Машино часы

Количество моточасов – это один из наиболее важных параметров сельскохозяйственной техники, который указывает на рабочий ресурс двигателя, ходовой части и других важных узлов агрегата. Многим новичкам довольно не просто вычислить эту характеристику и уж тем более перевести ее в километры. На самом деле, ничего сложного в этом нет – достаточно придерживаться ряда советов, которые помогут разобраться в сути этого важного параметра.

Дать ответ на вопрос: «Что такое моточасы на тракторе?» довольно просто если разобраться в том, каким образом фиксируется этот важный параметр. При непосредственном запуске мотора начинает работать электронный или механический счетчик, фиксирующий и запоминающий скорость вращения вала двигателя. Для этого в конструкции счетчика предусмотрен специальный индикатор. Этот несложный прибор дает возможность посчитать продолжительность работы трактора за определенный промежуток времени.

Вместе с тем, мнение о том, что один моточас работы трактора равен одному часу времени будет кране ошибочным. Расчет моточасов в километры делается с учетом оборотов в минуту. В связи с этим данный параметр может в несколько раз отличаться при работе трактора на холостом ходу и под высокими нагрузками.

Сколько моточасов в одном часе?

Подсчет моточасов, затраченных трактором, помогает разобраться в степени износа наиболее важных подвижных механизмов агрегата.

Используемая для расчета формула крайне проста, и дает владельцу трактора следующие данные:

  • при эксплуатации сельхоз машины на холостом ходу, 1 моточас приравнивается к одному полному часу реального времени;
  • при обычной нагрузке на трактор один моточас ускоряется примерно на третью часть, составляя, таким образом, 40 минут реального времени;
  • в случае работы агрегата под максимальными нагрузками, 1 моточас равен 20 минутам реального времени.

Используя эту информацию, перевести моточасы в часы реального времени без особого труда сможет даже начинающий фермер. При этом следует помнить, что конечный результат перевода моточасов в часы реального времени всегда немного отличается для бензинового мотора и для дизеля. Основная причина этому заключается в более высокой мощности последнего, из-за чего он тратит на выполнение заданий немного меньше времени.

Как перевести моточасы в километры?

Так же, как и в случае с переводом моточасов трактора в часы реального времени, у новичков возникают сложности с преобразованием моточасов в пройденные трактором километры. Во втором случае может возникнуть гораздо больше вопросов, так как точно перевести моточасы в километры практически невозможно – это получится сделать только относительно и примерно.

В первую очередь необходимо запомнить, что некоторые производители сельскохозяйственной техники задают практически идентичные условия для расчета моточасов. В большинстве случаев 50 этих единиц равны 5 пройденным трактором километрам под действием умеренных нагрузок. Вместе с тем, если трактор очень часто работает под интенсивными нагрузками и регулярно выполняет функции помощника, как в огороде, так и на придомовой территории, то количество отработанных им моточасов уверенно растет вверх без существенных изменений в его пробеге.

Важно помнить, что каждый трактор по-разному расходует заложенный в его двигателе и других узлах моторесурс. Найти более точную информацию об особенностях расчета этого важного параметра всегда можно найти в инструкции по эксплуатации сельскохозяйственной машины.

Более точные данные о проработанных моточасах и пройденных километрах сможет подсказать память бортового компьютера, однако такого рода девайс предусмотрен исключительно в самых последних моделях выпускаемых на рынок тракторов, и то лишь в крупногабаритных агрегатах, предназначенных для работы на огромных по своей площади территориях.

Моточас и машино час – в чем разница?

Еще один немаловажный и не менее распространенный вопрос заключается в том, как перевести моточасы в машино часы. В первую очередь следует уточнить, что сделать это практически невозможно, так как моточас и машино час – это совершенно разные по своей сути понятия.

Моточас – это условное значение, которое определяется с учетом количества оборотов, произведенных коленчатым валом двигателя трактора за определенный промежуток реального времени.

Машино час – это количество реального времени, которое пришлось потратить на изготовление конкретного продукта. В случае с сельскохозяйственной техникой, этот параметр указывает на время, затраченное на выполнение одного или нескольких действий – вспашки грунта, боронования, посева семян или посадки клубневых культур.

Расчетом машино часов, как правило, занимается уполномоченный компетентный орган аграрного предприятия. При этом берется время затраченное на подготовку участка , уход за грядками и перевозку урожая. Полученные данные суммируются, после чего руководство получает данные о времени, которое пришлось потратить на осуществление основных сельскохозяйственных работ. Ведение такого учета позволяет руководствующему органу разработать планы, которые в дальнейшем помогут сократить временные затраты на выращивание своей продукции.

Следует отметить, что количество машино часов для бензинового и дизельного двигателя всегда немного отличается. Это связано с тем, что моторы, работающие на дизельном топливе, обладают большей мощностью – это позволяет быстрее произвести те, или иные сельскохозяйственные работы. Данная особенность является одной из основных причин, по которой большинство производителей аграрной техники оборудуют свои агрегаты именно дизельными двигателями.

Нередко машиночасы становятся объяснением тому, чем отличается трактор от бульдозера. Дело в том, что эксплуатация трактора, как более маневренного агрегата, дает предприятию важное преимущество в виде ускоренного выполнения сельскохозяйственных работ. При использовании бульдозеров приходиться тратить гораздо больше времени, по причине чего последние используются в сельском хозяйстве гораздо реже.

Моточас – как правильно считается и зачем нужен данный параметр

Контроль работоспособности двигателя трактора важен, так как от этого зависит продолжительность и эффективность его использования. Одним из самых первых устройств, которое позволяет узнать предварительное состояние силового агрегата – это датчик моточасов. Он отображает такую важную характеристику как моточас, при помощи которой можно контролировать время полноценной службы двигателя.

Особенности подсчета моточаса

Что такое моточасы на тракторе – достаточно просто представить, если понять, как происходит фиксация данного параметра. В момент запуска двигателя включается также механический или электронный счетчик, который начинает фиксировать и запоминать частоту вращения вала при помощи специального индикатора. Этот прибор для определения моточасов тракторов позволяет установить продолжительность его работы за любой период времени. Но в то же время утверждение, что 1 моточас трактора равен одному часу реального времени работы – ошибочно.

Расчет строится исходя из количества оборотов в минуту. Следовательно, он может отличаться в несколько раз при нагрузке и на холостом ходу. Получается, если посчитать моточасы – можно узнать приблизительную степень изношенности подвижных механических узлов силового агрегата. Формула их подсчета достаточно проста и строится исходя из количества оборотов:

  • холостой ход позволяет приравнивать один моточас к часу реального времени;
  • обычная нагрузка «ускоряет» моточас приблизительно на треть – 1Мч составляет приблизительно 40 минут;
  • интенсивная нагрузка приводит к «ускорению» износа на две трети.

Такая схема позволяет приблизительно уточнить, чему равен моточас на тракторе в зависимости от степени интенсивности его использования.

Зачем нужно считать моточасы

Выяснив как считать моточасы на тракторе, теперь можно переходить к вопросу, зачем эти подсчёты нужны. В первую очередь, ответ на этот вопрос кроется в особенностях самого процесса проведения подсчетов – он строится на количестве оборотов двигателя в минуту. Учитывая, что каждое подвижное механическое сочленение имеет свой обозначенный производителем запас прочности – можно заранее рассчитать время планового технического обслуживания двигателя. При этом зная, как работает счетчик моточасов на тракторе, несложно сделать это точно, опираясь на реальный износ коленвала, поршневой системы и других узлов силовой установки.

Знание реальных рабочих характеристик двигателя можно легко перевести моточасы в километры на тракторе в каждом отдельном случае. Существует специальная усредненная таблица, которая предполагает, что 1 м/ч для колесных тракторов составляет 10 километров, для гусеничных – 5 километров. Но для точного подсчета следует учесть множество факторов, начиная от скорости движения и заканчивая нагрузкой на двигатель. Кроме этого, конструкция датчика позволяет намотать моточасы, превратив любые подсчеты в бесполезное занятие. Хотя сегодня – это достаточно редкое явление, так как решение «накрутить» счетчик больше относится к «советскому времени». В то время моточас был одним из индикаторов продолжительности работы, а сегодня – средство экономии, контроля расхода топлива и работоспособности силового агрегата.

comments powered by

Что такое моточасы?

Зачастую для того, чтобы узнать о пробеге двигателя того, или иного автомобиля, да и, не только автомобиля, многие пользователи обращают внимание на его непосредственный износ, хотя, если оценка технического состояния двигателя, его моторесурса проводится специалистами, первое на, что обращается внимание, это моточасы, наработанные данным агрегатом.

Измерение данного ресурса одинаково проводится для всех силовых агрегатов установленных и функционирующих стационарно, причем, это относится не, только к автомобильным двигателям. Измерение моточасов также актуально и для сельскохозяйственной техники, дизельных генераторов, приводных насосов различной конструкции, или силовых агрегатов установленных на судах.

Эта информация очень важна для установления точных сроков проведения текущего технического обслуживания, замены различных компонентов двигателей, их ремонта, а также учета и списания горюче-смазочных материалов, израсходованных силовым агрегатом за определенный период времени. Что же такое моточасы. Если быть кратким, это единица измерения продолжительности работы силового агрегата, а также его технического запаса, с учетом всех ресурсов.

Как рассчитать моточасы?

Данные расчеты могут производиться различными методами, начиная от простейших, когда вся информация просто заносится в учетную книжку транспортного средства или вахтенный-бортовой журнал (если речь идет о судне), вплоть до использования очень сложных электрических или механических учетных систем моторесурса.

У многих, наверное, возникнет вопрос, чему равен моточас? Хотелось бы сказать, что моточас может, как равняться, так и отличаться от часа стандартного. Иногда возникает необходимость перевода моточасов в обычные, для планирования проведения последующих работ, необходимых к выполнению в двигателе. Проще всего рассчитывать, чему равен один моточас на силовых агрегатах установленных стационарно, скорость вращения коленвала которых постоянна, так, как двигатель работает в едином режиме. Как правило, так работают, практически, все дизельные генераторы и приводные насосы.

Контроль работы механизмов с помощью Voyager

Система GPS мониторинга Вояджер позволяет контролировать время работы техники самым простым и удобным способом, поскольку помимо продолжительности работы устройства вы сможете увидеть адрес, где это происходило. У прибора Voyager 2 Light есть вход для подключения к зажиганию, у систем слежения Voyager Премиум дополнительно имеется 5 дискретных входов для контроля дополнительного оборудования. К приборам возможно подключение лебедки эвакуатора, датчика подъема кузова самосвала, дизельгенератора, включения раздатки и пр. В отчете фиксируется время и адрес срабатывания (включения и выключения) каждого устройства, продолжительность каждого включения и общее время работы. Отчет по моточасам можно скачать и сохранить себе на ПК, либо распечатать.

Устройства для подсчета моточасов

На многих бензиновых автомобильных двигателях используется специальный счетчик моточасов, который, будучи универсальным, подключается к свечному проводу. Следует учесть, что счетчик моточасов зависит от скорости, с которой вращается коленвал двигателя, значит, если в 1 моточасе 10.000 оборотов коленвала (например), следовательно, при оборотах коленвала 1000 в мин. моточас пройдет за 10 минут, а если вал вращается со скоростью 20.000, за 5 мин (условно).

Если вал силового агрегата вращается с переменной частотой, то провести точный расчет моточасов для замера его износа намного сложнее. Данные силовые установки, как правило, используются в современных судах. Чем чаще обороты вала двигателя, тем, соответственно, больше расход им горючего и выше трение в трущихся парах и компонентах. В данном случае, для замера моточасов используются специальные системы тахометрического учета.

Для того, чтобы был произведен точный подсчет оборотов вала двигателя, на нем устанавливается специальное устройство. Все дальнейшие работы производятся в соответствии с полученными данными с этого приспособления. Такая система фиксации не позволяет совершенно точно преобразить моточасы в реальное время, так, как рабочий режим двигателя постоянно изменяется. Поэтому, расчет производится, беря во внимание среднюю частоту оборотов, и называется эмпирическим коэффициентом пересчета.

Материалы с сайта www.gps-spb.ru. При копировании текста обязательна активная ссылка.

Получите консультацию по телефону 8 800 555-10-38

Как работает счетчик моточасов на тракторе? Посчитать моточасы

Срок эксплуатации любого трактора зависит от множества факторов. Условий работы, нагрузок и, конечно же, износа двигателя. От своевременного контроля работоспособности тракторного мотора напрямую зависит его эффективность и продолжительность использования.

Для оценки техсостояния силового агрегата рядовые пользователи транспортного средства привыкли изучать непосредственный износ движка. Специалисты же используют для этих целей специальный прибор для определения моточасов тракторов. Причем расчет одинаково актуален для дизельных двигателей сельхозтехники, бензиновых автомобильных моторов, приводных насосов, дизельных генераторов и даже силовых агрегатов на крупных судах.

Электронный счетчик моточасов на тракторе

При работе с сельхозтехникой важно понимать, как работает счетчик моточасов на тракторе, как фиксируется данный параметр и чему равен моточас на тракторе средней мощности.

Посчитать моточасы собственной сельхозмашины может каждый фермер. Формула для таких вычислений довольно проста. Данные рассчитываются, исходя из числа оборотов движка. При этому учитываются:

  • Холостой ход. В этом случае 1 моточас трактора равен 1 часу реального времени.
  • Стандартная нагрузка. Происходит ускорение моточаса почти на треть. При обычных нагрузках 1 Мч длится минут 40.
  • Интенсивная нагрузка. Работая в таком режиме, двигатель изнашивается на две трети быстрее.

В итоге, при интенсивной нагрузке и эксплуатации техники в сложных условиях можно довольно быстро намотать моточасы, а вместе с тем – преждевременно перегрузить все подвижные механические сочленения мотора и привести к их раннему износу.

Зачем и как считать моточасы на тракторе?

Прикинув степень и интенсивность эксплуатации сельхозагрегата, не сложно перевести моточасы в километры на тракторе и приблизительно рассчитать оставшийся ресурс двигателя. Также можно узнать степень износа движимых узлов и запас прочности мотора.

Эта информация необходима для установки сроков техобслуживания техники. Опираясь на износ поршневой системы, коленвала и других элементов двигателя, датчик моточасов и усредненная таблица данных для гусеничных/колесных тракторов позволят максимально точно распланировать сроки ремонта, замены жидкостей и отладки силового агрегата. И избежать при этом преждевременных поломок и простоев трактора.

1. Как считается пробег в программе? 2. Почему есть расхождение в показаниях GPS и спидометра? 3. Насколько точны показания GPS? 4. Что такое моточасы? 5. Моточасы рассчитываются по включенному зажиганию или по заведенному двигателю? 6. Как я могу увидеть время работы водителя? 7.

Как рассчитать моточасы?

Методы расчета моточасов для дизеля могут быть различными – начиная от простого подсчета в уме, с дальнейшим записыванием показателей работы двигателя, заканчивая установкой специальных механических или электрических счетчиков.

Естественно, второй вариант более приемлем – такой метод подсчета значительно точнее и удобнее. С помощью показателей счетчика Вы можете более точно контролировать степень износа главных рабочих узлов дизельного двигателя. Данные об этой технической характеристике подробно указаны в инструкции по эксплуатации.

Вычислить средний показатель моточасов относительно реального времени можно по одной простой нематематической формуле, которую должен знать каждый владелец трактора. Перевести моточасы в часы можно по такому алгоритму:

  1. Во время работы на холостых оборотах количество моточасов двигателя равно 1 астрономическому часу (то есть 60 минутам).
  2. В режиме работы при умеренных нагрузках количество оборотов вала увеличивается примерно на треть, 1 моточас становится равен примерно 40 минутам реального времени.
  3. При работе в условиях повышенных нагрузок обороты двигателя увеличиваются примерно на 2/3. В таких условиях один моточас равен примерно 20 минутам.

Иногда для более точной оценки технического состояния двигателя необходимо перевести моточасы в километры. Для проведения подобных подсчетов необходимо учитывать также скорость движения агрегата и нагрузку на мотор. В остальном же подсчет проводится с помощью специальной таблицы. Средний показатель приравнивается к тому, что один моточас равен 10 километрам для обычных тракторов и 5 километров для гусеничных.

Моточас и машиночас: в чем разница?

Как мы уже выяснили, моточасы – это время полезной работы двигателя, во время которого коленвал произвел некоторое количество оборотов (зависимо от нагрузки). Машиночас – это более широкое понятие, которое включает в себя не только время полезной работы двигателя, но и разнообразные перерывы, перебазировку техники, техобслуживание и т. д.

Данное понятие более применимо для налаженных производственных процессов, для регулирования уровня оплаты. Подсчитывают машиночасы, умножая моточасы на специальный переводной коэффициент.

В рамках цушлаг-калькуляции в качестве основы для определения нормы причисления накладных расходов в области изготовления принимается заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых производством калькулируемого продукта. Такой подход предполагает, что между зарплатами этих работников и накладными расходами существует прямая связь. Чем выше зарплаты работников, тем большее количество накладных расходов причисляется к этому продукту. Рассмотрим простой пример:

Издержки на зарплату работникам основных профессий, занятых изготовлением продукта A, составляют 100 €, а продукта B – 200 €. При норме причисления накладных расходов 250% в области изготовления получаются следующие издержки производства обоих продуктов:

Из-за принятой зависимости накладных расходов от зарплаты работников основных профессий, накладные расходы в области изготовления растут пропорционально зарплатам. Однако у других накладных расходов, не менее важных в промышленном производстве, такая связь отсутствует. К ним относятся:

  • расчётная (калькуляционная) амортизация
  • расчётные (калькуляционные) проценты на инвестированный капитал
  • издержки на электроэнергию
  • расходы на планово-предупредительные ремонты
  • издержки техобслуживания

В пользу применения заработной платы в качестве основы для расчёта норм причисления накладных расходов в области изготовления говорит лишь простота употребления. Тем не менее, этому преимуществу противостоят серьезные изъяны:

  • Расходы на зарплату могут изменяться под влиянием тарифных соглашений, которые не обусловлены производственной деятельностью предприятия. Заключение нового тарифного соглашения не должно влечь за собой изменение накладных расходов на изготовление.
  • Возрастающая механизация и автоматизация всегда ведёт к увеличению доли накладных расходов на изготовление в производственных издержках и сокращению доли зарплат работников основных профессий. Норма причисления накладных расходов к заработной плате также увеличивается. В результате, даже незначительные ошибки в оценке зарплат работников основных профессий ведут к значительным последствиям при определении накладных расходов в области изготовления.
  • Установленный в рамках счёта издержек размер надбавки накладных расходов в области изготовления принимается в калькуляцию всех изделий, которые учитывают издержки этой области. Однако, такой расчет ведёт к неточному причислению накладных расходов к изделиям, если машины, применяемые в области изготовления, загружены неравномерно и вызывают издержки разного уровня. Например, накладные расходы на изготовление единицы продукции устанавливаются слишком высокими, если работы выполнятся на машине, которая вызывает более низкие издержки. Либо, напротив, в калькуляции устанавливаются заниженные издержки, если изготовление происходит на машине, которая вызывает более высокие издержки.

Калькуляция накладных расходов, в основу исчисления которых берётся не заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых производством какой-либо продукции, а машино-часы эксплуатируемого оборудования, позволяет устранить вышеназванные недостатки. Калькуляция издержек с помощью машинно-часовых норм отличается от расчёта норм причисления накладных расходов, принятого в цушлаг-калькуляции, только при определении издержек в области изготовления.

Чтобы рассчитать норму машино-часа, сначала необходимо определить ежегодное или ежемесячное рабочее время машины.

Под полезным машинным временем понимают время, в течение которого машина функционирует фактически.

Машинное время – это время, в течение которого машина могла бы функционировать теоретически, если бы она постоянно находилась в эксплуатации, т.е. без простоев.

Расчёт машинного времени:

365,25 ? 24 час. = 8.766 час./год

Простои включают:

  • Выходные и праздничные дни
  • Время суток, в течение которого машина не работает (напр., при работе предприятия в одну смену)
  • Обусловленные производством простои, которые известны по опыту (время технического обслуживания, общие собрания трудового коллектива, болезнь обслуживающего персонала)
  • Обусловленные производственной необходимостью технологические перерывы

В промышленном предприятии рабочее время машин планируется по возможности с минимальным количеством часов простоя оборудования.

Пример:

При 40-часовой рабочей неделе машина работает планомерно 37,5 ч. Остальные 2,5 ч требуются, чтобы её переоборудовать, наладить и почистить. 4 недели в году машина не используется из-за праздников и выходных. Ежегодное полезное машинное время составит:

37,5 ч ? 48 недель = 1.800 ч/год.

1.800 / 12 = 150 ч/мес.

При расчёте норм причисления накладных издержек с помощью машино-часов, блок накладных издержек в области изготовления разделяют на машинно-зависимые и машинно-независимые накладные издержки. К первым относятся расходы, которые обусловлены механизацией и зависят от полезного машинного времени. Вторые зависят от зарплаты работников основных профессий и обозначаются как остаточные накладные издержки в области изготовления.

Машинно-зависимые накладные издержки отчётного периода соотносят к полезному машинному времени.

Издержки, приходящиеся на один час полезного машинного времени, или норма причисления накладных расходов на машино-час (НПНРМ), рассчитываются по формуле:

При определении себестоимости единицы изделий с помощью цушлаг-калькуляции, машинно-зависимые накладные расходы в области изготовления учитывают в издержках производства и/или издержках оборота.

Норма причисления остаточных накладных расходов в области изготовления (НПНРО) рассчитывается на основе зарплаты работников основных профессий:

Рис. 1. Машинно-зависимые и машинно-независимые накладные расходы

Пример:

Предприятие имеет следующие данные об эксплуатируемой машине:

Машинно-независимые накладные издержки включают:

  1. Рассчитайте норму причисления накладных расходов на машино-час (НПНРМ),
  2. Определите норму причисления остаточных накладных расходов (НПНРО),
  3. Составьте калькуляцию для заказа, который изготавливается на машине, с учётом следующих данных:

Решение:

1. Сначала определяют машинно-зависимые накладные издержки в области изготовления за год:

a) Расчётная амортизация:


b) Расчётные (калькуляционные) gроценты на инвестированный капитал:

Машина является изнашиваемым основным средством с ограниченным сроком эксплуатации. Для расчета калькуляционных процентов на инвестированный капитал по её приобретению применяется метод средней величины, т.е. в расчёт берётся половина стоимости приобретения:

Калькуляционные (расчётные) проценты: 8 % от 80.000 € = 6.400 €/год.

c) Расходы на техобслуживание:

По условию задачи = 6.000 €/год.

d) Издержки на эл. энергию:

Издержки одного машино-часа = 40 кВ/ч ? 0,20 € = 8 €

Издержки 2.000 часов полезного времени машины = 8 € ? 2.000 ч = 16.000 €/год.

Годовой тариф на заявленную мощность = 15 € ? 12 мес. = 180 €/год.

Годовые издержки на эл. энергию, всего = 16.180 €/год.

e) Арендная плата:

Годовая арендная плата = 240 € ? 12 мес. = 2.880 €/год.

f) Расходы на оснастку:

Годовые расходы на оснастку = 400 € ? 4 = 1.600 €/год.

g) Расходы на горюче-смазочные материалы:

Годовые расходы на горюче-смазочные материалы = 50 € ? 4 = 200 €/год.

Сумма машинно-зависимых накладных расходов в области изготовления составляет 51.260 евро в год. Из соотношения машинно-зависимых накладных расходов и полезного машинного времени получается норма причисления накладных расходов на машино-час (НПНРМ):

2. Остаточные накладные расходы в области изготовления получаются из сложения возникших издержек по социальному страхованию, зарплат работников вспомогательные профессий и общих эксплуатационных расходов (водоснабжение, канализация, земельный налог и т.п.). В качестве основы для определения норм причисления накладных расходов принимается заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых изготовлением калькулируемого продукта.

Норма причисления остаточных накладных расходов в области изготовления (НПНРО):

3. Калькуляция себестоимости:

Литература:

Михаил Бернгардт (Michael Berngardt)

Архив ноябрь 2011 года

| <<< Главная страница

Стр. 8

| Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8

+——————————————————————+ ¦для а/м МЗМА-2140, 2141 до 1990 г. выпуска коэффициент 1,3 ¦ +——————————————————————+ ¦для учебных а/м коэффициент 1,8 ¦ +——————-+——————+———+——-+————+ ¦- общего назначения¦от 1,8 л до 3,5 л¦11,1% ¦9 лет ¦ ¦ ¦- такси ¦от 1,8 л до 3,5 л¦0,22% ¦ ¦455 тыс.км ¦ +——————-+——————+———+——-+————+ ¦Автобусы ¦особо малого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- общего назначения¦до 5 м ¦14,3% ¦7 лет ¦ ¦ ¦- маршрутное такси ¦до 5 м ¦0,22% ¦ ¦455 тыс.км ¦ +——————-+——————+———+——-+————+ ¦ ¦малого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- транспорта общего¦до 7,5 м ¦0,22% ¦ ¦455 тыс.км ¦ ¦ пользования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- ведомственного ¦до 7,5 м ¦10,0% ¦10 лет ¦ ¦ ¦ транспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——————-+——————+———+——-+————+ ¦ ¦среднего и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦большого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- транспорта общего¦более 8 м ¦0,17% ¦ ¦590 тыс.км ¦ ¦ пользования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- ведомственного ¦более 8 м ¦9,1% ¦11 лет ¦ ¦ ¦ транспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——————-+——————+———+——-+————+ ¦Специальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(санитарные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ветеринарные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пожарные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аварийные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мастерские, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автолавки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦т.д.): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- на шасси ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузовых а/м ¦ ¦10,0% ¦10 лет ¦ ¦ ¦- на шасси легковых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ а/м и автобусов ¦ ¦14,3% ¦7 лет ¦ ¦ +——————-+——————+———+——-+————+ ¦Спецтягачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кортовые ¦ ¦12,0% ¦8 лет ¦ ¦ ———————+——————+———+——-+————

Приложение 2

УСРЕДНЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПЕРЕХОДА СМЕННОГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ (МАШИНОЧАСОВ) К ЧАСАМ НАРАБОТКИ (МОТОЧАС) ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

——+—————————————————-+——— ¦ N ¦ Наименование машин и оборудования ¦Значение¦ ¦ ¦ ¦коэффи- ¦ ¦ ¦ ¦циента ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦1. ¦Бульдозеры: ¦ ¦ ¦ ¦ 3 т ¦0,7 ¦ ¦ ¦ 6 — 10 т ¦0,8 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦2. ¦Экскаваторы одноковшовые с ковшом вместимостью ¦ ¦ ¦ ¦до 0,4 куб.м ¦0,7 ¦ ¦ ¦То же, с ковшом вместимостью более 0,4 куб.м ¦0,8 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦3. ¦Автогрейдеры ¦0,7 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦4. ¦Краны стреловые автомобильные грузоподъемностью ¦ ¦ ¦ ¦до 6,3 т включительно ¦0,7 ¦ ¦ ¦То же, свыше 6,3 т до 10 т включительно ¦0,72 ¦ ¦ ¦То же, свыше 10 т ¦0,74 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦5. ¦Краны стреловые пневмоколесные ¦0,72 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦6. ¦Краны стреловые гусеничные ¦0,73 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦7. ¦Скреперы ¦0,7 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦8. ¦Краны башенные ¦0,57 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦9. ¦Трубоукладчики ¦0,55 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦10. ¦Погрузчики одноковшовые ¦0,6 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦11. ¦Тракторы колесные ¦0,7 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦12. ¦Тракторы гусеничные ¦0,7 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦13. ¦Тракторы-рыхлители ¦0,7 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦14. ¦Тракторы трелевочные ¦0,75 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦15. ¦Компрессоры ¦0,5 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦16. ¦Катки моторные ¦0,55 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦17. ¦Сварочные агрегаты ¦0,5 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦18. ¦Автопогрузчики ¦0,6 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦19. ¦Ямобуры на базе тракторов ¦0,4 ¦ ¦ ¦ на базе автомобилей ¦0,5 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦20. ¦Машины бурильные ¦0,4 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦21. ¦Асфальтоукладчики ¦0,43 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦22. ¦Автовышки, автогидроподъемники ¦0,75 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦23. ¦Экскаваторы многоковшовые, траншейные, роторные ¦ ¦ ¦ ¦и цепные ¦0,5 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦24. ¦Автобетоносмесители ¦0,5 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦25. ¦Стационарные бетоносмесители ¦0,35 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦26. ¦Растворосмесители стационарные ¦0,5 ¦ ¦ ¦То же, передвижные ¦0,35 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦27. ¦Автобетононасосы ¦0,42 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦28. ¦Растворонасосы производительностью до 2 куб.м/час ¦0,25 ¦ ¦ ¦ -«- 4 — 6 куб.м/час ¦0,3 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦29. ¦Вышки самоходные на базе трактора ¦0,55 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦30. ¦Сваебойные установки ¦0,7 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦31. ¦Автогудронаторы ¦0,7 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦32. ¦Автоцементовозы ¦0,7 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦33. ¦Гидрокраны ¦0,75 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦34. ¦Планировщики ¦0,4 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦35. ¦Подъемники мачтовые ¦0,2 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦36. ¦Дробилки стационарные ¦0,6 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦37. ¦Грохоты ¦0,55 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦38. ¦Корчеватели, кусторезы ¦0,32 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦39. ¦Молоты дизельные и паровоздушные ¦0,3 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦40. ¦Штукатурные агрегаты ¦0,3 ¦ +—-+—————————————————-+———+ ¦41. ¦Насосы жидкостные ¦0,65 ¦ ——+—————————————————-+———

Примечание. Руководителям предприятий и организаций предоставляется право, в зависимости от специфики и конкретных условий работы дорожно-строительных машин и оборудования, изменять коэффициенты.

ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПЕРЕХОДА

1. Трактор МТЗ-82 отработал полную смену (8 часов) рабочего времени по перевозке грузов. Счетчик моточасов неисправен.

Количество отработанных моточасов будет: 8 x 0,7 = 5,6.

2. Автопогрузчик R-70-30 Штиль по счетчику отработал 3 моточасов.

Количество отработанных машиночасов будет: 3 : 0,6 = 5,00.

3. Бульдозер PR-722 «Литроник» по счетчику отработал 4 моточаса.

Количество отработанных машиночасов будет: 4 : 0,8 = 5,0.

Приложение 3

ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА
(цифры в примерах условные)

1. Автомобиль ГАЗ-53А, работающий в г.Могилеве, совершил пробег 173 км и выполнил транспортную работу 280 ткм.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля ГАЗ-53А составляет 25,0 л/100 км;

— надбавка за работу в городе с населением от 300 тыс. до 1 млн. человек составляет 5%;

— норма расхода бензина на грузооборот составляет 2,0 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (173 : 100 x 25 + 280 : 100 x 2) x (1 + 0,05) = 51,3 л

2. Автомобиль ГАЗ-31029, работающий в г.Минске, совершил пробег 320 км.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля ГАЗ-31029 составляет 12,9 л/100 км;

— надбавка за работу в городе с населением свыше 1 миллиона человек составляет 10%.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = 320 : 100 x 12,9 x (1 + 0,1) = 45,4 л

3. Автомобиль МАЗ-5432 с полуприцепом МАЗ-5205 выполнил 1520 ткм грузооборота при пробеге 250 км по загородной дороге с усовершенствованным покрытием в удовлетворительном состоянии.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля МАЗ-5432 составляет 26,8 л/100 км;

— снижение за работу на загородной дороге с усовершенствованным покрытием в удовлетворительном состоянии составляет 15%;

— масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205 составляет 5,7 т;

— норма расхода топлива на грузооборот 1,3 л/100 ткм;

— норма расхода топлива на 1 т снаряженной массы полуприцепа составляет 1,3 л/т.

Линейная норма расхода топлива для автопоезда МАЗ-5432 с полуприцепом МАЗ-5205 составляет:

H = 26,8 + 1,3 x 5,7 = 34,2 л

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (250 : 100 x 34,2 + 1520 : 100 x 1,3) x (1 — 0,15) = 89,5 л

4. Автомобиль ЗИЛ-130 с прицепом АПС-23 выполнил 950 ткм грузооборота при пробеге 180 км в зимнее время года в г.Борисове.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля ЗИЛ-130 составляет 31,0 л/100 км;

— надбавка за работу в зимнее время — 10%;

— масса снаряженного прицепа АПС-23 составляет 2,8 т;

— норма расхода бензина на грузооборот составляет 2,0 л/100 ткм.

Линейная норма автопоезда в составе автомобиля ЗИЛ-130 и прицепа АПС-23 составляет:

H = 31 + 2,0 x 2,8 = 36,6 л/100 км

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (180 : 100 x 36,6 + 950 : 100 x 2,0) + (1 + 0,1) = 93,4 л

5. Автомобиль-фургон ГЗСА-7304 для перевозки хлеба совершил пробег 78 км, работая с частыми технологическими остановками, выполнил 95 ткм грузооборота в г.Слуцке.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобилей ГЗСА-7304 составляет 23,0 л/100 км;

— надбавка за работу с частыми технологическими остановками — 10%;

— норма расхода бензина на грузооборот составляет 2,0 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (78 : 100 x 23 + 95 : 100 x 2,0) x (1 + 0,1) = 21,8 л

6. Автомобиль ГАЗ-52-27, работающий на сжатом природном газе, совершил пробег 145 км на условиях почасовой оплаты в г.Молодечно.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля ГАЗ-52-27 составляет 22,5 куб.м/100 км;

— надбавка за почасовую работу — 10%.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (145 : 100 x 22,5) x (1 + 0,1) = 35,9 куб.м СПГ

7. Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-45023, работающий на сжиженном углеводородном газе, совершил пробег 173 км и выполнил 8 ездок с грузом в зимнее время года в г.Полоцке.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля ЗИЛ-ММЗ-45023 составляет 50,0 л/100 км;

— надбавка за работу в зимнее время — 10%;

— надбавка на одну ездку с грузом — 0,25 л СУГ.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (173 : 100 x 50) x (1 + 0,1) + 0,25 x 8 = 97,2 л СУГ

8. Автомобиль КрАЗ-256Б, работая в карьере, совершил пробег 95 км и выполнил 42 ездки с грузом.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля КрАЗ-256Б составляет 48,0 л/100 км;

— надбавка за работу в карьере — 20%;

— надбавка на одну ездку с грузом — 0,25 л.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (95 : 100 x 48) x (1 + 0,2) + 0,25 x 42 = 65,2 л

9. Самосвальный автопоезд МАЗ-5549 с самосвальным прицепом АПС-24 совершил пробег 168 км, выполнив при этом 14 ездок с грузом при коэффициенте использования пробега 0,48.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля МАЗ-5549 составляет 28,0 л/100 км;

— надбавка на каждую ездку с грузом — 0,25 л;

— надбавка за каждую тонну собственного веса прицепа — 1,3 л;

— грузоподъемность прицепа — 8 т;

— масса снаряженного прицепа — 4 т.

Линейная норма самосвального автопоезда в составе автомобиля МАЗ-5549 с прицепом АПС-24 при коэффициенте использования пробега 0,48 составит:

H = 28 + 1,3 x (4 + 0,48 x 8) = 38,19 л/100 км

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = 168 : 100 x 38,19 + 0,25 x 14 x 2 = 71,2 л

10. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.

Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом использования пробега более чем 0,5, нормируемый расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае линейная норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 тонны), что составляет 27,7 л/100 км.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 в данных условиях составляет 27,7 л/100 км;

— норма расхода дизельного топлива на грузооборот составляет 1,3 л/100 ткм;

— масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 составляет 4,5 тонны.

Линейная норма расхода топлива автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 и прицепа ГКБ-8527 составит:

H = 27,7 + 1,3 x 4,5 = 33,6 л/100 км

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (33,6 x 240) : 100 + 1,3 x (115 x 13 + 80 x 16) : 100 = 116,7 л

11. Автомобиль УАЗ-469, работая на инкассации, совершил пробег 180 км в г.Орша. Во время работы простой автомобиля без выключения двигателя составил 3,2 часа.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива автомобилем УАЗ-469 составляет 16,0 л/100 км;

— простой в течение одного часа автомобиля с включенным двигателем соответствует 10 км пробега.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = 180 : 100 x 16 + (3,2 x 10) : 100 x 16 = 33,9 л.

12. Автомобиль ВАЗ-21063, работая в условиях учебной езды, совершил 125 км пробега по г.Минску.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля ВАЗ-21063 составляет 9,2 л/100 км;

— надбавка за учебную езду — 20%;

— надбавка за работу в городе с населением свыше одного миллиона человек — 10%.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = 215 : 100 x 9,2 x (1 + 0,2 + 0,1) = 25,7 л.

13. Автомобиль ГАЗ-52-04 при перевозке опасного груза, двигаясь со скоростью менее 20 км/час, совершил 78 км пробега, выполнив 150 ткм.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива автомобилей ГАЗ-52-04 составляет 22,0 л/100 км;

— надбавка за скорость ниже 20 км/час составляет 10%;

— норма расхода бензина на грузооборот составляет 2,0 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (78 : 100 x 22,0 + 150 : 100 x 2,0) x (1 + 0,1) = 22,2 л

14. Автобус ЛАЗ-695Н, прошедший после капитального ремонта 500 км, совершил пробег 250 км в г.Барановичи.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автобуса ЛАЗ-695Н составляет 41,0 л/100 км;

— надбавка при пробеге первой тысячи километров автомобилями после капитального ремонта — 10%;

— надбавка на работу с частыми технологическими остановками — 10%.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = 250 : 100 x 41 x (1 + 0,1 + 0,1) = 123,0 л

15. Автобус Икарус-255, заказанный для обслуживания делегации, совершил 138 км пробега.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автобуса Икарус-255 составляет 33 л/100 км.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = 138 : 100 x 33 = 45,5 л.

16. Автомобиль ЗИЛ-131, работая в сельской местности в тяжелых дорожных условиях, в период сезонной распутицы совершил 162 км пробега, выполнив 530 ткм.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автомобиля ЗИЛ-131 составляет 42,0 л/100 км;

— надбавка за работу в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы 35%;

— норма расхода бензина на грузооборот составляет 2,0 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (162 : 100 x 42 + 530 : 100 x 2) x (1 + 0,35) = 106,2 л

17. Автобус Икарус-250 в зимнее время, находясь на маршруте 8,5 часа с включенным отопителем сирокко-268.03, совершил пробег 183 км.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автобуса Икарус-250 составляет 33 л/100 км;

— надбавка за работу в зимнее время 10%;

— надбавка за работу отопителя 2,0 л за 1 час

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = 183 : 100 x 33 x (1 + 0,1) + 2,0 x 8,5 = 83,4 л.

18. Автокран КС-3579 на базе автомобиля МАЗ-5337 совершил пробег 87 км. Время работы спецоборудования по перемещению груза — 5,4 часа.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для автокрана КС-3579 составляет 36,9 л/100 км;

— норма расхода топлива на работу специального оборудования за 1 машиночас — 8,8 л.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = 87 : 100 x 36,9 + 8,8 x 5,4 = 79,6 л.

19. Поливомоечная машина ПМ-130, работая на поливе улиц, совершила пробег 176 км, из них пробег к месту работы и обратно составил 24 км. За время работы цистерна наполнялась из водоема 9 раз.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для поливомоечной машины ПМ-130 составляет 33,4 л/100 км;

— норма расхода топлива поливомоечной машины ПМ-130 при поливке проезжей части улиц 59,2 л/100 км;

— норма расхода топлива при заполнении одной цистерны водой из водоема 0,7 л.

Нормируемый расход топлива составит:

Qн = (176 — 24) : 100 x 59,2 + 24 : 100 x 33,4 + 0,7 x 9 = 104,3 л

20. Пескоразбрасыватель ЭД-403 на базе автомобиля Урал-5557 совершил пробег 197 км, из них пробег к месту работы — 8 км и обратно — 10 км. Работы проводились в зимнее время.

Исходные данные:

— линейная норма расхода топлива для пескоразбрасывателя ЭД-403 составляет 30,0 л/100 км;

— норма расхода топлива пескоразбрасывателя при посыпке составляет 69,0 л/100 км;

— надбавка на 100 км с грузом составляет 9,0 л.

Нормируемый расход топлива составит: