Методические рекомендации по содержанию автомобильных дорог

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
КАЗАХСКОЙ ССР

УТВЕРЖДЕНЫ

решением Технического совета

Министерства автомобильных

дорог Казахской ССР, протокол

№ 29 от 17 августа 1973 г.

Методические рекомендации по зимнему содержанию

автомобильных дорог в Казахстане

Алма-Ата

1973

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Требования к автомобильным дорогам в зимний период

2. Факторы, определяющие особенности зимнего содержания дорог

3. Мероприятия по борьбе со снегом и льдом на дорогах

3.1. Основные виды мероприятий

3.2. Борьба со снегом, приносимым ветром к дороге с окружающей ее местности

3.3. Очистка дорог от снега

3.4. Борьба с обледенением дорог

3.5. Борьба с наледями и лавинами

4. Районирование территории Казахской ССР по условиям зимнего содержания дорог

4.1. Основные показатели степени трудности зимнего содержания дорог

4.2. Необходимость районирования

4.3. Показатели и принципы, принятые для районирования

5. Основные положения сноса, переноса и отложений снега

5.1. Классификация явлений выпадения и переноса снега

5.2. Распределение переносимого снега в ветроснеговом потоке

5.3. Минимальные скорости ветра, необходимые для отрыва и переноса снежинок

5.4. Интенсивность переноса снега

5.5. Снежный баланс различных участков местности

5.6. Условия и принципы сноса и переноса снега

5.7. Отложения переносимого снега

6. Снегозаносимость дорог

6.1. Определение понятия «снегозаносимость дорог»

6.2. Снегозаносимость выемок

6.3. Снегозаносимость нулевых мест и насыпей

6.4. Снегозаносимость различных форм рельефа местности

7. Прокладка дорог по наименее заносимым участкам местности

7.1. Месторасположение дорог по отношению к границам снегопереноса

7.2. Прокладка дорог в различных формах рельефа с учетом их заносимости

8. Снегозащитные мероприятия снегоперепускающего действия

8.1. Виды снегозащитных мероприятий снегоперепускающего действия

8.2. Раскрытые или разделанные под насыпь мелкие выемки

8.3. Нулевые места и малые насыпи

8.4. Снегонезаносимые насыпи

8.5. Ветронаправляющие устройства

9. Снегоемкость снегозадерживающих устройств

9.1. Однорядные сплошные снегозадерживающие устройства

9.2. Однорядные решетчатые плоские снегозадерживающие устройства

9.3. Придорожные снегозащитные лесонасаждения

9.4. Многорядные снегозадерживающие устройства

9.5. Расстояние от снегозадерживающего устройства до дороги

10. Основной расчетный показатель для проектирования снегозадерживающих устройств и его определение

10.1. Основной расчетный показатель для проектирования снегозадерживающих устройств

10.2. Примерные количественные значения величин, входящих в показатель объема снегоотложений

10.3. Повторяемость объемов снегоотложений

10.4. Определение объемов снегоотложений

11. Комплексный метод снегозадержания на полях и у дорог

11.1. Сущность метода

11.2. Рекомендуемые способы задержания переносимого снега тонким слоем на уширенной полосе

11.3. Экономическая и техническая целесообразность задержания снега тонким слоем на уширенной полосе

12. Снегозадерживающие заборы

13. Придорожные снегозащитные лесонасаждения

действует Редакция от 29.06.1988 Подробная информация

Наименование документ «ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88» (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)
Вид документа правила
Принявший орган минавтодор рсфср
Номер документа ВСН 24-88
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 29.06.1988
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

«ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88» (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)

8. Ремонт дорожных одежд

8.1. Общие положения.

8.1.1. Ремонт дорожных одежд включает работы по восстановлению слоя износа, улучшению ровности, повышению шероховатости и сцепных качеств покрытия, увеличению прочности дорожной конструкции, уширению проезжей части в соответствии с установленными требованиями.

8.1.2. Состав и объемы работ определяют на основе данных визуальных и инструментальных обследований с учетом положений, изложенных в гл.2.

8.1.3. В целях обеспечения безопасности движения в местах производства ремонтных работ, а также в целях охраны труда и соблюдения техники безопасности должны быть приняты меры по ограждению таких мест в соответствии с требованиями п.4.7 настоящих правил.

8.2. Асфальтобетонные и другие черные покрытия.

8.2.1. На асфальтобетонных и других черных покрытиях слой износа и сцепные свойства восстанавливают способами поверхностной обработки.

Различают три способа поверхностной обработки.

1. Одиночная обработка, при которой на очищенное от пыли и грязи покрытие разливают органическое вяжущее с последующим распределением щебня определенных фракций и его укаткой.

2. Одиночная обработка с двукратным распределением щебня. При этом вяжущее наносят в большем количестве, чем в первом случае, и по нему распределяют сначала щебень размером 15 — 25 мм с прикаткой его катками, а затем щебень фракции 5 — 10 мм, который укатывают за четыре-пять проходов катка по каждому следу со скоростью 2 — 3 км/ч.

3. Двойная обработка покрытия с розливом вяжущего в два приема и распределением после каждого розлива щебня и его укаткой. Этот способ применяют при значительных повреждениях покрытий (повышенный износ, большое количество трещин и мелких повреждений), а также на цементобетонных покрытиях.

8.2.2. Для поверхностной обработки применяют вязкие дорожные битумы, дегти или дегтеполимерные вяжущие, а также битумные эмульсии.

Щебень должен быть из пород высокой прочности. В исключительных случаях допускается применять разнопрочный щебень с содержанием менее прочного компонента не более 50%. Используют следующие фракции щебня: 5 — 10, 10 — 15, 15 — 20 и 20 — 25 мм. Выбор той или иной фракции зависит от состояния эксплуатируемого покрытия (сопротивление вдавливанию щебня), а также требуемой шероховатости поверхности покрытия.

8.2.3. Вяжущие материалы для поверхностной обработки следует применять при температуре нагрева, обеспечивающей нормальное прилипание к минеральному материалу. Для улучшения сцепления вяжущего с каменным материалом используют поверхностно-активные добавки или активаторы.

Необработанный щебень допускается применять на дорогах с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут. Не обрабатывают битумом щебень, используемый для второй россыпи при устройстве поверхностной обработки с двукратным распределением щебня (см. п.8.2.1).

8.2.4. Поверхностную обработку устраивают, как правило, в летний период на сухом и достаточно прогретом покрытии при температуре воздуха не ниже 15°C (при использовании битумных эмульсий работы можно проводить при температуре воздуха не ниже 5°С).

К устройству поверхностной обработки приступают только после устранения всех имеющихся повреждений и деформаций на покрытии (выбоин, просадок, наплывов, трещин и др.) и тщательной очистки покрытия от пыли и грязи. В отдельных случаях при невозможности обеспечить требуемую чистоту покрытия рекомендуется его подгрунтовывать путем розлива жидкого битума по норме 0,3 — 0,5 л/м2.

8.2.5. Основной розлив вяжущего осуществляют на половине проезжей части в один прием без пропусков и разрывов. При возможности обеспечения объезда розлив вяжущего выполняют по всей ширине проезжей части.

8.2.6. По нанесенному тонкому слою вяжущего распределяют щебень самоходными, навесными или веерными распределителями и немедленно укатывают средними (два-три прохода по одному следу), а затем тяжелыми (не менее двух проходов по одному следу) катками. Для лучшего формирования поверхностной обработки целесообразно применять самоходные пневмокатки или катки с обрезиненными металлическими вальцами.

8.2.7. При устройстве поверхностных обработок с применением эмульсии ее разливают первоначально в количестве 30% нормы и рассыпают 70% нормы щебня, а затем сразу после распределения щебня разливают остальное количество эмульсии (70% нормы) и распределяют оставшийся щебень (30% нормы). Укладку выполняют согласно п.8.2.6, приурочивая эту операцию к началу распада эмульсии.

Таблица 8.1

Примечание. При применении необработанного щебня нормы розлива вяжущего повышают на 20%.

8.2.8. Нормы расхода органических вяжущих и минеральных материалов при поверхностных обработках приведены в табл.8.1.

8.2.9. При открытии движения необходимо обеспечить в течение первых 10 сут тщательный уход за поверхностной обработкой. Для сохранения нормальных условий формирования обработки, а также во избежание отрыва щебенок и повреждения стекол проезжающих автомобилей следует в этот же период ограничить скорость движения на участках с обработкой до 40 км/ч и организовать регулирование движения по ширине проезжей части. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия не позднее 1 сут после открытия движения. Дефектные места следует немедленно исправить.

8.2.10. На дорогах с интенсивным и тяжелым движением вместо обычной поверхностной обработки в качестве слоя износа устраивают шероховатые слои толщиной 1,5; 2,0 и 2,5 см из специально подобранных горячих щебеночных (50 — 85% щебня) смесей на основе органических вяжущих. Технология приготовления таких смесей аналогична применяемой для получения асфальтобетонных смесей. До укладки слоя осуществляют необходимую подготовку покрытия в соответствии с п.8.2.4

Смесь распределяют асфальтоукладчиком с выключенным трамбующим брусом и виброплитой. Толщина слоя должна быть на 3 — 5 мм больше максимального размера щебня в смеси. Расход смеси зависит от крупности щебня и составляет 30 — 60 кг/м2. Уплотняют смесь пнемокатками: легкими (10 — 14 проходов) при температуре смеси 120 — 140°С и затем тяжелыми (6 — 10 проходов) при температуре смеси 90 — 120°С.

8.2.11. Эффективной технологией повышения шероховатости асфальтобетонных и им подобных покрытий является втапливание прочного щебня в укладываемый слой малощебенистых (или песчаных) асфальтобетонных смесей. Для втапливания применяют щебень марки по прочности 1000 — 1200 и по износу И-I или И-II, обработанный органическим вяжущим (1 — 1,3% от массы щебня). Нормы расхода щебня принимают в зависимости от его размера: 5 — 10 мм — 6 — 8 кг/м2; 10 — 15 мм — 7 — 10 кг/м2; 15 — 20, 20 — 25 мм — 9 — 12 кг/м2.

Щебень распределяют механическими распределителями по свежеуложенному и слегка уплотненному трамбующим брусом асфальтоукладчика слою смеси, температура которой должна быть не менее 90 — 110°С для горячих смесей и 60 — 80°С для теплых. После распределения щебень втапливают за один-два прохода легких катков, а затем ведут укатку средними и тяжелыми катками, используя преимущественно самоходные катки на пневматических шинах.

8.2.12. Для восстановления слоя износа на дорогах III и IV категорий в III — V дорожно-климатических зонах в зависимости от состояния ремонтируемой поверхности, наличия материалов устраивают слои из песчаных или щебеночных литых (15 — 25% воды) пастоминеральных смесей на битумах или пастах (шламах) и литых эмульсионно-минеральных смесей. Слои из литых смесей укладывают толщиной, на 1 — 2 мм превышающей максимальный размер минеральных частиц.

Слои износа можно также устраивать из щебеночных (10 — 60% щебня размером до 25 мм) пасто-минеральных смесей сыпучей (до 8% воды) и пластичной (до 12% воды) консистенций. Смеси распределяют асфальтоукладчиком с выключенными трамбующим брусом и виброплитой слоями толщиной на 3 — 5 мм превышающей максимальный размер щебня. Уплотняют слои пневмокатками: средними (8 — 10 проходов) и затем тяжелыми (6-8 проходов). Окончательное формирование слоя происходит под действием движения.

8.2.13. Традиционный способ усиления дорожной одежды заключается в подготовке ремонтируемых участков, укладке (при необходимости) выравнивающего слоя и одного или нескольких слоев усиления из асфальтобетона.

8.2.14. Подготовку ремонтируемых мест осуществляют следующим образом:

устраняют повреждения дорожной одежды, исправляют при необходимости основание и земляное полотно;

очищают покрытие от пыли и грязи с помощью механических щеток;

смачивают очищенную поверхность органическим растворителем в количестве 0,1 — 0,15 л/м2, используя автогудронаторы или специальные распылители;

смоченную органическим растворителем поверхность можно подгрунтовывать жидким битумом по норме 0,3 — 0,5 л/м2.

8.2.15. При влажной поверхности старого покрытия до укладки слоя усиления (или выравнивающего слоя) ее рекомендуется обрабатывать специальным составом на основе олигомеров с отвердителем и пластификатором. В качестве олигомеров применяют мочевино- и меламиноформальдегидные (обычные и модифицированные) смолы и различные отвердители. В качестве отвердителей горячего твердения применяют 5 — 10%-ный раствор хлористого железа в количестве 5 — 8% от массы олигомера, или 3 — 5%-ный раствор сернокислого железа в количестве 5 — 8% от массы олигомера, 5 — 8%-ный раствор щавелевой кислоты в количестве 1 — 2% от массы олигомера. В качестве отвердителя холодного твердения применяют 3 — 5%-ный раствор соляной кислоты в количестве 5 — 7% от массы олигомера. Для повышения эластичности применяют пластификаторы: битумную эмульсию в количестве 10 — 15% от массы олигомера или водные растворы полиакриламида, поливинилацетата, карбоксиметилцеллюлозы в количестве 0,5 — 2% от массы олигомера.

Для приготовления водных растворов полиакриламида, поливинилацетата, карбоксиметилцеллюлозы их замачивают в воде в количестве 15 — 20% от массы воды на 1,5 — 2 сут. Перед введением в олигомер водный раствор тщательно перемешивают. После введения также перемешивают до равномерного распределения по всему объему и выдерживают в течение 30 — 45 мин при температуре наружного воздуха.

Отвердитель вводят непосредственно перед распределением олигомера. Если слой усиления устраивают из горячих асфальтобетонных смесей, то применяют отвердители горячего твердения, если из теплых и холодных смесей, то — холодного твердения. Скорость схватывания отвердителя зависит от температуры смеси и наружного воздуха: при температуре воздуха и смеси 20°С — 30 — 40 мин, при температуре смеси 100°С — 5 — 10 мин.

Распределение олигомера с отвердителем и пластификатором производят при помощи передвижных гудронаторов малой вместимости, распылителей, входящих в комплект авторемонтера, или краскопультов в количестве 0,5 — 0,7 л/м2.

8.2.16. Рабочие, занятые приготовлением и нанесением на ремонтируемое покрытие составов на основе олигомеров с отвердителем и пластификатором, должны быть обеспечены комбинезонами из плотной ткани, прорезиненными фартуками и перчатками. При попадании указанных веществ на кожу их необходимо удалить и промыть эти места водой с мылом.

8.2.17. После выполнения подготовительных работ в соответствии с пп.8.2.14 или 8.2.15 приступают к укладке выравнивающего слоя и затем слоя (или слоев) усиления, руководствуясь действующими требованиями при строительстве асфальтобетонных покрытий.

8.2.18. На дорожных одеждах с покрытием облегченного типа слой усиления целесообразно устраивать из влажных органоминеральных смесей (ВОМС), обеспечивающих возможность максимального применения местных материалов и промышленных отходов. Работы выполняют в соответствии с действующими положениями.

8.2.19. Наиболее экономичной технологией ремонта асфальтобетонных покрытий является технология, основанная на принципах регенерации (восстановление утраченных свойств). Эту технологию применяют для восстановления ровности верхнего слоя покрытия и его сплошности (устраняют трещины), а также для усиления дорожной одежды.

8.2.20. Регенерацию верхнего слоя асфальтобетонного покрытия выполняют различными способами термопрофилирования, основными операциями которых являются разогрев покрытия, рыхление его на глубину 2 — 5 см, планирование и уплотнение.

8.2.21. Термопрофилирование осуществляют с применением термопрофилировщиков, оснащенных блоками горелок инфракрасного излучения, или комплектом машин, состоящим из асфальторазогревателя и профилировщика или термопрофилировщика.

Термопрофилировщики условно делят на короткобазовые (с базой до 4 м) и длиннобазовые (с базой до 8 м). Профилировщики обычно бывают короткобазовыми.

К длиннобазозым термопрофилировщикам относятся отечественный термосмеситель ДЭ-232 и зарубежные машины типа «Ремиксер», к короткобазовым — машины типа «Реформер», а также профилировщик Госдорнии (УССР).

В комплекте к термосмесителю ДЭ-232 выпускается асфальторазогреватель ДЭ-234, а к профилировщику Госдорнии (УССР) — асфальторазогреватель Госдорнии (УССР).

8.2.22. В зависимости от состояния покрытия и вида термопрофилировочных машин применяют следующие разновидности технологии термопрофилирования: планирование, гомогенизацию, укладку, смешение, пластификацию.

8.2.23. Способ планирования является наиболее простым и экономичным и предусматривает выполнение только основных операций, указанных в п.8.2.20. Его осуществляют с применением короткобазового термопрофилировщика или профилировщика в комплекте с асфальторазогревателем.

Средняя глубина рыхления ремонтируемого покрытия не должна быть меньше: для песчаных — 20 мм; щебеночных смесей — 25 — 35 мм с зернами размером до 15 и 20 мм соответственно.

Способ планирования применяют, как правило, с устройством защитного слоя в виде поверхностной обработки или коврика износа. Условия применения способа:

водонасыщение образцов соответствующей толщины (см. глубину рыхления по п.8.2.23), сформованных из измельченного старого асфальтобетона при температуре 80 +- 3°C, не должно превышать 4%;

исправления поперечного профиля не требуется.

8.2.24. Способ гомогенизации (обеспечение однородности системы) отличается от способа планирования тем, что, кроме основных операций, перечисленных в п.8.2.20, он предусматривает в определенной мере и регенерацию асфальтобетона путем перемешивания старой асфальтобетонной смеси. При этом улучшаются уплотняемость слоя, однородность и физико-механические свойства асфальтобетона.

Требования к глубине рыхления такие же, как и для способа планирования.

Данный способ, как и предыдущий, является экономичным, так как не требует (или требует в минимальном количестве) добавления новой смеси.

Гомогенизацию осуществляют с применением термопрофилировщиков или профилировщиков, оснащенных мешалкой (термосмеситель ДЭ-232 или ремиксер, оба в комплекте с асфальторазогревателем).

Условия применения способа:

исправления поперечного профиля не требуется;

средняя амплитуда продольных неровностей 10-метровой длины и средний просвет под 3-метровой рейкой в поперечном направлении не должны превышать в сумме 16 мм <5>;

<5> Порядок определения этих показателей изложен в Технических правилах по термопрофилированию асфальтобетонных покрытий с использованием машины ДЭ-232.

свойства старого асфальтобетона должны отвечать действующим требованиям.

8.2.25. Способ укладки, кроме основных операций, перечисленных в п.8.2.20, предусматривает добавление новой смеси с расходом более 20 и до 50 кг/м2 в виде самостоятельного слоя над разрыхленной старой смесью. Его осуществляют с применением тех же машин, что и в предыдущем способе, а также комплекта машин Госдорнии.

Этот способ в отличие от рассмотренных выше имеет более широкую область применения, так как позволяет ремонтировать покрытия с большими амплитудами неровностей, более глубокими колеями, значительной ямочностью, неудовлетворительными поперечными уклонами и требующими корректировки свойствами асфальтобетона. Кроме того, способ укладки эффективен, когда по каким-либо причинам покрытие не удается разрыхлить на глубину, равную или превышающую минимально допустимую (см. п.8.2.23).

Преимуществом этого способа является возможность одновременного уплотнения старой и новой смеси в одном слое, что повышает его плотность.

8.2.26. Способ смешения в отличие от способа укладки предусматривает перемешивание новой добавляемой смеси со старой и укладку полученной смеси одним слоем. Его осуществляют с применением тех же машин, что и при способе гомогенизации (см. п.8.2.24),

Этот способ обладает всеми преимуществами предыдущего способа, но в отличие от него обеспечивает более высокое качество регенерированного слоя. Он позволяет также регенерировать старый асфальтобетон.

8.2.27. Способ пластификации предусматривает выполнение тех же операций, что и способ гомогенизации (см. п.8.2.24) и отличается от него лишь введением в старую смесь в процессе перемешивания пластификатора-восстановителя в количестве 0,1 — 0,6% от ее массы. В качестве пластификатора используют жидкие нефтепродукты с вязкостью при 50°С не менее 25 x 10(-6) м2/с и содержанием ароматических углеводородов не менее 25% по массе.

Пластификацию осуществляют с применением тех же машин, что и при способе гомогенизации, оснащенных узлом введения восстановителя.

Главным преимуществом способа пластификации является возможность существенной корректировки свойств старого асфальтобетона без добавления новой смеси, что выгодно отличает его от способов укладки и смешения. Он обладает также всеми преимуществами способа гомогенизации.

На способ пластификации распространяются те же ограничения, что и на способ гомогенизации, кроме касающегося свойств старого асфальтобетона (см. п.8.2.24).

Если из условий обеспечения ровности или исправления поперечного уклона необходимо добавление новой смеси, то способ пластификации применяют в сочетании со способами укладки или смешения.

8.2.28. Способы термопрофилирования применимы и в тех случаях, когда необходимо усиление дорожной одежды. В этом случае благодаря омоноличиванию верхнего слоя старого покрытия и обеспечению надежного сцепления между слоями расчетную толщину слоя усиления можно уменьшить в 1,5 — 2 раза.

Применяя комплекты машин, включающих термосмеситель ДЭ-232 или ремиксер, можно выполнять усиление дорожной одежды способом укладки или пластификации в сочетании со способом укладки. В этих случаях расход новой смеси превышает 50 кг/м2.

8.3. Цементобетонные покрытия.

8.3.1. Поверхностную обработку (защитный слой) на небольших по протяженности участках можно устраивать с применением эпоксидного вяжущего и полимербетонных смесей.

Эпоксидное вяжущее (см. пп.5.5.45 и 5.5.46) разливают на сухую чистую поверхность бетонного покрытия по норме 0,1 — 1,5 кг/м2 (нижний предел принимают при глубине шелушения до 3 см, верхний до 1 см). Вслед за розливом вяжущего производят россыпь мелкого щебня из плотных изверженных пород фракции 5 — 2,5 мм из расчета 5 — 7 кг на 1 кг вяжущего. Затем уплотняют слой двумя-тремя проходами легкого катка.

При использовании полимербетонных смесей (см. п.5.5.45) их укладывают по грунтовочному слою — эпоксидно-каменноугольному вяжущему (см. табл.5.4, 2-й состав), которое распределяют по норме 0,5 кг/м2. Укладку полимербетонной смеси производят после высыхания грунтовочного слоя через 25 — 30 мин. Смесь распределяют асфальтоукладчиком, а при небольших объемах работ — вручную. Уплотняют слой легкими двухвальцовыми катками массой до 5 т при средней скорости движения не более 5 км/ч.

Для предотвращения прилипания смеси к уплотняющему органу поверхность уложенного слоя присыпают резиновой крошкой или накрывают полиэтиленовой пленкой.

При работе с полимерными материалами необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.

8.3.2. В качестве защитного слоя применяют также двойную поверхностную обработку на основе органического вяжущего. Лучшие результаты достигаются при использовании резинобитумного вяжущего, представляющего собой смесь из набухшей и частично девулканизированной резиновой крошки, вязкого дорожного битума и каменноугольного масла.

Ориентировочное соотношение компонентов в резинобитумном вяжущем: битум БНД 60/90 или БНД 90-130 85 — 91%; каменноугольное масло 6 — 10%; резиновая крошка 3 — 5%.

8.3.3. Резинобитумное вяжущее готовят в мешалках с принудительным перемешиванием. В мешалку сначала загружают предварительно обезвоженный и нагретый до 150 — 160°C битум в количестве 10% от требуемой нормы, затем в него вводят расчетное количестве обезвоженного и нагретого до 40 — 70°С каменноугольного масла и смесь тщательно перемешивают в течение 10 — 15 мин. В разжиженный таким способом битум небольшими порциями вводят заданное количество просушенной резиновой крошки, просеянной через сито с отверстиями 3 мм.

Смесь перемешивают при температуре 150 — 160°С в течение 1 — 1,5 ч. Затем, не прекращая перемешивания, загружают остальное количестно обезвоженного и нагретого до 160°C битума. Окончательное перемешивание всех составляющих производят в течение 30 мин при температуре 160°С.

8.3.4. Технологический процесс устройства обработки включает: подгрунтовку предварительно очищенной поверхности покрытия разжиженным битумом (каменноугольным маслом, мазутом) по норме 0,3 — 0,4 л/м2; первый розлив резинобитумного вяжущего — 1,0 — 1,2 л/м2 и распределение обработанного битумом щебня фракции 20 — 25 мм в количестве 20 — 25 кг/м2 с последующей укаткой слоя двумя-тремя проходами легкого катка (5 — 8 т); второй розлив вяжущего по норме 0,8 — 0,9 л/м2 и распределение обработанного щебня фракции 10 — 15 мм (13 — 17 кг/м2) с последующим уплотнением четырьмя-пятью проходами легкого катка. Для лучшего формирования поверхностной обработки при уплотнении слоев следует применять самоходные катки на пневматических шинах.

Движение автомобилей целесообразно открывать на следующие сутки с регулированием по ширине покрытия в течение 10 — 15 дней и ограничением скорости до 40 км/ч.

8.3.5. Усиление дорожной одежды осуществляют путем укладки нового цементоили асфальтобетонного покрытия на существующем бетонном покрытии. Толщины слоев усиления назначают в соответствии с действующими требованиями, учитывая при этом опыт эксплуатации аналогичных конструкций в конкретных дорожно-климатических условиях.

8.4. Гравийные и щебеночные покрытия.

8.4.1. При ремонте восстанавливают слой износа — ровность покрытия. Это достигается путем проведения сплошной ремонтной профилировки с добавлением нового материала, обработки верхнего слоя органическими вяжущими или специальными обеспыливающими материалами, а также методом смешения на месте в соответствии с п.8.2.27.

8.4.2. Технология работ при проведении сплошной ремонтной профилировки состоит из:

механической очистки поверхности покрытия от грунта, грязи, мусора; кирковки проезжей части и предварительной профилировки; вывозки на покрытие готовой оптимальной гравийной или щебеночной смеси; распределения новой смеси; профилирования; увлажнения и уплотнения.

В процессе уплотнения следят за соблюдением поперечных уклонов и ровности покрытия, проверяя их шаблоном и 3-метровой рейкой.

8.4.3. Сплошную кирковку производят на глубину наиболее характерных для данного участка неровностей, но не менее чем на 5 см. Перед кирковкой и профилированием в сухую погоду покрытие поливают водой в количестве 6 — 12 л/м2.

На спланированную поверхность вывозят готовую гравийную или щебеночную смесь и выгружают в штабеля (кучи) на обочину, расстояние между которыми определяют в зависимости от потребности материала на 1 м2. При невозможности получения смесей их готовят на месте (дороге) путем добавления и тщательного перемешивания отдельных фракций автогрейдером (грейдером) или фрезой.

После разравнивания материал уплотняют самоходными катками с гладкими вальцами или пневматическими шинами. При применении прицепных катков в качестве тягача следует использовать трактора на пневматических шинах. Уплотнение начинают катками массой 5 — 8 т, а заканчивают катками массой 10 т и более. Уплотнение производят от краев проезжей части и постепенно переходят к середине. Каждый последующий проход катка должен перекрывать предыдущую полосу на 1/3 ширины следа.

Внешним признаком окончания уплотнения является отсутствие следа от катка и образование волны перед катком.

В процессе уплотнения гравийная (щебеночная) смесь должна иметь оптимальную влажность.

С целью создания плотного прочного и устойчивого покрытия материал в процессе уплотнения рекомендуется поливать водным раствором CaCl2 20 — 30%-ной концентрации с нормой расхода 2 — 3 л/м2.

8.4.4. При усилении гравийных и щебеночных покрытий производят их утолщение или устраивают более совершенные покрытия, используя старые в качестве оснований. Технология устройства таких покрытий та же, что и при новом строительстве.

8.5. Уширение дорожной одежды.

8.5.1. Уширение дорожной одежды выполняют с целью увеличения пропускной способности дороги и повышения безопасности движения. Возможны два варианта уширения: одностороннее (несимметричное) и двустороннее. Выбор варианта уширения и определение величины, на которую следует уширить проезжую часть, осуществляют на стадии разработки проекта.

8.5.2. При уширении проезжей части на величину, в 2 раза меньшую ширины обочины, на обочине вдоль кромки покрытия подготавливают корыто с вертикальными стенками на глубину до низа дополнительного слоя основания (дренирующего или морозозащитного). Дну корыта придают поперечный уклон 30-120% в сторону обочины для обеспечения водоотвода из основания дорожной одежды. При устройстве полос малой ширины (до 0,75 м) применяют специальные траншеекопатели и приспособления к машинам, в том числе навесные и прицепные плуги, специальные накладки на отвал автогрейдера или бульдозера, а также специальные механизмы для уширения проезжей части.

8.5.3. Технологический процесс устройства дорожной одежды на полосах уширения включает: обрезку кромки существующего покрытия с помощью специальных дисковых пил, навешиваемых на трактор; послойную отсыпку основания с тщательным уплотнением каждого слоя; устройство покрытия.

8.4.5. На полосах уширения при необходимости устраивают поверхностную обработку, захватывая на 0,2 — 0,3 м прикромочную полосу старого покрытия. Целесообразно поверхностную обработку устраивать сразу на всю ширину, перекрывая старое покрытие и полосы уширения.

8.5.5. При необходимости уширения проезжей части на величину, равную ширине обочин, большую или несколько меньшую ее, осуществляют срезку земляного полотна с уширяемой стороны. Сначала срезают и удаляют в сторону дерновой покров с откосов (если он имеется), затем остальную часть земляного полотна, используя грунт на уширение полотна ниже дорожной одежды. После уширения и уплотнения земляного полотна до нижней поверхности дополнительного слоя основания (дренирующего или морозозащитного) отсыпают материал для уширения этого слоя, укладывают и уплотняют материал для уширения основания и вровень с ним отсыпают и уплотняют грунт земляного полотна в пределах образуемой новой обочины. После этого устраивают уширение покрытия, укладывают (при необходимости) выравнивающий слой и поверх него новый верхний слой покрытия на всю ширину проезжей части. Затем укрепляют обочины и окончательно отделывают земляное полотно, укладывая на новый откос ранее снятый дерн.

8.5.6. При уширении дорожной одежды необходимым условием является надежное сопряжение конструкции уширения со старой одеждой и их равнопрочность, обеспечивающие совместную работу старой и новой части полотна.

В настоящее время ГКУ «Курганавтодор» проводит комплекс мероприятий по подготовке автомобильных дорог Курганской области общего пользования регионального и межмуниципального значения к эксплуатации в зимний период 2018-2019 годов.

26 июня 2018 года издан Приказ № 192 «О подготовке автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курганской области к работе в зимний период 2018-2019 годов».

Для координации хода работ, оказания практической помощи подрядным организациям в подготовке к работе в зимних условиях в ГКУ «Курганавтодор» создана рабочая комиссия. Проведена организационная работа по уточнению объемов потребности и сроках поставки технической соли, необходимой для обеспечения стабильной бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период. Подготовлены площадки под противогололедные материалы.

При переходе на зимний режим работы с 12 октября 2018 г. подрядные организации, обслуживающие региональные или межмуниципальные дороги, ежедневно представляют информацию в ГКУ «Курганавтодор» о состоянии дорог и работах по содержанию.

Выполняются регламентные работы по подготовке дорожной техники к эксплуатации на зимнем содержании автомобильных дорог. До 1 декабря 2018 года будет подготовлена тяжелая снегоуборочная техника для расчистки дорог от заносов.


Программа подготовки специалистов среднего звена
Укрупнённая группа: 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
23.02.04 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Квалификация: техник

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
Организация и обеспечение технической эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования на предприятиях и в организациях различных организационно-правовых форм собственности.
ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
— дороги и дорожные сооружения;
— подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование, их сборочные единицы;
— конструкторская и технологическая документация для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования, их сборочных единиц;
— технологическое оборудование, приспособления, оснастка, используемые при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования, их сборочных единиц;
— средства контроля технического состояния машин, механизмов, оборудования и их сборочных единиц;
— первичные трудовые коллективы.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог.
— Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских и на месте выполнения работ.
— Организация работы первичных трудовых коллективов.
— Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Инженерная графика
Техническая механика
Электротехника и электроника
Материаловедение
Метрология и стандартизация
Структура транспортной системы
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Охрана труда
Безопасность жизнедеятельности

Профессиональные модули Междисциплинарные курсы
Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений»
Организация планово-принудительных работ по текущему содержанию и ремонту дорог и дорожных сооружений с использованием машинных комплексов
Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских и на месте выполнения работ Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в различных условиях эксплуатации
Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Организация работы первичных трудовых коллективов Организация работы и управление подразделение организации
Выполнение работ по профессии слесарь строительно-дорожных машин и тракторов Технология ремонта дорожно-строительных машин и тракторов

По окончании обучения техник будет обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог.
— Обеспечивать безопасность движения транспортных средств при производстве работ.
— Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов.
— Выполнять требования нормативно-технической документации по организации эксплуатации машин при строительстве, содержании и ремонте дорог.
Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских и на месте выполнения работ.
— Выполнять регламентные работы по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в соответствии с требованиями технологических процессов.

— Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
— Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
— Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
Организация работы первичных трудовых коллективов.
— Организовывать работу персонала по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
— Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ.
— Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.
— Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов»
— Осматривать техническое состояние систем, узлов, агрегатов строительных машин.
— Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
— Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин.
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования (базовая подготовка)
Аннотации рабочих программ учебных дисциплин