Критерии крупного предприятия

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 27 февраля 2019 г.

Организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, именуются налогоплательщиками. А кто и при каких условиях признается крупнейшим налогоплательщиком? Сразу оговоримся, что ими могут стать только организации (в т.ч. некоммерческие).

Общие критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам 2019

Для крупнейших налогоплательщиков критерии 2019 утверждены Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ и включают в себя:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
  • признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
  • наличие специального разрешения (лицензии) на право ведения юридическим лицом конкретного вида деятельности (к примеру, производство лекарственных средств, перевозки водным или воздушным транспортом (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ));
  • проведение налогового мониторинга.

Как применяются критерии?

Статус крупнейших налогоплательщиков федерального уровня, которые подлежат налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, присваивается организациям, у которых суммарный объем полученных доходов за год (за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года) превысил 35 млрд. рублей (п.п. 1, 8 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@). Величина доходов определяется по данным Отчета о финансовых результатов путем суммирования показателей следующих строк (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н):

  • 2110 «Выручка»;
  • 2310 «Доходы от участия в других организациях»;
  • 2320 «Проценты к получению»;
  • 2340 «Прочие доходы».

К крупнейшим налогоплательщикам независимо от дохода могут быть отнесены кредитная организация, страховая, перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, которые имеют соответствующие лицензии (п. 4 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@).

При соблюдении определенных условий к крупнейшим налогоплательщикам может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга (п. 5 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@).

Если объем полученных за год доходов организации находится в пределах от 10 до 35 млрд. рублей, то она относится к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня, т. е. подлежит налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (п. 6 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@).

Важно учитывать, что организации, применяющие специальные налоговые режимы, не признаются крупнейшими налогоплательщиками.

Обращаем также внимание, что даже те организации, которые не соответствуют критериям крупнейших налогоплательщиков, могут быть признаны таковыми на основании решения ФНС (п.п. 5.1, 6.1 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@).

Организации (за исключением кредитных), в отношении которых арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и введена процедура конкурсного производства, перестают относиться к категории крупнейших налогоплательщиков (п. 9 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@). Важно учитывать также, что взаимозависимое лицо крупнейшего налогоплательщика также может быть отнесено к категории крупнейших и подлежать налоговому администрированию в межрегиональных (межрайонных) инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. При этом собственные показатели такого взаимозависимого лица значения уже не имеют.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Артем Геодакян / ТАСС

Бизнес получит одну из самых долгожданных мер поддержки. Компаниям малого и среднего бизнеса, индивидуальным предпринимателям из пострадавших отраслей, а также социально ориентированным НКО будут списаны налоговые платежи (кроме НДС) и страховые взносы за II квартал. Такую меру поддержки 11 мая объявил президент Владимир Путин.

Весь «третий антикризисный пакет» обойдется бюджету в 800 млрд руб., рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. По словам одного из них, налоговые списания будут стоить менее 200 млрд руб.

Индивидуальные предприниматели из пострадавших отраслей также получат налоговый вычет из выплачиваемых ими страховых взносов – в размере одного минимального размера оплаты труда (12 130 руб.). На это бюджет потратит больше 30 млрд руб., рассказывает федеральный чиновник. Самозанятым также выделят по 12 130 руб. на выплату налогов в 2020 г., а уже уплаченные в 2019 г. налоги (около 1 млрд руб.) вернут.

Только за апрель 2020 г. налоговые поступления уже упали примерно на 30%, говорил 6 мая руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров. В том числе, бюджетные доходы от налога на прибыль сократились на 41% до 438 млрд руб.

Списание налогов – необходимая мера прямого действия, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Но львиная доля российских компаний, особенно из числа малого и среднего бизнеса, не признана пострадавшими, хотя они также остановили работу, подчеркивает она, им эта помощь нужна не меньше. Перечень пострадавших отраслей специфичен и до сих пор привязан к формально основному виду деятельности компаний – это ограничивает перечень тех, кто сможет претендовать на списание, поддерживает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Если поддержка будет оказываться исключительно по главному виду деятельности, это сократит число ее получателей примерно вдвое, предупреждает председатель московской «Деловой России» Денис Назаров. Нужно списать налоги всему малому и среднему бизнесу, призывает Костальгин.

Предприниматели уже жаловались, что не могут получить поддержку – она оказывается исходя из общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), получить помощь может компания, если ее основной вид деятельности попал в перечень для пострадавших отраслей. Но у компаний может быть несколько видов деятельности, а основным записан не тот, что попал в перечень пострадавших. Этот вопрос, по словам министра экономического развития Максима Решетникова, решен: если у малого или микропредприятия хотя бы один из видов деятельности отнесен к числу пострадавших, оно может воспользоваться программой. А первый вице-премьер Андрей Белоусов, исполняющий обязанности премьер-министра, поручал проработать поддержку компаний не в зависимости от списка пострадавших отраслей, а исходя из существенного падения выручки, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник.

Критериями получения права на списание налогов могли бы также стать доля сохраненного штата или сумма налогов, которую компания платила в прошлом (и рассчитывать сумму списаний пропорционально ранее выплаченным налогам), считает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Пострадавшие компании уже получали налоговые льготы от властей. Для 1,5 млн малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей из пострадавших отраслей сроки выплаты налогов были автоматически перенесены на конец 2020 г., затем компании получат рассрочку налоговых платежей на год. Всего автоматически было предоставлено отсрочек для таких предпринимателей на 217 млрд руб., говорил Егоров.

Остальные пострадавшие компании – их 0,5 млн вместе с индивидуальными предпринимателями – также могут получить беспроцентные налоговые отсрочки и рассрочки, но они предоставляются по заявлениям. Таких отсрочек уже предоставлено на 1,4 млрд руб. Но отсрочки предоставляются одновременно с подачей деклараций, а многие компании не работают и предоставят заявления позже, заявлял Егоров. По его оценкам, за такой помощью обратятся еще минимум 50 000 компаний. В основном это авиаперевозчики, компании из сфер общественного питания, физкультуры и спорта.

Статьи

Оставить комментарий | Читать комментарии

Л.Д. Ревуцкий
к.т.н., с.н.с.
Внештатный эксперт
информационного агентства «ИВИС»
г. Москва

(по состоянию на 01 августа 2016 г.)

Классификация и идентификация по размеру сравнительно небольших предприятий и компаний России устанавливается законом РФ № 209 — ФЗ от 24.07. 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» с поправками, введенными в действие с 01 августа 2016 года .

Указанным Законом с соответствующими поправками предусмотрена классификация по размеру и идентификация микропредприятий, а также малых и средних предприятий и компаний.

Для таких объектов предусмотрены три числовых критерия их идентификации (два основных и один дополнительный): численность сотрудников (персонала), объём годовой выручки и/или балансовая стоимость активов в особых случаях.

Параметры установленных критериев по микропредприятиям: численность сотрудников — не более 15 чел., годовая выручка от продажи продукции, работ и/или услуг — до 120,0 млн. руб. включительно, без учёта НДС.

До 01 августа 2016 года законодательно установленные критериальные объёмы годовой выручки для микропредприятий, малых и средних предприятий были в два раза ниже, т.е. 60,0; 400,0 млн. руб. и 1,0 млрд. руб. соответственно. При этом значения критериев численности сотрудников для перечисленных категорий предприятий, установленные в 2007 году, остались без изменений.

В этой статье автор преднамеренно не останавливается на раскрытии отличий друг от друга таких понятий и терминов как предприятие, компания, фирма, организация и учреждение. Подробная, исчерпывающая информация по этому вопросу имеется в интернете.

Обращаю внимание читателей на некорректность и недопустимость, с точки зрения грамотного русского языка, подмены понятий и терминов предприятие, компания и фирма понятием и термином бизнес. Термины — микробизнес, малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес в научных публикациях, вместо терминов по смыслу предприятие, компания, фирма, применять не следует. Бизнес — это всего лишь занятие предпринимательской деятельностью. Синонимом слов-терминов предприятие, компания и фирма \этот термин не является.

В научных монографиях, учебниках, учебных пособиях и многочисленных статьях по экономике, помимо микропредприятий, малых и средних предприятий, отмечается как непреложный факт существование в стране и за рубежом крупных предприятий, что соответствует действительности. У разных авторов критерии их классификации и идентификации по размеру — разные . В современном отечественном законодательстве и в другой утверждённой нормативно-правовой документации критерии классификации и идентификации крупных предприятий и компаний по размеру не установлены.

Мне бы хотелось высказать личное мнение по этому вопросу, так как рано или поздно государству придётся законодательно его решать.

На мой взгляд, целесообразно установить 5 категорий классификации по размеру крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их самых разнообразных по формам собственности и правовым нормам существования объединений:

  • крупные предприятия и компании — численность сотрудников — не более 600 чел., годовой объём выручки — не более 10,0 млрд. руб.;
  • суперкрупные предприятия и компании (суперкомпании) — численность сотрудников — не более 1250 чел., годовой объём выручки — не более 25 млрд. руб.;
  • гиперкрупные предприятия и компании (гиперкомпании) — численность сотрудников — не более 2500 чел., объём годовой выручки — не более 50,0 млрд. руб.;
  • мегакрупные предприятия и компании (мегакомпании) — численность сотрудников — не более 5000 чел., объём годовой выручки — не более 100,0 млрд. руб.;
  • предприятия и компании — экономические гиганты (объекты национального достояния, национальной гордости) — численность сотрудников — более 5000 чел., объём годовой выручки — более 100 млрд. руб.

Верхние границы значений критериев размера для предприятий — гигантов не устанавливаются.

В реальной жизни могут встречаться случаи, когда по численности персонала и по объёму годовой выручки крупные предприятия и компании могут формально попадать в разные категории их классификации по размеру. Например, суперкомпания имеет годовую выручку 25,0 млрд. руб. при численности сотрудников 1300 чел. и, наоборот, при численности персонала 1200 чел. имеет годовую выручку 30 млрд. руб.

Полагаю, что в таких случаях критерий численности сотрудников имеет первостепенное значение для идентификации компаний по размеру, а годовая выручка — второстепенное значение.

Идеологически, политически и экономически важно правильно классифицировать по размеру системообразующие, бюджетообразующие, градообразующие и отраслеобразующие предприятия и компании. Как правило, они попадут в категории компаний — экономических гигантов и/или мегакомпаний.

Если предлагаемая классификация крупных предприятий и компаний будет принята государством, Росстату РФ придётся вести соответствующий, отдельно по каждой из указанных для них категорий по размеру, систематический периодический учёт количества таких экономических объектов в стране.

Читатели вправе спросить, для каких целей необходима классификация предприятий и компаний по размеру?

У меня есть только три соображения на эту тему, но на самом деле их может быть гораздо больше:

  • для формирования государственной, в том числе производственно-промышленной политики, по отношению к каждой поразмерной категории установленной градации предприятий и компаний в РФ;
  • при возникновении глубоких экономических кризисов и потрясений в стране и в мире неизбежно возникает необходимость государственной поддержки отдельных предприятий и компаний (на всех денежных средств не хватает, поэтому государству всегда приходится решать задачу, кому и как помогать, а кого оставить выкручиваться из затруднительного положения самим, собственными силами;
  • существует продукция, которую производить экономически не выгодно, но без неё государство и общество обойтись не может (предприятия, выпускающие такую продукцию, приходится всячески экономически поддерживать, стимулировать).

В настоящее время государство вынуждено безвозвратно поддерживать некоторые малые и средние предприятия, а также выручать отдельные, набравшие непомерные кредиты мегакомпании и компании — экономические гиганты в надежде на будущий возврат выделенных им в долг денежных средств.

Заканчивать эту статью приходится на критической ноте.

Стоимостной критерий идентификации категорий предприятий, компаний и фирм по размеру в виде объёма их годовой выручки, с научной и практической точек зрения, критики не выдерживает.

Дефективность такого критерия покажем на простом примере: крупный завод производит самосвальные механизмы и самосвальные кузова для шасси грузовых автомобилей КАМАЗ. В объём годовой выручки этого завода включается стоимость использованных для установки самосвального оборудования шасси указанной марки автомобилей. Получается так, что стоимость указанных шасси намного превышает стоимость установленного на них самосвального оборудования. При существующей классификации предприятий и компаний по размеру такой завод может попасть в категорию, в которой его быть не должно. К тому же, государству не нужен двойной счёт производимой продукции по стоимости, неправомерное искусственное завышение валового внутреннего продукта.

Исходя из приведенных выше соображений, годовой объём выручки, как критерий классификации предприятий и компаний по размеру, следует заменить на годовой объём добавленной стоимости (по устаревшей терминологии — годовой объём условно-чистой продукции).

Предлагаю читателям принять участие в обсуждении представленного материала.

Буду рад замечаниям и предложениям по совершенствованию предлагаемой поразмерной классификации крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их разнообразных хозяйственных объединений.

Ссылки

Ключевые слова: предприятие, компания, фирма, микропредприятие, малое, среднее, крупное предприятие, категория, классификация по размеру, супер-, гипер-, мегакомпании, компания — экономический гигант, ошибочность критерия размера предприятий в виде годового объёма выручки, годовой объём добавленной стоимости.

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены вопросы классификации и идентификации предприятий и компаний по размеру в национальной экономике России.

Особое внимание уделено задаче классификации по размеру крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их разнообразных по формам собственности и правовой легитимизации объединений.

Предлагается ошибочно принятый в настоящее время стоимостной критерий классификации рассматриваемых объектов в виде годового объёма выручки заменить на более правильный — годовой объём добавленной стоимости.

Статья предназначена для экономистов народного хозяйства страны и читателей, интересующихся затронутой в ней темой.

Леопольд Давидович
Е-mail: rev_ld@mail.ru
20 августа 2016 г.

Поделиться ссылкой в социальных сетях: