Лицензирование страховой деятельности

отменен/утратил силу Редакция от 19.05.1994 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Росстрахнадзора от 19.05.94 N 02-02/08 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ «УСЛОВИЙ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ
Принявший орган росстрахнадзор
Номер документа 02-02/08
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 19.05.1994
Номер регистрации в Минюсте 590
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • «Российские вести», N 118, 29.06.94,
  • «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ», N 11,1994
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Росстрахнадзора от 19.05.94 N 02-02/08 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ «УСЛОВИЙ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1.1. Настоящие условия разработаны в соответствии с Законом «О страховании», Положением о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью и действующим законодательством.

1.2. Лицензирование страховой деятельности осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзором).

1.3. Под страховой деятельностью, порядок лицензирования которой определяют настоящие Условия, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

1.4. Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требует получения лицензии в соответствии с настоящими Условиями.

1.5. Настоящие Условия являются едиными для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О страховании».

II. Лицензия

2.1. Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

2.1.1. Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.

2.1.2. Лицензия выдается по установленной форме (Приложение 1) и содержит следующие реквизиты:

— наименование страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;

— наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в Приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;

— территория, на которой он имеет право проведения этого вида (видов);

— номер лицензии и дата ее выдачи;

— подпись Руководителя (или заместителя Руководителя) и гербовая печать Росстрахнадзора;

— регистрационный номер по государственному реестру страховщиков.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при выдаче.

2.2. В случае, если отсутствует информация, позволяющая достоверно оценить страховой риск, страховщику может быть выдана временная лицензия, в которой помимо реквизитов, перечисленных в пункте 2.1.2, указывается срок, на который она выдана.

2.3. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:

— личного страхования;

— имущественного страхования;

— страхования ответственности;

— перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование;

по видам страховой деятельности:

2.3.1. личное страхование, включающее:

(1) страхование жизни;

(2) страхование от несчастных случаев и болезней;

(3) медицинское страхование.

2.3.2. Имущественное страхование, включающее:

(4) страхование средств наземного транспорта;

(5) страхование средств воздушного транспорта;

(6) страхование средств водного транспорта;

(7) страхование грузов;

(8) страхование других видов имущества, кроме перечисленных (4), (5), (6), (7);

(9) страхование финансовых рисков.

2.3.3. Страхование ответственности, включающее:

(10) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

(11) страхование гражданской ответственности перевозчика;

(12) страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности;

(13) страхование профессиональной ответственности;

(14) страхование ответственности за неисполнение обязательств;

(15) страхование иных видов гражданской ответственности, кроме перечисленных (10), (11), (12), (13), (14).

2.3.4. (16) Перестрахование.

Виды страхования, указываемые в приложении к лицензии, относятся к видам страховой деятельности в соответствии с классификацией по объектам страхования и видам страховых рисков, приведенной в Приложении 2 к настоящим Условиям.

Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с законами Российской Федерации.

III. Владельцы лицензий

3.1. Лицензия на проведение страховой деятельности может быть выдана юридическому лицу, зарегистрированному на территории Российской Федерации при соблюдении требований, предъявляемых действующим законодательством Российской Федерации и настоящими Условиями.

3.2. Для получения лицензии на право проведения страховой деятельности страховщик должен обладать оплаченным уставным капиталом в соответствии с действующим законодательством.

3.3. При обращении страховой организации впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать проведение планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования и составлять в совокупности (в процентах от суммы страховой премии, планируемой страховщиком на первом году деятельности):

а) по виду страховой деятельности: страхование жизни — 15%, но не менее 150 млн. рублей;

б) по видам страховой деятельности: страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование средств наземного транспорта, страхование грузов, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств — 15%;

в) по видам страховой деятельности: страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование других видов имущества, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности за неисполнение обязательств — 25%;

г) по видам страховой деятельности: страхование финансовых рисков, страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности, страхование иных видов гражданской ответственности — 30%;

но не менее 250 млн. рублей по видам страховой деятельности: страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование финансовых рисков, страхование гражданской ответственности перевозчика, страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности, страхование ответственности за неисполнение обязательств.

3.4. Страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании ранее полученной лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны отвечать требованиям платежеспособности в соответствии с «Методикой расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков», утвержденной Росстрахнадзором.

3.5. Если страховщик подает документы для получения лицензии на проведение различных видов страховой деятельности, величина средств, указанных в п. 3.2 и 3.3, исчисляется раздельно по страхованию жизни и иным видам страховой деятельности.

3.6. Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 процентов собственных средств страховщика.

IV. Порядок выдачи лицензий на проведение страховой деятельности

4.1. Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридическими лицами в Росстрахнадзор представляются следующие документы:

4.1.1. Заявление установленной формы (Приложение 3);

4.1.2. Учредительные документы:

а) устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством;

б) протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор;

в) документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица;

4.1.3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, акты приема — передачи имущества, другие документы);

4.1.4. Экономическое обоснование страховой деятельности:

а) бизнес — план на первый год деятельности (Приложение 4);

б) расчет соотношения активов и обязательств по форме, указанной в Приложении к «Методике расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков», утвержденной Росстрахнадзором (представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее года);

в) положение о порядке формирования и использования страховых резервов;

г) план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает размер, указанный в п. 3.6;

д) баланс с Приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;

е) план размещения средств страховых резервов;

4.1.5. Правила по видам страхования, которые в соответствии с Законом «О страховании» и общими условиями действительности сделок, предусмотренными гражданским законодательством, должны содержать:

— определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

— определение объектов страхования;

— определение перечня страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховщика по страховым выплатам (основные и дополнительные условия);

— страховые тарифы;

— определение сроков страхования;

— порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов;

— взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

— порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

К Правилам страхования должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).

Правила страхования (условия) представляются в двух экземплярах, прошитых, пронумерованных, утвержденных руководителем страховой организации;

4.1.6. Расчет страховых тарифов с Приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также утвержденную руководителем страховой организации структуру тарифных ставок в двух экземплярах, по форме, указанной в Приложении 5;

4.1.7. Сведения о руководителе и его заместителях (Приложение 6).

При получении лицензии один экземпляр правил страхования и структуры тарифов с отметкой Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью возвращаются страховщику. Иные документы или копии с них не выдаются.

4.2. Страховщик несет ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование.

4.3. Росстрахнадзор рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в установленный законодательством срок.

4.4. Страховщику, сдавшему документы на лицензирование, направляется уведомление.

4.5. За выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата в федеральный бюджет со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ.

Плата вносится после принятия решения о выдаче лицензии. В случае необходимости внесения изменений в реквизиты лицензии плата взимается в аналогичном размере.

4.6. Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии, страховщик обязан сообщить в Росстрахнадзор в месячный срок с момента внесения этих изменений, представив подтверждающие документы.

В случае изменения любого из реквизитов, перечисленных в п. 2.1.2, требуется замена лицензии.

4.7. Об отказе в выдаче лицензии Росстрахнадзор сообщает страховщику в письменной форме с указанием причин отказа, документы при этом не возвращаются.

V. Заключительные положения

5.1. Особые условия лицензирования отдельных видов страхования устанавливаются специальными правилами Росстрахнадзора.

5.2. Росстрахнадзор ежемесячно публикует данные о страховщиках, которым выданы лицензии на проведение страховой деятельности, с указанием:

— наименования страховщика;

— юридического адреса;

— даты выдачи лицензии;

— номера лицензии;

— видов страховой деятельности, разрешенных лицензией.

5.3. Страховщик имеет право обжаловать действия Росстрахнадзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

экономические науки

Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …

УДК 336.233.2

ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

© 2017

Быкова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Аннотация. В современном обществе, с развитием рыночной экономики, страхование играет важную и многостороннюю роль. В основу страхования заложены перераспределительные процессы по объединению экономических рисков с последующими вариантами их возвращения. При наступлении неблагоприятного события, возникает необходимость обезопасить себя, что создает потребность в страховании, а возможность покрытия ущерба у лица, стремящегося к страховой защите, провоцирует страховой интерес. В связи с этим, возникает потребность в услугах страхования, которые страховая организация способна оказать, преследуя свои интересы — получение дохода от страховой деятельности. Развитие страховых отношений и услуг способно повысить экономическую стабильность общества и уровень социальной защищенности граждан, более того существует возможность привлечения инвестиционных ресурсов в экономику в целом. В настоящее время в России установлены обязательная регистрация страховых организаций, лицензирование данного вида деятельности и проведение обязательного контроля за осуществлением страховой деятельности, осуществляемого органами страхового надзора. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства, таким образом, обеспечивается соблюдение страховыми организациями правил конкурентной борьбы. Главная цель лицензирования — это проверка готовности страховой организации к качественному проведению страховой деятельности, а также в определении основных сфер этой деятельности. Процесс лицензирования имеет свои определенные тонкости и нюансы. Статья посвящена порядку лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации на современном этапе развития экономики.

Ключевые слова: Страхование, страхователь, страховщик, страховая деятельность, лицензия, лицензирование, орган страхового надзора, Банк России, страховые компании, страховые брокеры, перестраховщики, общества взаимного страхования.

LICENSING OF INSURANCE ACTIVITY IN RUSSIA

© 2017

Страхование выступает важным элементом функционирования финансовой системы государства, способного обеспечить непрерывность общественного воспроизводства, зависящую от негативных последствий, стихийных бедствий, аварий, природно-естественных и промышленных катастроф и других непредвиденных событий, которые обуславливают высокие риски потери имущества, а также гарантируют социальную защиту населения и стабилизируют процесс инвестирования в экономику .

В процессе формирования рыночной инфраструктуры аспекты страхования хозяйственной деятельности приобретают особое значение. Страхование влияет на развитие и повышение инвестиционных возможностей, а также на увеличение благосостояния нации .

Без точной регламентации и без обдуманных законодательных актов, определяющих порядок организации и деятельности страховщиков, успешное развитие рынка страхования невозможно. Основой экономического

порядка в страховании выступает законодательство. Государство осуществляет управление над процессами, происходящими в страховании, путем принятия правовых норм и обеспечением надзора за их соблюдением, с помощью специально уполномоченных органов. В Российской Федерации система законодательства в области страхования достаточно развита. Здесь можно назвать Гражданский кодекс Российской Федерации , Федеральный закон «О защите конкуренции» , Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» , Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и ряд других законодательных и нормативных актов.

Страховые компании — это организации, осуществляющие преимущественно защиту интересов физических, юридических лиц и муниципальных образований при различных событиях, называемых страховыми случаями .

Очевидно, что такие структуры не могут заниматься своей деятельностью без соответствующего на то разре-

шения государства.

В Российской Федерации такое разрешение называется лицензией и выдается органом страхового надзора

— Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ, Банк России) .

Лицензирование деятельности в области страхования способствует максимальной защите страхователей от недобросовестных страховщиков, а также полностью исключает появление на рынке фирм-однодневок, которые будут незаконно присваивать денежные средства клиентов.

Таким образом, каждая страховая компания должна иметь лицензию на осуществление страховой деятельности. Более того, содержание данной лицензии должно быть доступно всем потенциальным страхователям. При этом каждый потенциальный страхователь перед заключением договора страхования может проверить наличие или отсутствие лицензии у страховщика, а также информацию об ограничении или приостановлении деятельности лицензии в вестнике Банка России.

Подробнее остановимся на особенностях лицензирования страховой деятельности в России.

Главный закон, регулирующий страховую деятельность в нашей стране, — это Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее по тексту

— Закон) .

Текст данного документа гласит, что осуществлять свою деятельность субъекты страхового дела могут только при наличии лицензии.

Данный закон содержит:

— основные понятия в области лицензирования страховой деятельности в РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— основания и порядок выдачи лицензий;

— права и обязанности субъектов страхового рынка и органов страхового надзора;

— основания и порядок приостановления и ограничения действия лицензии;

— основания и порядок отзыва лицензии у организаций или индивидуальных предпринимателей, которые занимаются страховой деятельностью.

Выдаются лицензии на право осуществлять данную деятельность Банком России, который с 2013 года является единственным органом страхового надзора в Российской Федерации.

Банк России имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии, а также отзывать лицензию у субъектов страхового дела.

Важен факт, кто относится к субъектам страхового дела. Исходя из текста действующего законодательства следует, что это страховые компании, перестраховщики, общества взаимного страхования, а также страховые брокеры.

Чтобы получить соответствующую лицензию, данные организации должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляет закон к организациям, осуществляющим страховую деятельность в России.

Кроме того, ЦБ РФ ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела, содержащий сведения об их наименованиях, руководителях, реквизитах, местонахождении, номере и даты выдачи, отзыва и приостановлении лицензии, а также о видах деятельности, на осуществление которых выдается лицензия .

Итак, Центральный банк России занимается выдачей лицензий на страхование. Рассмотрим, какие виды лицензий бывают.

Страховые компании могут получить лицензию на следующие виды страхования: добровольное (страхование имущества, жизни и личное страхование), обязательное (обязательное страхование гражданской ответственности и др.), перестрахование .

Перестраховочные организации, соответственно, получают лицензию на перестрахование.

Общества взаимного страхования могут рассчитывать на получение лицензии на взаимное страхование в

добровольной или обязательной форме ._

Страховой брокер — на осуществление посреднической деятельности в страховании .

Чтобы получить соответствующую лицензию, данные организации должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к организациям, осуществляющим страховую деятельность в России. Эти требования закреплены в законе «Об организации страхового дела в РФ» и других актах РФ .

Первое требование, которое мы рассмотрим, это требование к уставному капиталу страховой организации. Так, закон устанавливает минимальный размер уставного капитала для организаций, занимающихся страховой деятельностью в РФ.

Величина минимального уставного капитала для получения лицензии зависит от вида страхования, по которому страховая компания желает получить лицензию.

Базовый размер уставного капитала для страховой организации равен 120 млн. рублей, такой капитал позволит получить лицензию на осуществление личного страхования (без страхования жизни), имущества, предпринимательских рисков и гражданской ответственности.

Для страхования жизни необходимо увеличить уставной капитал в два раза — до 240 млн. рублей, а для реализации перестрахования — до 480 млн. рублей.

Однако если страховщик занимается только медицинским страхованием, минимальная величина уставного капитала для него равна 60 млн. рублей .

Другое требование — доля участия в этом капитале иностранных инвесторов.

Так, дочерние организации иностранных компаний либо компаний, уставной капитал которых содержит более 49% долей иностранных инвесторов, не могут заниматься в России страхованием имущества, жизни и здоровья населения за счет бюджетных средств.

Это касается и страхования рисков, связанных с закупками товаров, работ, услуг, обеспечивающих государственные и муниципальные нужды, страхования имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

А компании, имеющие в своем уставном капитале более 51% доли иностранных инвесторов, дополнительно к вышесказанному, не смогут получить лицензию на ОСАГО и на страхование интересов граждан, связанных с дожитием до определенных возраста.

Кроме всего прочего, вышеупомянутый иностранный инвестор должен не менее 5 лет осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим страховым законодательством РФ.

Следующее требование для выдачи лицензии — это соответствие руководящих лиц квалификационным требованиям. Особое внимание необходимо уделять образованию, опыту работы и профессиональным качествам лиц, занимающих руководящие посты в страховой компании (генеральный директор, главный бухгалтер и т. п.), поскольку в Законе обозначены строгие требования к данным сотрудникам. Несоблюдение требований ведет к отказу в выдаче лицензии.

Генеральный директор должен иметь диплом о высшем образовании и не менее чем двухлетний стаж руководящей должности в субъекте страхового дела.

На позицию главного бухгалтера страховой или перестраховочной компании назначается лицо, соответствующее требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» , и имеющее не менее чем пятилетний стаж, при этом два года из последних пяти необходимо быть сотрудником страховой или перестраховочной компании.

Главному бухгалтеру страхового брокера необходимо иметь диплом о высшем образовании и страховой стаж по специальности как минимум два года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лицо, занимающее позицию главного бухгалтера в обществе взаимного страхования, имеет высшее образование и двухлетний страж по специальности в субъекте страхового дела.

Внутренний аудитор не сможет работать без высше-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …

го образования в экономической, финансовой или юридической сфере и двухлетнего стажа в страховой, перестраховочной или другой финансовой или аудиторской компании.

Кроме того, внутренним аудитором не может быть лицо, являющееся акционером или родственником руководителя, акционера, главного бухгалтера либо члена совета директоров страховщика, а также лицо, которое в течение двух предшествующих лет занимало должность главного бухгалтера или руководителя организации.

Квалификация актуария страховой организации должна соответствовать требованиям Федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» .

Помимо всего прочего, место генерального директора, главного бухгалтера, аудитора и члена совета директоров не могут занимать лица, руководящие в прошлом организациями, у которых была отозвана или приостановлена лицензия на страхование, если с момента отзыва прошло меньше чем три года, а также лица, имеющие непогашенную судимость или дисквалификацию за нарушения в финансовой сфере.

Итак, мы рассмотрели три главных требования, несоблюдение которых приведет к отказу в получении лицензии на страховую деятельность: минимальная величина уставного капитала, доля участия в уставном капитале иностранных инвесторов и квалификационные соответствия руководителей страховщика.

Существуют и другие основания для отказа Центральным банком в выдаче лицензии на страхование, например, несостоятельность субъекта страховой деятельности или наличие действующего предписания ЦБ РФ, связанного с финансовой устойчивостью. Также основанием для отказа может быть несоответствие документов, представленных для рассмотрения заявления о выдаче лицензии .

Для получения лицензии на страхование соискателю необходимо представить в Центральный банк для рассмотрения следующие документы:

— заявление;

— учредительные документы, включая протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя;

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица и лиц, являющихся учредителями;

— сведения о составе акционеров;

— платежные документы, свидетельствующие об оплате уставного капитала в полном объеме, включая документы подтверждающие источники данных денежных средств;

— заключение аудита о достоверности бухгалтерской отчетности учредителей за последний отчетный период;

— документы, подтверждающие квалификационные соответствия руководителей организации и ревизионной комиссии;

— сведения об актуарии и внутреннем аудиторе, а также положение о внутреннем аудите;

— документы, подтверждающие соответствие организации требованиям о государственной тайне.

Решение о выдаче лицензии Банк России принимает в течение 30 дней.

В лицензии должна содержаться следующая информация:

— название органа, выдавшего лицензию, — Банк России;

— наименование субъекта страхового дела, получившего лицензию;

— почтовый адрес и местонахождение страховой организации;

— ОГРН юридического лица или индивидуального предпринимателя и ИНН;

— вид страховой деятельности, осуществляемой организацией в рамках выданной лицензии;

— номер записи в едином государственном реестре субъектов страхового дела;

— номер и дата выдачи лицензии, а также номер и дата принятия решения о ее выдаче.

Следует иметь в виду, что лицензия на страховую деятельность предусматривает плату в федеральный бюджет. Лицензионный сбор уплачивают после принятия положительного решения о предоставлении лицензии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лицензия на страхование выдается бессрочно и прекращает свое действие в случае прекращения существования страховщика. Отметим, что после того, как принято решение про лицензирование страховой деятельности, один экземпляр правил структуры и страхования с отметкой Банка России вернется страховому предприятию. Следует особо подчеркнуть, что лицензия для осуществления страховой деятельности действует только на определенной территории РФ, заявленной страховщиком.

Однако лицензия может быть приостановлена или даже отозвана Центробанком в случае серьезного нарушения организацией страхового законодательства РФ.

Рассмотрим ограничения действия и приостановление лицензии.

В случае если компания или индивидуальный предприниматель, которые получили лицензию, допустят нарушение законодательства в области страхования, то Банк России сможет ограничить действие лицензии или приостановить ее действие.

В случае обнаружения такого правонарушения Банк России выносит предписание, в котором содержится требование об устранении нарушения. Если несоответствия не будут устранены или организация, или предприниматель не направят документы, свидетельствующие об устранении нарушения, то Банк России имеет право приостановить или ограничить действие лицензии.

Ограничение действия лицензии означает, что страховая организация не сможет заключать отдельные виды договоров со страхователями.

Приостановление действия лицензии означает, что страховщик не имеет права заключать договоры по всем видам страхования, предусмотренным в лицензии.

При этом информация об ограничении или приостановлении действия лицензии публикуется в вестнике Банка России. Публикации в вестнике Банка России можно также найти на официальном сайте ЦБ РФ .

Ограничение или приостановление действия лицензии снимается после полного исключения нарушений. Информация о возобновлении действия лицензии также публикуется в вестнике Банка России.

Орган страхового надзора имеет право отозвать лицензию в случае неустранения нарушений, которые явились основанием для приостановления или ограничения действия лицензии.

В этом случае страховая организация или индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность по страхованию.

Также Банк России имеет право отозвать лицензию в случае неоднократного нарушения норм законодательства в течение года (под неоднократностью подразумевается нарушение законодательства два или более раза) или в случае, если страховая организация в течение 12 месяцев не приступит к осуществлению страховой деятельности.

Отзыв лицензии также может быть осуществлен по заявлению самой страховой организации.

После отзыва лицензии страховая компания должна в течение полугода предоставить всю бухгалтерскую отчетность, оригинал лицензии, решение о ликвидации организации или прекращении деятельности по страхованию, документы, подтверждающие наличие или отсутствие требований страхователей или выгодоприобретателей и прочих контрагентов организации.

В течение шести месяцев организация обязана осуществить выплаты по страховым случаям и расторгнуть договоры со всеми страхователями. Также организация должна прекратить свое членство во всех некоммерческих организациях.

Сообщение об отзыве у организации или предпринимателя лицензии также публикуется в вестнике Банка России .

И так, в заключение отметим, что лицензирование страховой деятельности является обязательным этапом начала работы любой страховой компании . Лицензия необходима для осуществления обязательного и добровольного, личного и имущественного страхования. Компании ограничиваются в своей работе тем набором услуг, которые перечисленные в выданных им лицензиях. Например, лицензирование страховых компаний на право оказывать услуги по перестрахованию подразумевает, что непосредственно страхованием такие организации заниматься уже не могут. Также в лицензии перечисляются направления работы юридических лиц (физические лица страхованием заниматься не могут по определению). Лицензированию подлежит только те функции, которые связаны с формированием специальных денежных фондов, используемых в будущем для выплат страховки. Сюрвейеры, например, в лицензии не нуждаются.

Кроме этого, подчеркнем, что в результате действия строгих правил количество субъектов, осуществляющих страховую деятельность в России, постепенно уменьшается.

С одной стороны, это является плюсом, поскольку уходят все ненадежные игроки страхового рынка.

С другой, это минус, поскольку конкуренция среди игроков страхового рынка уменьшается и создается угроза монополистического сговора крупных игроков.

Основная заслуга строгих требований законодательства в области лицензирования страховой деятельности в РФ заключается в том, что раскрываются эффективные инструменты воздействия на субъекты страхового рынка в случае нарушения законодательства в области страхования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаврилина Н.Е. Основы финансов и кредита / Н.Е. Гаврилина, Е.Н. Дербенёва. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 224 с.

8. О порядке и сроках замены бланков лицензий на осуществление страхования (перестрахования) в целях приведения их в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации: Указание Банка России от 19.06.2014 г. № 3285-У // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 09.11.2017 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школа (дата обращения 30.10.2017 г.)

10. О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Центральный банк Российской Федерации: Указание Банка России от 21.04.2017 г. № 4356-У // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 03.11.2017 г.)

11. О составлении и представлении отчетности в порядке надзора и статистической отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования с 01.01.2016 г.: Информация > Банка России от 21.01.2016 г. Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа

12. Каримуллина А.Э. Общая характеристика правовых ограничений в гражданско-правовом регулировании страховой деятельности и их классификация // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 176-180.

14. Гафурова Г.Т. Оценка развития страхового рынка республики Татарстан // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 39-43.

16. О лицензировании деятельности по взаимному страхованию: Информационное письмо Росстрахнадзора от 01.02.2008 г. № 434/02 // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 02.11.2017 г.)

17. О требованиях, предъявляемых соискателям лицензии на осуществление взаимного страхования: Информационное письмо Росстрахнадзора от 11.06.2008 г. № 3286/02-01 // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 31.10.2017 г.)

18. Танага А.Н. Лицензирование деятельности страховых брокеров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 2. С. 91 — 94.

20. Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от

31.12.2010 г. № 1227 (ред. от 29.08.2013 г.) // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 25.10.2017 г.)

21. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от

06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.) // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 28.10.2017 г.)

24. Официальный сайт Центрального банка России www.cbr.ru (дата обращения 23.10.2017 г.)

Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется Федеральной службой страхового надзора (ФССН). На ФССН также возложены разработка соответствующих методических и нормативных документов, обобщение практики применения страхового законодательства, разработка предложений по его применению, защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам.

Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.

При обращении страховой организации в ФССН за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Действующим порядком предусмотрено, что для получения лицензии страховщик должен представить Федеральной службе страхового надзора:

  • программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

  • правила или условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного капитала, запасных или аналогичных фондов;

  • статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

При необеспечении финансовой устойчивости страховых операций ФССН может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий ФССН руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

Для осуществления возложенных задач ФССН имеет право:

  • проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;

  • получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;

  • осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;

  • контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций.

В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности ФССН имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования.

Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения, ФССН имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями, можно подразделить на следующие основные группы14:

1. налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов): налог на прибыль, налог на дивиденды, налог от долевого участия в деятельности других предприятий и организаций;

2.налоги, взимаемые с выручки от оказания страховых услуг: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор за использование наименования «Россия»;

3. налоги с имущества: налог на имущество страховых организаций;

4. платежи за природные ресурсы: земельный налог и арендная плата за землю;

5. налоги с фонда оплаты труда: транспортный налог, отчисления в государственные социальные фонды и другие;

6. налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат: налог на рекламу;

7.налоги на определенный вид финансовых операций с ценными бумагами;

8. налоги с выручки от оказания не страховых услуг и реализации имущества: налог на добавленную стоимость;

9. налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: госпошлина.

Источниками уплаты налогов в федеральный бюджет являются: для налога на добавленную стоимость — увеличение цены товара (работ, услуги), для платы за землю, налогов на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств, госпошлины и транспортного налога — себестоимость, для налога на прибыль — балансовая прибыль, для налога на операции с ценными бумагами и сбора за использование наименования «Россия» — чистая прибыль.

Источниками уплаты налогов в региональные бюджеты (налог на имущество предприятий и налог на нужды образовательных учреждений) и местные бюджеты (целевой сбор на содержание милиции, налог на рекламу и др.) являются финансовые результаты деятельности страховых организаций.

Страховые организации несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, которая подразумевает правильность исчисления, а также полноту и своевременность уплаты причитающихся с них налогов.

Налогооблагаемая база уменьшается на сумму льгот, предоставляемых страховым организациям по налогу на прибыль в соответствии с действующим законодательством. К числу важнейших льгот по налогу на прибыль, предоставленных страховщикам, можно отнести уменьшение налогооблагаемой базы и уменьшение ставки налога на прибыль. Из налогооблагаемой базы вычитаются суммы, направленные на финансирование капитальных вложений и для погашения кредитов банка на эти цели, затраты страховщиков на содержание находящихся на их балансе учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилого фонда и пр.; взносы на благотворительные цели в размере, не превышающем 3% от налогооблагаемой прибыли; суммы, направленные страховщиками на пополнение резервов по страхованию жизни в определенных пределах, и др.

Уменьшение ставки налога на прибыль в 1,5 раза касается тех страховщиков, которые в отчетном периоде получили от страхования имущественных интересов фермерских хозяйств, колхозов и других сельскохозяйственных и малых предприятий не менее 50% взносов.

К налогооблагаемой базе применяются установленные ставки налога. Прибыль страховых организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Российской Федерации, облагается по ставке 13%. Ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации. При этом предельная ставка налога, зачисляемого в бюджет субъектов Федерации страховщиками, не может превышать 30%.

Ставки налога на прибыль, а также состав налоговых льгот могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

Сумма налога на прибыль определяется страховщиками самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета и отчетности.

В течение квартала страховщики производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и установленной ставки. Выплата авансовых взносов производится не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога, исчисленной исходя из предполагаемой прибыли на квартал.

По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года страховщики исчисляют сумму налога на прибыль нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной прибыли с учетом предоставленных льгот и ставки налога, а также с учетом ранее начисленных платежей. Суммы налога, исчисленные исходя из фактической прибыли, вносятся страховщиками в доход бюджета по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных бухгалтерских отчетов, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

Излишне внесенные суммы налога, выявленные при сравнении фактического налога и авансовых платежей, засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику на основании его письменного заявления.

Страховые организации, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, уплачивают в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены эти подразделения, налог на прибыль из доли прибыли, приходящейся на структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (или фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов.

Кроме налога на прибыль страховщики платят также налог с дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям или другим выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим страховщику, а также с доходов от долевого участия в деятельности других предприятий и страховых организаций на территории РФ.

Налог с перечисленных выше доходов уплачивается в момент выплаты этих доходов по ставке 15%. Таким образом, к страховщику — получателю эти доходы поступают за вычетом удержанного налога. Поэтому при расчете налога на прибыль указанные выше доходы должны быть исключены из налогооблагаемой базы во избежание двойного налогообложения.

При совершении сделок с ценными бумагами страховщики уплачивают налог на операции с ценными бумагами. Налог взимается со страховщика в том случае, если он выступает эмитентом ценных бумаг. Объектом налогообложения является номинальная стоимость ценных бумаг, заявленная эмитентом.

Не облагается налогом номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг, а также осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства Российской Федерации.

Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска. Налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете по курсу, устанавливаемому Центральным банком РФ и действующему на дату регистрации эмиссии. Сумма налога вносится плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.

Следует различать налоги, уплачиваемые с доходов от ценных бумаг, т. е. дивидендов, процентов, и налог на операции с ценными бумагами.

В соответствии с Законом о налоге на добавленную стоимость услуги по страхованию и перестрахованию освобождены от этого налога. Не облагаются налогом и операции, связанные с получением так называемых прочих доходов от страховой деятельности, включаемых в состав выручки от реализации страховых услуг. К числу таких доходов, в частности, относятся: возмещение доли убытков по рискам, переданным в перестрахование; комиссионные вознаграждения и тантьемы, полученные за оказание услуг страхового брокера, и некоторые другие. Таким образом, страховые организации реализуют услуги в сфере основной деятельности без НДС. В то же время другие хозяйственные операции страховых компаний, не запрещенные действующим законодательством, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

При определении налога на имущество страховых организаций объектом налогообложения служат основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.

Расчет налога осуществляется на основе среднегодовой стоимости имущества за соответствующий налогооблагаемый период и ставки налога, установленной на текущий календарный год органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Сумма налога исчисляется страховщиками ежеквартально нарастающим итогом с начала года с учетом стоимости имущества, освобождаемого от налога в соответствии с предоставленными льготами.

Не облагается налогом имущество страховых организаций, используемое исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет, для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны, нужд физической культуры и спорта. При расчете налогооблагаемой базы вычитается стоимость имущества (за минусом сумм износа) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе плательщика.

МОСКВА, 21 июля, ФедералПресс. Центробанк отозвал лицензии у двух российских страховых компаний. Теперь они не смогут осуществлять добровольное личное страхование.

Центробанк Российской Федерации выпустил приказ от 20 июля о лишении двух страховых компаний лицензии, которые позволяли им осуществлять деятельность по добровольному личному страхованию.

Это касается компаний АО СК «Железнодорожный страховой фонд» и ООО «Компания промышленно-торгового страхования». Соответствующие материалы вышли на сайте регулятора.

Отзыв лицензий был произведен в связи с добровольным отказом самих компаний от проведения соответствующей деятельности.

«Железнодорожный страховой фонд» получил лицензию на страховую деятельность в 2015 году. Он специализируется на страховании имущества и личного страхования. А «Компания промышленно-торгового страхования» получила соответствующий документ от ЦБ осенью 2015.

Ранее «ФедералПресс» писал про отзыв лицензии регулятором. В этот раз, лицензии лишился Проминвестбанк.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин