Критерии необычных сделок

Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) разработан проект приказа о перечне критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделки. Указанный перечень распространяется на следующие организации (индивидуальных предпринимателей) которые перечислены в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

  1. лизинговые компании,
  2. организации федеральной почтовой связи,
  3. организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения,
  4. организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме,
  5. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторов по приему платежей,
  6. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов,
  7. операторов связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи,
  8. операторов связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами,
  9. индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,
  10. индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Как и в действующем приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» новый проект представляет собой классификатор признаков необычных сделок, который включает в себя общие и специальные критерии и признаки необычных сделок. Так, группы кодов 11-22 носят общий характер и используются организациями, а также индивидуальными предпринимателями в полном объеме, а группы кодов 34, 35, 36, 38, 39, 41, 42, 43 и 46 используются организациями и индивидуальными предпринимателями с учетом специфики осуществляемой деятельности.

Так, согласно проекту в новом классификаторе будет 18 групп необычных сделок:

11 – Общие критерии необычных сделок

12 – Признаки необычных сделок с использованием бюджетных средств

13 – Признаки необычных сделок, основанные на стране регистрации, места жительства или места нахождения клиента, его контрагента, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) его учредителя

14 – Признаки необычных сделок при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом в наличной форме и переводов денежных средств

15 – Признаки необычных сделок при проведении операций по договорам займа

18 – Признаки необычных сделок при проведении международных расчетов

19 – Признаки необычных сделок при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами

22 – Признаки необычных сделок, свидетельствующих о возможном финансировании терроризма

23 – Операции, связанные с незаконным оборотом наркотиков

34 – Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении лизинговой деятельности

35 – Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении сделок с недвижимым имуществом

36 – Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности по содержанию тотализаторов и букмекерских контор, а также организации и проведении лотерей, тотализаторов (взаимного пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме

38 – Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

39 – Признаки необычных сделок, выявляемые при оказании услуг почтовой связи

41 – Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности оператора по приему платежей

42 – Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности оператора связи, имеющего право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи

43 – Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, имеющего право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывающего услуги связи на основании договоров с абонентами-физическими лицами

44 – Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении финансирования под уступку денежного требования

Росфинмониторинг подготовил Проект Приказа «Об утверждении критериев выявления и признаков необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма». Предполагается, что Приказ придет на смену Приказа от 08.05.2009 №103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

Критерии будут разбиты по группам, каждому критерию будет присвоен код. Аналогичная структура содержится в Приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Росфинмониторинг разработал Приказ в целях создания единого эффективного механизма ПОД/ФТ, а также в целях минимизации рисков вовлечения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), перечисленных в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в деятельность, связанную с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.

Предполагается, что организациям и иным лицам, указанным в статье 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, необходимо будет включать критерии и признаки необычных сделок в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, разрабатываемую в составе правил внутреннего контроля, в целях определения, оценки и принятия мер по снижению собственных рисков возможного вовлечения в процессы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также выявления операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

С текстом Проекта вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке http://img.rg.ru/pril/article/80/33/92/kriterii-proekt.doc

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, будут более тщательно анализировать проводимые ими сделки на предмет необычности. Федеральная служба по финансовому мониторингу расширила перечень критериев выявления и определения признаков необычных сделок. Приказ от 08.05.2009 № 103 Минюст России 18 августа признал не нуждающимся в регистрации.

Кого затронут изменения

Обязанность проводить внутренний контроль сделок для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и некоторых других субъектов бизнеса установлена Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Перечень организаций, которые обязаны контролировать сделки, достаточно обширен. Это и профессиональные участники рынка ценных бумаг, и страховые и лизинговые компании, ломбарды и другие организации, осуществляющие покупку и продажу драгоценностей и драгметаллов, тотализаторы и букмекерские конторы, инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды, организации, оказывающие посреднические услуги при сделках купли-­продажи недвижимого имущества. Помимо указанных организаций проверять сделки обязаны адвокаты, нотариусы и лица, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Признаков стало больше

Ранее действовавшие критерии и признаки необычных сделок были утверждены вместе с Рекомендациями по отдельным положениями правил внутреннего контроля, которые введены в действие приказом Комитета по финансовому мониторингу еще в 2003 г. С тех пор законодательство в области рынка ценных бумаг, страхования и прочих видов деятельности претерпело изменения, а финансовые преступники стали более изворотливыми. Это потребовало значительной корректировки критериев и признаков, которые помогают организациям выявлять противоправные сделки.

Теперь у организаций должны появиться вопросы при использовании клиентом счетов, открытых в различных кредитных организациях для расчетов в рамках одного договора, при осуществлении операций с лицами, зарегистрированными в офшорных зонах либо использующих счета в банках этих государств. Насторожить компании также должно немотивированное требование клиента о расторжении договора или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции, существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и много другое.

Единственное, на что указанные организации могут не обращать внимания при проведении сделок, — на отсутствие информации о клиентах в официальных справочных изданиях. Это больше не является критерием необычной сделки.

Перечень основных признаков необычных сделок расширен с 25 до 60 пунктов. Дополнительные признаки появились, в частности, для определения качества сделок на рынке ценных бумаг, при лизинговых операциях и сделках с недвижимостью, выплате призов, приобретении ювелирных изделий, слитков, камней, а также при осуществлении почтовых переводов.

Банк России актуализирует перечень признаков, указывающих на необычный характер сделок и расширяет список сомнительных транзакций. Операции с виртуальными активами входят в обновленную классификацию.

Банк России опубликовал на своем сайте проект указания о внесении изменений в Положение № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Помимо прочего, проект предусматривает актуализацию перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки.

Как заявил РБК представитель Банка России, обновленный перечень сомнительных операций не исчерпывающий, и банки по-прежнему могут дополнять его собственными правилами. Проект вынесен на публичное обсуждение и замечания к нему принимаются с 14 по 28 февраля 2020 года. Соответствующий нормативный акт Банка России вступит в силу с 1 апреля 2021 года.

В обновленном проекте операции, связанные с приобретением или продажей виртуальных активов добавлены в список признаков, которые свидетельствуют о возможном осуществлении отмывания доходов, полученных преступным путем. После принятия изменений новая классификация даст банкам право приостанавливать или отказывать клиентам в проведении транзакций, связанных с покупкой и продажей виртуальных активов, и в крайнем случае — расторгать договор на обслуживание.

Что конкретно подразумевается под виртуальными активами, документ не поясняет. В нем не содержится прямого указания на криптовалюты, публичные или частные блокчейны и токены, а толкования в СМИ различны. Например, «Российская газета» считает, что к ним относятся «цифровые аналоги долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале». В этом качестве могут служить в том числе токены на базе публичных и частных блокчейнов, но не сами криптовалюты. РБК же пишет непосредственно о криптовалютах. Впрочем, до вступления в силу этой поправки в апреле следующего года, определение виртуальных активов, вероятно, уже будет определено.

Пока различные ведомства предпринимают собственные меры по регулированию криптовалютной индустрии, закон «О цифровых финансовых активах», который должен стать главным регуляторным механизмом для отрасли, по-прежнему находится на рассмотрении в Государственной думе. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил в начале месяца, что Банку России и законодателям удалось уладить разногласия, и закон может быть принят в марте.

Напомним, что декабре Министерство внутренних дел РФ совместно с другими ведомствами начало готовить предложение по созданию правового механизма, позволяющего накладывать арест на виртуальные активы с целью их конфискации.