения .

Во-вторых, опыт сотрудничества СССР с капиталистическими странами в 1941-1945 гг. показал не только необходимость, но и возможность создания некоторых универсальных принципов и норм по защите прав человека. В тот момент это было более предпочтительно, чем если бы нормы международного права приняли фрагментарный характер и защищали бы только отдельные категории людей, чьи права были нарушены.

В-третьих, именно в Советском Союзе сложилась конституционная традиция гаран-тированности социально-экономических прав и свобод человека, и через Всеобщую декларацию СССР мог распространить свои идеи и достижения на другие страны, что идеологически для того времени было очень важно.

Обсуждение Всеобщей декларации прав человека стало одним из первых периодов после создания ООН, когда стало ясно, что государствам придется с трудом, путем невероятных компромиссов согласовывать свои позиции по важнейшим вопросам мировой политики и развития человечества. Как отмечает Е.А. Лукашева, одним из первых оценку данной ситуации дал А.Дж. Тойнби, который, когда была создана ООН, писал, что эта организация создавалась под влиянием общего страха перед опасным врагом, однако после победы, когда общего врага не стало, оказалось, что «свободная ассоциация не может долго существовать в своем первоначальном виде, раньше или позже она распадется или трансформируется в действительно активную организацию». По мнению А.Дж. Тойнби, чтобы такая организация была долговечной, ей, по-видимому, требуется высокая однородность составляющих ее государств8.

Обсуждение Всеобщей декларации прав человека, естественно, было столкновением различных правовых традиций. Однако, как справедливо отмечает Д.А. Пашенцев, право-

вая традиция, как и любое правовое явление, диалогична: она существует только потому, что есть иные, отличные от нее традиции и явления; особенности правовой традиции познаются в сравнении .

Российско-советская правовая традиция проявилась при обсуждении нескольких принципиальных положений Всеобщей декларации прав человека.

Первое положение касалось того, что Советский Союз считал нецелесообразным включение Декларации по правам человека в Устав ООН. Как известно, такое предложение было внесено правительством США на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 г. под давлением американских организаций (Американского института права, Комиссии по обеспечению мира, Американской группы планирования). Однако, как отмечает В.А. Батырь, оно вызвало возражение со стороны СССР и Великобритании, считавших первоочередной задачей закрепление в Уставе ООН структуры и принципов деятельности будущей организации. Вопросы прав человека на данной стадии разработки Устава они относили к косвенным и второстепенным. В качестве компромиссного варианта США предложили включить в будущий Устав только статьи, касающиеся целей и задач ООН в области прав человека. Эту позицию США и латиноамериканские государства отстаивали на состоявшейся в Сан-Франциско в мае — июне 1945 г. конференции, на которой был принят окончательный вариант Устава ООН. СССР и Великобритания согласились с такой идеей10. В результате появился п. «с» ст. 55 Устава ООН, согласно которому ООН содействует «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и рели-гии»11. Таким образом, СССР настаивал на том, чтобы Декларация по правам человека представляла собой отдельный документ. Это было связано с тем, что Советский Союз имел опыт участия в Лиге Наций, в которую его приняли в сентябре 1934 г., а исключили в де-

9 Пашенцев Д.А. Российская правовая традиция перед вызовом глобализации // Юридическая наука. 2016. № 1. С. 29.

10 Батырь В.А. Всеобщая декларация прав человека как основа международных стандартов в сфере прав человека (к 60-летию принятия) // Право и образование. 2008. N° 2. С. 88-89.

11 Устав ООН // Официальный сайт Организации Объеди-

ненных Наций. URL : http://www.un.org/ru/sections/un-charter/

chapter-ix/index.html (дата обращения: 22.05.2016).

кабре 1939 г. Уже при вступлении в первую международную межгосударственную организацию с некоторыми чертами универсальности народный комиссар иностранных дел СССР М.М. Литвинов заявил, что СССР согласен не со всеми положениями ее устава. В частности, он выступил против ст. 23, которая не предусматривала расового равноправия народов12. Понимая неизбежность дискуссии при обсуждении проблемы прав человека при создании ООН, СССР решил исключить возможность торможения принятия Устава ООН, вынося спорные вопросы для дальнейшего обсуждения. Как показала история, это оказалось правильным решением, так как не была реализована и другая идея — принятие вскоре после Всеобщей декларации прав человека международной конвенции, носившей уже не рекомендательный, а обязательный характер для стран-участниц.

Вторым положением являлось право народов и наций на самоопределение. Как известно, эта традиция зародилась в первые дни советской власти и нашла свое нормативное отражение в Декрете о мире, а затем в поддержке самоопределения народов Прибалтики, Финляндии, Польши. Однако данное предложение советской делегации в целом было отвергнуто.

Третье положение касалось государственного суверенитета. Как отмечает В.А. Карташ-кин, «юристы социалистических стран были единодушны в том, что Устав ООН налагает на государства твердые юридические обязательства соблюдать права человека и запрещает им вмешиваться во внутренние дела друг друга. Этой позиции придерживался и Советский Союз, проводя свою внутреннюю и внешнюю политику. Так, выступая на Генеральной Ассамблее ООН накануне принятия Всеобщей декларации прав человека, глава советской делегации А.Я. Вышинский заявлял, что Советский Союз не сможет голосовать за принятие Декларации, поскольку положения этого документа могут быть использованы для вмешательства во внутренние дела»13.

13 Карташкин В.А. Принцип уважения прав человека и государственный суверенитет // Международная защита прав человека … С. 12-13.

Такое положение дел противоречило дореволюционной правовой традиции понимания международного права как «юридической стороны цивилизации, т. е. примирения потребностей различных государств, из которых слагается международное общежитие»14, однако вполне соответствовало советской доктрине. Так, например, Е.А. Коровин еще в 1924 г. писал, что Советская Россия стала объектом «империалистических притязаний» других государств, поэтому нормы международного права стали в эти годы «юридической азбукой международного насилия». Ученый не приветствовал ситуацию, в которой полоса признания РСФСР повлекла за собой то, что «российские ноты, протесты, декларации запестрили стереотипными ссылками на «общепризнанные начала» международного права, вплоть до аргументации отдельными статьями, параграфами заключенных империалистическим правительством соглашений»15. Результатом исследования Е.А. Коровина было следующее предложение: «…общение на почве интеллектуального единства (идейной солидарности) между странами буржуазной и социалистической культуры, как правило, отпадает, и соответствующий ему комплекс правовых норм становится беспредметным, чем, однако, не исключается возможность частичного правового общения на почве признания ценностей так называемого общечеловеческого порядка. — например, борьба с эпидемиями, охрана памятников старины, искусства и прочее»16. Именно поэтому, как известно, при голосовании за принятие Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 г. СССР все-таки воздержался, несмотря на свой заметный вклад в разработку ее статей. К счастью, данная традиция начала преодолеваться уже в 1960-е гг., после Карибского кризиса.

Четвертое положение касалось того, что делегация Советского Союза предложила сформулировать ст. 3 таким образом, чтобы она обеспечивала защиту всех национальных групп и меньшинств. В частности, глава советской делегации А.Я. Вышинский заявлял, что «Декларация прав человека должна не только провозглашать права человека, но и обеспечивать их осуществление с учетом, разумеется, экономических, социальных и национальных осо-

14 Международное право. Литография. Б/м, 1865. С. 2.

15 Коровин Е.А. Международное право переходного времени. М. ; Пг., 1924. С. 5.

16 Там же. С.15.

бенностей каждой страны»17. В результате ст. 2 и 3 были объединены, и в итоговом варианте ст. 2 стала звучать с учетом советских предложений: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете»18.

Данная поправка стала возможной благодаря тому, что Российская империя, а затем СССР действительно имели традиции проживания различных в этническом и конфессиональном отношении народов в рамках одного государства и в целом успешно сочетали общегосударственное и местное (партикулярное) правовое регулирование.

Еще одно предложение делегации Советского Союза относилось к тексту ст. 20, касающейся права на мирные собрания и участие в ассоциациях. Советский Союз предлагал внести в нее меры, направленные против фа-

шистской идеологии. Однако эта поправка не вошла в окончательный текст Всеобщей декларации прав человека 1948 г., хотя, как показал дальнейший ход событий, она была необходима. Теперь этот вопрос решается на национальном уровне. В частности, Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в УК РФ была введена ст. 354.1, определившая как преступление реабилитацию нацизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, современные универсальные международно-правовые стандарты по правам человека, безусловно, формировались под воздействием в том числе российских правовых традиций. Причем при обсуждении Всеобщей декларации прав человека делегация Советского Союза использовала как дореволюционный опыт (защита прав человека в период вооруженных конфликтов), так и традиции, сложившиеся уже в советский период (социально-экономические права и свободы, равенство народов и наций и т. д). Одни предложения СССР были отвергнуты, но другие вошли в итоговый текст Декларации. Именно непримиримая позиция СССР и Великобритании в отношении включения Декларации в Устав ООН в 1945 г., как показала практика, позволила создать ООН уже в первые послевоенные месяцы, а затем в течение нескольких десятилетий разработать целый комплекс международно-правовых стандартов по правам человека.

Библиографический список

6. Коровин, Е.А. Международное право переходного времени. — М. ; Пг., 1924.

7. Косарев, А.И. Высший закон в истории государства и права (очерки историософии). — М. : Изд-во СГА, 2007.

10. Международное право. Литография. — Б/м, 1865.

12. Пашенцев, Д.А. Российская правовая традиция перед вызовом глобализации // Юридическая наука. — 2016. — № 1.

13. Пашенцев, Д.А. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». — 2015. — № 1 (17).