Медиация конфликтов

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14821 УДК 346.9

Феоктистов Александр Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного и публичного права ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза f 117@mail.ru

Медиация как способ урегулирования конфликтов

Аннотация. Статья посвящена вопросам медиации — способу урегулирования конфликтов, проблемам осуществления медиации в России, выделяются преимущества данного способа урегулирования споров.

С распадом Римской империи практически прекратил функционирование и институт медиаторов-посредников. Возродившаяся на бытовом уровне медиация стала постепенно переходить в сферу профессиональной деятельности.

Международный опыт показывает, что медиация является очень эффективным способом урегулирования конфликтов, позволяющим не только оптимально разрешать проблемы сторон спора, но и значительно разгрузить судебную систему.

Первые попытки создания законодательной базы для медиации были предприняты также в 2006 г. с внесением в ГД РФ проекта закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)». Однако в силу различных причин законопроект не прошел даже первого чтения, в связи с чем, процесс законодательного закрепления медиации на какое-то время приостановился .

В январе 2009 г., по итогам VII Всероссийского съезда судей, состоявшегося 02 декабря 2008 г., Президент России дал поручение подготовить изменения в законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование судебной системы. В числе мер была указана и разработка внедрение досудебных и внесудебных способов разрешения споров и в том числе медиации . К марту 2010 г. был подготовлен новый законопроект о медиации, который был 11 марта 2010 г. внесен Президентом РФ на рассмотрение в Государственную Думу.

По мнению разработчиков законопроекта «Об альтернативной процедуре урегулирования спора с участием посредника (процедуре медиации)» введение процедуры медиации снизит конфликтность гражданско-правовых отношений, а также существенно разгрузит судебную систему и сориентирует страну на формирование гражданского общества. Данной точки зрения придерживаются и представители общественности, которые полагают, что использование примирительных процедур в разрешении конфликтов является инновационным в развитии юриспруденции в России, важным вкладом в укрепление правовой культуры российского общества, непременным условием успешного социально-экономического роста нашей страны . Медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Назначение принципов, прямо сформулированных в ст. 1 Гражданского кодекса РФ, а также вытекает из правовых норм, состоит в обеспечении правильного применения гражданско-правовых норм и содействии более глубокому пониманию содержания и целей гражданско-правового регулирования.

Значимость внедрения в правовую систему института медиации подчеркнул Президент России в Послании Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. . В перечне поручений Президента Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № Пр-3884 по реализации основных положений указанного Послания говорится о необходимости

г\л Л г\л

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14821 УДК 346.9

осуществления правовой регламентации вопросов, касающихся введения обязательных примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров .

Статистика Судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации указывает, что по первой инстанции судами общей юрисдикции за 2012 г. рассмотрено 10 306 700 дел, вытекающих из гражданско-правовых отношений ; в течение 2012 г. на рассмотрение в арбитражные суды поступило 1 406 128 исковых заявлений, что является более высоким показателем в сравнении с 2011 г. (1 249 069 исковых заявлений) . Данные цифры свидетельствуют о большой судебной нагрузке, что в свою очередь влечет снижение качества отправления правосудия.

В настоящий момент процедура медиации в нашей стране применяется крайне редко, чему имеется ряд причин, среди которых : 1) трудности в применении процедуры медиации на практике, вызванные недостаточной проработанностью положений Закона о медиации, порождающих больше вопросов, чем ответов; 2) неосведомленность широких слоев населения о наличии данной процедуры и ее возможностях.

Неудовлетворительные результаты развития медиации в нашей стране констатированы 14 мая 2012 г. в Государственной думе . Внедрение процедуры медиации является необходимым фактором для укрепления правовой культуры населения, но в настоящее время Закон не оказывает значительного влияния на снижение уровня судебной нагрузки, и на повышение уровня правовой культуры населения.

В п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» содержится определение процедуры медиации — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. В этом контексте следует обратить внимание на мнение С. И. Калашниковой, которая отмечает, что в науке и практике существует сложность в однозначном понимании медиации в связи с широким спектром ее применения, разнообразностью ее организационных форм, видов и моделей примирительной процедуры с участием медиатора. Между тем определение понятия исследуемого явления необходимо, во-первых, в целях определения четких представлений относительно сути медиации, а во-вторых, для определения места этого института в российском праве и законодательстве, что, в свою очередь, будет обусловливать направления его дальнейшего развития и совершенствования .

В российской правовой науке можно выделить несколько подходов к определению понятия медиации, различающихся друг от друга степенью значимости роли, отведенной их авторами медиатору и сторонам в процедуре медиации. Сторонники первого подхода В. Ф. Яковлев, Х. Циллессен полагают, что в основе определения медиации лежит деятельность посредника (медиатора) по урегулированию спора. В частности, Яковлев В.Ф. полагает, что медиация представляет собой деятельность специалиста по урегулированию спора в рамках переговоров спорящих сторон в целях заключения между ними мирового соглашения .

Тем самым в приведенном подходе к определению понятия медиации акцент уделяется деятельности медиатора, а также подчеркивается его значимость в урегулировании спора между сторонами. На наш взгляд данный подход имеет существенный недостаток, так как в тени остаются стороны конфликта. Именно стороны конфликта инициируют процесс посредничества, выбирают медиатора, принимают решение в результате переговоров, подписывают достигнутое взаимоприемлемое соглашение.

В связи с этим наиболее приемлемым представляется второй подход к определению понятия медиации, в соответствии с которым отмечается важная роль, как

2 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14821 УДК 346.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

посредника (медиатора), так и сторон спора. Примером подобного определения служит следующее: медиация — это процесс, в ходе которого стороны конфликта, при содействии нейтрального посредника определяют проблемы, выявляют пути их решения, проводят анализ вариантов завершения конфликта, выбирают наиболее подходящий вариант разрешения спора, который бы соответствовал интересам обоих сторон .

Важно отметить, что в медиации отсутствуют состязательное и императивное начала, подробная процессуальная регламентация и директивная роль третьего лица. Вместо этого, стороны спора (конфликта) самостоятельно принимают решение о проведении процедуры, согласовывают кандидатуру медиатора, при необходимости определяют минимальные процедурные правила, решают вопросы продолжения или прекращения переговоров, обсуждают условия и заключают медиативное соглашение, совершают иные взаимоприемлемые для сторон действия. П. 1 ст. 4 закона закрепляет, что в случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

В п. 2 ст. 4 закреплено, что, если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством.

Медиация как способ разрешения конфликтов имеет ряд преимуществ, в сравнении с судебным порядком разрешения спора. К числу таких преимуществ можно отнести следующее:

1) сторона спора не может быть уверена в том, что суд при рассмотрении дела вынесет решение именно в ее пользу. Участвуя в процессе, каждая сторона рискует его проиграть. Результат судебного процесса может зависеть от разных факторов, например от профессиональных и личностных качеств юриста, представляющего интересы стороны в процессе, от собранных доказательств по делу и т. д. В свою очередь, прибегая к примирению (процедуре медиации), стороны находят и самостоятельно выбирают тот результат, который может их удовлетворить;

2) неопределенность в разрешении спора будет присутствовать и после вынесения судебного решения, поскольку оно может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции: апелляционную, кассационную и надзорную. Следует отметить, что случаи обжалования определений суда об утверждении мирового соглашения на практике крайне редки;

3) рассмотрение дела в судебном порядке предусматривает уплату соответствующих государственных пошлин, иные судебные расходы (за проведение экспертизы, вызов свидетелей), выплату вознаграждений адвокатам, командировочных расходов и т. д. Судебное разбирательство является достаточно затратным не только для самих сторон, но и для государства. Разрешение конфликта с использованием альтернативных способов, в числе которых медиация, сокращает указанные расходы в два и более раза;

rw 2 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14821 УДК 346.9

4) заключение мирового соглашения или иной способ урегулирования спора позволяют сторонам решить свои спорные вопросы в существенно более короткие сроки. В то время как процесс судопроизводства и исполнения судебного решения может затянуться до полугода, а в отдельных случаях и дольше;

5) разрешая спор мирным путем, стороны не разрушают между собой имеющиеся партнерские отношения. Кроме того, сама процедура примирения в отличие от судебного разбирательства создает атмосферу доверия и сотрудничества. Разрешение конфликта в судебном порядке зачастую способствует не прекращению возникшего конфликта, а переходу его в новую стадию;

6) разрешение конфликтов через примирительные процедуры существенным образом снижает нагрузку на суды. Это особенно актуально с учетом уже сложившейся тенденции роста количества обращений за судебной защитой, и прежде всего в сфере хозяйственных и экономических отношений. Возрастающая нагрузка на судей приводит к нарушению процессуальных сроков, снижению качества работы. В судебном порядке должны рассматриваться исключительно сложные дела, а все иные должны быть прекращены производством на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Законодатель предоставил такую возможность в процессуальном законе и ее необходимо активно использовать .

Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

Гражданское право основывается на принципах равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Медиация осуществляется на основе определенных принципов, которые получили свое законодательное закрепление, а следовательно, появилась возможность рассматривать их в качестве исходных нормативно-руководящих начал регулирования нового для российского права института.

Принципы медиации имеют большое значение — они предопределяют дальнейшее развитие медиации, выступая в качестве ориентира для законодателя в совершенствовании данного института. Кроме этого, принципы медиации лежат в основе практической деятельности медиатора по урегулированию разногласий сторон.

Ст. 3 Закона о медиации закрепляет принципы медиации, которыми обязаны руководствоваться стороны конфликта и посредник при осуществлении процедуры медиации:

1. Добровольность.

2. Конфиденциальность.

3. Сотрудничество сторон.

4. Равноправие сторон.

5. Беспристрастность медиатора.

6. Независимость медиатора.

Согласно п. 3 ст. 2 указанного закона, под медиатором (медиаторами) необходимо понимать независимое физическое лицо, независимые физические лица, при-

rw Д IV

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14821 УДК 346.9

влекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К вопросу об организациях, которые вправе проводить процедуру медиации: ситуация кажется абсолютно не ясной. К организациям, оказывающим услуги по медиации, не предъявляется никаких требований. Они могут входить в саморегулируемые организации медиаторов, но могут и не входить, вправе заниматься любой другой деятельностью. Представляется создание специализированных фирм, входящих в саморегулируемые организации медиаторов, которым было бы разрешено заниматься не любой деятельностью, а по аналогии с аудиторской деятельностью, лишь сопутствующей (оказанием юридической помощи, проведением научноисследовательских работ и т. д.).

Другой вопрос касается добровольности проведения процедуры медиации. В европейских странах медиация органически существует на добровольных началах, но подобное ее внедрение в условиях Российской Федерации, на наш взгляд, не вполне оправданно.

Следующим, обращающим на себя внимание положением принятого закона является несоответствие названия закона его содержанию, так как о самой процедуре медиации и ее технике не сказано даже в самой абстрактной форме . В соответствии со ст. 11 Закона порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении медиации.

Нельзя не согласиться с мнением Н. Б. Малявиной, которая поясняет, что было бы целесообразно указать в законе основные типы посреднических процедур, сформированные зарубежной практикой, такие, как содействующая медиация, оценочная медиация, переговоры и т. д. Кроме того, полезными представляются разработка и утверждение типовых правил проведения процедуры медиации, которые могли бы быть поручены Министерству юстиции Российской Федерации .

Закон не только не содержит определенных требований к процедуре медиации и медиаторам, но и не создает достаточную для функционирования института правовую основу и организационную структуру.

Кроме того, на законодательном уровне остается не урегулированным вопрос о порядке назначение процедуры медиации, когда спор уже находится на рассмотрении в суде. Для решения этой проблемы, законодателю стоит учесть опыт ранее описанного правового эксперимента.

Помимо указанных выше, в процедуре медиации нам видятся следующие проблемы: дорогое и короткое обучение на курсах медиаторов, отсутствие системы гарантий независимости медиаторов, недостаточная разъяснительная работа среди населения.

Медиация является эффективным средством урегулирования споров, которому вполне по силам оправдать ожидания, возложенные на нее законодателем. Это же подтверждается наличием положительной судебной практики в Липецке, Волгограде, Воронежской области, Иркутской области, Алтайского края, Владимира, Ульяновской области, Свердловской области, Ростовской области, Омской области, Московской области и других городах и регионах страны .

К сожалению, медиация в Пензенской области находится пока что в зачаточном состоянии. Тем не менее, на официальном сайте Арбитражного суда Пензенской области имеется информация, в соответствии с которой в Арбитражном суде Пензенской области сформирован «банк» медиаторов . Данное обстоятельство дает надежды на то, что в скором времени и в Пензенской области активно будет применяться процедура медиации.

rw Г (V

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14821 УДК 346.9

Появление института медиации в нашей стране обусловлено необходимостью разгрузить судебную систему, тем самым повысив качество отправления правосудия. Однако с данной задачей медиация не справляется, чему есть ряд причин, среди которых недостаточная информированность населения о возможностях данной процедуры, недостаточная правовая регламентация медиации.

На законодательном уровне медиация введена в отечественную правовую среду, путем принятия и вступления в законную силу № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Тем не менее, указанный закон содержит множество пробелов, оставляет неурегулированными множество вопросов медиации, что в значительной степени затрудняет его практическое применение.

В частности, остается не урегулированным механизм процедуры медиации. Целесообразно указать в законе основные типы посреднических процедур, сформированные зарубежной практикой, такие, как содействующая медиация, оценочная медиация, переговоры и т. д.

Представляется, что процедура медиации, по некоторым категориям дел должна быть обязательной. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о наделении суда правом по некоторым категориям дел в принудительном порядке передавать конкретный спор медиатору для его мирного урегулирования.

Кроме этого, требования к медиатору должны быть гораздо жестче, чем сейчас. Медиацию должны проводить профессиональные медиаторы, которые должны иметь специальное, комплексное, длительное образование, желательно юридическое и психологическое. На необходимость специальной подготовки медиаторов указывается в международных актах и законах зарубежных стран. Так, согласно пункту 16 Директивы 2008/52/EC для обеспечения взаимного доверия в отношении конфиденциальности, сроков давности и сроков действия прав, а также признания и выполнения соглашений, достигнутых в результате медиации, государствам-членам ЕС следует всеми средствами, которые они считают приемлемыми, содействовать обучению медиаторов и внедрению эффективных механизмов контроля качества услуг медиации. В соответствии с пунктом 1.1 Европейского кодекса поведения для медиаторов посредники должны быть компетентны и хорошо осведомлены о процедурах медиации. Это подразумевает надлежащее обучение, непрерывное углубление знаний и совершенствование практических навыков в соответствии со стандартами и принципами аккредитации медиаторов.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что лицо, не обладающее профессиональными компетентностями медиатора, объективно не может провести процедуру медиации в современном ее понимании. Это не означает, что такое лицо не вправе осуществлять содействие сторонам в урегулировании спора. Однако данного рода неформальная помощь в разрешении сложившейся конфликтной ситуации на непрофессиональном (бытовом) уровне не требует правовой регламентации и не является медиацией.

В целях повешения уровня информированности населения о процедуре медиации, суды должны проводить соответствующую разъяснительную работу со сторонами по всем категориям дел, находящимся в их производстве. Разъяснение судом права на урегулирование спора с участием посредника (медиатора) предполагает хорошее понимание сути, возможностей и ограничений процедуры медиации.

6 ~

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 14821 УДК 346.9

Ссылки на источники

1. Внедрение медиации в России. Шамликашвили Ц. А. (24.03.2014). — URL:

2. Официальный сайт Президента РФ (24.03.2014). — URL: http://www.kremlin.ru/assignments/2823.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Официальный сайт Президента РФ (22.03.2014). — URL: http:// www.kremlin.ru/transcripts/14088.

5. Официальный сайт Президента РФ (23.03.2014). — URL:http:// www.kremlin.ru/ assignments/14170.

6. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ (24.03.2014). -URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=80.

7. Официальный сайт Высшего арбитражного суда РФ (24.03.2014). —

URL: http:// www.arbitr.ru/press-centr/news/totals/.

8. Подробнее см.: http://www.consultant.ru/law/interview/shamlikashvili4.

9. Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ (23.03.2014). —

URL: http://www.duma.gov.ru/news/273/153813/?sphrase_id=1068476.

10. Калашникова С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. — М., 2011. — С. 18.

11. Яковлев В. Ф. Закон свободного примирения // Медиация и право. — 2006. — № 1. — С. 13.

15. Там же. — С. 37.

16. Судебная практика. Ресурсный центр медиации (22.03.2014). —

URL: http://mediators.ru/rus/courts/court_practice.

17. Официальный сайт Арбитражного суда Пензенской области (24.03.2014). -URL: http://www.penza.arbitr.ru/about/mediators.

Aleksandr Feoktistov,

PhD, Associate Professor, department of private and public law «Penza State University”, Penza f 117@mail.ru

Mediation as a method of conflict resolution

Главная \ МЕДИАЦИЯ — КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ \

Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:

  • в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения; стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;
  • судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано;
  • спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;
  • спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы;
  • стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела чрезмерно велики, затраты на разбирательство могут свести на нет победу в процессе, результат разбирательства непредсказуем), судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно.

Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или в тех случаях, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, то есть недееспособна. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт.

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.
Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.
Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.
Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.
2. ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:
Добровольность: в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.

Равноправие сторон: ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора: медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность: все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

СПЕЦИФИКА МЕДИАЦИИ:
— свобода выбора;
— опора на справедливость;
— участие в выработке и принятии решения;
— согласие сторон с принятым решением;
— возможность выхода из процесса;
— время и стоимость рассмотрения;
— конфиденциальность;
— гибкость процесса;
— отсутствие коррупционной составляющей.
Вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с арбитражем в форме третейского суда).
В медиации спорщики сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу спорщиков и сути конфликта не принимает.
В суде спорящие стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. В процессе медиации все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это, если удовлетворены решением.
В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними). Медиация изначально нацелена на поиск согласия. В ходе нее спорщики перестают искать правого и виноватого, а с помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который обе стороны сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем непосредственно на юридические законы, прецеденты или правила.
Риски при медиации минимальны, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и медиатором, а последний будет держать в секрете все разговоры и всю информацию. В суде же сторона не может в любой момент прекратить переговоры, а конфиденциальность в принципе невозможна.
Процесс медиации относительно непродолжителен в сравнении с длительностью судебного разбирательства. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. К тому же, медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.

Медиация – с точки зрения юриспруденции самый молодой институт в России.

В связи с этим, как сам термин «медиация», так и предоставляемые ею преимущества у нас в стране не всем знаком, особенно среди представителей бизнеса. Безусловно, незнание сдерживает ее развитие и предопределяет выбор при разрешении конфликтов в сторону традиционного обращения в суд, обрекая участников спора на длительные и выматывающие судебные баталии, отнимающие время и средства от реального бизнеса.

Давайте разберемся, что же это за механизм, какие условия его применения, какие преимущества он имеет и что это за человек, называющий себя – «медиатором».

В 2010 году на федеральном уровне были установлены условия реализации механизма медиации, принципы деятельности медиаторов и требования к ним – Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В самом названии закона кроется суть медиации, определенная как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника.

Суть процедуры заключается в создании условий для урегулирования конфликта сторонами самостоятельно. Обеспечение таких условий является основной задачей независимого посредника — медиатора. Медиация направлена не только на разрешение спора, но и на предупреждение дальнейших противоречий во взаимоотношениях сторон.

Медиация применима, как в отношениях между гражданами, так и организациями, категория спора между которыми позволяет его разрешение путем рассматриваемого примирительного механизма с участием посредника, иными словами «медиабельный спор». Например, если сторона не осознает или не контролирует свои действия или же в споре участвует несовершеннолетний ребенок, такой спор не может быть разрешен путем медиации. Соответственно, основное условие для проведения процедуры медиации – это объективное, намеренное, добровольное желание обеих сторон разрешить спор цивилизованно.

«Медиабельные» споры возникают из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений. Закон ограничивает возможность применения медиации только в случаях если споры затрагивают интересы третьих лиц, не участвующих в медиации, или публичные интересы.

В связи со вступлением в силу Закона о медиации были внесены соответствующие изменения в процессуальные кодексы РФ – гражданский и арбитражный, а также в ФЗ «О третейских судах». Так как медиация может проводиться не только до подачи иска в суд, но и в процессе его рассмотрения, судьями судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских предлагается сторонам воспользоваться процедурой медиации, особенно настоятельно, в тех случаях, когда очевидно, что разрешение спора возможно мирным путем. В результате реализации процедуры медиации судом утверждается медиативное соглашение – документ, отражающий результат урегулирования конфликта в качестве мирового.

Кроме того, именно на суды возлагается просветительская работа в сфере медиации: создание и размещение на стендах, сайте информационных материалов о процедуре, законе, открытие примирительных комнат. Такие комнаты в настоящее время существуют практически во всех судах, но, к сожалению, в связи с недостаточной популярностью медиации среди потенциальных «спорщиков», практика разрешения конфликтов с использованием этого механизма весьма скупа. Но даже в имеющейся немногочисленной практике следует отметить наличие только положительных эмоций участников спора от достигнутого результата.

Хотелось бы привести один из последних примеров разрешения конфликта между двумя крупными компаниями, длительное время находившимися в судебном споре об авторских правах на товарный знак. В случае доведения судебного разбирательства до завершения, скорее всего – одна из сторон была бы признана незаконно использующей объект спора – товарный знак и потерпела бы существенные убытки, а также понесла бы репутационные риски. Вместе с тем, вследствие заключения мирового соглашения, со слов руководителей обеих сторон, они не имеют никаких претензий по отношению друг к другу и более того, достигнуто соглашение о дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве.

Кто же эти люди – медиаторы? Какими специальными знаниями они должны обладать? В первую очередь, это очень хорошие психологи. Обязательно ли они должны иметь юридическое образование? Нет! Согласно Закона о медиации – осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, длительностью не менее 120 часов. В настоящее время курсы подготовки медиаторов имеются во многих высших учебных заведениях, имеющих факультеты психолога. Следует отметить, курсы, проводимые на базе Торгово-промышленной палаты. По мнению, профессиональных медиаторов, на сегодняшний день – это самый качественный уровень образования в сфере медиации.

Центр правовой поддержки бизнеса Московской Деловой России, руководителем которого я являюсь, в настоящее время прорабатывает вопрос об открытии курсов подготовки медиаторов на нашей площадке с привлечением к обучению высокопрофессиональных коучей.

Почему было принято такой решение? Ответ простой – как показывает практика, в связи с резко увеличивающейся загрузкой судов решение дел в судах на протяжении многих месяцев или даже лет становится слишком затратной для бизнеса процедурой. К тому же все больше предпринимателей приходят к выводу, что победа в суде не гарантирует ничего, что исполнительный лист, полученный после многолетних судебных тяжб, в действительности является не окончанием, а только началом борьбы за реальное получение денег или имущества. Поэтому предприниматели начали задумываться о медиации, как о конфиденциальном и эффективном способе урегулирования конфликтов на основе прямых переговоров участников спора при содействии медиатора.

Считаю, что медиация должна активнее применяться бизнесменами как в спорных ситуациях, так и при медиационном сопровождении больших проектов со многими участниками и заинтересованными лицами.

Алексей Мишин, общественный Уполномоченный по взаимодействию с правоохранительными органами, член Совета МРО «Деловой России»

Что такое медиация

Процедура медиации представляет собой процесс переговоров между двумя конфликтующими сторонами в присутствии еще одного, третьего лица, которое следит за тем, чтобы переговоры между сторонами велись в определенно установленных и структурированных рамках. Третье лицо никоим образом не заинтересовано в разрешении конфликта и не имеет права навязывать какой-то из сторон конфликта свое мнение или решение. В некоторой степени медиация является альтернативным разрешением различных споров. Чаще всего данная процедура используется для примирения двух сторон сложившегося спора.

Процедура медиации может проводиться в таких сферах, как споры в банковской и страховой области, межкорпоративные и внутрикорпоративные споры, конфликты на работы и сопровождение проектов, реализация которых может затрагивать интересы нескольких сторон. Также медиация может применяться в межкультурных конфликтах и в образовании, в семейных спорах и спорах, связанных в интеллектуальной собственностью или с авторским правом.

Задачи медиации

Основная задача медиации заключается в разрешении споров, налаживании процесса коммуникации и анализе конфликтной ситуации таким образом, чтобы обе стороны смогли самостоятельно выбрать тот оптимальный вариант решения, который максимально удовлетворяет их потребности и соответствует их интересам. Кроме этого задачами медиации являются: определение интересов сторон, поиск идей, ведение переговоров с учетом интересов сторон, выбор и оценка возможных вариантов решения спора, операционализация вариантов, выработка объективных критериев оценки, а также выявление перспектив для выигрыша обеих сторон и выработка социального плана и достижение компромисса в решении конфликта.

Медиация как способ разрешения конфликтов

Важно, чтобы в процедуре медиации принимали участие обе стороны конфликта и при содействии юристов, которые окажут помощь в правильном оформлении окончательного соглашения в момент урегулирования споров на основе достигнутой договоренности. По согласию каждой из сторон в процесс медиации может привлечено и третье лицо, чье присутствие поможет лучше осознать и понять сложившуюся ситуацию. Что касается третьего лица в решении споров, то оно является скорее нейтральной стороной, которая имеет скорее фундаментальное значение, так как ее цель заключается в содействии проведения споров между сторонами таким образом, в результате которого они смогут найти правильно решение в споре.

Медиатор организовывает процедуру переговоров так, чтобы можно было помочь выявить настоящие интересы сторон и проанализировать их. Тем более что стороны зачастую не всегда проявляют готовность говорить друг с другом о личностных приоритетах. Без помощи нейтральной стороны достигнуть соглашения в большинстве случаев просто не удается. Поэтому медиатором является человек или группа людей, которые не заинтересованы в конфликте, однако оказывают помощь конфликтующим в решении имеющегося спора.

Различают несколько видов и техник процедуры медиации: трансформативная и нарративная медиация, восстановительная и оценочная, а также медиация, которая ориентирована на решение проблем, основанная на понимании и семейно-ориентировочная медиация. Процесс медиации формируется на таких принципах, как добровольность, конфиденциальность, независимость медиатора и его непредвзятость, гибкость процедуры, формат проведения медиации и правомочность сторон.

Также одной из разновидностей процесса медиации является онлайновая медиация, суть которой заключается в использовании интернет-технологий для разрешения конфликтов между отдельными лицами или организациями, которые находятся на отдаленном расстоянии друг от друга и, соответственно, не могут принимать непосредственное участие в процедуре медиации. Такой вид медиации может быть полезным в качестве предварительной фазы общей процедуры медиации, к примеру, в той ситуации, когда немалую роль играет время.