Косгу монтаж пожарной сигнализации

В настоящее время вопросам пожарной безопасности зданий уделяется большое внимание. В частности, обязательным условием эксплуатации зданий является наличие пожарной сигнализации и средств пожаротушения. Рассмотрим основные нюансы отражения в бюджетном учете расходов, связанных с приобретением, монтажом и обслуживанием таких специфичных нефинансовых активов.

Отражение расходов. В 2014 г. согласно Указаниям N 65н <1> расходы, связанные с покупкой, установкой и обслуживанием систем пожарной сигнализации, следует относить:

— на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ — расходы на приобретение системы пожарной сигнализации в целом или отдельных ее приборов и аппаратуры, относящихся в целях бухгалтерского учета к объектам основных средств;

— на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ — расходы на приобретение (изготовление) запасных частей для ремонта пожарной сигнализации;

— на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ — устранение неисправностей (восстановление работоспособности) пожарной сигнализации, входящей в состав отдельных объектов нефинансовых активов;

— на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ — расходы на установку (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) пожарной сигнализации, а также на оплату монтажных работ по оборудованию, требующему монтажа, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Счет учета. Пожарная сигнализация — совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.

Система пожарной сигнализации — совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее — Закон N 123-ФЗ)).

Материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.

Как следует из приведенных определений, пожарная сигнализация соответствует условиям для отнесения ее в учете к основным средствам.

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект, которым могут являться (п. п. 41, 45 Инструкции N 157н <2>):

— объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

— отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

— обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

При этом комплексом конструктивно-сочлененных предметов называется один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 41 Инструкции N 157н).

Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, данный комплекс учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

При наличии у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей — основных средств, имеющих разный срок полезного использования, — каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н).

В частности, система пожарной сигнализации состоит из:

— сигнализационных сетей, которые согласно ОКОФ <3> включаются в состав здания как внутренние коммуникации;

— конечных устройств (передающих и приемных) и приборов объектовых систем передачи извещений, работающих по линиям телефонной сети и прочим линиям связи. Именно указанные объекты оборудования являются отдельными инвентарными объектами.

<3> Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Следовательно, если система пожарной сигнализации состоит из нескольких нефинансовых активов, в том числе основных средств, имеющих разный срок полезного использования, отдельные элементы системы пожарной сигнализации, относящиеся к объектам основных средств, следует принимать к бюджетному учету как самостоятельные инвентарные объекты.

В силу п. 45 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету в соответствии с требованиями ОКОФ к группировке объектов основных фондов по подразделам.

Так, согласно ОКОФ приборы и аппаратура систем пожарной сигнализации (код 14 3319000) относятся к машинам и оборудованию, поэтому их следует учитывать на счете 1 101 34 000 "Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения" (п. 5 Инструкции N 162н <4>).

<4> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Документальное оформление. Для приемки выполненных подрядных работ по монтажу пожарной сигнализации применяется акт о приемке выполненных работ (ф. 0322005) (акт КС-2). На основании названного акта заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. 0322001) (справка КС-3), в которой по требованию заказчика приводятся данные по видам оборудования, к монтажу которого приступили в отчетном периоде. В графе 2 этой справки указываются наименование и модель оборудования, а в графах 4, 5, 6 — данные о выполненных монтажных работах (Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 02-06-10/1370).

Унифицированные формы акта КС-2 и справки КС-3 утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".

Стоит отметить, что независимо от того, учитывается пожарная сигнализация как отдельный инвентарный объект в целом или учитываются лишь ее отдельные приборы и аппаратура, сведения о ее наличии в здании должны быть отражены в инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031 ОКУД) <5> (в инвентарной карточке на здание) в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта".

<5> Утверждена Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н.

Амортизация. Как и на все объекты основных средств, на пожарную сигнализацию следует начислять амортизацию в следующем порядке (п. 92 Инструкции N 157н):

— на объекты стоимостью свыше 40 000 руб. — в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

— на объекты стоимостью до 3000 руб. включительно — не начислять;

— на иные объекты стоимостью от 3000 до 40 000 руб.

Ремонт автомобиля косгу 225 или 226

включительно — в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

Операция по начислению амортизации отражается проводкой:

Дебет счета 1 401 20 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов"

Кредит счета 1 104 34 410 "Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения".

Принятие к учету. В соответствии с положениями Инструкции N 162н принятие к учету системы пожарной сигнализации отражается следующими бухгалтерскими проводками:

1) формирование первоначальной стоимости системы:

— на сумму затрат на приобретение оборудования:

Дебет счета 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения"

Кредит счета 1 302 31 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств";

— на сумму затрат по монтажу оборудования:

Дебет счета 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения"

Кредит счета 1 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам";

2) принятие к учету системы пожарной сигнализации:

Дебет счета 1 101 34 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения"

Кредит счета 1 106 31 410 "Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения".

Расходы на обслуживание и ремонт. Оплата по договорам на техническое обслуживание и эксплуатацию пожарной сигнализации отражается в учете записью:

Дебет счета 1 401 20 226 "Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит счета 1 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам".

Расходы на ремонт пожарной сигнализации отразятся следующим образом:

— приобретены запчасти, необходимые для замены изношенных деталей:

Дебет счета 1 105 36 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества"

Кредит счета 1 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";

— выполнены ремонтные работы:

Дебет счета 1 401 20 225 "Расходы на работы, услуги по содержанию имущества"

Кредит счета 1 302 25 730 "Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества".

Пример 1. Учреждение приобрело комплект оборудования пожарной сигнализации стоимостью 12 000 руб. и заключило договор со специализированной организацией на ее монтаж на сумму 25 000 руб. Пожарная сигнализация не является особо ценным имуществом.

В учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получено оборудование

1 106 31 310

1 302 31 730

12 000

Оказаны услуги по монтажу

1 106 31 310

1 302 26 730

25 000

Принята к учету пожарная сигнализация

1 101 34 310

1 106 31 410

37 000

Пример 2. Учреждение приобрело запасные части для ремонта пожарной сигнализации на сумму 3500 руб. Сторонней организацией выполнены ремонтные работы по пожарной сигнализации по договору на сумму 2000 руб.

В учете эти операции необходимо отразить таким образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приобретены запасные части для ремонта сигнализации

1 105 36 340

1 302 34 730

Оказаны услуги по ремонту пожарной сигнализации

1 401 20 225

1 302 25 730

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2. Стоимость запасных частей входит в общую сумму договора на ремонт пожарной сигнализации.

В приведенном случае в бухгалтерском учете учреждения необходимо сделать запись:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оказаны услуги по ремонту пожарной сигнализации

1 401 20 225

1 302 25 730

Учет огнетушителей. Говоря об установке пожарной сигнализации, нельзя обойти вниманием учет таких первичных средств пожаротушения, как огнетушители (ст. 43 Закона N 123-ФЗ).

В ОКОФ первичные средства пожаротушения отнесены к группе "Машины и оборудование" (код 14 2944020 "Средства пожаротушения"). В Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы <6>, они отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно.

<6> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Согласно Указаниям N 65н расходы на зарядку огнетушителей (а также на противопожарные мероприятия) относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Приобретение огнетушителей и их заправку следует отразить следующими проводками:

1) формирование первоначальной стоимости при приобретении:

Дебет счета 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения"

Кредит счета 1 302 31 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств";

2) принятие к учету по сформированной стоимости:

Дебет счета 1 101 34 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения"

Кредит счета 1 106 31 410 "Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения";

3) отражение расходов на зарядку:

Дебет счета 1 401 20 225 "Расходы на работы, услуги по содержанию имущества"

Кредит счета 1 302 25 730 "Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества";

4) оплата услуг по зарядке:

Дебет счета 1 302 25 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услуга по содержанию имущества"

Кредит счета 1 304 05 225 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества".

К сведению. Первичными средствами пожаротушения также являются пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания (ст. 43 Закона N 123-ФЗ).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Приобретение и установка пожарной сигнализации (Заболонкова О.)

УСТАНОВКА СИСТЕМЫ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    Система видеонаблюдения — это программно-аппаратный комплекс, который предназначен для организации визуального контроля или автоматического анализа изображений на различных объектах (в зданиях, помещениях, на территории и т. д.). Система видеонаблюдения состоит из множества различных компонентов, а порядок ее учета традиционно вызывает немало вопросов у бухгалтерских служб учреждений.
 

Что входит в систему видеонаблюдения?

 
    Основной целью установки систем видеонаблюдения является повышение уровня безопасности в зданиях и помещениях. Системы видеонаблюдения могут помочь в решении таких задач, как:

наблюдение за периметром, наблюдение за внутренними помещениями (в реальном времени и в записи);
опознавание человека;
распознавание автомобильного номера.

    В систему видеонаблюдения могут входить следующие элементы:

видеокамеры, а также поворотные устройства для них;
видеорегистраторы;
пульты дистанционного управления камерами;
датчики (датчики движения, датчики периметра и др.);
мониторы;
резервные источники питания;
кабели и провода, соединяющие элементы системы воедино;
короба и розетки;
программное обеспечение системы.

    При установке системы видеонаблюдения учреждение несет затраты по ее проектированию, доставке, монтажу, а впоследствии — по обслуживанию системы.
 

Система видеонаблюдения — один объект или несколько?

 
    Согласно пункту 38 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н) материальные объекты имущества независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств. При этом объектом основных средств является система видеонаблюдения со всеми приспособлениями и принадлежностями (п. 41 Инструкции № 157н).
    Система видеонаблюдения предназначена для выполнения определенной работы именно в комплексе, ее работа невозможна без камер, мониторов и других частей системы.
    С этой точки зрения всю систему видеонаблюдения необходимо учитывать как отдельный инвентарный объект основных средств.

Учет системы пожарной сигнализации в качестве самостоятельного объекта основных средств

Подстатья 226 Прочие работы, услуги

О центре » О применении КОСГУ казенными учреждениями при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

О применении КОСГУ казенными учреждениями при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

Список всех вопросов и ответов

Подскажите, пожалуйста, какие виды КОСГУ должно  применять казенное учреждение согласно приказу Министерства финансов РФ № 65-н от 01 июля 2013 года в новой редакции при выполнении следующих работ:

  1. Ухода за минерализованными полосами;
  2. Устройство минерализованных полос.

С уважением, Ирина.

Уважаемая Ирина!

Уход за минерализованными  полосами и устройство минерализованных полос относятся к перечню мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации установлены следующие варианты порядка выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов:

  • государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления;
  • исполнителями, получившими право на проведение данных работ по результатам закупок, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • лицами, использующими леса.

Лесным кодексом РФ не установлен порядок выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов казенными учреждениями. Также им не предусмотрена возможность осуществления государственных закупок мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не органами государственной или муниципальной власти, а казенными учреждениями.

В связи с этим не представляется возможным дать точный ответ на Ваш вопрос – вероятно, в вопросе приведено недостаточно информации.

Однако, если предположить, что на основании каких-то законных оснований (не приведенным в вопросе) казенное учреждение, о котором Вы ведете речь, все же выполняет работы по охране, защите, воспроизводству лесов, то при отнесении затрат на коды КОСГУ оно должно руководствоваться бюджетной классификацией, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

При этом, если работы выполняются самим учреждением, то в зависимости от экономического содержания расходов (оплата труда, приобретение ГСМ, запчастей и т.д.) учреждение должно применять несколько видов расходов и кодов КОСГУ из числа перечисленных в приложении 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, например:

Вид расходов

КОСГУ

   

Код

Наименование

Код

Наименование

110 Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений

Фонд оплаты труда казенных учреждений и взносы по обязательному социальному страхованию

Заработная плата

Начисления на выплаты по оплате труда

Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда

Прочие выплаты

Начисления на выплаты по оплате труда

Транспортные услуги

Прочие работы, услуги

Пособия по социальной помощи населению

Прочие расходы

Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Услуги связи <2>

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Арендная плата за пользование имуществом

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги <2>

Прочие расходы

   
   

Если казенное учреждение осуществляет государственные закупки мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (по поручению соответствующего органа государственной или муниципальной власти), то относить расходы на осуществление госзакупок оно должно по следующему виду расходов и коду КОСГУ:

Вид расходов

КОСГУ

   

Код

Наименование

Код

Наименование

       
244 Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд 226 Прочие работы, услуги <2>

Учет расходов на пожарную сигнализацию

Пожарная (охранно-пожарная) сигнализация является важнейшей составляющей системы противопожарной защиты зданий, сооружений и строений, которая обеспечивает возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а в некоторых случаях и автоматическое пожаротушение. Поскольку для многих зданий (строений) охранно-пожарная сигнализация является обязательным условием их эксплуатации, расходы на ее приобретение, установку, монтаж и обслуживание осуществляет большинство государственных (муниципальных) учреждений, в том числе организации, подведомственные силовым структурам. О том, как отразить данные расходы в целях бюджетного учета, расскажем в статье.

Требования, установленные для систем пожарной сигнализации

Согласно ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны отвечать следующим требованиям:

  • автоматические установки пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке;
  • автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием;
  • автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения;
  • пожарные извещатели и побудители автоматических установок систем пожарной сигнализации должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения;
  • системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

К сведению. Приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 4371) подлежат обязательной сертификации (Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии").

Размещение госзаказа

Закупка, установка и монтаж систем пожарной сигнализации для государственных и муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта, заключаемого с учетом норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Федеральный закон N 94-ФЗ).

Стоит отметить, что с 2011 г., если заказчик принимает решение о размещении госзаказа путем проведения торгов в форме открытого аукциона, такой аукцион проводится в электронной форме (п. п. 4, 4.2 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ).

Напомним, что без проведения торгов заказ размещается, если для товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых размещается заказ, нет конкретных заявок заказчиков, а есть функционирующий рынок, при этом цена контракта не превышает 500 000 руб. (заказ размещается путем запроса котировок (пп. 2 п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 42 Федерального закона N 94-ФЗ)), а также в случаях, установленных п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ, когда заказ размещается у единственного поставщика. Одним из наиболее распространенных случаев можно назвать ситуацию, когда поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в течение квартала осуществляются на сумму, не превышающую 100 000 руб. <1>.

Изменения и новые КОСГУ и КВР в 2018 году

По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ.

<1> Предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации, установленный ЦБ РФ между юридическими лицами по одной сделке с 22.07.2007 (Указание ЦБ РФ, от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя").

При размещении заказа на монтаж пожарной сигнализации путем проведения аукциона заказчик вправе включить в аукционную документацию условие осуществления работ по монтажу системы пожарной сигнализации после согласования с органами Государственного пожарного надзора. Указанное требование подразумевает предварительное уведомление органов Государственного пожарного надзора о предстоящем монтаже оборудования и лишь последующее составление акта его обследования и согласования, при этом оно не возлагает на участников аукциона дополнительных обязанностей и не создает для них ограничений на этапе размещения заказа. В подтверждение этого приведем мнение судей ФАС ПО, высказанное в Постановлении от 30.04.2010 N А65-24107/2009: требование о предварительном уведомлении органа Государственного пожарного надзора о предстоящем монтаже оборудования системы пожарной сигнализации, включенное в аукционную документацию, не может классифицироваться как требование к работам (услугам), влекущее за собой ограничение количества участников размещения заказа в соответствии с п. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ.

Обратите внимание! При заключении контрактов (договоров) по монтажу, ремонту и обслуживанию пожарной (охранно-пожарной) сигнализации убедитесь в том, что исполнитель имеет лицензию на проведение указанных видов работ. В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625, лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе пожарной и охранно-пожарной сигнализации, осуществляется МЧС.

Расходы на пожарную сигнализацию и КОСГУ

С 2011 г. действуют новые Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее — Указания). Учитывая данные Указания, рассмотрим, на какие статьи (подстатьи) КОСГУ следует относить расходы, связанные с покупкой, установкой и обслуживанием систем пожарной (охранно-пожарной) сигнализации:

  • подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества": расходы на устранение неисправностей (восстановление работоспособности) систем пожарной сигнализации, иными словами, расходы, связанные с ремонтом таких систем;
  • подстатья 226 "Прочие работы, услуги": расходы на установку (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) пожарной сигнализации, а также на оплату монтажных работ по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов. Также по этой подстатье отражаются затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию пожарной сигнализации;
  • ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств": расходы на приобретение системы пожарной сигнализации в целом или отдельных ее приборов и аппаратуры, относящихся в целях бухгалтерского учета к объектам основных средств;
  • ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов": расходы на приобретение (изготовление) запасных частей для ремонта пожарной сигнализации.

Бюджетный учет

С учетом того что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ <2> большая часть государственных (муниципальных) учреждений, подведомственных силовым ведомствам и структурам, с 2011 г. признаются казенными, при организации и ведении бухгалтерского учета они обязаны руководствоваться:

  • Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее — Инструкция N 157н);
  • Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее — Инструкция N 162н).

<2> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

На основании положений данных документов рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с поступлением и эксплуатацией систем пожарной сигнализации.

В соответствии с п.

38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект, которым может выступать (п. п. 41, 45 Инструкции N 157н):

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

При этом комплексом конструктивно-сочлененных предметов называется один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 41 Инструкции N 157н).

Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, этот комплекс учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ), к группировке объектов основных фондов по подразделам. Так, согласно ОКОФ приборы и аппаратура систем пожарной сигнализации (код 14 3319000) относятся к машинам и оборудованию, поэтому в бюджетном учете их следует учитывать на счете 101 34 000 "Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения" (п. 5 Инструкции N 162н).

Итак, принятие к учету системы пожарной сигнализации, в соответствии с положениями Инструкции N 162н, отражается следующими бухгалтерскими проводками:

  • формирование первоначальной стоимости системы:

а) на сумму затрат на приобретение оборудования:

Дебет счета 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения"

Кредит счета 1 302 31 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств";

б) на сумму затрат по монтажу оборудования:

Дебет счета 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения"

Кредит счета 1 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам";

  • принятие к учету системы пожарной сигнализации:

Дебет счета 1 101 34 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения"

Кредит счета 1 106 31 410 "Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения".

Для приемки выполненных подрядных работ по монтажу пожарной сигнализации применяется акт о приемке выполненных работ (форма по ОКУД 0322005) (далее — акт КС-2). На основании данного акта заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма по ОКУД 0322001) (далее — справка КС-3), в которой по требованию заказчика приводятся данные по видам оборудования, к монтажу которого приступили в отчетном периоде. При этом в графе 2 этой справки указываются наименование и модель оборудования, а в графах 4, 5, 6 — данные о выполненных монтажных работах (Письма Минфина России от 23.07.2010 N 02-06-10/2715, от 04.06.2010 N 02-06-10/2058).

К сведению. Унифицированные формы акта КС-2 и справки КС-3 утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".

Если учреждение заключает со сторонней организацией договор на установку пожарной сигнализации, по которому в общую сумму включена стоимость оборудования и работ, операция по начислению расходов по такому договору отразится в бюджетном учете следующим образом:

Дебет счета 1 401 20 226 "Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит счета 1 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам".

В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей — основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н).

Таким образом, исходя из того, что зачастую система пожарной сигнализации состоит из нескольких нефинансовых активов, в том числе основных средств, имеющих разный срок полезного использования, отдельные элементы системы пожарной сигнализации, относящиеся к объектам основных средств, следует принимать к бюджетному учету как самостоятельные инвентарные объекты. Аналогичное мнение приведено в вышеназванных Письмах Минфина.

Как правило, система пожарной сигнализации состоит из:

  • сигнализационных сетей, которые согласно ОКОФ включаются в состав здания как внутренние коммуникации;
  • конечных устройств (передающих и приемных) и приборов объектовых систем передачи извещений, работающих по линиям телефонной сети и прочим линиям связи. Именно указанные объекты оборудования являются отдельными инвентарными объектами.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что отдельные элементы пожарной сигнализации (аппаратура и оборудование), являющиеся самостоятельными инвентарными объектами, согласно Инструкции N 162н учитываются также на счете 101 34 000. Принятию к бюджетному учету данные объекты подлежат на основании одностороннего акта о приеме-передаче объекта основных средств (унифицированная форма ОС-3). В бюджетном учете отдельные элементы пожарной сигнализации отражаются по стоимости, указанной в справке КС-3, по видам оборудования, используемого при монтаже системы.

Стоит также отметить, что независимо от того, учитывается ли пожарная сигнализация как отдельный инвентарный объект в целом или ее отдельные приборы и аппаратура, сведения о ее наличии в здании должны быть отражены также в инвентарной карточке учета основных средств <3> (форма по ОКУД 0504031) (инвентарной карточке на здание) в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта".

<3> Унифицированная форма карточки с 2011 г. утверждена Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию пожарной сигнализации в рамках договоров со сторонними организациями отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 1 401 20 226 "Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит счета 1 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам".

Расходы на ремонт пожарной сигнализации отразятся в бюджетном учете так:

  • сумма приобретенных запчастей, необходимых для замены изношенных деталей:

Дебет счета 1 105 36 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества"

Кредит счета 1 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";

  • сумма выполненных ремонтных работ:

Дебет счета 1 401 20 225 "Расходы на работы, услуги по содержанию имущества"

Кредит счета 1 302 25 730 "Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества".

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"