Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности в РБ

Лицензирование затрагивает отдельные виды деятельности в Республике Беларусь. Лицензирование предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 01 сентября 2010г. № 450 (далее – Указ). Лицо, которое имеет специальное разрешение, именуется лицензиатом.

Согласно вышеназванного Указа: «Лицензия – это специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии”.

Ведение деятельности, которая подлежит лицензированию без лицензии, является незаконной.

Субъектам хозяйствования следует обратить внимание на ответственность за ведение деятельности без лицензии. Так юридическое лицо может быть ликвидировано по решению государственного органа, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращена. Следовательно, доходы полученные в результате деятельности без лицензии направляются в бюджет.

Порядок лицензирования в Республике Беларусь.

Лицензирование приемлет в качестве субъектов юридические и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и иностранные организации, зарегистрированные в Республике Беларусь. За выдачу, внесение изменений и дополнений, продление срока, возобновление действия лицензии, а также выдачу ее дубликата взимается государственная пошлина. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии оформляется приказом (решением) лицензирующего органа.

Решение, принятое лицензирующим органом, может быть обжаловано в суде. Однако, для этого предоставлен соискателю всего лишь месячный срок со дня принятия решения, а если предусмотрено письменное уведомление лицензирующим органом в месячный срок со дня получения такого уведомления соискателем лицензии.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности. Следовательно, в ней указываются выполняемые работы и (или) услуги. Перечень необходимых документов для получения лицензии установлен в главе 2 Указа.

Настоящим документом установлено, что запрещается требовать от соискателя документов и информации, не предусмотренной положением, которое утверждено Указом. Нотариально засвидетельствованных копий не требуется, если документы представляются в оригинале. Представленные документы принимаются по описи с отметкой даты приема документов. Копия описи вручается соискателю.

Представлять интересы соискателя может уполномоченное на это лицо по доверенности или на основании учредительных документов. Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня приема документов от уполномоченного лица. При необходимости проведения оценки и экспертизы, срок может быть продлен до 10 (десяти) рабочих дней.

Что надо помнить после получения лицензии?

Лицензиат вправе осуществлять лицензируемую деятельность со дня получения лицензии. В настоящий момент лицензии в Республике Беларусь выдаются бессрочно.

В случае утери лицензии, лицензиату могут выдать дубликат. Выдается он течение 3 (трех) рабочих дней со дня представления всех необходимых документов. В период потери дубликата и до момента его выдачи, действие лицензии не приостанавливается.

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Лицензирование затрагивает следующие виды деятельности:

  • Адвокатская;
  • Ветеринарная;
  • Автомобильный транспорт;
  • Вещание;
  • Использование атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
  • Промышленная безопасность;
  • Связь;
  • Игорный бизнес;
  • Заготовка (закупка) лома и отходов черных и цветных металлов;
  • Обеспечение пожарной безопасности;
  • Оказание психологической помощи;
  • Разработка и производства строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки;
  • Техническая и (или) криптографическая защита информации;
  • Воздействиее на окружающую среду;
  • Деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • Оздоровлением детей за рубежом;
  • Осуществление контроля радиоактивного загрязнения;
  • Трудоустройство за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением ( в том числе в глобальной компьютерной сети интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства;
    Производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий;
  • Производство алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов;
  • Деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов;
  • Медицинская деятельность;
  • Образовательная деятельность;
  • Оказание юридических услуг;
  • Оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;
  • Оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий;
  • Охранная деятельность;
  • Полиграфическая деятельность;
  • Профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам;
  • Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями;
  • Страховая деятельность;
  • Судебно-экспертная деятельность;
  • Фармацевтическая деятельность.

Сложности при получении лицензии.

Вопрос с получением лицензии встает сразу же после регистрации юридического лица. Следовательно, на данном этапе начинающие бизнесмены решают, стоит ли им обращаться за юридическими услугами или юридической помощью для получения лицензии. Здесь необходимо отметить, что сложность получения того или иного вида лицензии немало зависит от вида деятельности. Например, простейшими лицензиями являются лицензия на международные грузоперевозки, а также лицензия на розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями.

Одним из самых сложных видном деятельности, подлежащих лицензированию, является лицензирование деятельности в области промышленной безопасности. Получить некоторые разновидности данной лицензии невозможно с помощью одного только юриста. Следовательно, здесь может понадобиться привлечение специалистов различного профиля, в основном технического.

Ни в коем случае не стоит злоупотреблять получением такой лицензии в ускоренном порядке, польстившись на простоту подготовки документов. Ведь получение лицензии в ускоренном порядке предполагает проведение последующей проверки лицензирующим органом. Следовательно, если ваша организация будет найдена не соответствующей лицензионным требования, то лицензия аннулируется с изъятием полученной от лицензируемой деятельности прибыли в пользу государственного бюджета.

SummaryService Type Юридические услуги Provider Name Скобей Андрей,Минск,Беларусь- Telephone No.+375291102388 Area Получение лицензий в Беларуси Description Оказываем юридические услуги по сопровождению лицензирования в Беларуси. От регистрации юридического лица до получения финального документа. Предлагаем любой объем сопровождения, требуемый клиентом.

В России, согласно действующему законодательству, большая часть производимой и реализуемой продукции, а также сервисных услуг подлежат лицензированию и сертификации. Причем эти два понятия необходимо четко различать между собой.
Лицензия — это разрешение на осуществление того или иного вида деятельности, тогда как сертификат — документ, подтверждающий соответствие товара или услуги определенным требованиям, нормам и критериям.

Существует огромное количество различного рода лицензий, дающих право на разные виды деятельности, которые выдаются соответствующими уполномоченными органами. Так, например, Министерство Здравоохранения и социального развития лицензирует деятельность фармацевтических предприятий, Министерство внутренних дел выдает разрешения на осуществление частных охранных и детективных услуг; Федеральное агентство по туризму — контролирует деятельность туроператоров и турфирм; лицензия Ростехнадзора выдается на производство, хранение, распространение и эксплуатацию пожароопасных, химически опасных, взрывчатых веществ и объектов, производство маркшейдерских работ и т. д.

Сертификаты также могут быть различных видов и классифицироваться на обязательные и необязательные. Например, обязательной сертификации подлежат все виды товаров и услуг, влияющих на жизнь, здоровье и безопасность человека: продукты питания, одежа, предметы домашнего обихода, детская продукция, бытовая техника, электроприборы и оборудование, а также медицинские, транспортные, коммунальные услуги и многое другое. Помимо этого, существуют такие нормативные документы, как-то: пожарный сертификат, сертификат о взрывозащищенности, метрологический сертификат и другие.

Кроме того, многие отечественные компании сегодня стремятся к получению сертификата ISO 9001 (российский стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 — 2001), который является международным стандартом системы менеджмента качества, а значит, его наличие подтверждает качество продукта или услуги, наличие дополнительных преимуществ перед аналогами; повышает конкурентоспособность компании, дает серьезные преимущества при кредитовании, участии в конкурсах на получение тендера или государственного заказа.

Что касается строительной отрасли, то на сегодняшний день, согласно вступившему в силу 1 января 2010 года закону «О техническом регулировании», строительная лицензия заменена на Свидетельство о допуске, выдаваемое саморегулирующейся организацией (СРО). Они выдаются членам-партнерам саморегулируемой организации и длятся на три основные группы:

  • допуски на работы по подготовке проектной документации;
  • допуски на работы по строительству, капитальному ремонту и реконструкции;
  • допуски на виды работ по инженерным изысканиям.

В России на сегодняшний день формируется оптимальная модель регулирования строительной отрасли. Сертификат ISO 9000 может стать хорошей альтернативой лицензиям, подтверждая качество и безопасность услуг и профессионализм компании.

ПРИКАЗ ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2 декабря 2015 г. № 116

О выдаче специальных разрешений (лицензий), внесении изменений в специальные разрешения (лицензии)

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с учетом решения лицензионной комиссии Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (протокол от 2 декабря 2015 г. № 19) ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Выдать специальные разрешения (лицензии):

1.1.обществу с ограниченной ответственностью «ПЕРВЫЙ НОМЕР» – на право осуществления деятельности по технической и (или) криптографической защите информации на следующие составляющие вид деятельности работы:

реализация, монтаж, наладка, сервисное обслуживание программных средств обработки информации в защищенном исполнении, программных, программно- аппаратных средств защиты информации и контроля ее защищенности, средств криптографической защиты информации.

Указать в специальном разрешении (лицензии) особые лицензионные требования и условия:

выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в государственных организациях должны осуществляться по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь;

1.2.обществу с ограниченной ответственностью «Информационные порталы и сервисы» – на право осуществления деятельности по технической и (или) криптографической защите информации на следующие составляющие вид деятельности работы:

монтаж, наладка, сервисное обслуживание программных средств обработки информации в защищенном исполнении, программных, программно-аппаратных средств защиты информации.

Указать в специальном разрешении (лицензии) особые лицензионные требования и условия:

выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в государственных организациях должны осуществляться по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

2.Внести изменения в специальные разрешения (лицензии), выданные:

2.1.обществу ограниченной ответственностью «Атак Солюшенс»:

расположенные на первом листе специального разрешения (лицензии) слова

«Выдано обществу с ограниченной ответственностью «Атак Солюшенс», местонахождение: 220004, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Короля В.А., д. 51, пом. 10, оф. 24.» заменить словами «Выдано обществу с ограниченной ответственностью «Атак Солюшенс», местонахождение: 220079, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Кальварийская, д. 33, каб. 25.»;

2.2.частному торгово-производственному унитарному предприятию «АнтиВирус»: расположенные на первом листе специального разрешения (лицензии) слова

«Выдано частному торгово-производственному унитарному предприятию «АнтиВирус», местонахождение: 220033, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Рыбалко, д. 26, комн. 314.» заменить словами «Выдано частному торгово-производственному унитарному предприятию «АнтиВирус», местонахождение: 220140, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Притыцкого, д. 83, оф. 37.»;

Лицензирование и сертификация призваны привлечь особое внимание к определенным видам деятельности и товарам. Свободные рыночные отношения предполагают контроль со стороны государства некоторых видов деятельности, прежде всего предпринимательской.
Гарантия для автора
Например, лицензии используются в патентном и авторском праве. Здесь лицензионный договор говорит о том, что обладатель прав (патента) на изобретение или авторское произведение разрешает использовать ее другому лицу, причем использующий обязуется контролировать получение владельцем патента всех полагающихся по закону вознаграждений и выплат.
Образовательная деятельность
Любое учебное заведение должно соответствовать нормам и правилам, предъявляемым соответствующими государственными документами. Здесь принимается во внимание не только качество материала, предлагаемого слушателям, но и:
• соблюдение строительных правил и норм в помещениях;
• выполнение санитарных норм;
• наличие необходимого оборудования;
• обеспечение медицинским обслуживанием;
• укомплектованность преподавательского состава;
• соответствие другим требованиям.

Лицензии и сертификаты: разрешение на некоторые виды бизнеса

Лицензирование и сертификация в бизнесе – это получение специальных разрешений, в которых есть четкая регламентация условий и требований, которые предъявляет государство к деятельности предприятия в том или ином направлении. В первую очередь, это отрасли, работа в которых связана со здоровьем и опасностью для жизни людей. Еще это может быть деятельность, которая затрагивает общегосударственные интересы, например по разработке полезных ископаемых.
Начинать практическую работу можно только после получения лицензии, иначе существует риск понести административную, а иногда и уголовную ответственность.
Соответствие стандартам
Качественные характеристики продукции и услуг определяются независимой организацией, которая выдает соответствующий документ, который называется сертификатом. Оцениваться также может система менеджмента, персонал, определенные работы.
В отличие от лицензирования, сертификация может быть как обязательной, так и добровольной. Многие компании для повышения уровня доверия к их товарам и услугам, на договорных условиях приглашают независимых экспертов, которые устанавливают соответствие объектов сертификации государственным и международным требованиям. Однако есть перечень товаров, для которых прохождение этой процедуры и получение соответствующего документа является обязательным.
Основная задача, которую решают лицензирование и сертификация – это защита потребителей от товаров и услуг несоответствующего качества, обеспечение безопасности производимой продукции для жизни человека, его здоровья, а также окружающей природной среды.