Конвенция совета Европы о гражданско правовой ответственности

COUNCIL OF EUROPE CRIMINAL LAW CONVENTION ON CORRUPTION

Nodirkhonova N. (Republic of Uzbekistan) КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА КОРРУПЦИЮ Нодирхонова Н. Д. (Республика Узбекистан)

Nodirkhonova Nilufar / Нодирхонова Нилуфар — преподаватель, кафедра ЮНЕСКО международного права и прав человека, факультет международного права, Университет мировой экономики и дипломатии, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье проводится обзор современных международно-правовых основ по борьбе с коррупцией. В первой части кратко обсуждаются проблемы, касающиеся правового определения термина «коррупция» в качестве преступлений. Во второй части излагаются основные международно-правовые документы по борьбе с коррупцией. Мы намерены оценить текущее состояние урегулирования борьбы против коррупции и международное сотрудничество по борьбе с коррупцией. В конце мы приводим ряд выводов и рекомендаций в плане реализации международно-правового опыта по борьбе с коррупцией. Коррупция может быть применена по факту, но в первую очередь, концепция Конвенции требует профилактики. Несмотря на то, что система многосторонней реализации все еще находится в зачаточном состоянии, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требуют от государств-участников установить внутреннюю систему органов предупреждения и борьбы с коррупцией. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию указывают на определенные требования, которым антикоррупционные органы должны отвечать, чтобы быть эффективными. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию не определяет, что должно быть выполнено для того, чтобы антикоррупционные органы считались независимыми.

Ключевые слова: Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, государственные финансы, общественный контроль, противодействие коррупции, акты международных организаций.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию является широкомасштабным документом, направленным на координацию в области уголовной ответственности в отношении большого количества деяний, связанных с коррупцией. Конвенция также предусматривает дополнительные меры в уголовном законодательстве и совершенствование международного сотрудничества в преследовании преступлений, связанных с коррупцией. Конвенция открыта для присоединения государств-нечленов. За ее выполнением будет следить «Группа государств против коррупции — ГРЕКО», которая начала свою деятельность 1 мая 1999 года. После того как государства, которые еще не вступили в ГРЕКО, ратифицируют Конвенцию, они автоматически становятся членами ГРЕКО.

Конвенция имеет широкую сферу действия и дополняет существующие правовые документы. Она охватывает следующие формы коррупционной деятельности, как правило, рассматриваемой как конкретные типы коррупции :

• активный и пассивный подкуп национальных и иностранных государственных должностных лиц;

• активный и пассивный подкуп национальных и иностранных парламентариев и членов международных парламентских ассамблей;

• активный и пассивный подкуп в частном секторе;

• активный и пассивный подкуп сотрудников международных организаций;

• активный и пассивный подкуп национальных, иностранных и международных судей и должностных лиц международных судов;

• активное и пассивное использование служебного положения в корыстных целях;

• отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией;

• преступления, касающиеся операций со счетами (фактуры, бухгалтерские документы и т. д.), связанные с коррупционными преступлениями.

От государств требуется обеспечить эффективные и предупредительные санкции и меры, включая лишение свободы, которые могут приводить к выдаче. Юридические лица также несут ответственность за преступления, совершенные для извлечения выгоды, и подвергаются эффективным уголовным или неуголовным санкциям, включая и денежные штрафы.

Конвенция также включает положения, касающиеся содействию коррупции и подстрекательства, иммунитета, критериев по определению юрисдикции государств, ответственности юридических лиц, создания специализированных антикоррупционных органов, защиты лиц, сотрудничающих со следствием, или с прокуратурой, сбора доказательств и конфискации доходов. В Конвенции предусматривается укрепление международного сотрудничества (взаимной помощи, выдачи и предоставления информации) в расследовании и наказании в связи с коррупционными преступлениями.

ЕС свою антикоррупционную борьбу начал с неправильного использования фондов ЕС в 1995 году . Однако в течение многих лет ЕС расширил поле своего внимания, и последним его шагом является всеобъемлющий двухлетний процесс рассмотрения общих достижений государств-членов по борьбе с коррупцией. Барометр коррупции ЕС показывает, что даже в ЕС борьба с коррупцией далеко не выиграна . По результатам барометра, 74% граждан ЕС считали, что коррупция остается серьезной проблемой в их стране. Около 1% от ВВП ЕС, или около 120 млрд. евро, по оценкам, ежегодно теряется из-за коррупции. Примерно 20-25% стоимости государственных контрактов потеряны из-за коррупции каждый год. Эти цифры поражают . Коррупция серьезно тормозит конкуренцию на внутреннем рынке. В результате, законодательный орган ЕС остановил свой выбор на (более простой) правовой основе обеспечения пространства свободы, безопасности и справедливости . В 1995 году Совет принял Конвенцию о защите финансовых интересов Европейских сообществ (Конвенция ЕС). Конвенция ЕС охватывает незаконное присвоение фондов ЕС посредством мошеннических заявлений или фальшивых документов . Год спустя, в 1996 году был принят Протокол к Конвенции. Настоящий Протокол содержит определения и унифицированные наказания за преступления, связанные с коррупцией . В 1997 году была принята Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц европейских сообществ или должностных лиц государств-членов Европейского Союза . 22 июля 2003 года Совет принял рамочное решение 2003/568 / ПВД по борьбе с коррупцией в частном секторе, охватывающий хозяйственную деятельность в пределах субъектов прибыли и некоммерческих организаций (за исключением, например, НПО, спортивные клубы и т. д.) . В своем решении от октября 2008 года Комиссия создала сеть контактных пунктов государств-членов, с тем, чтобы улучшить сотрудничество между компетентными органами в борьбе с коррупцией в Европе . Кроме того, Стокгольмская программа дает дорожную карту ЕС на 20102014 годы в сфере юстиции, свободы и безопасности, ссылаясь на коррупцию в качестве одной из своих целей . ЕС, однако понял, что различные инструменты по борьбе с коррупцией носили весьма фрагментарный характер и что успех в этом вопросе будет повышен за счет оптимизации последовательной политики в области борьбы с коррупцией во всех сферах ее деятельности. Кроме того, сообщается, что коррупция ухудшилась в некоторых недавно присоединившихся государствах-членах после вступления в ЕС . Кроме того, недавний кризис евро ясно дал понять, что различия в национальной этике и управления могут поставить под угрозу само существование институтов ЕС. Эти соображения привели ЕС к разработке всеобъемлющих рамок по борьбе с коррупцией. В 2011 году Комиссия приняла предложение о согласованных правилах закупок, в том числе гарантиях по борьбе с коррупцией . В июне 2011 года Комиссия опубликовала новое сообщение, в котором основное внимание акцентировано на обеспечение эффективной работы существующих инструментов . Согласно этому мнению, существует достаточная база по борьбе с коррупцией на международном и европейском уровнях, но основной задачей является обеспечение соблюдения существующих положений. По состоянию на 2013 год, ЕС выпустит доклад каждые два года, с двойной целью. Во-первых, это обеспечит «диагноз» проблем коррупции в ЕС. Во-вторых, в докладе освещены конкретные вопросы в каждом государстве-члене, на основе анализа страны. Рекомендации, не

являются юридически обязательными, но будут контролироваться на основе последующий отчетов. Цель состоит в том, чтобы работать в тесном контакте с ГРЕКО, меxaнизм борьбы с коррупцией органов Совета Европы, а также избежать дублирования меxaнизмов отчетности. Между тем, ЕС ведет переговоры о членстве в ГРЕКО. Другие продолжающиеся меры включают в себя, среди прочего, законодательное предложение о согласовании правил возвращения активов в стрaнax ЕС .

Литература

5. See e.g. the introductory paragraphs of Council Decision 2008/568/JHA of 22 July 2003, O.J. L 192, 31 July 2003. P. 54-56.

7. It entered into force on 17 October 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. The Stockholm Programme — An open and secure Europe serving and protecting citizens, O. J. C 115, 4 May 2010. P. 1-38.

Политика

26 декабря 2005 г. Президент Александр Лукашенко подписал Закон Республики Беларусь «О ратификации Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию».

26 декабря 2005 г. Президент Александр Лукашенко подписал Закон Республики Беларусь «О ратификации Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию».

Рассмотрение в Парламенте проекта этого Закона было инициировано Главой государства.

Согласно ратифицированной данным Законом Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию каждое государство предусматривает в своем национальном законодательстве:

эффективные средства правовой защиты прав и интересов лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, в том числе возможность получения компенсации за ущерб, причиненный актом коррупции, путем подачи иска в суд;

положения о том, что лица, понесшие ущерб в результате акта коррупции, совершенного должностными лицами при выполнении ими служебных обязанностей, вправе требовать возмещения от государства. При этом объем возмещения ущерба уменьшается или в нем может быть отказано, если истец по собственной вине способствовал причинению ущерба или его усугублению.

Участие в этой Конвенции предоставит нашей республике право на взаимовыгодных условиях сотрудничать с иностранными государствами по вопросам гражданского судопроизводства по делам о коррупции, в частности, по вопросам вручения документов, получения доказательств за границей, признания и принудительного исполнения решений иностранных судов, возмещения судебных издержек, что позволит своевременно и в полном объеме истребовать от виновных в совершении коррупции лиц, скрывающихся за рубежом, компенсацию за причиненный ущерб.