Коррупция в экономике

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.

2. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

4. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.

5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.

2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.

2. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

3. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

4. Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства — диктатуре.

Экономические потери от коррупции

По оценке наших правоохранительных органов, криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности — нефть, газ, редкие металлы — тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц. Если использовать приведенное выше соотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установить порядок соответствующих сумм, которые будут исчисляться миллиардами долларов.

По некоторым оценкам, общая сумма взяток, выплачиваемая мелкими предпринимателями, эквивалентна 3% ВВП. По подсчетам экспертов российской общественной организации «Технологии — XXI век», мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 миллионов долларов в месяц! В год это оборачивается суммой в 6 миллиардов долларов. (Следует добавить, что приведенные расчеты не включают платежи мелких предпринимателей «крышам».) Предварительный анализ показывает, что 10% всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятий и т.п.) расходы существенно выше. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.

Добавим к этому слабо изученную и практически не контролируемую у нас коррупцию внутри предприятий и негосударственных организаций (пример — предоставление коммерческими банками кредитов за взятки), которая также снижает эффективность экономики.

Таким образом, суммарные потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 10 до 20 миллиардов долларов в год. Эти данные приведены для того, чтобы увидеть другое, насколько рентабельными могут оказаться вложения в серьезную осмысленную деятельность по систематическому ограничению коррупции.

§ 2. Причины и условия коррупционной преступности

Существование коррупционной преступности определяется прежде всего общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и другие виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе фактором, ее определяющих.

Лица, находящиеся у власти, осуществляющие управленческие функции, постоянно испытывают соблазн использовать свои полномочия в личных или групповых интересах. Системный кризис, связанный с переходом к рыночной экономике, – благоприятнейшая ситуация для расцвета коррупции.

Экономические причины и условия коррупционной преступности. К ним следует отнести:

а) экономическую стабильность, проявляющуюся в существовании инфляции, в высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует последних на поиск других источников доходов, в том числе и нелегальных;

б) появление достаточно обеспеченного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа;

в) отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать необоснованные сверхдоходы;

г) недостаточная забота государства о своих служащих, их материальном благополучии и социальных гарантиях. Когда оклад правительственных чиновников порождает вопрос о том, как данный человек может прокормить свою семью на свой оклад, – подчеркивается в документах по борьбе с коррупцией, подготовленных секретариатом Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.), – можно утверждать, что общество порождает коррупцию. Когда оклад служащего государственного учреждения не обеспечивает ему прожиточный минимум, он либо уйдет с работы, либо будет недорабатывать свои часы, либо заниматься воровством, или вымогательством, либо брать взятки. Когда руководитель учреждения, принимающего правительственные решения, соответствующие решениям руководителя корпорации, получает оклад наравне с окладом служащего этой корпорации, или зарплатой разнорабочего, налицо основание для коррупции, которая ожидает подходящего момента».

Организационно-управленческие причины и условия коррупционной преступности. К ним можно отнести:

а) отчуждение больше части населения от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;

б) отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности должностных лиц государства;

в) развитие «бюрократического рэкета» со стороны разросшегося чиновничьего аппарата органов государственной власти и управления;

г) ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;

д) господство в хозяйственной сфере не уведомительного, а разрешительного принципа, когда от управленческого работника соответствующей государственной структуры благоволения зависит очень многое. Государство не может безучастно относиться к тому, что делается в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому пределы его вмешательства в экономику и контроля над ней основания, способы и формы контроля должны быть максимально четко регламентированы. При отсутствии такой регламентации создаются благоприятные возможности для чиновничьего произвола и коррупции.

Психологические причины и условия коррупционной преступности. Они включают:

а) многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России и Беларуси;

б) традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп;

в) относительно низкий уровень правовых знаний взрослого населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от чиновников различного ранга;

г) психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и нелегальных интересов;

д) укоренившийся в сознании крайне незначительный риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррумпированного деяния (феномен безнаказанности);

е) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего.

К сказанному следует добавить, что непоследовательность в государственной политике проведения экономических реформ, отсутствие достаточной стабильности порождает неуверенность в будущем. Это заставляет предпринимателей как можно быстрее получит прибыль, прибегая, в том числе и к незаконным способам ее извлечения. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, использовать свою должность для личного обогащения.

Сегодня мог произойти серьезный удар по борьбе с коррупцией: депутаты от коалиции внесли в ВР законопроект, который позволяет уволить руководителей НАБУ, Антикоррупционной прокуратуры, Государственного бюро расследований или членов НАПК без каких-либо оснований и без независимого аудита их деятельности. Это полностью подчинило бы антикоррупционные органы коалиции — под угрозой отставки они не смогли бы расследовать деятельность депутатов или приближенных к ним людей. Рассмотреть законопроект коалиция собиралась сегодня во всех чтениях.

Всю ночь шокированные европейцы и американцы пытались убедить власть отозвать законопроект. В итоге с рассмотрения на сегодняшнем заседании его сняли, но из Рады пока что не отозвали.

Чтобы показать, что такие законы нельзя принимать ни в коем случае, мы обратились к исследованию Центра экономической стратегии, которое объясняет, какие экономические последствия имеет коррупция, и кратко пересказываем наиболее важные выводы. Исследование показывает прямую зависимость между ростом коррупции и ухудшением тех или иных экономических показателей.

В исследовании авторы объединили два индекса для измерения коррупции: Business International и International Country Risk Guide, по собственной методологии, где 0 — самая коррумпированная страна, 10 — наименее коррумпированная.

Итак, вот как коррупция влияет на экономику.

Из-за коррупции мы теряем налоговые поступления в бюджет

Если в стране коррумпированные налоговые органы, компании искусственно занижают свои официальные доходы на 4-10 процентных пунктов — так они уклоняются от уплаты налогов.

62 % компаний в Украине уклоняются от уплаты налогов. При этом из них взятки дают 47 %. В Украине показать высокий доход — это пригласить к себе толпу проверяющих, которые «найдут» столько нарушений, что устранять их можно будет годами. Проще дать взятку, чтобы проверяющие «не заметили» нарушений.

В среднем украинские компании тратят почти 2 % прибыли на взятки.

Без коррупции в бюджете было бы больше денег для социальных выплат

Если бы уровень коррупции в Украине уменьшился хотя бы до уровня Польши, то соотношение социальных расходов к ВВП выросло бы на 4,2-7 процентных пунктов от ВВП.

Коррупция серьезно уменьшает готовность инвестировать в Украину

При уменьшении коррупции на единицу индекса, приток прямых иностранных инвестиций растет на 23 %. Почти на четверть благодаря одному баллу.

Если бы уровень коррупции в Украине был бы таким, как в Польше, то, например, в 2015 году страна привлекла бы прямых иностранных инвестиций на $2,2 миллиарда больше. Если бы у нас было меньше коррупции, то страна могла бы брать меньше кредитов.

Коррупция снижает продуктивность

При увеличении коррупции на единицу индекса, продуктивность капитала снижается на 2 %.

Уменьшение продуктивности капитала значит, что страна производит меньше при том же объеме вложенного капитала. Ресурсы те же, а отдача меньше. Это то же самое, как если бы ты пришел однажды на работу, а начальник тебе сказал, что теперь рабочий день длится не 8 часов, а 10, а получать зарплату ты будешь старую.

Если бы уровень коррупции в Украине был таким же, как в Польше, то продуктивность капитала увеличилась бы на 6,4 %, а это значит, что наш ВВП вырос бы почти на 13 %.

Из-за взяток страдают образование и медицина

При росте коррупции на единицу индекса, расходы на образование падают на 0,39 % от ВВП, а на медицину — на 0,64 % от ВВП.

Коррупция делает бедных еще беднее, а богатых — богаче

В экономике есть показатель, который позволяет измерять социальное расслоение — коэффициент Джини. При росте коррупции на единицу индекса, темп роста дохода бедных ежегодно падает на 10 %. Увеличивается социальное неравенство — коэффициент Джини растет на 2,13 процентных пункта.

Если бы коррупция в Украине уменьшилась до уровня Польши, то коэффициент снизился бы почти на 7 процентных пунктов — разрыв между богатыми и бедными стал бы не таким огромным.

Коррупция уменьшает ВВП

Рост коррупции на одну единицу индекса уменьшает рост реального ВВП на 0,55 процентных пункта.

Если бы соотношение взяток к доходам компании уменьшилось на 1 процентный пункт, только в розничной торговле в 2015 году это увеличило бы доходы на 14,6 миллиарда гривен.

Если бы коррупция в Украине была такой же, как в Польше, то за последние 10 лет реальный ВВП прибавил бы ещё $23 миллиарда. Пусть те, кто уверен, что это лишние деньги, напишут об этом в комментариях к статье на Фейсбуке.

Украина могла потерять безвизовый режим с ЕС

Безвизовый режим дан Украине после того, как наша страна выполнила определенные требования ЕС, одно из них — создание независимых органов для борьбы с коррупцией. А поскольку внесенный законопроект делает эти органы зависимыми от власти, если бы Рада его приняла, ЕС отменил бы свое решение о безвизе. При том европейское законодательство обязывает европейских чиновников начать процедуру приостановки безвиза, так что убедить не делать этого у Украины не получилось бы. Подробнее о реакции Запада можно почитать в этой статье.

Почему такой законопроект вообще появился в Раде? Потому что огромное количество депутатов являются не реформаторами, а имитаторами реформ. Их раздражает даже намек на независимые антикоррупционные органы. И как только появилась возможность свернуть антикоррупционную реформу, они этим воспользовались. В итоге за прошедшие несколько лет Украина не достигла успехов в борьбе с коррупцией.

Социология

САВЧЕНКО Ирина Александровна — доктор социологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России (603144, Россия, г. Н. Новгород, Анкудиновское ш., 3); профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Н. Новгород, ул. Минина, 31а; teosmaco@rambler.ru)

СНЕГИРЕВА Людмила Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент; начальник кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России (603144, Россия, г. Н. Новгород, Анкудиновское ш., 3; sla_sq@mail.ru)

УСТИНКИН Сергей Васильевич — доктор исторических наук, профессор; декан факультета международных отношений, экономики и управления, профессор кафедры международных отношений и политологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Н. Новгород, ул. Минина, 31а; sv.ustinkin@gmail.com)

факторы формирования

коррупциогенной личности:

иерархия и экспертные оценки

Аннотация. В статье разрабатывается гипотетический комплекс 7 групп факторов развития коррупцио-генной личности. Комплекс факторов фильтруется и структурируется на основе данных, полученных в ходе экспертного опроса руководящего состава подразделений ОВД г. Нижнего Новгорода. В результате выявляются ведущие и дополнительные факторы, влияние которых на личностное развитие способствует коррупционному поведению.

Ключевые слова: коррупционное поведение, коррупциогенная личность, ведущие и дополнительные факторы, компенсаторные факторы, экспертная оценка, корпоративная деформация

На сегодняшний день проблема коррупции достаточно глубоко исследована с общеправовых , психолого-педагогических , административно-управленческих , социально-антропологических и макросоциологических позиций. Изучаются коррупционная динамика, влияние коррупции на экономические и политические процессы в обществе, определяются наиболее подверженные коррупции корпоративные сообщества.

Феноменологические и социально-психологические аспекты коррупционного поведения в большинстве случаев остаются в тени. Наименее исследованными на данный момент остаются факторы коррупционного поведения и развития коррупциогенных личностных свойств. Встречаются лишь описания причин коррупционных преступлений, обычно в контексте «нравственного выбора» и «рассогласования мотивационной структуры личности», которое «актуализирует механизмы принятия решения и прогнозирование возможных последствий личностного выбора» .

Таким образом, на сегодняшний день в научной литературе отсутствует системное описание факторов, определяющих склонность человека к коррупционному поведению. Цель данной статьи — частично восполнить данный пробел, определив факторы формирования коррупциогенной (склонной к коррупционному поведению) личности1.

1 Понятие «коррупциогенная личность» предложено О.В. Ванновской в монографии «Психология коррупционного поведения госслужащих» .

Гипотетические факторы формирования коррупциогенной личности. Инициируя данное научное исследование, авторы стремились учесть взгляды на формирование личности в целом и преступной личности в частности, свойственные представителям различных научных школ и направлений: школы физиогномики и классического психоанализа, индивидуальной психологии, психологической теории деятельности, социологии и психологии труда, педагогической и социальной психологии. Было выделено 7 факторных групп, каждая из которых наполнилась семью гипотетическими факторами, которые, предположительно, могли явиться предпосылками коррупционного поведения личности. В результате была разработана методика экспертного опроса с рабочим названием «7 х 7», цель которой — выделить из 49 возможных факторов действительно влияющие на формирование коррупциогенной личности. Рассмотрим подробнее 7 групп возможных факторов формирования коррупциогенной личности.

1. Генетико-психосоматические факторы. Здесь речь идет о врожденной предрасположенности к коррупционному поведению, т.е. о так называемом преступном (в данном случае — коррупционном) генотипе, описанном в работах Й. Ланге, Ф. Штумпфля, И.С. Ноя, Э. Подольски, П. Джейкобса . Действие данной группы факторов, как и многих других, на данный момент не доказано, но и не опровергнуто до конца. Абсолютизация генетического фактора, как правило, выливается в антигуманные биологизаторские теории.

К генетико-психосоматическим факторам коррупционного поведения сотрудника были отнесены: характерные особенности телосложения, форма черепа, черты лица; заболевание, перенесенное в детстве; осложненная беременность матери; черты характера, передающиеся по наследству; гормональный сбой; наследственные дефекты нервной системы; плохая наследственность (например, алкоголизм родителей).

2. Компенсаторные факторы. В данном случае имеются в виду глубинные факторы, продуцируемые так называемыми детскими комплексами, среди которых, безусловно, лидирует комплекс недостаточности (по терминологии А. Адлера), более известный как комплекс неполноценности.

Согласно концепции А. Адлера, стремление преодолеть подавленные детские комплексы и последствия психических травм может побуждать творческих, воле -вых и трудоспособных личностей к большим профессиональным достижениям и личностному росту, т.е. к так называемой гиперкомпенсации. В таком случае принято говорить о положительном влиянии детских комплексов на жизненный путь личности.

Но детский комплекс может порождать не только гиперкомпенсацию, но и простую компенсацию, замену. Так, подавленные детские переживания семейного материального неблагополучия компенсируются деньгами во взрослом возрасте. В случае гиперкомпенсации деньги могут быть следствием личностных достижений. При компенсации деньги могут добываться и незаконными средствами.

3. Воспитательные факторы. Данная группа объединяет факторы, связанные с родительской воспитательной концепцией. В семье могла быть сформирована установка на приоритет денег над всеми другими ценностями. Неумение добыть деньги в принципе становится большим пороком, нежели получение денег незаконным способом. Не все факторы, связанные с родительским влиянием, входят в данную группу. Например, «моральное, психологическое и/или физическое насилие со стороны родителей» входит в группу компенсаторных факторов, поскольку такое насилие не имеет непосредственной цели воспитания в личности корыстолюбия и стяжательства.

4. Факторы корпоративной деформации. В данную группу включены факторы, которые формируются в корпоративной профессиональной среде, где работает коррупционер. Если такая среда «пропитана» коррупцией, поощряет ее или даже заставляет становиться коррупционером изначально законопослушного человека, то в данном случае мы можем говорить именно о корпоративной деформации.

5. Факторы, обусловленные «трудной жизненной ситуацией». В данном случае делается предположение, безусловно, нуждающееся в дополнительной проверке, что в возможны ситуации, когда человек «вынужден» совершить поступок коррупционного характера «по вине обстоятельств»1.

6. Факторы макро- и микросоциального характера. Включение этих факторов в отдельную группу условно, поскольку большинство других факторов также имеют социальную природу. Тем не менее в данную группу включены факторы, обусловленные непосредственным влиянием на личность социальной среды (СМИ, менталитет, семейное окружение и т.п.).

7. Личные качества комплексной или неустановленной этиологии. В данную группу мы включаем личностные черты (жадность, посредственность и т.д.), происхождение которых либо комплексно (например, вследствие воспитания и детских комплексов), либо не установлено до конца. К таким личностным качествам были отнесены зависть, мелочность, эгоизм, посредственность, слабохарактерность, внушаемость, жадность.

Повторимся, мы определили лишь возможные факторы формирования коррупционной личности. Влияние всех семи групп факторов на формирование коррупционно ориентированной личности изначально являлось гипотетическим. Мы исходили из положения, что, возможно, система «7 х 7» должна трансформироваться в менее симметричную форму.

Экспертный опрос. Ведущие и дополнительные факторы. Чтобы приблизиться к пониманию того, какие именно факторы влияют на формирование коррупционной личности, был проведен экспертный опрос «Факторы формирования коррупционной личности». Для этого факторы-индексы были представлены для оценки руководителям полицейских подразделений и служб г. Нижнего Новгорода. Общее число экспертов — 28 чел.

Экспертам предложили оценить, насколько различные факторы-индексы влияют на формирование коррупционной личности, путем ответов «да», «нет», «очень редко», «не уверен». В дальнейшем ответы соответственно трансформировались в следующие характеристики влияния фактора на формирование коррупционной личности: влияние «подтверждено», «не подтверждено», «подтверждено частично», «требует дополнительного подтверждения/опровержения».

Степень влияния того или иного фактора на формирование склонности к коррупционному поведению уточнялась, если определенная оценка фактора преобладала и при этом составляла более 51%. Если ни одна из оценок не набирала более 51%, степень влияния фактора автоматически определялась как требующая «дополнительного подтверждения/опровержения».

Экспертный опрос позволил осуществить фильтрацию гипотетических факторов коррупционного поведения и вывить факторы, которые с наибольшей долей вероятности способствуют формированию коррупциогенной личности. Данные, полученные в ходе экспертного опроса, позволили сделать ряд важных наблюдений и выводов.

В-первых, удалось определить факторы, которые скорее всего не воздействуют на развитие коррупционной личности либо их воздействие минимально, по-

1 Более подробно о девиантном поведении в условиях трудной жизненной ситуации см. сноску .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Ведущие и дополнительные факторы формирования коррупциогенной личности

Ведущие факторы Дополнительные факторы

Компенсаторные факторы

Острые переживания из-за материального неблагополучия семьи в детстве

Воспитательные факторы

Культ денег в родительской семье

Пример родителей-коррупционеров

Воспитание в родительской семье в духе «хочешь жить — умей вертеться»

Презрение к закону в высказываниях и/или поступках родителей

Привитая родителями уверенность в невозможности добиться успеха честным путем

Избалованность

Факторы корпоративной деформации

Лояльное отношение коллег к коррупционному поведению в профессиональной среде Пример безнаказанности коррупционного поведения в профессиональной среде

Искреннее желание оказать помощь взяткодателю, которая к тому же будет вознаграждена «Привычка»: человек настолько привыкает быть коррупционером, что уже не воспринимает свое поведение как противоправное

Отношение к коррупции как к «норме» в профессиональном сообществе

Вынуждение к коррупционному поведению со стороны коллег и/или начальства

Факторы, обусловленные «тр\ щной жизненной ситуацией»

Ситуация, когда сам индивид становится объектом других коррупционеров (т.е., когда самому человеку необходимы деньги на взятку) Крайне бедственное положение в семье, нехватка средств на самое необходимое

Потребность в деньгах на срочное лечение, операцию (для себя или близких)

Ситуация, когда сам индивид становится объектом шантажа, угрозы насилия и т.п., и взятка становится единственным способом получения необходимых денег

Факторы макро- и микросоциального характера

Лояльное отношение семьи (супруга, супруги) к коррупционному поведению Лояльное отношение общества к коррупционерам

Подстрекательство членов семьи (супруги(а), детей) к коррупционному поведению Неявная пропаганда выгод коррупционного поведения в СМИ

Отсутствие в СМИ специальных программ, формирующих антикоррупционные установки в обществе

Личные качества

Зависть

Слабохарактерность

Внушаемость

Жадность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скольку их влияние «не подтверждено». Такие факторы не будут включены в разряд коррупциогенных.

Во-вторых, были выделены факторы, воздействие которых на формирование коррупционной личности «требует подтверждения или опровержения». Для того чтобы подтвердить или опровергнуть влияние этих факторов, нужны дополнительные эмпирические изыскания. Основываясь на этике научно-методического исследования, мы также не включили данные факторы в разряд коррупциоген-ных до момента получения исчерпывающей, надежной эмпирической информации о действии таких факторов.

В-третьих, выявлены факторы, влияние которых на формирование коррупци-огенной (предрасположенной к коррупции) личности «подтверждено частично» (по оценкам экспертов, такие факторы действенны, но не всегда, редко). Такие факторы были включены нами в разряд коррупциогенных, но в качестве дополнительных.

В-четвертых, обнаружены факторы, воздействие которых на коррупционное поведение «подтверждено» и вызывает мало сомнений. Такие факторы войдут в блок ведущих факторов формирования коррупциогенной личности.

В табл. 1 представлены группы факторов и соответствующие им факторы-индексы, вошедшие в блоки основных и дополнительных факторов.

Отметим, что действие многих факторов, например всех генетико-психосоматических, не получило надежного подтверждения, поэтому данные факторы не вошли в разряд ни основных, ни дополнительных факторов формирования коррупционной склонности.

Влияние некоторых факторов-индексов внутри групп факторов также не подтвердилось. Например, из личностных качеств экспертами были отмечены лишь четыре: жадность, зависть, внушаемость, слабохарактерность (эгоизм, посредственность не были определены экспертами как коррупциогенные качества), однако все 4 качества попали в разряд ведущих.

Из списка действенных факторов (основных или дополнительных) выбыли также большинство компенсаторных факторов (родительское насилие, обиды со стороны учителей и сверстников) за исключением «острых переживаний из-за материального неблагополучия семьи в детстве», которые вошли в разряд дополнительных факторов. Не было подтверждено действие некоторых факторов, обусловленных «трудной жизненной ситуацией»: «необходимость помочь близким», «поддерживать здоровье и физическую форму» и даже «невозможность справиться с бременем кредита», по одному фактору групп воспитательных факторов («родительское воспитание человека-эгоиста и эгоцентриста»). Такой макросо-циальный фактор, как «менталитет», также не был отнесен экспертами к разряду коррупциогенных.

Определение факторов, способствующих формированию склонности к коррупционной деятельности, и их разделение на ведущие и дополнительные открывают широкое поле для дальнейших социально-психологических исследований коррупции, разработки методических материалов психодиагностического и тре-нингового характера.

Список литературы

Барциц И.Н. 2010. Антикоррупционная экспертиза в системе эффективного правотворчества (к разработке методики проведения антикоррупционной экспертизы). — Государство и право. № 9. С. 16-25.

Ванновская О.В. 2013. Психология коррупционного поведения госслужащих: монография. СПб: ООО «Книжный дом». 261 с.

Ватель А.Ю. 2012. Административно-правовое регулирование этики и служебного поведения государственных служащих в механизме противодействия коррупции. — Полицейская деятельность. № 1. С. 9-13.

Дзуцев Х.В. 2007. Коррупция как угроза социально-экономической и политической стабильности (Северная Осетия, социологический анализ). М.: ИСПИ РАН. 187 с.

Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. 2009. Коррупция: современные подходы к исследованию. М.: Академический проект. 217 с.

Короткова О.И. 2010. Коррупция в органах государственной власти. -Современное право. № 1. С. 82-85.

Скобелина А.В. 2012. Предупреждение коррупции в ОВД: курс лекций. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. 74 с.

Яновский Я.С. 2010. Коррупциогенные факторы в российском законодательстве: деформации нормативно-правового толкования .— Юристъ-Правоведъ. № 4. С.115-119.

FACTORS OF CORRUPTOGENIC PERSONALITY FORMATION: HIERARCHY AND EXPERT ESTIMATES

Главная / Новости / Прокуратура разъясняет

Лекция на тему «Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией»

«Социально-экономические и политические последствия,

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

— нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.

— влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

— приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

— способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов», в результате чего страдает потребитель.

— является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

— коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.

— коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

— коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

— коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.

— коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

— коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

— коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства — диктатуре.

Проблемы и условия, порождающие коррупцию:

Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика являются следствием общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия переживает на данном этапе развития не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому не удивительно, что она следует общим закономерностям общественного развития, в том числе и негативным.

К общим проблемам, порождающим коррупцию в странах, находящихся на этапе модернизации и особенно переживающих период перехода от централизованной экономики к рыночной, относятся следующие:

1) трудности преодоления наследства тоталитарного периода;

2) экономический упадок и политическая нестабильность.

3) неразвитость и несовершенство законодательства — в процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение.

4) недостаточная активность гражданского общества, отрыв общества от власти.

5) недостаточная эффективность мер по противодействию и профилактике коррупции в сфере государственного и муниципального управления.

Очевидно, что ни одно учреждение не может быть полностью свободно от риска мошенничества или коррупции. Поэтому органы государственной власти и муниципального управления должны постоянно укреплять собственные системы внутреннего антикоррупционного контроля, совершенствовать механизмы профилактики, выявления и искоренения фактов коррупции для того, чтобы свести эти риски к минимуму.

Очень важно обеспечивать открытость и прозрачность государственных и местных органов власти, чтобы граждане имели возможность узнать, на что расходуются их деньги. Информация о том, как организация функционирует, и как принимаются решения, составляет важный элемент борьбы с коррупцией.

Органы государственной власти и муниципального управления должны совершенствовать свои связи с общественностью и средствами массовой информации, в том числе использовать их для того, чтобы активно пропагандировать практические результаты своей работы, свидетельствующие об успехах в борьбе с коррупцией.