Лицензии на водопользование

Содержание

Добрый день меня зовут Алексей, у меня такой вопрос – рядом с моим дачным участком есть пруд, могу ли я качать из него воду для полива грядок?

Ответы юристов ( 1 )

  • 8,6 рейтинг
  • 1993 отзыва

Если это пруд (водный объект) общего пользования и Вы воду будете использовать для личных нужд, то для законного забора водных ресурсов (закачки воды) Вам нужно заключить договор водопользования. При этом в силу части 2 ст. 16 Водного кодекса РФ данный договор заключается без проведения аукциона. Если участок, на котором расположен пруд, находится на территории дачного товарищества и не находится в частной собственности, то он муниципальный. Следовательно заявление на заключение договора нужно подавать в местную администрацию.

ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»

3. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
4. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

Алексей, для более подробной, детальной проработки интересующего Вас вопроса, получения расширенной консультации и (или) составления необходимых юридических документов Вы можете обратиться ко мне в чат (кнопка «Сообщение юристу»). Всего доброго!

Вы успешно подписались.

Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений

© Юстива
Все права защищены 2017-2019

При поддержке онлайн-чатов

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Время истекло

Время выделенное для редактирования истекло.

Спасибо!

Вскоре наш модератор рассмотрит вашу жалобу.

Правила и рекомендации для написания ответов

  • Запрещено давать бесполезный ответ. Консультация должна быть полной и обоснованной.
  • Запрещено дублировать/копировать ответы других юристов из разных источников.
  • Ваш ответ должен быть авторским и уникальным.
  • Запрещено излишне цитировать законы без разъяснений.
  • Запрещено предлагать свои услуги в обход сайта (указывать контакты).
  • Запрещено давать ссылки на сторонние сайты без острой необходимости или без запроса клиента.
  • Запрещено грубить клиенту
  • Приветствовать клиента;
  • Отвечать полно и обоснованно;
  • Аргументировать указание соответствующих законов;
  • Подводить итог консультации в концентрированном виде.

Консультируя клиентов на Юстиве, вы принимаете правила оказания юридических услуг. В случае нарушения администрация вправе удалять ваши ответы и ограничивать вашу учётную запись в использовании некоторого функционала.

Открыть контакты автора

Контактные данные будут видны
только вам

Нужно ли платить за забор воды из речки для орошения

Подскажите, пожалуйста, есть 30 Га с/х угодий хочу занять орошением многолетних трав. Рядом речка. Нужно ли платить за забор воды из речки. Если да то сколько? Какие условия? К кому обращаться? Какие нормативы?

Интересный вопрос, присоединяюсь к автору. Подключить водяной насос со шлангом и опустить в реку для откачки. Законно?

Ответы на Ваши вопросы содержатся в Водном Кодексе РФ.

Для полива личного подсобного хозяйства — никаких договоров водопользования не нужно.

ВК РФ, статья 11, пункт 3, подпункт 16.

Поливать 30 га (явно на «личное подсобное» не тянет) — нужен договор водопользования. Как, что и где — прописано в ВК РФ. Нужно не просто платить, а иметь договор водопользования. Платить без договора — выбрасывать деньги. Изучайте закон.

Ответ на этот вопрос содержится в Водном Кодексе РФ.

Если Вы являетесь физическим лицом, то для полива приусадебного участка оформления договора водопользования не требуется. 30 га — не приусадебный участок. Как и где оформить договор водопользования — читайте в законе.

Лицензирование пользования водными объектами (водопользования)

Компания «Европейская Консалтинговая Группа» предлагает услуги по получению лицензированию пользования водными объектами (водопользования).

Орган, выдающий Федеральную лицензию – Министерство природных ресурсов РФ, в частности подведомственный ему орган Федеральное агентство водных ресурсов РФ.
Орган, выдающий Региональную лицензию — территориальных подразделение Министерства природных ресурсов РФ, в частности подведомственный ему орган Федеральное агентство водных ресурсов РФ.

Нормативно-правовые акты:
— Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ..
— ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности” от 13 июля 2001 года № 128-ФЗ.
— Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. №383 «Об утверждении правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии”.

Срок лицензии:
— Лицензия на водопользование предоставляется сроком на один год.
— Продление срока действия лицензии на водопользование осуществляется в порядке, установленном для ее получения.

Стоимость

Лицензионный сбор за лицензию на водопользование лицензиат оплачивает по безналичному расчету:7500 рублей.
Срок получения лицензии на водопользование при условии соответствия лицензионным требованиям составляет два месяца.
Цена: 115 000 рублей.
Клиент после заключения договора вносит аванс в размере 80 % от стоимости выбранных услуг.

Перечень услуг по получению лицензии

Наши юридические услуги по получению лицензии на водопользование:
— консультирование по вопросам получения лицензии на водопользование;
— юридическое заключение о достаточности пакета предоставленных документов, необходимых для получения лицензии на водопользование;
— оформление заявления и других необходимых документов на получение лицензии на водопользование;
— сдача лицензионного пакета в лицензирующий орган – Министерство природных ресурсов РФ, в частности подведомственный ему орган Федеральное агентство водных ресурсов РФ;
— представление интересов клиента в необходимых государственных органах, включая орган лицензирования – Министерство экономического развития и торговли РФ;
— контроль и продвижение лицензионного пакета клиента в органе лицензирования, получение лицензии на водопользование.

Результат наших юридических услуг

Лицензия на водопользование.

Дополнительные услуги

Помимо услуг по получению лицензии мы готовы предоставить Вам дополнительные услуги:
1. по содействию в аттестации Ваших специалистов или подбору и предоставлению специалистов, которые уже имеют должную квалификацию: стоимость услуг по аттестации Ваших специалистов составляет 15 000 рублей за одного сотрудника; стоимость услуг по подбору и предоставлению специалистов 23 000 рублей за одного сотрудника;
2. по подбору и предоставлению помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности: стоимость услуг составляет 30 000 рублей, без учета арендной платы;
3. по подбору и предоставлению оборудования, как в собственность, так и в аренду: стоимость услуг будет зависеть от типа и количества арендуемого оборудования, но не менее 15 000 рублей;
4. по разработке договоров аренды, купли-продажи, а также регистрация их в регистрационной палате: стоимость услуг от 3 500 рублей;
5. по внесению изменений в учредительные документы, получению выписки из ЕГРЮЛ, кодов статистики и пр. регистрационных документов: стоимость услуг от 2 000 рублей.;
6. по подготовке методик, технических условий, а также других нормативно-технических и методических документов, соблюдение требований которых обязательно при получении лицензии: стоимость услуг от 15 000 рублей;
7. Помощь по получению санитарно-эпидемиологического заключения от 40000 рублей.

Документы необходимые для получения лицензии

Документы, необходимые для получения лицензии на водопользование:
1. Учредительные документы: устав, учредительный договор; положение; свидетельство о внесении изменений в учредительные документы;
2. Регистрационные документы: свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.;
3. Коды Госкомстата;
4. Выписка из ЕГРЮЛ;
5. Характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности;
6. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора;
7. Документ, подтверждающий наличие земельного участка, для осуществления водопользования;
8. Предложения по улучшению состояния водного объекта, условия пользования водным объектом и его охране;
9. Документ, подтверждающие возможность и материально-техническое оснащение контроля качества вод;
10. Доверенность.
Примечание: копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением подлинных документов (оригинала).
Подлинные документы, в количестве более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью и печатью на контрольной наклейке на обратной стороне последнего листа.

Преимущества сторонних юридических услуг

— Юридические компании, специализирующиеся на оказании услуг по лицензированию различных видов деятельности быстро и безошибочно разрабатывают документы и совершают действия, необходимые для получения лицензии.
— У специализирующихся компаний есть необходимые для исполнения заказа контакты в
государственных органах, которые помогут узнать о проблеме прежде, чем она появится.
— Специализирующаяся компания имеет большую базу уже согласованных пакетов документов,
прошедших проверку в госорганах.

Риски клиента до заказа, связанные с нарушением норм

Ст. 7.6 Административного кодекса РФ гласит: «самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда”.

Перечень юридических услуг

— Составление заявления в лицензирующий орган.
— Подача пакета документов в лицензирующий орган с направлением уведомления о сдаче документов.
— Корректное заполнение требуемых лицезнирующим органом форм.
— Проверка достаточности количества документов.
— Проверка соответствия законодательству содержания документов.
— Составление заявления в органы Роспотребнадзора и Государственного пожарного надзора.
— Сопровождение клиента выездным специалистом в лицензирующем органе.
— Получение готовых документов и их отправка по почте.

Выезд специалиста на встречу, в офис, на дом

Этот вид услуг является дополнением к заказанным экспертизе документов на предмет полноты и правильности, консультациям по вопросам лицензирования и т.д. Он существует для оперативного и качественного разрешения непредвиденных проблем клиента. Наши специалисты быстро оценят, как ликвидировать возникшее затруднение, проконсультируют и подготовят все необходимые документы.
Стоимость услуги высчитывается отдельно и зависит от конкретного случая.
Заказать услугу вы можете по телефону или электронной почте.

Как получить лицензию?

Многие виды бизнеса представляют потенциальную угрозу для граждан, экологии и других охраняемых законом объектов. Лицензирование того или иного вида деятельности, представляет собой форму административного контроля за ее безопасностью. Для того, чтобы заниматься приносящей доход деятельностью, не нарушая закон, некоторые участники рынка должны пройти процедуру лицензирования. Рассмотрим ее основные этапы.

Первый этап — подача заявки. Лицензирование начинается с инициативы соискателя лицензии, который подает заявку в лицензирующий орган по форме и с приложением тех документов, которые определены положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
К счастью или к сожалению, многообразие видов деятельности выливается в то, что порой нельзя однозначно определить под какой из видов лицензируемой (или нелицензируемой) деятельности подпадает именно Ваша.
Существует устойчивое словосочетание – лицензионные требования и условия. Поскольку лицензирование – это форма контроля за безопасности, лицензионные требования и условия связаны с контролем за тем, насколько конкретная организация способна обеспечить в своей профессиональной предпринимательской деятельности требования безопасности этой самой деятельности.
При подаче заявки документарно демонстрируется наличие необходимого оборудования, помещений, их соответствие установленным обязательным стандартам, наличие необходимого персонала, квалифицированных сотрудников, которые уровнем своей квалификации способны обеспечить безопасность осуществления определенного вида деятельности. Соответствие документов требованиям ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, законам и подзаконным актам является неотъемлемым условием того, что Вам не откажут в предоставлении лицензии.

Второй этап — проверка соблюдения лицензионных требований и условий. Она может осуществляться в двух формах.
1. Формальная проверка — проверка документов.
2. Фактическая проверка – непосредственное инспектирование того юридического лица, которое подало заявку на получение лицензии.
Лицензирующий орган имеет право осмотреть помещения, оборудование, проверить, есть ли оно вообще или существует только на бумаге.

Третий этап — принятие решения о выдаче лицензии. В этом отношении лицензирование предполагает определенное усмотрение государственного органа, которое выражается в возможности оценки соответствия лицензионным требованиям и условиям и принятия решения.
Вот на этом этапе и проверяется качество заполнения и соответствие документов заявленным текущим законодательством требованиям.

Четвертый этап – выдача лицензии.
Вы можете оформить всю документацию самостоятельно, однако экономически более рационально доверить эту работу профессионалам. Ведь если выдача лицензии сорвется, приступать к деятельности, которая приносит заявителю доход нельзя. Это порождает убытки. Однако их легко избежать, обратившись в нашу компанию. Опыт работы, квалифицированный персонал и наработанные механизмы взаимодействия с лицензирующими органами позволят получить разрешение без головной боли и в короткий срок.

Для начала сотрудничества позвоните т.8-981-814-7767, 8-8OO-3O1-O389

info@evro-cons.ru, evroconsru@gmail.com, http://nlstar.com/ref/ZdEnmg

Напишите что есть/нет по списку. Можем взять на себя помощь в получении всех недостающих документов. Вышлите реквизиты для договора.

С уважением, Заместитель Генерального директора ЗАО «ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА» Лемехов Евгений evroconsru@gmail.com, т. т.8-981-814-7767,8-8OO-3O1-O389

Электронная почта

info@evro-cons.ru, evroconsru@gmail.com, http://nlstar.com/ref/ZdEnmg

Работаем во всех субъектах Российской Федерациии. Например, по рейтингу аудиторско-консалтинговых компаний в СЗФО издания «Эксперт Северо-Запад» ( №26 (673) 09 июн 2014), в 2013 году ГК «ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА» занимает 4 место среди аудиторских и консалтинговых компаний, 5 место в рейтинге финансового и налогового консалтинга, 7 место среди юридических консультантов. (http://expert.ru/northwest/2014/26/audit-i-konsalting-uderzhat-pozitsii/) «ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА» занимает в 2014 году 27 место среди консалтинговых компаний России, а так же 3 место по реструктуризации компаний и 4 место по юридическому консалтингу.( Журнал «Коммерсантъ Деньги» №16, 2015г. http://kommersant.ru/doc/2717252 ) «ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА» занимает в 2015 году 24 место среди консалтинговых компаний России, а так же 1 место по реструктуризации компаний и 4 место по юридическому консалтингу.( Журнал «Коммерсантъ Деньги» №16 от 25.04.2016, стр. 53. http://kommersant.ru/doc/2972293)

Необходима ли лицензия на водопользование предприятию, которое сбрасывает сточные воды в систему канализации?

Лицензирование водопользования осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ

Статья 86 Водного кодекса устанавливает деление водопользования на общее и специальное. В ч. 1 данной статьи указано, что использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. В ч. 3 определено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
В соответствии с приложением 1 к Приказу МПР РФ от 23 октября 1998 г. № 232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами» — Перечнем видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), к специальному водопользованию относится в том числе пользование водными объектами или их частью для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением определенных сооружений, технических средств и устройств.
Пользователем водного объекта является организация, которая сбрасывает сточные воды непосредственно в водный объект. Предприятие, которое заключило договор о сбросе сточных вод в систему канализации, пользователем водного объекта не является. Следует отметить, что обязанность осуществлять плату за загрязнение окружающей среды лежит на организации, которая принимает сточные воды от абонентов в свою систему канализации и сбрасывает их в водный объект.
В том случае, если предприятие не осуществляет вышеуказанные виды специального водопользования, лицензию на водопользование получать не следует.

Какой порядок выдачи разрешений на сброс сточных вод. И как выдается разрешение при отсутствии у предприятия проекта ПДС (проект находится на утверждении)?

Водным кодексом РФ предусмотрено, что пользование водными объектами должно осуществляться на основании соответствующих лицензий на водопользование.
Постановление Правительства РФ от 03.04.1997 № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» определяет порядок оформления лицензии на водопользование, заявитель представляет в орган лицензирования характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности и предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране, а также обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых и (или) дренажных вод.
Установление лимитов водопользования производится территориальными органами в области охраны окружающей среды при оформлении налогоплательщиками в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование.
При отсутствии у налогоплательщиков лицензии (разрешения) на водопользование и соответственно установленных лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использованию забираемых вод весь объем водопользования в этом случае рассматривается как безлицензионный.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ в воде водоемов?

Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов можно найти в следующих материалах:
— Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000;
— Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Москва, Роскомрыболовство. 1995 г.;
— ГН.2.1.5.558-96. «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

В каких случаях требуется разработка плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов?
  • Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются для разливов нефти и нефтепродуктов, которые классифицируются как чрезвычайные ситуации.
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240) в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
    — локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
    — муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
    — территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
    — регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
    — федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
    В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
    — локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
    — регионального значения — разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
    — федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.
    Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
    Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов определяется в соответствии с указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденными Приказом МПР России от 03.03.2003 № 156.

В каких случаях разрабатываются нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на подземные водные объекты?

В соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов ПДВВ на водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты к основным видам хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на подземные водные объекты, относится в числе прочих эксплуатация зданий и сооружений, промплощадок, водонесущих коммуникаций, котлованов, тоннелей, накопителей сточных вод и пульп промышленных и коммунальных предприятий, накопителей для хранения нефти и нефтепродуктов, полигонов складирования твердых отходов, полей фильтрации, нефтепроводов и т.д.

На каком расстоянии от места выпуска сточных вод в водный объект должны соблюдаться нормативы качества поверхностных вод?

В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

Каким органом выдаются разрешения на сброс сточных вод в водный объект и утверждаются нормативы ПДС?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2006 г. № 33 нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты утверждаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с бассейновыми и другими территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

По материалам «Официального сайта Росводресурсов» 2016 г.

Испытательный центр филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» — г. Омск предлагает для частных лиц, проектных организаций и предприятий г. Омска, Омской области и соседних регионов услуги по отбору проб и выполнению анализов следующих объектов исследований: вода из подземного источника (скважины, колодцы), сточная вода, анализ грунтовой воды при инженерно-геологических изысканиях. Аттестат аккредитации испытательной лаборатории № RA.RU.511146 от 12.02.2015 г.

По вопросам заключения договоров и стоимости услуг обращаться в отдел лабораторного анализа загрязнений водных ресурсов в Омске

по телефонам:
+7(381-2) 23-78-64 Начальник отдела Соловьева Галина Васильевна.

Как оформить бизнес по бурению скважин на воду

Открывая бизнес по бурению скважин на воду, Вы должны понимать, что это предпринимательская деятельность, которая, как известно, регулируется государством. А значит, она нуждается в соответствующем оформлении. Сегодня мы узнаем о том, какие действия необходимо совершить, чтобы не иметь проблем с законом.

Первым логичным шагом станет создание ИП (индивидуального предпринимательства) или ООО (общества с ограниченной ответственностью). Если Вы планируете предоставлять услуги не только частным заказчикам, но и фирмам, то предпочтительнее второй вариант.

Совершая регистрацию юридического лица, Вам надо определиться с видами деятельности. Выберите в классификаторе ОКВЭД-2 коды 42.21 (строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения) и 43.13 (разведочное бурение). Этих двух пунктов будет вполне достаточно. По крайней мере, на первое время.

Чтобы подстраховаться на будущее (вдруг появится желание расширить бизнес), внесите в Устав компании строку о том, что Вы можете осуществлять и другие виды деятельности, не противоречащие законодательству. Когда придёт время, просто напишите заявление в орган государственной юстиции о включении кодов на дополнительные виды экономической деятельности.

Нужна ли лицензия?

Что касается лицензирования бурения скважин на воду, то вопрос этот несколько сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» отменил обязательное требование получать разрешение на устройство скважинных колодцев. Однако на деле послабление коснулось только производства неглубоких скважин в 20-30 метров, которые используются в качестве источника технической воды.

Бурение артезианских скважин по-прежнему нуждается в лицензировании. Кроме того, Вам потребуется ещё ряд разрешений, в том числе, на ведение геологоразведочных работ, ведение проектной деятельности, проведение оценки состояния подземных вод. А вот лицензию на использование подземных недр получаете не Вы, а хозяин участка.

Получение документов – важный и необходимый этап, хотя и довольно трудозатратный. Пренебрегать им не стоит. Ведь в противном случае можно попасть под санкции государства – денежные штрафы и даже требование прекратить деятельность фирмы.

  1. Кому нужна лицензия на воду
  2. Когда НЕ нужна лицензия на воду
  3. Внимание! Изменения в Приказах №710 и №64
  4. Исходные данные для лицензии на пользование недрами
  5. Срок действия лицензии на воду
  6. Ответственность за отсутствие лицензии

Лицензия на воду официально называется «Лицензия на право пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для технологического обеспечения водой объектов промышленности». Расшифруем это название по частям:

  • Лицензия (на воду): выдается уполномоченным госорганом на конкретный участок местности, на конкретный вид деятельности и имеет период действия. Т.е. лицензия на воду не предполагает разрешения на разведку ископаемых и наоборот.
  • Участок недр: все то, что расположено под верхним слоем почвы, включая воду, песок, нефть и любые ископаемые.
  • Технологическое обеспечения водой: речь идет об использовании артезианской скважины (не поверхностной) юрлицом в производственных нуждах.

Лицензия на недропользование — это разрешение от государства, как собственника всех земельных территорий Российской Федерации, на использование участка недр и содержащихся в нем подземных вод. Непосредственный орган, выдающий лицензии на недра — Департамент по недропользованию (терр. подразделение Федерального агентства по недропользованию).

Узнайте стоимость и порядок получения лицензии на воду.

Руководящий документ по лицензированию недропользования – закон «О недрах» № 2395-1 от 28.02.1992. В нем прописаны все требования и меры ответственности природопользователя.

Закон № 2395-1 «О недрах»

Изменения в получении лицензии на воду

  • С 2015 года не требуется проводить оценку запасов поземных вод для участков с добычей менее 100 м³/сутки. Также для этих участков больше не требуется согласовывать проект разработки месторождений (№459-ФЗ от 29.12.2014) и проводить оценку запасов подземных вод. Небольшие предприятия, базы отдыха и летние пионерлагеря смогут вздохнуть с облегчением.
  • Участки с малым водозабором менее 500 м³/сутки теперь относят к участкам недр местного значения. Они переданы в ведение субъектов РФ (для СПб это Комитет по природопользованию), в связи с чем..
  • ..Утвержден новый административный регламент на лицензирование недропользования с целью добычи подземных вод.

В начале 2015 года регламента работы не было, поэтому где-то в течение полугода по новому закону не было возможности получать или продлять лицензию: ни оформлять разрешения на воду, ни проводить экспертизы. Но с конца 2015 года лицензирование скважин на воду возобновилось, и юрлица получают свои разрешения.

Что по-прежнему обязательно делать пользователям скважин объемом менее 100 м³/сутки после 2015?

Мониторинг подземных вод должен обязательно проводится. В его состав входят:

  • Режимные наблюдения – когда на каждой скважине устанавливаются измерительные приборы (пьезотрубки, расходометры, краны для проб) и производится отбор проб
  • Регулярные исследования воды на химию, радиологию и бактерицидный состав в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода..”
  • Ведение журналов режимных наблюдений – рекомендации по их ведению содержатся в Методических рекомендациях по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах (МПР РФ, 2000 г.)
  • Собирать результаты режимных наблюдений в единый отчет и сдавать его в региональное Бассейновое управление.
  • Получать положительные заключения Санпиднадзора о допустимости использования подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и для проекта ЗСО.

Кому нужна лицензия на воду (недропользование)?

Всем юрлицам, ведущим коммерческую деятельность и имеющим на балансе артезианские скважины.

Артезианская скважина – водоносный горизонт, заключенный между водоупорными слоями в глубоких пластах недр. При вскрытии артезианской скважины создается значительный водонапор.

Изображение с сайта akvaburenie.ru

К артезианским скважинам есть определенные жесткие требования по удаленности объектов потенциальной опасности, наличию растений и построек вблизи скважины, наличию ограждения.

Когда Не нужна лицензия на воду

Лицензия не нужна, если вы физическое лицо или осуществляете водозабор из простой скважины или, например, из поверхностных источников. Под простой скважиной имеются в виду частные колодцы, скважины с малым дебитом, каптажы для небольших родников.

Главное требование – чтобы водозабор не осуществлялся для производственных нужд, а только для частных: приусадебные хозяйства, малые фермы, мелкие садоводства.

Местные подразделения Роскомнедра совместно с органами субъектов РФ могут устанавливать предельные величины забора воды, размеры участков недропользования и пр., создавая этим дополнительные возможности исключить лицензию на воду из затратной части предприятия.

Внимание! Изменения в Приказах №710 и №64

После внесения изменений в Федеральный закон «О недрах» 29 декабря 2014 года, участки недр, содержащие подземные воды, объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, были отнесены к участкам местного значения.

Функции и полномочия, связанные с лицензированием участков недр, разграничили. Участки местного значения были переданы региональным исполнительным органам власти, остальные остались в ведении Департаментов по недропользованию.

Данная ситуация повлекла за собой внесение изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения заявок на получение лицензий на право пользования недрами. Так был упразднен приказ МПР России от 29.11.2004 г. №710, вместо него порядок рассмотрения заявок на участки недр, не отнесенные к участкам местного значения, регламентируется приказом Минприроды России от 26.02.2018 г. №64. Порядок рассмотрения заявок на участки местного значения регламентируются, в свою очередь, региональными нормативно-правовыми актами.

Что нового в приказе №64 в отличии от приказа №710:

  • Применим только к участкам недр с добычей подземных вод более 500 м3/сут.;
  • Для данных участков недр, согласно ФЗ «О недрах», обязательно проведение геологоразведочных работ, поэтому лицензию на добычу можно получить только при условии наличия заключения государственной экспертизы запасов. При отсутствии данного заключения выдается либо лицензия на геологоразведочные работы, либо совмещенная лицензия на геологоразведку и добычу (в случае, когда лицензия оформляется на уже существующий водозабор). Однако, совмещенная лицензия не дает право на добычу подземных вод до момента окончания геологоразведочных работ;
  • Внесены изменения в перечень предоставляемых вместе с заявкой документов, а именно: не нужно предоставлять санитарно-эпидемиологическое заключение на качество подземных вод, так как подразумевается, что этот документ оформляется в ходе геологоразведочных работ, необходимо предоставлять копию заключения государственной экспертизы запасов (при наличии), так же расширен список предоставляемых данных о финансовых возможностях заявителя. Из списка документов исключены справка о задолженности из налоговых органов, информация о предыдущей деятельности недропользователя – теперь эти данные Агентство получает самостоятельно, в ходе межведомственного взаимодействия;
  • Регламентированы случаи, когда испрашиваемый участок недр расположен на территории двух и более федеральных округов;
  • Уточнены сроки предоставления услуги по выдаче лицензии.

Исходные данные для лицензии на пользование недрами

Сначала выдается разрешение на геоизучение недр сроком на 5 лет, в течение которых (можно раньше) заказчик должен выполнить мероприятия по мониторингу подземных вод. После этого этапа законом установлена возможность получить лицензию на скважину, на основании отчета об оценке запасов подземных вод.

Если водозабор скважины менее 100 кубометров в сутки, то лицензия на геологоразведку не нужна.

Перечень документов для лицензии на геологическое изучение недр (скважины от 100 м³/сутки)

  1. Копия устава, учредительных документов
  2. Для АО – выписка из реестра акционеров
  3. ЕГРЮЛ и документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ
  4. Копия свидетельство о постановке на налоговый учет с ИНН
  5. ФИО, должность руководителей полностью и представителей при получении лицензии. Для ИП также место жительства, паспортные данные, копия свидетельства о регистрации.
  6. Документы, подтверждающие платежеспособность заявителя для проведения геологических работ (копия бух. баланса за год, договоры займа, справка об отсутствии задолженности из налоговой, гарантии банка)
  7. Данные о технико-технологическом обеспечении заявителя и привлекаемых подрядчиков: копии лицензий на проведение работ, связанных с изысканиями недр; копии договоров с подрядчиками; данные о спецоборудовании и квалифицированных работниках
  8. Предложения заявителя по этапам геологических изысканий конкретного участка недр: объемы, виды и сроки работ по геологоразведке
  9. Копии документов на земельный участок, подтверждающих согласие собственника на проведение планируемых работ по изучению недр.
  10. Разрешения на проведение инженерных
  11. Установленные гео координаты участка недр
  12. Границы земельного участка/акватории, выделенного для работ, связанных с пользованием участка недр (п. 4 ст. 12 Закона РФ «О недрах»)
  13. Карта масштаба 1: 25 000- 100 000 с нанесением участка недр
  14. Гидрогеологическое заключение о том, что скважина по производительности удовлетворяет нуждам заявителя

Перечень документов для лицензии на право пользованию участком недр в целях добычи подземных вод

  1. Все требования из пп. 1-7 при подаче на геолого-изучение
  2. Если ранее выдавались лицензии – сведения о благонадежности заявителя в плане выполнения условий пользования недрами
  3. Целевое назначение скважины
  4. Технический проект водоснабжения объекта кап. строительства для обоснования объемов потребления
  5. Договор на сброс сточных вод, образовавшихся из скважины (п.8 ст. 23 Закона РФ «О недрах»)
  6. Паспорт или учетная карточка на скважину, в т.ч. табличные данные по сан-техническому состоянию артезианской скважины
  7. Справка о регистрации скважины в ФГУ ТФИ по Северо-Западу
  8. Характеристика по работе водозаборного сооружения за год
  9. Подтверждение наличия или возможности организовать зону санитарной охраны I пояса (ст. 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпид. благополучии..»
  10. Санэпид заключение Роспортебнадзора для ЗСО о соответствии СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны…»
  11. Документ, подтверждающий качество подземных вод и режим эксплуатации скважины (ст. 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)
  12. Санэпид заключение Роспотребнадзора по качеству питьевой воды о соответствии СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода…» в т.ч.: протокол сан-экспертизы хозяйственной деятельности; анализы проб воды
  13. Сведения о наличии наблюдательной сети скважин, ее характеристика, сведения о методах наблюдений за подземными водами.
  14. Предоставить подтверждение: наличия счетчика, наличия графика отбора проб воды, способа замера уровня воды в скважине.
  15. Данные мониторинга по современному состоянию подземных вод (уровень, дебит скважины, результаты по химии и бактериологии)

СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода…»

СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны…»

Для лицензия на подземные воды нужен гидрогеолог

У организации-исполнителя обязательно должны быть в штате или на подряде гидрогеолог с опытом и, желательно, допуск СРО. Гидрогеолог, в принципе, может быть и самостоятельным специалистом, главное, чтобы он имел профильное образование (гидрогеология, поиск-разведка запасов подземных вод и инж-экологические изыскания и т.п.) и доказанный опыт оценки запасов подземных вод.

Как правило, компании-подрядчики в сегменте экологического проектирования не содержат в штате гидрогеолога. Для большинства проектов требуются экологи. Поэтому перед обращением в ту или иную организацию стоит проверить их компетентность: например, попросить представить отчеты по реализованным проектам на недропользование.

Срок действия лицензии на воду — 25 лет

В зависимости от вида работ, на который выдаётся лицензия, устанавливаются определённые сроки её действия. Лицензия на добычу воду выдается на 25 лет:

  1. На геологическое изучение – срок 5 лет. При анализе участков морских вод и континентального шельфа — на 10 лет.
  2. На добычу полезных ископаемых — срок действия лицензии определяется технико-экономическими обоснованиями разработки оговоренного участка недр, с учётом рационального использования и охраны недр.
  3. Для добычи подземных вод (скважина) — срок действия лицензии до 25 лет (зависит от водоносных горизонтов, качества грунтов).
  4. При проведении работ по добыче ископаемых, на основании краткосрочного права на пользование лицензия выдаётся на срок до 1 года.
  5. При совмещении изучения, геологического анализа и последующей добычи полезных ископаемых- срок действия лицензии до 25 лет.
  6. Лицензия на строительство подземных сооружений и конструкций и их эксплуатации не имеет ограничений по времени.

Ответственность за отсутствие лицензии на недропользование

Штраф от 800 000 – 1000 000 рублей и обязательство получить лицензию, либо ликвидировать скважину (пункт 7.3, №380-ФЗ от 25.12.2009).

При грубых нарушениях условий эксплуатации артезианской скважины действующая лицензия на недропользование и недра может быть прекращена.

ФЗ №380 в ред от 25.12.2009

Требования КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ:

Пользование недрами без лицензии влечет штраф:

  • 300-500 тысяч рублей – для юрлиц
  • 20-40 тысяч рублей – для должностных лиц
  • 3-5 тысяч рублей – для физлиц

Пользование недрами с нарушениями условий лицензии на недра влечет штраф:

  • 800-1000 тысяч рублей – для юрлиц
  • 30-50 тысяч рублей – для должностных лиц
  • 3-5 тысяч рублей – для физлиц

Стоимость лицензии на недропользование