Льготы коренным малочисленным народам севера

Какие есть льготы для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации?

Уважемые друзья! Прежде чем ответить на этот вопрос хотелось бы отметить, что в современном законодательстве в отношении коренных малочисленных народов нет понятия «льгота», а есть ПРАВА, закрепленные Коституцией и законодательными актами.

Особые права, которыми наделены КМНС, не являются привилегиями и льготами. Это одна из форм действий, направленных на то, чтобы коренные народы могли сохранить свои особенности и традиции.
Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).
На федеральном уровне установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами.
I. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»:
Статья 8. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:
1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;
6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.
— Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:
1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;
7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;
9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.
Статья 9. Право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой
Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры
Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:
1) сохранять и развивать родные языки;
2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;
3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;
4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;
5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;
6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.
II. Лесной кодекс Российской Федерации
Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ.
III. Налоговый кодекс Российской Федерации
1) Общины малочисленных народов освобождаются от налогообложения земельным налогом (статья 395 НК РФ).
2) Не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (статья 217 НК РФ).
3) Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов (квот) вне зависимости от факта предоставления в пользование рыбопромыслового участка (статья 332.2 НК РФ).
В иных случаях при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для реализации обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется в общеустановленном порядке.
Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Статья 333.2. Объекты обложения

2. В целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
IV. Водный кодекс Российской Федерации
Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

2. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования.
V. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 19. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности
1. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
2. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
3. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.
VI. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Статья 25. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
1. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.
2. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
3. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
VII. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Статья 2.1. Страхователи

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.
VIII. Земельный кодекс РФ
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
..
1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
..
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 97. Земли природоохранного назначения

5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Главная > Задать вопрос юристу: > Здравствуйте!Подскажите пожалуйста мои права!Моя мама является народом севера,соответственно ее дети тоже.Куда нам можно обратиться,чтоб пользоваться льготами,если они нам положенны?и что для этого предоставить,и куда?

Уважаемая Любовь Владимировна! В настоящее время законодательством предусмотрены права лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, при этом не предусмотрено полное либо частичное освобождение таких лиц от каких-либо коммунальных платежей, равно как не предусмотрены и какие-либо специальные пособия для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Что касается предусмотренных законодательством прав лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, то они следующие:

Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном законодательством;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением законов об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.

Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном законодательством;

2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными законодательством, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

6) в порядке, установленном законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;

7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством;

9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.

Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством вправе:

1) сохранять и развивать родные языки;

2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;

3) создавать в соответствии с законодательством и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;

4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;

5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие законам, содержать и охранять культовые места;

6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов РФ, а также за пределами территории Российской Федерации (статьи 8 — 10 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).

Статьей 30 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из установленных нормативов.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие налоговые льготы для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока:

1) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла, не подлежат налогообложению по налогу на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения) (пункт 16 статьи 217 Налогового кодекса РФ);

2) пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, осуществляемое для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), не облагается сбором за пользование объектами животного мира (данная льгота распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2 статьи 333.2 Налогового кодекса РФ);

3) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов освобождаются от налогообложения по земельному налогу в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (пункт 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ).

Статьей 54 Водного кодекса РФ предусмотрено, что в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока органами исполнительной власти субъекта РФ устанавливается порядок использования водных объектов в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования.

Статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» предусмотрено право лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общин на свободную охоту (без каких-либо разрешений) в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.

Статьей 25 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено право лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общин на рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока без предоставления рыбопромыслового участка, осуществляемое без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.

Земельным кодексом РФ предусмотрено право лиц, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общин на предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, на срок не более чем десять лет (подпункт 13 пункта 2 статьи 39.10). Также предусмотрено право общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока использовать земли сельскохозяйственного назначения для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Все вопросы

Просмотров этой страницы: 1348

«Обеспечение доступности образования, медицинской помощи, социальных гарантий для представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в отдаленных населенных пунктах Камчатского края»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что, несмотря на принятые в Российской Федерации три важнейших закона, которые можно назвать основополагающими для коренных малочисленных народов, а это: ФЗ РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ФЗ РФ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», ФЗ РФ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», где черным по белому прописано обеспечение доступности образования, медицинской помощи, социальных гарантий коренным народам. Но на деле оказалось, что эти нормативные документы для представителей КМНС Камчатского края работают не в полной мере. Правовое регулирование остается весьма фрагментарным, в законодательстве содержится значительное количество пробелов и коллизий правовых норм, препятствующих реализации установленных законами прав.

Мною проводился опрос среди представителей коренного населения нашего края по поводу оказания им социальной поддержки. Результат был таким: перечень социальных услуг не всегда известен аборигенам, а некоторые даже и вовсе не знают о них! А ведь ведется огромная работа по информированности населения и Правительством края, и Ассоциацией общин КМНС Камчатского края!

Возьмем, к примеру, Закон Камчатского края № 390 от 12.02.2014 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае». Так, обучающимся из числа коренных малочисленных народов в период получения ими общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях предоставляется социальная поддержка в виде обеспечения бесплатным питанием и частичной компенсацией фактических расходов на приобретение одежды обучающихся и школьно-письменных принадлежностей. И вот какая картина у нас вырисовывается! Муниципальные власти утверждают, что нет проблем с питанием, а вот опрос показал, что во многих северных селах не везде предоставляются такие льготы именно коренному населению, мотивируя это тем, что, например, в Палане на бесплатное питание имеется ограниченное количество мест! И большее количество опрошенных аборигенов говорят, что льгота предоставлена не как коренным, а как малоимущим.

В Правительство Камчатского края поступило коллективное обращение родителей МБОУ «Тигильская средняя общеобразовательная школа» по поводу отказа в предоставлении детям из числа КМНС бесплатного питания в связи с тем, что в свидетельстве о рождении ребенка в графе «национальность» родителей указаны разные национальности. Директор школы предложил родителям в судебном порядке установить национальность ребенка. Аналогичные обращения имели место и по школе №9 г. Вилючинска.

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ, что для предоставления ребенку бесплатного питания родители (иные законные представители) представляют в школу один раз в течение учебного года свидетельство о рождении обучающегося и (или) его родителей для подтверждения его принадлежности к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. В ч.1 ст. 22 ФЗ от 15.11.1997 г. № 143-ФЭ «Об актах гражданского состояния» при регистрации ребенка в свидетельстве о его рождении по желанию родителей указывается национальность. Чтобы ребенок мог в полной мере воспользоваться своими правами как лицо из числа коренных малочисленных народов, родителям рекомендуется своевременно, при его регистрации в органах ЗАГС, указывать сведения о национальной принадлежности.

Вторая льгота в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 24.12.2014 г. №545-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» обеспечивает представителей коренного населения бесплатными лекарствами. Вместе с тем, на практике не везде в муниципальных районах доступно льготное обеспечение лекарственными препаратами. Многие пишут, что лекарства, которые необходимы для лечения и назначаемые лечащим врачом, не предусмотрены в перечне бесплатных лекарств. Другие обращают внимание на тот факт, что в медицинских учреждениях есть случаи отказа в предоставлении бесплатными лекарственными препаратами из-за отсутствия финансовых средств.

Затрону другую сферу — образование. В связи с отсутствием учителей в отдаленных северных районах, молодым людям всё труднее поступить на общих основаниях в высшие учебные заведения на обучение с бюджетным финансированием. Льгота частичного возмещения затрат по оплате за обучение в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования (очная и заочная форма обучения), возмещения затрат по оплате проезда к месту учебы при поступлении в образовательные организации представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающим в Камчатском крае, предоставляется и активно используется молодежью. Надо с полной ясностью себе представлять, что без своих высококвалифицированных специалистов малым народам не удержаться в бурном потоке современного мира. Нужны юристы для защиты их прав, педагоги для обучения детей современным знаниям, врачи, готовые в трудных условиях жизни на Севере бороться за здоровье земляков-аборигенов. Нужны и технические специалисты, экономисты, менеджеры малого бизнеса, без знаний которых не вывести традиционные виды хозяйствования на достойный уровень.

В отдаленных северных селах не ввозится уголь, население топит только дровами. И если взять Постановление Правительства Камчатского края № 441-П от 04.2015 г. «О внесении изменений в приложение к Постановлению Правительства Камчатского края от 22.04.2008 № 114-П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо»», то будет видно, что размер стоимости одного куба твердого топлива (дрова) с 2008 года не изменялся, как размер субсидии на уголь увеличился. Поэтому, обращаемся к Губернатору Камчатского края с просьбой произвести индексацию твердого топлива (дрова).

Хочется отдельно остановиться на проблеме в обеспечении радиосвязи, доступом к Интернету, радио и телевидению. В отдаленных северных селах, таких как Оклан, имеются с эти проблемы. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев обращал внимание на то, что даже в маленьком селе необходимо иметь спутниковую связь. В северных районах крайне необходимо наладить интернет и другие необходимо важные услуги населению. В этом случае, наиболее существенную помощь своему селу могли бы оказать более развитые родовые общины, которым, в свою очередь, помогло бы государство в предоставлении квот на вылов рыбы.

Пенсионное обеспечение граждан из числа малочисленных народов осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166-Ф. Таким гражданам устанавливается социальная пенсия с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть при достижении возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. При обращении за досрочным установлением социальной пенсии в качестве документа, подтверждающего принадлежность к малочисленным народам, предъявляется паспорт, свидетельство о рождении. При отсутствии в указанных документах требуемых сведений, представляется справка, выданная общинами малочисленных народов Севера, органами местного самоуправления.

Основным условием досрочного назначения трудовой пенсии по старости в данном случае является факт постоянного проживания в районах Крайнего Севера, которое устанавливается на основании постоянной регистрации в паспорте, а также выполнение работ в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков, которое подтверждается записью в трудовой книжке. Таким образом, в целях своевременной реализации права на пенсионное обеспечение гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера необходимо надлежащее оформление свидетельства о рождении либо справок, выданных общинами с указанием национальности. В этой связи председателям родовых общин следует рекомендовать вести надлежащий учет членов родовых общин и сведений, подтверждающих принадлежность указанных граждан к малочисленным народам.

При рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину тех или иных закрепленных в федеральных законах прав, льгот и преференций местным и региональным чиновникам приходится заниматься этнической идентификацией обратившихся к ним граждан. В этих целях заявителя просят документально подтвердить свою принадлежность к коренным малочисленным народам. Таким образом, ряд федеральных законов Российской Федерации предусматривает права и преференции для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, то есть по этническому принципу. Понятно, что эти права и приоритеты предназначаются далеко не всем представителям коренных малочисленных этносов, а только тем, кто в полной мере соответствует критериям субъектов традиционного природопользования. В то же время ни один из федеральных законов не определяет порядок отнесения граждан к коренным малочисленным народам, который бы позволил им документально подтвердить свою принадлежность к коренным малочисленным народам и тем самым доказать правомерность своих претензий, к примеру, на получение бесплатных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, лимитов на добычу охотничьих животных для удовлетворения личных нужд, свободное (без каких-либо разрешений) осуществление охоты, оформления социальной пенсии на льготных условиях, а также реализации других прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.

Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) заявило о разработке поправок в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», предполагающих разработку реестра коренных малочисленных народов. В первую очередь, речь идет о тех народностях, которые до сих пор сохранили традиционный образ ведения хозяйства и жизни. По мнению чиновников, реестр оптимизирует работу правительства по предоставлению коренным народам гарантированных социально-экономических прав. В ФАДН заявили, что инициатива уже получила поддержку Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эксперты также положительно оценили предложение агентства, однако отметили, что поддержки от государства заслуживают представители всех коренных малочисленных народов, вне зависимости от уклада жизни.

В качестве основной причины, побудившей разработать реестр, в ФАДН назвали несовершенство федерального законодательства в сфере предоставления социально-экономических прав гражданам, которых этнически можно отнести к группе коренных малочисленных народов.

В настоящее время в регионах России практика подтверждения основания для получения преференций и льгот складывается по-разному, что зачастую является препятствием к реализации предусмотренных законодательством прав отдельных представителей коренных малочисленных народов, — пояснили «Известиям» в пресс-службе ФАДН. В ведомстве подчеркнули, что помимо основной цели создания реестра учета численности населения, которое можно отнести к коренным народам, измененное федеральное законодательство позволит упростить получение представителями малых народов различных квот на использование биологических ресурсов. «Мы планируем внести в законодательство изменения, позволяющие лишь на основании выписки из реестра претендовать на те или иные льготы и государственные гарантии», — уточнили в агентстве, отметив, что это позволит снять многие вопросы в сфере обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера. Чиновники также ожидают, что реестр будет способствовать оказанию адресной поддержки конкретным представителям коренных малочисленных народов. В ФАДН заявляют и о том, что принятие поправок в законодательство не повлечет за собой дополнительной нагрузки на бюджет, так как разработка реестра подразумевает, в первую очередь, перераспределение полномочий между федеральными и региональными органами власти. В Госдуме положительно отнеслись к инициативе ФАДН. Однако парламентарии считают, что проект внесения поправок в законодательство должен пройти полную процедуру предварительного и поэтапного изучения в нижней палате парламента, так как есть множество нюансов, которые должны учитываться.

«Идея создания реестра малочисленных коренных народов правильная. Инициатива многообещающая, я бы ее поддержал. Это очень важно, чтобы помощь коренным народам от государства осуществлялась в полном объеме», — сказал «Известиям» глава комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. «Вопросы, связанные с коренными малочисленными народами, имеют свою специфику. Нельзя сказать, что сегодня недостаточно тех мер, которые государство предпринимает для защиты коренных народов. Если ФАДН рассматривает вопрос о создании реестра в этом векторе, то позиция агентства заслуживает одобрения», — заявил первый замглавы комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов. Он подчеркнул, что крайне важно, чтобы ФАДН нашло время для детального обсуждения этой инициативы в профильном комитете Госдумы.

Эксперты позитивно оценили инициативу, однако высказали дополнительные предложения, которые были бы уместны в проекте нормативно-правового акта. «Необходимо разработать такой формат реестра, который бы учитывал всех представителей малочисленных коренных народов, а не только тех, кто ведет традиционный образ жизни и осуществляет традиционные виды хозяйственной деятельности. Адресная помощь государства должна распространяться не только на распределение квот по использованию биологических ресурсов, но и на другие преференции, которые не связаны с хозяйственной деятельностью этих граждан, например, в области образования, культуры», — считает директор правового центра общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» Юлия Якель. Она подчеркнула, что внесение изменений в один федеральный закон все проблемы коренных малочисленных народов не решит. Требуется целая серия подзаконных нормативных актов, которые смогут создать механизмы решения вопроса документального подтверждения национальной принадлежности. Хочется отметить, что во всех муниципальных образованиях формируется электронный банк данных КМНС. Все вышесказанное подводит к тому, что отсутствие порядка документального подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам затрудняет реализацию прав коренных малочисленных народов, предусмотренных законодательством.

Принимая во внимание, что в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право определять и указывать национальную принадлежность и, что вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также установления документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, неотъемлемой частью которой является его национальная принадлежность, относятся к полномочиям Правительства Российской Федерации, представляется целесообразным указанную проблему урегулировать путем принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации и обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением:

— Внести в статью 5 Федерального закона от 30.04.1999 № 82- ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» дополнение определяющее, что порядок подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам устанавливается Правительством Российской Федерации.

— В муниципальных районах необходимо ускорить работу по созданию реестра малочисленных коренных народов, что подтвердит права малых народов на получение адресной социальной поддержки от государства.

Коренные малочисленные народы, проживающие на территории Камчатского края, неоднократно ставили вопросы перед региональной властью по организации данного института защиты прав аборигенов. Поэтому создание института Уполномоченного по правам человека считаю необходимым и назревшим шагом для сохранения самобытности, языка и традиционного образа жизни коренного населения, для соблюдения его законных прав на участие в политической, экономической и социальной жизни жителей объединенного Камчатского края.

На севере Камчатского края у аборигенов одни проблемы, на юге — другие. И способы решения их разные. Увязать интересы всех, найти компромиссы, если они возможны. Наши желания должны совпадать с нашими возможностями. Но все наши действия должны основываться на букве Закона. Да, они зачастую декларативны, да, они не всегда работают. И поэтому мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы в Камчатском крае было создано правовое поле для решения проблем коренных малочисленных народов Севера.

В Камчатском крае много различных общественных формирований коренных малочисленных народов, родовых общин. Обязательно нужно учитывать их богатейший опыт в работе по защите прав коренных малочисленных народов.

Действия института Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов должны быть направлены на защиту прав и интересов в области традиционного природопользования, сохранения уклада жизни и самобытной культуры. И защита интересов коренного населения должна происходить не в виде опеки и выдачи социальной помощи, а в виде построения механизмов, благодаря которым люди смогли бы самостоятельно зарабатывать и достойно жить. При этом важно улучшать стандарты жизни коренных народов на основании системных решений всех ветвей власти. Тогда мы придадим жизни современную динамику и создадим условия для нормальной жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Камчатского края.

Прекрасно понимаю всю ответственность, которая возложена на институт Уполномоченного.Будем работать на данном приоритетном направлении со всеми, не выделяя никого, так как задача наша ясна и конкретна — защита прав человека.



Сегодня государственная политика направлена на формирование уважения неотъемлемых прав коренных малочисленных народов России, основанных на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии. Необходимо выработать комплекс конкретных мер, способствующих развитию адаптации коренных малочисленных народов России к новым социально-политическим и экономическим условиям, сложившимся в России. Нужны новые подходы к решению проблем, копившихся десятилетиями, в условиях ломки прошлого, привычного образа жизни и формирования нового.

В данной работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с правовым статусом коренных малочисленных народов России: этнический состав коренных малочисленных народов России, характеристика мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности. Кроме этого проведен анализ действующего законодательства РФ по вопросам социальной защиты коренных малочисленных народов России, а также разработан единый документ, подтверждающий правовой статус гражданина РФ (вкладыш к паспорту гражданина РФ). Данный документ (при признании официальным документом) может являться основанием для обращения коренных малочисленных народов России за соответствующими льготами, предусмотренными действующим законодательством.

Коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов России утверждены Правительством Российской Федерации.

Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Российское государство на протяжении столетий оказывало поддержку самобытному социально-экономическому и этнокультурному развитию коренных (малочисленных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере.

В современном законодательстве в отношении коренных малочисленных народов России нет понятия «льгота», а есть права, закрепленные Конституцией РФ, которая гарантирует защиту их прав и интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, а также законодательными актами РФ. Это одна из форм действий, направленных на то, чтобы коренные малочисленные народы России могли сохранить свои особенности и традиции.

Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).

На федеральном уровне для коренных малочисленных народов России установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами:

 Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

 Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и другие.

Для реализации своих прав и льгот граждане РФ должны подтвердить, что они относятся к коренным малочисленным народам России. Но, дело в том, что еще в 1997 году из паспорта гражданина РФ была изъята графа «национальность». Сегодня в российском законодательстве нет порядка решения вопроса о том, является гражданин РФ представителем малочисленного народа или нет. В условиях отсутствия законодательно закрепленного порядка определения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам России, многие не могут подтвердить свою национальную принадлежность и реализовать свои права в полном объеме.

В итоге, когда представителю коренных малочисленных народов России необходимо воспользоваться закрепленными законами льготами и правами, например, на прохождение альтернативной гражданской службы, использование природных ресурсов, получение оружия, образование общин, закрепление охотничьих угодий и оленьих пастбищ, у него появляется масса проблем.

Взять, к примеру, рыболовство. Региональными законами и нормативными правовыми актами также регламентировано право на получение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для традиционного рыболовства исключительно лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, и их общинами. Отсутствие же в документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, подтверждения его национальной принадлежности ставит в затруднительное положение природоохранные и правоохранительные органы, осуществляющие контроль за законностью добычи водных биологических ресурсов.

До 2004 года эта проблема решалась так: в муниципальных образованиях составлялись списки граждан, имеющих квоты на добычу водных биологических ресурсов. Однако после вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципалитеты лишились этого полномочия. В подобной ситуации коренные малочисленные народы России не могут в полной мере использовать свои льготы, а у других граждан РФ, не являющихся представителями малочисленных народов, появляется масса возможностей для злоупотреблений.

Сегодня в Положении о паспорте гражданина РФ есть пункт, в котором говорится: «…к бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, которые входят в состав Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина, в том числе – сведения о его национальности. Форма вкладыша, который выдается на основании письменного заявления гражданина, устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и федеральным Министерством внутренних дел по согласованию с Геральдическим советом при Президенте РФ…».

Такие республики, как Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Саха (Якутия) воспользовались этим правом. А что делать жителям территорий, не имеющих республиканского статуса (например, коренным малочисленным народам России, которые проживают на территории Дальневосточного федерального округа)?

Сегодня, граждане РФ могут подтвердить свою национальную принадлежность только в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться лично с заявлением в суд и предоставить пакет документов.

Мы предлагаем, упростить процедуру сбора документов и тем самым сократить время, а также решить проблему с бюрократией в государственных органах исполнительной и судебной власти. И для этого мы разработали единый документ, подтверждающий правовой статус гражданина РФ (вкладыш к паспорту гражданина РФ).

Для того, чтобы предложенный нами документ на законодательном уровне имел статус официального документа необходимо внести поправку в Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» о присвоении единому документу статуса » вкладыш к паспорту гражданина РФ», и изложить её (поправку) в следующей редакции: «…к бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках и иных субъектах РФ, которые входят в состав Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и (или) герба субъекта РФ, и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики (или субъекта РФ) сведений о личности гражданина, в том числе – сведения о его национальности…».

Мы предлагаем закрепить функции по выдачи данного документа за должностными лицами отделов ЗАГС. Вкладыш к паспорту гражданина РФ отделы ЗАГС в субъектах РФ будут выдавать независимо от места регистрации гражданина.

В дальнейшем необходимо создать единый государственный реестр лиц, относящихся к коренным малочисленным народам России, проживающих в местах традиционного проживания и ведущих традиционный образ жизни. Включение в данный Реестр, будет являться основанием для обращения за соответствующими льготами, предусмотренными действующим законодательством.

В самом Реестре может быть предусмотрено три категории граждан:

1) лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, которые ведут традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование постоянно;

2) лица, которые относятся к коренным малочисленным народам, но ведут традиционной образ жизни не постоянно, а подсобно (как правило, это люди, живущие в сельской местности и работающие в социальной сфере, школе, органах местного самоуправления);

3) лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но которые постоянно проживают и ведут аналогичный образ жизни (как правило, это члены семей в смешанных браках, а также старожильческое население – такие люди должны и могут пользоваться правами на приоритетное природопользование наравне с коренными малочисленными народами).

В зависимости от категории, возможно, будут определен объём прав, так, например, первая категория будет иметь возможность использования полноценно всех предусмотренных законом преференций.

Несмотря на то, что коренные малочисленные народы России составляют небольшую часть населения нашей страны, они в полном объеме обладают правами, которые имеют все народы России, независимо от их численности и места проживания.

Государственная забота об обеспечении политического, экономического и социально-культурного развития должна выражаться в развитой политико-правовой базе как федерального, так и регионального уровней. Федеральные и региональные органы государственной власти должны постоянно обеспечивать условия, которые гарантируют всем коренным малочисленным народам России возможность развития при сохранении ими их самобытности.

Литература:

  1. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями).
  2. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).