Лицензирование внешней торговли товарами

Разовая лицензия выдаётся для осуществления поставки (передачи) контролируемых товаров и технологий в рамках одного договора (контракта, соглашения) на один вид продукции (определяется одним кодом ТН ВЭД) на срок до 1 года. Разовая лицензия выдаётся как на экспорт, так и на импорт.

Генеральные лицензии, выдаются для осуществления внешнеэкономических операций с одним видом продукции (определяется одним кодом ТН ВЭД) на определённое количество товара в определённые страны.

Генеральные лицензии выдаются на основании решений Правительства Российской Федерации на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров (но не технологий).

Право получения генеральных лицензий имеют только аккредитованные российские участники внешнеэкономической деятельности, создавшие внутренние программы экспортного контроля.

В отличие от разовых лицензий, генеральные лицензии выдаются только на экспортные поставки.

На практике оформление генеральной лицензии занимает достаточно длительное время, особенно с учётом необходимости создания внутренней программы экспортного контроля.

Общий срок подготовки проектов решений о выдаче генеральных лицензий, их согласования и рассмотрения в Правительстве Российской Федерации может составлять до 60 дней.

Этапы лицензирования:

1. ФСТЭК России.

Регистрация представленных документов, проверка их комплектности, правильности оформления и соответствия установленным требованиям, полноты и достоверности содержащихся в них сведений;

2. Межведомственные экспертные группы.

Государственная экспертиза внешнеэкономической сделки (соблюдение международных обязательств России, обеспечение интересов государства, цель использования продукции и степень риска отвлечения, влияние сделки на безопасность и стабильность, наращивание военно-промышленного потенциала страны-получателя);

3. ФСТЭК России.

Принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии, оформление и выдача лицензии либо уведомления об отказе в выдаче лицензии.

Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации выдаётся:

на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в форме технических данных с целью временного использования на территории иностранного государства без их передачи иностранному лицу с последующим возвратом на территорию Российской Федерации; или

при реализации положений закона о всеобъемлющем контроле, т.е. когда российский участник внешнеэкономической деятельности имеет основания полагать, что предполагаемые к передаче иностранному лицу товары (технологии), не подпадающие под действие контрольных Списков, могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо российский участник ВЭД был уведомлён об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации и разовая лицензия выдаются на основании заключений государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в соответствии с правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2001 N 294 «Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».

Задачей государственной экспертизы является определение соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам Российской Федерации и государственным интересам.

Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными группами при ФСТЭК России, состоящими из представителей федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», в компетенцию которых входит участие в проведении государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установленный срок проведения государственной экспертизы составляет не более 30 дней. Учитывая сроки предварительной проверки и регистрации заявлений, сроки оформления разрешений Комиссии и разовых лицензий, общий срок рассмотрения должен составлять не более 45 дней.

В ходе проведения государственной экспертизы или согласования проекта решения Правительства Российской Федерации ФСТЭК России может затребовать дополнительную информацию, касающуюся внешнеэкономической операции, её участников или товаров (технологий). В этом случае сроки рассмотрения могут быть увеличены.

Процедура рассмотрения вопроса выдачи разрешений и лицензий начинается с представления в ФСТЭК России соответствующего комплекта документов.

Комплект документов может быть возвращён участнику внешнеэкономической деятельности из-за несоответствия требованиям. Такими требованиями являются полнота комплекта, правильность оформления, достоверность представленных документов.

Представляемые в комплекте копии документов должны быть заверены участником внешнеэкономической деятельности (нотариального заверения не требуется). При этом проставляется надпись; «Копия верна», отметка о местонахождении оригинала, проставляется печать организации ‒ участника внешнеэкономической деятельности и подпись уполномоченного лица. Документы, состоящие из нескольких страниц, прошиваются, указанные надписи, печать и подпись ставятся в месте крепления прошивки.

Копии документов на иностранном языке представляются с переводом на русский язык. Перевод заверяется участником внешнеэкономической деятельности проставлением надписи: «Перевод верен», печати организации и подписи руководителя предприятия или уполномоченного на это лица.

Заключение ФСТЭК России выдаётся в соответствии с административным регламентом, утверждённым приказом ФСТЭК России от 20.03.2012 N 29 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В ходе рассмотрения представленных участником ВЭД сведений и документов ФСТЭК России проводится идентификационная оценка вывозимого товара, принимается решение и оформляется заключение.

Заключение ФСВТС России об отнесении продукции, предполагаемой для ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации, к продукции военного назначения выдаётся в соответствии с Приказом ФСВТС России от 13 марта 2015 г. N 20-од «Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений».

Необходимо отметить, что рассмотрение вопроса выдачи разрешительных документов является работой государственных органов по оценке рисков возможного использования предметов внешнеэкономической операции в запрещённых целях. В связи с этим не имеет смысла предоставление в регулирующие органы с комплектом документов информации, указывающей на положение организации-заявителя в отрасли, важности конкретной внешнеэкономической операции для экономики предприятия или для развития отношений с конкретным государством и т.д.

Кроме разрешительных документов (разовых и генеральных лицензий и разрешений Комиссии по экспортному контролю) на практике существует ещё два документа, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти:

заключение ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования;

заключение ФСВТС России об отнесении либо отказе в отнесении к продукции военного назначения.

Заключение ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования представляет собой ответ на запрос участника внешнеэкономической деятельности и адресуется заявителю и таможенному органу, с выводом о непринадлежности продукции к категории контролируемых товаров и технологий, и возможности вывоза (передачи) без оформления разрешительных документов.

Заключения о непринадлежности продукции к контролируемым товарам и технологиям, и возможности вывоза (передачи) без оформления лицензии или разрешения выдаются ФСТЭК России на основании обращения российского участника внешнеэкономической деятельности.

Процедура представления и рассмотрения таких обращений установлена Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности (приказ ФСТЭК России от 20.03.2012 N 29, Регламент).

Для получения заключения заявитель направляет или представляет в ФСТЭК России письменное обращение с просьбой о выдаче заключения по образцу согласно приложению N 1 к Регламенту.

Основаниями для обращения являются:

направление органа, осуществляющего таможенное оформление экспортируемого (импортируемого) товара, предусматривающее необходимость представления заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;

наличие в заключении экспертной организации, получившей специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий в целях экспортного контроля, вывода о необходимости получения заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;

наличие у заявителя сомнений, связанных с возможностью использования экспортируемого товара для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.

В обращении указываются:

регистрационный (исходящий) номер обращения и дата;

наименование продукции и страны импортёра;

данные о конечном пользователе продукции (если они известны);

информация о целях и месте (стране) использования продукции;

информация о таможенном органе, в котором будет производиться таможенное оформление вывозимой/ввозимой продукции.

К обращению прилагаются следующие документы:

а) направление таможенного органа (при его наличии);

б) копия договора (контракта, соглашения) с приложениями и дополнениями (изменениями) или иной документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция;

в) сведения об изготовителе (разработчике) продукции;

г) документы, содержащие сведения о продукции, необходимые для проведения её идентификации (техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные чертежи, чертежи отдельных узлов и т.п.);

д) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ‒ для юридического лица; копия документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства, ‒ для физического лица, а в случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то дополнительно ‒ копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

е) документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая / ввозимая (передаваемая иностранному лицу) продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну.

Представляемые копии документов должны быть заверены заявителем. Документы на иностранных языках представляются с приложением их заверенных переводов на русский язык.

Документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая/ввозимая (передаваемая иностранному лицу) продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну, подписываются (утверждаются, заверяются) руководителем организации, являющейся изготовителем (разработчиком) указанной продукции.

Как правило, ФСТЭК России оценивает правильность выводов и их обоснования организацией-заявителем о непринадлежности товара (технологии) к категории контролируемых, при этом проводит собственную идентификационную оценку.

Напомним, что обязанность идентифицировать товар (технологию) на предмет подпадания под требования экспортного контроля возложена на российских участников внешнеэкономической деятельности Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Срок предоставления государственной услуги ФСТЭК России зависит, в первую очередь, от технической сложности продукции и полноты представленной информации, но, как правило, не превышает 15 рабочих дней.

Заключение оформляется в виде письма в адрес российского участника внешнеэкономической деятельности и таможенного органа, в котором будет проводиться таможенное оформление продукции. Подлинник заключения предъявляется при таможенном оформлении, а заверенная печатью ФСТЭК России ксерокопия заключения остаётся у участника ВЭД.

Заключение выдаётся на поставку продукции по конкретному договору конкретному иностранному получателю на конкретный срок. Заключение, срок действия которого истёк, продлению не подлежит.

Заключение подлежит переоформлению в случае:

а) реорганизации юридического лица в форме преобразования;

б) изменения наименования или места нахождения юридического лица;

в) изменения имени или места жительства физического лица;

г) изменения условий договора (контракта, соглашения), касающихся вывозимой / ввозимой (передаваемой) продукции, заявленных целей и места её использования, конечного пользователя.

Плата за рассмотрение и выдачу заключения не взимается.

Как известно, помимо контролируемой продукции двойного назначения нетарифному регулированию в России также подлежат:

продукция военного назначения;

гражданское оружие;

средства криптографии (включая те, которые не включены в контрольные списки объектов экспортного контроля);

некоторые иные категории продукции.

Выдачу лицензий или иных разрешений на вывоз из России или на ввоз в Россию указанных категорий продукции осуществляют различные государственные органы: ФСТЭК России, ФСВТС России, МВД России, ФСБ России, Минпромторг России, Минэкономразвития России и другие.

В этой связи участнику ВЭД важно понимать, что заключение ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования имеет силу только в части компетенции ФСТЭК России. Таможенные органы могут попросить участника ВЭД документально обосновать отсутствие необходимости применения мер нетарифного регулирования, находящихся в компетенции иных государственных органов.

Частой практической ситуацией является требование таможенного органа предоставить ФСВТС России о том, относится ли перемещаемый через границу товар к продукции военного назначения (ПВН).

Порядок выдачи таких заключений определён приказом ФСВТС России от 13 марта 2015 г. N 20-од «Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений» (зарегистрирован в Минюсте России и имеется в открытом доступе).

Указанные выше заключения выдаёт Управление экспортного контроля ФСВТС России, почтовый адрес: 115035, г. Москва, Овчинниковская набережная, 18/1.

Процедура проведения экспертизы Управлением экспортного контроля ФСВТС России осуществляется на бесплатной основе.

Для проведения экспертизы необходима техническая документация. Оптимальный вариант – технические условия (если они существуют). Для различных видов продукции допустимы различные виды документации. В целях идентификации продукции используются:

а) для товаров ‒ стандарты, технические условия, технические описания, паспорта, формуляры, фотографии, чертежи, схемы и т.п.;

б) для демилитаризованных вооружения и военной техники ‒ документы, подтверждающие факт проведения необходимого объёма работ по демилитаризации;

в) для транспортных средств ‒ копия сертификата типа транспортного средства;

г) для воздушных судов ‒ копия сертификата (свидетельства) о регистрации гражданского воздушного судна и (или) копия свидетельства эксплуатанта;

д) для ввозимых радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств ‒ копия решения по выделению полос (номиналов) радиочастот и (или) копия разрешения на ввоз радиоэлектронных средств;

е) для документированной информации ‒ оригиналы или идентичные по содержанию копии книг, брошюр, карт, снимков, чертежей, схем и иных материальных носителей информации (в том числе электронных устройств, содержащих информацию в оцифрованном или ином виде);

ж) для информации, передаваемой в устной форме или с использованием технических средств, ‒ идентичная по содержанию информация на материальных носителях информации;

з) для работ и услуг ‒ технические задания, технические описания, программы работ, программы обучения, конспекты лекций, иные документы, отражающие содержание работ (услуг) и порядок их проведения (оказания);

и) для результатов интеллектуальной деятельности ‒ документы, раскрывающие содержание результатов интеллектуальной деятельности, а также документы, подтверждающие право заявителя на распоряжение этими результатами.

Заявитель вправе направлять в ФСВТС России любые иные сведения и документы, имеющие, по его мнению, значение для идентификации продукции.

Заключение ФСВТС России может быть выдано и иностранным лицам.

Важно! Заключения ФСВТС России может быть получено до заключения внешнеэкономической сделки без предоставления на экспертизу внешнеторгового контракта – но это возможно лишь для некоторой стандартной продукции. Но не всякую продукцию российское законодательство позволяет идентифицировать по критерию «военная / невоенная» без информации о её конечном применении.

Один из основных вопросов, возникающих у менеджмента организаций, осуществляющих внешнеэкономические операции, ‒ какова оптимальная последовательность подачи документов в различные государственные органы: таможня, ФСВТС России, ФСТЭК России, другие.

Практика показывает, что на этот вопрос нет универсального ответа.

Организациям, которые часто экспортируют (импортируют) продукцию определённой номенклатуры, целесообразно согласовать с таможней перечень тех заключений, которые таможне необходимы, и стремиться получать эти заключения (ФСВТС России, ФСТЭК России, и др.) заблаговременно – до подачи грузовой таможенной декларации (ГТД).

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И КВОТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ. НАЦИОНАЛЬНАЯ

СИСТЕМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Открытость эко­номики обеспечивает странам такие положительные эффекты, как уг­лубление специализации, рост производительности и эффективнос­ти труда, распространение мирового опыта через систему междуна­родных отношений, рост конкуренции между отечественными про­изводителями, стимулируемый на мировом рынке, и в конечном сче­те — рост благосостояния населения страны.

Тем не менее несмотря на все выгоды свободной торговли прак­тически все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, применяя ее государ­ственное регулирование.

Право на перемещение товаров и транспортных средств через та­моженную границу предоставляется всем лицам и на равных услови­ях, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятель­ности, но только в соответствии с требованиями таможенного зако­нодательства. Это означает, что существующие запреты и ограниче­ния устанавливаются или могут устанавливаться исходя из интересов РФ и на основании актов законодательства РФ и международных до­говоров РФ. Причем вводимые запреты и ограничения распространя­ются равным образом на всех лиц, перемещающих товары и транс-. портные средства.

В мировой практике отношение к использованию запретов и ог­раничений во внешней торговле достаточно противоречиво. С одной стороны, Всемирная торговая организация официально ставит зада­чу максимально возможного упразднения таких мер и перехода ис­ключительно к тарифным мерам; с другой стороны, практически все страны мира используют различные формы нетарифного регулиро­вания внешней торговли.

Некоторые запреты и ограничения неустранимы, так как представ­ляют собой защитные меры, имеющие целью предотвратить или смяг­чить ущерб, наносимый национальной экономике резким ростом им­порта иностранных товаров, а также пресечь нечестную конкурен­цию со стороны иностранных экспортеров. В настоящее время, учи­тывая экономическое состояние России, следует считать оправдан­ными сохранение и расширение применения запретов и ограничений, в том числе административных мер воздействия на внешнеторговые процессы.

Запреты и ограничения — меры, применяемые уполномоченны­ми органами в соответствии с федеральными законами и междуна­родными договорами РФ при ввозе товаров исходя из национальных интересов, включающих охрану жизни и здоровья людей, животно­го и растительного мира, окружающей среды в целом и невоспол­нимых природных ресурсов в частности, обеспечение националь­ной безопасности, выполнение международных обязательств РФ, а также меры, применяемые в отношении ввезенных (ввозимых) на таможенную территорию РФ товаров, не соответствующих техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитоса-нитарным и экологическим стандартам и требованиям либо не име­ющих сертификата, маркировки или знаков соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми ак­тами РФ, либо запрещенных к использованию как опасные потре­бительские товары, либо имеющих дефекты, представляющие опас­ность для потребителя.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ товары, запрещен­ные в соответствии с законодательством РФ к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу с таможенной тер­ритории РФ, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ или иными федеральными законами.

Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому выво­зу с таможенной территории РФ.

Товары, ограниченные к ввозу/вывозу на таможенную террито­рию РФ, допускаются к ввозу/вывозу (а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, — выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международ­ными договорами РФ или законодательством РФ.

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэконо­мических связей уделяют: правительственные органы, государствен­ный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различ­ных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органа­ми, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе прини­мать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торгов­лю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэконо­мического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуще­ствляет Правительство на основе принятия нормативных актов уп­равления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения меж­правительственных договоров.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономи­ческую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с дру­гими странами.

Правительственные органы занимаются регулированием и реали­зацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число между­народных организаций, осуществляющих регулирование разнообраз­ных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и рег­ламенты, выработанные этими международными организациями с це­лью развития международного экономического сотрудничества.

Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной тер­ритории государство может устанавливать специальный порядок про­никновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а также создавать благоприятные предпосылки для эффективного раз­вития экспортных производств и проводить специальные мероприя­тия, направленные на защиту отечественных производителей и потре­бителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И КВОТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами (далее — ли­цензирование) представляет собой:

  1. административную процедуру регулирования внешнеторговых операций, осуществляемую путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

  2. регулирование государственными органами ввоза в страну и вывоза из страны определенных товаров путем выдачи лицензий.

Лицензия — это официальный документ, разрешение, выдаваемое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на осуществление экспортных или импортных операций в отношении определенных товаров в течение установленного срока. Лицензирование устанавливается в следующих случаях: 1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

  1. реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импор- ■ та отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граж­дан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здо­ровье животных и растений;

  2. предоставление исключительного права на экспорт и (или) им­порт отдельных видов товаров;

4) выполнение Россией международных обязательств.

Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов това­ров в вышеназванных случаях является лицензия, выдаваемая упол­номоченным федеральным органом исполнительной власти. Отсут­ствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами России.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти фор­мирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок фор­мирования и ведения федерального банка выданных лицензий опре­деляется Правительством РФ.

Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельно­сти» Правительство РФ определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения фе­дерального банка выданных лицензий.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торгов­ли товарами и о формировании и ведении федерального банка вы­данных лицензий» утверждено Положение о порядке лицензирова­ния экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФ (далее — Положе­ние).

Положение определяет порядок лицензирования в сфере внеш­ней торговли товарами. Действие Положения распространяется на всех российских участников внешнеторговой деятельности, но не рас­пространяется на лицензирование ввоза / вывоза продукции военно­го назначения. Порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза продук­ции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат конт­ролю и осуществляются по лицензиям, и процедура выдачи лицен­зий на такие товары утверждены Указом Президента России от 01.12.2000 г. № 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».

Перечни лицензируемых товаров устанавливаются Президентом и Правительством, утверждаются в соответствующих указах и поста­новлениях.

Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности» разработка предложений, касающихся торговой политики РФ, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, зак­лючения международных торговых договоров и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномо­ченными федеральными органами исполнительной власти, которые Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Правительством определены федеральные органы исполнитель­ной власти, наделенные правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в виде лицензирования, т.е. уполно­моченные выдавать лицензии на ввоз/вывоз отдельных товаров в сфере внешней торговли.

  1. Министерство экономического развития и торговли Российс­кой Федерации (далее — Минэкономразвития России);

  2. Федеральная служба по техническому и экспортному контро­лю (далее — ФСТЭК);

  3. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ранее — Комитет Российской Федерации по военно-техническому со­трудничеству с иностранными государствами) (далее — ФСВТС), под­ведомственная Министерству обороны РФ;

4. Федеральная налоговая служба (не рассматривается).
Порядок выдачи лицензий каждым из вышеуказанных ведомств

Terra Humana

ПРАВОВОЕ ОБЩЕСТВО

УДК 342 ББК 67.401

Е.А. Дмитрикова

ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ

Рассматриваются особенности правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности, исходя из сферы ее осуществления, а не вида деятельности.

Ключевые слова:

Внешнеторговое лицензирование; разрешение экспорта/импорта; цель внешнеторгового лицензирования; виды внешнеторговых лицензий.

Значимый сегмент предпринимательской деятельности составляет внешнеторговый сектор. Посредством лицензирования государство регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих таковую как на внутреннем рынке, так и в сфере внешней торговли. Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года не распространяется на осуществление внешнеэкономических операций, внешнеторговых в том числе . В последнем случае лицензирование выступает мерой нетарифного регулирования. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения запретов и ограничений экономического характера. Наряду с лицензированием нетарифное регулирование может осуществляться также посредством: введения

количественных ограничений; распределения квоты; предоставления исключительного права; введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер .

Обеспечение состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз — характеристика внешнеторгового лицензирования, которая объединяет его с лицензированием предпринимательской деятельности, осуществляемой на внутреннем рынке, порядок которого определен Федеральным зако-

ном «О лицензировании отдельных видов деятельности» .

Вместе с тем, государственное воздействие на внешнеторговой сегмент деятельности хозяйствующих субъектов обуславливает особенности правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.

Первое отличие — в том, что внешнеторговое лицензирование выступает средством разрешения экспорта/импорта.

Отдельные положения о лицензировании в сфере внешней торговли содержит Федеральный закон . Указанные нормы не определяют внешнеторговое лицензирование. Нет определения и в перечне основных понятий, формулировка которых регламентирована статьей 2.

Отсутствие законодательной формулировки не означает допустимости применения общего понятия «лицензирование», определенного статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» для характеристики внешнеторгового лицензирования .

Внешнеторговое лицензирование определено подзаконным актом. В соответствии с этим постановлением Правительства РФ под лицензированием в сфере внешней торговли понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров .

Второе отличие заключается в том, что лицензирование внешнеторговой де-

ятельности используется как средство государственного регулирования в отношении отдельных категорий товаров, а не видов деятельности. В сфере внешней торговли перечень товаров, экспорт/импорт которых возможен только при наличии у хозяйствующего субъекта лицензии, сформирован в подзаконных актах . Лицензирование отдельного вида деятельности, осуществляемой на внутреннем рынке, осуществляется целиком и не может осуществляться в части.

Например, осуществление фармацевтической деятельности на внутреннем рынке1, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом . При осуществлении деятельности на внешнем рынке лицензированию полежит ввоз отдельных наименований лекарственных средства на территорию России. В этом случае список таких средств определен подзаконным актом .

Третьей особенностью внешнеторгового лицензирования выступает цель его введения в отношении экспорта/импорта отдельных категорий товаров.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случаях введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; выполнения Российской Федерацией международных обязательств .

Существуют и иные цели введения внешнеторгового лицензирования.

Во-первых, посредством внешнеторгового лицензирования осуществляется предоставление исключительного права. Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными .

Понятие исключительного права на совершение внешнеторговых операций закрепляется в статье 26 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В ней, в частности, установлено, что право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем

предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. При этом перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется указанное исключительное право, должны быть определены федеральными законами — например, Федеральным законом «Об экспорте газа» закреплен принцип единого экспортного канала применительно к вывозу газа с таможенной территории Российской Федерации. Закон предусматривает возможность предоставления исключительного права посредством выдачи внешнеторговой лицензии только организации — собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации — собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов. Предоставление исключительного права отдельным хозяйствующим субъектам, реализация разрешительного порядка призваны обеспечить защищенность интересов личности, общества и государства .

Во-вторых, посредством внешнеторгового лицензирования осуществляется регулирование товарооборота через установление количественных ограничений. В этом случае внешнеторговая лицензия на экспорт/импорт отдельных категорий товаров может быть выдана только в пределах установленных квот. Такой порядок установлен, например, в отношении рыбы, рыбопродуктов, серы, апатитов, сырой не-фти2. Выдача внешнеторговой лицензии в отношении данной категории товаров возможна только при условии прохождении дополнительной процедуры. Лицензию на экспорт или импорт товаров в пределах квот получают только те хозяйствующие субъекты, которые становятся победителями конкурса или аукциона . Для положительного решения о выдаче лицензии на осуществление определенного вида деятельности соискателю лицензии достаточно выполнить лицензионные условия.

По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается участникам внешнеторговой деятельности, способным реализовать квоту на наиболее выгодных для РФ экономических условиях . Поэтому сертификат, дающий право на получение внешнеторговой лицензии, хозяйствующий субъект получит при условии, что станет лучшим претендентом.

После получения хозяйствующим субъектом лицензии в пределах квоты не допускается несоблюдение количественных

Общество

Terra Humana

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ограничений. Превышение количественных ограничений даже при условии наличия лицензии является основанием для привлечения лица к административной ответственности за совершение деяния, предусмотренного частью первой статьи 16.3 КоАП РФ .

В-третьих, лицензирование внешнеторговой деятельности может быть установлено и в обеспечение выполнения Россией международных обязательств. Об этом свидетельствуют примеры международных конвенций, устанавливающих соответствующие обязательства.

Так, в целях выполнения Венской конвенции 1985 г. об охране озонового слоя и Монреальского протокола 1987 г. по веществам, разрушающим озоновый слой, было принято соответствующее Постановление Правительства РФ . Постановлением Правительства РФ установлено ограничение посредством лицензирования на ввоз на территорию РФ озоноразрушающих веществ в период с 1 декабря по 31 декабря 2010 г. указанных в списке «С» раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза (ТС) в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденных Решением Межгосударственного Совета и Евразийского экономического сообщества № 19 от 27.11.2009 г. «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Актуальным примером использования внешнеторгового лицензирования в экологических целях является пример лицензирования экспорта и импорта осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру.

В обеспечение исполнения обязательств России, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. Постановлением Правительства РФ установлено, что экспорт осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, осуществляется при наличии (помимо разрешения на экспорт, выдаваемого административным органом) лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации; импорт осетровых видов рыб, указанных в приложении I к Конвенции, и продукции из них осуществляется при наличии разрешения на импорт, выдаваемого административным органом, разрешения на экспорт или сертификата на реэкспорт, выдаваемых

административным органом страны-экспортера, а также лицензии Министерства промышленности и торговли РФ; импорт осетровых видов рыб, указанных в приложении II к Конвенции, и продукции из них осуществляется при наличии разрешения на экспорт или сертификата на реэкспорт, выдаваемых административным органом страны-экспортера, а также лицензии Министерства промышленности и торговли .

Временное ограничение экспорта/импорта отдельных товаров обеспечивается путем выдачи внешнеторговой лицензии. Исключительное право на осуществление внешнеторговой деятельности не может быть предоставлено иным способом, кроме как посредством выдачи внешнеторговой лицензии. Внешнеторговая лицензия, выданная в пределах установленной квоты по итогам конкурса или аукциона, обеспечивает возможность регулирования внешнеторгового товарооборота.

Отличительной особенностью лицензирования в сфере внешней торговли является то, что нет универсальных лицензий, выдаваемых на осуществление внешнеторговых операций. Участнику внешнеторговой деятельности предоставлена возможность получения следующих видов лицензий: генеральной, исключительной, разовой.

Генеральная лицензия — выдаваемый заявителю на основании решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. В этом случае Правительство РФ поручает уполномоченному министерству выдать генеральную лицензию определенному юридическому лицу на экспорт/импорт определенного товара. Например, Министерству промышленности и торговли России было поручено выдать в 2009 г. генеральные лицензии на экспорт природных алмазов (код ТН ВЭД 7102 31 000 0) акционерной компании «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество), и нескольким другим юридическим лицам3.

Также Постановлением Правительства РФ установлено, что выдачу участникам внешнеторговой деятельности генеральных лицензий на импорт этилового спирта и алкогольной продукции осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ . Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи.

Разовая лицензия — документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторго-

вую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае, если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года.

Исключительная лицензия — документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом. Исключительная лицензия выдается лицу в случае предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, во исполнение положений статьи 26 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Исключительная лицензия позволяет получить эксклюзивное право на совершение внешнеторговых операций в отношении отдельных категорий товаров.

Выдача генеральной лицензии не зависит от частноправовых обязательств хозяйствующего субъекта и наличие договорных отношений не имеет значения для принятия уполномоченным органом решения о выдаче генеральной лицензии.

Выдаче разовой лицензии, напротив, предшествует заключение контракта, условием которого является экспорт и (или) импорт товара. Этим объясняется взаимообусловленность публичных и частноправовых обязательств.

Отметим, что в рамках ТС государства обязаны соблюдать требования об установлении необходимости получения определенного вида внешнеторговой лицензии в зависимости от категории товара, подлежащего лицензированию.

Генеральная лицензия на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, включенного в разделы 2.9, 2.10, 2.18, 2.24, 2.25, 2.27 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими

Список литературы:

странами, выдается в соответствии с решениями правительств государств — участников ТС. Исключительная лицензия на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, включенного в раздел 2.26 Единого перечня, выдается участникам внешнеторговой деятельности, которые определяются в соответствии с законодательством государства — участника ТС . Во исполнение данного решения Правительством РФ полномочия по выдаче участникам внешнеторговой деятельности генеральных лицензий на импорт этилового спирта и алкогольной продукции предоставлено Министерству промышленности и торговли РФ .

Отличительной особенностью внешнеторгового лицензирования является также срочный характер выданного разрешения.

Характеристика отдельных видов внешнеторговых лицензий отражает, то, что действие разрешительного документа достаточно краткосрочно. Максимальный срок действия внешнеторговой лицензии составляет один год. Исходя из того, что внешнеторговое лицензирование, в конечном счете, выступает мерой, обеспечивающей баланс экспорта/импорта, можно предположить, что подобное временное ограничение обусловлено динамично изменяющимися условиями введения лицензирования предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли.

Лицензирование предпринимательской деятельности, осуществляемой на внутреннем рынке, ориентировано на текущий контроль лицензируемой деятельности. В этом случае закон, напротив, устанавливает минимальный срок действия лицензии. По общему правилу срок действия лицензии не может быть менее, чем пять лет .

Особенности лицензирования внешней торговли товарами позволяют определить его как разрешительное средство государственного регулирования, устанавливаемое в целях ограничения экспорта и (или) импорта отдельных категорий товаров как в интересах общества и государства, так и выполнения международных обязательств, а также обеспечения баланса товарооборота для защиты отечественного рынка.

Козырин А.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». 2005 год // Справочная система «КонсультантПлюс».

Решение Комиссии Таможенного союза № 168 от 27.01.2010 г. «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Справочная система «КонсультантПлюс».

Закон РФ № 2446-1 от 5 марта 1992 года «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

Общество

Terra Humana

Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2003, № 50. — Ст. 4850.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон № 117-ФЗ от 18 июля 2006 года «Об экспорте газа» // Собрание законодательства РФ. — 2006, № 30. — Ст. 3293.

Федеральный закон Российской Федерации № 293-ФЗ от 8 ноября 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» // Российская газета. — 2010, 10 ноября, № 5332.

Указ Президента РФ № 580 от 05.05.2004 г. «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» // Собрание законодательства РФ. — 2004, № 19 (часть 2). — Ст. 1881.

Постановление Правительства РФ № 1299 от 31.10.1996 г. «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1996, № 46. — Ст. 5249.

Постановление Правительства РФ № 854 от 6 ноября 1992 г. «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации» // САПП РФ. -1992, № 19. — Ст.1589.

Постановление Правительства РФ № 563 от 8 мая 1996 г. «О регулировании ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» // Собрание законодательства РФ. -1996, № 20. — Ст.2353.

Постановление Правительства РФ № 364 от 09.06.2005 года «Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» // Собрание законодательства РФ. — 2005, № 25. — Ст. 2501.

Постановление Правительства РФ № 584 от 26.09.2005 г. «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении осетровых видов рыб» // Собрание законодательства РФ. — 2005. № 40. — Ст. 4037.

Постановление Правительства РФ № 771 от 29.09.2010 г. «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» // Российская газета. — 2010, № 228.

Постановление Правительства РФ № 918 от 15.11.2010 г. «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ на территорию РФ и порядке его распределения и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» // Справочная система «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства РФ № 267 от 21.04.2010 г. «О выдаче генеральных лицензий на импорт этилового спирта и алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. — 2010, № 17. — Ст. 2105.

Информационное письмо ВАС РФ № С5-7/уз-60 от 22.01.2004 «О Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Вестник ВАС РФ. — 2004, № 4.

Постановление ФАС Центрального округа № А54-1345/2007 от 14.04.2008 г. // Справочная система «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-15248/2008 от 7 апреля 2009 г. по делу // Справочная система «КонсультантПлюс».

1 Под которой понимается организация оптовой торговли лекарственными средствами, деятельность аптечных организаций, ветеринарных аптечных организаций, а также медицинских организаций и их обособленных подразделений (центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики, амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарных организаций. См.: Постановление Правительства РФ № 416 от 06.07.2006 г. (ред. от 13.11.2010) «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2006. № 29. — Ст. 3250.

2 См.: Приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ № 854 от 6 ноября 1992 г. «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации» // САПП РФ. — 1992, № 19. — Ст.1589.

3 Поручение регламентировано Распоряжением Правительства РФ № 49-р от 27 января 2009 г. // Справочная система «КонсультантПлюс».