Kpi для транспортной компании

Грамотное планирование и постоянный контроль необходимы в логистических операциях – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Если раньше компании ориентировались только на финансы, то сегодня не менее важную роль играют ключевые показатели эффективности (KPI).

Выбрать нужные индикаторы и отталкиваться от них в работе, впрочем, не так просто. Если набор показателей слишком велик, на вычисление и анализ требуется много времени и сил.

Специалисты по транспортной, складской, закупочной и другим видам логистики пользуются разными показателями эффективности. В этой статье мы расскажем о шести KPI транспортной логистики, которые помогут отследить работу цепи поставок.

Какими бывают KPI транспортной логистики?

Универсальной классификации KPI транспортной логистики нет. Мы делим показатели на сервисные (имеющие отношение к логистическим операциям) и финансовые.

К сервисным KPI относятся:

  • совершенный заказ;
  • своевременность доставки;
  • своевременность возврата документов.

Финансовые показатели:

  • соотношение стоимости доставки к продажам;
  • средняя стоимость доставляемой паллеты;
  • уровень утилизации.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Совершенный заказ

Мы уже рассказывали про один из ключевых сервисных KPI транспортной логистики – совершенный заказ (perfect order). Кратко пройдемся по основным тезисам.

Заказ считается совершенным, если все логистические операции выполнены без ошибок и в строгом соответствии с условиями договора. Индекс совершенного заказа (perfect order index или POI) рассчитывается в процентах от общего количества заказов.

Обычно индекс рассчитывают, перемножая три показателя:

  • своевременность (OTD), об этом чуть ниже;
  • укомплектованность: клиент получил тот же объем товара, что заказывал;
  • безошибочность: нет повреждений и отклонений в транспортировке, документация составлена корректно.

К примеру, если из 1000 заказов 64 прибыли с опозданием, 67 – в неполной комплектации, а 18 – с некорректно составленными документами, то совершенный заказ составит 85,8%.

Своевременность доставки

Заграничные эксперты называют своевременность доставки on-time delivery (OTD). Этот сервисный показатель считается одним из наиболее важных KPI транспортной логистики, так как он напрямую влияет на удовлетворенность клиента.

В расчете OTD есть несколько нюансов. Во-первых, этот KPI транспортной логистики можно рассчитывать на двух разных уровнях: на уровне перевозки или на уровне накладной. Практика крупных сетевых ритейлеров российского рынка сводится к вычислению OTD для каждой накладной.

Второй нюанс: для каждого получателя своевременность доставки рассчитывается индивидуально. Так, прибытием в срок может считаться доставка:

На рынке есть крупные сетевые ритейлеры, которые настаивают на практике, где прибытие на выгрузку раньше времени засчитывается как несвоевременное прибытие. Так компании стараются избавиться от очередей из фур на подъезде к распределительным центрам.

Наконец, третий нюанс: отправитель и получатель могут по-разному определять точное время прибытия. Часть грузополучателей фиксируют время, когда автомобиль прошел КПП, кто-то фиксирует время, когда оператор склада зафиксировал документы из лотка, куда их положил водитель (при этом они могли пролежать там 30-40 минут).

Российское законодательство (а именно «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом») требует, чтобы грузополучатель отметил в транспортной накладной фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку. Временем прибытия считается момент, когда водитель передал документы на автомобиль первому представителю грузополучателя.

Ситуация осложняется, если отправитель и получатель пользуются разными программными решениями для отслеживания груза. Чтобы избежать разногласий, точный момент выдачи груза следует уточнить в договоре перевозки и убедиться, что во всех экземплярах товарно транспортной-накладной он описан верно.

Своевременность доставки рекомендуется держать на уровне не ниже 98% при расчете «день в день» и не ниже 95% при расчете «минута в минуту». В обратном случае нужно оптимизировать процессы, чтобы улучшить этот KPI.

Своевременность возврата документов

Один из основных документов в грузоперевозках – товарно-транспортная накладная (ТТН). Несмотря на то, что формально ее упразднили, многие компании пользуются ею либо для удобства, либо из-за специфики рынка (например, производители алкоголя).

Чаще всего ТТН заверяют оригинальными печатями и выписывают в четырех экземплярах:

  • для отправителя;
  • для получателя;
  • для перевозчика;
  • для транспортной компании (на ее основе рассчитывается оплата за перевозку).

После того, как заказчик получил груз, в теории отправитель может сформировать акт и счет-фактуру на основании скана ТТН, которую подписал получатель. Однако на практике для этого отправитель должен получить оригинал накладной с подписью.

Законодательство РФ не ограничивает участников цепей поставок в использовании электронного документооборота. Многие компании уже обмениваются электронными версиями различных актов, счетов-фактур, УПД и других. Проблемой остается только работа с транспортной накладной (ТрН), но этот вопрос прорабатывается на законодательном уровне. Подпись водителя в электронном документе предлагается подтверждать в СМС-сообщении на его номер с просьбой подтвердить согласие с документом.

Важность этого KPI очевидна: при перевозках на большие расстояния нужно много времени, чтобы вернуть документы отправителю. Если по пути следования водитель принимает следующий заказ, расчет между транспортной компанией и поставщиком может заметно затянуться.

Средняя стоимость поставляемой единицы продукции

Эффективность любого процесса в конечном итоге измеряется в деньгах, а одна из главных задач отдела логистики – оптимизировать расходы. Так как объем грузов различается от перевозки к перевозке, затраты принято вычислять в расчете на одну паллету, коробку или штуку доставляемого товара.

Затраты на транспортировку чаще всего состоят из:

  • расходов на подготовку к отгрузке и погрузку на транспортные средства;
  • оплаты тарифов на перевозку и погрузку товара, страхования, а также таможенных пошлин, налогов и сборов (при международной транспортировке);
  • расходов на хранение груза в пути и пунктах перегрузки;
  • затрат на выгрузку в пункте назначения и доставку со склада в пункт назначения.

Оптимизировать затраты на транспортировку лучше всего поэтапно. Рассчитайте, сколько процентов от общих затрат приходится на каждый этап, и сделайте выводы. Проследите динамику расходов на доставку одной единицы продукции и выявите факторы, которые увеличивают затраты. Не зная источника проблем, сложно начать с ними бороться.

Соотношение расходов на перевозку и продаж

Этот плановый KPI транспортной логистики помогает наиболее наглядно отследить финансовую выгоду от логистики. Вычисляется в процентах: затраты на перевозку нужно разделить на продажи.

Доля логистики в стоимости продаваемого товара очень сильно зависит от типа бизнеса и от маржинальности продаваемых товаров. Согласно исследованию компании Establish, затраты на транспортировку занимают лидирующее место среди логистических издержек. В частности, среднестатистическая американская компания тратит на перевозки 4,6% от продаж, тогда как на содержание запасов и складирование приходится по 2%, а на клиентский сервис и администрирование – около 0,4% и 0,2% соответственно.

Показатель помогает отслеживать эффективность логистики в динамике, когда обе составляющие (расходы на перевозку и продажи) меняются со временем.

Уровень утилизации

Уровень утилизации – это соотношение фактического объема или веса перевозимого груза к общей вместимости транспортного средства. При расчете учитывается объем и грузоподъемность транспортного средства или объемный вес (или плотность) груза. Чтобы вычислить последний показатель, нужно разделить объем груза на делитель, который каждый перевозчик определяет индивидуально (обычно он составляет 5000).

Уровень утилизации вычисляют в процентах от оптимальной загрузки. Приведем пример. Допустим, в машину на 82 кубометра загрузили 60 кубометров. Грузоподъемность автомобиля – 20 тонн, а загрузили 18. Соответственно, уровень утилизации составит 66%.

Достичь уровня утилизации в 100% практически невозможно. В частности:

  • грузы нестандартных форм или размеров (слишком длинные или широкие), часто не позволяют оптимально использовать объем транспортного средства;
  • следует учитывать предел грузоподъемности: например, при перевозке напитков груз может оказаться слишком тяжелым, хотя транспортное средство заполнено лишь наполовину.

Как отслеживать KPI транспортной логистики?

Чтобы грамотно рассчитывать KPI транспортной логистики, в первую очередь нужно следить за корректностью исходных данных. Очень важно иметь возможность оперативно собирать информацию без затруднений.

Многие специалисты до сих пор рассчитывают KPI в таблицах, а некоторые – и вовсе вручную. Однако современные системы управления перевозками (TMS) позволяют автоматизировать все расчеты и хранить их в облаке. Например, Artlogic – перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться с функционалом.

Подпишитесь на обновления нашего блога, чтобы первыми получать на почту полезные материалы о современной логистике.

Иваново, 24 января 2020, 13:42 — REGNUM Ивановский госуниверситет не смог достичь контрольных цифр в 2016—2018 годах по целому ряду целевых показателей. В частности, зафиксировано снижение уровня трудоустройства выпускников вуза. Отчёт о проверке опубликовала 24 января Счётная палата РФ. Аудиторы палаты проводили в Ивановском государственном университете проверку деятельности за 2016−2018 годы. Также проверка проводилась во Владимирском госуниверситете.

«Проверка показала, что ряд целевых показателей деятельности университетов не достигнут. Число трудоустроенных выпускников Ивановского университета в последние годы сокращается. Вместе с тем Минобрнауки России не учитывает данный показатель в своем мониторинге эффективности вузов», — в частности, говорится в опубликованном отчёте.

По мнению аудиторов, уровень финансирования Ивановского госуниверситета недостаточен — основная часть затрат приходится на выплату заработной платы сотрудникам и налогов, а расходы на развитие и материально-техническую базу незначительны. Так, в 2016—2018 годах на выплаты персоналу в вузе было направлено 53% всех затрат — 1 071 469,1 тыс. рублей

В качестве одной из проблем в отчёте отмечаются незначительные контрольные цифры приёма по ряду направлений обучения, которые устанавливаются Минобрнауки. Так, по данным Счётной палаты, для Ивановского госуниверситета оптимальное количество обучающихся в учебных группах для рентабельности учреждения составляет 20−25 человек. А государственное задание (от которого вуз не вправе отказаться) в 2018 году по направлению подготовки «Менеджмент» составило пять человек, по направлению «Реклама и связи с общественностью» — шесть человек, «Управление персоналом» — четыре человека.

«При отсутствии платных студентов реализация образовательных программ по данным направлениям может быть убыточной», — приходят к выводу в СП.

Также аудиторы выявили резкое сокращение финансирования исследовательских работ Ивановского госуниверситета — более чем в два раза в 2018 году по сравнению с 2016-м. Несмотря на наличие собственной программы стратегического развития, прогресса в модернизации профессионального образования в вузе достичь не смогли, в основном — из-за ограниченности ресурсов для обновления и развития материально-технической базы. На развитие вуза, считают аудиторы, влияют и низкие темпы социально-экономического развития региона в целом: работодатели не заинтересованы в подготовке специалистов, в результате и абитуриенты, и преподаватели предпочитают более перспективные вузы.

«По итогам 2018 года не достигнуты плановые значения показателей программы стратегического развития Ивановского университета «Доля образовательных программ, реализуемых с полным или частичным применением дистанционных образовательных технологий» (план — 75%, факт — 5,6%), «Доля привлекаемых к учебному процессу представителей высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы» (план — 15%, факт — 10%), «Число программ дополнительного образования, имеющих общественно-профессиональную/общественную аккредитацию (российскую или иностранную)» (план — 5 единиц, факт — 0)», — говорится в отчёте.

Кроме того, при проверке аудиторы нашли факт оплаты руководством вуза невыполненных работ при строительстве пристройки учебного корпуса с реконструкцией существующего учебного корпуса на 5 млн 294,2 тыс. рублей, а также при проведении капитального ремонта сооружений ботанического сада, помещений общежития № 3 и учебного корпуса № 3 на 297,3 тыс. рублей.

«Указанные факты могут свидетельствовать о наличии признаков причинения имущественного ущерба экономическим интересам Российской Федерации», — говорится в отчёте.

По итогам проверки Счётная палата России рекомендовала Министерству науки и высшего образования РФ внести изменения в методику распределения контрольных цифр приема, принять меры по соблюдению нормативных сроков капремонта общежитий Ивановского госуниверситета, а также по повышению эффективности деятельности научных подразделений вуза.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, о важности развития высших учебных заведений именно в регионах в целях равного распределения профессиональных кадров в своём послании Федеральному собранию 15 января говорил президент РФ Владимир Путин.