Лицензия для образовательной деятельности

Содержание

Директор едет на курсы повышения квалификации по образовательной деятельности в объеме 12 часов. Вопрос: Организации проводящей такие курсы нужна лицензия?

Сообщаю Вам следующее:

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе, образовательная деятельность. Порядок лицензирования образовательной деятельности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности и применяется с учетом особенностей, установленных ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Исчерпывающий перечень услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, приведен в Приложении к «Положению о лицензировании образовательной деятельности».

Лицензированию подлежат дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации.

На основании изложенного, считаем, что если проводятся курсы продолжительностью менее 16 часов и они не завершаются итоговой аттестацией, то данная деятельность не может рассматриваться как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и не подлежит лицензированию.

Обоснование

Документ 1.

  1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);

Документ 2.

Не требуется получение лицензии

— образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения семинаров, консультаций и разовых лекций. Исчерпывающий перечень услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, приведен в Приложении к Положению.

Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности {КонсультантПлюс}

Документ 3.

Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 18.01.2018) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») {КонсультантПлюс}

Документ 4.

ст. 76, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

Документ 5.

Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» {КонсультантПлюс}

Документ 6.

минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» {КонсультантПлюс}

Документ 7.

В соответствии с пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Таким образом, указанная в вопросе образовательная деятельность не может относиться к дополнительному профессиональному образованию.

<Письмо> Минобрнауки России от 07.05.2014 N АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» (вместе с «Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования») {КонсультантПлюс}

Документ 8.

Сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

На основании вышеизложенного организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объем меньше 16 академических часов или их объем более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы, нельзя рассматривать как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации

Статья: Повышение квалификации педагогических работников (Зернова И.) («Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 12) {КонсультантПлюс}

Дополнительная подборка материалов по запросу:

Вопрос: …Организация проводит однодневные семинары. Подлежит ли данная деятельность лицензированию с 1 сентября 2013 г.? (Консультация эксперта, 2014) {КонсультантПлюс}

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Четвертных Светлана Юрьевна

Ответ актуален на 09.07.2018.

Вопрос недели: Нужна ли лицензия для организации, проводящей курсы повышения квалификации по образовательной деятельности?

Департамент надзора и контроля в сфере образования информирует:

Вопрос: Какими нормативными правовыми актами регламентируется порядок лицензирования образовательной деятельности.

Ответ: Порядок лицензирования определен:

— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966;

— Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 №244;

— Положением о департаменте надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, утвержденное приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 11.02.2014 № 612/14.

Вопрос: Что подлежит лицензированию

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензированию подлежит образовательная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом ее особенностей. Департамент осуществляет лицензирование по видам образования:

  1. Общее образование (уровни: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование);
  2. Профессиональное образование (среднее профессиональное образование);
  3. Профессиональное обучение;
  4. Дополнительное образование (подвиды: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование).

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона № 273 – ФЗ образовательная деятельность это деятельность по реализации образовательных программ. Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 273 – ФЗ).

Вопрос: Подлежит ли лицензированию проведение лекций, мастер классов, стажировок, семинаров.

Ответ: Исчерпывающий перечень услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, приведен в Приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966. Услуги по проведению семинаров, конференций, консультаций и разовых лекций в нем не определены. Таким образом, указанная деятельность (услуга) не подлежит лицензированию.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством образовательная деятельность в форме семинаров лекций, мастер классов, стажировок подлежит лицензированию и является одной из форм реализации образовательных программ.

Вопрос: Где можно взять форму заявления и прилагаемых документов о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам.

Ответ: Формы заявлений и прилагаемых документов утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 24.12.2014 №7625/14 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством образования и науки Республики Татарстан в процессе лицензирования образовательной деятельности» и размещены на сайте http://obrnadzor.tatarstan.ru/rus/obracidocumlic.html (Деятельность – Государственные услуги – Лицензирование образовательной деятельности – Прием документов).

Вопрос: Реквизиты оплаты государственной пошлины при осуществлении лицензирования

Ответ: За предоставление или переоформление лицензии (приложения к лицензии), предоставление временной лицензии, а также за выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации:

предоставление лицензии — 7 500 рублей;

переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, — 3 500 рублей;

переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях — 750 рублей;

предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности — 750 рублей;

предоставление (выдача) дубликата лицензии — 750 рублей.

Государственная пошлина не уплачивается заявителем в случае внесения изменений в документ, выданный в результате предоставления государственной услуги, направленный на исправление ошибок, допущенных по вине уполномоченного органа.

Государственная пошлина за предоставление государственной услуги уплачивается заявителем перечислением.

Реквизиты для перечисления государственной пошлины:

УФК по РТ (л/с 04112001080 Министерство образования и науки РТ)

ОКТМО 92701000

ИНН 1654002248

КПП 165501001

БИК 049205001

р/с 40101810800000010001

Отделение — НБ Республика Татарстан

420111, г. Казань, ул. Кремлевская, 9

Назначение платежа:

КБК 708 108 07082 01 1000 110, наименование образовательного учреждения, за что (лицензирование).

Государственная пошлина уплачивается заявителем до подачи им в уполномоченный орган заявления о предоставлении государственной услуги.

Копия лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии, а также сведения о конкретной лицензии предоставляются уполномоченным органом бесплатно.

Вопрос: Какими органами осуществляется лицензирование образовательной деятельности. Компетенция Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части лицензирования образовательной деятельности.

Ответ: Лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п. 3 Положения о лицензировании).

Разделение компетенций по лицензированию образовательной деятельности организаций между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пп. 24 ст. 28, пп.3 п. 1 ст. 2 Закона «Об образовании», п. 5.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300)

№ п/п

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Российские образовательные учреждения дошкольного образования, расположенные за пределами территории Российской Федерации

Образовательные учреждения дошкольного образования, расположенные на территории субъекта Российской Федерации

Российские общеобразовательные учреждения, расположенные за пределами территории Российской Федерации

Образовательные учреждения общего образования, расположенные на территории субъекта Российской Федерации

Российские образовательные учреждения дополнительного образования детей, расположенные за пределами территории Российской Федерации

Образовательные учреждения дополнительного образования детей, расположенные на территории субъекта Российской Федерации

Российские образовательные учреждения начального профессионального образования, расположенные за пределами территории Российской Федерации

Образовательные учреждения начального профессионального образования, расположенные на территории субъекта Российской Федерации

Федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации*

Образовательные учреждения среднего профессионального образования, за исключением федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации

Образовательные учреждения высшего профессионального образования

Образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы

Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, реализующие образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования

Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, за исключением реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования;

Научные организации

Иные организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки

Лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой в филиале организации, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществляется лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, к компетенции которого отнесено лицензирование образовательной деятельности этой организации.

Лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой в филиале организации, расположенном за пределами территории Российской Федерации, осуществляется лицензирующим органом, к компетенции которого отнесено лицензирование образовательной деятельности этой организации.

Вопрос: Какая образовательная деятельность не подлежит лицензированию.

Ответ: Согласно п. 4 Положения о лицензировании образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

Вопрос: Возможно ли ведение образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного профессионального образования общественными организациями.

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона «Об образовании» реализация таких программ предусмотрена в образовательных учреждениях и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии и посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Согласно п. 9 ст. 12 Закона «Об образовании» права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Таким образом, если основной уставной целью общественной организации является образовательная деятельность, то при наличии соответствующей лицензии она может осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного образования.

Вопрос: Возможно ли ведение образовательной деятельности коммерческими организациями.

Ответ: В соответствии со ст. 21 Закона «Об образовании» профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Перечень профессий для организации профессиональной подготовки рабочих утвержден приказом Минобразования России от 29.10.2001 № 3477 и приказом Минобрнауки России от 01.04.2011 № 1440.

Таким образом, коммерческие организации (открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.) при наличии образовательного подразделения и соответствующей лицензии, могут осуществлять подготовку по образовательным программам профессиональной подготовки.

Научной организацией может быть и коммерческая организация, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников, и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

Научные организации при наличии лицензии могут осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам послевузовского (ст. 25 Закона «Об образовании»), дополнительного профессионального образования (ст. 26 Закона «Об образовании») и по образовательным программам профессиональной подготовки (ст. 21 Закона «Об образовании»).

Вопрос: По каким формам представляются заявления о предоставлении лицензии (временной лицензии), переоформлении лицензии и справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам.

Ответ: Заявление о предоставлении лицензии (временной лицензии), переоформлении лицензии и справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам представляются по формам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателями лицензий для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 29.10.2009, регистрационный № 15149).

Вопрос: Форма лицензии и приложения к лицензии.

Ответ: Форма лицензии и приложения к лицензии утверждены приказом Рособрнадзора от 06.04.2010 № 792 «Об утверждении форм бланков лицензии на право ведения образовательной деятельности и приложений к ней» (зарегистрирован Минюстом России 05.05.2010, регистрационный № 17115).

Указанный приказ действует в части, не противоречащей Закону «Об образовании», Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положению о лицензировании.

Вопрос: Какие документы на осуществление образовательной деятельности выдаются филиалам образовательных учреждений.

Ответ: Лицензия имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные Положением о лицензировании.

По каждому филиалу образовательного учреждения, научной организации или иной организации оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала (п. 6 ст. 33.1 Закона «Об образовании»).

Вопрос: Реквизиты оплаты государственной пошлины при осуществлении лицензирования Рособрнадзором.

Ответ: Государственная пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается в размерах, предусмотренных пп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, л/сч 04731000770)
ИНН 7701537808
КПП 770201001
р/сч. № 40101810800000010041 в Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г.Москва 705
БИК 044583001
ОКАТО 45286570000
КБК 07710807081010000110

Вопрос: Документы, представляемые образовательным учреждением для получения лицензии

Ответ: Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются документы, определенные пунктом 8 Положения о лицензировании.

Формы заявления и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам определены приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателями лицензий для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 29.10.2009, регистрационный № 15149).

Вопрос: Представляются ли для получения лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, соискателем лицензии или лицензиатом копии документов, подтверждающих наличие условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием, объектами физической культуры и спорта.

Ответ: Положение о лицензировании не указывает на необходимость предоставления соискателем лицензии или лицензиатом для получения лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, копий документов, подтверждающих наличие условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием, объектами физической культуры и спорта.

В соответствии с п. 12 Положения о лицензировании требовать от соискателя лицензии или лицензиата представления документов, не предусмотренных Положением о лицензировании, запрещается.

Вопрос: Порядок переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензиата.

Ответ: Основания для переоформления лицензии указаны в пункте 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Изменение наименования лицензиата (в том числе в случае создания образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения, установления иного государственного статуса образовательного учреждения) в соответствии с пп.3 п. 9 статьи 33.1 Закона «Об образовании» является основанием для переоформления лицензии.

В соответствии с п.10 Положения о лицензировании для переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензиат представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «е» — «з» пункта 8 Положения.

Форма заявления определена приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателями лицензий для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 29.10.2009, регистрационный № 151).

Вопрос: Документы, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам.

Ответ: Документами, свидетельствующими о наличии иного законного основания для использования указанных объектов недвижимости, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности, являются: договор аренды, договор безвозмездного пользования, свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления, свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения.

Вопрос: Порядок переоформления лицензии в связи с вступлением в действие с 01.01.2011 приказа Минобрнауки России от 20.03.2009 № 59 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников» (зарегистрирован Минюстом России 20.03.2009, регистрационный № 13561).

Ответ: Научные специальности послевузовского профессионального образования (аспирантуры), введенные в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 № 59 «Об утверждении номенклатуры специальностей научных работников» (зарегистрирован Минюстом России 20.03.2009, регистрационный № 13561), вносятся в приложение к лицензии как новые образовательные программы.

Порядок лицензирования в настоящее время определен Положением о лицензировании.

Для переоформления лицензии в связи с необходимостью дополнения ее сведениями о новых образовательных программах лицензиат представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются документы, определенные пунктом 8 Положения о лицензировании.

Формы заявления и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам определены приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателями лицензий для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 29.10.2009, регистрационный № 151).

Вопрос: Переоформление лицензии в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты по образовательным программам начального, среднего и высшего профессионального образования.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона «Об образовании» при утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий и направлений подготовки (специальностей) или в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию.

При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.

Соответствие между ранее действующими перечнями и новыми перечнями установлены по образовательным программам начального образования — приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 740 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 16261), среднего профессионального образования — приказом Минобрнауки России от 28.12.2009 № 835 (зарегистрирован Минюстом России 10.02.2010, регистрационный № 163460) и высшего профессионального образования приказом Минобрнауки России от 17.02.2011 № 201 (зарегистрирован Минюстом России 20.05.2011, регистрационный № 20824).

Таким образом, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования вправе осуществлять образовательную деятельность по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие указанными выше приказами, на основании имеющейся лицензии до окончания срока их действия.

Однако, в соответствии с пп. 5 п. 9 ст. 33.1 Закона «Об образовании» изменение наименований образовательных программ, указанных в приложении к лицензии является основанием для переоформления лицензии.

Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования могут для переоформления лицензии в случае изменения наименований образовательных программ, указанных в приложении к ней, представить в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, с приложением документов, определенных пунктом 11 Положения о лицензировании.

Форма заявления определена приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателями лицензий для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (зарегистрирован Минюстом России 29.10.2009, регистрационный № 151).

Вопрос: Порядок переоформление лицензии на бессрочную лицензию.

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 33.1 Закона лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные до 01.01.2011, сохраняют свое действие до истечения, указанного в них срока.

Переоформление лицензии, выданной до 01.01.2011, на бессрочную лицензию осуществляется при отсутствии оснований для переоформления лицензии, установленных в пункте 9 статьи 33.1 Закона «Об образовании» в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» на основании заявления лицензиата.

При этом заявление и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не менее чем за 10 дней до окончания срока действия лицензии.

Обращаем также внимание на то, что законодательство Российской Федерации в сфере образования не устанавливает порядок переоформления лицензии, выданной ранее филиалу образовательного учреждения или научной организации, с установленным сроком действия на бессрочную без соответствующего переоформления лицензии, выданной образовательному учреждению или научной организации.

Вопрос: Переоформление лицензии в связи с реорганизацией образовательного учреждения в форме присоединения к нему юридического лица.

Ответ: В соответствии с пп. 2 п. 9 ст. 33.1 Закона «Об образовании» реорганизация образовательного учреждения, научной организации или иной организации в форме присоединения к ним юридического лица, в случае наличия лицензии у присоединенного юридического лица является основанием для переоформления лицензии.

Для переоформления лицензии в соответствующий лицензирующий орган представляется заявление (приложение 1 к приказу Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323) и комплект документов в соответствии с п. 10 Положения о лицензировании.

Вопрос: Об особенностях реализации дистанционных образовательных технологий.

Ответ: В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании» использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий (ДОТ), отнесено к компетенции образовательного учреждения.

В этой связи образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном Минобрнауки России.

Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2005, регистрационный № 6862) (далее – Порядок).

Согласно п. 4 Порядка образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Порядок не предусматривает использование ДОТ при проведении итоговой аттестации, в том числе государственной итоговой аттестации.

Норматив площади учебно-лабораторных помещений, приходящихся на одного обучающегося, приведенного к очной форме обучения, в зависимости от профиля образовательных программ и применяемых ДОТ утвержден распоряжением Минобрнауки России от 26.08.2003 № 985-24.

Вопрос: Подготовка водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Ответ: Обучение водителей транспортных средств различных категорий, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, по программам, которые утверждены приказом Минобрнауки России от 18.08.2010 № 866 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», осуществляется в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций, имеющих лицензию на осуществления образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств (письмо Минобрнауки России от 11.11.2010 № ИБ-262/12 «Об оказании содействия при лицензировании программ подготовки водителей со спецсигналами»).

Образовательная программа «00073 Водитель транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» относится к образовательным программам профессиональной подготовки и включена в Перечень профессий профессиональной подготовки, утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.04.2011 № 1440 «Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки» (зарегистрирован Минюстом России 11.05.2011, регистрационный № 20708).

В соответствии со ст. 21 Закона «Об образовании» профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

  • Учредительные документы организации или учреждения (скан),
  • Свидетельство о регистрации в качестве юридического лица и присвоении ОГРН,
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет и присвоении ИНН,
  • Штатное расписание,
  • Учебный план по каждой образовательной программе, заявленной к лицензированию (мы предоставляем канву и помогаем в заполнении),
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии оснащенных зданий, помещений и территорий,
  • Заключение Роспотребнадзора,
  • Заключение МЧС о пригодности помещений, используемых для проведения образовательного процесса, для некоммерческих организаций (НКО),
  • для учреждений дополнительного образования — структура профессиональных программ по каждому направлению,
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления,
  • доверенность организации (если документы сдает уполномоченное лицо организации),
  • утвержденное в установленном порядке Положение о структурном подразделении образовательной организации (для научной организации или организации, имеющей образовательное подразделение),
  • утвержденное в установленном порядке Положение о филиале (нотариально заверенная, для соискателей лицензий, имеющим филиал или филиалы),
  • документ, подтверждающий проведение экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (для соискателей лицензии, арендующих помещения для организации учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющегося объектом социальной инфраструктуры для детей),
  • представление руководства религиозной организации (для образовательного учреждения, созданного религиозной организацией или входящей в ее структуру),
  • опись документов, представленных для получения лицензии.

Образовательная деятельность требует повышенного внимания со стороны государства. Лицензирование образовательной деятельности — это обязательное условие для тех, кто хочет заниматься обучением и вести образовательную деятельность. Даже повышение квалификации требует получения лицензии, которая позволяет исключить предоставление неквалифицированных образовательных услуг, а в случае нарушения требований лицензии — остановить их. Лицензия на образовательную деятельность — это документ, который выдает Минобразование субъекта РФ, чтобы вести учет образовательных организаций и учреждений, контролировать их работу.

Законодательная база лицензирования образовательной деятельности

Все образовательные организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны иметь разрешение на предоставление своих услуг. Выдача лицензии на образовательную деятельность осуществляется на основании специального Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Осуществление образовательной деятельности до получения лицензии влечёт нарушение закона и может обернуться негативными последствиями, как для организации, так и для ее руководителей. За работу без лицензии предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, в том числе — с возвратом полученного дохода в пользу государства.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности привязывается как к юридическому адресу организации, так и, в случае осуществления образовательной деятельности по обучению детей и взрослых, к адресу осуществления лицензируемой деятельности. Она действует бессрочно, но требует переоформления в случае смены адреса или названия. Лицензия – необходимое основание для предоставления услуг и получения предусмотренных льгот и субсидий (например, в случае обучения социально незащищённых слоёв общества). На основании лицензии образовательное учреждение приобретает права, обязанности и статус, а также несет ответственность за свою работу перед государством. А Рособрнадзор или профильный Департамент Минобрнауки контролируют его работу.

Какие организации могут заниматься образовательной деятельностью

В соответствии с законом обучать граждан с выдачей документов об обучении или образовании, имеют право только образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Один из способов государства осуществить контроль за их работой – предоставление лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

Вести образовательную деятельность вправе:

  1. Организации, осуществляющие социальное обслуживание, в т.ч. детей.
  2. Организации, обучающие по программам магистратуры, ординатуры, профессионального и дополнительного обучения, а также ведущие подготовку научно-педагогических кадров.
  3. Дипломатические представительства и консульства.
  4. Юридические лица, осуществляющие обучение по образовательным программам дополнительного профессионального, школьного и дошкольного обучения.

Для осуществления этой деятельности на основании лицензии образовательного учреждения в структуре компании создается специальное подразделение — учебный центр.

Кто выдает лицензии на образование?

Заниматься обучением можно на основании образовательной лицензии для организаций. Лицензирование осуществляется по:

  • уровням образования;
  • видам образования;
  • профессиям и специализациям;
  • направлениям профессиональной подготовки;
  • подвидам дополнительного обучения.

Лицензированием образования занимаются:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования;
  2. Органы исполнительной власти субъектов федерации.

Кому нужна образовательная лицензия

Всем организациям осуществляющим обучение или ведущим образовательную деятельность.

Государство регулирует следующие виды образовательных услуг:

  1. Дошкольное, общее, среднее специальное и высшее образования.
  2. Профессиональное обучение.
  3. Дополнительное образование.
  4. Профессиональную переподготовку.

Чтобы получить образовательную лицензию, организация должна точно понимать, какой вид услуг она будет предоставлять. Для каждого вида предусмотрен свой профессиональный стандарт, утвержденный приказом Минобрнауки. Опираясь на него, организации должны составлять учебные планы, и осуществлять свою деятельность.

Минобразование контролирует следующие организации:

  • детские сады;
  • центры дошкольного развития;
  • школы;
  • колледжи;
  • религиозные школы;
  • институты;
  • образовательные курсы для взрослых и детей;
  • учебные центры повышения квалификации и переподготовки;
  • послевузовское образование.

Лицензия на образовательную деятельность

требуется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, специализирующимся на обучении. Организации, деятельность которых узаконена, получают право выдавать своим выпускникам документы об образовании. Форма документа устанавливается самим учреждением и заверяется подписью и печатью.

Кто может обойтись без лицензии на образование

Образовательная лицензия для ИП, в случае предоставления услуг самим предпринимателем, не требуется. Требование получения лицензии также не распространяется на преподавателей, которые лично занимаются учебной деятельностью (им достаточно встать на налоговый учет или зарегистрироваться в качестве самозанятых). Документы могут не оформлять:

  • репетиторы;
  • индивидуальные преподаватели языков;
  • личные тренеры;
  • няни-гувернантки.

Если организация принимает в штат сотрудников, в обязанности которых не будет входить обучение, получение лицензии на осуществление образовательной деятельности не требуется. Соответствующий документ также не нужен компаниям, проводящим кратковременные семинары, лекции, тренинги и факультативы, не завершающиеся выдачей документа о повышении образовательного уровня. Подобные программы с 2013 года по закону были исключены из образовательной программы и причислены к классу культурных и досуговых.

Порядок оформления образовательной лицензии

Чтобы получить лицензию на образовательную деятельность, необходимо подготовить полный пакет документов и обратиться в соответствующую службу:

  1. Для организаций федерального значения и филиалов иностранных компаний – это Рособрнадзор.
  2. Для остальных категорий – это региональный орган субъекта федерации.
  3. В перечень документов входят:
  • Копии свидетельств о регистрации учреждения и постановки на учет в налоговой службе.
  • Договор на собственность или аренду помещения.
  • Справка о материально-техническом обеспечении.
  • Заключение, подтверждающее соответствие помещения санитарным нормам.
  • Справка от пожарной инспекции (для НКО).
  • Учебный план и программа обучения.
  • Информация о педагогах.
  • Справка о наличии всего необходимого для обучения оборудования и литературы.
  • Квитанция об оплате пошлины за услугу.

С учетом направления обучения для получения лицензии на образовательную деятельность могут потребоваться:

  1. Заключение ГИБДД – для переподготовки водителей.
  2. Подтверждение наличия условий для работы с сервером – для дистанционного обучения (ДОТ).
  3. Разрешение Заключение РПН об открытии столовой – для заведений, где предусмотрено питание для учеников.
  4. Доверенность, если оформлением занимается представитель.
  5. Положение об открытии филиала или структурного подразделения.

Требования к лицензии образовательного учреждения

Получение лицензии образовательного учреждения – очень важная процедура, которая предполагает обязательное наличие собственного или арендованного помещения, соответствующего требованиям образовательной программы. Обязательным является:

  1. Соблюдение условий охраны труда учеников.
  2. Наличие гардероба, специальных комнат, туалета, оргтехники, мебели и прочего необходимого инвентаря в соответствии с федеральными стандартами.
  3. Санитарно-эпидемиологическое заключение.
  4. Заключение от пожарной службы.
  5. Документы из Роспотребнадзора, если в помещении будет организован пункт питания.

При получении образовательной лицензии определенные требования предъявляют и к педагогическому составу. Все сотрудники обязаны иметь соответствующее образование и достаточный уровень квалификации. В подтверждении этому у педагогов должны быть дипломы по нужной специальности. Это обязательное условие для всех.

Органы власти рекомендуют подбирать компетентных сотрудников для реализации разработанного Учебного плана и образовательной программы. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается, если организация располагает достаточным количеством учебных материалов для проведения обучения (как печатных, так и в электронном виде) и преподавателей.

Порядок получения лицензии на оказание образовательных услуг

Лицензия на оказание образовательных услуг оформляется в несколько этапов:

  1. Поиск подходящего помещения.
  2. Сбор документации по организации и помещению.
  3. Ремонт и отделка помещения, закупка мебели, оборудования и учебной литературы.
  4. Подача правильно оформленного заявления в Департамент образования.
  5. Прохождение выездной проверки из лицензирующего органа.

Оформление образовательной лицензии предполагает сбор необходимых документов и обращение в соответствующие органы. На принятие решения госорганом может уйти до 60 дней. Вначале госорганы должны проверить комплектность документов, правильность их заполнения и подлинность данных. Если в бумагах выявят ошибки, на их исправление вам будет выделено 30 дней. После устранения замечаний документы снова рассматривают, и организуют проверку с выездом на место.

Чтобы оформить образовательную лицензию, есть несколько вариантов подачи документов:

  • лично или через доверенное лицо;
  • заказным письмом по почте;
  • через интернет и систему Госуслуг.

Все необходимые справки соискатель собирает самостоятельно или обращается за помощью к консалтинговым организациям, специализирующимся на этой лицензии. В первом случае он не несет никаких материальных расходов, а во втором нужно будет оплатить услуги фирмы-консультанта. Также соискателю придется заплатить пошлину за выдачу лицензии, в размере 7 500 рублей.

Почему нельзя работать без лицензии на образовательную деятельность

Лицензия на образовательную деятельность для ИП и юридических лиц – обязательное условие, чтобы приступить к работе без рисков. В противном случае организацию или предпринимателя могут привлечь к административной и даже уголовной ответственности. В первом случае санкции не слишком велики, но это может нанести серьезный урон репутации компании, во втором случае есть риск испортить репутацию как компании, так и её руководителю, и потерять весь полученный доход.

Если лицензия на оказание образовательных услуг у фирмы отсутствует, а доход получен в крупном размере (более 500 тыс. руб.). компанию могут привлечь в уголовной ответственность, обязать вернуть полученный доход и выплатить штраф в крупном размере, особенно, в случае, если кто-то из учеников получит ущерб от ее работы. Наказание может быть следующим:

  • лишение свободы руководителя со сроком от полугода до 5 лет;
  • штраф на организацию — 300-500 тысяч рублей;
  • обязательные работы до 480 часов.

Есть и менее серьезные последствия нарушения закона, которые увеличивают расходы компании, и снижают его привлекательность:

  1. Документы, которые компания выдает после прохождения учебы, официально не признаются, в том числе бухгалтерией заказчика.
  2. Обучающие лишаются права на налоговый вычет из расходов на обучение.
  3. Рекламные компании могут отказать в размещении объявления с рекламой.
  4. Нет возможности использования льгот на муниципальную аренду.

Стоимость лицензии составляет 7500 рублей и взимается в качестве государственной пошлины за предоставленную услугу.

Порядок переоформления лицензии на право образовательной деятельности

Лицензия на право образовательной деятельности выдается на неограниченный срок, но в определенных случаях документы нужно будет переоформить. Это необходимо, если:

  • произошла реорганизации учреждения или присоединение новой компании;
  • изменены название компании или её реквизиты (ИНН);
  • организация переехала в другое место в котором предоставляет услуги по обучению;
  • были изменены ФИО ИП, адрес регистрации.

Пока идет процесс изменения лицензии на образовательную деятельность, компания обязана оформить временное разрешение.

Временная лицензия на образование

В случае реорганизации фирмы или изменения важных реквизитов требуется переоформление лицензии. Этот процесс занимает определенное время. На этот период выдается временная лицензия на осуществление образовательной деятельности. Она действительна 1 год. Решение о ее предоставлении принимается в течение 10 дней с момента подачи заявления от соискателя и предоставления необходимых документов.

В заявлении должна быть информация о:

  • деятельности организации;
  • образовательной программе;
  • прекращении деятельности по реализации программ и о смене адреса.

Лицензирование дополнительного профессионального образования (ДО или ДПО)

Фирмам, предоставляющим услуги по дополнительному образованию (ДО) или дополнительному профессиональному образованию (ДПО), выдается лицензия на дополнительную образовательную деятельность. Это необходимо, если компания занимается:

  • дошкольным образованием;
  • дополнительным обучением как детей, так и взрослых;
  • профессиональной подготовкой кадров;
  • повышением квалификации специалистов;
  • профессиональной переподготовка.

Подобные услуги могут оказывать коммерческие и некоммерческие организации. Лицензия не нужна только, если организации не проводят итоговой аттестации обучающихся и не выдают документы установленного образца (удостоверения, дипломы) о полученном образовании. Часто при проведении краткосрочных курсов и семинаров выдаются сертификаты. Также без лицензии можно оказывать услуги культурного или досугового характера (проводить развлекательные программы, конкурсы и пр.). Цель дополнительного образования для детей – развитие творческого потенциала, расширение кругозора, приобретение новых навыков и знаний.

ДО для взрослых предполагает получение дополнительных, непрофессиональных знаний и навыков (языковые курсы, рисование, пение и пр.), а ДПО — приобретение дополнительной профессиональной и/или технической подготовки с повышением квалификации обучающегося. Профессиональная подготовка предполагает получение специальности по рабочей профессии.

Для получения лицензии на дополнительные образовательные услуги соискателям необходимо иметь: помещения для проведения занятий, которое должно быть оформлено в собственность или взято в аренду; штат специалистов с профильным образованием; материально-техническое обеспечение. Также нужно обеспечить соответствие программ и методик обучения государственным стандартам и получить заключения от пожарной службы и РПН.

Учреждения, предоставляющие услуги по ДО, интересуются, сколько стоит образовательная лицензия. Размер государственной пошлины при оформлении составляет 7500 рублей. Стоимость экспертного заключения зависит от объема работ.

Образовательная лицензия на дополнительное образование выдается на основании заявления. Параллельно соискатель предоставляет:

  1. Документы, содержащие сведения о соискателе.
  2. Документы на собственность или аренду помещения.
  3. Учебный план.
  4. Справку о материально-техническом оснащении.
  5. Заключение о пригодности помещения для учебной деятельности.
  6. Справку от пожарной организации для НКО.
  7. Подтверждение оплаты госпошлины.

Лицензирование платного образования

Согласно закону все образовательные организации должны получить разрешения на свою деятельность. Это касается и учебы на платной основе. Лицензия на платные образовательные услуги предоставляется профильными департаментами.

Предлагать обучение на финансовой основе имеют право государственные и муниципальные учреждения. Предполагается, что в качестве платных услуг ученикам предоставляются программы, соответствующие образовательным стандартам. Чтобы начать обучать людей, нужна образовательная лицензия для ДПО. В противном случае деятельность организации будет признана незаконной со всеми вытекающими последствиями.

Образовательная лицензия для ООО

Общество с ограниченной ответственностью имеет право на осуществление обучения. Чтобы была выдана образовательная лицензия для ООО, необходимо:

  1. Зарегистрировать ООО.
  2. Приобрести или арендовать помещение, и привести его в соответствие с требованиям закона.
  3. Разработать учебный план. образовательную программу и утвердить их.
  4. Позаботиться о материально-технической базе.

Отказ в лицензии на образовательную деятельность

Согласно закону лицензирующий орган может отказаться выдавать лицензию на образовательную деятельность в Москве или другом городе. В ряде случаев, при нарушении базовых требований к оформлению, Минобразование может даже не принять документы к рассмотрению. Основанием для этого могут служить несколько фактов:

  • деятельность компании не относится к компетенции органа;
  • фирма заявила к преподаванию образовательные программы, на реализацию которых у нее нет прав (например, медицинские или фармацевтические программы, религиозные программы);
  • запрошенные у соискателя документы не были предоставлены в срок.

Лицензирующий орган может запросить бумаги в случае, если пакет документов неполный, а в бумагах содержаться ошибки.

Есть 2 основания для отказа в получении образовательной лицензии в Москве и других города РФ:

  • в предоставленных документах содержатся недостоверные данные;
  • условия для осуществления образовательной деятельности не соответствуют установленным требованиям.

Помощь в оформлении лицензии на образование

Зарегистрировать свою образовательную деятельность можно самостоятельно или при помощи консультанта. Мы, как консультанты, оказываем услуги по сопровождению процесса получения лицензий от начала и до получения бланка. Сотрудничество проходит на основании договора, в результате чего соискатель за определенную плату получает квалифицированную помощь юриста-консультанта, и не тратит время на посещение различных заведений.

Основные преимущества услуги образовательная лицензия под ключ заключается в следующем:

  • помощь с оформлением документов по всей территории РФ;
  • минимальные сроки на подготовку пакета документов, благодаря глубоким познаниям в сфере лицензирования образовательной деятельности;
  • комплексное обслуживание (консультации, экспертная оценка ситуации, подготовка пакета документов, подача заявления в соответствующие органы).

Помощь в получении образовательной лицензии включает в себя:

  1. Консультации по выбору правовой формы ведения образовательной деятельности.
  2. Консультации по поиску оптимального помещения. При необходимости мы можем провести его осмотр и замер освещённости в неё (что важно для последующего получения заключения Роспотребнадзора).
  3. Регистрацию организации или корректировку учредительных документов.
  4. Разработку основных документов для ведения образовательной деятельности.
  5. Получение заключений от МЧС (для НКО) и Роспотребнадзора.
  6. Аккредитацию для обучения по охране труда.
  7. Аудит перед проверкой из гос. органа.
  8. Общение с государственными органами.
  9. Ответы на поступившие замечания.

В рамках подготовки к оформлению лицензии на образовательную деятельность наш консультант подготовит соискателя к проверке, объяснит, на что обращают внимание проверяющие органы. Сотрудничество с консультантами избавляет предпринимателя от лишних, непрофильных хлопот и экономит время необходимое для быстрого старта бизнеса. Стоимость лицензии на образовательную деятельность в соответствии с законом составляет 7500 руб. (пошлина). Общие расходы в этом случае зависят от срочности и количество услуг, предоставленных консультантом.

Каждая организация должна работать на законном основании. Для этого требуется специальное разрешение, получить которое можно в соответствующих органах. Цена на образовательную лицензию составляет от 58 тыс. руб., плюс взимается государственная пошлина за госуслугу.

Если возникают сложности с оформлением или нет на это времени, можно купить образовательную лицензию. Наша компания будет рада помочь с этим вопросом. Все заботы по оформлению документов мы возьмём на себя.

Звоните прямо сейчас по телефону +7 (495) 640-29-68 и заказывайте услугу получения образовательной лицензии или пишите по эл. почте leads@license.ru. Вы также можете воспользоваться формой заявки.

Тематические обзоры судебной практики по спорам в сфере образования за 2013-2014 годы

Обзор 5. Образовательная деятельность без лицензии или с нарушением лицензионных требований

В настоящем обзоре представлены решения судов общей юрисдикции ряда субъектов РФ по вопросам, связанным с привлечением образовательных организаций и их должностных лиц к ответственности за ненадлежащее выполнение лицензионных требований и процедуры государственной аккредитации.

Дела первой категории можно условно разделить на две группы: осуществление образовательной деятельности без лицензии, когда такая лицензия необходима, и нарушение образовательной организацией требований выданной ей лицензии.

Осуществление образовательной деятельности без лицензии, когда такая лицензия необходима

Практическое значение данной категории дел состоит в том, что они формируют понятие образовательной деятельности и формулируют конкретные критерии отнесения к ней пограничных видов деятельности, таких как организация досуга или воспитание. Вместе с тем, качество судебных решений в ряде случаев не позволяет эффективно решать данную задачу. Например, Решением Ленинградского областного суда от 15 апреля 2014 г. № 7-512/2014 некоммерческая организация (фонд) привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ за предоставление услуг в сфере образования в форме очного обучения несовершеннолетних при отсутствии лицензии на осуществление образовательной деятельности. В решении не конкретизируется, в чем выражалась деятельность по обучению, какие признаки деятельности позволили суду расценить ее как образовательную.

В качестве примера более конкретного описания совершенного образовательной организацией нарушения можно указать Постановление Астраханского областного суда от 30 апреля 2014 г. № 4а-171/2014. Данным решением реализация муниципальной общеобразовательной школой дополнительных общеобразовательных программ для детей за рамками федеральных государственных образовательных стандартов без указания в лицензии квалифицировано как административное правонарушение по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. В Решении суд перечислил программы, указанные в лицензии и привел перечень дополнительных общеобразовательных программ, реализация которых без лицензии была выявлена в ходе проверки. Суд указал, что ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» требует получения лицензии «по подвидам дополнительного образования».

Несмотря на то, что образовательная организация была признана нарушившей законодательство о лицензировании образовательной деятельности, суд признал правонарушение малозначительным, прекратил производство по делу и ограничился устным замечанием. При принятии данного решения суд учел характер совершенного правонарушения, финансовое положение школы, а также тот факт, что правонарушение совершено впервые, школой подготовлен пакет документов для переоформления лицензии, а правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Не всегда попытки образовательной организации получить освобождение ответственности или смягчение наказания оказываются успешными. Суд, как правило, принимает во внимание все обстоятельства дела, включая финансовое положение организации, степень активности должностных лиц организации в ликвидации правонарушения или его недопущения.

Например, Решением Московского городского суда от 20 ноября 2013 г. по делу № 5-3618/13 бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей привлечено к административной ответственности за осуществление образовательного процесса на основании лицензии, которая утратила свое действие. Попытки представителя организации смягчить ответственность на основании того, что директор только что приступил к исполнению своих обязанностей, что он предпринимает все возможные действия к получению лицензии, что школой получено положительное заключение Роспотребнадзора г. Москвы, подана заявка в орган пожарного надзора, готовиться пакет документа для подачи в лицензионный отдел Департамента образования города Москвы, не повлияли на решение суда. Указанные обстоятельства были классифицированы судом как не имеющие юридического значения, поскольку они не исключают вины организации в осуществлении образовательной деятельности без лицензии.

В равной степени безучастным к проблемам вновь назначенного директора оказался Московский городской суд, который в Решении от 08 апреля 2014 г. по делу № 7-1562 привлек нового директора образовательной организации к ответственности за отсутствие у школы лицензии, отметив, что в результате ненадлежащего исполнения новым директором художественной школы возложенных на него должностных обязанностей, связанных с принятием срочных мер к получению лицензии на право осуществления образовательной деятельности, не было обеспечено своевременное лицензирование образовательной деятельности организации. При таких обстоятельствах, судья сделал вывод о наличии в действиях директора состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, указав, что форма вины не влияет на квалификацию противоправных действий, поскольку с субъективной стороны данное правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. При осуществлении общего руководства деятельностью организации его директор обязан был обеспечить своевременное получение лицензии, предоставляющей право осуществления образовательной деятельности, а также выполнение всех лицензионных требований.

Деятельность по присмотру и уходу за детьми

В судебной практике по новому образовательному законодательству не выработан на данный момент единый подход к определению необходимости лицензирования деятельности по присмотру и уходу как образовательной деятельности.

Например, в Постановлении Саратовского областного суда от 06 июня 2014 г. по делу № 4А-400/14 суд признал, что закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Деятельность по присмотру и уходу за детьми не является образовательной и право на осуществление данной деятельности не требует получения лицензии.

К противоположному выводу пришел Арбитражный суд Свердловской области, который в Решении от 16 июня 2014 г. по делу № А60-15308/2014 привлек частное учреждение к административной ответственности за осуществление образовательного процесса без лицензии: организация осуществляла присмотр и уход за детьми, находящимися в группах дневного пребывания, а также вела воспитательную деятельность, занятия в форме игр.

Адрес, по которому реализуется образовательная деятельность

Суды многократно отмечали, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления соответствующего вида деятельности. При этом адрес должен быть указан в полном соответствии с правоустанавливающими документами. Например, если правильным является написание адреса с указанием номера дома, таким же образом он должен быть указан в лицензии.

Подобное дело было рассмотрено Арбитражным судом Свердловской области. В Решении от 29 октября 2013 г. по делу № А60-34448/2013 суд установил, что в лицензии, выданной детскому саду, была допущена техническая ошибка, а именно: в графе «место нахождения» указан адрес организации без указания номера дом. В связи с обнаружением ошибки детский сад обратился в Министерство образования с заявлением об исправлении технической ошибки. Поскольку законодательством устранение технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим лицензирование, не предусмотрено, детскому саду выдана новая лицензия, действующая бессрочно.

В Решении Московского городского суда от 20 марта 2014 г. по делу № 7-1317/2014 суд привлек НОУ ВПО к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, поскольку в ходе проверки было выявлено, что образовательная деятельность велась не по адресу, указанному в лицензии. Вместе с тем, как отметил суд, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления соответствующего вида деятельности. Осуществление образовательной деятельности по адресу, не указанному в лицензии, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.

Таким образом, во вопросу необходимости реализации образовательной деятельности строго по адресу, на который выдана лицензия, противоречий не возникает. Вместе с тем, существуют спорные ситуации, для которых характерна неопределенность о субъекте ответственности за подобные правонарушения.

В Постановлении Саратовского областного суда от 29 мая 2014 г. по делу № 4А-347/2014 суд установил, что учебный процесс в новом корпусе школы начался согласно приказу начальника управления образования администрации муниципального района, в соответствии с которым директору МОУ СОШ приказано организовать образовательный процесс в новом здании школы, несмотря на его неоднократные обращения о неготовности помещения к организации учебного процесса. Таким образом, вина директора школы в совершении вменяемого ему правонарушения не была доказана и производство по делу было прекращено.

Нарушение образовательной организацией лицензионных требований

В отдельную категорию можно выделить споры, связанные с нарушением лицензионных нормативов и требований. В делах данного вида наибольший интерес представляет перечень действий или бездействий, которые признаются судами лицензионным нарушением. К ним относятся нарушения физических условий реализации образовательного процесса и нарушения требований к определению содержания образования. Приведем несколько примеров.

В Решении Верховного суда Республики Карелия от 01 апреля 2014 г. по делу № 12-47/2014 суд пришел к выводу о том, что образовательное учреждение осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением условий лицензии. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: не подтверждено наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; в договорах на передачу нежилых помещений в безвозмездное пользование учреждению не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче учреждению в качестве объекта безвозмездного пользования; к педагогической деятельности допущены педагоги дополнительного образования, уровень образования и квалификации которых не отвечает квалификационным требованиям по профессии «Педагог дополнительного образования»; в учреждении отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии зданий, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности; не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с изменением адресов мест осуществления образовательной деятельности.

Решением Московского городского суда от 14 ноября 2013 г. по делу № 7-3477 образовательная организация привлечена к административной ответственности за следующие грубые нарушения лицензионных требований: для ведения образовательной деятельности переданы помещения с обозначением «баня», что противоречит целям и задачам образовательной деятельности; образовательная деятельность ведется в отсутствие заключения органов Государственного пожарного надзора; отсутствуют документы о создании условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников университета питанием; в договоре о медицинском обслуживании отсутствуют сведения о месте оказания медицинских услуг, отсутствует копия лицензии медицинского учреждения; отсутствует применительно к объектам занятий физической культуры копия заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной и копия санитарно-эпидемиологического заключения.

К образовательным организациям дополнительного образования, осуществляющим подготовку водителей, предъявляются особые лицензионные требования. Так, Решением Московского городского суда от 28 февраля 2014 г. по делу № 7-588/14 автошкола была привлечена к ответственности за нарушение лицензионных требований. Проверкой были выявлены грубые нарушения в осуществлении подготовки водителей, в частности, отсутствовали в наличии на праве собственности или ином законном основании, объекты для проведения практических занятий по предмету «Первая медицинская помощь», отсутствовали документы, подтверждающие организацию охраны обучающихся, отсутствовали документы о согласовании дополнительной профессиональной программы подготовки водителей с ГИБДД МВД РФ, о соответствии учебно-материальной базы требованиям, установленным нормативно-правовым актом. Вместе с тем, тот факт, что организация ранее не привлекалась к административной ответственности, был расценен судом как смягчающее обстоятельство и административный штраф был снижен.

В ряде случаев возникает вопрос о нарушении образовательной организацией требований, связанных с определением содержания образовательной деятельности. Например, Московский городской суд в Решении от 14 февраля 2014 г. по делу № 7-368/2014 рассмотрел вопрос о том, требуется ли ежегодное обновление образовательной программы и как оно должно оформляться. Суд пришел к выводу, что законодатель, установив обязанность учебного заведения осуществлять ежегодное обновление образовательных программ, определил дифференциацию такого обновления: в части состава дисциплин (модулей), и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии. При этом, законодатель не установил, что в обязательном порядке содержание всех рабочих программ, входящих в состав основной образовательной программы подлежат ежегодному обновлению. Специалисты вуза всесторонне и в полном объеме изучив программу, могут прийти к выводу о полной ее актуальности и отсутствии необходимости в ее обновлении. В данном случае программу также следует считать обновленной.

Таким образом, проанализировав обстоятельства дела и применимое законодательство, суд пришел к выводу о том, что тот факт, что вуз не обновлял ежегодно образовательные программы, по которым ведется образовательная деятельность, не свидетельствует о нарушении лицензионных требований.

Заключение

В настоящем обзоре были рассмотрены дела, связанные с осуществлением образовательной деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия необходима, дела о нарушении образовательной организацией лицензионных требований, в том числе в связи с реализацией образовательной деятельностью не по адресу, указанному в лицензии.

По всем рассмотренным вопросам судебная практика в российских регионах непротиворечива, за исключением вопроса отнесения к образовательной деятельности, подлежащей лицензированию, деятельности по присмотру и уходу за детьми.

Вызывает интерес тенденция признания судом административного правонарушения малозначительным и прекращения дела по данному основанию. При этом учитываются такие факторы, как характер совершенного правонарушения, финансовое положение, а также тот факт, что правонарушение совершено впервые, а образовательной организацией предприняты необходимые действия по ликвидации нарушения (подготовлен пакет документов для переоформления лицензии), а само правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Ниже перечислены действия или бездействия, которые в рассмотренных делах квалифицированы судами как грубое нарушение лицензионных требований:

— не подтверждено наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

— в договорах на передачу нежилых помещений в безвозмездное пользование учреждению не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче учреждению в качестве объекта безвозмездного пользования;

— к педагогической деятельности допущены педагоги дополнительного образования, уровень образования и квалификации которых не отвечает квалификационным требованиям по профессии «Педагог дополнительного образования»;

— в учреждении отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии зданий, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности;

— не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с изменением адресов мест осуществления образовательной деятельности;

— для ведения образовательной деятельности переданы помещения с обозначением «баня», что противоречит целям и задачам образовательной деятельности;

— образовательная деятельность ведется в отсутствие заключения органов Государственного пожарного надзора;

— отсутствуют документы о создании условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием;

— в договоре о медицинском обслуживании отсутствуют сведения о месте оказания медицинских услуг, отсутствует копия лицензии медицинского учреждения;

— отсутствует применительно к объектам занятий физической культуры копия заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной и копия санитарно-эпидемиологического заключения;

— в автошколе отсутствуют в наличии на праве собственности или ином законном основании, объекты для проведения практических занятий по предмету «Первая медицинская помощь», отсутствуют документы, подтверждающие организацию охраны обучающихся, документы о согласовании дополнительной профессиональной программы подготовки водителей с ГИБДД МВД РФ, о соответствии учебно-материальной базы требованиям, установленным нормативно-правовым актом.
——Обзор подготовлен по состоянию судебной практики на 31 июля 2014 года.

Возврат к списку