Критерии оценки эффективности бухгалтерии

4. Экономия затрат: рыночная цена — цена покупки, предложенная цена — договорная цена. И это лишь первичные поверхностные измерения — есть совокупная стоимость владения, стоимость процесса обработки заказа, стоимость выбора поставщика, время поставки, время выполнения заказа поставщиком, частота поставок, норма упаковки, стоимость операций по проверке качества, обмену и возврату товара и др.

Ваш фокус внимания должен быть направлен на эти показатели в первую очередь и тогда вы увидите проблемные зоны. Скажем один и тот же товар вы покупаете у двух разных поставщиков, но у одного процент точных поставок 99,5, а у другого 96. Что вы дальше будете делать, если обязательным условием является наличие не менее двух поставщиков?

Или показатель качества скачет время от времени, т.е. качество даже от одного поставщика нестабильно. О чем это говорит? Что с этим можно сделать? Что должен сделать непосредственно закупщик?

Или оборачиваемость вашего товарного запаса 35 дней при том, что поставщик находится на соседней улице, норма отгрузки у него 1/5 от вашего запаса, а отсрочка платежа 20 дней. Все ли так в этой истории?

От измеряемых параметров будет зависеть оптимизация процесса и задачи перед отделом закупок, которые будут периодически меняться — сегодня одну задачку решили, завтра перейдут к следующей. Сначала обращаем внимание на ключевые показатели эффективности процесса, а потом уже думаем о структуре заработной платы и расчете бонусной части, если вы считаете что непременно надо вводить переменную часть и KPI менеджера по закупкам может его мотивировать на качество работы.

Проверьте свои показатели. А что вы измеряете? И главное, что вы потом с этими показателями делаете? ))

Работа бухгалтера очень важна для благополучия предприятия: одна ошибка этого работника может стоить компании больших проблем. И в то же время бухгалтерия часто остается для руководителя тайной за семью печатями. Как проверить качество работы бухгалтера и убедиться, что все идет хорошо?

Практика показывает: правильность и эффективность учета в большой мере зависит от опыта и квалификации бухгалтера. Но существуют и внешние критерии качества работы учетного специалиста, на которые следует обращать внимание:

  • Правильность ведения регистров бухучета.
  • Своевременность и скорость обработки первичных документов, формирования проводок и подготовки налоговой и бухгалтерской отчетности.
  • Правильное заполнение налоговой и бухгалтерской отчетности, отсутствие замечаний со стороны налоговой.
  • Соблюдение трудовой дисциплины, наличие инновационных предложений по улучшению работы бухгалтерии.

Если руководитель сам не является специалистом в бухучете, то ему придется либо проверять своего бухгалтера косвенным образом, либо постепенно вникать в тонкости бухгалтерии. Также можно ввести нормативы выполнения бухгалтерских задач, чтобы ясно оценивать реальную загруженность бухгалтера.

Порядок в бухгалтерии как показатель качества работы

Прозрачное и удобное бухгалтерское обслуживание под контролем Контура

Многие директора вовсе отказываются от личного контроля бухгалтерской работы. Считается, что хороший показатель качества бухгалтерского обслуживания — это порядок и спокойствие в бухгалтерии. Когда учетный сотрудник вовремя рассчитывается с клиентами, своевременно и без ошибок исчисляет налоги и взносы, составляет и в срок отправляет отчетность, это с большой вероятностью говорит о том, что бухгалтерия ведется качественно. Косвенным признаком порядка становится отсутствие жалоб со стороны контрагентов и сотрудников предприятия, отсутствие штрафов, пеней и претензий со стороны контролирующих органов и фондов.

Проверка и оценка бухгалтера с помощью сторонних специалистов

Директор может пригласить профессионала, который устроит контрольную проверку в бухгалтерии и проведет аудит. Важное условие: у руководителя не должно быть сомнений в экспертности приглашенного ревизора. В таком случае аудитор проверит, насколько правильно и аккуратно ведется отчетность и заполняются документы.

Некоторые директора идут дальше и используют искусственный метод проверки: присылают «подставных» инспекторов, которые имитируют налоговую проверку. Это помогает не только выявить возможные ошибки в учете, но и понять, как ведет себя бухгалтер в такой неожиданной ситуации.

И еще один более открытый и щадящий метод проверки — отправлять бухгалтера на различные курсы повышения квалификации и тестирования.

Проверка в ходе регулярных бесед

Существует общий, хорошо зарекомендовавший себя метод — систематические рабочие беседы директора с бухгалтером. В ходе этих «финансовых коммуникаций» решается несколько задач:

  • Руководитель знакомится с бухгалтерскими и финансовыми документами (например, балансом, налоговой отчетностью), понимает значение цифр, которые там отображаются, а бухгалтер дает разъяснения по тем суммам, которые вызвали вопросы.
  • Руководитель просит готовить для него документы, важные для финансового анализа (например, оборотно-сальдовую ведомость, отчет о прибылях и убытках), бухгалтер поясняет значение каждой строки документа, и у руководителя появляется актуальный материал для управленческого учета и планирования.
  • Директор выясняет, как сам бухгалтер оценивает результаты своей работы, какие встречает проблемы, из-за чего они возникают и как их можно решить. Это помогает понять, как можно помочь развиваться бухгалтеру как специалисту, чтобы в дальнейшем ему можно было деверять более сложные обязанности. Также в ходе бесед становится очевидно, справляется ли бухгалтер со своими обязанностями, нуждается ли в помощниках и на какую зарплату рассчитывает.
  • Директор и бухгалтер намечают важные задачи и ставят цели на будущее. Это позволяет своевременно оптимизировать организационные процессы в компании и добиваться большей эффективности работы.

Проверка с помощью введения нормативов

Если речь заходит об оценке уровня загрузки бухгалтера, то руководителю не избежать введения нормативов. Самый трудоемкий процесс в учете — обработка документов и составление проводок. Поэтому важно представлять, сколько времени бухгалтер тратит на документы. Как это установить?

  • Можно найти нужные нормативы в открытых источниках, в результатах исследований по нормированию труда.
  • Самостоятельно провести замеры с бухгалтером: воспользоваться данными ПО, в котором ведется учет, измерить производительность с помощью секундомера или запросить эти данные у сотрудника.

Пример: установлено, что бухгалтер вводит платежное поручение в программу за 2 минуты. В течение дня бухгалтер создал 30 платежек — значит, затратил час рабочего времени. В случае с накладной «шапка» заполняется за две минуты, каждая строка накладной — одну минуту. Было заполнено 50 накладных с общим количеством строк 260. Значит бухгалтер затратил 50*2 + 260 = 360 минут, т. е. 6 часов рабочего времени.

Таким же образом можно поступить с другими документами и процессами, которые находятся в ведении бухгалтера. Однако нужно помнить, что бухгалтер — это непроизводительная должность, и оценить его трудозатраты по всем видам работ: сверкам, уточнениям, выдаче справок сотрудникам — вам удастся лишь приблизительно.

Надеемся, практика и внимательное отношение к задачам учета помогут вашему предприятию сформировать собственные методы оценки и это оптимизирует работу бухгалтерии!

Предисловие

1. Юридические услуги (понятие)

2. Критерии оценки качества юридических услуг с позиции клиента

3. Критерии оценки качества юридических услуг с позиции юриста

4. Сравнительный анализ критериев оценки качества юридических услуг, заявляемых клиентами и юристами

5. Правовые основы оценки качества юридических услуг

6. Как найти своего юриста

7. Как обеспечить эффективность сотрудничества с юристом

Юрист как продавец услуг, работающий на высококонкурентном рынке, должен:

— клиента охмурить;

— на деньги раскрутить;

— ублажить в пределах действующего законодательства, гонорара и своих возможностей.

Действия юриста на разных этапах в разной степени демонстрируют следующие качества юриста:

— юридическую квалификацию;

— степень присущей ему порядочности и представления о деловой этике;

— уровень маркетинговой подготовки.

Если в процессе охмурения и раскрутки на деньги главным фактором, определяющим поведение юриста, является маркетинговая подготовка (как и у любого другого продавца), то в ходе исполнения на первый план выходят именно квалификация и порядочность.

В процессе охмурения имеющий хорошую маркетинговую подготовку юрист:

— сеет свою рекламу, аки тополь пух;

— общаясь по телефону, всячески заманивает клиента в офис (мол, отсюда-то ты так просто не выйдешь – хоть шерсти клок да добудем с тебя);

— убеждает потенциального клиента в том, что именно он самый опытный юрист в интересующей клиента сфере и непрерывно держит руку на пульсе, отслеживая изменения законодательства и правоприменительной практики;

— предъявляет все, что кажется ему подтверждением хорошей репутации;

— демонстрирует беспредельную доброжелательность и сопереживание проблемам клиента;

— клянется непрерывно быть на связи и немедленно реагировать в любое время дня и ночи без перерывов на обед, праздников и выходных;

— обещает получение любого желаемого клиентом результата;

— божится в умении хранить секреты;

— доказывает свою исключительность и озвучивает отличия от окружающей серой массы;

— поет и пляшет, клиента кормит и поит, лыбится во сто зубов, обещает расцеловать во все места, сыплет умными словами, заваливает буклетами и прочей макулатурой… Короче, кажет товар лицом, всячески отвлекая от изнанки.

Раскручивая на деньги, профессионал своего дела (в смысле — раскрутки):

— распишет предстоящий объем работы, как о-го-го какой (три тыщи часов работы, не мене);

— расскажет о том, как эксклюзивна и сложна поставленная Вами задача и сколько извилин придется в косу заплести, чтоб ее решить;

— упомянет о том, что задаром Вам дрянненько поработают, а он не такой, и это дорогого стоит;

— сообщит о небывалом везении: обычно заказы, подобные Вашему, стоят миллион, но только сегодня и только для Вас – всего сто тыщ, да за красивые глаза и умные речи Вам полагается еще аж 500 рублей скидки;

— на ушко шепнет, что Гигапром и Меганефть до того его ценят, что аж деньгопровод к самому его офису проложили, чтоб только не лишиться попечения такого ценного специалиста. Но он, несмотря ни на что, готов снизойти и до Вас, если заплатите не абы как;

— навяжет допуслуги…

А сам, весь такой брендовый и сияющий, излучая респектабельность и надежность, сидит в супер-пупер офисе в центре столицы да в кожаном кресле за дубовым столом речи Плевако 1909 года издания почитывает… Как от такого тремя копейками отделаться? Никак!

Ну, так ли, сяк ли, слава Богу, сговорились и начали работать. С этого момента маркетинг – в сторону, качество и порядочность начинают править бал.

Оказывая услуги юрист:

1. Проводит правовую экспертизу:

— выслушивает проблему и пожелания клиента;

— рассматривает представленные клиентом документы, сведения и при их недостаточности запрашивает дополнительные;

— формулирует юридическое описание проблемы клиента;

— оценивает проблему и желания клиента на основании действующего законодательства, сложившейся правоприменительной практики и собственного опыта (определяет права и обязанности клиента с точки зрения закона; права и обязанности клиента с его (клиентской) точки зрения; законность/незаконность чаемого клиентом результата; разрешимость/неразрешимость проблемы в соответствии с пожеланиями клиента; варианты действий для решения проблемы и эффективность каждого из них…);

— формирует рекомендации клиенту;

— доводит результаты анализа и рекомендации до сведения клиента.

По результатам правовой экспертизы любая из сторон (или обе разом) может отказаться от дальнейшего взаимодействия, поскольку клиенту нужна была лишь консультация (а дальше – он сам с усам), ввиду неразрешимости проблемы, абсолютной несовместимости позиций и т.п.

2. Собственно решает проблему (пишет договор, ведет переговоры, жалится, судится-рядится и прочими манерами исполняет заказ клиента).

Что же предлагают юристы клиентам в плане качества? А предлагаем мы:

1. Обоснованность заявленной (устно или письменно) позиции нормами действующего законодательства и правоприменительной практикой, если таковая сложилась;

2. Максимальное использование предоставляемых действующим законодательством возможностей для защиты прав клиента в пределах его пожеланий/указаний;

3. Конфиденциальность;

4. Доброжелательность и сопереживание юриста проблемам клиента;

5. Доходчивость консультаций и рекомендаций (адаптирование информации в зависимости от сферы деятельности, образовательного и интеллектуального уровня клиента);

6. Быстрое реагирование и оперативную связь в пределах разумного.

А теперь сравним позиции юриста и клиента.

Предисловие

1. Юридические услуги (понятие)

2. Критерии оценки качества юридических услуг с позиции клиента

3. Критерии оценки качества юридических услуг с позиции юриста

4. Сравнительный анализ критериев оценки качества юридических услуг, заявляемых клиентами и юристами

5. Правовые основы оценки качества юридических услуг

6. Как найти своего юриста

7. Как обеспечить эффективность сотрудничества с юристом