Меры по установлению личности

Любые документы, прежде чем их подвергнуть специальному криминалистическому исследованию, должны быть тщательно осмотрены самим следователем. От результатов такого осмотра зависит обоснованность принятия решения о дальнейшем использовании данного документа в доказывании.

Осмотр документов, в том числе содержащих информацию, которая не поддается непосредственному восприятию (скрытую информацию), проводится по общим правилам следственного осмотра предметов. То есть в ходе осмотра фиксируются и могут быть в дальнейшем использованы в качестве источников доказательственной информации только те признаки осматриваемых документов, которые воспринимались участниками следственного действия. Тем не менее не следует отказываться от попыток уже в ходе следственного осмотра прочитать, например, залитый или маловидимый текст, используя для этого простейшие приемы и доступные технические средства: осмотр в косопадающем или проходящем свете, облучение источником ультрафиолетовых лучей, осмотр с помощью портативного электроннооптического преобразователя и пр.

Особого внимания при осмотре от следователя требуют также документы, содержание которых вызывает обоснованные сомнения в достоверности имеющихся в них сведений. Внимательноеознакомление с текстом осматриваемого документа, обращение внимания на его реквизиты, их сопоставление с реальными событиями позволяют иногда не только убедиться в обоснованности возникших сомнений, но и правильно решить вопрос о назначении экспертизы для установления факта фальсификации документа, представленного в материалах дела.

Основные правила, которых следует придерживаться при осмотре документов, можно свести к следующим положениям:

1. Исследование документов должно начинаться с ознакомления с их содержанием и изучения реквизитов документа (наличие требуемых подписей, оттисков печатей, штампов и пр.); при этом должно быть установлено соответствие имеющихся реквизитов тексту и целевому назначению документа. Например, на официальном документе должна быть подпись ответственного лица и оттиск печати учреждения, выдавшего документ. При осмотре документов, обычно исполняемых в нескольких экземплярах, необходимо ознакомиться с содержанием копий, сравнить их содержание с содержанием исследуемого документа, сопоставить имеющиеся на них реквизиты. Изучение содержание документа в ходе следственного осмотра имеет цель ответить на ряд важных вопросов:

Во-первых, к какому виду относится документ, каковы его назначение и способ изготовления? Документы могут удостоверять личность, порождать права и устанавливать обязанности конкретных лиц, носить характер частной переписки, содержание которой имеет непосредственное отношение к расследуемому событию, и т.д. В процессе осмотра необходимо выяснить, что это за документ, каким способом изготовлен (рукописный, машинописный, выполненный под «копирку» и т.д.) и нет ли в нем каких- либо исправлений, изменений, с какой целью составлен и др.

Во-вторых, каково отношение осматриваемого документа к расследуемому событию? Документы, попавшие в сферу уголовного процесса и признанные вещественными доказательствами, могут выступать в качестве предмета хищения, средства сокрытия следов преступления, объекта преступного посягательства либо средства достижения преступной цели, установления преступных связей или способа передачи преступной информации и т.д.

В-третьих, какие обстоятельства расследуемого события подтверждаются или опровергаются данным документом?

  • 2. После ознакомления с содержанием исследуемого документа необходимо сопоставить полученные сведения с информацией, относящейся к описываемым в осматриваемом документе событиям, фактам и т.д. и не вызывающей сомнений с точки зрения ее достоверности. Источниками достоверной информации могут служить показания добросовестных свидетелей, очевидцев, другие документы, содержащие аналогичные сведения, в том числе копии исследуемого документа (если документ ранее изготавливался в нескольких экземплярах и эти копии были обнаружены в ходе расследования или рассмотрения дела в суде); При сопоставлении следует обращать внимание на возможные несоответствия содержания текста общепринятым формам составления аналогичных документов, несоответствия даты составления документа, указанной в нем, реальным событиям, описываемым в документе, и на другие противоречия.
  • 3. Необходимо фиксировать видимые подчистки, исправления или иные неоговоренные изменения в тексте исследуемого документа, отмечать наличие повреждений документа, посторонних записей на бланке документа, не относящихся к его смысловому содержанию. Для этого тщательно осматриваются не только лицевая, но и оборотная сторона документа. В процессе осмотра целесообразно использовать простейшие приемы, средства и методы криминалистической техники: осмотр в косопадающем или проходящем свете, применение при осмотре источников ультрафиолетовых лучей, осмотр с помощью лупы и других оптических приборов, осмотр документа через светофильтры и т.д.

При использовании технико-криминалистических средств, приемов и методов необходимо соблюдать общие правила обращения с документами, обеспечивающие их сохранность и возможность дальнейшего использования в качестве доказательств. Так, до начала и в ходе осмотра необходимо принять меры, исключающие возможность внесения в документ изменений, повреждений, уничтожение имеющихся на нем следов. Например, ветхие документы помещают между двух листов из прозрачных и достаточно прочных материалов (стекла, целлулоида и т.п.). В осматриваемых документах не допускается делать пометки, подчеркивания; от использования технических средств, способных вызвать те или иные изменения в документах, следует отказаться. Хранить документ необходимо в отдельном конверте, не допуская образования дополнительных складок.

Цели и задачи обнаружения трупов, личность которых не установлена

Говоря о целях деятельности по установлению личности неопознанных трупов. По нашему мнению, необходимо определить нарушается ли какое-либо право при погребении трупа, личность которого не установлена. Ведь если права не нарушены, нужна ли вообще деятельность государства по установлению личности неопознанных трупов?

Представляется, что в случае не установления личности нарушаются личные неимущественные права, такие например как, право на имя человека. Каждый человек имеет право на имя. С этим утверждением можно было бы поспорить, руководствуясь тем, что в Конституции Российской Федерации не сказано о праве человека и гражданина на имя. В ст. 23. п.1. КРФ говорится лишь о защите «доброго имени», а ведь право на имя не синоним права на «доброе имя». При тесной связи между этими двумя видами личных прав каждое из них имеет свою сферу действия и свои способы охраны. Но, если проанализировать положение ст. 55 п. 1 КРФ «Перечисление в КРФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» и ст. 18 Американской конвенции о правах человека (конвенция принята 22 ноября 1969 г., вступила в силу в 1978 г.): «Каждый человек имеет право на имя и фамилию своих родителей или одного из них. Закон регулирует порядок, при котором это право обеспечивается для всех путем использования вымышленного имени, если это необходимо», то можно прийти к выводу о правильности утверждения указанного в начале.

Для того чтобы более детально подойти к рассмотрению такого нематериального права, как право на имя и к его значению в деятельности по установлению личности неопознанных трупов, необходимо, по нашему мнению, разобраться с сущностью и содержанием таких понятий, как «имя» и «право на имя».

П. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ определяет составные части имени человека. К ним в общем случае относятся: личное имя, наименование по отцу (отчество), наследственное семейное имя (фамилия). Однако из закона или национального обычая может следовать иной состав имени. В словарях Ожегова и Даля, в широком смысле под именем понимается собственное имя человека, его отчество и фамилия. Итак, понятие имя и законодателем и филологами понимается как совокупность личного имени, отчества и фамилии.

Переходя к рассмотрению дефиниции «права на имя», отметим, что в одних словарях вообще не упоминается о данном понятии, в других «право на имя» соотносят с «правом автора на имя». Нам представляется, что вышеуказанное соотношение понятий «право на имя» и «право автора на имя» является не совсем корректным. Так, законодатель, судя из ст. 19, 1198 и 1255 ГК РФ разделяет данные понятия. В словарях Ожегова и Даля понятие «право на имя» не рассматривалось. Одни из немногочисленных определений данного права представлены Эрдлевским А.М. «право на имя – это одно из принадлежащих гражданину личных неимущественных прав», и В. Сергеевым «право на имя – представляет собой самостоятельный вид абсолютных гражданских прав на нематериальное благо, связанное с фамилией, именем конкретного человека (псевдонимом) или названием организации, его использованием и защитой». Не в даваясь в полемику по поводу приоритета того или иного определения, отметим, что в определении понятия «право на имя» необходимо отметить, что данное право связано с именами не только живых людей, но и умерших (погибших). Далее перейдем к разъяснению указанного положения.

В науке остается спорным вопрос о наличии неимущественных прав у умершего (погибшего) человека, так одни авторы утверждают, что с правом на имя связаны практически все (кроме смерти) акты гражданского состояния, другие, что использование имени умершего без согласия родственников нарушает права последних, третьи признают существование права на свое тело у умершего человека.

Думается, личные неимущественные права такие как, право на имя, право на достоинство личности, личную неприкосновенность и другие права должны быть защищены и после смерти лица. Данное утверждение подтверждается и решением Верховного суда РФ от 17 июня 2002 г.

Итак, по нашему мнению, целью деятельности по установлению личности не опознанных трупов является защита таких нематериальных благ как: имя, достоинство и неприкосновенность личности.

Переходя к рассмотрению правомочий составляющих право на имя отметим, что среди ученых нет единства мнений по данному вопросу. Согласно одной точки зрения, право на имя заключает в себя два правомочия: право требовать от других лиц, чтобы к обладателю данного права обращались и его называли во всех формальных отношениях соответственно тому имени, которое является объектом анализируемого права; право изменять имя, отчество или фамилию. Согласно другой точке зрения право на имя включает в себя возможность иметь определенное имя, пользоваться им, требовать от других лиц обращения к нему в соответствии с этим именем, а также возможность изменить имя в установленном порядке. По третьей точке зрения правомочие личного неимущественного права на имя составляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению именем. Согласно четвертой, содержание права на имя составляют следующие отдельные правомочия: право на получение имени, право на пользование именем, право на неприкосновенность имени, право на перемену имени, право на защиту имени. Рассматривая точку зрения, М. Н. Малениной отметим, что право собственности по владению, пользованию и распоряжению относится к вещным правоотношениям, а не к материальным благам и вопрос включения именно этих правомочий в содержание права на имя по нашему мнению является спорным. Представляется, что содержание права на имя должны составить следующие отдельные правомочия: право на получение имени, право на неприкосновенность имени, право быть погребенным под своим именем, право на перемену имени, право на защиту имени.

Право на получение имени обеспечивается ст.24 ч.2 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 года), где отображено, что «Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя», а также п. 1 ст. 58 Семейного кодекса РФ, где предусмотрено право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Запрет на приобретение прав и обязанностей под именем другого лица направлен на обеспечение неприкосновенности чужого имени. Так не редки случаи, когда людей хоронят не под своим именем, когда лица приобретают права и несут обязанности под именами умерших уже людей.

Перейдем к праву гражданина на перемену имени. Согласно п. 2 ст. 19 ГК, гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Порядок перемены гражданином имени и регистрации этого акта регулируется ст. 58-61 Закона об актах и ст. 59 Семейного кодекса.

Обратимся к праву на защиту имени. Так как имя связано с такими нематериальными благами как честь, достоинство, деловая репутация, поэтому п. 5 ст. 19 ГК РФ устанавливает, что при искажении либо использовании имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию, применяются способы защиты, предусмотренные ст. 152 ГК РФ.

Право быть погребенным под своим именем вытекает из ст. 28 КРФ, где отражено право на свободу мысли, совести и религии и ст. 3 Федерального закона о Погребении и похоронном деле, где погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями. Полагаем, что без установления имени человека и его родственников невозможно достоверно установить его вероисповедание.

По нашему мнению, в связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что несмотря на значение такого нематериального права, как право на имя в науке до сих пор не получили решения спорные вопросы, касающееся понятия и состава отдельных правомочий в содержании права на имя.

От целей деятельности по установлению личности неопознанных трупов, перейдем к задачам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» одной из задач оперативно-розыскной деятельности является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Однако по нашему мнению данная норма не отражает в полном объеме задач, которые стоят перед субъектами оперативно-розыскной деятельности. Так как не упоминает задачу обнаружения и установления личности трупов, неизвестных больных и детей и их родственников.

Анализируемая норма закона относительно задач подразделений уголовного розыска имеет незавершенный вид. На наш взгляд, предлагаемый законодателем вариант изложения ч.2 ст. 2 Закона об ОРД целесообразно уточнить. Аналогичный подход просматривается и в работах других ученых. Так, Буряков Е. В. применительно к деятельности по установлению личности неопознанных трупов считает, что ч. 2 ст.2 Закона об ОРД нужно изложить в следующей редакции «Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших и установление личности неизвестных лиц (живых и умерших), а также местонахождения лиц, утративших связь с близкими родственниками». Железняк Н.С. считает, что следует изменить редакцию второго блока задач, дополнив его формулировкой «… установление личности больных, престарелых или малолетних, не могущих сообщить о своем местонахождении, обнаружение и персонификация неопознанных трупов» мотивируя тем, что в п.2.4 ч.1 ст. 7 ФЗ об ОРД одной из задач оперативных подразделений называет «обнаружение неопознанных трупов».

По нашему, мнению для более детального отражения в ч.2 ст. 2 Закона Об ОРД задачи по установлению личности неопознанных трупов необходимо применение формулировки «обнаружение и установление личности неопознанных трупов, больных и детей, а также их родственников». Так как оперативно-розыскная деятельность должна действовать на опережение, руководствуясь принципом «наступательности» оперативные подразделения органов внутренних дел должны быть, направлены не только на установление личности неопознанных трупов, больных и детей, но и на скорейшее их обнаружение. Должны проводиться мероприятия, направленные на обнаружение неопознанных трупов в лесах, в полях, и на других территориях, где чаще всего, судя из оперативно-розыскной характеристики, обнаруживают неопознанные трупы.

Судя из ведомственных нормативно-правовых актов задачей оперативных подразделений является не только обнаружение и установление личности неопознанных трупов, но письменное оповещение близких родственников о факте обнаружения и установления личности погибшего (умершего). Вышеуказанная задача редко берется во внимание оперативных сотрудников, так как статистическая отчетность по оповещению родственников не ведется. Однако как нам представляется данная проблема требует решения. Одним из вариантов решения данной проблемы будет отражение вышеуказанной задачи в ФЗ об ОРД, а также установление ответственности в ведомственных приказах за отсутствии в делах по установлению личности письменного уведомления родственников.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что вопрос о целях и задачах обнаружения трупов, личность которых не установлена, является очень важным, и остается до настоящего времени дискуссионным.

Далее КРФ.

Американская конвенция о правах человека (22 ноября 1969 г.) // Международные избирательные стандарты. – С. 781.

Далее ГК РФ.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т.3: П-Р.-М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С. 123.

Большой юридический словарь / Авт. сост.В.Н.Додонов,В.Д.Ермаков,М.А.Крылова,А.В.Палаткин,

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т.3: П-Р.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С. 306.

Эрдлевский А.М. Постатейный научно-практический комментарий к Семейному кодексу РФ.- «Библиотека РГ», 2001 г.

В. Сергеев. Право на имя предков в законном пользовании // СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса».

Г.Р.Галеева. Актуальные правовые проблемы современной трансплантологии в России // СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса».

В Верховный Суд РФ был подан иск о признании недействительными положений приказов Минздрава СССР от 23 сентября 1977 г. и от 7 июля 1987 г. об изъятии гипофиза у умерших любого возраста и пола в патологоанатомических и судебно-медицинских моргах. Требование заявителя было удовлетворено. В обосновании решения указывалось, что личные неимущественные отношения не прекращаются в связи со смертью гражданина, а достоинство личности включает в себя уважительное отношение не только к личности умершего человека, но и к его останкам.

Красавчиков О.А. Охрана интересов личности и свод законов Советского государства. – Межвузовский сб. научных трудов. Вып. 53. Гражданско-правовая охрана интересов личности в СССР. Свердловск, 1977, с. 27.

А.П. Сергеев Право на защиту репутации. Л., 1989, с. 5.

М.Н.Маленина. Право на имя // Государство и право, 1998,№5,С. 100.

Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 года). Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 г. № 4812-VIII // СПС «Консультант Плюс”.

Пропавший несколько лет назад мужчина оказался похороненным под чужим именем // URL: http://news.babr.ru/?IDE=1456.

Участник «шпионского скандала» в США присвоил имя умершего канадца// URL: http://ru.trend.az/regions/world/usa/1713479.html.

О погребении и похоронном деле: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ (ред. дейст. с 1 янв. 2010 г.) // СПС «Консультант Плюс”.

Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1996 г. № 144-ФЗ (ред. дейст. с 1 янв. 2010 г.)

Далее ОРД.

Железняк Н.С. О законодательной регламентации задач оперативно-розыскной деятельности в профильных законах некоторых стран // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики.

Далее ОВД.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания (ч. 1 ст. 27.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии с ч. 2 ст. 27.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Таким образом, исходя из приведенной нормы права задержанному лицу по его просьбе обязаны предоставить копию протокола об административном задержании.

Следовательно, если должностное лицо отказывает в выдаче копии протокола об административном задержании, то можно обратиться к его начальнику в порядке подчиненности или в прокуратуру с жалобой на неправомерные действия должностного лица отказавшего в выдаче протокола.