Ли МУП

Глава 4. Юридические лица

_ 4. Государственные и муниципальные унитарные

предприятия

Статья 113. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Приказом Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205 утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. Исключен. — Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ.

7. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

1. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

4. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

5. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

6. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Cкачать: 71-342 состав имущества

Наименование: РЕШЕНИЕ от 24 мая 2019 года № 71/342 Об утверждении Порядка определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.
Дата: 24.05.2019

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУСИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

КИРИШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Порядка определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Устава муниципального образования Кусинское сельское поселение, Совет депутатов муниципального образования Кусинское сельское поселение

РЕШИЛ:

1.Утвердить прилагаемый Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.

  1. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
  2. Опубликовать настоящее решение в газете «Кусинский вестник»

Глава муниципального образования В.М.Лебедев

Разослано: дело, прокуратура, МП «ЖХ» МО Кусинское сельское поселение

Приложение

Решением Совета депутатов

от 24.05.2019 № 71/342

Порядок

определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным

унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения

  1. Имущество муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) формируется за счет:

1) имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения;

2) доходов МУП от его деятельности;

3) иных не противоречащих законодательству источников.

  1. Муниципальное имущество может быть закреплено за МУП на праве хозяйственного ведения или ином праве в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  2. Состав муниципального имущества, закрепленного за МУП, определяется в соответствии с целями, задачами и видом деятельности этого предприятия, предусмотренным его уставом:

1) при его учреждении;

2) в ходе его хозяйственной деятельности;

3) на основании постановления Администрации поселения.

  1. В состав имущества, закрепляемого за МУП, не может быть включено имущество, использование которого не соответствует целям и видам деятельности предприятия.
  2. Закрепление имущества на праве хозяйственного ведения осуществляется по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП (далее — Договор).
  3. В тексте Договора или в приложении к нему в обязательном порядке указывается состав закрепляемого муниципального имущества.
  4. Для определения состава имущества, закрепляемого за МУП, в Администрацию поселения представляются следующие документы при создании МУП:

1) проект учредительных документов создаваемого предприятия;

2) технико-экономическое обоснование закрепления конкретного вида имущества за МУП;

7.1. В процессе осуществления хозяйственной деятельности:

1) заявление МУП о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения;

2) копии учредительных документов;

3) перечень имущества с указанием основных идентификационных признаков;

4) бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;

5) пояснительная записка с указанием сведений об основных видах деятельности, для осуществления которых требуется имущество.

  1. Право на имущество, закрепляемое за МУП на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи имущества по акту приема-передачи, за исключением недвижимого имущества.

Акт приема-передачи должен содержать сведения, позволяющие определенно идентифицировать имущество.

Переданное имущество отражается на балансе МУП в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

  1. Право хозяйственного ведения регистрируются МУП в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и возникает с даты регистрации. Заявителем выступает предприятие, являющееся правообладателем. Расходы по регистрации имущества несет МУП.
  2. Закрепление муниципального недвижимого имущества за МУП возможно при обязательном условии регистрации права муниципальной собственности на такое имущество либо в предварительном порядке, либо одновременно с государственной регистрацией права хозяйственного ведения.
  3. Стоимость имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения при его учреждении, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и устанавливается равной отчета об оценке. Оценка производится независимым оценщиком. Заказчиком на выполнение работ по оценке выступает Администрация поселения.
  4. Стоимость имущества, передаваемого МУП в иных случаях, определяется на основании данных бухгалтерского учета передающей организации либо на основании акта ввода в эксплуатацию или иных документов на приобретение.
  5. Передача закрепляемого имущества МУП во всех случаях, в том числе при его учреждении, а также передача недвижимого имущества осуществляется на основании постановления Администрации поселения по акту приема-передачи.
  6. Передающей стороной от имени муниципального образования Кусинское сельское поселение выступает Администрация поселения.
  7. На дополнительно закрепляемое за МУП на праве хозяйственного ведения муниципальное недвижимое имущество заключается дополнительное соглашение к Договору.
  8. Право хозяйственного ведения МУП на муниципальное имущество прекращается в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также в случаях правомерного изъятия имущества у МУП по решению собственника
  9. Движимым и недвижимым имуществом МУП распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды, которые определены уставом МУП. Сделки, совершенные МУП с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 9 сентября 2019 г.

Чтобы применять УСН, необходимо соответствовать определенным критериям. Один из них – доля участия других организаций в капитале упрощенца. Применимо ли данное ограничение к муниципальным унитарным предприятиям (МУП)? Может ли МУП применять УСН?

Кому можно применять УСН

Право применять УСН предоставлено не всем. Так, не могут применять упрощенку, в частности:

  • организации, имеющие филиалы;
  • организации и ИП, которые занимаются производством подакцизных товаров;
  • организации, в которых доля участия других организаций более 25% (кроме вкладов общественных организаций инвалидов при определенных условиях);
  • организации и ИП, у которых средняя численность работников превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость амортизируемых основных средств превышает 150 млн. руб.

В п. 3 ст. 346.12 НК РФ можно найти полный перечень лиц, которые не могут использовать спецрежим в виде упрощенки.

МУП и УСН

Муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, имущество которой закрепляется за ней на праве хозяйственного ведения ее собственником. МУП не имеет права собственности на закрепленное за ним имущество. Это имущество находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в т.ч. между работниками (п. 1, п. 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).

МУП учреждается муниципальным образованием на основании решения органа местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).

Уставный фонд МУП должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).

Несмотря на то, что 100% уставного фонда МУП принадлежит муниципальному образованию, говорить о несоответствии критерию в 25% участия не приходится. Ведь указанное ограничение касается владения более 25% уставного капитала именно организациями. Муниципальное образование-собственник МУП не является юридическим лицом, а потому МУП под указанное ограничение не подпадает.

Таким образом, при соответствии иным критериям УСН, указанным в ст. 346.12 НК РФ, МУП применяют УСН на общих основаниях наряду с другими коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.

О том, что такое УСН, и в чем особенности этого спецрежима, мы рассматривали в нашей отдельной консультации.

Главная » Предпринимателю » Унитарное предприятие это

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором


Вернуться назад на Унитарное предприятие

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.
Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.
Унитарность — специфическая форма организации деятельности.
Унитарность характеризуется:
• созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
• сохранением права собственности на имущество за учредителем;
• закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);
• неделимостью имущества;
• отсутствием членства;
• единоличными органами управления.
К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

• необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;
• осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
• обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.
Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.
Имущество унитарных предприятий является неделимым и не распределятся по частям между участниками. Имущество находится в государственной (муниципальной) собственности, т. е. принадлежит РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, в зависимости от того, кто выступает учредителем.
Юридическое лицо обладает специальной правоспособностью, не может иметь в принципе право собственности.
Одно из самых уродливых образований в ГК РФ. Это коммерческая организация, но она при этом не может иметь имущество в собственности, не может распоряжаться тем имуществом, которое заработало в процессе деятельности. Это атавизм. С одной стороны, это коммерческая организация, с другой стороны, деятельность организации сильно ограничена. Рассматривать такие организации как полноценных партнеров нельзя, т. к. нельзя предусмотреть, чем закончатся дела с такими организациями. Когда принимали ГК, то его принимали те люди, которые получили образование в советское время, когда считалось, что юридические лица не могут обладать собственностью. Получается, что государство управляет, но оно не способно эффективно управлять имуществом, что доказала экономическая наука. Унитарные предприятия оставили как временное явление, но усугубили тем, что приняли дополнительно еще специальный закон об унитарных предприятиях.
Унитарное предприятие – это юридическое лицо, которое учреждено государством или органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров, выполнения работ, оказания услуг, имущество которого находится в государственной (муниципальной) собственности.
Выделяется два вида унитарных предприятий:
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. Все имущество, которое выделено учредителем и которое заработано в процессе деятельности, принадлежит предприятия на праве хозяйственного ведения и находится в собственности государства (муниципального органа).
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Это еще более худший вариант (по сравнению с первым). Действует предприятие на основе сметы доходов-расходов, данной ему собственником.
Правоспособность – специальная.
Учредительный документ – устав.
Унитарные предприятия не имеют права совершать сделки, которые противоречат целям собственника. Всем своим недвижимым имуществом может распоряжаться только с согласия собственника.
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может распоряжаться самостоятельно движимым имуществом, но за исключением установленных в законе и иных нормативно-правовых актах.
Исключения:
1. не может распорядиться движимым имуществом, если это лишает их возможности осуществлять свою уставную деятельность. Это невозможно делать даже с согласия собственника. Если такая сделка совершена, она является ничтожной.
2. без согласия собственника нельзя совершать сделки, связанные с предоставлением займа, поручительства, получением банковских гарантий с иными обременениями, а также нельзя совершать уступки требования, перевод долга, заключать договоры простого товарищества. Т. е. организация не может сама решать вопросы, которые являются нормальными для любой коммерческой организации.
3. в уставе могут быть предусмотрены и другие сделки, для которых нужно получать согласие собственника.
Казенные предприятия: все сделки совершает только с согласия собственника. Исключение: казенное предприятие самостоятельно реализует свою продукцию. Но деньги, полученные от реализации продукции, тратятся так, как укажет собственник.
Ответственность – всем имуществом, которое принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Собственник имущества (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) не несет ответственности по обязательствам унитарного предприятия.
Исключение: когда унитарное предприятие является банкротом, и банкротство вызвано действиями собственника. Собственник несет субсидиарную ответственность.
Учреждение унитарного предприятия
Федеральное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, учреждается по решению правительства; унитарное предприятие субъекта федерации – на основании решения органа власти субъекта федерации; муниципальное унитарное предприятие – на основе решения органа муниципального самоуправления.
Те же органы решают вопрос о создании казенных предприятий.
Законодатель ограничивает перечень случаев, когда унитарные предприятия могут быть созданы.
Основания создания унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения – см. п. 4 ст. 8 закона об унитарных предприятиях:
1. необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;
2. необходимость решения каких-либо социальных задач;
3. необходимость осуществления научно-технической деятельности и т.д.
Казенные предприятия могут создаваться в следующих случаях:
1. если основная часть их продукции (услуг, работ) предназначена для нужд РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
2. необходимость использовать имущество, приватизация которого запрещена;
3. если необходимо осуществить дотируемые виды деятельности и вести убыточные производства.
В создании унитарного предприятия может принимать участие только один собственник.
Единственный учредительный документ – устав, который утверждается публичным собственником (органом власти: правительством, органом власти субъекта федерации, органом местного самоуправления). Устав должен содержать сведения о целях предметов деятельности, о структуре его органов, а также сведения о размере фонда унитарного предприятия и о направлениях использования прибыли. В уставе казенного предприятия еще дополнительно должно быть предусмотрен порядок распределения его доходов.
Уставный фонд – это минимальный размер имущества, который гарантирует интересы кредиторов. Для государственных унитарных предприятий это 5 тысяч МРОТ, для муниципальных унитарных предприятий – 1 тысяча МРОТ.
Уставный фонд существует только в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. В казенных предприятиях фонда, т. к. предприятие живет на бюджетные ассигнования.
Управление
Высший орган управления – собственник (учредитель) имущества, который принимает решение о реорганизации, ликвидации, изменении Устава, назначает на должность руководителя унитарного предприятия, главного бухгалтера, а также утверждает бухгалтерскую отчетность унитарного предприятия, а также устанавливает основные показатели плановой программы финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия.
Собственник также имеет широкие права в отношении имущества казенного предприятия. Может изымать излишнее имущество, которое не используется или используется не по назначению. Также доводит до сведения казенного предприятия обязательные заказы.
Собственник имущества любого предприятия может предъявлять иски об истребовании имущества предприятия, может обращаться в суд с требованием о признании недействительности сделок или их применении, т.е. обладает очень широкими полномочиями.
Руководитель унитарного предприятия – следующий орган управления – единоличный, который назначается собственником и контролируется им. Это единственное лицо, которое может действовать от имения юридического лица без доверенности. Руководитель может заниматься (помимо основной деятельности) преподавательской, научной, иной творческой деятельностью, т. е. не имеет права занимать руководящие должности в других юридических лицах, не может быть участником других юридических лиц, независимо от того, коммерческое или некоммерческое образование. Т.е. очень много ограничений, режим схож с государственными служащими.
Сложные ограничения в отношении сделок. Сделки, в которых имеется заинтересованность – см. почти аналогично вышеперечисленным. Отличие – если заинтересованным лицом является руководитель унитарного предприятия или его родственники, то чтобы состоялась сделка, требуется согласие собственника имущества унитарного предприятия. Если в совершении сделки имелась заинтересованность и она совершена без согласия собственника, то она может быть признана недействительной по иску собственника или самого унитарного предприятия.

Закон предусматривает следующие виды:
1. слияние нескольких унитарных предприятий;
2. присоединение к одному унитарному предприятию другого унитарного предприятия;
3. разделение и выделение – в результате появляется новое унитарное предприятие.
Т. е. должна сохраняться организационно-правовая форма. Это связано с тем, что унитарное предприятие – неполноценное юридическое лицо, с массой ограничений.
Преобразование УП сопровождается переменой (сменой) собственника имущества.
Изменение вида УП (напр., изменение с казенного на праве хозяйственного ведения) не является реорганизацией. Не является реорганизацией переход права собственности на имущество УП от одного публичного собственника к другому.

Некоммерческие организации
Цели компании
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Реструктуризация промышленного предприятия
Управление инновационной деятельностью предприятия
Управление качеством продукции на предприятии


| | Вверх

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ
О государственных и муниципальных унитарных предприятиях

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.07.2020 г.)

Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года

Глава I. Общие положения

(статьи 1 — 7)

Глава II. Учреждение унитарного предприятия

(статьи 8 — 10)

Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия

(статьи 11 — 19)

Глава IV. Управление унитарным предприятием

(статьи 20 — 28)

Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий

(статьи 29 — 35)

Глава VI. Заключительные и переходные положения

(статьи 36 — 115)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также — унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.