Мероприятия по оптимизации бюджетных расходов

В краевом Минфине состоялось первое в этом году заседание рабочей группы по росту доходов и повышению эффективности бюджетных расходов, которое провел заместитель председателя Правительства края – министр финансов Владимир Бахарь. В состав рабочей группы входят руководители органов исполнительной власти края.
Участники заседания подвели итоги работы в 2019 году. Так, для мобилизации налоговых и неналоговых доходов в прошлом году проводились мероприятия по увеличению доходного потенциала Красноярского края, в том числе земельно-имущественного комплекса, повышению качества администрирования доходов бюджета.
Владимир Бахарь подчеркнул, что в результате увеличились поступления собственных доходов краевого бюджета. Относительно 2018 года рост составил более 40 млрд рублей.
В части бюджетных расходов большое внимание уделялось повышению качества финансового управления, эффективности деятельности краевых государственных учреждений, вовлечению граждан в бюджетный процесс для решения вопросов местного значения. Проведена реорганизация сети бюджетных учреждений социальной политики, образования, культуры.
Объединены поселения в Козульском районе, Большеулуйский, Пировский, Тюхтетский и Шарыповский районы преобразуются в муниципальные округа.
На повышение эффективности бюджетных расходов направлена программа поддержки местных инициатив. В прошлом году 106,8 млн рублей получили 114 проектов из 15 муниципальных образований края.
Члены рабочей группы рассмотрели также утвержденный план на 2020 год, который станет продолжением работы 2019 года. Обеспечение роста доходов остается приоритетным направлением.
Для повышения эффективности расходов планируется 17 мероприятий. Новым является совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд края. Основная задача совершенствования долговой политики – снижение государственного долга. Для каждого мероприятия установили показатели результативности.
«Исполнение бюджета 2019 года стало лучшим за последние 10 лет. Этот факт подтверждает необходимость совместной работы по мобилизации доходов и оптимизации расходов. Поэтому прошу ведомства усилить работу по тем направлениям, за которые отвечаете, а также повысить эффективность реализации запланированных мероприятий», – подвел итог заседания Владимир Бахарь.
Для справки
План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики ежегодно утверждается председателем Правительства края, а затем реализуется органами исполнительной власти с 2014 года.
Утвержденный план и материалы о его реализации, включая протоколы заседаний рабочей группы, размещаются на сайте министерства финансов края.
Дополнительная информация для СМИ по телефону (391) 222-14-15, Леся Заплетняк.

Эмин Джафаров/ Коммерсантъ

Министерство финансов России разработало новый проект бюджета на ближайшие три года. Он составлен с учетом новой реальности: Россия переживает тяжелый кризис, вызванный коронавирусом, который усугубило падение цен на нефть. Как и многие другие страны, она отреагировала на кризис ростом бюджетных расходов, из-за чего в бюджете образовался значительный дефицит. Разовая акция по раздаче бюджетных денег в 2020 году заканчивается, и теперь перед правительством стоит выбор: усиленно расходовать деньги дальше, для чего потребуется тратить резервы и занимать триллионы рублей, или сокращать бюджетные расходы. Минфин сначала выбрал вариант с сокращением расходов, но затем передумал. Остается шанс, что экономика России сможет быстро восстановиться, и секвестр бюджета вообще не понадобится.

Цены на нефть уже не очень низкие. Почему тогда у бюджета большой дефицит?

Цены на нефть и газ рухнули весной 2020 года из-за пандемии коронавируса, вызвавшей резкое снижение спроса на топливо. Их удалось немного поднять усилиями всех нефтедобывающих стран. В августе цены превысили отметку в 42 доллара за баррель — именно по такой цене был сверстан российский бюджет на 2020 год. Согласно бюджетному правилу , если цены на нефть превышают эту отметку, все дополнительные доходы не тратятся на текущие нужды, а направляются в резерв — Фонд национального благосостояния (ФНБ). Если цена нефти ниже 42 долларов, ФНБ покрывает недостающие доходы.

Однако теперь этот механизм не может обеспечить стабильность бюджета.

  • Правительству пришлось сверх плана увеличить расходы. Во время кризиса были закрыты целые отрасли экономики, значительно выросло число безработных, упали доходы населения; правительство (пусть и не сразу) начало тратить на поддержку экономики и населения значительные суммы. План восстановления предполагает расходы в 5 триллионов рублей; из них 1,7-1,8 триллиона федеральный бюджет заплатит в 2020 году.
  • Цена в 42 доллара за баррель нефти теперь не гарантирует исполнения бюджета. Дело в том, что Россия добывает и экспортирует намного меньше нефти, чем до кризиса. Это следствие обязательств в рамках сделки ОПЕК+ по поддержке нефтяных цен (в апреле, когда была одобрена сделка, цены на нефть впервые стали отрицательными).
  • Сделка заключалась в рекордном снижении добычи нефти большей частью добывающих стран. Россия наряду с Саудовской Аравией стала лидером сокращения добычи. В августе добычу немного нарастили, но при этом Россия все равно добыла нефти на 12,8% меньше, чем годом ранее. Хотя бюджет и получил в августе нефтяной «сверхдоход» от превышения отметки в 42 доллара за баррель (около 25 миллиардов рублей), он понес втрое большие потери от снижения добычи (75 миллиардов). По сравнению с августом 2019 года, когда средняя цена на нефть была чуть меньше 60 долларов и из бюджета в ФНБ была направлена значительная сумма, нефтегазовые доходы в августе 2020-го были меньше на 220 миллиардов рублей.
  • В сентябре цены на нефть вновь упали ниже отметки в 40 долларов за баррель. Всего же, как предсказывают экономисты, Россия получит на 3 триллиона нефтегазовых рублей меньше, чем в 2019 году.
  • Наконец, свой вклад в дефицит бюджета внесло и падение других доходов, не связанных с нефтью и газом — причем как федерального бюджета, так и бюджетов регионов. Если федеральные потери были не очень высоки, то финансы многих регионов пострадали значительно: уже летом дыра в региональных бюджетах, несмотря на увеличение финансовой поддержки из центра (планировалось дополнительно выделить 300 миллиардов рублей), достигла почти 150 миллиардов рублей.

Все это, как прогнозировал в июле Минфин, должно было вызвать дефицит федерального бюджета в 5% ВВП (более 5 триллионов рублей) по итогам года. И это при том, что законом о бюджете на 2020 год, принятым в 2019 году, в бюджете был запланирован профицит в 0,8% ВВП.

Минфин в конце июля сообщил, что из-за дефицита планирует масштабную «бюджетную консолидацию» — проще говоря, сокращение расходов.

Какие именно расходы хотели урезать?

В июле Минфин предлагал урезать на 10% все незащищенные статьи, сократить программу вооружений на 5%, а индексацию зарплат чиновников отменить вовсе. Все это позволило бы сэкономить в 2021 году 2,7 триллиона рублей по сравнению с рекордными «коронакризисными» расходами 2020 года. В 2022 году «консолидацию» планировалось продолжить.

Этот план секвестра вызвал резкую критику экспертов. В кризис нужно повышать спрос, в том числе поддерживать рост инвестиций. В экономике, где доминирует государство, кроме бюджета это делать некому (да и правительства развитых стран собираются тратить деньги на борьбу с кризисом до тех пор, пока экономика не восстановится). При этом российская власть не дает возможности повысить спрос бизнесу и населению: она не только не снизила налоги, но и собралась ввести новые.

В 2017 году, когда правительство резко сократило расходы из-за продолжавшегося кризиса, это (наряду с плохим инвестиционным климатом) привело к стагнации экономики и снижению реальных доходов населения. В 2020 году у правительства было два способа решить проблему дефицита бюджета без сокращения расходов:

  • Увеличить государственный долг, заняв деньги на рынке. До 2020 года долг не превышал 14% ВВП, что является очень низким показателем. Эксперты считают, что он может быть существенно повышен.
  • Потратить больше денег из ФНБ, чем это разрешает бюджетное правило (правительство уже отказалось его соблюдать в 2020 году по причине кризиса). Согласно правилу, которое было принято в 2017 году для стабилизации бюджета, деньги из Фонда национального благосостояния можно тратить только в двух случаях: на покрытие выпадающих нефтегазовых доходов, если цена на нефть упадет ниже определенной отметки (42 доллара за баррель в 2020 году), или на государственные инвестиции — если объем ФНБ превысит 7% ВВП. Последняя граница была достигнута прямо перед кризисом. Мало того, объем фонда до сих пор выше — 11,7% ВВП на конец августа. Кризис не уменьшил его размеры: до августа выпадающие из-за падения цен на нефть доходы покрывались из других источников. Кроме того, сказалась курсовая разница — средства ФНБ номинированы в валюте иностранных государств, поэтому его рублевый эквивалент растет в случае падения рубля.

Оба способа правительству не очень нравятся. Занимать много денег чиновники боятся — это вызывает воспоминания о дефолте 1990-х и «зависимости от иностранцев». ФНБ тратить не хочется, потому что он пригодится для будущего «экономического прорыва», который хотят организовать власти: отказ от активного использования денег из резерва можно объяснить только желанием сохранить объем ФНБ выше 7% ВВП, чтобы после кризиса потратить излишки на инвестиции в инфраструктуру и другие государственные проекты, считают эксперты. Сторонником таких инвестиций является главный идеолог правительства, первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Про планы Белоусова читайте тут

  • Скоро Россия окажется в новой экономической реальности: раньше денег было мало, теперь будет много. Радоваться рано — ждите нестабильности и коррупции

Осенью Минфин передумал резко сокращать расходы. Что изменилось за два месяца?

В новом проекте бюджета на три года, с которым ознакомился «Коммерсант», предусмотрено, что расходы в 2021 году даже немного (на 300 миллиардов рублей) превысят уровень, который был установлен бюджетом, принятым год назад. В 2022 году ожидается небольшое (на 600 миллиардов) снижение расходов по сравнению с докризисным планом.

Минфин объясняет смягчение бюджетной политики тем, что экономика России в 2020 году упадет на меньшую величину, чем это казалось в июле (4% ВВП против 5%). Дефицит бюджета тоже будет не таким большим — те же 4% ВВП (чуть больше 4 триллионов рублей), а не 5% ВВП, как прогнозировали два месяца назад.

Относительно успешное прохождение кризиса (экономика США, по прогнозам, упадет на 5,7%, а экономика стран ЕС — на 9%) связано с тем, что доля наиболее пострадавших от коронавируса секторов — платных услуг и малого бизнеса — в России меньше, чем в развитых странах, считают экономисты.

Кроме того, Минфин согласился более активно занимать деньги на рынке. По словам министра финансов Антона Силуанова, совокупный долг федерального правительства приблизится к 20% ВВП. Дальше, по его словам, долг наращивать опасно: во-первых, это уменьшит предложение денег на рынке для частных компаний; во-вторых, увеличит долю бюджета, которую нужно будет тратить на обслуживание долга, что негативно повлияет на другие расходные статьи.

Кроме того, правительство рассчитывает получить дополнительные доходы за счет «налоговых инициатив». Имеются ли в виду предложенные летом налог на вклады и налог на дивиденды, которые выводятся на зарубежные счета, или какие-то другие сборы, Силуанов не уточнил.

При этом деньги из ФНБ, видимо, будут тратить не слишком активно — его удастся сохранить для будущих государственных инвестиций. Зато деньги «перебросят» внутри бюджета: так, Минфин не отказался от идеи заморозить индексирование зарплат чиновников, а также решил изъять деньги из некоторых госпрограмм вроде «цифровизации» экономики, чтобы потратить их на более насущные в кризисные времена цели. О сокращении программы вооружений, кажется, речи больше не идет.

Значит, до 2022 года секвестра бюджета не будет?

Возможно, он не понадобится и в 2022 году. Согласно сделке ОПЕК+, в 2021 году должна в несколько этапов подняться квота России на добычу нефти. Если при этом восстановится мировой спрос на топливо, то цены на нефть останутся достаточно высокими, и Россия сможет вернуться к докризисной политике: собирать сверхдоходы от продажи нефти и газа в резерв — при том, что дефицит бюджета будет быстро снижаться. Однако и новое падение цен на нефть после окончания сделки ОПЕК+ вполне возможно: дать точный долгосрочный и даже среднесрочный прогноз цен на нефть нельзя, так что такой сценарий приходится просто учитывать.

Еще одной проблемой может стать долговой рынок. Против России вновь могут ввести санкции — на этот раз из-за отравления Алексея Навального и поддержки режима Александра Лукашенко. Уже сейчас из-за угрозы санкций падает рубль, а правительство не может продать иностранцам свои облигации.

Таким образом, вполне вероятно повторение ситуации кризиса 2014-2018 годов: при низких ценах на нефть и без возможности много занимать и получать иностранные инвестиции из-за санкций правительство будет вынуждено тратить свой резерв — Фонд национального благосостояния, а потом (или одновременно с этим) сокращать расходы бюджета, что приведет к новой стагнации экономики.

Дмитрий Кузнец

  • Напишите нам

Как мотивировать сотрудников сокращать затраты?

Как составить план мероприятий по управлению затратами?

С помощью каких инструментов можно контролировать реализацию мероприятий по оптимизации затрат?

Необоснованный и неконтролируемый рост затрат — одна из проблем большинства предприятий.

При составлении бюджета на будущий год сотрудники центров финансовой ответственности (ЦФО), отвечающие за определенный уровень дохода (план по выпуску готовой продукции, выручку), заинтересованы выполнить (и перевыполнить, по возможности) план продаж, производства, а сотрудники, отвечающие за уровень затрат, часто отвечают только за отсутствие перерасхода сверх утвержденного бюджета.

Если правильно построить процесс по оптимизации расходов и при этом замотивировать сотрудников, то за счет сокращения расходов предприятие может получать дополнительную прибыль.

Мотивируем сотрудников сокращать затраты

Не всегда ЦФО затрат заинтересованы сокращать затраты по отношению к утвержденному бюджету. Но если в размер годового бонуса ввести такой показатель, как KPI «Внедрение предложений по оптимизации текущих расходов», это будет стимулировать руководителей ЦФО затрат постоянно искать возможность снизить затраты относительно утвержденного бюджета.

Например, одним из параметров начисления и выплаты годового бонуса может быть снижение годовых затрат на 10 % по сравнению с суммой утвержденного бюджета затрат.

После того как определены параметры и ограничения, надо установить сумму премиального фонда за выполнение KPI «Внедрение предложений по оптимизации текущих расходов».

Чтобы рассчитать показатель KPI «Внедрение предложений по оптимизации текущих расходов», сначала необходимо определить процент экономического эффекта от оптимизации (Пэк. эф) по следующей формуле:

где Пэк. эф — процент экономического эффекта от внедрения оптимизации;

План — утвержденные расходы по статье до внесения предложений, руб.;

Факт — фактические расходы после внедрения проекта по оптимизации, руб.

Для руководителей ЦФО затрат можно использовать три уровня оценки выполнения планов в зависимости от размера процента экономического эффекта относительно утвержденного бюджета:

  • если подразделение выполнило план на 95–100 %, размер бонуса составляет 100 %;
  • если план выполнен на 101–110 %, размер бонуса — 105 %;
  • если план выполнен на 111 % и более, размер бонуса — 115 %.

Рассмотрим порядок расчета годового бонуса по KPI «Внедрение предложений по оптимизации текущих расходов» на примере.

Пример 1

Руководителю отдела логистики поставлена задача снизить годовые затраты на 10 % по сравнению с суммой утвержденного бюджета затрат.

Размер годового бонуса по выполнению KPI «Внедрение предложений по оптимизации текущих расходов» — 60 000 руб. Плановые и фактические данные после проведения мероприятий по сокращению затрат — в табл. 1.

Таблица 1

Расчет показателей для годового бонуса за KPI «Внедрение предложений по оптимизации текущих расходов», тыс. руб.

Показатели

План по бюджету 2018 г.

Факт 2018 г.

Отклонение

тыс. руб.

%

Общая сумма затрат

27 800

24 155

3645

13 %

Транспортные расходы:

19 000

17 005

1995

11 %

на доставку СиМ

10 000

9860

140

1 %

на доставку сотрудников

400

405

–5

–1 %

на доставку продукции покупателям

5600

4250

1350

24 %

ГСМ

1000

930

70

7 %

затраты на ремонт автомобилей

2000

1560

440

22 %

Аренда складских помещений

8800

7150

1650

19 %

Положительное значение показывает, что план, заложенный в бюджет, не выполнен, отрицательное — что план перевыполнен.

Как видим, фактические затраты ниже плановых на 13 % за счет:

  • смены транспортного перевозчика;
  • частичной компенсации транспортных расходов (об этом договаривались при заключении договоров с покупателями);
  • усиления контроля за использованием топливных карточек;
  • инвентаризации транспортных средств (также проверили причину поломок и простоя собственных автомобилей, два автомобиля продали);
  • аренды для склада помещения меньшей площади (ранее около 20 % площади не использовалось).

Перед руководителем отдела логистики стояла цель снизить затраты, утвержденные на 2018 г., на 10 %. По факту затраты снизили на 13 %, т. е. план по сокращению затрат выполнен на 103 % (если бы снизили на 10 %, то выполнили бы план на 100 %, фактически снизили на 13 %, следовательно, 103 %).

Если подразделение выполнило план на 101–110 %, размер бонуса составляет 105 %. Сумма годового бонуса (табл. 2):

60 000 × 1,05 = 63 000 руб.

Таблица 2

Расчет размера годового бонуса за KPI «Внедрение предложений по оптимизации текущих расходов», руб.

Показатель

План 2018 г.

Факт 2018 г.

Сумма бонуса

60 000

63 000

В примере представлен один из вариантов расчета бонуса за сокращению затрат. При этом важно, чтобы:

  • расчет бонуса был понятен сотруднику;
  • применяемая система мотивации стимулировала сотрудника сокращать затраты.

Управляем затратами

Изучаем структуру затрат и классифицируем их

Работа с затратами начинается с изучения их структуры. Поэтому в первую очередь необходимо провести ревизию затрат. Для этого можно взять все расходы за прошлый отчетный период.

Эту работу необходимо проводить не реже 1 раз в год. Ее можно совместить с процессом разработки бюджета на будущий год.

1, Что должны сделать сотрудники финансового отдела:

Для удобства проведения анализа объединить схожие статьи затрат (например, транспортные расходы на доставку СиМ, транспортные расходы на доставку сотрудников, расходы на ГСМ и т. д.) в одну укрупненную статью «Транспортные расходы».

2. Каждой статье присвоить статус важности в зависимости от удельного веса в общей сумме расходов (группы А, В, С).

3. Классифицировать все затраты в зависимости от управляемости:

– затраты на себестоимость (Зст) напрямую влияют на качество выпускаемой продукции (сырье и материалы). Значительной экономии по этим затратам ждать не стоит, но и без внимания их оставлять нельзя;

– затраты управляемые (Зу) (реклама, участие в выставках, ДМС сотрудников, обучение персонала и т. д.). При острой необходимости их можно сократить до нуля, но есть риск падения выручки;

– частично управляемые затраты (Зчу). Это те затраты, от которых отказываются не полностью, а частично (услуги охраны, услуги связи, затраты на канцтовары, хозтовары и т. д.). Их сокращают за счет изменения компонентов затрат.