Кто не платит за мусор?

Светлана Маркина – многодетная мама. Все ее пятеро детей давно выросли и живут в другом регионе. Но зарегистрированы они по-прежнему в маминой квартире в Саранске. Женщина живет одна, но региональный оператор по обращению с ТКО выставляет платежки за шестерых – по числу прописанных. Это законно, поскольку именно такая методика расчета платы за вывоз мусора принята в Мордовии.

– Я каждый месяц плачу по 500 рублей! Это же кошмар! Хотя я живу одна – мусора произвожу немного. Обращалась в УК, но там никто не хочет объяснять, можно ли не платить за детей, которые не живут со мной, – говорит Светлана Маркина.

Снизить плату за мусор Светлане Маркиной помогли в саранском Центре защиты прав граждан.

– За тех, кто не живет по месту регистрации, можно не платить. Например, если человек уехал в командировку или лежит в больнице. Для этого нужно предоставить документы, подтверждающие этот факт. Это может быть, например, справка о временной регистрации по новому месту жительства, командировочное удостоверение, билеты на поезд или самолет, – рассказывает специалист Центра Анна Кондрашова.

В Центре защиты прав граждан подсказали Светлане Маркиной, какие документы нужны, чтобы подтвердить факт проживания детей в другом регионе. Кроме того, правозащитники помогли ей написать заявление в управляющую компанию «Домоуправление №23» с просьбой пересчитать плату за январь-ноябрь 2019 года, а также перестать начислять плату за вывоз мусора на членов семьи, которые не проживают в квартире. В результате собственнице вернули 4741 рубль. Теперь она оплачивает услугу только за себя.

Как добиться перерасчета?

При временном отсутствии потребителя коммунальных услуг более пяти календарных дней подряд, можно требовать перерасчета платы за услуги (в соответствии с п. 86 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 №354). Исключение составляют отопление и плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды – за них перерасчет при отсутствии в жилье получить нельзя (в соответствии с п.п. 86, 88 «Правил»).

Куда обращаться?

Чтобы получить перерасчет, необходимо направить заявление в организацию, которая начисляет плату за вывоз мусора. Это может быть региональный оператор по обращению с ТКО или обслуживающая организация (УК, ТСЖ, ЖСК).

Какие нужны документы?

Чтобы подтвердить факт отсутствия в жилом помещении, к заявлению о перерасчете нужно приложить на выбор:

– копию командировочного удостоверения или копию решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку, или справку о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

– справку о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

– проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии, счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

– документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенную копию;

– справку организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающую начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

– справку, подтверждающую период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

– справку консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающую временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенную копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

– справку дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающую период временного пребывания гражданина по месту нахождения товарищества;

– иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Срок ответа

Пять дней дается оператору после получения письменного заявления потребителя о перерасчете, если заявление подано до начала периода временного отсутствия. Если заявление подано после окончания периода временного отсутствия, то у оператора на перерасчет есть не более 30 дней (п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Куда жаловаться, если перерасчет не делают

В случае если перерасчет не сделан, жалуйтесь в орган государственного жилищного надзора (Государственную жилищную инспекцию) и прокуратуру.

Можно ли получить перерасчет, если плата за вывоз мусора начисляется с квадратного метра?

Нет. Если «мусорная» услуга оплачивается исходя из общей площади жилья, то пересчитать плату за время отсутствия невозможно – нет такого порядка в законодательстве, нет подходящих формул. Об этом говорится в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 февраля 2019 года №6592-ОГ/06 О плате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и перерасчете такой платы.

Центр защиты прав граждан – неполитический проект партии «Справедливая Россия». Проект поддержал Президент РФ Владимир Путин. Научить граждан защищать свои права и заставить власть исполнять законы – основные задачи Центров. Первые Центры появились в 2015 году. Сегодня приемные работают в 72 регионах России.

Напомним, что с 1 января 2019 года в России изменились правила вывоза и утилизации мусора. Вместе с новыми платежками люди получили и новые тарифы.

Кто же теперь за что отвечает? Можно ли не платить за вывоз мусора, если не живешь, а только прописан? Для кого предусмотрены льготы? Куда пожаловаться, если мусор не вывозят? И кто теперь устанавливает новые тарифы на ТКО для жителей?

Центр защиты прав граждан подготовил инструкцию с ответами на самые часто задаваемые и болезненные вопросы. Скачать ее можно по .

Мусорную реформу россияне с самого начала встретили весьма прохладно. Одни были недовольны работой только что появившихся региональных операторов, другие — начисленными за вывоз мусора суммами, которые считают несправедливыми. Как результат, неплатежи со стороны коммерческих компаний достигли 70%, со стороны физических лиц — 20-35%, рассказал РБК гендиректор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев.

Что позволяет россиянам не платить, чем грозит эта ситуация самим должникам и всем нам в не очень отдаленной перспективе, рассказала «Росбалту» исполнительный директор национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» и эксперт ОП РФ Светлана Разворотнева.

— Почему россияне не платят за вывоз мусора?

— Во-первых, у компаний, которые только пришли на этот рынок и стали региональными операторами, не было актуальных баз данных, и взять их было неоткуда. Их нужно было где-то собирать, покупать. В случае с регионами, в которых платежи за вывоз мусора зависят от площади квартиры, таких баз не было в принципе. Чтобы выставить корректный платеж, региональным операторам нужно было обращаться в Росреестр и по каждому получать выписку. Это обходится очень дорого, поэтому всякий выкручивается, как может. Например, в Московской области один регоператор вступил в коалицию с фондом капремонта, у которого как раз есть данные по квадратуре, второй — с электроэнергетиками. Но порядка в этой сфере пока не прибавилось — платежи либо не выставляются вовсе, либо выставляются неправильно. Россиянам приходят квитанции, в которых не то количество квадратных метров или вообще не та фамилия. И люди просто не платят.

Во-вторых, россияне считают начисленную сумму несправедливой: либо они накапливают мусора меньше, чем устанавливает норматив, либо просто не понимают, почему мусор вывозят по-прежнему или не вывозят вообще, хотя плата выросла. Людей это возмущает, а механизмов принуждения как таковых у нас нет. Для юридических лиц, кстати, тоже никакой серьезной ответственности за неплатежи не предусмотрено, и они этим пользуются.

Закон дает возможность оплачивать услугу по фактическому потреблению, но на практике, воспользоваться своим правом крайне сложно. Региональные операторы начинают выставлять кучу каких-то дополнительных требований. Например, у каждого контейнера должен стоять часовой или камера, чтобы гарантировать, что никто чужой не выбросит туда мусор.

Но я думаю, это болезнь становления. Постепенно все эти перегибы уходят. Помню, еще в июне было 50% неплатежей, сейчас уже 30%, так что ситуация все равно выправляется. Во многих регионах сейчас снизили тарифы. Это тоже позитивно сказалось на настроении граждан, чего не скажешь о самих регоператорах, которые заявляют, что вот-вот разорятся.

— Какое наказание грозит за неплатежи?

— Региональный оператор может подать в суд. Решения по таким делам сейчас принимаются в упрощенном режиме. Если мировой судья признает долг и обяжет должника заплатить, решение передадут судебным приставам для его исполнения. С учетом того, что у нас в принципе исполняется только 50% судебных решений, а по ЖКХ и того меньше, есть сомнения, что приставы вообще до кого-то дойдут. Тем более, если регоператоры даже понять не могут, кто у них неплательщик.

— Что делать, когда в платежке ошибка?

— Если платеж зависит от площади, а в квитанции квадратных метров в два раза больше, чем есть по факту, нужно написать претензию в организацию, которая выставила платежку, с требованием пересчитать. Факт оплаты не означает согласия с выставленной суммой.

Я обычно советую сначала платить, потом разбираться. Но если квитанция выставлена на чужое имя, это означает, что она выставлена не вам. Регоператор, подавая в суд, должен будет предоставить персональные данные должника. По крайней мере — ФИО и адрес. Если фамилия не соответствует указанной в платежке, ему не удастся в суде доказать, что платеж выставлен именно вам. В таком случае прежде чем оплатить квитанцию, нужно разобраться.

— А если я не хочу тратить свое время на исправление чужих ошибок?

— Пока регоператор не найдет свою ошибку, вы вправе не платить. Я думаю, вам ничего за это не будет, тем более, что платежка- по факту — выставлена не вам.

— Если россияне продолжат не платить, регоператоры обанкротятся?

— По данным «Российского экологического оператора», в отрасли работает больше 200 компаний. Насколько я знаю, в зоне риска порядка 20 из них. Я не исключаю, что какое-то количество компаний уйдет с рынка. С запуском мусорной реформы в отрасль пришли компании, далекие от этой сферы. Они думали, что здесь можно быстро «срубить» денег, практически ничего не делая, лишь выступая финансовым посредником между гражданами и подрядчиками. Когда с ними заключали контракты, у них не было ничего: 10 рублей на счету и полное отсутствие своей материально-технической базы. Они заключают договоры с теми же перевозчиками, которые работали раньше. Многие региональные операторы — чистой воды посредники. Теперь они начинают понимать: деньги собираются не так быстро, как хотелось, а чтобы наладить поток, нужно как минимум собрать базу данных. Я думаю, пыль осядет, придут люди, которые основную прибыль будут получать на переработке, сортировке. Это нормальный, естественный процесс. Я ничего ужасного в этом не вижу.

— Кто будет заниматься мусором в случае их банкротства?

— У регионов есть право назначить новую компанию по временной схеме, пока действующего регоператора не признают банкротом.

— Если в эту сферу больше никто не придет?

— Такие истории есть, например, в Крыму. Насколько я помню, там шли разговоры о создании государственного унитарного предприятия. Но если посредники уйдут, ничего страшного не произойдет. За какое-то время рынок очистится.

Беседовала Анна Семенец

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.