Корректировка таможенной стоимости

Общеизвестно, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, проходят процедуру таможенного контроля. При этом их таможенная стоимость в итоге может существенно изменяться, конечно же, не в пользу получателя товара, в результате так называемой процедуры корректировки. Причем корректировка таможенной стоимости (или по-другому КТС) давно уже не удивляет никого. И брокеры, и иностранные партнеры, и уж тем более таможенники, да и сами участники внешнеэкономической деятельности не только давно уже смирились с этой процедурой, но и под час считают ее чем-то почти обязательным в процессе оформления ввозимых товаров. А между тем мало кто знает, что во многих случаях (ну, если таможенная стоимость товара, конечно же, не была занижена и заявлялась верно) корректировка таможенной стоимости проводится с нарушениями действующего законодательства. Как правило, этим пользуются недобросовестные таможенники, видя, что сами участники внешнеэкономической деятельности попросту не хотят вникнуть в таможенное законодательство.

Между тем существует «Закон о таможенном тарифе», в котором не только довольно четко прописан сам порядок определения таможенной стоимости экспортируемых товаров, но и достаточно подробно в последовательном порядке приведены возможные методы (их, кстати, всего шесть), указан алгоритм расчета и условия его применения. Правда, как показывает практика, в жизни нашли применение только два метода из шести описанных в законе. По не вполне понятным причинам это первый и шестой методы, на них то и нужно, пожалуй, остановиться поподробнее.

Итак, статья девятнадцатая «Закона о таможенном тарифе» описывает первый из методов определения таможенной стоимости, его еще называют методом по цене сделки. Если четко следовать букве закона, то в большинстве случаев именно по этому первому методу и должна определяться таможенная стоимость товаров ввозимых на территорию Российской Федерации. Однако на практике таможенные работники под различными благовидными предлогами просто отказывают получателю товара в применении именно этого метода. И происходит это очень часто опять же из-за банальной правовой неграмотности участников внешнеэкономической деятельности. А между тем именно в этой девятнадцатой статье закона четко определены четыре случая, когда сам декларант может применить первый метод расчета таможенной стоимости товара. Остальные же случаи, не поименованные в этой статье, не могут являться основанием в отказе использования первого метода, и вот об этом нужно просто знать.

Теперь немного подробнее про этот самый первый метод. В случае, когда по закону участник внешнеэкономической деятельности имеет право воспользоваться первым методом расчета таможенной стоимости товара, то есть условия сделки таковы, что позволяют это сделать, то, прежде всего, в данном случае стоит внимательно изучить само понятие таможенной стоимости, а именно что в нее входит. А это не только стоимость самого товара, но и различные расходы, которые были понесены в результате проведения данной сделки. Сюда могут входить расходы по транспортировке до границ Российской Федерации, расходы, связанные с погрузкой, разгрузкой, упаковкой, маркировкой товара, кроме того, различные агентские и комиссионные выплаты, а также многие другие расходы. Так вот, таможенная стоимость товара может считаться недоказанной и работники таможни могут отказать в праве использования первого метода расчета таможенной стоимости, если декларантом не будут предоставлены документы, подтверждающие все эти расходы. А потому участник внешнеэкономической деятельности должен заранее позаботиться о необходимых документах, чтобы все эти расходы, которые имели место в результате исполнения сделки, не просто были бы задекларированы, но и имели документальное подтверждение.

Но, допустим, по каким-либо причинам импортеру отказано в применении первого метода расчета таможенной стоимости. Казалось бы, логичнее всего будет предположить, что таможенники перейдут ко второму методу и попытаются определить таможенную стоимость импортируемого товара, сообразуясь со стоимостью аналогичных ввозимых товаров, так, по крайней мере, предписывает им «Закон о таможенном тарифе». Но не тут то было.

Все дело в том, что для этого доблестным работникам таможни придется перелопатить просто гору различных данных. Ведь речь идет не просто о ценовой информации по такому же товару, еще отслеживается, чтобы этот товар был ввезен примерно в то же время, и по возможности на тех же условиях, а это и объем, и условия оплаты, и условия инкотермс. А потом еще нужно будет взять на себя ответственность в том, что найденная информация действительно похожа на оформляемый случай. Короче говоря, российская таможня, как правило, не хочет терять время и брать на себя ответственность. И в результате отказ в первом методе определения таможенной стоимости на практике означает автоматический отказ и во втором, и в третьем, и в четвертом, и в пятом методах.

При этом стандартная формулировка причины отказа «Отсутствие у таможенных органов необходимой информации» должна якобы все объяснить. Но можно только догадываться о настоящих мотивах. Или же банальная лень инспекторов, которые не хотят просто заглянуть в созданную ими же самими базу данных, или сознательное выведение >участника внешнеэкономической деятельности на корректировку таможенной стоимости. Проверить это невозможно. Так или иначе, однако, методы определения таможенной стоимости со второго по пятый включительно существуют только в теории, и на практике не используются.

И в итоге, даже при оформлении обычной какой-нибудь незначительной сделки в случае непринятия таможенными органами декларируемой цены (пусть даже и правильной), участнику внешнеэкономической деятельности сразу же рекомендуется определять таможенную стоимость по шестому (кстати сказать, резервному) методу закона. То есть сразу проводить корректировку таможенной стоимости, именуемую по-другому КТС. Как правило, спорить с таможней никто не решается (им же должно быть виднее), и немного повздыхав о том, что жизнь — это тяжелая штука, соглашаются с той таможенной стоимостью, которую и навязывает им сама таможня. И невдомек таким участникам внешнеэкономической деятельности, что они также нарушают закон, что и таможенники, которые им все это предлагают.

И дело не в том, что по халатности или по какой-либо другой причине пропустили целых четыре пункта закона и перешли сразу к самому последнему. Сама процедура расчета проводится с грубыми нарушениями. А объясняется все просто. Согласно «Закону о таможенном тарифе» шестой метод расчета таможенной стоимости представляет собой расширенный второй или третий методы, с той лишь разницей, что ценовая информация по аналогичным или однородным товарам должна браться не за указанный в этих методах период, а за целый год, к примеру. Либо могут отличаться условия поставок, размеры партий и т.д. Шестой метод расчета очень хорошо прописан в двадцать четвертой статье закона.

А что же получается на практике? А на практике таможня проводит расчет исходя из так называемых профилей риска, и ни к какой ценовой информации, которая должна быть у них в базе данных, даже близко не подходят. А ведь в законе черным по белому написано, что никакие там фиктивные показатели, либо какие-либо индикативные (а профили риска именно ими и являются) не могут приниматься за таможенную стоимость. Да, профили риска существуют, но они даются таможенным инспекторам в качестве некоего индикатора для работы. Такая своеобразная черта, за которую нельзя переходить. Другими словами если таможенная цена товара будет ниже риска, то это значит, что нужно более тщательно перепроверить поданные документы. Но на практике таможенники сразу предлагают такую стоимость, причем с завидным постоянством, чтобы не проводить более сложных аналитических расчетов, хотя это и является их прямыми обязанностями. В результате импортеры регулярно сталкиваются именно с такой корректировкой таможенной стоимости, то есть с постоянным нарушением закона, в чем собственно они же сами и участвуют. При этом руководство таможенных инспекторов прекрасно осведомлено о сложившейся ситуации, то есть о нарушении закона. Но это их вполне устраивает, так как, кроме всего прочего, существует еще и план сбора таможенных пошлин, который тоже должен выполняться. А это как раз способствует выполнению плана.

Конечно, зная всю эту ситуацию, становится не намного легче работать с таможней. Но, как говориться, кто предупрежден, тот вооружен. И хотя сами по себе такого рода знания никоим образом не гарантируют участникам внешнеэкономической деятельности избавления от попыток таможенных органов применить в отношении них корректировку таможенной стоимости, тем не менее, есть вполне реальная возможность провести эту процедуру согласно букве закона. В одних случаях это поможет настоять на применении первого метода расчета, когда будет попытка отказать в нем, в других — использовать шестой метод без ссылок на профили риска.

Другими словами, не стоит сразу соглашаться с предложением таможни на корректировку таможенной стоимости и уж тем более делать ее самим. В противном случае участники внешнеэкономической деятельности лишаются возможности обращаться в вышестоящие органы или в арбитражный суд по поводу обжалования действий конкретного таможенного инспектора. Но это, конечно же, только в крайнем случае. Изначально же, нужно до последнего использовать все методы убеждения инспектора (разумеется, в рамках закона) и настаивать на применении первого метода расчета >таможенной стоимости товара.

Аббревиатура КТС в таможне расшифровывается как корректировка таможенной стоимости. Фактически, это форма контроля, которая позволяет таможне не согласиться с заявленными декларантом ее размером и начислить дополнительные платежи. Если заявленная стоимость окажется ниже контролируемого уровня, то основой для начисления становятся средние, установленные профилем риска цены за кг., количество штук и т. д.

Результат – больше денег в виде таможенных платежей, перечисляемые в бюджет.

Воодушевляет факт, что корректировка пока остается действительно формой контроля, и импортеру предоставляется возможность собрать документы для доказательства заявленной в декларации таможенной стоимости, и вернуть суммы, уплаченные сверх причитающихся.

Если документы будут предоставлены в срок и доводы импортера приняты, то деньги таможня вернет, и следующие партии товара будут выпускаться согласно принятой стоимости, что является важным моментом для поставок, следующих одна за другой.

К чему готовиться?

Всего предоставляется до 60-ти дней для сбора документов. Список таможня указывает в письме, которое получает участник ВЭД в ответ на заявление о несогласии с решением таможни о корректировке. Списки документов могут отличаться в зависимости от обстоятельств, однако основной перечень, как правило, не меняется. В него включены в обязательном порядке текущие коммерческие и транспортные документы на декларируемый товар, а также требуются внутренние документы о принятии товаров на баланс предприятия и их дальнейшей внутренней продажи.

Дополнительно могут быть затребованы калькуляции, связанные с производством, упаковкой и прочих расходов, подтверждения текущих цен внешнего и внутренних рынков, но это уже по усмотрению таможни. В последнее время участились отправки таможней писем поставщикам с просьбой подтвердить наличие контракта, цен, по которым товар был отгружен и основных коммерческих документов.

Ждать ли возврат КТС таможней?

Обязательно. Верно оформленные документы и хороший сопровождающий специалист помогут оформить возврат КТС таможней.

К сожалению, бывает и по-другому. Основных причин две.

Одна из них настоящая, когда документов для подтверждения не хватает или содержащаяся в них информация не соответствует заявленной стоимости. Нужно признать, что это случается.

Вторая причина объективно ожидаемая. Согласно последним распоряжениям, таможня, видимо, решила отнестись к корректировке таможенной стоимости как взиманию платежей и наполнения бюджета со всей серьезностью. Отсечь последние возможности выпуска товаров по ценам ниже риска без КТС, и фактически оставить участнику ВЭД единственный путь условного выпуска, работы с документами и, в случае негативного решения, суд.

Пока таможня отчитывается о выполнении плана, некоторые импортеры сталкиваются с настоящими проблемами, и в основной группе те, кому по ряду причин сложно доказать свою правоту. Непрямые закупки, цена существенно ниже риска, слишком большой разрыв между ценой закупки и продажи – все это влияет на принятие негативного окончательного решения таможней.

Что советуют специалисты?

Во-первых, обратиться к брокеру и определить уровень цен. Возможно, что ничего дополнительно предпринимать не понадобится.

Во-вторых, оценить фактическую необходимость временных и прочих затрат на доказывание стоимости, если разница в платежах не велика, а поставки того же товара не планируются.

Но, необходимо помнить, что аппетиты бюджета безграничны и так называемая «проходная стоимость» со временем только увеличивается. Это означает, что если следующие поставки состоятся, то различие между начисленными суммами будет больше, а доказывание сложнее.

В-третьих, о доказательствах таможенной стоимости нужно позаботиться заранее, в особенности в отношении документации, которую должен будет предоставить поставщик или иностранная транспортная компания. Лучше объяснить, что от них требуется до того, как груз будет находиться в таможне назначения.

Корректировка таможенной стоимости (КТС) представляет собой перерасчет таможенной стоимости товара по причине того, что таможенные органы не согласны с той ценой, которую заявляет декларант (таможенный представитель) во время таможенного декларирования ввозимых товаров.

Нередко результатом такого процесса является доначисление таможенных платежей. Чем же обуславливается принятие такого решения? Часто работники таможни руководствуются некими профилями рисков для определенного товара. Если же таможенная стоимость, которая заявляется участниками ВЭД, ниже этой планки, тогда и возникает необходимость в ее корректировке. В таком случае участник может понести дополнительные немалые материальные потери.

Порядок корректировки таможенной стоимости товара

Чтобы этого избежать, еще до самой процедуры корректировки нужно доказать достоверность той таможенной стоимости, которая вами будет заявлена в дальнейшем. Я, как таможенный адвокат с большим опытом работы, помогу правильно подготовить всю документацию и отстоять ваши интересы. Если же ситуация сложилась таким образом, что корректировка стоимости уже неизбежна, моя помощь также будет для вас весьма полезна. Я, как таможенный юрист с большим опытом, знаю порядок корректировки таможенной стоимости товара и правила ее проведения, поэтому помогу пройти все этапы с наименьшими потерями средств и времени для вас.

Первым делом нужно заполнить таможенную декларацию и декларацию таможенной стоимости. На бланке последней в определенном для этого поле орган таможни принимает одно из возможных решений относительно стоимости данного товара:

  • принять стоимость товара, которая была заявлена декларантом;
  • провести корректировку таможенной стоимости;
  • провести дополнительную проверку.



Помощь в возврате взысканных платежей таможенного характера

Если декларант решает, что он согласен с решением о корректировке таможенной стоимости, то она может изменяться в установленном порядке, а сам участник внешнеэкономической деятельности должен доплатить разницу, которая будет получена в результате расчетов КТС.

В том случае, если декларант не соглашается с предложенной КТС, необходимо подтвердить свою позицию. Я помогу вам собрать весь пакет необходимых документов для того, чтобы подтвердить обоснованность вашего решения.

После того, как документы получены, сотрудники органов таможни должны тщательно изучить имеющийся комплект документов и после принять конечное решение относительно обоснованности таможенной стоимости товара, назначенной таможенным представителем (декларантом). Поскольку я досконально знаю законодательство в этой сфере и имею огромный опыт работы, моя профессиональная помощь и действия помогут значительно увеличить ваши шансы на выигрыш дела о КТС и вернуть дополнительно взысканные платежи таможенного характера.

Как правило, процесс заполнения и подачи таможенной декларации считается одним из самых сложных этапов таможенного оформления. Тем не менее, внести изменения в уже поданную ДТ бывает существенно сложнее, чем заполнить и подать новую декларацию. И все-таки сделать это во многих случаях необходимо.

Для изменения заявленных в таможенной декларации сведений используется отдельный вид электронного документа – корректировка декларации на товары (КДТ). Рассмотрим основные моменты, связанные с корректировкой таможенной декларации:

Кто может внести изменения в ДТ?

Декларант, путем направления КДТ и мотивированного обращения или по требованию таможенного органа, а также сам таможенный орган, по результатам проверки или таможенной экспертизы.

Когда можно корректировать сведения в ДТ?

Внесение изменений допускается как до, так и после выпуска ДТ (в течение 3 лет).
До выпуска ДТ изменения вносятся по запросу декларанта только в том случае, если в это время не запрошены документы, не назначен таможенный осмотр, досмотр или экспертиза. В качестве исключения, в таких случаях допускается исправление опечаток или грамматических ошибок, а также сведений о местонахождении товаров.

Если таможенный орган сам выявил ошибку в ДТ он направляет декларанту требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.

После выпуска ДТ декларант также может направить обращение о внесении изменений в ДТ. Другими поводами для корректировки сведений являются: результаты постконтроля, решения по жалобам, судебные решения.

Какие сведения можно изменить путем подачи КДТ?

Скорректировать можно любые сведения и ошибки, исключением является возможность добавления новых товаров, ранее в ДТ не заявленных. И конечно, нужно учитывать, что изменение некоторых данных может послужить причиной возбуждения дела об АП.

Как подается КДТ?

Для заполнения и отправки КДТ используется те же программные продукты, что и для работы с ДТ. Подача КДТ также происходит в виде электронного документа.

Какие последствия корректировки ДТ могут возникнуть?

Если изменяется таможенная стоимость или код ТН ВЭД, может измениться сумма таможенных платежей, причем и в большую и в меньшую сторону. Если сумма увеличится, таможенный орган направит декларанту требование о доплате пошлин и налогов. Если уменьшится, излишне уплаченные средства будут возвращены на единый лицевой счет (ЕЛС) декларанта.

Если изменение кода товара повлияло на применяемые запреты и ограничения, могут потребоваться дополнительные разрешительные документы на товар.

Изменение данных о стоимости товара, номере или УНК контракта также повлияют на информацию, отправленную в уполномоченный банк в рамках валютного контроля.

И, конечно, такие перемены могут послужить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности.

Специалисты учебного центра «Компас ВЭД» в рамках проводимых курсов повышения квалификации, а также краткосрочных семинаров по таможенному делу и ВЭД обучают слушателей наиболее сложным вопросам, связанным с таможенным декларированием товаров:

  • особенности внесения изменений в ДТ;

  • правила классификации и декларирования товаров, перевозимых в незавершенном и некомплектном виде;

  • правила декларирования частей и комплектующих;

  • декларирование товаров с предоставлением сертификатов соответствия или декларации о соответствии;

  • декларирование товаров, подпадающих под применение специальных защитных мер;

  • декларирование товаров, подпадающих под тарифные преференции;

  • декларирование товаров, перемещаемых по рекламации;

  • определение, корректировка таможенной стоимости товаров. Практика оспаривания решений таможенных органов по таможенной стоимости товаров;

  • практика оспаривания решений таможенных органов по заявленным кодам ТН ВЭД ЕАЭС;

  • практика предоставления документов и сведений, а также соблюдения законных прав и интересов декларанта при проведении мероприятий таможенного контроля (до и после выпуска товаров), а также рассмотрении дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Обучение на курсах и семинарах доступно в онлайн и офлайн форматах.

От процедуры корректировки таможенной стоимости (КТС) не застрахована ни одна поставка, вне зависимости от реальных условий сделки и стоимости товара. Большинству импортеров также знакома ситуация, когда товар выпускается только под обеспечение уплаты таможенных платежей, которое, по истечению установленного законом срока, таможенный орган списывает со счетов декларанта, несмотря на попытки участника ВЭД подтвердить заявленную стоимость предоставлением дополнительных документов.

Судебная практика и позиция Верховного суда такова, что если в процессе дополнительной проверки не предоставлены в таможенный орган необходимые документы, то предъявить их в суде будет немного проблематично.

Поэтому очень важно качественно подойти к ответу на запрос таможенного органа в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости.

Стоимость услуги по подготовке ответа на запрос таможни значительно ниже стоимости услуг по подготовке иска.

Однако, если, не взирая на качественный ответ на запрос, таможенный орган, все-таки, вынес решение о корректировке таможенной стоимости, есть возможность обжаловать такое решение, тем более, что, в случае победы, все расходы на представителей подлежат взысканию с таможни. Кроме того, существует возможность взыскать с таможенных органов проценты за пользование денежными средствами.

Жалобу на решение таможенного органа можно подать по общему правилу в течении 3 месяцев с момента вынесения оспариваемого решения.

ВНЕСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ КТС

Залогом успешного оспаривания решения о КТС во внесудебном порядке является полнота подтверждающих таможенную стоимость документов и грамотно выбранная линия поведения при общении с таможней. Одним из наиболее эффективных инструментов урегулирования данной проблемы является обращение в вышестоящий таможенный орган с жалобой на такое решение.

В последнее время таможня достаточно часто отменяет решения о КТС в порядке ведомственного надзора, при условии грамотно обоснованной жалобы и исполнения декларантом обязанности по подтверждению заявленной таможенной стоимости в рамках проведенной проверки

ВОЗВРАТ КТС В СУД

Обращение в суд – наиболее действенный вариант вернуть доначисленные таможней платежи.

Наша судебная практика по данной категории споров, большей частью, складывается в пользу участников ВЭД.

Однако, общая статистика показывает заметное снижение процента победных дел, в первую очередь, из-за неоднородности судебной практики в регионах, различием в трактовке отдельных положений таможенного законодательства как судами, так и таможенными органами, а также, небрежным отношением декларанта к подготовке комплекта документов для внешнеторговой сделки.

Успех судебного оспаривания решений о корректировке таможенной стоимости во многом зависит от грамотной совместной работы декларанта и юриста, обладающего глубокими знаниями таможенного законодательства и большим опытом судебной работы по данной категории дел.

Таможенные юристы компании «Магистраль» успешно отстаивают интересы участников ВЭД в судах по спорам о таможенной стоимости с 2009 года в различных регионах России. За это время нам удалось взыскать более 190 000 000 рублей излишне уплаченных таможенных платежей. Судебная практика нашей компании является лучшим подтверждением нашего профессионализма.

Если вами пропущен трех месячный срок обжалования решения таможни, не стоит отчаиваться, наши юристы помогут и в этой ситуации. Мы готовы подробно проконсультировать вас по всем вопросам, связанным возвратом излишне уплаченных таможенных платежей по поставкам за последние три года

СТОИМОСТЬ УСЛУГ ПО ОБЖАЛОВАНИЮ КОРРЕКТИРОВКИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ: