Методы обучения персонала на рабочем месте

Содержание

Виды обучения персонала

В системе обучения персонала выделяется три основных вида обучения персонала:

  • Подготовка персонала нацелена на то, чтобы сотрудник получил знания, умения и навыки, которые нужны для выполнения конкретных задач в рамках определенной должности.
  • Повышение квалификации персонала — это инвестиции компании в получения сотрудником дополнительных знаний и компетенций из-за изменения требований к профессии или карьерного продвижения.
  • Переподготовка персонала — это приобретение работником новых знаний и компетенций из-за смены профессии или радикального изменения к требованиям в рамках должностной инструкции.

Иногда в отдельный вид обучения выделяют мероприятия по адаптации и вводу персонала. Типичной ее формой является производственный инструктаж. Наиболее из распространённых методов при приеме нового сотрудника или изменении должности: работнику дается вся необходимая информация для адаптации на новом рабочем месте: об организации, подразделении, оборудовании, технике безопасности, корпоративной культуре и т.п.

Методы обучения персонала

В зависимости от целей и задач обучающий процесс может быть организован как с отрывом от производства или частичным отрывом от производства, так и без отрыва — на рабочем месте. Методы обучения персонала разнообразны, и их выбор зависит от предмета обучения, сроков и бюджета, например:

  • Самообучение, менторство, коучинг и наставничество;
  • Систематические лекции и курсы повышения квалификации;
  • Получение дополнительного высшего образования;
  • Конференции и семинары;
  • Практические тренинги и деловые игры.

Онлайн обучение персонала (eLearning)

Онлайн обучение — это популярный метод обучения, при котором создаются обучающие порталы с использований возможностей Интернета. Организация создает собственный учебный портал, куда загружается библиотека учебных материалов, книги, лекции, презентации, видео уроки, электронные курсы и т.п. Каждый сотрудник обладает индивидуальным логином и паролем, проходить обучение в любое удобное время и самостоятельно выстраивать график занятий.

Дистанционное обучение персонала

С развитием коммуникационных технологий все большую силу набирают формы дистанционного обучения — типа вебенары и занятия через Skype. Такой метод обучения используется как для проведения стандартных программ повышения квалификации и тренингов, так и для полных курсов высшего образования. Преподаватели и ученики могут общаться в онлайне режиме. При этом ученики получают мгновенный доступ к широкой библиотеке, включая базы данных со спецификой по отраслям.

Стажировка — Secondment

Направление сотрудника на работу в другое подразделение компании, находящееся в другом городе или даже стране на определенный срок для замещения сотрудника, для заполнения определенных сложных позиций внутри организации, также может рассматриваться и как форма обучения и развития персонала, и как форма ротации кадров. Такая ротация кадров в большинстве случае носит временный характер — на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. При ротационном горизонтальном перемещении сотрудников внутри организации работник получает возможность приобретения нового профессионального опыта и дополнительных компетенций.

Делегирование и усложнение заданий

Руководитель передает часть функций и полномочий в рамках определенного проекта своим подчиненным. Иногда менеджер осуществляет поэтапное усложнение задач для сотрудника с учетом объема ответственности и сложности. Такой подход к обучению позволяет сотрудникам приобретать новые практические управленческие навыки, принимать решения в рамках определенных задач.

Наставничество (mentoring)

Система наставничества предполагает обучение между участниками коллектива, когда более опытный сотрудник (Mentor) закрепляется за менее опытным сотрудником и помогает ему усвоить определенные компетенции, приобрести новые знания и опыт как в профессиональной сфере, так и в вопросах личностного развития.

Коучинг (coaching)

Очень часто идет в связке с наставничеством, основное отличие состоит в том, что коуч помогает сотруднику развивать и использовать уже имеющийся потенциал, что позволяет работнику достичь максимальной производительности. Коуч может быть «внутренний», т.е. из самой организации (на пример: линейный менеджер, специально обученный специалист внутри организации), или профессиональный «внешний» коуч.

Shadowing

Менее опытный или новый сотрудник копирует действия более опытного специалиста. Очень часто эта форма обучения используется при найме молодых сотрудников, выпускников вузов для успешной адаптации в организации.

Buddying

Работа в паре двух успешных сотрудников при абсолютно равноправных взаимоотношениях, при которых пользу извлекают обе стороны за счет изучения опыта друг друга.

Рабочие и проектные группы

В рамках одного проекта или задачи внутри организации создается рабочая группа из сотрудников разных отделов. В процессе они обмениваются опытом и приобретают новые знания и умения.

Организация процесса обучения персонала

Непрерывность процесса обучения в организации является одним из наиболее важных факторов развития персонала. Считается, что успешная система обучения в той или иной мере должна охватывать всех сотрудников компании, поскольку именно квалификация персонала рассматривается как одно из условий достижения корпоративных целей и задач. В целом, выделяется несколько вариантов стратегии:

Изучить стратегию конкурентов, перенять опыт и обучать свой персонал по такому же принципу, аналогичным знаниям, навыкам и умениям;

Изучить передовые методы, прогнозировать тенденции развития рынка и двигаться, опираясь на стратегию компании, т.е. быть впереди конкурентов;

Принять во внимание специфику, опираясь на собственную стратегию и экономическую ситуацию, двигаться собственным курсом.

Схематично непрерывность процесса обучения можно представить следующим образом:

Чтобы снизить производственный травматизм, нужно не только правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, но и грамотно организовывать и проводить обучение по охране труда.

Каждый работодатель обязан обеспечить (ст. 212 ТК РФ):

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим;
  • проведение инструктажей по охране труда;
  • стажировку на рабочем месте (при необходимости);
  • проверку знаний требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Если допустите работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний требований охраны труда, привлекут к административной ответственности и назначат штраф (ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ):

  • от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 110 000 до 130 000 рублей — для организаций.

Как провести инструктажи по охране труда

Инструктажи по охране труда — одна из форм проведения обучения. Это закреплено в Порядке обучения по охране труда (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Скачайте образец: Приказ о порядке проведения инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте

Вопрос: можно не проводить инструктажи по охране труда, если сотрудники прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда?

Ответ: обучение по охране труда, которое проводят по программе 40 часов с выдачей удостоверения, не заменяет инструктаж по охране труду. Проводите для сотрудников и обучение по охране труда, и инструктажи. Минтруд России в Письме от 27.07.2018 № 15-2/ООГ-1880 подтвердил, что прохождение обучения не заменяет инструктажи по охране труда.

Вводный инструктаж по охране труда

Кто проводит

Специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности.

Когда проводят

В первый рабочий день, после заключения трудового договора.

Вопрос эксперту Задавайте вопросы по Карте Школы охраны труда Что такое Карта Школы?

Вопрос: когда проводить вводный инструктаж по охране труда, если трудовой договор заключили в пятницу вечером?

Ответ: проведите вводный инструктаж на следующий рабочий день. Главное, чтобы до проведения вводного инструктажа работник не приступил к своим трудовым обязанностям.

С кем проводят

Проводите вводный инструктаж для:

  • всех принимаемых на работу лиц;
  • командированных в организацию работников;
  • работников сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке;
  • обучающихся образовательных учреждений, проходящих в организации производственную практику;
  • других лиц, участвующих в производственной деятельности организации.

По каким программам проводить

Разработайте и утвердите программу вводного инструктажа на основании законодательных и иных нормативных правовых актов с учетом специфики деятельности организации.

Скачайте образец: Программа вводного инструктажа по охране труда

Первичный инструктаж на рабочем месте

Непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), который прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

До начала самостоятельной работы работников, сразу после вводного инструктажа.

Проводите первичный инструктаж на рабочем месте:

  • с вновь принятыми в организацию работниками;
  • с работниками организации, переведенными из другого структурного подразделения;
  • с работниками организации, которым поручается выполнение новой для них работы;
  • с командированными работниками сторонних организаций;
  • с обучающимися образовательных организаций, которые проходят производственную практику в организации
  • с другими лицами, которые участвуют в производственной деятельности организации.

По программам, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Включите в программу инструктажа:

  • имеющиеся опасные или вредные производственные факторы;
  • изучение требований охраны труда, которые содержатся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации;
  • применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Рекомендация: не берите за основу готовые программы первичных инструктажей, которые разработаны в других организациях. От того, какие опасности и риски существуют на конкретном рабочем месте и в организации в целом, будет зависеть, каким вопросам уделить особое внимание, а какие можно изложить так, чтобы просто проинформировать работников. В одноэтажном здании и небоскребе — разные профриски, программа инструктажа предприятия общественного питания не подойдет для сотрудников салона красоты. Учитывайте специфику вашей отрасли, специфику деятельности организации, когда разрабатываете программы инструктажей.

Чтобы проверить приобретенные работниками навыки безопасных приемов работы, проведите устную проверку знаний.

Рекомендация: работников, которые не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, работодатель по своему усмотрению может освободить от первичного и повторного инструктажей. Если примите такое решение, составьте перечень профессий и должностей работников, которых освобождаете от прохождения первичного и повторного инструктажа. Утвердите перечень приказом руководителя. Ознакомьте работников с приказом под роспись. Но помните, если с работником, которого освободили от инструктажей, произойдет несчастный случай, это обстоятельство может стать основанием для привлечения виновных должностных лиц по ст. 143 УК РФ.

Повторный инструктаж на рабочем месте

Непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), который прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Не реже одного раза в шесть месяцев после начала самостоятельной работы сотрудников и далее в процессе трудовой деятельности.

Рекомендация: если работники выполняют работы, к которым предъявляют повышенные требования охраны труда, проводите повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца. Утвердите локальным актом работодателя перечень профессий, должностей работников и видов работ, к которым предъявляют повышенные требования охраны труда.

Проводите повторный инструктаж на рабочем месте со всеми работниками, которые прошли первичный инструктаж по охране труда.

Проводите повторный инструктаж по программам, разработанным для первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж на рабочем месте

Непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), который прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Внеплановый инструктаж по охране труда проводят при наступлении одного из обстоятельств:

  • ввели новые или изменили законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, а также инструкции по охране труда;
  • изменились технологические процессы, заменили или модернизировали оборудование, приспособления, инструменты и другие факторы, влияющие на безопасность труда;
  • работники нарушили требования охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
  • по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
  • при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);
  • по решению работодателя или уполномоченного им лица.

Проводите внеплановый инструктаж с теми работниками, в отношении которых возникли перечисленные выше обстоятельства.

Определите объем и содержание внепланового инструктажа в каждом случае в зависимости от того, какие обстоятельства вызвали необходимость его проводить. Программу утвердите приказом работодателя. Инструктаж сопровождайте практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Целевой инструктаж по охране труда

Непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), который прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проводите целевой инструктаж, когда работники:

  • выполняют разовые работы;
  • участвуют в ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий;
  • выполняют работы, на которые оформляют наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы;
  • участвуют в массовых мероприятиях.

Проводите целевой инструктаж с теми работниками, в отношении которых возникли перечисленные выше обстоятельства.

Определите объем и содержание целевого инструктажа в каждом случае в зависимости от того, какие обстоятельства вызвали необходимость его проводить. Программу утвердите приказом работодателя.

Рекомендация: регистрируйте все инструктажи в журналах проведения инструктажей. Обеспечьте подписи инструктируемого лица и лица, которое проводит инструктаж. Проставляйте дату проведения инструктажей. Храните журнал регистрации вводного инструктажа в службе охраны труда, журналы регистрации иных инструктажей — в структурных подразделениях организации.

Как провести обучение по охране труда

Кого обучить в учебном центре

Руководитель организации обязан изучить не только вопросы охраны труда на своем рабочем месте, но и вопросы обеспечения охраны труда всего трудового коллектива, поскольку он отвечает за их безопасность. В свою очередь, руководители структурных подразделений обязаны изучить не только вопросы охраны труда на своем рабочем месте, но и вопросы обеспечения безопасности труда на рабочих местах своего подразделения, поскольку они отвечают за безопасность подчиненных им сотрудников.

Обязательно обучайте в обучающих организациях (п. 2.3.2 Порядка обучения, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29):

  1. руководителей организаций;
  2. заместителей руководителя, курирующих вопросы охраны труда, а также главных специалистов;
  3. специалистов, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и технический надзор за проведением работ;
  4. специалистов служб охраны труда, работников, на которых возложены обязанности организации работы по охране труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
  5. членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

Кого обучить в своей организации

Если создадите в организации комиссию по проверке знаний требований охраны труда, сможете внутри организации обучать сотрудников, которые не указаны в п. 2.3.2 Порядка обучения, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

Решите создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда, утвердите приказом ее состав. В составе комиссии включите не менее трех сотрудников, которые прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в учебном центре. Как правило, в состав комиссии включают:

  • руководителей организаций;
  • руководителей структурных подразделений;
  • специалистов служб охраны труда;
  • главных специалистов (технолог, механик, энергетик и т.д.).

В работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда могут принимать участие представители профсоюза

Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводите по программам обучения по охране труда, которые разработаны на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда.

Скачайте образец: Рабочий учебный план и программа обучения по охране труда руководителей и специалистов организации

Как часто обучать охране труда руководителей и специалистов

Обучайте руководителей и специалистов организаций при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Работодатель вправе своим локальным актом установить более частую периодичность проведения обучения охране труда — например, ежегодно для отдельных категорий руководителей и специалистов.

Пример: начальник испытательной лаборатории и его заместитель по приказу директора научно-исследовательского института должны проходить обучение не один раз в три года как весь административно-управленческий персонал НИИ, а ежегодно.

Работодатель принял такое решение, установив в ходе оценки профессиональных рисков и проведения специальной оценки условий труда, что на руководителей испытательной лаборатории воздействуют вредные производственные факторы, которые могут привести к несчастному случаю или аварии.

Работодатель справедливо посчитал, что недостаточное обучение является если не основной, то сопутствующей причиной производственного травматизма и принял решение проводить ежегодное обучение руководящих сотрудников. Цель такого обучения — повторить требования правил безопасности не только на своем рабочем месте, но и по организации безаварийного выполнения работ подчиненными в лаборатории.

Рекомендуем проводить обучение руководителей и специалистов организаций, занятых на опасных производственных объектах, а также на объектах теплоэнергетики, электроэнергетики и в других сферах, характеризуемых высокими уровнями профессионального риска чаще, чем предусмотрено законом. Основанием для более частого обучения по охране труда может стать оценка профессиональных рисков в вашей организации. Если оцените в организации уровни профессиональных рисков как высокие принимайте решение о ежегодном обучении охране труда.

Как часто обучать работников рабочих профессий

Организуйте обучение для работников рабочих профессий, когда принимаете на работу или переводите на другую работу. Проводите обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, чтобы обеспечить безопасное выполнение трудовых обязанностей и минимизировать травмирование во время выполнения трудовых обязанностей.

Определите порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения локальным нормативным актом с учетом специфики конкретных видов работ.

Пример: обучите водителя автомобиля правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, чтобы снизить воздействие вредных производственных факторов. Чтобы обучить водителя приемам безопасного выполнения работ, включите в том числе в программу обучения требования Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н.

Как провести обучение первой помощи пострадавшим

Комментирует инструктор массового обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве Шобохонова Марина Владимировна:

«Уделите особое внимание обучению оказания первой помощи пострадавшим. От того, насколько грамотно проведено обучение приемам оказания первой помощи, могут зависеть ваши жизнь и здоровье.

Проводить обучение оказанию первой помощи в организации должен только подготовленный инструктор массового обучения оказанию первой помощи.

Чтобы проводить обучение оказанию первой помощи внутри организации, заключите договор на обучение первой помощи со сторонним экспертом или подготовьте своего инструктора, обучив его в учебном центре. Закупите манекен-тренажер для демонстрации приемов оказания первой помощи, а также приобретите комплект методических материалов — плакатов, книг, фильмов и других пособий для закрепления теоретических знаний на практике. Инспектор ГИТ проверит, как проводилось обучение первой помощи: если формально, отразит в протоколе.

Первая помощь пострадавшим Обязательное обучение по охране труда, 16 ак.часов

Если нет возможности подготовить инструктора и обеспечить необходимую материально-техническую базу, направьте сотрудников организации в учебный центр, имеющий лицензию на образовательную деятельность и аккредитацию Минтруда России на право обучения работников и работодателей вопросам охраны труда. Убедитесь, что в программу обучения включена демонстрация приемов оказания первой помощи на тренажере Гоша.

Доверяйте обучение первой помощи только надежным учебным центрам. Цена формального обучения значительно выше, чем штраф 130 000 рублей. Своевременно и грамотно оказанная первая помощь может спасти жизнь, а это бесценно».

Как проверить знания требований охраны труда

Проверке знаний требований охраны труда предшествует подготовка по программе обучения по охране труда, разработанной для каждой категории обучающихся.

Проверку знаний требований охраны труда проводят комиссией по проверке знаний требований охраны труда, состав которой утверждают приказом.

Включите в состав комиссии:

  • руководителя организаций и руководителей структурных подразделений;
  • специалистов служб охраны труда;
  • главных специалистов организации (технолог, механик, энергетик и т.д.).

По результатам проверки знаний председатель и члены комиссии оформляют и подписывают протокол, работнику выдают удостоверение, подписанное председателем комиссии по проверке знаний требований охраны труда и заверенное печатью организации (при наличии печати).

Удостоверение должно храниться у работника во время исполнения трудовых обязанностей.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 12 сентября 2018 г.

Иногда работодатели оплачивают своим работникам обучение. Как правило, работодатель это делает не по доброте душевной, а преследуя свой интерес — иметь более квалифицированных специалистов. В этих целях между работодателем и работником заключается ученический договор (ст. 198 ТК РФ). Каковы же последствия такого договора?

Несколько слов об ученическом договоре

Напомним, в ученическом договоре нужно указать (ст. 199 ТК РФ):

  • наименование сторон (то есть данные работодателя и работника);
  • конкретную квалификацию, которую будет получать работник;
  • обязанности сторон (работодатель должен обеспечить работнику возможность учиться, а работник, в свою очередь, должен пройти обучение и после его окончания отработать у данного работодателя оговоренный договором срок);
  • срок обучения;
  • размер оплаты, получаемой в период обучения.

Оплата обучения сотрудника: что с НДФЛ и страховыми взносами

Можно ли на стоимость обучения уменьшить «прибыльную» базу

Да, можно (п.3 ст.264 НК РФ). Но у работодателя должны быть в наличии документы, подтверждающие учебные расходы. К таким документам относятся:

  • приказ о направлении работника на обучение;
  • договор на обучение, заключенный между работодателем и российской образовательной организацией. Этот договор должен предусматривать обучение по основным профессиональным образовательным программам;
  • документ, подтверждающий прохождение обучения (его этапа).

Кстати, работодатели на «доходно-расходной» упрощенке так же имеют право учесть затраты на обучение в составе расходов, уменьшающих базу по налогу при УСН, при наличии вышеназванных документов (Письмо Минфина от 13.02.2018 N 03-11-06/2/8502).

Работник, которому работодатель оплатил обучение, увольняется…

Как мы уже сказали ранее, в ученическом договоре прописывается условие об отработке, то есть оговаривается минимальный срок, в течение которого сотрудник после окончания обучения должен трудиться у работодателя, оплатившего учебу. Но случается так, что работник не выполняет это условие и увольняется без уважительных причин, так сказать, досрочно.

В подобной ситуации работник должен возместить работодателю учебные затраты, которые понес последний. Размер возмещения рассчитывается пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст. 207 ТК РФ). Правда, договором могут быть предусмотрены иные условия.

Приведем пример расчета суммы возмещения. Допустим, на обучение работника потрачено 100 тыс. руб. По условиям договора работник должен проработать в организации после окончания обучения не менее 2-х лет. Однако он уволился по собственному желанию через год после прохождения обучения. Таким образом, работник должен возместить организации 50 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 12 мес. / 24 мес.).

Какой вид обучения работников может выбрать наниматель?

Исходя из норм Трудового кодекса РБ (далее – ТК) обучение работников по инициативе нанимателя можно разделить на 3 вида:

1) профессиональная подготовка (под профессиональной подготовкой понимают первоначальное профессиональное обучение сотрудников, ранее вообще не имевших профессии);

2) стажировка и переподготовка;

3) повышение квалификации (ст. 220-1 ТК).

Что касается семинаров, тренингов и т.п. мероприятий, то данные виды получения работниками дополнительных знаний не подпадают под сферу действия законодательства о труде, и, следовательно, порядок обучения и возможность возмещения средств, затраченных нанимателем на такое обучение, могут регулироваться в локальных нормативных правовых актах организации.

Кроме ТК отдельные вопросы дополнительного образования взрослых регламентированы:

– постановлением Совета Министров РБ от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых»;

– Положением о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов;

– Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих;

– Положением об обучающих курсах дополнительного образования взрослых.

В этой статье мы остановимся на рассмотрении кадрового аспекта направления работника на обучение, а именно оформлении приказа(ов). Рассмотрим, какие реквизиты должен содержать приказ, необходимо ли к приказу о направлении на обучение готовить второй приказ – о командировании и т.д.

Напомним, что при направлении нанимателем работника для повышения квалификации, стажировки и переподготовки с отрывом от производства за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 102 ТК). Кроме того, работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от производства в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. Из этого следует, что приказ о командировании все-таки нужно составлять.

Справочно: порядок и условия повышения квалификации по инициативе нанимателя могут определяться коллективным договором, локальными нормативными правовыми актами, трудовым договором (контрактом).

Подготовка документов о направлении работника на обучение

Оформление направления работника на обучение необходимо начать с заключения договора между учреждением образования (исполнитель) и нанимателем (заказчик) на выполнение работ (оказание платных образовательных услуг).

Предметом такого договора будут отношения сторон, складывающиеся между нанимателем и учреждением образования в связи с обучением работника по определенной договором образовательной программе с указанием конкретного срока обучения работника. Сроки и формы обучения устанавливаются учреждением образования в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

Что касается работника, то он не является стороной данного договора. Его обязательства и условия обучения прописываются в дополнительном соглашении к трудовому договору:

– специальность (квалификация, профессиональный навык и пр.), которую получит работник после обучения;

– порядок оплаты рабочего времени (если занятия надо посещать в будние дни).

Многих нанимателей волнует вопрос о том, что работник, отучившись за счет организации, уволится, и тем самым наниматель потеряет ценного сотрудника (а его ценность повысится после обучения), и не сможет вернуть потраченные на его обучение средства.

Для того чтобы при возникновении такой ситуации наниматель мог минимизировать потери, следует закрепить в дополнительном соглашении к трудовому договору условие об обязанности работника возместить организации затраты, связанные с его обучением, если работник решит расторгнуть трудовой договор без уважительной причины (в течение установленного в договоре срока).

Издание приказа о направлении работника на обучение

На основании заключенного дополнительного соглашения к трудовому договору необходимо издать приказ по личному составу о направлении работника на обучение. Унифицированной формы такого приказа нет, однако он должен быть составлен с соблюдением требований Государственного стандарта РБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Как и любой другой приказ, приказ о направлении работника на обучение будет состоять из 2 частей: констатирующей и распорядительной. Распорядительная часть будет начинаться со слова «НАПРАВИТЬ». После распорядительного слова с новой строки с абзаца прописными буквами печатаете фамилию работника, а имя и отчество печатаете строчными буквами.

Не будет лишним указать в приказе причины, по которым работник направляется на учебу, например: обновление теоретических и практических знаний по специальности, которые позволят освоить современные методы решения профессиональных задач.

Что касается внутреннего визирования, то на данном приказе должна стоять виза главного бухгалтера. Также может стоять виза начальника отдела, в котором трудится работник.

Образец приказа о направлении работника на курсы повышения квалификации смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.

Справочно: по окончании обучения получите от работника программу обучения, в ней будут отражены вопросы, которым были посвящены занятия; акт об оказанных услугах; счет-фактуру с той же формулировкой, что и в акте (если образовательное учреждение коммерческое); проездные документы и гостиничный счет (когда обучение проводится в другом городе).

Далее необходимо ознакомить работника с приказом. Виза ознакомления начинается словами: «С приказом (актом, протоколом, должностной инструкцией и т.д.) ознакомлен». Виза ознакомления включает личную подпись работника, ее расшифровку и дату. При необходимости виза ознакомления может включать наименование должности работника.

Издание приказа о командировании работника

Приказ имеет унифицированную форму, в нем обязательно должны указываться такие данные, как:

– цель командировки;

– срок командировки;

– пункт назначения (прибытия).

Цель командирования работника, как правило, указывают в констатирующей части приказа. Однако в случае если командируются несколько работников и они будут проходить разное обучение (кто-то едет на стажировку, кто-то на повышение квалификации), то цель командирования следует указывать в распорядительной части приказа.

Подводя итог, можно выделить 5 основных шагов, которые необходимо сделать, чтобы оформить направление работника на обучение, например на курсы повышения квалификации.

Шаг 1. Включите в бюджет организации расходы на направление работников на обучение.

Шаг 2. Определите учебное заведение, куда будет направлен работник.

Шаг 3. Заключите договор с учебным заведением.

Шаг 4. Заключите дополнительное соглашение с работником о направлении его на обучение и определите в нем важные условия, например условие об обязанности работника после обучения отработать в организации определенное время.

Шаг 5. Издайте приказ о направлении работника на обучение и при необходимости приказ о командировании работника. Проставьте в табеле использования рабочего времени необходимые отметки, указывающие на то, что работник находится на учебе.