МДС 85 35 2004

Сметная стоимость объектов капитального строительства определяется сметной документацией, являющейся составной частью проектной документации, разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004).

Система документов, применяемая для определения стоимости строительной продукции

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются — сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.

Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.) — к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.

Виды сметных нормативов

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

  • государственные сметные нормативы — ГСН;

  • отраслевые сметные нормативы — ОСН;

  • территориальные сметные нормативы — ТСН;

  • фирменные сметные нормативы — ФСН;

  • индивидуальные сметные нормативы — ИСН.

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:

  • нормативы накладных расходов;

  • нормативы сметной прибыли;

  • сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;

  • сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;

  • индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

  • нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора)

укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:

  • укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);

  • укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР);

  • сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);

  • укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;

  • укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);

  • прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);

  • прейскуранты на строительство зданий и сооружений;

  • сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);

  • сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);

  • показатели по объектам аналогам;

  • и другие нормативы.

С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:

  • изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;

  • нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий сооружений;

  • региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;

  • различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях; иные факторы.

На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).

Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.

Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее — ТЕР) и отраслевые (далее — ОЕР).

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).

Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.).

Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен служат:

элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;

сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;

сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции.

В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.

Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

  • затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000;

  • стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины по состоянию на 01.01.2000;

  • стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) по состоянию на 01.01.2000;

  • нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

  • наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

Документ отменен Минстроем России Приказ № 946/пр от 30.06.2017г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Указания устанавливают единый порядок применения сборников федеральных единичных расценок на пусконаладочные работы на вводимых в эксплуатацию строящихся, реконструируемых, расширяемых и технически перевооружаемых предприятиях, зданиях и сооружениях.

Настоящие Указания содержат положения, являющиеся общими для всех федеральных единичных расценок на пусконаладочные работы (ФЕРп), включенных в сборники ФЕРп, перечень которых приведен в Приложении 1.

В технических частях и вводных указаниях сборников ФЕРп приводятся положения, обусловленные особенностями пусконаладочных работ при вводе в эксплуатацию тех или иных видов оборудования, устройств, систем, которые необходимо учитывать при применении соответствующих сборников ФЕРп.

1.2. Сборники ФЕРп являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Сборники ФЕРп разработаны по номенклатуре оборудования межотраслевого применения.

Для специального технологического оборудования предприятий и производств отраслей экономики разрабатываются отраслевые единичные расценки на пусконаладочные работы (ОЕРп-2001), утверждаемые и вводимые в действие министерствами, ведомствами, другими отраслевыми структурами (ассоциациями, корпорациями) по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

1.3. Сборники ФЕРп могут использоваться в качестве основы для разработки сборников территориальных единичных расценок на пусконаладочные работы (ТЕРп), учитывающих номенклатуру работ, условия строительства и уровень оплаты труда в соответствующих регионах.

По объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, наравне с территориальными единичными расценками ТЕРп (а также при отсутствии в регионах ТЕРп, независимо от источников финансирования), могут применяться федеральные единичные расценки (ФЕРп) с пересчетом их в территориальный уровень цен.

Мы рекомендуем Профессиональная сметная программа Цена: от 15 000 р. Сборники ФЕР-2020 и ГЭСН-2020 доступны для заказа Цена: от 10 000 р. Составление смет с нуля. Теория + практика Цена: от 14 400 р. Похожие страницы

Классификатор КСР 2016

Отмена понижающих коэффициентов 0,85 к НР и 0.8 к СП

Семинар по ФЕР 2020

МДС 81-35.2004 — Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.

Все правила определения стоимости строительной продукции, указанные в МДС 81-35.2004, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации вне зависимости от источников финансирования, при выполнении работ, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.

МДС 81-35.2004 редакция 2014 года.

МДС 81-35.2004 периодически корректируется. Выходят приказы, вносящие в МДС различные изменения. Одним из последних таких приказов является Приказ Минстроя РФ от 16 июня 2014 года №294/ПР.

Согласно этого приказа, вносятся изменения в пункт 4.25, а пункт 9.9 в приложении №8 и вовсе исключен.

Есть вопросы? Запишитесь на курсы по основам сметного дела.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
— отсутствии фамилии и имени заявителя;
— указании неполного или недостоверного почтового адреса;
— наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
— наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
— отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
— наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЕДИНИЧНЫХ РАСЦЕНОК
НА ПУСКОНАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

2.1. Единичными расценками предусмотрено выполнение пусконаладочных работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами, при положительной температуре окружающей среды. Затраты, связанные с оформлением специальных допусков к работе, специальных пропусков или разрешений, расценками не учитываются.
При выполнении пусконаладочных работ в более сложных производственных условиях по сравнению с предусмотренными в сборниках ФЕРп, вследствие чего снижается производительность труда исполнителей работ, к заработной плате и к затратам труда необходимо применять коэффициенты, приведенные в табл.2.

Таблица 2

N пп.

Условия производства работ

Коэффи-
циент

На действующих предприятиях (в цехах, корпусах, на производственных площадках) при наличии в зоне производства работ действующего технологического оборудования, или разветвленной сети инженерных коммуникаций, или запыленности воздуха, или движения технологического транспорта по внутрицеховым и внутризаводским путям, что непосредственно влияет на выполнение пусконаладочных работ

1,2

То же, на предприятиях металлургической, химической и нефтехимической промышленности

1,25

На предприятиях (в цехах, корпусах, на производственных площадках), остановленных для производства работ по реконструкции, расширению, техническому перевооружению, а также в зданиях и сооружениях всех назначений при наличии в зоне производства работ загромождающих помещения предметов (станков, установок, аппаратов, эксплуатационного и лабораторного оборудования, оргтехники, мебели и т.п.)

1,15

В охранной зоне воздушных линий электропередачи, в местах прохода коммуникаций электроснабжения, в действующих электроустановках, (без оформления наряда-допуска или распоряжения) вблизи конструкций и предметов, находящихся под напряжением (в случаях, когда полное снятие напряжения по производственным условиям невозможно), если это связано с ограничением действий исполнителей работ специальными требованиями техники безопасности

1,2

В электроустановках, находящихся под напряжением с оформлением при этом наряда-допуска или распоряжения

1,3

На электротехнических устройствах в действующих ядерных установках с оформлением при этом наряда-допуска или распоряжения

1,35

На электрооборудовании, защищенном от воздействия окружающей среды по конструктивному исполнению: пыле-, взрыво-, брызго-, водозащищенном, герметическом, защищенном от агрессивной среды

1,1

Вблизи источников ионизирующего излучения

1,3

В помещениях категории А и Б по пожаро-взрывоопасности, на взрывоопасных блоках 1-й, 2-й и 3-й категорий взрывоопасности

1,25

В действующих цехах предприятий с вредными условиями труда, в которых рабочим промышленного предприятия установлен сокращенный рабочий день, а работники, выполняющие пусконаладочные работы, имеют рабочий день нормальной продолжительности

1,15

То же, при наличии, кроме того:

производственных условий, указанных в п.1

1,38

производственных условий, указанных в п.2

1,44

В действующих цехах предприятий с вредными условиями труда, если работники, занятые на пусконаладочных работах, переведены на сокращенный рабочий день:

при 36-часовой рабочей неделе

1,55

при 30-часовой рабочей неделе

1,9

при 24-часовой рабочей неделе

2,3

При температуре воздуха на рабочем месте более 40 °С в помещениях

1,25

При температуре воздуха на рабочем месте ниже 0 °С

1,1

На режимных объектах, где в силу режима секретности применяются специальный допуск, специальный пропуск и другие ограничения для пусконаладочного персонала

1,15

В закрытых сооружениях (помещениях), находящихся ниже 3 м от поверхности земли, за исключением шахт, рудников, метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения

1,1

На объектах, расположенных в горной местности на высоте над уровнем моря

от 1500 до 2500 м

1,25

от 2500 до 3000 м

1,35

от 3000 до 3500 м

1,5

Примечания: 1. Применение коэффициентов должно быть обосновано данными проекта или согласованной с заказчиком программой работ. При этом коэффициенты применяются к затратам тех этапов работ, которые фактически выполняются в более сложных производственных условиях.
2. К пусконаладочным работам, производимым в действующих электроустановках, относятся работы, выполняемые после введения эксплуатационного режима на данной электроустановке — в соответствии с положениями, приведенными в п.4 СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства».
3. Коэффициенты, приведенные в табл.2, не применяются при производстве работ в подземных условиях в метрополитенах, тоннелях и подземных сооружениях специального назначения, за исключением коэффициентов, приведенных в пп.4 и 5.
4. При выполнении работ в условиях, предусмотренных в табл.2, может быть применен только один из коэффициентов. Исключение составляют коэффициенты, приведенные в пп.4, 5, 13, 14, 15 и 18, каждый из которых может применяться одновременно с одним из других коэффициентов, содержащихся в данной таблице (при этом коэффициенты перемножаются).
5. К вредным условиям производства работ рекомендуется относить работы при наличии свинца, цинка, ртути, пыли тяжелых металлов, радиации, а также работы в действующих предприятиях здравоохранения (туберкулезные диспансеры, лепрозории и т.д.), где в соответствии с действующим законодательством для работников основного производства установлен сокращенный рабочий день.
2.2. При определении сметной стоимости пусконаладочных работ, выполняемых в подземных условиях в шахтах, рудниках, метрополитенах, тоннелях и подземных сооружениях специального назначения, к расценкам (к оплате труда пусконаладочного персонала) необходимо применять коэффициенты, приведенные в табл.3.

Таблица 3

N пп.

Наименование мест производства работ

Коэффи-
циент

Работы на поверхности действующих и строящихся шахт, рудников, метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения

1,15

На строительстве, техническом перевооружении и реконструкции метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения — при открытом способе работ

1,25

При подземном способе работ:

на действующих и строящихся предприятиях горно-химической промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов, на строительстве, техническом перевооружении и реконструкции метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения

1,68

на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении угольных и сланцевых шахт:

при 36-часовой рабочей неделе

2,05

при 30-часовой рабочей неделе

2,46

при 24-часовой рабочей неделе

2,8

В подземных условиях в эксплуатируемых тоннелях метрополитенов в ночное время после снятия напряжения (в «окно»):

при использовании рабочих в течение рабочей смены только для выполнения работ, связанных с «окном»

при использовании части рабочей смены (до пуска рабочих в тоннель и после выхода из тоннеля) для выполнения работ, не связанных с «окном»

Примечания: 1. При производстве работ в условиях, предусмотренных в табл.3, может быть применен только один из коэффициентов.
2. Применение коэффициентов, приведенных в пп.7 и 8, при составлении сметной документации должно быть обосновано данными проекта.
3. Коэффициенты табл.3 не применяются к затратам труда пусконаладочного персонала.
2.3. Пусконаладочные работы выполняются, как правило, в отапливаемых помещениях. В тех случаях, когда осуществляется подготовка к сдаче в эксплуатацию зданий и сооружений, которые по своим технологическим признакам не должны отапливаться, или сооружений на открытом воздухе, дополнительные затраты, связанные со снижением производительности труда пусконаладочного персонала при температуре воздуха на рабочем месте ниже 0 °С, определяются применением к расценкам коэффициента, приведенного в п.17 табл.2.
Применение сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001) при определении стоимости пусконаладочных работ не допускается.
2.4. Пусконаладочные работы по лифтам любой грузоподъемности выполняются только по их электротехническим системам. Стоимость этих работ определяется по расценкам сборника ФЕРп N 1 «Электротехнические устройства», отдел 14 «Лифты электрические». Затраты на статические и динамические испытания, регулировку и настройку оборудования и механизмов лифтов (механическая часть), обеспечивающие ввод лифтов в эксплуатацию, учтены расценками сборника федеральных единичных расценок на монтаж оборудования (ФЕРм) N 3 «Подъемно-транспортное оборудование» и в сметы на пусконаладочные работы не включаются.
2.5. В тех случаях, когда пусконаладочные работы выполняются на нескольких однотипных единицах оборудования, расценки по второй и последующим единицам оборудования следует принимать с понижающим коэффициентом, указанным в технической части или вводных указаниях соответствующего сборника.
2.6. При выполнении повторных пусконаладочных работ (до сдачи объекта в эксплуатацию) к расценкам соответствующих видов оборудования (работ) необходимо применять коэффициенты, приведенные в технических частях или вводных указаниях сборников.
Под повторным выполнением пусконаладочных работ следует понимать работы, вызванные изменением технологического процесса, режима работы оборудования, что связано с частичным изменением проекта, а также вынужденной заменой оборудования. Необходимость в повторном выполнении работ должна подтверждаться обоснованным заданием (письмом) заказчика.
2.7. В случае, если монтажные и пусконаладочные работы по какому-либо оборудованию выполняются одним и тем же звеном (бригадой), расценки на пусконаладочные работы по такому оборудованию следует принимать с коэффициентом 0,8. Выполнение монтажных и пусконаладочных работ одной и той же организацией, но разными звеньями (бригадами) не является основанием для применения коэффициента 0,8.
2.8. В случае, если пусконаладочные работы производятся при техническом руководстве шеф-персонала предприятий-изготовителей оборудования или фирм-поставщиков (шеф-наладка), расценки на пусконаладочные работы принимаются с коэффициентом 0,8.
Средства для оплаты услуг предприятий, осуществляющих шеф-наладочные работы, предусматриваются в главе 4 сводной сметы на ввод в эксплуатацию предприятия, здания, сооружения в порядке, изложенном в п.5.8.2.
2.9. При расчетах за выполненные пусконаладочные работы, когда договором предусматривается промежуточная оплата, следует руководствоваться составом и структурой (по этапам) этих работ, приведенными в технических частях или вводных указаниях сборников ГЭСНп (если иные условия взаиморасчетов не предусмотрены договором). Расчеты производятся только за законченные этапы работ, при условии выполнения полного перечня работ (операций), предусмотренного содержанием данного этапа.