Кто такой уполномоченный

Темы: КадрыОрганизация бизнеса

Действующее российское законодательство предоставляет работникам достаточно большое количество прав, и одним из механизмов обеспечения реализации права на безопасный труд является возможность назначения уполномоченного по охране труда от профсоюза или трудового коллектива. Права и обязанности уполномоченного по охране труда работника профсоюза и сотрудника предприятия являются достаточно широкими, поэтому считаться с ними следует как рабочему коллективу, так и самому работодателю.

Кто такой уполномоченный по охране труда – нормативы ТК РФ и правовое регулирование

Российское законодательство уделяет вопросам охраны труда на предприятиях достаточно пристальное внимание и предполагает различные способы проведения надзора за соблюдением установленных нормативов данной сферы. Одним из важнейших надзорных элементов, гарантирующих защиту прав работников, является институт уполномоченных по охране труда. Правовое регулирование деятельности данных лиц обеспечивается следующими положениями действующего законодательства:

  • Статья 370 ТК РФ. Принципы, изложенные в означенной статье, позволяют профессиональным союзам на территории Российской Федерации осуществлять контроль деятельности работодателей. В том числе одним из механизмов организации такового контроля могут выступать уполномоченные лица по различным вопросам, в том числе и по охране труда.
  • Постановление Минтруда РФ №30 от 04.04.1994. Данным документом регулируется организация работы специалистов в сфере надзора за исполнением требований по охране труда в коллективах, а также предоставляются практические рекомендации и инструкции, вместе с основными правами и обязанностями уполномоченных по охране труда.
  • Федеральный закон №10 от 12.01.1996. Положения означенного закона регламентируют общие принципы деятельности профсоюзов на территории РФ, в том числе и в отношении проведения контроля за деятельностью работодателей в вопросах исполнения законодательных требований по охране труда.
  • Постановление исполкома ФНПР №4-3 от 18.10.2006. Данный документ устанавливает форму типового положения об уполномоченном по охране труда, рекомендованную к использованию профсоюзами, однако не являющуюся обязательной для повсеместного применения.

В целом, суммируя сведения, изложенные в означенных нормативных документах, можно сделать вывод, что уполномоченный по охране труда от профсоюза – это выбранное первичным представительным органом работников лицо, обеспечивающее общий надзор и контроль за исполнением требований законодательства в аспектах, касающихся обеспечения безопасности трудовой деятельности. При этом уполномоченный исполняет именно надзорную функцию, а не занимается обеспечением непосредственной безопасности труда. Соответственно, он также не несет ответственности в большинстве случаев за наличие определенных нарушений в данной сфере.

Несмотря на схожесть названия, уполномоченный по охране труда и ответственный за охрану труда на предприятии – это абсолютно разные должности, имеющие множество отличий как в размере прав, так и в объемах возложенных на них обязанностей.

Чем отличается ответственный и уполномоченный по охране труда

Должности ответственного и уполномоченного по охране труда имеют множество отличий, которые следует рассмотреть подробнее, чтобы избежать возможной путаницы или недопонимания в вопросах их прав, обязанностей и полномочий. В частности, к отличиям ответственного и уполномоченного по охране труда можно отнести следующие особенности их деятельности в организациях:

  • Механизм назначения. Ответственный по охране труда – это лицо, напрямую назначаемое работодателем, в то время как уполномоченных выбирает трудовой коллектив и члены профессионального союза сотрудников.
  • Обязанности. Внедрение механизмов охраны труда является обязанностью именно ответственного за неё лица, назначенного работодателем, в то время как основной обязанностью уполномоченного по охране труда является контроль за исполнением требований законодательства.
  • Обязательность наличия в организации. В большинстве организаций, за исключением субъектов малого и микропредпринимательства, должность ответственного по охране труда является обязательной. В то же самое время уполномоченный по охране труда назначается лишь по желанию трудового коллектива или первичной профсоюзной организации.
  • Статус у работодателя. Ответственным по охране труда может быть как простой работник на предприятии, на которого возложены дополнительные обязанности, так и отдельно выделенный сотрудник. Уполномоченный же по охране труда является представителем сотрудников, работающим в данной организации на общих условиях либо привлеченным со стороны специалистом.
  • Оплата деятельности. Деятельность ответственного по охране труда оплачивается отдельно в соответствии со штатным расписанием. При делегировании его обязанностей простым работникам им может производиться доплата. Должность уполномоченного по охране труда работодателем не оплачивается, однако обеспечивать дополнительные выплаты за неё может профсоюзная организация.
  • Ответственность. Ответственное за охрану труда лицо напрямую отвечает за исполнение требований законодательства, при этом оно обязано подчиняться как требованиям правил внутреннего распорядка, так и прямым распоряжениям работодателя и законодательства. Уполномоченный по охране труда подчиняется в первую очередь профсоюзной организации или иным представительным органам работников и обязан исполнять лишь предусмотренные на предприятии внутренние распоряжения по своей деятельности. Ответственность за нарушение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может быть возложена на уполномоченное работниками лицо только в случае полного пренебрежения им своими обязанностями.
  • Механизм увольнения. Уволить ответственного по охране труда работодатель может в общих рамках трудового законодательства, как и любого иного сотрудника предприятия. Увольнение уполномоченного по охране труда в свою очередь потребует от работодателя обязательного согласования данной процедуры с профсоюзом.

Как назначается уполномоченный по охране труда от трудового коллектива

Должность уполномоченного по охране труда от коллектива является выборной – это основная её характеристика. Организуются выборы уполномоченного по охране труда после общего собрания трудового коллектива. При этом кандидатуры уполномоченных лиц могут предлагаться как самими трудящимися, так и профсоюзами, и включать в себя как сотрудников определенной организации, так и не работающих в них лиц, однако являющихся членами действующих профсоюзов.

Уполномоченный по охране труда в организации, в которой работают члены различных профсоюзов, может быть предложен любой из профсоюзных организаций. При этом общее собрание участников трудового коллектива может выбрать не только одного представителя, являющегося уполномоченным по охране труда, но и нескольких, если это предусмотрено коллективным договором или действующими на предприятии иными локальными нормативными актами.

После выборов уполномоченного по охране труда лица, работодатель обязан издать приказ о назначении выбранного человека при наличии его согласия на должность уполномоченного по охране труда. Работодатель не вправе отклонять решение общего собрания трудящихся или назначать своих собственных кандидатов на данную должность, не имеющих поддержки профсоюза или сотрудников.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда должен быть зафиксирован в документообороте предприятия, иметь дату составления, подпись или печать работодателя, а также данные о вступающем в должность уполномоченном.

Срок действия полномочий данного сотрудника составляет два года, по истечении которых сотрудники имеют право перевыбрать уполномоченного на новом общем собрании трудящихся. При этом законодательство не содержит ограничений на количество сроков работы в данной должности или иных препятствий, однако они могут быть предусмотрены коллективным договором или локальными нормативными актами. До окончания двухлетнего периода уволить уполномоченного по охране труда может работодатель только при наличии согласия профсоюза, или же – при наличии решения общего собрания трудящихся, которое постановит прекратить полномочия данного работника.

Если на предприятии не установлено положение об уполномоченных по охране труда, то все процедуры, связанные с их назначением, должностными обязанностями и иными особенностями ведения таковой деятельности проводятся в соответствии с типовым положением, закрепленным в постановлении исполкома ФНПР №4-3, упомянутым ранее.

Права и обязанности уполномоченного по охране труда

Спектр прав и обязанностей уполномоченных по охране труда является достаточно широким, поэтому знать о них будет полезно как самим сотрудникам, работающим на данной должности, так и их работодателя, а также членам профсоюзов и простым работникам организации, так как они имеют возможность реализовывать механизмы собственной защиты через уполномоченного. Для беспрепятственного осуществления своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей, уполномоченный по охране труда имеет следующие права:

  • Осуществление контроля и надзора за исполнением закрепленных в законодательстве основных принципов охраны труда.
  • Участие в работе комиссий, организованных на предприятии для проверки зданий и строений, техники, оборудования и транспорта, а также иных показателей на их соответствие нормативным требованиям.
  • Проведение мероприятий по профилактике несчастных случаев в организации.
  • Фиксация рабочего времени, затрачиваемого работниками, а также сверхурочной, ночной работы по документам работодателя и самих работников для обеспечения эффективного исполнения нормативов, касающихся режима работы и отдыха.
  • Участие в расследовании несчастных случаев на производстве.
  • Информирование работников, профсоюза и контролирующих органов о выявленных у работодателя фактах несоблюдения нормативов охраны труда.

К обязанностям уполномоченных по охране труда в целом можно отнести следующую деятельность:

  • Данный работник должен постоянно участвовать в образовании у работодателя безопасных и соответствующих нормативам условий труда.
  • Уполномоченный обязан контролировать исполнение работодателем требований законодательства в сфере охраны труда и фиксировать имеющиеся нарушения.
  • Уполномоченные по охране труда обязаны представлять именно интересы сотрудников во всех спорных вопросах, затрагивающих обеспечение безопасности ведения трудовой деятельности.
  • При необходимости и в случае личного или коллективного обращения работников, уполномоченный по охране труда обязан предоставлять им консультации относительно нормативов охраны труда и действующей их реализации на предприятии.

Архипова Ольга Сергеевна

Полномочие трудовых коллективов регулируются главами II «Коллективный договор», ХVІ-А «Трудовой коллектив», статьями 52, 140, 142, 152, 153, 223, 252 КЗоТ Украины, разделом IV «Управление предприятием и самоуправление трудового коллектива» Закона Украины «О предприятиях в Украине», законами Украины «Об охране труда», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О приватизации государственного имущества» от19 февраля 1997 г. №90/ 97-ВР, «Об аренде государственного и коммунального имущества». До принятия Закона Украины «О трудовых коллективах» действует Закон СССР от 17 июня 1983 г. «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».

В соответствии со ст. 252-1 КЗоТ Украины и п. 1 ст. 15 Закона Украины «О предприятиях в Украине» трудовой коллектив предприятия образовывают все граждане, которые своей работой принимают участие в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, которые регулируют трудовое отношения работника с предприятием. Заслуживает поддержки норма проекта Закона Украины «О трудовых коллективах», которая предусматривает участие в реализации полномочий трудового коллектива бывших работников предприятия, которые вышли на пенсию, уволенных в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, за состоянием здоровья.

Накануне принятия Закона Украины «О трудовых коллективах» и нового Трудового кодекса все вопросы правового регулирования деятельности трудовых коллективов нуждаются в переоценке в направлении ориентации их на рыночные отношения и демократические принципы. Из таких позиций нужно рассматривать не только конкретные полномочия трудового коллектива, его права и обязанности, а прежде всего самое понятие трудового коллектива.

Очевидно, в основу конкретных предложений необходимо положить объективные общественные интересы работодателя и нанимаемых работников. В процессе производства можно выделить две группы таких интересов: общие (совпадающие) и противоположные. Трудовой коллектив имеет общие, совпадающие интересы с владельцем (работодателем) в стратегическом вопросе о получении по возможности большей прибыли, в эффективной организации производства, в отборе квалифицированных и добросовестных кадров, в обеспечении внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, соблюдении техники безопасности, охраны труда. Противоположные интересы лежат в основе распределения прибыли, оплаты труда, отчислений из прибыли на мероприятия по внедрению новых защитных технических средств, безопасности работы, безвредных и безопасных технологий; финансирование из прибыли мероприятий по социально-бытовому обслуживанию работников, предоставление дополнительных трудовых льгот. Зона неспівпадання социальных интересов довольно большая, и традиционно в общественном сознании и в правовом регулировании эти субъекты находятся по разные стороны социальных «баррикад». Итак, с приведенного довольно явным образом видно, что понятие «трудовой коллектив» должны охватывать только нанимаемых работников, которые работают по трудовому договору. Причем речь идет о работниках, которые продолжительное время работают на предприятии, поскольку соглашения, которые принимаются при участии трудового коллектива, как правило, имеют долгодействующий характер. Учитывая это лица, которые выполняют для предприятия разовые работы по гражданско-правовым договорам, в состав трудового коллектива не должны включаться.

Выходя же из приведенного выше законодательного определения, в трудовой коллектив включаются все работающие на предприятии, а также и работающие собственники, трудовые отношения которых возникают из членства и имеют настолько существенную специфику, которые выходят за рамки трудового права (обоснование это положение изложено в главе 1 данного учебника). Очевидно, невозможно в таком варианте обеспечить надлежащее заключение коллективного договора, так как смешивание сторон приводит в непригодность сам принцип социального партнерства и превращает такое соглашение в декларацию.

Закон Украины «О предприятиях в Украине» устанавливает два вида трудовых коллективов в зависимости от формы собственности, на которой основано предприятие: трудовой коллектив с правом найма рабочей силы (т.е. трудовой коллектив работающих собственников); трудовой коллектив государственного и другого предприятия, в котором доля государства или местного совета представляет в стоимости имущества более как 50%. В связи с этим различают и полномочие этих видов трудовых коллективов.

В соответствии со ст. 15 Закона Украины «О предприятиях в Украине» трудовой коллектив с правом найма рабочей силы:

— рассматривает и утверждает проект коллективного договора;

— рассматривает и решает согласно уставу предприятия витания самоуправления трудового коллектива;

— определяет и утверждает перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот;

— принимает участие в материальном и моральном стимулировании продуктивной работы, делает авансы изобретательскую и рационализаторскую деятельность, возбуждает ходатайство о представлении работников к государственным наградам.

Трудовой коллектив государственного и другого предприятия, в котором доля государства или местного совета в стоимости имущества представляет более как 50%:

— вместе с владельцем решает вопрос о вступлении и выход предприятия из объединение предприятий;

— принимает решение об аренде предприятия, создание на основе трудового коллектива органа для перехода на аренду и выкупа предприятия.

С такой моделью согласиться нельзя. В первом случае речь идет о коллективном собственнике, и вся перечисленная регламентация его прав охватывается полномочиями работающих собственников самостоятельно решать вопрос организации, управление работой, предоставление самым себе льгот. Очевидно, такой коллектив может и должен урегулировать вопрос установления коллективных условий работы в локальном нормативно-правовом акте. Но этот акт никак не может быть признан коллективным договором в том значении, которое вытекает из законодательства. Здесь также имеет место договорное регулирование работы, но совладельцы договариваются между собой, так как в одном человеке совмещают и владельцев, и работников. Их работа не может быть признана зависимой, нанимаемой. Это работа самостоятельная, «на себя» и » для себя».

Что же к второму виду трудового коллектива государственного или коммунального предприятия, то нельзя согласиться с ограничением его прав, поскольку наиболее значительные полномочия — рассматривать с владельцем изменения и дополнение к уставу предприятия, совместно с владельцем предприятия определять условия найма руководителя, принимать участие в решении вопросов о выделении с состава предприятия одного или нескольких структурных подразделов для создания нового предприятия — прекращено Декретом Кабинета Министров Украины №8-92 от 15 декабря 1992 г. Лишение трудового коллектива важных прав служит еще одним средством усиления правового положения работодателя, неконтрольованості его управленческих решений, исключает право трудового коллектива принимать участие в распределении прибыли, поскольку эти вопросы предполагаются именно в уставе предприятия, который согласно действующему законодательству утверждается владельцем предприятия. И хотя для государственных предприятий устав утверждается владельцем имущества при участии трудового коллектива (ст. 9 Закона Украины «О предприятиях»), во многих случаях предприятие создается, а работники еще не нанятые и никаким чином не могут влиять на положение устава предприятия. В таких условиях выделения средств из прибыли на социальные нужды носит характер благотворительности со стороны владельца, который в корне неправильно, противоречит принципам социального партнерства и унижает человеческое достоинство работников.

Действующим законодательством о работе предусмотренные полномочия трудового коллектива в установлении коллективных условий работы, заключении коллективного договора, установлении рабочего времени, обеспечении трудовой дисциплины, утверждении правил внутреннего трудового распорядка, одобрении комплексных планов относительно улучшения охраны труда и контроля за их выполнением, образовании комиссии по трудовым спорам на предприятии. В ст. 252-5 КЗоТ установлены принципы материальной заинтересованности трудового коллектива в результатах хозяйственной деятельности. Зачисление работников к бригаде должно проводиться с согласия членов трудового коллектива бригады. Распределение коллективного заработка в бригаде осуществляется с применением коэффициента трудового участия.

Закон Украины «О предприятиях в Украине» устанавливает, что все вопросы социального развития, включая улучшение условий работы, жизнь и здоровье, гарантии обязательного медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом при участии владельца согласно уставу предприятия коллективным договором и законодательными актами Украины. Пенсионеры и инвалиды, которые работали к выходу на пенсию на предприятии, пользуются равным с его работниками медицинским обслуживанием, обеспечиваются жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения. Предприятие обязанное постоянно улучшать условия работы и быта женщин, подростков, женщин, которые имеют малолетних детей. Предприятия обеспечивают определенное количество рабочих мест в счет брони для трудоустройства инвалидов, безработных за направлением службы занятости (ст. 26).

Законодательство предусматривает права трудовых коллективов относительно обретения права собственности на имущество своего предприятия, а также право на аренду имущества государственных предприятий.

Согласно Закону Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (Ведомости Верховной Рады Украины. — 1995. — №15. — Ст. 99; Правительственный курьер. — 1998. — 20 января. — №12) трудовой коллектив предприятия имеет право постановлять решение об аренде целостного имущественного комплекса предприятия, его структурного подраздела и создать хозяйственное общество с этой целью (ст. 7 Закона) на протяжении 15 дней после получения сообщения Фонда государственного имущества Украины. Решение об аренде считается принятым, если за него проголосовало больше половины членов трудового коллектива предприятия. Созданное членами трудового коллектива хозяйственное общество имеет преобладающее право над другими физическими и юридическими лицами на заключение договора аренды имущества того государственного предприятия, структурного подраздела, где создано это общество (ст.8 Закона).

Арендатор имеет право выкупа арендованного имущества согласно законодательству по вопросам приватизации (ст. 25).

Для общего участия в приватизации предприятия члены трудового коллектива имеют право создать хозяйственное общество, которое основывается на основе решения общего собрания, в которому принимало участие больше 50% работников предприятия или их уполномоченных представителей (ст. 8 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» (в ред. Закона от 19 февраля 1997 г. №90) // Голос Украины. — 1997. -№49). Члены организации арендаторов, члены трудового коллектива предприятия, созданного арендатором, а также бывшие работники объекта приватизации, которые вышли на пенсию, уволенные по п. 1 ст. 40 КЗоТ и не работают с момента освобождения на других предприятиях, лица, которые имеют право согласно законодательству возвратить на предыдущее место работы на этом предприятии, а также инвалиды, уволенные в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, имеют право на льготное приобретение акций: первоочередное приобретение акций на сумму и за счет приватизационного имущественного сертификата и дополнительно на половину его суммы. Работники предприятия, которое приватизируется, имеют право объединиться для выкупа контрольного пакета акций.

Хозяйственное общество, в состав которого вошло не меньше 50% работников предприятия, пользуются приоритетным правом выкупа, а также — на рассрочку платежа на срок не больше 1 года с первичным взносом не меньше 30% цены. Руководители, их заместители, главные специалисты и руководители структурных подразделов государственных предприятий, которые превращаются в открытые акционерные общества, имеют право приобретать акции на сумму до 5% уставного фонда общества с отсрочкой оплаты на 1 год после приобретения акций работниками. На приватизированном предприятии не допускается освобождение работников по инициативе нового собственника на протяжении 6 месяцев.

Коллективный договор, заключенный на таком предприятии, сохраняет свое действие на протяжении срока его действия, но не более 1 года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового коллективного договора.

В процессе установления новых условий, изменения существующих социально-экономических условий работы, заключение или изменения коллективного договора, соглашения, их выполнение, применение законодательства о работе между работодателем и трудовым коллективом могут возникать споры. Закон Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 г. определил полномочие трудового коллектива нанимаемых работников относительно формулирования коллективных требований, а также установил процедуру их рассмотрения. В ст. 18 Закона предусмотрен право работников на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок проводки забастовки регламентируется Законом (Голос Украины. — 1998. — 31 марта).

В международной практике трудовые коллективы активно участвуют в управлении предприятиями. Права в этой сфере включают право на информацию, право на консультацию — на обсуждение действий администрации и предложение альтернативных решений, право на участие в принятии решений относительно стратегии развития предприятий, хозяйственной деятельности, кадровой политики, инвестиционной деятельности, на управление социальными учреждениями на предприятии, на установление критериев введения новых методов оплаты труда, размеров премий (Киселев Й.Я. Цит. раб. — С. 140-145).

Давно известно в практике делового менеджмента, что фирмы, которые процветают, свой успех строят не на отстранении трудового коллектива от владельца, а, наоборот, на активном сотрудничестве, соучастия, партнерстве этих сторон. В Украине же как законодательство, так и практика его применения пока рассматривают институт трудового коллектива как формальную дань демократическим веянием. Права его урезаны, проект Закона «О трудовых коллективах» продолжительное время не принимается. Такое отношение со стороны законодателя тяжело понять. Полномочие трудового коллектива, его правовой статус должны найти надлежащее закрепление в специальном законе, причем эти полномочия должны отвечать международным стандартам.

Пересмотренная Европейская социальная хартия, которая была подписана государствами — членами Совета Европы 3 мая 1996 г. в Страсбурге, а 7 мая 1999 г. — подписанная Украиной и подготовка к ратификации которой ведется в Украине, предусматривает комплекс индивидуальных и коллективных трудовых прав в сфере нанимаемой работы. К коллективным трудовым правам Пересмотренная хартия относит следующие: право всех работников и работодателей на свободу объединения в национальные или международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов (ст. 5); право работников и работодателей на заключение коллективных договоров (ст. 6); право работников принимать участие в определении и улучшении условий работы и производственной среды на предприятии (ст. 22); право представителей от работников на защиту от действий, которые наносят им ущерб, и на создание надлежащих условий для выполнения ими своих обязанностей (ст. 28); право работников на информацию и консультации во время коллективного освобождения (ст. 29).

Полномочие трудового коллектива всех видов предприятий в Украине, на которые используется нанимаемая работа, реализуются, если другое не предусмотренное уставом, общим собранием (конференцией) и их выборным органом, члены которого избираются тайным голосованием на собрании (конференции) трудового коллектива сроком на 2-3 года не меньше чем 1/3 голосов.

Компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов определяются в уставе предприятия. В уставе предприятия определяется и орган, который имеет право представлять интересы трудового коллектива (совет трудового коллектива, совет предприятия, профсоюзный комитет и прочие). Заслуживает внимания и реанимация забытых у нас производственных совещаний, которые успешно функционируют за рубежом. Актуальным есть вопросы о размежевании прав трудовых коллективов и профсоюзов на производстве. Эта проблема не новая для трудового права Украины. В конце 80-х — начала 90-х лет она была чрезвычайно острой в связи с введением Законом СССР «О государственном предприятии» такого органа трудового коллектива как совет трудового коллектива. Решению этой проблемы много усилий отдал известный украинский ученый профессор Р.И. Кондратьєв (см. Кондратьев Р.И. Закон в государственном предприятии и права трудовых коллективов. — К.: Высшая школа, 1988; Кондратьєв Р.И. Совет трудового коллектива: которые ее полномочие // Советское право. — 1990. — №4). Выводы и предложения ученого о критериях размежевания компетенции профкома и ради трудового коллектива, об общем принципе направленности деятельности профсоюзов на защиту прав работников, а трудовых коллективов — на решение производственных вопросов остаются актуальными и полезными сегодня, особенно накануне принятия Закона Украины «О трудовых коллективах».

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Основная цель деятельности института уполномоченного по правам человека — содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Основные задачи, решаемые на пути к этой цели:

  • восстанавливающая нарушенные права и свободы — исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановление нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими прав и свобод человека и гражданина;
  • посредническая — предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;
  • правотворческая — совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • информационно-воспитательная — просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Функции института уполномоченного по правам человека:

  • контрольная — осуществление независимого контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими;
  • консультационная — информирование указанных органов о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан;
  • координационная — организация согласованных действий различных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Таким образом, институт уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи.

Кроме того, институт уполномоченного по правам человека способствует развитию международного сотрудничества. Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что уполномоченный по правам человека может представлять рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

ПОЛОЖЕНИЕ

об уполномоченном по охране труда профессионального союза работников

природноресурсного комплекса Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со ст. 370 Трудового Кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Уставом работников профессионального союза природноресурсного комплекса Российской Федерации (далее по тексту – Профсоюз) и определяет порядок организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов членов Профсоюза в области охраны труда на предприятиях и организациях, где работают члены Профсоюза независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

1.2. Уполномоченный по охране труда Профсоюза (далее по тексту – уполномоченный по охране труда) осуществляет постоянный контроль в структурных подразделениях организаций за соблюдение работодателем и иными должностными лицами, а также работников законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

1.3. Численность уполномоченных по охране труда устанавливается решением первичной профсоюзной организации в зависимости от конкретных условий производства (сменный режим работы, категории производства по взрывопожарности, количество и степень опасности других вредных производственных факторов, уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний) необходимости обеспечения общественного контроля за условиями и охраной труда в каждом структурном подразделении.

1.4. Порядок избрания уполномоченных по охране труда и сроки их полномочий определяются выборным органом первичной профсоюзной организации.

1.5. Уполномоченным по охране труда не может быть избран работник, в обязанности которого входит обеспечение безопасных и здоровых условий труда, и осуществление контроля за их состоянием, выполнением мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организации.

1.6. Работодатель (администрация организации) и выборный орган первичной профсоюзной организации обязаны обеспечить выборы уполномоченных по охране труда в организации и в каждом производственном подразделении.

Выборный орган первичной профсоюзной организации и администрация предприятия, техническая инспекция труда Профсоюза оказывает необходимую помощь и поддержку уполномоченному по охране труда по выполнению возложенных на него обязательств.

1.7. Уполномоченный по охране труда выполняет свою работу в тесном контакте с руководителями производственных подразделений, мастерами, бригадирами, специалистами службы охраны труда.

1.8. Уполномоченный по охране труда руководствуется в своей работе Трудовым Кодексом Российской Федерации, законодательством об охране труда, Законом о коллективных договорах и соглашениях, правилами, нормами и инструкциями по охране труда.

1.9. Уполномоченные по охране труда имеют удостоверение единого образца (приложение 1), а также используют единые формы № 1-УОТ – представление, № 2-УОТ – требование о привлечении к ответственности, № 3-УОТ – требование о приостановке работ, № 4-УОТ – отчет о работе уполномоченного по охране труда (приложение 2 – 5).

1.10. Уполномоченный по охране труда периодически (не реже одного раза в год) отчитываются о своей работе на профсоюзном собрании и на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации и на основании данных учета проверок соответствующих документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, составляет отчет о своей работе (приложение 5).

1.11. По решению профсоюзного собрания структурного подразделения организации или выборного органа первичной профсоюзной организации, уполномоченный по охране труда может быть отозван до истечения срока его полномочий, если он не выполняет возложенных функций или не проявляет необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

1.12. На основе настоящего Положения выборные органы первичных профсоюзных организаций могут разрабатывать положения об уполномоченном по охране труда, учитывающие специфику форм их собственности и хозяйственной деятельности.

2. Основные задачи уполномоченного по охране труда

2.1. Содействие работодателю и иным должностным лицам в создании в структурном подразделении (организации) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (структурном подразделении) и соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.3. Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективным договором и мероприятий по охране труда.

2.4. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

3. Содержание работы и обязанности уполномоченного по охране труда

Для решения задач, поставленных перед уполномоченным по охране труда, на него возлагаются следующие обязанности:

3.1. Осуществление контроля за соблюдением работодателем законодательства и иных нормативных актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, в том числе:

— соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

— правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанию их в чистоте и порядке);

— обеспечением руководителями работ требований безопасности организации работ повышенной опасности.

3.2. Участие в работе комиссий (в качестве представителя работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

3.3. Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников для включения в коллективный договор.

3.4. Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.

3.5. Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

3.6. По поручению председателя профсоюзного комитета участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

3.7. Информирование работников подразделения, в котором он является уполномоченным, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

4. Права уполномоченного по охране труда

Для выполнения возложенных на него обязанностей, уполномоченный по охране труда имеет право:

4.1. Беспрепятственно проверять и контролировать соблюдение в подразделении, в котором он является уполномоченным, законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда.

4.2. Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, а также по результатам расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.5. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаев на производстве.

4.6. Выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и нормативных актов по охране труда.

4.7. Обращаться к руководителю организации, в государственную инспекцию труда с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии расследования несчастных случаях на производстве.

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективным договором или соглашением по охране труда.

4.9. Участвовать в переговорах, проводимых в организации при заключении коллективного договора и мероприятий по охране труда по вопросам, входящим в его компетенцию.

5. Гарантии прав деятельности уполномоченного по охране труда

5.1. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченного по охране труда, обеспечивать его правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет предприятия.

Для выполнения возложенных на уполномоченного по охране труда обязанностей на условиях, определяемых коллективным договором, представлять в рабочее время не менее 2 часов в неделю с оплатой этого времени за счет средств организации в размере среднего заработка.

5.2. Работодатель совместно с выборным органом первичной профсоюзной организации после избрания уполномоченного по охране труда обязана организовать его обучение в учебных заведениях по специальной программе, в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, с сохранением среднего заработка.

5.3. Уполномоченному по охране труда для выполнения возложенных на него обязанностей рекомендуется устанавливать надбавку в размере 20% от его среднего заработка и другие социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором, в том числе за активную и добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, улучшению условий труда на рабочих местах; уполномоченный по охране труда Профсоюза может быть материально и морально поощрен по решению профсоюзного комитета из средств первичной профсоюзной организации.

5.4. Дополнительные функции уполномоченного по охране труда определяются в коллективном договоре, соглашении.

5.5. Лица, нарушающие права и гарантии деятельности уполномоченного по охране труда, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.

Приветствую, друзья! В этой заметке постараемся раскрыть тему, кто такой уполномоченный по охране труда, как он выбирается, какие у него права и обязанности. Вас ждёт не только письменное повествование, но и видео работу уполномоченных по охране труда.

Кто такой уполномоченный по охране труда?

Уполномоченный по охране труда — это лицо, которому было доверенно представлять интересы работников организации.

Уполномоченный по охране труда может быть как от профсоюзной организации, так и от трудового коллектива организации.

Так как профсоюзные организации — это явление уходящее (особенно во время кризиса), рассматривать данную тему будем в контексте трудовых коллективов.

Как проходят выборы уполномоченного по охране труда?

Выборы уполномоченного по охране труда проходят на общем собрании работников. Для ведения собрания необходимо сначала избрать председателя и секретаря собрания. Далее озвучивается повестка дня: избрание уполномоченного по охране труда от трудового коллектива сроком на три года (или не менее двух лет). На повестке дня как правило кто-то из знающих (специалист по охране труда например) выступают с сообщениями типа: в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации для осуществления контроля за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и охраны труда, выполнением ими условий трудовых договоров, соглашений, необходимо избрать уполномоченного по охране труда и т.д. Далее предлагаются кандидаты из числа работников, прямо или косвенно не заинтересованных в нарушении прав работников, не связанных с организацией работ на рабочих местах (в т.ч. организацией охраны труда) и т.д. Происходит голосование.

Выборы уполномоченного по охране труда должны отражаться в соответствующем протоколе. Пример протокола общего собрания работников организации вы сможете скачать ниже. Данный протокол, например, является неотъемлемой частью материалов по расследованию несчастного случае, если уполномоченный по охране труда принимал участие в комиссии по расследованию несчастного случая. Контрольно-надзорные органы запрашивают его в обязательном порядке.

Для легитимности работы уполномоченного по охране труда, ему необходимо будет пройти обучение по охране труда в учебном центре как уполномоченному и получить соответствующее удостоверение. Разумеется за счёт средств работодателя.

Как задачи выполняет уполномоченный по охране труда?

Основные задачи уполномоченного по охране труда заключаются в:

  • Содействии создания в организации здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
  • Осуществлении контроля за состоянием охраны труда в организации и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
  • Представлении интересов работников в государственных (Государственная инспекция труда и т.д.) и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или иными соглашениями по охране труда.
  • Консультировании работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда и т.д.

Как уполномоченный по охране труда оформляет выявленные им нарушения?

Форма оформления выявленных нарушений хорошо описанна в методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утверждённых постановлением Исполкома ФНПР от 26.09.2007 г. № 4-6.

Также в рекомендациях по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утверждённых Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 г.№ 30 представленна форма представления уполномоченного (доверенного) лица по охране труда, которое уполномоченный выдаёт в случаях выявления нарушений. Аналогичная процедура выдачи предписания специалистом по охране труда.

Скачать и ознакомится с этими документами можно будет ниже.

Какие основные функции должен осуществлять уполномоченный по охране труда?

Основные функции возлагаемые на уполномоченных по охране труда:

  • Осуществление согласования локальных нормативных актов принимаемых в Организации.
  • Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда.
  • Осуществление контроля за выполнением работниками их обязанностей по обеспечению охраны труда, а именно: соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда; правильностью применения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке.
  • Участие в работе комиссий в роли представителя работников. Например участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая на производстве; комиссии по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их действующим требованиям охраны труда; комиссии по оценке эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
  • Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

Какими правами обладает уполномоченный по охране труда?

Для реализации возложенных на уполномоченного по охране труда функций, ему предоставляются права. Как правило они заключаются в том, чтобы:

  • Контролировать соблюдение законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
  • Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию средств труда.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
  • Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Выдавать руководителям и иным должностным лицам обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
  • Обращаться в соответствующие органы (Государственную инспекцию труда и т.п.) с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Видеоматериал по работе уполномоченного по охране труда

Для погружения в тему об уполномоченных по охране труда, предлагаю посмотреть тематическое видео.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»

Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 г. № 4-6 «О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов»

Протокол общего собрания работников организации (пример оформления)

Представление уполномоченного (доверенного) лица по охране труда (удобная форма)

Предложение уполномоченного (доверенного) лица по охране труда (удобная форма)

Отчёт о работе уполномоченного (доверенного) лица (удобная форма)

Дополнительные материалы для уполномоченных по охране труда можно поискать через Поиск на Блоге.

На этом всё. Кому пригодился данный материал, ставим звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку в своих социальных сетях 😉 Спасибо!

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!