Лицензия на перевозку опасных грузов водным транспортом

Всего нами получено лицензий:
Из них лицензий транспортных:

Внимание!

Уважаемые соискатели лицензии, обращаем ваше внимание, в Свердловской области появились «фирмы», которые прямо, или косвенно выдают себя за нашу организацию — «Центр лицензирования и сертификации».

Как правило, они «копируют» информацию с нашего сайта (часто даже дословно), используют похожие названия своих фирм, выставляют аналогичную стоимость услуг и обещают быстрое и «беспроблемное» получение лицензии, хотя зачастую не имеют опыта и возможностей для этого.

Мы дорожим опытом и репутацией, заработанными более чем за 8 лет успешной работы в сфере лицензирования, поэтому предупреждаем Вас – «будьте бдительны, не попадайтесь на такие уловки»!

Для этого внимательно проверяйте номер телефона «Центра лицензирования и сертификации»:
+7 (343) 219 — 9 — 418.

Позвонив по данному номеру и обратившись в ближайший к Вам офис из названных оператором, Вы гарантированно получите услугу высочайшего качества.

ВНИМАНИЕ! действует программа: «ГАРАНТИЯ САМОЙ НИЗКОЙ ЦЕНЫ на услуги по лицензированию» на территории Свердловской области.

Лицензия на деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.

Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Результат работы «Лицензионного центра» – получение нашим сотрудником и передача Вам бланка лицензии.

Срок действия лицензии: бессрочно.

Срок получения лицензии: 45 дней.

Стоимость: 45 000 рублей.

ВАЖНО! Если у Вас не хватает транспорта, специалистов, необходимых для получения лицензии, мы поможем решить эти вопросы путем поиска соответствующих специалистов (для этого наша организация сотрудничает с ведущими кадровыми агентствами Екатеринбурга и Свердловской области), подбора (поиска) оборудования и помещений для заключения вами договоров аренды с собственниками соответствующего оборудования и помещений.

Наши специалисты окажут содействие в получении и предоставлении в лицензирующий орган документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям:

  • Документов, показывающих наличие транспорта;
  • Документов, подтверждающих наличие специалистов.

Список документов, необходимых для получения лицензии на деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов:

1. заявление;

2. учредительные документы;

3. копия приказа о назначении должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях (осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды), с приложением копий документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования, стажа работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, копии диплома, подтверждающего право занимать соответствующую должность командного состава судна, и копии удостоверения о прохождении им аттестации в установленном порядке;

4. перечень судов, которые будут использоваться для перевозки опасных грузов;

5. копии правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда (договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды);

6. копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей;

7. копия документа о соответствии Международному кодексу по управлению безопасностью и копия свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного морского судна и судна смешанного (река-море) плавания;
копия судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, разработанного в соответствии с требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней), для морских судов и судов смешанного (река-море) плавания.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при выполнении работ по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, являются:

1. наличие у соискателя (лицензиата) лицензии на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки опасных грузов судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623;

2. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке;

3. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

4. наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки опасных грузов, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

5. соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

6. наличие у лицензиата соответствующего договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при выполнении работ по перевозкам морским транспортом опасных грузов, являются:

1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки опасных грузов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620;

2. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы управления безопасной эксплуатацией судов в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения и Международным кодексом по охране судов и портовых средств (для судов, к которым применяются требования соответствующего международного кодекса);

3. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке;

4. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

5. наличие на каждом судне, предназначенном для перевозок опасных грузов:

  • судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней);
  • свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом в соответствии со статьями 336.6 и 336.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
  • свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в соответствии со статьями 323 и 324 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (при перевозке наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти);

6. соблюдение лицензиатом требований Конвенции о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года.

Дополнительная информация

К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности. В связи с этим при предоставлении лицензии на перевозку внутренним водным и морским транспортом опасных грузов соискатели транспортной лицензии проверяются особенно тщательно.

При разработке документов соискателям лицензии на опасные грузы необходимо учитывать много разных тонкостей, от которых зависит предоставление либо отказ в предоставлении лицензии.

Специалисты нашей компании помогут Вам составить все необходимые документы, проверят Вас на соответствие лицензионным требованиям и условиям, применяемым к лицензии на перевозку опасных грузов внутренним водным транспортом и морским транспортом, и дадут рекомендации по правильному составлению необходимых документов.

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда

Источник: Ространснадзор

Дата публикации: 8 февраля 2017

Размер: 60.2 Кб

Тип: docx

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности

Источник: Ространснадзор

Дата публикации: 8 февраля 2017

Размер: 77.9 Кб

Тип: docx

Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта

Источник: Ространснадзор

Дата публикации: 8 февраля 2017

Размер: 207.2 Кб

Тип: docx

Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта

Источник: Ространснадзор

Дата публикации: 8 февраля 2017

Размер: 295.3 Кб

Тип: docx

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 193 О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте

Источник: Ространснадзор

Дата публикации: 8 февраля 2017

Размер: 61.5 Кб

Тип: docx

Положение о разработке планов мероприятий по локализации и и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

Источник: Ространснадзор

Дата публикации: 8 февраля 2017

Размер: 18.2 Кб

Тип: docx

Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов

Источник: Ространснадзор

Дата публикации: 8 февраля 2017

Размер: 27.1 Кб

Тип: docx

Выдержка из МКУБ

Источник: Ространснадзор

Дата публикации: 8 февраля 2017

Размер: 15.3 Кб

Тип: docx

Выдержка из МАРПОЛ

Источник: Ространснадзор

Дата публикации: 8 февраля 2017

Размер: 15.9 Кб

Тип: docx

Выдержка из Кодекса торгового мореплавания

Источник: Ространснадзор

Дата публикации: 8 февраля 2017

Размер: 31.2 Кб

Тип: docx

Размер государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в частности, в подпункт 92 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2015 размер государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, указанных в подпунктах 93 – 95, 110, 110.1, 134 настоящего пункта, составит:

— предоставление лицензии — 7 500 рублей;

— переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, — 3 500 рублей;

— переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях — 750 рублей;

— предоставление (выдача) дубликата лицензии — 750 рублей;

Информация в связи с вступившими в силу изменениями в постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»

24 августа 2016 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 № 778 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 2012 г. №193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте».

Произошли изменения и дополнения к составу и перечню представляемых соискателем лицензии/лицензиатом документов и в лицензионные требования положений о лицензировании деятельности на морском и внутреннем водном транспорте, основными из которых являются следующие:

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N623, требуется только в случае если указанные требования применяются к таким судам;

— изменены требования к должностному лицу, ответственному за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях/осуществляющему контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды. Для соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих деятельность с использованием маломерных судов, наличие такого должностного лица не является лицензионным требованием;

— вместо ссылки на статью 14 КВВТ и 25 КТМ (судовые документы) определен конкретный перечень судовых документов для каждого судна, в том числе для маломерного. Наличие пассажирского свидетельства является обязательным только для пассажирского судна;

— наличие у лицензиата соответствующего договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов не является лицензионным требованием;

— лицензионным требованием является наличие для каждого судна (за исключением маломерного судна) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 КВВТ.

— лицензионным требованием является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;

— лицензионным требованием является наличие для каждого судна, эксплуатируемого на ВВП, судового плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного статьей 39 КВВТ. Для морского транспорта требование о наличии судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней), применяется для судов, к которым применяются требования указанной Конвенции;

— лицензионным требованием является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов) документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии со статьей 121 КВВТ. Для морского транспорта новым лицензионным требованием является наличие для каждого судна вместимостью более чем 1000 свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, а также свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в соответствии со статьями 334, 335, 6 и 336.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

— лицензионным требованием является наличие для судна, осуществляющего международные перевозки, документа о соответствии судна, перевозящего опасные грузы, Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.

— при лицензировании деятельности по погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам лицензионным требованием является наличие у соискателя лицензии (лицензиата), эксплуатирующего береговые объекты, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители, плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее — План ЛРН) (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов). Таки образом наличие Плана ЛРН у соискателя лицензии (лицензиата), эксплуатирующего суда-бункеровщики, не является лицензионным требованием.

Реестры лицензиатов

Нормативные правовые акты и выдержки из нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования

к лицензируемым видам деятельности

  1. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

2. Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г.

№ 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта»;

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»;

7. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденный приказом Минтранса России

от 30 апреля 2013 № 160;

8. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденный приказом Минтранса России от 30 апреля 2013 № 158;

9. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденный приказом Минтранса России от 30 апреля 2013 № 156;

10. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденный приказом Минтранса России от 30 апреля 2013 № 152;

11. Выдержка из Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

12. Выдержка из Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

13. Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 13/11;

14. Выдержка из Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ);

15. Выдержка из Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обоснование возможности и эффективности круглогодичной перевозки пассажиров на речных переправах судами на воздушной подушке»

ВВЕДЕНИЕ

В начале 1980-х годов в Российской Федерации (РФ) на речных судах ежегодно перевозилось около 100 миллионов пассажиров, более четверти, которых доставлялось на скоростных судах . По данному показателю речной транспорт нашей страны в этот период уступал лишь Индии и Китаю. После приватизации предприятий речного транспорта резко сократились перевозки пассажиров на всех маршрутах. Если в 1990 г. было перевезено 90 млн. человек, в 2000 г. — 28 млн. человек, то в 2010 г. — 16 млн. человек. Следовательно, с переходом предприятий речного транспорта на рыночную экономику перевозки пассажиров снизились за 20 лет в 5,5 раз. За этот же период в РФ перевозки пассажиров транспортом общего пользования сократились в 2 раза, в том числе железными дорогами — в 3,1 раза, автобусами (включая маршрутное такси) — 2,2 раза, городским наземным электрическим транспортом — почти в 3 раза, метрополитенами — на 20%, а воздушным транспортом — на 40%. Как видим, речная транспортная отрасль по перевозкам пассажиров понесла наибольший ущерб, и возникает законный вопрос: нужны ли нашей стране перевозки пассажиров на регулярных линиях по внутренним водным путям (ВВП)? Такой «опыт» можно позаимствовать у Соединенных Штатов Америки, где по Великим озерам и рекам перестали ходить пассажирские суда на регулярных линиях, отменена статистика таких перевозок, т.к. они стали носить развлекательный характер — на яхтах и катерах, причем лишь на отдельных водных участках.

В то же время рынок пассажирских перевозок внутренним водным транспортом (ВВТ) в европейских странах значительно развивается, главным образом, в мегаполисах за счет переправ, внутригородских и пригородных перевозок, а также в индустрии туризма. При этом большая часть объема туристических услуг осуществляется так называемыми «водными такси»,

которыми пользуются не только миллионы туристов, но и жители городов, предпочитающие отдыхать и осматривать достопримечательности «с воды».

В европейских городах и странах подобные транспортные услуги на ВВТ составляют примерно 5% от общего объема перевозок пассажиров всеми видами транспорта. Причем в структуре эксплуатируемого флота доминируют маломерные суда — водные «трамвайчики», катера, лишь в последние годы стали использоваться скоростные суда (глиссеры и суда на подводных крыльях), отличающиеся сложностью в эксплуатации, высокими эксплуатационными расходами, в том числе на топливо.

Наиболее развит водный транспорт перевозок пассажиров и туристов в Нидерландах. В конце XX века в этой стране была принята специальная государственная программа «Общественный транспорт на воде» (голландское «Openbaar vervoer te water»). Перевозку пассажиров на водном транспорте обеспечивает огромная конкурентоспособная транспортная сеть, целью которой является улучшение качества обслуживания потребностей жителей страны и туристов. Семь основных каналов прорезают столицу Нидерландов, возраст которых уже более 500 лет! «Общественный транспорт на воде», как социально значимый транспорт, субсидируется из местного или федерального (государственного) бюджета, вместе с трамваями и автобусами.

Весьма интересен опыт Германии по разгрузке городских автомобильных дорог, параллельно которым идут водные пути. Так, власти Берлина по реке Шрее, которая протекает через центр столицы, пустили катера — водные «такси». Маршруты такси проходят по оживленным районам города, жители и гости столицы с удовольствием пользуются этим видом сообщения. С помощью «водное такси» можно попасть в любой район многомиллионного города.

«Водное такси» в Таиланде пользуется особой популярностью уже много веков. Многочисленные реки и каналы страны заполнены лодками и катерами, называемыми «водными маршрутками». Они быстро и маневренно двигаются по воде, вмещают и перевозят большое количество пассажиров. В последние годы появились здесь и скоростные суда, эксплуатируемые в основном на р. Чао Прайя .

В последние два десятилетия проблема перемещения населения в крупных городах обострилась не только в зарубежных странах, но и в РФ. Положение в стране усугубляется еще тем, что резко увеличивается количество автомобилей в личном пользовании (до 10% в год), а сеть автодорог и других транспортных коммуникаций остается почти неизменной. К примеру, в Нижнем Новгороде в личном пользовании имеется уже свыше 500 тыс. автомобилей. При вводе новых многоэтажных домов лишь в единицах из них имеются подземные гаражи, основная часть автомобилей заполонила весь город. Ежедневные многочисленные многочасовые «пробки» стали обычным, повседневным явлением для населения 1,5 миллионного города и его гостей. Заторы и аварии на автотрассах наблюдаются ежедневно, при этом положение ухудшается с каждым годом.

Во многих крупных городах РФ в навигационный период организуются водные переправы между городскими районами и большими населенными пунктами, расположенными на разных берегах рек или водохранилищ. Однако проблему городских заторов они, как правило, не решают, т.к. во-первых, речные суда ходят на немногих переправах и внутригородских маршрутах, следовательно, перевозят относительно немного пассажиров в течение светлого времени суток, а во-вторых, основные проблемы транспортной доступности возникают в холодный период года, когда снег, гололед и другие неблагоприятные факторы сужают габариты автомобильных дорог и осложняют, условия передвижения автотранспорта.

Мировой технический прогресс в области судостроения позволил разработать, построить и эксплуатировать такие типы судов, которые могут перевозить пассажиров по ВВП круглогодично. Это принципиально новый тип судов, с помощью которых перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте (ВВТ) можно осуществлять на постоянных переправах и маршрутах. Можно обеспечить потребности людей в транспортном сообщении на нашей огромной территории в условиях бездорожья, оторванности многих малых городов и небольших населенных пунктов от цивилизации мегаполисов и крупных производственных, научных, учебных и культурных центров.

На сегодня имеется два типа скоростных судов для возможных круглогодичных пассажирских перевозок — экранопланы и суда на воздушной подушке (СВП) .

Однако экранопланы для перевозок пассажиров на круглогодично работающих переправах (в пределах крупных городов) и внутригородских линиях нет возможности использовать с точки зрения безопасности: водные участки сравнительно невелики по протяженности, а минимальная скорость их эксплуатации — 150-200 км/ч. В навигационный период движение на водных путях в пределах города весьма напряжено, в том числе ввиду присутствия большого количества личных прогулочных лодок и катеров .

Таким образом, постоянная круглогодичная перевозка пассажиров на регулярных внутригородских переправах может быть решена только с помощью СВП, способных эксплуатироваться в дневное время, с движением как по воде, так и по льду или снегу. Опыт перевозок пассажиров на таких судах не только в летний, но и зимний период уже имеется в Н. Новгороде, Москве, Самаре и ряде других городов и регионах, в основном Сибири и Д. Востока . Однако в целом проблема их массового применения на регулярных линиях ВВП, в том числе на водных переправах, не решена, так как:

1. Не доказана зона их эффективного использования и конкурентного преимущества в сравнении с автотранспортом, железной дорогой и др.

2. Двигатели вводимых СВП весьма энергоёмки и поэтому велика себестоимость эксплуатации судов в сравнении с другими скоростными судами и автобусами.

3. Нет ясности в границе эффективности использования и обеспечении рентабельности их работы.

4. Нормативно-правовая база, регламентирующая перевозки пассажиров на переправах в навигационный период, не исследована — с точки зрения использования СВП при их круглогодичной эксплуатации на таких перевозках.

Эти и другие актуальные вопросы до сих пор не получили должного научного освещения и решения применительно к работе СВП. Следовательно, тема диссертации актуальна в теоретическом и практическом планах.

Однако по системным научным обоснованиям эффективности функционирования круглогодичных речных внутригородских переправ с использованием СВП, в логистической цепи доставки пассажиров, в сравнении с другими видами транспорта, исследований нет.

Задачами исследований являются следующие:

— изучение истории развития пассажирских перевозок на Волге и их государственного регулирования;

— исследование возможности обеспечения круглогодичной эксплуатации речных переправ в Волжском бассейне;

— формирование возможных типовых схем поездки пассажира «от двери до двери» с преодолением водного пути в крупных городах;

— создание методики определения временных и стоимостных показателей поездки пассажира «от двери до двери» с преодолением водного пути в крупных городах;

— разработка экономико-математической модели определения рациональной схемы поездки пассажира «от двери до двери» с преодолением водного пути в крупных городах;

— разработка экономико-математической модели определения оптимального типа СВП для преодоления водного пути (переправы).

— разработка предложений по совершенствованию нормативной базы коммерческого обеспечения качества, безопасности и эффективности круглогодичных перевозок пассажиров СВП на переправах.

— анализ коммерческо-правовых норм, регулирующих круглогодичные перевозки пассажиров на СВП и предложения по их совершенствованию.

Практическая значимость диссертационных исследований заключается в подготовке методик, необходимых для обоснования эффективного

круглогодичного использования СВП на водных переправах. Это позволит обоснованно и целеустремленно внедрять в речной отрасли СВП, обеспечивая увеличение пассажиропотоков на переправах, снизить нагрузку на автотранспорт и дороги приречных городов, повысить безопасность перевозок, уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с гибелью людей.

Объектом исследования являются паромные переправы на ВВТ с круглогодичным использованием СВП для перевозки пассажиров. В качестве базы прикладных исследований принята переправа Нижний Новгород — Бор и обратно.

Предметом исследования являются научно-методические положения и методы по обоснованию возможности и эффективности функционирования круглогодичных водных переправ с использованием СВП.

В диссертационном исследовании используются такие методы, как: системный и ситуационный подходы, логистика организации доставки пассажиров, качество и эффективность транспортной деятельности при перевозке пассажиров на круглогодично функционирующих внутренних переправах с использованием СВП .

1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СКОРОСТНЫХ СУДОВ

1.1. Состояние и перспективы пассажирских перевозок на речном транспорте в

России

Динамика перевозок пассажиров в РФ за 1970-2010 гг. (по объему перевозок и пассажирообороту), а также по Транспортной стратегии развития до 2030 года приведена соответственно в таблицах 1.1 и 1.2 .

Чтобы просмотреть динамику изменения удельного веса объемов перевозок по основным видам транспорта, представим данные таблицы 1.1 в виде графика (рисунок 1.1).

о4

са о а

о о сЗ

и

о

м

о

sa щ

а

и

а (в о О

100 90 80 70 60 50 40 30 20

и-£ i-i i-Ш-i ¡ы—

•железнодорожный

автобусный

городской

электрический

метрополитен

внутренний водный

морской

воздушный

1970 1980 1990 2000 2010 2020 2030 Год

Рисунок 1.1 — Динамика изменения удельного веса размеров перевозок пассажиров по основным видам транспорта

Данные таблицы 1.1 и рисунка 1.1 показывают, что:

• наибольший размер перевозок пассажиров в Российской Федерации (48 238 млн. чел.) осуществлен в 1990 году, т.е. до начала приватизации

Таблица 1.1 — Фактические и планируемые объемы перевозок пассажиров и пассаж ирооборо! в свете 1ранспортной

стратегии Российской Федерации на период до 2030 года

Инерционный путь раши1ин

Вил |ранснор1а Фактически Но Транспортной стратегии

1970 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2030 г.

Транспорт общего пользования всего, в том числе: 29109 406.1 22044 483,9 24144 609 24097 674 25858 840

1 Железнодорожный 2500 191,1 948 139.0 1369 184 1410 193 1440 202

2)автобусный 15053 100,1 13704 140,6 14438 160 14614 168 15361 190

3)городской электрический 8728 34,6 4285 13,9 4488 15,2 4114 14,1 4900 16

4 Метрополитен 2047 19.9 3294 42,4 3750 46,4 3830 47,2 3980 49.9

5)внутренний водный 117 4.8 16 0,8 28 1,3 31 1.4 39 1.8

6)морской 11 0,7 1.5 0.1 — — — — —

7)воздушный 45 54.9 59 147,1 70 202 99 250 138 380

транспортных отраслей и предприятий, перевода их на рыночные рельсы; с тех пор объемы перевозок уменьшились более чем в два раза;

• наибольший удельный вес в общем объеме перевозок пассажиров перевезено всего 16 млн. чел. или за 50 лет объем перевозок снизился в 7,3 раза, удельный вес стал составлять 0,07%.

Рисунок 1.2 — Динамика изменения пассажирооборота по основным видам

транспорта

Данные таблицы 1.2 и рисунок 1.2 показывают, что:

— наибольший пассажирооборот в РФ приходится на 1990 год, когда выполнено 791 млрд. п/км; в 2010 г. пассажирооборот упал до 483 млрд. п/км, т.е. составил 61,1% к 1990 году или сократился почти на одну треть;

Далее проанализируем изменение пассажирооборота различных видов транспорта страны (таблица 1.2 и рисунок 1.2).

Наибольший рост пассажирооборота наблюдался у воздушного транспорта за освоение перевозок за границу и на межрегиональных рейсах внутри страны, а местные авиаперевозки были практически прекращены. Тем не менее удельный вес пассажирооборота воздушного транспорта в 2010 году составил 30,2%, т.е. по сравнению с 1970 годом увеличился в 2,2 раза.

В 2010 г. на четвертое место по пассажирообороту вышел метрополитен (в 1970 г. его удельный вес составил 4,9%, а в 2010 г. — 8,8%).

На пятое место перешел городской электрический наземный транспорт, удельный вес пассажирооборота которого в 1970 г. составлял 8,5%, а в 2010 г. — 2,9%;

ВВТ по удельному весу пассажирооборота с 1970 года занимал предпоследнее место (на последнем — морской транспорт), причем идет явная тенденция его снижения в составе общего пассажирооборота (в 1970 г. удельный вес п/км составлял 1,2%, а в 2010 г.- 0,2%).

Таким образом, в такой огромной стране, как Российская Федерация, имеющей только в составе р. Волги 7 тыс. притоков, роль ВВТ в перевозке населения стала ничтожной.

Возникает законный вопрос: нужен ли ВВТ стране, может быть его нужно исключить из статистики, как сделано в США, где нет регулярных рейсов на реках и Великих озерах, но преобладают прогулочные рейсы любителей -туристов на своих лодках — яхтах. Развитие перевозок пассажиров на ВВТ, отражено в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.

Таблица 1.2 — Планируемые объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот в свете Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (инновационный путь развития)

Вид транспорта 2015 г. 2020 г. 2030 г.

Показатели по годам п, млн. чел. пкм, млрд. пкм п, млн. чел. пкм, млрд. пкм п, млн. чел. пкм, млрд. пкм

Транспорт общего пользования всего, в том числе: 25022 625 26064 747 29557 1164

1) железнодорожный 1380 189 1470 209 1590 231

2) автобусный 14994 168 15770 181 177767 264

3) городской электрический 4676 15,8 4646 15,9 5498 264

4) метрополитен 3856 — 4017 — 4418 18,7

5) внутренний водный 30 1,4 34 1,6 43 2,2

6) морской — — — — — —

7) воздушный 86 204 127 290 240 593

Прогнозируются показатели объема перевозок пассажиров и пассажирооборота на 2015 гг., 2020 и 2030 гг. (см. таблицу 1.2).

Данные таблицы 1.4 и расчеты показывают, что по сравнению с 1970 годом (таблица 1.1), когда были наибольшие объемы перевозок за рассматриваемый период:

— по всем видам транспорта общего пользования лишь в 2030 году объем перевозок пассажиров сравнится с аналогичным показателем за 1970 год;

— по всем видам транспорта общего пользования по пассажирообороту он увеличился примерно в 2,5 раза.

Однако по ВВТ Российской Федерации по Транспортной стратегии объемы перевозок пассажиров в 2030 году будут почти в три раза меньше, чем в 1970 году, а по пассажирообороту сократится примерно в 2,5 раза.

Обеспеченность населения транспортными услугами, особенно в северных районах, в Западной, Восточной Сибири и Приморье, крайне низкая. Альтернативы ВВТ в лице железнодорожного и автомобильного транспорта в этих регионах в стратегии заметно не просматривается . Поэтому нужно искать пути обеспечения в перевозках по ВВП, причем круглогодично, с использованием СВП и экранопланов . После приватизации речного транспорта резко сократились перевозки пассажиров на транзитных и местных линиях, большая часть пассажиров «ушла» на автомобильный транспорт. Скоростной флот является неконкурентоспособным, нерентабельным на большинстве пригородных и местных линиях по сравнению с автомобильным транспортом, вследствие чего стал в массовых случаях сниматься с линий и ставиться на холодный отстой .

Основным недостатком традиционно осуществляемых в стране речных пассажирских перевозок (транзитных, местных, пригородных или переправ) является их сезонность: полгода суда стоят в затонах, без движения . Нужны скоростные суда, которые могли бы конкурировать по скорости с автомобильным транспортом и работать круглогодично. Такие суда уже строятся серийно. Это, в первую очередь, СВП, имеющие скорость 50-70 км/ч, и экранопланы, имеющие скорость от 200 до 500 км/ч .

Для реализации «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», рассмотренной выше относительно перевозок пассажиров, решением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года №327-р утверждена

«Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» . Рассмотрим положения данных Стратегии относительно развития социально-значимых перевозок пассажиров, к которым относятся и перевозки пассажиров через водные пути (переправы) в приречных крупных городах и населенных пунктах.

В Стратегии, в частности, отмечается. «Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за период с 1980 по 2014 год снизился в 8 раз — с 103 до 12 млн. человек наряду с падением объемов перевозок в 90-х годах XX века произошло падение спроса на пассажирские перевозки внутренним водным транспортом из-за снижения платежеспособности спроса населения. В то же время в ряде регионов России сохраняется значимая роль ВВТ в транспортном обслуживании населения, прежде всего в регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Например, в Амурской области 84% населении я пользуются услугами этого вида транспорта, в Архангельской области — 77%, в Хабаровском крае — 55%, в Республике Коми — 47%, в Республике Саха (Якутия) — 26%, в Ханты-Мансийском автономный округе — Югре — 26%, а в Волгоградской, Ярославской и Самарской областях этот показатель составляет соответственно 45%, 72% и 30%. Однако стабильное обеспечение перевозок пассажиров ВВТ на социально значимых маршрутах требует поддержка органов государственного управления, прежде всего на региональном уровне.

Практически не реализуются потенциальные возможности для перевозки пассажиров в условиях перегруженных автомобильных дорог в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.

В Стратегии в качестве одной из главных целей развития ВВТ до 2030 года обозначено — обеспечение социальной функции по перевозке пассажиров».

«Достижение этой цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках ВВТ, обеспечение ценовой доступности услуг ВВТ, имеющих социальную значимость, а также доступности услуг для граждан в ограниченными возможностями… Индикаторами являются: — средний возраст пассажирского флота;

— объем перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах;

— количество построенных (реконструированных) причалов и других объектов инфраструктуру для пассажирских перевозок.

Индикаторы отражают основные характеристики уровня доступности и качества транспортных услуг ВВТ для населения, прежде всего на социально значимых маршрутах.

Для решения задачи развития перевозок пассажиров на социально значимых, в том числе скоростных маршрутах, предусмотрена реализация следующих мероприятий:

— разработка мер государственной поддержки перевозчиков, выполняющих социально значимые перевозки пассажиров;

— совершенствование законодательства в сфере социально значимых перевозок;

— строительство (реконструкция) с учетом бюджетов субъектов РФ и средств частных инвесторов речных пассажирских вокзалов, причалов, развитие инфраструктуры для обслуживания пассажиров;

— разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ развития речных пассажирских перевозок;

— разработка мер по финансированию строительства пассажирского флота при поддержке субъектов Российской Федерации».

Следует отметить, что в «Стратегии развития внутренненго водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» не затронуты вопросы развития круглогодичных перевозок пассажиров СВП, что очень перспективно и позволяют резко увеличить объемы перевозок пассажиров в стране на социально-значимых маршрутах, а также повысить качество их обслуживания. В свете рассмотренной Стратегии и вышеуказанного, тема исследований автора, поставленная цель и задачи, указанные во введении диссертации, представляются своевременными и весьма актуальными.

1.2. История и проблемы создания и эксплуатации отечественных скоростных

судов

Развитие судостроения тесно связано с решением весьма актуальной проблемы — повышение скорости движения судов. Эксплуатационные скорости водоизмещающих судов с учетом волнового сопротивления составляют предел для речных судов 20-25 км/ч, а для морских судов — до 50 км/ч. Резервы для увеличения скорости водоизмещающих судов за счет совершенствования размеров, форм и обводов корпусов, повышения мощности двигателей и эффективных в работе движителей (гребного колеса, винта и др.), к началу XX века оказались исчерпанными. Поэтому конструкторы обратились к идее подъема корпуса судна из воды к моменту достижения им скорости начала волнообразования с целью преодоления возрастающего сопротивления воды. В нормативных документах скоростными речными судами считаются суда, двигающиеся с эксплуатационной скоростью свыше 30 км/ч.. Краткая история создания отечественных скоростных пассажирских судов на подводных крыльях (СПК) приведена в таблице 1.3.

За создание и внедрение в народное хозяйство пассажирских СПК группе ведущих специалистов ЦКБ по СПК Р.Е. Алексееву, Н.А. Зайцеву, Л.С. Попову, А.И. Васину, Е.Е. Рябову и капитану Волжского объединенного речного пароходства В. Г. Полуэктову, испытывающего суда, в 1962 году была присуждена Ленинская премия.

Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов. На водных путях использовалось более 1000 катеров «Волга», сотни теплоходов «Ракета», десятки теплоходов «Комета», «Метеор» и «Беларусь» .

Советские суда на подводных крыльях успешно экспортировались во многие страны, в том числе в США, Англию, ФРГ. Технико-эксплуатационные характеристики выпускаемых ранее серийных судов приведены в таблице 1. 4.

Таблица 1.3 — Основные этапы в истории создания отечественных скоростных пассажирских судов на подводных крыльях

Время создания Название созданного судна Место создания и эксплуатации Эксплуатационные характеристики судна

1 2 3 4

1940 г. Глиссирующий Морской катер «Экспресс» СССР; линия Сочи — Сухуми Пассажировместимость 130 чел., скорость 80 км/ч

1949 г. Разработан первый отечественный проект речного пассажирского судна на подводных крыльях Кр. Сормово (Р.Е. Алексеев) Пассажировместимость 60 чел., скорость 70 км/ч

1957 г. Речной пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета» Кр. Сормово (Р.Е. Алексеев) Пассажировместимость 66 чел., скорость 65 км/ч

1958 г. Речной пассажирский теплоход на подводных крыльях «Метеор» Кр. Сормово (Р.Е.Алексеев) Пассажировместимость 128 чел., скорость 65 км/ч

1959 г. Морской пассажирский теплоход на подводных крыльях «Комета» Кр. Сормово (Р.Е. Алексеев) Пассажировместимость 118 чел., скорость 65 км/ч

1962 г. Речной пассажирский теплоход на подводных крыльях «Беларусь» Кр. Сормово (Р.Е. Алексеев) Пассажировместимость 40 чел., скорость 55 км/ч

1970 г. Морской пассажирский теплоход на подводных крыльях «Колхида» Кр. Сормово (Р.Е. Алексеев) Пассажировместимость 120 чел., скорость 60 км/ч

1970 г. Речной пассажирский теплоход на подводных крыльях «Восход» Кр. Сормово (Р.Е. Алексеев) Пассажировместимость 60 чел., скорость 60 км/ч

Суда на подводных крыльях типа «Волга», «Беларусь», «Чайка», «Ракета», и «Метеор» эксплуатировались и эксплуатируются на ВВП. Теплоходы «Комета», «Ласточка» и «Вихрь» используются в прибрежном морском плавании. В наибольшей степени сохранились СПК в Восточном регионе, в том числе: в Обь — Иртышском, Енисейском, Ленском и Амурском бассейнах (таблица 1.5).

Приказ Министерства транспорта РФ от 17 июня 2015 г. № 190

«Об утверждении Правил морской перевозки пассажиров»

1. Утвердить прилагаемые Правила морской перевозки пассажиров.

2. Признать не подлежащими применению на территории Российской Федерации Правила перевозки пассажиров, ручной клади и багажа и предоставления услуг на судах и в портах Министерства морского флота СССР, утвержденные Министерством морского флота СССР 28 февраля 1987 г.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Министр

М.Ю. Соколов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 сентября 2015 г.

Регистрационный № 38782

Правила морской перевозки пассажиров

(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 17 июня 2015 г. № 190)

1. Правила морской перевозки пассажиров (далее — Правила) разработаны в соответствии с Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года1 и главой IX Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»2 (далее — КТМ).

2. Настоящие Правила применяются при осуществлении международных морских перевозок пассажиров и их багажа, а также при осуществлении морских перевозок пассажиров и их багажа между морскими портами Российской Федерации на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (далее — перевозки).

3. Для повышения качества обслуживания перевозчики вправе устанавливать правила (стандарты) обслуживания пассажиров, а также выполнения перевозки3 (далее — правила перевозчика), которые не должны противоречить настоящим Правилам и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.

4. Пассажир обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, требования, касающиеся перевозки, а также связанные с пограничным, таможенным и другими видами контроля.

5. При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

II. Оформление перевозки пассажира и багажа

6. В соответствии со статьей 177 КТМ по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, при сдаче багажа и плату за провоз багажа.

7. Заключение договора морской перевозки удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.

Билет и багажная квитанция являются перевозочными документами и должны храниться у пассажира до окончания поездки.

8. При перевозке применяются настоящие Правила, правила перевозчика и тарифы за перевозку, которые действуют в день приобретения перевозочных документов.

9. Пассажир имеет право приобрести билет на любое пассажирское место при наличии на судне свободных пассажирских мест для проезда до любого пункта назначения по маршруту движения судна.

10. Перевозчиком размещается информация о названии портов, между которыми осуществляется перевозка, времени отправления из порта и прибытия судна в порт по маршруту перевозки, названии судна, а также изменения указанной информации в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов и на судах.

11. На каждого пассажира оформляется отдельный билет, который может быть оформлен в электронной или бумажной форме. Продажа билетов производится по количеству мест, имеющихся на судне.

12. Перевозочные документы проверяются при посадке пассажира на судно. Если оформление перевозочных документов осуществляется на судне, то их проверка может производиться при размещении пассажира на судне, в пути следования судна или при высадке пассажира с судна.

13. Оформление билета на международную морскую перевозку или перевозку между морскими портами Российской Федерации производится на основании документа, удостоверяющего личность пассажира.

Перевозчик обеспечивает передачу данных о пассажирах в автоматизированные централизованные базы персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оформление перевозочных документов по специальному или льготному тарифам производится на основании документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подтверждающих право пассажира на льготу или применение специального тарифа.

14. Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе, кроме паспорта, нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить4.

Дети в возрасте до двух лет перевозятся в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста.

Дети в возрасте от двух до четырнадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста, либо без сопровождения указанного пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.

Несопровождаемые дети в возрасте от двух до четырнадцати лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления о перевозке несопровождаемого ребенка. По письменной просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет.

Дети в возрасте старше четырнадцати лет могут перевозиться без сопровождения дееспособного совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации объявлен полностью дееспособным до достижения им восемнадцатилетнего возраста.

15. Возраст ребенка определяется на дату начала его перевозки от порта отправления, указанную в билете.

16. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы5 (далее — норма бесплатного провоза каютного багажа).

Норма бесплатного провоза каютного багажа устанавливается перевозчиком в зависимости от типа судна и не может быть менее 10 килограммов на одного пассажира.

17. Каютный багаж, превышающий норму бесплатного провоза каютного багажа, должен быть оплачен по тарифу за провоз багажа.

18. Если пассажиры следуют группой, то по желанию пассажиров перевозчик применяет к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза каютного багажа каждого из пассажиров.

19. При заключении договора морской перевозки пассажира перевозчик обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе:

о названии судна;

о нормах бесплатного провоза каютного багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, условиях перевозки багажа;

о тарифах за перевозку;

о настоящих Правилах;

о правилах перевозчика;

о фактическом перевозчике;

о месте и времени начала и окончания посадки пассажиров на судно;

о требованиях законодательства Российской Федерации, связанных с пограничным, таможенным и другими видами контроля по маршруту перевозки;

о договоре страхования ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также информацию о страховщике (его наименование, местонахождение, почтовый адрес, номер телефона);

об условиях обслуживания на судне.

20. Если билет был объявлен пассажиром утраченным либо билет неправильно оформлен или поврежден, то перевозчик обязан незамедлительно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора морской перевозки.

Если факт заключения договора морской перевозки будет установлен, то перевозчик осуществляет перевозку в соответствии с условиями заключенного договора морской перевозки и оформляет дубликат билета.

III. Посадка (высадка) и нахождение на судне пассажиров

21. Пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени и по указанному перевозчиком адресу прибыть для оформления багажа в случае необходимости выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным и другими видами контроля, а также к месту посадки на судно.

22. В порту перевозчик обеспечивает:

посадку (высадку) пассажиров на судно, доставку пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости;

оформление багажа, доставку багажа к месту стоянки судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту судна, а также выгрузку, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.

Перевозчик обязан обеспечить организованное и безопасное осуществление посадки (высадки) пассажиров, а также контроль за выходом пассажиров на берег и возвращением их на судно в портах по маршруту перевозки.

23. Очередность посадки и высадки пассажиров, а также возможность нахождения на судне провожающих/встречающих устанавливается перевозчиком.

24. Начинать посадку и высадку пассажиров у причала разрешатся только после полной ошвартовки судна и установки трапа. При этом посадка пассажиров на судно осуществляется после высадки пассажиров.

25. Доставка пассажиров и багажа на берег с судна, стоящего на рейде, а также с берега на судно, стоящее на рейде, обеспечивается в соответствии с требованиями по безопасности мореплавания, установленными Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним6. Стоимость такой доставки входит в стоимость перевозки.

26. После посадки на судно пассажиры должны быть проинформированы:

о порядке пользования пассажирскими помещениями;

о схеме расположения помещений судна, предназначенных для использования пассажирами;

о правилах поведения пассажира на борту судна;

о порядке использования и местонахождении спасательных индивидуальных и коллективных средств, порядке эвакуации пассажиров;

о времени работы судовых пунктов обслуживания пассажиров;

о месте выдачи багажа в порту назначения.

27. Информация на судне должна передаваться на русском языке. Дополнительно по усмотрению перевозчика информация может передаваться и на других языках.

28. Пассажир обязан иметь при себе:

перевозочные документы, а при наличии права на приобретение перевозочных документов по специальным или льготным тарифам и документы, подтверждающие такое право;

документы, удостоверяющие личность пассажира.

При осуществлении перевозки с пересечением государственной границы Российской Федерации пассажир предъявляет перевозчику визу или иные документы, определенные Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

29. Перевозчик обязан заблаговременно объявить пассажирам о подходе судна к причалу для высадки с указанием продолжительности стоянки в случае остановки в промежуточном порту.

30. О прибытии судна в порт с опозданием и сокращении продолжительности стоянки перевозчик обязан заблаговременно оповестить пассажиров посредством звуковой и/или визуальной информации.

31. В соответствии с пунктом 3 статьи 67 КТМ капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

32. В случае если пассажир нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, и при этом дальнейшая поездка пассажира опасна для него самого или окружающих, капитан судна обязан зайти в ближайший порт, где имеется медицинское учреждение.

О снятии такого пассажира с судна составляется акт за подписями представителя перевозчика, судового медика (при наличии) и представителя администрации морского порта, а также делается отметка в билете. При этом пассажир имеет право на возврат платы в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.

Багаж покинувшего судно пассажира по его желанию выгружается в том порту, где был снят пассажир, или в пункте назначения. При этом пассажир имеет право на возврат платы за перевозку багажа в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка багажа не была осуществлена.

33. Пассажир, опоздавший на судно или отставший от него в пути следования, может продолжить поездку на этом судне до порта назначения из любого порта захода по маршруту движения судна, где ему представится возможность возвратиться на это судно. При этом пассажиру не возмещаются затраты, связанные с его отсутствием на судне.

34. Если по вине перевозчика пассажиру не предоставлено место согласно билету, ему должно быть предоставлено при его согласии другое место на этом же судне. При отсутствии такого согласия или места на судне перевозчик должен по требованию пассажира предоставить ему место на другом судне.

35. Перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки, место посадки и (или) высадки пассажира, если такие действия необходимы вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в пункте отправления, пункте назначения или в пути следования по маршруту перевозки, а также вследствие других обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В случаях, указанных в настоящем пункте, перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.7

IV. Перевозка багажа и каютного багажа

36. При оформлении багажа пассажир обязан предъявить перевозчику для взвешивания багаж и каютный багаж, предназначенный для перевозки.

37. Каютный багаж пассажира должен размещаться на отведенных местах или у пассажира, не создавая неудобств для других пассажиров.

38. Забота о сохранности каютного багажа лежит на пассажире. Перевозчик несет ответственность за повреждение или утрату каютного багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Багаж перевозится на том судне и тем рейсом, на котором осуществляется перевозка. По соглашению пассажира с перевозчиком багаж может быть перевезен на другом судне, имеющем остановку в пункте назначения пассажира.

40. Не допускаются к перевозке в качестве багажа и каютного багажа предметы, которые могут причинить вред судну, лицам или имуществу, находящимся на судне, а также предметы и вещества, перевозка которых в качестве багажа и каютного багажа запрещена законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

41. Багаж должен иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения судна, багажа других пассажиров или иного имущества.

42. Багаж, имеющий внешние повреждения, которые не влияют на его сохранность при перевозке и не могут причинить вред пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повредить судно, багаж других пассажиров или иное имущество может быть принят к перевозке с согласия перевозчика.

43. На каждое место багажа перевозчик или уполномоченная перевозчиком организация прикрепляет наклейку или навешивает бирку с указанием на ней фамилии, имени и адреса владельца багажа, порта отправления, порта назначения, информации о перевозчике, наименовании судна.

45. Багаж со стеклом должен иметь внутреннюю упаковку, гарантирующую целостность стекла при погрузке и выгрузке, а также специальную маркировку: «Стекло».

46. Багаж со скоропортящимися продуктами (мясные, рыбные, молочные, овощи, фрукты, сыворотки и другие виды скоропортящихся продуктов) принимается для перевозки при условии, что срок их годности превышает срок доставки в пункт назначения.

47. Пассажир производит оплату стоимости перевозки багажа при его оформлении, исходя из фактического веса багажа. После оплаты и в подтверждение приема багажа пассажиру выдается багажная квитанция, а в билете делается отметка «Багаж».

За порчу сданных в багаж скоропортящихся продуктов в результате естественных микробиологических процессов перевозчик ответственности не несет.

48. Багаж выдается пассажиру при предъявлении багажной квитанции.

49. В случае утраты багажной квитанции багаж выдается пассажиру на основании письменного заявления и предъявления доказательств, что багаж принадлежит ему.

50. Пассажир обязан в порту назначения, указанном в билете, забрать с собой размещенные на судне багаж и каютный багаж. Выдача багажа производится в порту, до которого багаж был принят к перевозке.

51. С момента сдачи багажа к перевозке и до момента его выдачи доступ пассажира к багажу запрещается.

52. При необходимости получить багаж в промежуточном пункте маршрута пассажир должен заблаговременно проинформировать об этом представителя перевозчика на судне.

53. Багаж, не полученный пассажиром по прибытии судна в порт назначения, хранится перевозчиком или уполномоченным перевозчиком лицом. Расходы за хранение багажа возмещаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

54. Во всех случаях обнаружения забытых или утерянных вещей пассажира на судне составляется опись таких вещей.

По указанию капитана судна забытые или утерянные вещи передаются лицу, уполномоченному для этих целей перевозчиком, в ближайшем по маршруту следования судна порту. Передача осуществляется по составленной описи.

55. Если перевозчик не выдал пассажиру багаж в порту назначения, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору морской перевозки пассажира, на предъявленной пассажиром багажной квитанции лицом, уполномоченным перевозчиком, делается отметка «Багаж не прибыл», заверяемая его подписью с указанием даты.

По письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочных документов, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску багажа.

Если багаж найден, то перевозчик уведомляет пассажира и обеспечивает доставку его багажа в порт назначения согласно договору морской перевозки пассажира или по требованию пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

V. Порядок оформления документа о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах

56. Документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах (далее — документ о произошедшем событии) составляется для получения страхового возмещения (части страхового возмещения) по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров (далее — договор обязательного страхования).

57. Документ о произошедшем событии составляется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком.

58. Для получения документа о произошедшем событии выгодоприобретатель8, его законный представитель или представитель, действующий на основании доверенности (далее — представитель), представляет перевозчику или лицу, уполномоченному перевозчиком, следующие документы:

1) письменное заявление, составленное в произвольной форме, с указанием следующих сведений:

фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира, жизни, здоровью или имуществу которого причинен вред;

фамилия, имя, отчество (при наличии) выгодоприобретателя (если он не потерпевший), его представителя;

характер причиненного вреда (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу);

дата, время и место наступления произошедшего события;

2) документ, удостоверяющий личность выгодоприобретателя;

3) документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;

4) перевозочные документы пассажира (при наличии). Если перевозочные документы были объявлены утраченными либо повреждены, то перевозчик обязан незамедлительно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора перевозки.

Если будет установлено, что договор морской перевозки пассажира был заключен, то перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, составляет документ о произошедшем событии.

59. Документ о произошедшем событии оформляется в отношении каждого потерпевшего. По заявлениям нескольких выгодоприобретателей (представителей) в отношении одного потерпевшего может быть выдано несколько документов о произошедшем событии.

60. Документ о произошедшем событии содержит следующую информацию:

дата, время, место составления;

вид транспорта, название судна и иные признаки, идентифицирующие транспортное средство (при наличии);

полное наименование перевозчика в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

фамилия, имя, отчество потерпевшего (при возможности установления);

место и время произошедшего события;

описание произошедшего события и его обстоятельств;

характер вреда, причиненного пассажиру (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу), с описанием видимых повреждений при возможности установить указанные повреждения визуально;

информация о свидетелях (при наличии) с указанием контактной информации;

подпись, фамилия, инициалы лица, уполномоченного перевозчиком, заверенные печатью перевозчика или лица, уполномоченного перевозчиком.

61. Выгодоприобретатель (его представитель) представляет перевозчику оригиналы или копии документов, указанных в пункте 58 главы V настоящих Правил.

В случае представления копий документов перевозчик вправе запросить подлинники этих документов для подтверждения верности представленных копий. При представлении оригиналов документов перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, в случае необходимости за свой счет снимает с них копии и незамедлительно возвращает оригиналы документов представившему их лицу, за исключением заявления.

62. Перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, не вправе требовать от выгодоприобретателя (представителя) представления документов, не предусмотренных пунктом 58 настоящих Правил.

63. Факт получения документа о произошедшем событии удостоверяется подписью выгодоприобретателя (представителя).

VI. Отказ от договора морской перевозки пассажира

64. Пассажир вправе до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки пассажира9.

Положения пункта 35 настоящих Правил не затрагивают право пассажира отказаться от договора морской перевозки пассажира10.

65. В случае, если пассажир отказался от договора морской перевозки пассажира не позднее чем за 24 часа до отхода судна, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора морской перевозки пассажира вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам, пассажиру возвращается вся плата за проезд и плата за провоз багажа.

66. Отказ от договора морской перевозки пассажира заявляется пассажиром перевозчику либо его уполномоченному представителю.

67. Возврат платы за перевозку производится перевозчиком в пунктах продажи билетов, а также в иных местах, предусмотренных правилами перевозчика.

68. В соответствии со статьей 184 КТМ перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от перевозчика обстоятельств:

1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна;

2) блокада пункта отправления или пункта назначения;

3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора перевозки;

4) привлечение судна для государственных нужд;

5) гибель судна или его захват;

6) признание судна непригодным к плаванию.

При отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращается вся плата за провоз пассажира и плата за провоз багажа, после начала рейса — их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка не была осуществлена.

Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении обстоятельств, предусмотренных настоящим пунктом, обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.

69. Возврат платы производится на основании неиспользованных (частично использованных) перевозочных документов пассажиру при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или уполномоченному представителю при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих право на получение платы. В случаях, если возврат платы связан с болезнью пассажира, дополнительно предъявляется медицинский документ, подтверждающий факт болезни пассажира.

1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1983 г. № 9064-Х «О присоединении СССР к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года» (Ведомости Верховного Совета СССР от 13 апреля 1983 г., № 15, ст. 222).

5 Пункт 2 статьи 181 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».

6 Приказ Минтранса России от 20 августа 2009 г. № 140 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2009 г., регистрационный № 14863) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 22 марта 2010 г. № 69 (зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2010 г., регистрационный № 17054).

7 В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».

8 В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» выгодоприобретателем является потерпевший, здоровью и (или) имуществу которого причинен вред. При причинении вреда жизни потерпевшего выгодоприобретателями в отношении возмещения необходимых расходов на погребение признаются лица, фактически понесшие такие расходы, а в отношении остальной части страхового возмещения — граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан — супруг, родители, дети умершего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 25, ст. 3257; 2013, ст. 30 (ч. 1), ст. 4084, № 49 (ч. 1), ст. 6333; 2014, № 45, ст. 6154).

9 Пункт 1 статьи 183 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».

10 В соответствии с пунктом 2 статьи 185 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».