Материалы рабочей группы ФАС развитие конкуренции

Реестр субъектов естественных монополий

Приказ Минэкономразвития России от 11.03.2020 № 130 «Об утверждении единой методики мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации»

Приказ министерства от 24.08.2020 № 88 «О внесении изменений в приказ департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края от 31 июля 2019 № 52 «Об утверждении рекомендаций по организации работы по содействию развитию конкуренции в городских округах и муниципальных районах Приморского края»

Приказ министерства от 24.08.2020 № 87 «О внесении изменений в приказ департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края от 31 июля 2019 № 51 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в городских округах и муниципальных районах Приморского края»

Распоряжение Губернатора Приморского края от 24.08.2020 № 322-рг «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Приморского края от 24 декабря 2019 года № 358-рг «О реализации мероприятий по внедрению стандарта развития конкуренции в Приморском крае»

Распоряжение Губернатора Приморского края от 04.08.2020 № 281-рг «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Приморского края от 27 июня 2019 года № 170-рг «О внедрении стандарта развития конкуренции в Приморском крае»

Приказ министерства от 04.08.2020 № 82 «О назначении ответственного лица за координацию вопросов содействия развитию конкуренции»

Обучающее мероприятие для органов местного самоуправления по вопросам содействия развитию конкуренции

Отчет об исполнении Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Приморском крае за 1 квартал 2020

Приказ министерства от 27.03.2020 №41 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию рейтинга муниципальных образований Приморского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции»

Постановление Администрации Приморского края от 19.12.2019 № 860-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2020 — 2027 годы»

Постановление Администрации Приморского края от 28.12.2018 № 668-па «Об утверждении стратегии социально-экономического развития приморского края до 2030 года»

Закон приморского края от 13.12.2018 № 414-КЗ «Об установлении пониженных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения»

Рейтинг муниципальных образований Приморского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции (по итогам 2019 года)

Антимонопольный комплаенс

Соглашения с МО

ДОКЛАД о состояниии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Приморского края по итогам 2019 года.

Отчет об исполнении Плана мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Приморском крае за 2019 год.

Положение об отделе ОРВ, развития конкуренции

Протокол Совета МСП №ПР-41-ШКВ от 11.02.2020

Реестр (перечень) хозяйствующих субъектов, доля участия Приморского края или муниципального образования Приморского края более 50 процентов (МО)

Реестр (перечень) хозяйствующих субъектов, доля участия Приморского края или муниципального образования Приморского края более 50 процентов (ОИВ)

Реестр субъектов естественных монополий Приморского края

Распоряжение Губернатора Приморского края от 24.12.2019 № 358-рг «О реализации мероприятий по внедрению стандарта развития конкуренции в Приморском крае»

Семинар-совещание с органами местного самоуправления Приморского края 13.12.2019

Протокол совместного заседания Комиссии по вопросам обеспечения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению Приморского края, на 2017 — 2020 годы и Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Приморском крае

Приказ № 92 от 03.12.2019 об утверждении методических рекомендаций по формированию рейтинга муниципальных образований Приморского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции

Приказ департамента от 19.09.2019 № 66 «О назначении ответственного лица за координацию вопросов содействия развитию конкуренции»

-Семинар-совещание по вопросам организации работы по содействию развитию конкуренциии в муниципальных образованиях Приморского края

Распоряжение Губернатора Приморского края от 14.08.2019 № 211-рг»О признании утратившими силу некоторых распоряжений Губернатора Приморского края по вопросам создания совета по содействию развитию конкуренции в Приморском крае»

Постановление Администрации Приморского края от 06.08.2019 № 506-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 31 июля 2008 года № 175-па «О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства Приморского края»

Приказ № 51 от 31.07.2019 г. об утверждении методических рекомендаций по разработке плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в городских округах и муниципальных районах Приморского края

Приказ № 52 от 31.07.2019 г. об утверждении рекомендаций по организации работы по содействию развитию конкуренции в городских округах и муниципальных районах Приморского края

Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию (версия 2.0), разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития

Распоряжение Губернатора Приморского края от 27.06.2019 №170-рг «О внедрении стандарта развития конкуренции в Приморском крае»

Стандарт развития конкуренции ( утвержден № 768-р от 17 апреля 2019 г. ).pdf

Доклад Государственного совета

Национальный план развития конкуренции_тезисы

Презентация Доклада Государственного совета

Перечень поручений Президента РФ ПР-817-ГС

Приказ ФАС от 29.08.2018 №1232-18 Методика расчета ключевых показателей

Распоряжение Губернатора ПК от 28 февраля 2019 года № 52-рг » О мерах по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Приморского края»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ «ДОРОЖНАЯ КАРТА» по содействию развитию конкуренции, развитию конкурентной среды в Приморском крае ( 2017 )

Методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции.pdf

Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Приморского края за 2017 год

Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Приморского края за 2018 год

Протокол заседания Совета по содействию развитию конкуренции в Приморском крае от 06 марта 2019 года

Информация о мерах, принимаемых Администрацией Приморского края, направленных на привлечение СО НКО, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, к бюджетным средствам

Презентация к докладу о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг Приморского края

Протокол заседания совета по содействию развитию конкуренции в Приморском крае №56-БКС от 06 марта 2018 года

Рейтинг муниципальных образований Приморского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции ( по итогам 2017 года)

Рейтинг муниципальных образований Приморского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции (по итогам 2018 года)

информационное сообщение о проведении опроса

Приказ № 54 от 18.08.2017 об утверждении методических рекомендаций по разработке плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции, развитию конкурентной среды в городских округах и муниципальных районах Приморского края

Методические рекомендации по разработке плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции, развитию конкурентной среды в городских округах и муниципальных районах Приморского края

Приказ № 55 от 18.08.2017 об утверждении рекомендаций по организации работы по содействию развитию конкуренции, развитию конкурентной среды в муниципальных образованиях Приморского края

Рекомендации по организации работы по содействию развитию конкуренции, развитию конкурентной среды в муниципальных образований Приморского края

Приказ № 56 от 18.08.2017 об утверждении методических рекомендаций по формированию рейтинга муниципальных образований Приморского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции

Методические рекомендации по формированию рейтинга муниципальных образований Приморского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции

Совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий

Протокол заседания рабочей группы по внедрению стандарта развития конкуренции в Приморском крае от 30.08.2017 г.

Рейтинг глав регионов РФ по уровню содействия развитию конкуренции в 2016 г.

О «белых и черных книгах» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик

Соглашения о взаимодействии с органами местного самоуправления Приморского края по внедрению стандарта развития

Протокол заседания Рабочей группы по внедрению стандарта развития конкуренции в Приморском крае от 07.04.2017 г.

Протокол заседания Совета по содействию развитию конкуренции в Приморском крае от 06.03.2017 № 62-УВИ.

Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Приморского края за 2016 год.

Внедрение стандарта развития конкуренции в Приморском крае МО семинар.pdf

Реестр субъектов естественных монополий по Приморскому краю на 1 января 2018 года.pdf

Реестр субъектов естественных монополий

Стандарт осуществления закупочной деятельности для отдельных видов юридических лиц (223-ФЗ) Рекомендации ФАС России

Протокол заседания рабочей группы по внедрению стандарта развития конкуренции от 22.11.2016 г.

Протокол заседания Рабочей группы по внедрению стандарта развития конкуренции в Приморском крае от 01.07.2016 г.

Рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции в 2015 г.

Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ранняя психолого-педагогическая помощь семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья

Распоряжение Губернатора Приморского края от 13 мая 2016 года № 88-рг «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по содействию развитию конкуренции, развитию конкурентной среды в Приморском крае»

(«Дорожная карта») по содействию развитию конкуренции, развитию конкурентной среды в Приморском крае»

Протокол заседания совета по содействию развития конкуренции в Приморском крае

Список участников заседания совета по содействию развития конкуренции 04.03.2016 г.

Целевые показатели к Дорожной карте 1.doc

Дорожная карта.doc

Распоряжение Губернатора Приморского края от 28.03.2016 № 56 «Об утверждении перечня социально значимых рынков и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в Приморском крае»

Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров работ и услуг Приморского края.doc

Распоряжение Правительства РФ от 5.10.2015 № 1738-р об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ

Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

Состав Рабочей группы по внедрению стандарта развития конкуренции

План по внедрению на территории Приморского края Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

Протокол заседания рабочей группы от 28.01.2015 г.

Распоряжение Губернатора ПК от 01.12.2015 г. № 233-рг «О внедрении стандарта развития конкуренции в Приморском крае»

Протокол заседания Рабочей группы от 18 декабря 2015 г. № 3

Распоряжение Губернатора ПК от 22.12.2017 г. № 228-рг » О внесении изменений в Распоряжение Губернатора ПК от 08.04.2015 г. «О создании совета по содейсвтию развитию конкуренции в ПК»

Распоряжение Губернатора ПК от 08.04.2015 г. № 73-рг » О создании совета по содействию развития конкуренции в ПК»

Распоряжение Губернатора ПК от 10.02.2016 г. № 24-рг «О внесении изменений в Распоряжение Губернатора ПК от 08.04.2015 г. № 73-рг » О создании совета по содействию развития конкуренции в ПК»

Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края в рамках исполнения требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации и мероприятий по содействию развитию конкуренции, развитию конкурентной среды на рынке товаров и услуг Приморского края проводит анкетирование субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров и услуг, общественных организаций, представляющих интересы потребителей, по оценке состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности, а также оценке удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках Приморского края.

Анкета для субъектов предпринимательской деятельности

Анкета для потребителей товаров и услуг

Департамент осуществляет оценку возможного влияния правовых актов на состояние конкуренции и формирование позиции Минэкономразвития России по вопросам антимонопольного законодательства.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 декабря 2017 г. № 618 (далее – Указ № 618) в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определены сокращение избыточного участия государства в экономике и обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности.

Также Указом № 618 утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план), которым предусмотрена разработка проектов федеральных законов, предусматривающих ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, а также запрет прямого или косвенного приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции.

Оптимизация государственного участия в экономике регионов, в том числе путем ограничения влияния государственных и муниципальных предприятий на условия формирования рыночных отношений, является одним из направлений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного в обновленной редакции распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р (далее – Стандарт).

Целями Стандарта являются: формирование условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранение административных барьеров, выявление потенциала развития экономики Российской Федерации, включая научно-технологический и человеческий потенциал, а также повышение прозрачности деятельности региональных властей.

Оценка внедрения Стандарта в регионы осуществляется Департаментом на основе методики, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15 мая 2014 г. № 266 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2016 г. № 43).

В международной сфере Департамент участвует в работе по совершенствованию положений раздела ХVIII и приложения № 19 Договора о Евразийском экономическом союзе и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в рамках следующих совещательных органов:

  • Сводная рабочая группа при Евразийской экономической комиссии по совершенствованию положений Договора о союзе.
  • Экспертная подгруппа Сводной рабочей группы по совершенствованию положений Договора о союзе.
  • Отраслевая подгруппа Евразийской экономической комиссии по вопросам конкуренции и антимонопольному регулированию.
  • Рабочая группа в области рекламы при Евразийской экономической комиссии.

На сайте антимонопольного ведомства размещена Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6.

Во вступительной части документа служба подчеркивает, что развитие цифровых технологий и усиление роли инноваций приводят к изменению экономической картины мира, стирают географические границы товарных рынков, разрушают устоявшиеся экономические связи и создают совершенно новые рынки (информационно-технологические) и совершенно новые структурные связи, характеризующиеся глобальным многосторонним характером, а также оказывающие влияние на смежные отрасли и сферы хозяйствования.

В этих условиях конкуренция является основным фактором, способным обеспечить экономический рост, указывает ФАС России.

Глобальные экономические вызовы современной экономики ставят новые цели и задачи по совершенствованию правовых и организационных мер обеспечения, защиты и развития конкуренции. Решение таких задач может быть обеспечено только при условии преодоления негативных факторов экономики, объективно сдерживающих развитие конкуренции и экономический рост: высокая доля госучастия в экономике, недостаточность сегмента малого и среднего предпринимательства, существенная доля нарушений условий конкуренции со стороны органов власти, картелизация российской экономики, системные проблемы в сфере госзаказа и закупок госкомпаний и естественных монополий, системные проблемы обеспечения равного доступа к госресурсам.

Регулятор указывает, что для противостояния глобальным экономическим вызовам и достижения национальных целей и задач развития РФ необходим комплекс масштабных мероприятий по содействию развитию конкуренции, а также консолидация усилий по выполнению поставленных задач как органов власти всех ветвей и уровней, так и всех институтов гражданского общества.

В документе освещены вопросы:

  • обеспечения реализации целей, задач и основополагающих принципов госполитики по развитию конкуренции при реализации нацпроектов;
  • совершенствования правовых и организационных механизмов защиты конкуренции;
  • создание эффективных механизмов развития конкуренции на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе снижение доли госучастия в экономике;
  • совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации;
  • реформирования правового регулирования деятельности естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифного регулирования;
  • создания условий для эффективной конкуренции при осуществлении закупок для государственных (муниципальных), корпоративных нужд и реализации на торгах государственного и муниципального имущества;
  • повышения эффективности осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа.

В частности, планируется подготовить предложения по созданию специализированного арбитражного суда по делам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства, выступающего в качестве суда кассационной инстанции в отношении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) территориальных органов ФАС России и их должностных лиц, а также в качестве суда первой инстанции при оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) ФАС России и его должностных лиц.

Журнал «Конкуренция и право»

Мальцева О.В., к.э.н.

Антимонопольное регулирование в России: практика и направления совершенствования

В статье рассмотрена практика антимонопольного регулирования в российской экономике и предложены некоторые направления совершенствования антимонопольного регулирования

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, конкуренция, злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения, недобросовестная конкуренция

Современное состояние российской экономики, характеризующееся бюджетным дефицитом, ростом цен и инфляцией, сокращением производства указывает на необходимость прорыва в направлении диверсификации нашей экономики, уменьшения ее сырьевой направленности, придания ей инновационного характера, повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. Чтобы добиться этого, необходимо нацелить народное хозяйство и население не только на выживание в трудных условиях, но и на скорейшее возобновление экономического роста на более эффективной основе, каковой должна стать конкуренция, позволяющая экономить и эффективно использовать ресурсы, разрабатывать и применять новейшие технологий и технические достижения, с использованием всего потенциала отечественной науки, формировать и развивать конкурентные преимущества предприятий.

Оценить эффективность антимонопольного регулирования возможно на основе анализа практики применения норм закона РФ «О защите конкуренции» в части: выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, антиконкурентных действий органов исполнительной власти, и недобросовестной конкуренции. Анализ основных направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) позволяет выявить основные тенденции в применении антимонопольного законодательства, его «узкие» места, и сформулировать рекомендации по их совершенствованию.

Представляется целесообразным провести анализ и дать оценку работе ФАС, начиная с 2007 года, в связи тем, что 26 июля 2006 г. был принят закон «О защите конкуренции», статьи которого в полной мере стали применяться с начала 2007 года. Именно, данный закон оформил унификацию российского антимонопольного законодательства, развил процедурные и охранительные нормы, скорректировал сущностные институты отечественного конкурентного права и сократил сферу государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией .

Объем работы ФАС в сфере пресечения нарушений антимонопольного законодательства с 2007 года имеет тенденцию к росту. Так в 2007 году было рассмотрено 9366 заявлений, возбуждено 3924 дела о нарушении антимонопольного законодательства, принято 2597 решений, а уже в 2009 году количество рассмотренных заявлений увеличилось на 45% , возбужденных дел на 60%, принятых решений на 64% по сравнению с 2007 годом. По результатам первого полугодия 2010 года количество возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства составило 5437, принятых решений 3879 следует предполагать, что общее количество рассмотренных и возбужденных дел по результатам года также увеличится. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2007 г. -___________________I полугодие 2010 г._________________________

Года 2007 2008 2009 2010 — I полугодие

Рассмотрено 9366 10704 16959 —

Возбуждено 3924 6541 9664 5437

Принято решений 2597 3993 6864 3879

В структуре дел, возбужденных в соответствии с законом «О защите конкуренции» (табл. 2) максимальный удельный вес приходится на антиконкурентные акты и действия органов власти.

Таблица 2

Количество и структура дел, возбужденных в соответствии с законом «О защите конкуренции» за 2008г.- I полугодие 2010 г.

Нормы антимонопольного законодательства 2008 год 2009 год I полугодие 2010 г

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Всего 6541 100 9664 100 5437 100

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст.10) 1639 25,1 2411 24,9 1289 23,7

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглаше- 359 5,5 488 5 277 5

ния или согласованные действия хозяйствующих субъектов (ст.11)

Запрет на недобросовестную конкуренцию (ст.14) 517 7,9 687 7,1 427 7,8

Запрет на антиконкурентные акты и действия органов власти (ст.15-21) 3523 53,8 5820 60,2 2907 53,4

Другие (ст. 25, 34, 35, 38) 503 7,7 258 2,7 537 9,8

В 2008 г. на их долю приходилось 53,8%, в 2009 г.- 60,2%, в I полугодии 2010 года — 53, 4% в общем количестве возбужденных дел. Работа антимонопольных органов показывает, что антиконкурентные акты и действия органов власти не сокращаются и представляют собой наибольшую угрозу для конкуренции.

В законе «О защите конкуренции» к деятельности органов государственной власти и местного самоуправления установлены следующие нормы по предупреждению и пресечению антиконкурентных актов и действий:

— запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов

власти;

— запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами власти и между органами власти и хозяйствующими субъектами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— антимонопольные требования к торгам, которые проводят органы

власти;

— запрет на передачу прав на государственное или муниципальное имущество без проведения конкурса;

— правила отбора органами власти финансовых организаций;

— правила предоставления государственных и муниципальных преференций.

В актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выявлены следующие основные виды нарушений: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление непредусмотренных законодательством требований к хозяйствующему субъекту; наделение хозяйствующих субъектов функциями органов власти; указания со стороны органа власти о заключении договоров; установление ограничений в выборе продавцов; предоставление государственных и муниципальных преференций с нарушением требований законодательства. А в актах представительных органов власти преобладают такие виды нарушений как: установление единого налога на вмененный доход в размере, пре-

вышающем предельно допустимый; предоставление льгот при уплате транспортного налога; дополнительное согласие органов власти на осуществление отдельных видов деятельности; выражение предпочтений при выборе поставщика; установление ограничений хозяйствующим субъектам при выборе ассортимента продаваемой продукции.

В соглашениях или согласованных действиях между органами власти и между органами власти и хозяйствующими субъектами наиболее распространены следующие виды нарушений: раздел товарного рынка; ограничение доступа на рынок, выхода с рынка; установление различных цен на один и тот же товар; повышение, снижение или поддержание цен.

Среди других нарушений следует выделить: предоставление в аренду имущества без проведения торгов; распределение маршрутов внутригородских перевозок пассажиров без проведения конкурса; передача функций по управлению многоквартирными домами конкретному хозяйствующему субъекту без проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

В отраслевом разрезе преобладают дела по фактам нарушений в сферах операций с недвижимостью, услуг по перевозкам автомобильным транспортом, ЖКХ, торговли и общественного питания.

Среди нарушений со стороны хозяйствующих субъектов лидирующее место занимают нарушения антимонопольного законодательства, связанные со злоупотреблением доминирующим положением. Доля их в 2008 году составила 25,1%, в 2009 г.- 24,9%, в I полугодии 2010 года — 23,7% в общем количестве возбужденных дел. На долю выявленных нарушений в 2007 году приходилось 28,3%, а в 2008 г. -23,2% в общем количестве выявленных нарушений. В 2009 г. удельный вес таких нарушений сократился до 19,1%, т.е снизился за 2 года на 9,2%, что может свидетельствовать о тенденции к сни-жению.

Наиболее распространенными видами злоупотреблений являются:

— навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

— установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (чаще высокой);

— необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками);

— необоснованное сокращение или прекращение производства товара.

Более половина принятых решений о злоупотреблении доминирующим положением за 2007г. — I полугодие 2010 г. было совершено в секторе тепло- и электроэнергетике, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в сфере газа.

В 2009 году увеличилось количество дел, возбужденных в связи с нарушением запрета на антиконкурентные соглашения хозяйствующих субъектов (488 дел, что на 36% больше, чем в 2008 году). Это связано с активной реализацией в 2009 году программы освобождении от ответственности лиц,

добровольно отказавшихся от участия в антиконкурентных соглашениях и сообщивших об этом в антимонопольные органы. Эта программа предусматривает, что хозяйствующие субъекты, добровольно заявившие в антимонопольный орган о заключении антиконкурентных соглашений, отказавшиеся от участия в них и представившие доказательства существования картеля, полностью освобождаются от административной ответственности.

С соответствующими заявлениями в ФАС России обратились около 500 компаний, среди которых: крупнейшие финансовые организации («Сбербанк России», «Росгосстрах»); ведущие производители продуктов питания («Вимм-Билль-Данн», «Валио»); крупнейшие торговые сети («Тандер» — магазины «Магнит»); лидеры рынка телекоммуникаций («Нокиа»), региональные нефтяные компании, хлебозаводы, предприятия деревообрабатывающей промышленности, производители контрольно-кассовой техники.

Наиболее распространенными видами соглашений были соглашения об установлении или поддержании цен (тарифов), скидок, о создании препятствий доступу на рынок, выходу с рынка, необоснованный отказ от заключения договоров.

Наиболее остро проблема антикартельного регулирования в России стоит таких отраслях как:

— оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;

— агропромышленный комплекс и розничная торговля;

— банковская сфера (потребительское кредитование);

— фармацевтическая промышленность и рынок аптечных услуг;

— промышленность строительных материалов и металлургическая

промышленность.

Недобросовестная конкуренция имеет более низкую долю в общем числе возбужденных дел и на протяжение трех лет составляла не более 8% общего количества возбужденных дел. Удельный вес принятых решений снижается, составив 7,5 % в 2007 г., 5,5.% в 2008 г., 5,8% в 2009 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди запретов на недобросовестную конкуренцию наибольшую долю имеет продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, далее распространение ложных сведений, а также введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Следует отметить, что в связи с тем, что решение антимонопольного органа может быть обжаловано хозяйствующим субъектом в течение трех месяцев со дня принятия решения в суде, непрерывно происходит увеличение массива дел, находящихся в стадии рассмотрения в судах. Ежегодно увеличивается количество исков в суды о признании недействительными решений антимонопольных органов (см. табл. 3).

Таблица 3

Динамика обжалованных и отмененных решений антимонопольных _______органов в суде за 2007г.- I полугодие 2010г. _________

Показатели 2007г. 2008 г. 2009г. I пл 2010г.

Принято решений о признании нарушений 2597 3993 6864 3879

Обжаловано решений антимонопольного органа 844 1091 1887 1413

Признано судом полностью недействительными решений 173 220 298 189

Фактически в судах обжалуется каждое четвертое решение о признании нарушения (в 2007 году в судах обжаловалось каждое третье решение о признании нарушения). Недействительными признаются в среднем только около 20% обжалованных решений антимонопольных органов. Обжалование решений о признании нарушений хозяйствующими субъектами ведет тем самым к росту объема работы и без того увеличивающего ежегодно.

Анализ практики применения норм закона РФ «О защите конкуренции» позволяет сделать следующие выводы:

1) происходит постоянный рост количества заявлений хозяйствующих субъектов по поводу нарушений закона «О защите конкуренции», что с одной стороны подтверждает заинтересованность хозяйствующих субъектов действовать на рынке в условиях конкуренции, а с другой увеличивает нагрузку на антимонопольный орган заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции;

3) значительное место в практике правоприменения занимает устранение нарушений без возбуждения дела, в результате достигнутого сторонами соглашения по рассматриваемому вопросу, способствуя экономии издержек антимонопольных органов на рассмотрение дел, но также это может свидетельствовать и о том, что антимонопольные органы входят в «сговор» с нарушителями законодательства и предпочитают не начинать официальную процедуру рассмотрения дела;

3) структура дел возбужденных, в соответствии с законом «О защите конкуренции» практически не изменялась, антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления занимают первое место среди всего объема возбужденных дел, увеличившись в 2009 году на 6,4%;

4) существенная доля выявленных нарушений относится к отраслям

естественных монополий: тепло- и электроэнергетике, жилищно-

коммунальному хозяйству и к сфере газа;

5) нарушения, связанные со злоупотреблением доминирующим положением на протяжении двух лет имеют тенденцию к снижению;

6) соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов распространены в отраслях оптовой и розничной торговли нефтепродуктами,

агропромышленном комплексе, банковской сфере, фармацевтической промышленности, промышленности строительных материалов и в металлургической промышленности;

7) слишком большая длительность судебных процессов по антимонопольным делам, где недействительными признаются в среднем только около 20% обжалованных решений антимонопольных органов.

Наряду с этим, следует отметить существенное влияние политической составляющей на дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства.

Таким образом, анализ практики применения норм антимонопольного законодательства позволяет утверждать о неразвитости конкуренции на отраслевых рынках, что обуславливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы.

В целях совершенствования механизма антимонопольного регулирования по инициативе ФАС уже были внесены изменения в закон «О защите конкуренции» и в отдельные законодательные акты, предусматривающие в том числе:

1) уточнение понятия и порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, направленного на устранение предоставление необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам, а также санкций за нарушение установленного порядка;

2) исчерпывающий перечень положений, которые должны содержать правила недискриминационного доступа к товарам (услугам) субъектов естественных монополий;

3) уточнение ограничений к соглашениям и согласованным действиям хозяйствующих субъектов;

4) порядок и полномочия антимонопольных органов при проведении проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

6) регламентирован порядок проведения торгов в отношении договоров, предусматривающих передачу прав в отношении государственного и муниципального имущества.

В 2010 году ФАС разработан «третий антимонопольный пакет законов», который направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства, в том числе и в части либерализации вертикальных соглашений. Закон уточняет понятие «координация экономической деятельности», «вертикальное» соглашение», «государственные или муниципальные преференции», критерии определения монопольно высокой цены товара, требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, полномочия антимонопольного органа, порядок рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства. Также «третий антимонопольный пакет законов» исключает применение уголовного наказания за согласованные действия и вводит фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции, что позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

создаст условия для развития конкуренции, особенно потенциально конкурентных отраслях.

Таким образом, антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, особенно в условиях выхода из глобального экономического кризиса, меняющего структуру конкурентных рынков. Положительное влияние на развитие конкуренции может оказывать только эффективная антимонопольная политика российского государства, поддерживающая весь спектр российских производителей и обеспечивающая доступ потребителей к товарам и услугам по ценам конкурентного рынка.

Литература

1. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Монография в 2-х томах. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008. С. 7.

2. вставлена автором по: «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008», «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009», «Итоги работы в 1 полугодии 2010 года». URL: http:// www.fas.ru.

3. Составлена автором по: «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009», «Итоги работы в 1 полугодии 2010 года». URL: http:// www.fas.ru.

4. «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009». URL: http:// www.fas.ru.

5. Картели // Конкуренция и рынок.- №2. — 2009. — С. 8-9.

УДК 338.2

Ткаченко В.Н., асп.

Значение государственной кадастровой оценки земель при формировании земельного налога Ростовской области

Главная задача государственной кадастровой оценки земель — установление обоснованной платы за землю и создание единой системы налогообложения всех земель Российской Федерации. Стоимостная оценка земель является важнейшим экономическим инструментом управления рациональным использованием земельных ресурсов.

Ключевые слова: государственная кадастровая оценка земель, кадастровая стоимость земельных участков, удельный показатель кадастровой стоимости земли, земельный налог, сравнительный анализ, инвентаризация земель, методические рекомендации.