Малое предпринимательство

Содержание

Время чтения: 5 минут(ы)

Как показывает практика, подавляющее большинство участников закупок относятся к категории субъектов малого предпринимательства. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой данная категория, кто к ней относится и о каких нюансах участия СМП в закупках необходимо знать.

Что это такое: расшифровка

СМП – по 44-ФЗ это сокращенное название субъектов среднего и малого предпринимательства. Категории СМП определяются статьей 4 настоящего Закона.

Кто относится к этой категории?

Согласно действующему законодательству к данной категории предпринимателей относятся хозяйствующие субъекты (ИП и юрлица), в соответствии с 209-ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ» имеют статус малого (в том числе и микро-) или среднего предприятия.

Что нужно знать об участии СМП в госзакупках?

В отношении участия СМП в муниципальных или государственных закупках существует несколько нюансов, о которых следует знать, а именно:

  • категория СМП устанавливается в соответствии с наибольшим по значению условием (стоимость активов или численность сотрудников).
  • категория СМП может быть изменена лишь в том случае, если предельные значения стоимости активов или численности работников выше или ниже указанных предельных значений на протяжении трех календарных лет.
  • вновь созданные компании или вновь зарегистрированные ИП и крестьянские хозяйства в течение года регистрации могут быть отнесены к СМП, если их показатели средней численности сотрудников, выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов не превышают установленных пороговых значений.
  • предельный размер НМЦК при размещении заказа для СМП составляет 20 миллионов рублей.
  • в отношении участников торгов, которыми могут быть только СМП, в извещениях о проводимых закупках устанавливается ограничение, вследствие которого участники закупок обязаны в собственных заявках на участие декларировать свою принадлежность к данной категории.
  • сумма обеспечения заявки на участие в закупке у СМП не может быть более 2% НМЦК.

Условия

Согласно действующему законодательству субъекты среднего и малого предпринимательства должны соответствовать следующим условиями:

  • суммарная доля участия Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, религиозных и общественных организаций, благотворительных и других фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов, а суммарная доля участия иностранных юрлиц, а также суммарная доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, не являющимся СМП, не должна превышать 49 процентов.
  • средняя численность сотрудников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности сотрудников для каждой категории СМП:
    • для микропредприятий – до 15 человек;
    • для малых предприятий – до 100 человек включительно;
    • доя средних предприятий – до 250 человек включительно.
  • выручка от реализации товаров, услуг или работ без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать пороговые значения, определенные Правительством РФ для каждой категории СМП:
    • для микропредприятий –120 миллионов рублей;
    • для малых предприятий – 800 миллионов рублей;
    • доя средних предприятий – 2 миллиарда рублей.

Внимание: Если закупки проводятся для СМП, то численность сотрудников не должна превышать предельное значение в 100 человек.

Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно действующему законодательству в рамках части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ государственные и муниципальные Заказчики обязаны размещать заказы у СМП в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного в на основании части 1.1 настоящей статьи.

При этом в расчет совокупного объема закупок не включаются закупки:

  • услуг по кредитованию;
  • для обеспечения безопасности государства и обороны страны;
  • у единственного поставщика;
  • работ в области атомной энергетики;
  • осуществляемые закрытыми способами.

Как проводится закупка: способы

Закупки у предприятий, имеющих статус СМП, могут осуществляться посредством проведения:

  • конкурса: открытого, двухэтапного или с ограниченным участием;
  • запроса: котировок или предложений;
  • электронного аукциона.

Перечень закупок

Вопреки распространенному мнению, перечня закупок, которые должны производиться у субъектов малого предпринимательства, не существует. В связи с этим у подобного рода предприятий можно закупать любые товары, услуги и работы.

Сроки оплаты

С 1 мая текущего года в силу вступил законопроект, согласно которому оплата контрактов, заключенных в результате проведения закупок среди СМП не должна превышать пятнадцати рабочих дней с момента подписания документа о приемке.

Для всех прочих контрактов срок остается неизменным и составляет 30 календарных дней со дня подписания документа о приемке.

Исключение составляют лишь случаи, когда в целях обеспечения обороноспособности или безопасности страны Правительством РФ установлены иные сроки оплаты по контракту.

Обеспечение контракта

Согласно действующему законодательству сумма обеспечения контракта устанавливается в пределах 5-30 процентов его стоимости. Однако Заказчик имеет законное право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если закупка осуществляется среди предприятий, имеющих статус СМП.

Декларация СМП по 44-ФЗ: образец с 2017 года

Закупки у СМП по 223-ФЗ: что нужно знать?

Закон гласит, что в определенных случаях организации обязаны осуществлять закупки у СМП.

В Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 Положением определены особенности участия СМП в закупках товаров, услуг и работ, а также годовой объем закупок и регламент его расчета.

С начала текущего года в силу вступила часть 8.1 статьи 3 223-ФЗ, согласно которой Заказчики обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ, если:

  • не была выполнена обязанность по осуществлению закупок у средних и малых предприятий в течение календарного года в установленном объеме;
  • была размещена недостоверная информация о годовом объеме закупок у предприятий среднего и малого предпринимательства, включенная в отчет по 223-ФЗ;
  • в ЕИС не был опубликован отчет об объеме закупок у СМП.

Иными словами, при наступлении перечисленных случаев считается, что Заказчиком с 1 февраля очередного календарного года и до его завершения не было размещено положений о закупках, а значит, Заказчик не может руководствоваться 223-ФЗ.

Внимание: В настоящий момент минимальный годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере 18% совокупного годового стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам закупок.

Согласно действующему законодательству Заказчик должен утвердить перечень продукции, услуг и работ, закупку которых он планирует производить только у предприятий, имеющих статус СМП. Перечень формируется Заказчиком и публикуется в ЕИС и на официальном сайте Заказчика. Составляться перечень должен, как и в планировании – по кодам ОКДП. При этом:

  • при НМЦК до 50 миллионов рублей Заказчик обязан произвести закупку у СМП;
  • при НМКЦ от 50 до 200 миллионов рублей Заказчик имеет право произвести закупку у СМП, но на общих основаниях.

Если же закупка продукции из перечня у СМП признана несостоявшейся, то заказчик имеет право произвести закупку в соответствии с собственным положением о закупке – к примеру, у единственного поставщика.

Важно: Исключения из перечня делать можно.

К примеру, если Заказчиком в перечень был внесен код ОКДП, объединяющий несколько различных позиций, но Заказчик не готов скупать их все у СМП, то в перечне можно сделать сноску с указанием конкретных позиций, исключаемых из списка.

Постановление №1352 не запрещает вносить в перечень какие-либо изменения, однако порядок корректировки перечня следует прописать в положении о закупке.

Согласно тому же постановлению обеспечение заявки на участие осуществляется по выбору поставщика. Важно отметить, что при осуществлении закупок по перечню закупок сумма обеспечения не может превышать двух процентов от НМЦК. Обязанность уплаты обеспечения заявки для утвержденных участников программы партнерства может быть исключена.

Важно: Постановление №1352 определяет право Заказчика утвердить индивидуальную программу партнерства – документ, описывающий комплекс мер по поддержке участников закупок из категории СМП. На основании данной программы Заказчик формирует собственный реестр СМП, однако проводить торги только среди предприятий-партнеров Заказчик не вправе.

В то же время требование обеспечения исполнения договора может быть установлено в размере аванса или в сумме до пяти процентов НМЦК, если внесение аванса не предусмотрено. Способ обеспечения выбирается поставщиком самостоятельно. При этом участники программы партнерства также могут быть освобождены от обязанности обеспечения договора.

По итогам проведения подобных закупок срок подписания контракта не должен превышать двадцати рабочих дней с момента принятия решения о его заключении. Исключение составляют случаи, когда для заключения договора требуется одобрения органа управления или действия Заказчика обжалуются в ФАС или суде. В таких случаях контракт должен быть подписан в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу соответствующего документа, предусматривающего его заключение. Минимального срока на подписание договора не установлено.

Максимальный срок перевода средств в счет оплаты по договору (отдельному этапу), заключенного в результате проведения закупки только среди предприятий со статусом СМП, составляет 30 календарных дней с момента исполнения обязательств.

Таким образом, для субъектов среднего и малого предпринимательства законодательство предусматривает особые условия участия в торгах. Именно поэтому Заказчикам следует особенно внимательно следить за исполнением требований государства в отношении СМП, прописанных в Законах 44-ФЗ и 223-ФЗ в зависимости от типа проводимых закупок.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку: 1 0

Малое предприятие — это организация, которая попадает под критерии определенные в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Критерии отнесении организации к малым предприятием

К субъектам малого предпринимательства может быть отнесена любая организация, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице:

Критерий

Предельное значение

Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

25%

Суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций

49%

Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

49%

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

100 человек

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год

800 млн руб.

Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение:

  • критерия 1, 2 или 3 — с даты, когда изменение долей в уставном капитале будет зарегистрировано в ЕГРЮЛ;
  • критерия 4 или 5 в течение трех календарных лет подряд — по истечении этих трех лет, т.е. на четвертый год.

Пример. Определение соответствия организации критериям субъекта малого предпринимательства

В уставном капитале организации на протяжении 2013 — 2016 гг. не участвуют РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные, общественные, религиозные организации, фонды и организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства. Значения остальных критериев признания организации субъектом малого предпринимательства были такими.

Организация

Критерий

Средняя численность работников за предшествующий календарный год, чел.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, млн руб.

Так как средняя численность работников и выручка организации не превышали предельных значений на протяжении трех лет подряд (2013 — 2015 гг.), организация признается малым предприятием в 2016 г.

Льготы для малых предприятий

Организации — субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, в том числе:

  • упрощенный бухгалтерский баланс;
  • упрощенный отчет о финансовых результатах.

Также малые предприятия вправе не устанавливать лимит остатка по кассе. То есть они могут накапливать деньги у себя в кассе столько, сколько захотят.

Кроме этого, установлен мораторий на проведение неналоговых проверок, а именно: с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий.

Изменения в действующем законодательстве

С 1 июля 2016 г. появится единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В этот реестр будут вноситься сведения обо всех компаниях, соответствующих критериям отнесения к СМП.

Реестр будет вести ФНС и размещать его на своем сайте.

Однако, по общему правилу, никакие дополнительные сведения в ФНС компаниям для этого подавать не надо.

Реестр будет формироваться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и показателей налоговой отчетности, представляемых в ФНС в соответствии с требованиями НК РФ.

С 1 августа 2016 г. изменятся критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, в частности:

  • критерий «средняя численность работников» заменит критерий «среднесписочная численность работников»;
  • вместо критерия «выручка» будет применяться критерий «доход». Причем учитываться будут все доходы организации, учитываемые для целей налогообложения, включая внереализационные. Предельный размер такого дохода будет составлять для малых предприятий — 800 млн. руб.

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 4448 — Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI.

Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

НП(С)БУ 1 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 07.02.2013 г. № 73.

П(С)БУ 25 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» в редакции приказа МФУ от 24.01.2011 г. № 25.

 

Какие лица относятся к малым и микросубъектам

Критерии разграничения субъектов хозяйственной деятельности в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности приведены в ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (табл. 1).

Таблица 1

Субъекты малого и микропредпринимательства

Критерий

СМП

Субъекты микропредпринимательства

юридические лица

физические лица

юридические лица

физические лица

1. Численность

среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек

среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек

2. Доход

годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ

годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ

Как видим, критерии разграничения одинаковы как для юридических, так и для физических лиц. Рассмотрим их подробнее.

1. Численность. В нормативных актах четко не оговаривается, какой именно показатель следует использовать для расчета среднего количества работников за отчетный период. На данный момент единственным документом, в котором приводится расчет такой численности, является Инструкция № 286.

В соответствии с п. 3.1 этой Инструкции среднее количество работников предприятия за период (месяц, квартал, с начала года, год) определяется как сумма таких показателей:

— среднеучетного количества штатных работников;

— среднего количества внешних совместителей;

— среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.

Заметим, что на этот показатель предписывают ориентироваться и налоговики в консультации из раздела 108.01 ЕБНЗ.

Порядок расчета данного показателя достаточно подробно описан в разд. 3 Инструкции № 286. Для определения среднегодового количества работников необходимо рассчитать среднемесячную численность штатных работников, внешних совместителей и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам (см. табл. 2).

Таблица 2

Расчет среднего количества работников предприятия за месяц

Числа месяца

Количество

штатных работников*

внешних совместителей**

работающих по гражданско-правовым договорам***

Итого

8—30

Итого количество человек за месяц

(4 х 36 + 26 х 39)

(2 х 3 + 3 х 27)

(3 х 5 + 4 х 25)

Среднее количество работников за месяц, чел.

(1158 чел. : 30 дней)

(87 чел. : 30 дней)

(115 чел. : 30 дней)

(39 + 3 + 4)

* В учетное количество штатных работников включаются все наемные работники, которые заключили в письменном виде трудовой договор (контракт) и выполняли постоянную, временную или сезонную работу один день и больше, а также собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии (п. 2.1 Инструкции № 286). При этом в расчете учитываются лица, которые фактически работали, а также отсутствовали на работе по любым причинам, т. е. все работники, которые находятся в трудовых отношениях, независимо от вида трудового договора (п. 2.3 Инструкции № 286). Состав таких лиц указан в пп. 2.4, 2.5 Инструкции № 286. Однако согласно п.п. 3.2.2 этой Инструкции не учитываются при расчете численности работники, которые находятся в отпусках в связи с беременностью и родами или по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, которые усыновили новорожденного ребенка непосредственно из роддома (пп. 2.5.8 — 2.5.9 Инструкции № 286).

** В расчете участвуют только внешние совместители (т. е. принятые на работу с других предприятий). Если же лицо является внутренним совместителем (оформлено по совместительству на том же предприятии, где и основное место работы), оно учитывается в учетном количестве штатных работников как одно физическое лицо (п.п. 2.6.1 Инструкции № 286).

*** В количество работающих по гражданско-правовым договорам не включаются граждане-предприниматели, которые выполняли работы согласно гражданско-правовым договорам
(п. 3.3 Инструкции № 286). Если с работником, который находится в учетном составе предприятия, заключен еще и гражданско-правовой договор, то такое лицо учитывается в учетном и среднеучетном количестве работников один раз по месту основной работы и не учитывается в количестве работающих по гражданско-правовым договорам (п.п. 2.6.2 Инструкции № 286).

Далее на основании показателей среднего количества работников за месяц определяется среднее количество работников за год (СК):

СКг = (СК1 + СК2 + … + СК12) / 12,

где СК1, СК2, …, СК12 — среднее количество работников за соответствующий месяц (январь, февраль, …, декабрь).

На практике бытует мнение, что лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, включать в учет среднего количества работников за месяц не надо. Определенные основания для этого есть: ведь такие лица работают не по трудовому договору и формально работниками считаться не могут. Однако ввиду того, что такие лица указаны в Инструкции № 286, которая, повторим, является единственным документом, регламентирующим порядок расчета среднеучетной численности, игнорировать их не стоит. Так что тем предприятиям, которые привлекают лиц для выполнения работ по гражданско-правовым договорам, при расчете критериев численности на этот момент следует обратить внимание.

В результате определения среднего количества работников может получиться дробное число. В приложении к Инструкции № 286 по этому поводу говорится, что округление результатов вычислений для отражения в формах государственных статистических наблюдений по труду осуществляется по правилу четной цифры. Особенности проведения этой процедуры были изложены в письме Госкомстата Украины от 27.03.2006 г. № 09/3-9/116.

Вместе с тем, по мнению автора, при расчете численности для определения критериев отнесения к малым и микросубъектам уместнее ориентироваться на общие правила округления. Разница в результатах между указанными видами округления просматривается только при округлении цифры «5». По методу четной цифры в ситуации, когда перед этой цифрой стоит четное число (2, 4, 6, 8), эта цифра будет «отбрасываться» (например, 2,5 ≈ 2, а 3,5 ≈ 4). Таким образом, в сравнении с общей процедурой округления в «четном» методе результаты будут меньше. И поскольку критерии численности используются не только для заполнения форм статнаблюдений, правильнее для этих целей все же применять общую процедуру округления.

2. Годовой доход от любой деятельности. Как исчислять этот критерий, официальные органы не разъяснили. По мнению автора, для этих целей следует использовать «бухгалтерский» доход. И здесь возникает следующий вопрос: какую сумму дохода использовать — «грязную» (оборот по кредиту счетов 7-го класса, без счета 79) или же «чистую» (оборот по дебету счетов 7-го класса с кредитом субсчета 79)? Второй вариант представляется более правильным, поскольку он соответствует определению термина «доход» из Положения (стандарта) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290.

Следуя ему, годовой доход можно определить как сумму оборотов за год: Дт 70 —76, Кт 79.

Еще один вопрос возникает с определением показателя, с которым осуществляется сравнение дохода. Поскольку свежих разъяснений официальных органов по данному поводу нет, остается опираться на «старинное» письмо НБУ от 22.03.2004 г. № 13-410/1390, в котором предлагалось определять этот показатель следующим образом. Вначале рассчитывается средневзвешенный курс гривни к иностранным валютам за месяц:

 

где Ki — значение курса в периоде;

ni — количество дней в периоде;

i — индекс периода, в течение которого курс не изменялся;

N — количество календарных дней в месяце.

Среднегодовой курс рассчитывается как частное от деления суммы средневзвешенных курсов, определенных за каждый месяц, на 12.

По данным, размещенным на официальном сайте НБУ, средний курс евро за 2012 год составляет 10,2705536 грн. за 1 евро. Соответственно ограничительные доходные критерии за 2012 г. определяются:

— для СМП: 10,2705536 х 10000000 = 102705536 грн. за год;

— для субъектов микропредпринимательства: 10,2705536 х 2000000 = 20541107 грн. за год.

Специфика налогообложения

Отдельных налоговых привилегий именно для субъектов малого и микропредпринимательства не установлено. Однако микросубъекты, соответствующие установленным в п. 291.4 НКУ критериям, могут избрать упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога (п. 291.4 НКУ). Ведь они вписываются в «единоналожные» критерии и по численности, и по доходу, однако могут претендовать на место под солнцем не выше второй группы.

В то же время плательщиками пятой и шестой групп единого налога могут быть и средние субъекты предпринимательства, поскольку в этих группах нет ограничения по численности (т. е. она может превышать и 50 человек).

Еще одна особенность связана с возможностью применения субъектами микропредпринимательства нулевой ставки налога на прибыль (п. 154.6 НКУ), но, опять-таки, при соблюдении установленных этой статьей критериев (подробнее о «нулевиках» см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 90, с. 30).

Особенности бухгалтерского учета

Применительно к бухгалтерскому учету всех субъектов малого и микропредпринимательства можно условно разделить на три группы:

1) лица, применяющие П(С)БУ 25;

2) лица, сдающие финотчетность в общем «национальном» формате;

3) лица, использующие Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

В первую группу попадают все СМП, за исключением лиц, входящих во вторую и третью группы (п. 2 разд. І П(С)БУ 25).

Состав подаваемой финотчетности зависит от особенностей налогообложения лица и подробно рассматривался в статье «Предоставление финансовой отчетности» («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 28, с. 13). Поэтому сейчас мы обратим внимание лишь на следующее.

Согласно п. 2 разд. I П(С)БУ 25 Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-мс, № 2-мс) должны подавать плательщики единого налога, соответствующие критериям, определенным п.п. 4 п. 291.4 НКУ (плательщики 4 группы), а также СМП-«нулевики». В то же время есть основания полагать, что эти нормы относятся и к плательщикам единого налога, указанным в п.п. 6 п. 291.4 НКУ (плательщики 6 группы)*. Это следует из норм п.п. 296.1.3 НКУ, которыми предусматривается, что плательщики единого налога четвертой и шестой групп используют данные упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов с учетом положений п. 44.2 этого Кодекса.

* Тот факт, что в П(С)БУ 25 не упоминаются плательщики ЕН шестой группы, можно объяснить довольно просто: на момент принятия соответствующих норм П(С)БУ 25 такой группы в НКУ еще не было, а после ее появления изменения в указанное Положение больше не вносились.

Напомним, что в соответствии с п. 44.2 НКУ плательщики единого налога, соответствующие критериям, определенным п.п. 4 п. 291.4 НКУ**, ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью расчета объекта налогообложения по методике, утвержденной Минфином. Таким образом, плательщики единого налога — юридические лица должны определять объект обложения единым налогом по данным бухгалтерского учета. Для данных целей был разработан «упрощенный» финотчет в составе форм № 1-мс, № 2-мс.

** В эту норму, очевидно, по недосмотру законодателей не были внесены изменения, касающиеся плательщиков единого налога из п.п. 6 п. 291.4 НКУ (6 группа плательщиков ЕН).

Для СМП -«единщиков», не зарегистрированных плательщиками НДС, предусмотрена возможность систематизации информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи (п. 9 разд. I П(С)БУ 25). Во исполнение этих норм были приняты Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом Минфина от 15.06.2011 г. № 720, которые в силу своего неудобства не получили широкого распространения на практике.

Необходимо также заметить, что сама идея получения информации по единому налогу из данных бухгалтерского учета нежизнеспособна, поскольку порядок определения базы обложения единым налогом принципиально отличается от методологии ведения бухгалтерского учета. Так, в бухгалтерском учете основополагающим принципом является принцип начисления и соответствия доходов и расходов, который реализуется и в учете по налогу на прибыль.

Между тем при расчете объекта обложения единым налогом используется другой принцип — большинство доходов отражается по кассовому методу, а расходы не учитываются.

В результате получается, что плательщики единого налога должны:

1) либо проигнорировать принципы бухгалтерского учета и вести бухучет по налоговым показателям, в частности отражать доходы по кассовому методу, — тогда формально будут соблюдены требования НКУ и П(С)БУ 25,

2) либо отражать доходы-расходы в обычном порядке в соответствии с принципом начисления, но при этом формально нарушатся требования НКУ и П(С)БУ 25.

По мнению автора, следует отдать предпочтение второму подходу, поскольку первый «гибридный» вариант очень сложен и методологически неверен.

Во вторую группу лиц, сдающих финотчетность по нацстандартам в общем формате, предусмотренном НП(С)БУ 1, из СМП в основном попадают субъекты предпринимательской деятельности:

1) осуществляющие обмен иностранной валюты (за исключением банков);

2) являющиеся производителями и импортерами подакцизных товаров;

3) в уставном капитале которых доля вкладов, принадлежащая юридическим лицам — учредителям и участникам этих субъектов, не являющихся СМП, превышает 25 %.

Вместе с тем в число таких лиц не входят субъекты, обязанные составлять финотчетность в соответствии с МСФО в обязательном или в добровольном порядке (группа 3).

В третью группу лиц включаются СМП, обязанные составлять финотчетность по МСФО, а также лица, делающие это в добровольном порядке (ст. 121 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.06.99 г. № 996-XIV).

По состоянию на 01.01.2013 г. к лицам, обязанным составлять финотчетность по МСФО, относятся (п. 2 Порядка № 419):

— публичные акционерные общества;

— банки;

— страховщики;

— предприятия, которые проводят хозяйственную деятельность по таким видам: предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (раздел 64 КВЭД ДК 009:2010), за исключением деятельности по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010), а также негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010).

Эти лица составляют финотчетность по МСФО и подают ее в полном формате, предусмотренном НП(С)БУ 1 (см. письмо Главного Управления статистики в Тернопольской области от 01.04.2013 г. № 05/2-10/55).

Налоговые проверки

Для СМП предусмотрены особые (сокращенные) сроки проведения налоговых проверок (табл. 3).

Таблица 3

Сроки проведения налоговых проверок СМП

Показатель

Документальные плановые проверки (ст. 77 НКУ)*

Документальные внеплановые проверки (ст. 78 НКУ)

1. Длительность проведения проверки

10 рабочих дней (абз. первый п. 82.1 НКУ)

5 рабочих дней (абз. первый п. 82.1 НКУ)**

2. Срок, на который может быть продлена проверка

не более чем на 5 рабочих дней (абз. второй п. 82.1 НКУ)

не более чем на 2 рабочих дня (абз. второй п. 82.1 НКУ)

* Эти правила распространяются и на документальные невыездные проверки, что было подтверждено в письме ГНАУ от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89.

** Существуют особенности проведения проверок физических лиц — предпринимателей, которые не имеют наемных работников, в случаях прекращения предпринимательской деятельности, производства по делу о признании банкротом налогоплательщика или подачи заявления о снятии с учета. Проверки указанных лиц проводятся в срок не более 3 рабочих дней, если соблюдаются такие условия:

— налогоплательщиком подана налоговая декларация об отсутствии доходов от осуществления хозяйственной деятельности;

— налогоплательщик не зарегистрирован как плательщик НДС;

— в органах налоговой службы отсутствует налоговая информация относительно использования налогоплательщиком наемного труда физических лиц и открытых налогоплательщиком счетах в банках и других финансовых учреждениях.

Возможность приостановления проведения проверок СМП в НКУ не предусмотрена.

Стоит заметить, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, — с 01.01.2014 г., а субъекты хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 01.01.2015 г. будут иметь возможность проведения электронных проверок.

В соответствии с п.п. 75.1.2 НКУ документальной невыездной внеплановой электронной проверкой считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска*, определенного в соответствии с п. 77.2 НКУ, в орган ГНС, в котором он состоит на налоговом учете.

* На данный момент критерии отбора плательщиков по степени риска для целей проведения контрольных мероприятий приведены в Методических рекомендациях по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденных приказом ГНАУ от 23.08.2011 г. № 495.

Основное преимущество электронной проверки состоит в том, что налоговики не будут самостоятельно начислять налоговые обязательства по их результатам (п.п. 54.3.2 НКУ). То есть в случае выявления занижения налоговых обязательств органом ГНС в результате проведения такой проверки налогоплательщик должен будет уплатить только предусмотренный п. 50.1 НКУ «самоштраф» и пеню.

Прочие проверки

Некоторые проверочные привилегии предусмотрены Законом № 4448 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 29) для:

— физических лиц-предпринимателей, плательщиков единого налога, не зарегистрированных плательщиками НДС, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска;

— юридических лиц — плательщиков единого налога по ставкам 5 % и 10 %**, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска.

** На сегодня такой ставки ЕН уже нет.

Впрочем, ввиду нечеткости законодательных формулировок указанными привилегиями могут воспользоваться также физические лица — предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, — не плательщики НДС, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска.

Если СМП подпадает под действие Закона № 4448, то в отношении него могут проводиться лишь ограниченные виды проверок, определенные пп. 1 и 2 ст. 3 Закона № 4448.

1. Проверки за соблюдением санитарного законодательства (п. 1 ст. 3 Закона № 4448). Применительно к единщикам, относящимся к средней и низкой степени риска***, органы государственного надзора имеют право проводить лишь внеплановые проверки за соблюдением санитарного законодательства. Плановые проверки в отношении данной категории лиц проводиться не могут.

*** Соответствующие критерии см. в приложении к постановлению КМУ от 30.11.2011 г. № 1405.

2. Проверки органов защиты прав потребителей (п. 1 ст. 3 Закона № 4448). В отношении лиц, относящихся к средней и низкой степени риска****, могут осуществляться только внеплановые проверки по жалобам потребителей. Право на проведение плановых проверок отсутствует.

**** Соответствующие критерии утверждены постановлением КМУ от 27.12.2008 г. № 1164.

***** См. Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 09.03.2011 г. № 233.

Остальные контролирующие органы (за исключением перечисленных ниже) не имеют права проводить плановые и внеплановые проверки единщиков, деятельность которых отнесена к средней и низкой степени риска.

Наличие ограничений на проведение проверок лиц, указанных в Законе № 4448, было подтверждено, в частности, в письме Госслужбы горного надзора и промышленной безопасности Украины от 15.08.2012 г. № 6963/0/8.1-9.1-9/6/12.

Однако следует заметить, что Закон № 4448 не является самостоятельным нормативным актом и содержит ссылки на терминологию из Закона № 877. И поскольку критерии риска, на которые ссылается Закон № 4448, установлены для целей применения Закона № 877, т. е. основания полагать, что на Закон № 4448 распространяются ограничения в сфере применения последнего.

При такой интерпретации мораторий не распространяется на следующие проверки:

— валютного контроля;

— таможенного контроля (см. письмо ГТСУ от 10.02.2009 г. № 11/8-21/1096);

— государственного экспортного контроля;

— контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства и кассовых операций;

— контроля за соблюдением порядка проведения расчетов (под эти проверки, в частности, подпадают фактические проверки расчетов, проводимых с помощью регистраторов расчетных операций; подробнее см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 48, с. 10);

— контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;

— страхового надзора и других видов специального государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг;

— государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции (см. письмо АМКУ от 05.10.2007 г. № 21-294/08-6479);

— государственного надзора (контроля) за соблюдением требований нормативно-правовых актов относительно обеспечения безопасности на автомобильном транспорте;

— государственного архитектурно-строительного контроля и надзора (см. письмо Госархстройинспекции от 26.08.2010 г. № 26-17-5041);

— предусмотренные КоАП (на этом основании в письме Госфинмониторинга от 02.10.2007 г. № 6914/0800-4 был сделан вывод, что на проверки этого органа Закон № 877 не распространяется);

— во время проведения оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия. В письме МВД Украины от 30.01.2012 г. № 1289/Чн было подтверждено, что на мероприятия по оперативно-розыскной деятельности, проводимые милицией, Закон № 877 не распространяется. В то же время из письма следует, что этот Закон действует в отношении проводимых милицией контрольных функций подразделений Главного управления Государственной автомобильной инспекции МВД, Государственной службы охраны МВД, подразделений милиции общественной безопасности, Управлений борьбы с незаконным оборотом наркотиков МВД, подразделений ветеринарной милиции;

— государственного надзора за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности;

— государственного контроля и надзора в сфере гражданской авиации.

Кроме того, некоторые контролирующие органы настаивают на том, что действие Закона № 877 на них не распространяется. К таким органам, в частности, относятся:

— Государственный комитет статистики Украи-ны (см. письмо Госкомстата от 04.10.2007 г. № 18-16/263);

— представители профсоюзов по вопросам охраны труда (см. письмо Федерации профсоюзов Украины от 25.06.2008 г. № 06/01-26/1220);

— Госинспекция по вопросам труда (см. письмо Госинспекции по вопросам труда от 03.08.2012 г. № 2781/21/07/01-12).

Поэтому отстаивать возможность недопуска таких лиц к проведению проверок названных единщиков будет весьма сложно.

Ошибки идентификации

Нередко у практиков возникает вопрос: какие санкции могут грозить за неправильное определение критериев СМП? Здесь все зависит от конкретной ситуации.

К примеру, если предприятие ошибочно причислило себя к субъектам микропредпринимательства, не являясь таковым, то могут быть применены админсанкции за несвоевременную подачу финансовой отчетности в органы статистики. Ведь таким субъектам разрешено предоставлять только годовую финотчетность (п. 2 Порядка № 419), в то время как остальные СМП должны подавать финотчетность в органы статистики ежеквартально.

За данное нарушение может быть наложен административный штраф по ст. 1863 КоАП на должностных лиц от 10 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 255 грн.).

Если же вследствие ошибочной идентификации лицо подавало не ту финотчетность, например, финотчет по ф. № 1-м и № 2-м, а должно было предоставлять отчетность в «большом» формате или наоборот, то это будет свидетельствовать о нарушении порядка ведения бухгалтерского учета.

За такое нарушение предусмотрен административный штраф по ст. 1642 КоАП в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.). Правда, этот штраф для большинства СМП не опасен, поскольку налагают его согласно ст. 2341 КоАП органы Госфининспекции (бывшей КРУ), которые посещают преимущественно «бюджетников». Кроме того, за это нарушение может быть применен и вышеуказанный штраф статистиками.

Ну а если вследствие ошибочных критериев предприятие неправомерно являлось плательщиком единого налога или же налога по «нулевой» ставке, то ответственность будет существенно выше. Не исключено, что в этом случае Свидетельство об уплате единого налога аннулируют и доначислят платежи как на общей системе налогообложения со всеми штрафными санкциями.

Так что таких ошибок (равно как и иных) лучше не допускать.

В завершение нам остается пожелать СМП удачной работы, а с учетными вопросами, полагаем, вы теперь разберетесь.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Новое постановление в законодательстве для отнесения организации к малому бизнесу

В 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265. В нем говорится о том, что теперь одним из параметров, используемых для причисления субъекта к малому бизнесу, представляется не выручка от сбыта товаров, оказания работ или услуг, а более обширная характеристика — доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия не изменилось и осталось прежним по сравнению с 2015–2016 годами: у малых компаний предел доходности равен 800 млн руб.

В связи со вступлением в действие постановления 265 можно говорить о том, что некоторые предприятия лишились статуса малого и, соответственно, не вправе пользоваться льготами по ведению упрощенного бухучета, кассовой дисциплины и кадрового документооборота. Что касается других критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным, то они остались неизменными.

О критериях для микро-, малых и средних предприятий вы можете узнать в материале по .

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном фонде субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, фонд должен иметь не более 49% суммарного процента участия иных юридических лиц (не считающихся малыми предприятиями) или иностранных компаний.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

Шаг

Алгоритм

1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год

Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек

2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности

Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.

3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании

1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.

2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Нюансы малого и среднего предпринимательства

При соответствии малого предприятия критериям 2019 — 2020 годов оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного 1 августа 2016 года. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.

См. также: «Новая годовая отчетность для микропредприятий».

  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают двухлетние налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:

  • «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»;
  • «Упрощенная отчетность малого бизнеса».

Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020 году. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В Пензенской области действует 45,5 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивают занятость более, чем 156 тысячам человек. Большая часть из этих предприятий, точнее, около 68 процентов — это индивидуальные предприниматели с численностью занятых до 15 человек. В сложившейся ситуации это оказалось самая уязвимая категория бизнеса.

Глава региона Иван Белозерцев поручил проводить «контрольные закупки» для проверки региональных институтов, призванных помогать бизнесу.

— Будем проверять, как с предпринимателями работают и какую поддержку им оказали, а если не оказали, по какой причине. Во всех институтах поддержки сотрудники должны наизусть знать все меры, принимаемые на федеральном и региональном уровнях. Главная задача — помочь предприятию, чтобы оно сохранило рабочие места, чтобы у людей была работа — говорит губернатор Иван Белозерцев.

По оперативным данным количество субъектов малого и среднего предпринимательства — потенциальных получателей мер поддержки в Пензенской области составляет около 16 тысяч единиц.

Одной из самых востребованных форм поддержки стала безвозмездная финансовая помощь в размере МРОТ, который составляет 12 130 рублей, на решение неотложных задач малого и среднего бизнеса, в том числе на выплату заработной платы сотрудникам. По оперативным данным, за получением субсидий в налоговые органы обратилось более 10 тысяч налогоплательщиков, выплачено порядка 268 млн. рублей.

По специальным кредитным программам на получение беспроцентного кредита на неотложные нужды, включая выплату зарплаты в банки, участвующие в программе, поступило 419 заявок, из них 250 одобрены на сумму более 432 миллионов рублей, из них фактически выдано 132 кредита. Среди регионов ПФО Пензенская область входит в тройку лидеров по реализации этой меры поддержки.

По отсрочке уплаты тела кредита было подано семь заявок, все они одобрены на общую сумму 42,8 миллиона рублей.

Кредитными каникулами воспользовались уже 364 предпринимателя, всего поступило 630 заявок. Кстати, эта мера поддержки доступна не только представителям наиболее пострадавших отраслей, а также индивидуальным предпринимателям, столкнувшимся с падением доходов более, чем на 30 процентов.

Упрощены требования по программе льготного кредитования по ставке 8,5 процентов. Теперь ею могут воспользоваться микропредприятия в сфере торговли. С начала года субъектам малого и среднего предпринимательства, действующим в Пензенской области, выдано кредитов на сумму 1,8 миллиарда рублей. По этому показателю регион занимает 17-е место в России.

На региональном уровне приняты меры по увеличению оборотных средств гарантийной микрокредитной компании «Поручитель». Разработаны несколько антикризисных продуктов, рассчитанных, в первую очередь, для предпринимателей, виды деятельности которых не включены в перечень пострадавших. На конец мая «Поручитель» выдал 40 микрозаймов на сумму почти 120 миллионов рублей и 24 поручительства на общую сумму свыше 261 миллиона рублей, что позволило привлечь в региональную экономику 1,2 миллиарда рублей, — пояснил Министр экономики Пензенской области Сергей Капралов.

Также максимально снижены налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей с 6% до 1% по объекту налогообложения «доходы» и с 15% до 5% по объекту налогообложения «доходы минус расходы». Этой поддержкой смогут воспользоваться около пяти тысяч пензенских предпринимателей. Сумма льготы составит 400 миллионов рублей.

Министерством экономики Пензенской области подготовлены изменения в региональное законодательство, в части расширения видов экономической деятельности, в отношении которых будут снижены налоговые ставки по УСН. В перечень дополнительно включены народные промыслы, вендинговая торговля и деятельность СМИ. Потенциальными получателями налоговой льготы смогут стать еще 120 субъектов малого бизнеса.

Также, с января текущего года снижена ставка по налогу на имущество организаций, исчисляемому, исходя из кадастровой стоимости объекта, с 2% до 1,6%. На 2021 год также установлена пониженная ставка в размере 1,8%. Потенциальными получателями налоговой льготы являются 321 организация в отношении более 500 объектов. Потери регионального бюджета от предоставления налоговой льготы составят порядка 100 миллионов рублей.

Кроме этого, собственникам имущества, налог по которому исчисляется, исходя из среднегодовой стоимости, предоставлена льгота взамен на снижение ими арендной платы для арендаторов из наиболее пострадавших сфер. Сумма налога к уплате будет снижена на сумму снижения арендной платы.

Снижена стоимость патента в два раза для индивидуальных предпринимателей, в пострадавших отраслях. В настоящее время выдано 182 патента индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в пострадавших отраслях. Выпадающие доходы ориентировочно составят 1,9 миллиона рублей.

Кстати

На местном уровне также приняты меры поддержки бизнеса. Так в отдельных районах области установлена льгота по земельному налогу собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы либо снизивших размер арендной платы для арендаторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в наиболее пострадавших сферах, а также снижен размер единого налога на вмененный доход путем корректировки коэффициентов, они распространяются на период с января 2020 года. Снижение налоговой нагрузки затронет около 15 тысяч предпринимателей региона.