Материальные запасы бюджетного учреждения

Вопрос: В организации все материалы выдаются на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) (далее — ведомость), а затем материально ответственное лицо передает эти ведомости в бухгалтерию. Списание материалов производится на основании ведомости или нужно дополнительно составлять Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее — акт)? Списание каких материалов производится по ведомости, каких — по акту или Требованию-накладной (ф. 0315006)?
Такие вопросы не редкость. В Инструкциях N N 157н <1>, 174н <2> не обозначена номенклатура материалов, которые можно выдавать по ведомости и по требованию-накладной. Давайте попробуем разобраться в этих и других вопросах, связанных с оформлением операций по перемещению и списанию материалов.
———————————
<1> Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
<2> Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

В п. 32 Инструкции N 174н сказано, что поступление и внутреннее перемещение материальных запасов оформляются следующими первичными документами:
— товарно-сопроводительными документами поставщика (продавца), иным документом, подтверждающим получение бюджетным учреждением (отгрузку, передачу) материальных ценностей, оформленным в рамках обычая делового оборота, содержащим обязательные реквизиты первичного учетного документа;
— Актом о приемке материалов (ф. 0315004);
— требованием-накладной;
— Меню-требованием на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
— Ведомостью на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
— ведомостью;
— иным первичным учетным документом, подтверждающим движение (внутреннее перемещение) готовой продукции, товаров при осуществлении деятельности бюджетным учреждением.
В свою очередь, выбытие материальных запасов производится на основании следующих первичных учетных документов (п. 36 Инструкции N 174н):
— ведомости;
— Путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) — применяется для списания в расход всех видов топлива;
— Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
— Ведомости на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
— акта;
— Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Применяется для оформления решения о списании мягкого инвентаря и посуды. При этом решение о списании посуды принимается с учетом данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044);
— товарно-сопроводительных документов на реализацию готовой продукции (товаров), иного документа, подтверждающего реализацию (отгрузку, передачу) бюджетным учреждением материальных ценностей, оформленного в рамках обычая делового оборота, содержащего обязательные реквизиты первичного учетного документа;
— иного первичного учетного документа, подтверждающего движение (внутреннее перемещение) готовой продукции, товаров при осуществлении деятельности бюджетным учреждением.
В Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее — Методические указания), приведены разъяснения по применению ведомостей и актов. Согласно данным разъяснениям ведомость применяется для оформления выдачи материальных ценностей в пользование для хозяйственных, научных и учебных целей, а также передачи в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно за единицу. Записи в ведомости производятся по каждому материально ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3 — 12).
Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов, объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно за единицу.
Относительно акта Методические указания содержат следующую информацию. Акт применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов. Он составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения.
Требование-накладная применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами (Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (далее — Постановление N 71а)).
Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй — принимающему складу для оприходования ценностей.
Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также по сдаче отходов и брака.
Накладную подписывают материально ответственные лица сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.
Теоретические аспекты применения вышеназванных документов мы привели. Теперь попробуем разобраться в конкретных ситуациях.

Вопрос: Какие материальные ценности (материалы) списываются на основании ведомости, а какие — на основании акта? В нашей организации моющие средства, игрушки выдаются со склада по требованиям-накладным. Затем на их списание мы оформляем акт. Выдача в пользование канцтоваров оформляется ведомостью. Правильно ли мы делаем?

Принципиальное отличие списания материалов по акту от списания их по ведомости заключается в следующем. По ведомости материалы списываются с МОЛ в момент их выдачи в пользование. То есть по факту эти материалы имеются в наличии и еще не израсходованы, и мы отражаем их движение со счетов бухгалтерского учета. Законодательно не установлено, в каких случаях материальные ценности списываются по акту, а в каких — на основании ведомости. Если внимательно читать Методические указания, то видно, что акт применяется при выбытии материалов со счетов бухгалтерского учета, а ведомость — просто при выбытии. Во избежание путаницы мы предлагаем прописать в учетной политике учреждения, когда материалы списываются на основании акта, а когда — на основании ведомости в момент выдачи их в пользование. При этом деградация по материалам, списываемым сразу на момент выдачи в пользование (по ведомости) или после их фактического расходования (по акту), может быть следующей. Те материальные ценности, расходование которых производится по норме либо за расходованием которых требуется контроль, списываются на основании акта. Выдача таких материалов в пользование производится по требованиям-накладным, а затем на их фактическое расходование составляется акт. В качестве примеров таких материалов можно привести масла, тормозные жидкости, моющие средства, запасные части, саморезы, гвозди, замки и т.п. Если посмотреть форму акта, из нее следует: комиссия, назначенная приказом руководителя, производит проверку выданных со склада в подразделения материальных запасов и устанавливает фактическое их расходование, что, собственно говоря, и отражает в акте.
Материалы, которые незначительны по цене, расходы по которым не нормированы и которые не требуют контроля в процессе их использования, списываются с учета в момент выдачи их в эксплуатацию на основании ведомости.
Например, в учетной политике учреждения может быть прописано следующее: "Канцелярские товары, туалетная бумага, мешки для мусора списываются со счетов бухгалтерского учета на основании ведомости, составленной в момент выдачи их со склада в пользование. Остальные материалы (лампочки, моющие средства, горюче-смазочные материалы (за исключением бензина и дизеля), запасные части для автомобиля и т.п.) списываются по решению комиссии о списании материальных ценностей и на основании составленного ею акта".
По нашему мнению, вы правильно делаете, что игрушки и моющие средства выдаете со склада по требованиям-накладным, а затем на их списание оформляете акт.

Вопрос: Передача со склада в отделы канцелярских товаров оформляется ведомостью.

Можно ли операцию по списанию канцелярских товаров совершать на основании этой ведомости или нужно дополнительно оформить акт?

Как нами было сказано выше, согласно Методическим указаниям ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов. В п. 36 Инструкции N 174н тоже говорится о том, что операции по выбытию материалов от одного МОЛ к другому вполне могут отражаться в ведомости. При списании этих материалов со счетов бухгалтерского учета составляется акт, если учетной политикой учреждения не установлено иное.

Вопрос: Можно ли на основании Накладной на отпуск материалов на сторону (ф.

Учет материальных запасов казенными учреждениями

0315007) (далее — накладная) списать материалы (карандаши и ручки) с бухгалтерского учета?

Согласно Постановлению N 71а накладная применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов, и предъявляет получатель доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй — получателю материалов.
Принимая во внимание положения п. 36 Инструкции N 174н, на основании накладной списание материалов не производится. Этот первичный документ используется при отражении операций по учету отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. Для отражения операции по передаче материалов (карандашей и ручек) используется ведомость, и на основании ее, как мы говорили выше, производится списание материалов при их передаче от МОЛ. Списание материалов со счетов обычно оформляется актом.

Вопрос: Многие специалисты в области финансов и бухгалтерского учета, давая разъяснения по учету и списанию ветоши, рекомендуют производить ее списание на основании акта. Почему для совершения этой операции недостаточно ведомости?

Прямого указания на то, что передача ветоши в пользование отражается на основании ведомости, а затем оформляется акт, Инструкции N N 157н и 174н не содержат. Из дословного прочтения Методических указаний следует: если в вашей учетной политике установлено, что списание ветоши с учета производится на основании ведомости в момент ее выдачи в пользование, вы используете ведомость. В случае если такой возможности в учетной политике не прописано, вами должны быть составлены ведомость или требование-накладная, отражающие выдачу ветоши в пользование. Факт пользования должен быть отражен в акте, на основании его производится операция по списанию ветоши с бухгалтерского учета.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Глава 5. Учет материальных запасов

5.1. В составе материальных запасов учитываются материальные ценности (за исключением учитываемых в соответствии с настоящим Порядком в составе основных средств), используемые для оказания услуг, управленческих, хозяйственных и социально-бытовых нужд.

5.2. Материальные запасы отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат кредитной организации на их приобретение, определяемой в соответствии с пунктами 1.6 — 1.9 настоящего Порядка.

5.3. Учет материальных запасов производится на следующих счетах:

N 61002 "Запасные части"

N 61008 "Материалы"

N 61009 "Инвентарь и принадлежности"

N 61010 "Издания"

N 61011 "Внеоборотные запасы".

На счете N 61002 "Запасные части" учитываются запасные части, комплектующие изделия, предназначенные для проведения ремонтов, замены изношенных частей оборудования, транспортных средств и тому подобное.

Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе на транспортном средстве при его приобретении, включаются в первоначальную стоимость инвентарного объекта основных средств.

На счете N 61008 "Материалы" учитываются однократно используемые (потребляемые) для оказания услуг, хозяйственных нужд, в процессе управления, технических целей материальные запасы. На этом же счете учитываются запасы топлива и горюче-смазочных материалов (в том числе и в виде талонов на них), тара, упаковочные материалы, бумага, бланки, кассеты, дискеты, а также другие носители, предназначенные для хранения информации, и тому подобное.

В целях настоящего Порядка единицей учета материалов является единица, на которую была установлена цена приобретения (единица веса, длины, площади, штука, пачка и тому подобное).

На счете N 61009 "Инвентарь и принадлежности" учитываются инструменты, хозяйственные и канцелярские принадлежности, основные средства ниже установленного лимита стоимости (пункт 2.4 настоящего Порядка) и другие.

На счете N 61010 "Издания" учитываются книги, брошюры, пособия, справочные материалы и тому подобные издания, включая записанные на магнитных и других носителях информации.

На счете N 61011 "Внеоборотные запасы" учитываются имущество, приобретенное в результате осуществления сделок по договорам отступного, залога, до принятия кредитной организацией решения о его реализации, использовании в собственной деятельности или переводе в состав недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, а также объекты, ранее классифицированные в качестве недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, стоимость которых перенесена с соответствующих счетов при принятии решения о его реализации.

(в ред. Банка России от 29.12.2010 N 2553-У)

(см. текст в предыдущей )

Инвентарный учет указанного имущества осуществляется в порядке, установленном для основных средств.

5.4. Аналитический учет материальных запасов ведется в разрезе объектов, предметов, видов материалов, материально ответственных лиц и по местам хранения.

5.5. Материальные запасы (кроме внеоборотных запасов) списываются на расходы при их передаче материально ответственным лицом в эксплуатацию или на основании соответствующим образом утвержденного отчета материально ответственного лица об их использовании.

Руководитель кредитной организации определяет порядок списания отдельных видов и категорий материальных запасов на расходы.

Материальные запасы в бюджетных учреждениях

Со счета по учету внеоборотных запасов имущество списывается только при его выбытии в соответствии с главой 10 настоящего Порядка либо при принятии решения о направлении имущества, приобретенного по договорам отступного, залога, для использования в собственной деятельности или при переводе в состав недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности.

(в ред. Банка России от 29.12.2010 N 2553-У)

(см. текст в предыдущей )

Направление для использования в собственной деятельности основных средств и нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете в соответствии с подпунктом 3.1.4 пункта 3.1 настоящего Порядка, материальные запасы переносятся на счета учета в соответствии с их характеристиками.

При направлении внеоборотных запасов для использования в собственной деятельности их стоимость определяется в соответствии с пунктом 1.8 настоящего Порядка. Разница между балансовой стоимостью внеоборотных запасов, отраженной на счете N 61011 "Внеоборотные запасы", и их рыночной ценой относится на счет по учету доходов (расходов).

(абзац введен Банка России от 06.11.2008 N 2120-У)

Порядок перевода объектов в состав недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, или из состава недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, определен пунктами 11.8, 11.12 — 11.14 настоящего Порядка.

(абзац введен Банка России от 29.12.2010 N 2553-У)

5.7. Материальные запасы списываются в эксплуатацию по стоимости каждой единицы.

5.8. В целях обеспечения сохранности материальных запасов кредитной организацией должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

5.9. Операции по приобретению материальных запасов отражаются в бухгалтерском учете следующим образом.

5.9.1. При оплате материальных запасов осуществляются бухгалтерские записи:

Дебет счета по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями

Кредит счетов по учету денежных средств.

5.9.2. При получении материальных запасов осуществляются бухгалтерские записи:

Дебет счетов по учету материальных запасов

Кредит счета по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.

5.9.3. При отнесении стоимости материальных запасов на расходы при передаче их в эксплуатацию или при использовании осуществляются бухгалтерские записи:

Дебет счета по учету расходов

Кредит счетов по учету материальных запасов.

5.10. Материальные запасы, полученные безвозмездно, учитываются на соответствующих счетах в корреспонденции со счетом по учету доходов.

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материальных запасов отражается в бухгалтерском учете в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка.

Порядок списания основных средств и материальных запасов

Порядок списания основных средств и материальных запасов
Основными нормативными документами, которыми следует руководствоваться при осуществлении списания основных средств и материальных запасов, являются Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, и Порядок рассмотрения обращений о согласовании списания имущества, закрепленного за государственными учреждениями системы Департамента образования города Москвы, утвержденный приказом Департамента образования от 05.10.2011 № 720.

  1. Списание основных средств
  1. Основаниями для списания основных средств являются:

— непригодность к дальнейшей эксплуатации вследствие физического износа, морального устаревания;

— безвозмездная передача, внутриведомственная передача;

— недостача, хищение;

— реализация объектов основных средств.

2. В соответствии с Инструкцией 157н (п. 51) Списание основных средств включает в себя следующие мероприятия:

— определение технического состояния объекта основных средств;

— оформление необходимой документации: заключения о техническом состоянии объекта, выдаваемого специализированными организациями, подтверждающего непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию; акта о списании объекта;

— демонтаж, разборка;

— утилизация объектов основных средств и постановка на учет материалов, полученных от их ликвидации.

В зависимости от вида списываемых основных средств к актам могут прилагаться:

копии приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов;

копии инвентарных карточек учета основных средств;

заключение о техническом состоянии объект, выданные организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

балансовые справки о стоимости основного средства

и другие документы.

3. Списание особо ценного движимого имущества требует согласования с собственником имущества, акт о списании такого ОС принимается к учету только при наличии указанного согласования.

4. В системе Департамента образования города Москвы согласование списания имущества, принятого к учету в качестве основных средств, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию морального и физического износа имущества, нецелесообразности дальнейшего использования имущества, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления осуществляется в Порядке, утвержденным приказом Департамента от 5 октября 2011 года № 720.

4.1. В соответствии с приказом:

окружные управления образования наделены функциями и полномочиями учредителя государственных учреждений в части рассмотрения обращений о согласовании списания имущества подведомственных государственных учреждений. В настоящее время под действие этого положения приказа не подпадает окружное управление образования ЦАО;

принятие решений по рассмотрению обращений городских учреждений Департамента образования и учреждений ЦОУО о согласовании списания имущества возложены на Городскую комиссию по вопросам реализации Департаментом образования функций и полномочий учредителя в отношении государственных бюджетных учреждений системы Департамента.

4.2. Порядком определены случаи, когда согласование списания движимого и недвижимого имущества государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений осуществляется только Департаментом образования или окружным управлением образования и случаи, когда для списания имущества требуется согласование Департамента городского имущества города Москвы. Определены также случаи, когда списание движимого имущества государственных бюджетных учреждений осуществляется учреждением самостоятельно.

4.3. Порядком определен пакет документов, который требуется представить для согласования списания движимого имущества, автотранспортных средств, недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства, а также пакет документов для согласования списания объектов основных средств по основанию их выбытия помимо воли государственного учреждения. Если перечнем документов предусмотрено, что учреждение должно представить копию документа, то она должна быть заверена подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью заявителя.

5. В соответствии с приказом № 720 государственные учреждения городского подчинения и образовательные учреждения ЦАО направляют документы для согласования списания имущества в Службу финансового контроля, которая осуществляет проверку представленных документов на соответствие их состава, формы и полноты отражения сведений требованиям приказа, а также проводит при необходимости выездные контрольные мероприятия. Проверка документов производится СФК в течение 10 календарных дней с даты приема и регистрации документов. В случае предоставления документов в полном соответствии с требованиями приказа № 720 СФК направляет документы с проектом приказа о согласовании списания имущества ответственному секретарю Городской комиссии по вопросам реализации Департаментом образования функций и полномочий учредителя в отношении государственных бюджетных учреждений системы Департамента.

5.1. Секретарь в течение 10 календарных дней осуществляет подготовку заседания Комиссии.

5.2. В течение 10 календарных дней со дня оформления протокола заседания Комиссии издается приказ Департамента образования города Москвы о согласовании списания имущества, который в течение 5 календарных дней со дня подписания направляется заявителю.

5.3. В случае несоответствия документов требованиям приказа СФК готовит уведомление заявителю об оставлении документов без рассмотрения за подписью заместителя руководителя Департамента образования.

  1. Списание материалов

Списание (отпуск) материальных запасов (пункты 108, 111-113 Инструкции 157н) производится учреждениями самостоятельно по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по группе (виду) материальных запасов осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Выбытие материальных запасов в связи с отпуском в работу. Эта операция оформляется первичным (сводным) учетным документом (накладной, актом приемки-передачи и т.п.).

Материальные запасы списываются на основании:

— Меню-требования на выдачу продуктов питания

— Ведомости на выдачу кормов и фуража

-Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения — Путевого листа (применяющегося для списания в расход всех видов топлива);

— Акта о списании материальных запасов ;

— Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря, применяющегося для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом посуда списывается на основании данных Книги регистрации боя посуды.

— И т.д.

Выбытие материальных запасов в размере естественной убыли производится на основании Актов о списании материальных запасов (ф.

Как составить акт о списании материальных запасов в 2018 году

0504230), с отражением на расходы текущего финансового года.

Выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате хищений, недостач, потерьпроизводится на основании надлежаще оформленных Актов о списании материальных запасов, с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года, с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненных ущербов.

Выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате потерь материальных запасов при чрезвычайных обстоятельствах производится на основании надлежаще оформленных актов, с отнесением на чрезвычайные расходы текущего финансового результата.

Операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) материальных запасов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов, в порядке, предусмотренном Инструкциями (157н,174н, 183н (для автономных) по применению Планов счетов.

Списание материальных запасов осуществляется по акту, форма которого утверждена приказом Министерства финансов РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов …» («Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями»).

Похожие:

Руководство, инструкция по применению

rykovodstvo.ru

Учет материалов в бюджетной организации

Любая бюджетная организация должна учитывать товарно-материальные запасы. Приобретать эти запасы организация может за счет средств из собственного бюджета или внебюджетных. Источник финансирования влияет на саму форму учета, которая может быть как бюджетной, так и налоговой. К бюджетным организациям относятся больницы и детские образовательные учреждения – сады, школы, дома, так как имеют на своем балансе продукты, лечебные препараты и средства для перевязок.

Подробный список всех предметов, которые считаются матзапасами, можно посмотреть в Инструкции 148 с внесенными в нее изменениями. Общее определение матзапасов гласит, что это часть имущественных предметов, которую можно использовать для нужд управленческого характера. Основными целями учета материалов считаются следующие: Надзор за сохранением ценных материалов; надзор за тем, насколько запасы на складах соответствуют нормативам; надзор за претворением в жизнь запланированного, касающихся снабжения материалами; обнаружение фактических трат; надзор за исполнением норм употребления; своевременное обнаружение матзапасов, которые не используются, но подлежат реализации; получение максимально проверенной информации об остатках, которые находятся на складах.

Также необходимо осознавать важность первичных документальных актов, которые участвуют в учете материалов для бюджетных организаций. Они являются основой учета, и именно по ним проводится надзор за тем, как рационально используются материалы и как они хранятся. Учет требует, чтобы оформление первичных документальных актов происходило по типовым нормам, у которых есть все необходимые реквизиты.

Матзапасы поступают в организацию бюджетного типа от поставщиков или лиц подотчетного типа, которые проводят закупки материалов вместо наличного расчета. Даже списанные за ненадобностью или негодностью материалы считаются нефинансовым активом организации бюджетного типа.

Учет материальных запасов в бюджетном учреждении

В журнале учета по передвижению материалов внутри организации должны отображаться все операции, касающиеся передачи в эксплуатацию или списания из регистров аналитического подсчета.

Существуют специальные пятизначные коды, которые помогают вести подсчет материалов в соответствии с Инструкциями и законодательством. Общая группа Материальных запасов отображается цифрами 105 00. Если материалы еще в пути, то они должны отображаться кодом 107 х3 согласно приказу Минфина. Списание материалов и их запасов проводится во всех организациях бюджетного типа на основании приказа Минфина по организациям и учреждениям с указаниями норм для списания.

Введение

Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижения себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортиментам и качества. Материалы относятся к оборотным средствам организации.

Оборотные активы включают в себя имущество предприятия, которое предполагается использовать или обратить в денежные средства в течение 12 месяцев или в течение обычного операционного цикл, если он не превышает 12 месяцев. В состав оборотных активов предприятия входят товарно-материальные ценности, которые составляют группу материально-производственных запасов.
Материально производственные запасы — часть имущества (оборотных активов) предприятия, которая обладает одним из следующих признаков:

— используются (потребляются) при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи;
— предназначаются для продажи;

— используются (потребляются) для управленческих нужд предприятия.

Одним из видов материально-производственных запасов являются материалы.
Материалы — это часть имущества: используемое при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи, используемые для управленческих нужд предприятия. Характерной особенностью материалов является то, что они потребляются в соответствии с установленными нормами расхода, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, составляют их материальную основу.

В реферате отражены основные моменты учета материальных запасов в бюджетных учреждениях.

1 Виды материальных запасов

Особенностью бюджетного учета материальных запасов является то, что стоимостный критерий при отнесении объектов к материальным запасам не берется в расчет. И это положение действует в отношении не только материалов, но и остальных нефинансовых активов. В целях бюджетного учета к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, либо в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ (п. 48 Инструкции N 25н).

Согласно Инструкции N 25н материальные запасы поделены на группы, каждая из которых учитывается на отдельном аналитическом счете:

1. Медикаменты и перевязочные средства (счет 105 01 000): медикаменты, сыворотки, вакцины, оптические стекла и оправы, кислород для медицинских целей, консервированная кровь.

2. Продукты питания (счет 105 02 000): продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание.

3. Горюче-смазочные материалы (счет 105 03 000): бензин, керосин, мазут, тосол, дрова, уголь, автол, дизтопливо.

4. Строительные материалы (счет 105 04 000):

— силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица), лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера), строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой), металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия), санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники), электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы), химико-москательные (краска, олифа, толь) и другие аналогичные материалы;

— готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем (отопительные котлы, радиаторы));

— оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относятся оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включаются и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.

5. Мягкий инвентарь (счет 105 05 000):

— белье (рубашки, сорочки, халаты);

— постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные);

— одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки);

— обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки);

— спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки);

— прочий мягкий инвентарь.

6. Прочие материальные запасы (счет 105 06 000):

— спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;

— молодняк всех видов животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел независимо от их стоимости;

— приплод молодняка при наличии в учреждениях рабочего скота;

— посадочный материал;

— реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;

— хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки), используемые для текущих нужд учреждений, канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни);

— посуда;

— возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки), как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями;

— корма и фураж (сено, овес и другие виды кормов и фуража для животных), семена, удобрения;

— книжная, иная печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечного фонда и бланочной продукции;

— запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря;

— материалы специального назначения;

— иные материальные запасы.

7. Готовая продукция (счет 105 07 000): продукция, изготовленная в рамках приносящей доход деятельности.

2 Поступление материальных запасов

2.1 Документальное оформление поступления материальных запасов

При поступлении материальных запасов в учреждение производится проверка соответствия объема, ассортимента, цен, качества материалов указанным в сопроводительном документе. Получение материальных запасов оформляется распиской материально ответственного лица в сопроводительных документах поставщика (накладные, акты, счета-фактуры), которые поступают в бухгалтерию учреждения после отражения их в книге учета материальных ценностей. Учет в книге ведется по наименованиям, сортам и количеству материалов, мягкого инвентаря, посуды с использованием отдельных страниц по каждому наименованию объекта учета. Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе (в местах хранения), а также производит сверку данных по учету материалов с записями в книге учета материальных ценностей. При незначительном ассортименте материальных ценностей учет можно вести в карточке учета материальных ценностей.

Если при приемке материалов обнаружены количественные и качественные расхождения, а также расхождения по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, то приемка приостанавливается и продолжается уже в присутствии комиссии, назначенной руководителем учреждения. По выявленным расхождениям составляется Акт о приемке материалов N М-7 (ф. 0315004), который является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. Акт о приемке материалов оформляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.

Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)

Указанный акт составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.

2.2 Стоимость материальных запасов

Все виды материальных запасов принимаются к учету по фактической стоимости (п. 49 Инструкции N 25н). Материалы поступают в бюджетное учреждение:

а) в результате их приобретения за плату;

б) в результате их изготовления самим учреждением;

в) в порядке централизованного снабжения;

г) в порядке безвозмездного поступления от юридических или физических лиц.

При приобретении за плату в фактическую стоимость материальных запасов включаются:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные, посреднические услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

— таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

— суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

— суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);

— иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

При изготовлении материальных запасов самим учреждением в фактическую стоимость материальных запасов включаются:

— заработная плата работников, участвующих в изготовлении материальных запасов, и начисления на нее в соответствии с налоговым законодательством;

— стоимость материальных запасов, используемых при изготовлении материалов;

— стоимость услуг сторонних организаций;

— прочие расходы, связанные с изготовлением материалов.

Особенность операций по изготовлению материалов, в том числе и готовой продукции, связана с тем, что расходы должны производиться по различным статьям (подстатьям) КОСГУ (211 "Заработная плата", 212 "Прочие выплаты", 213 "Начисления на оплату труда", 226 "Прочие работы, услуги" и другие), а отражать в конечном итоге указанные расходы нужно на счете 105 xx 340, 24 — 26-й разряды которого означают ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

действуетРедакция от 01.01.1970Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минпроса СССР от 28.01.86 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННО — МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНПРОСА СССР"
Вид документа приказ, методические указания, нормы, перечень
Принявший орган минпрос ссср
Номер документа 45
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • "Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР", N 4, 1986
Навигатор Примечания

Приложение 10. ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ НА НУЖДЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

Мыло хозяйственное Мыло туалетное Сода кальцинир. Стиральн. порошок Сода питьевая Моющие средства ("гигиена, "санита и др.) Горчица порошковая Хлорная из- весть, хлорамин Ткань поковоч. для пола Щетки Веники Метла Эл. лампы Эл. лампы дн. света
Ед. изм. кус. кус. шт. шт. шт. пачки кг кг метр шт. шт. шт. шт. шт.

Документ — основание для списания материалов (Обухова Т.)

Детские школьные учреждения (детсады, ясли-сады) 4 5 1,0 1,0 1,0 1 0,5 2 0,5 1 на 3 мес. 1 1 1 2
Детские дома 6 10 1,0 1,0 1,0 2 1,0 2,5 1,0 1 на 2 мес. 1 1 2 3
Школы всеобуча 2 2 0,5 2,0 2 0,5 3,0 1 на 4 мес. 1 1 1 1
Школы-интернаты 10 15 6,0 5,0 3,0 4 3,0 5,0 4,0 -" 5 2 10 2
Школы ВСШ 2 2 0,5 1,0 1 0,5 0,5 1,0 -" 1 1 1 1
Внешкольные учреждения, методкабинет, фильмотека; ДЮСШ, СЮТ, Дом пионеров и др. (имеющие самостоятельные здания) 20 15 5,0 5,0 10 2,5 10,0 -" 10 5 1 1

Примечания. 1. Примерные нормы расхода материалов рассчитаны на 1 месяц из расчета:

в детских дошкольных учреждениях — на 1 группу;

в школах всеобуча, школах-интернатах, ВСШ — на 1 класс;

во внешкольных учреждениях — на 1 учреждение.

2. При наличии стиральных машин для подстирки белья дополнительно выдается в прачечную на 1 группу:

мыло хозяйственное — 2 кус.

сода кальцинированная — 2 кг

стиральный порошок — 2 кг.

3. Стирка белья производится только в учреждениях (на одну группу):

мыло хозяйственное — 5 кус.

сода кальцинированная — 4 кг

стиральный порошок — 4 кг.

4. Приобретение отбеливающих и дорогостоящих стиральных средств категорически запрещено.

5. Минпросы союзных республик на основании примерных норм могут разрабатывать местные нормы по указанным и другим материалам с учетом специфики функционирования учреждений просвещения республики.

Приложение 11

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпроса СССР от 28.01.86 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННО — МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНПРОСА СССР"