Льготы и компенсации в праве социального обеспечения

Комплексная цель модуля — изучение институтов льгот и компенсаций в праве социального обеспечения и их правового регулирования нормами действующего законодательства.

В результате изучения данного модуля студенты должны:

знать

  • • что такое льготы; какие льготы и но каким основаниям предоставляются различным категориям населения;
  • • понятие и виды компенсационных выплат по действующему законодательству;

уметь

  • • составить заявление на выплату различных видов компенсаций и предоставление льгот для различных категорий населения;
  • • составить жалобу или исковое заявление в связи с отказом от предоставления льготы или компенсации или в связи с неправильным определением размера компенсации;

владеть

• навыками расчета суммы различных видов компенсаций для отдельных категорий получателей.

Понятие и дифференциация льгот в праве социального обеспечения

Льготы — это предоставление особого преимущества или предпочтения отдельным категориям граждан или семьям в связи с тем, что им необходима особая защита со стороны общества, позволяющая в какой-то степени устранить неблагоприятные последствия и обстоятельства, в силу которых они были признаны нуждающимися в особой социальной защите.

Действующее российское законодательство предусматривает очень много льгот для различных категорий населения, которые предоставляются но различным основаниям и в различных формах.

Прежде всего, необходимо различать льготы социальные, которые предоставляются по социальным основаниям (малообеспеченность, старость, болезнь, многодетность, инвалидность и т.д.), и льготы, которые предоставляются в силу иных обстоятельств (род деятельности, служебное положение — судьи, депутаты, военнослужащие и т.д.).

Социальные льготы в свою очередь могут предоставляться по двум основаниям: 1) малообеспеченность (пенсионеры, ветераны, многодетные, инвалиды); 2) особые заслуги (Герои СССР и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной войны и т.д.). Иногда оба эти основания для предоставления льгот присутствуют у одного получателя одновременно.

По форме принято различать два вида льгот: материальные и нематериальные. Суть льготы материального характера заключается в том, что получатель льготы освобождается от общепринятой платы за тот или иной товар или услугу либо оплачивает по специальной, льготной цене (например, 50%). Льгота нематериального характера заключается в праве внеочередного или первоочередного обслуживания там, где предполагается определенная очередность либо в преимущественной (по сравнению с лицами, не имеющими такой льготы) возможности воспользоваться тем или иным правом.

По содержанию можно назвать следующие виды льгот:

  • • льготы по проезду в общественном транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте (бесплатно или по льготной цене);
  • • льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;
  • • установка (вне очереди, в первую очередь, бесплатно, по льготной цене) и пользование (бесплатно, по льготной цене) телефоном;
  • • налоговые льготы;
  • • льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство;
  • • предоставление жилья (вне очереди, в первую очередь, бесплатно);
  • • льготы по предоставлению путевок на санаторно- курортное лечение;
  • • льготы по предоставлению медико-социальной помощи и предоставлению лекарственных средств (бесплатно, по льготной цене);
  • • обеспечение транспортными средствами и их содержание и обслуживание;
  • • преимущественное право на вступление в различные кооперативы (жилищные, дачные, садово-огородные, гаражные и т.д.);
  • • внеочередное (первоочередное) обслуживание в учреждениях торговли, бытового обслуживания, связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждениях);
  • • другие льготы.

В целях усиления социальной защищенности пенсионеров и руководствуясь Законом РСФСР «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР», постановляю:

1. Осуществлять начиная с августа 1992 года до введения новых минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости компенсационные выплаты в размере 420 рублей в месяц пенсионерам, получающим пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи), за выслугу лет и социальные пенсии, назначенные в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

2. Установить, что предусмотренные настоящим Указом компенсационные выплаты производятся из источников, за счет которых осуществляются соответствующие основные выплаты.

3. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации обеспечить в первоочередном порядке денежной наличностью пенсии и установленные к ним компенсационные выплаты, а Министерству связи Российской Федерации обеспечивать их своевременную доставку получателям пенсий.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Если лицо приобрело жилье у продавца, который не имел права его продавать, то в некоторых случаях такое жилье может быть изъято у добросовестного приобретателя (ст. 302 ГК РФ). Таким лицам государство гарантирует компенсацию убытков за счет казны РФ.

По правилам, действующим в настоящее время, покупатель, потерявший жилье из-за недобросовестного продавца, вправе обратиться к нему с иском о возмещении убытков. Если вынесенное судом решение в течение года не было исполнено, покупатель может взыскать причиненный ущерб с казны РФ. Такие правила установлены статьей 31.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее – Закон № 122-ФЗ). Однако применение этой нормы на практике вызывало споры. До недавнего времени суды зачастую отказывались удовлетворять иски покупателей. Обосновывался отказ тем, что компенсация возможна, только если доказана вина регистрирующего органа в незаконности сделки.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 04.06.2015 № 13-П признал такой подход неправомерным. Выплата компенсации казной РФ, по мнению суда, не связана с законностью действий регистрирующих органов.

С 01.01.2020 Закон № 122-ФЗ утрачивает силу. Вопросы государственной регистрации недвижимости, а также правила возмещения убытков добросовестному приобретателю будут полностью регулироваться Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ). Добросовестный приобретатель по-прежнему сможет получить компенсацию за счет казны РФ, обратившись с соответствующим иском по правилам ст. 68.1 Закона № 218-ФЗ. Однако есть и отличия от прежнего порядка.

Во-первых, право на компенсацию возникает независимо от того, виноват регистрирующий орган в незаконной сделке или нет. Во-вторых, увеличен размер компенсации. Убытки будут возмещаться в размере кадастровой стоимости, существующей на дату принятия судебного решения об изъятии жилья. Сейчас размер компенсации ограничен 1 млн рублей по ст. 31.1 Закона № 122-ФЗ.

В-третьих, если сейчас обратиться за компенсацией можно при неисполнении судебного решения продавцом в течение одного года, то новые правила сокращают этот срок до 6 месяцев. Эти нормы будут применяться к ситуации, когда в изъятии жилья у покупателя отсутствовала вина регистрирующих органов. Выплата компенсации за жилье, в изъятии которого есть вина и регистрирующего органа, будет производиться по специальным нормам, предусмотренным статьей 66 Закона № 218-ФЗ.

Новые нормы будут действовать с 01.01.2020 и применяться к требованиям о компенсации, заявленным после этой даты. При этом тот факт, что судебное решение об изъятии жилья было принято ранее, значения иметь не будет.

Претендовать на компенсацию в полном размере смогут и граждане, у которых по решению суда жилье было изъято в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Подать соответствующее требование они вправе в течение трех лет после вступления в силу Закона № 299-ФЗ. Однако Закон № 299-ФЗ не уточняет, распространяются ли новые правила на граждан, которые уже получили компенсацию по «старым» правилам в меньшем размере.