Концессионных соглашений

Суть концессионного соглашения. Статья о концессионном соглашении. Закон о концессионных соглашениях. Условия концессионного соглашения.

Концессионные соглашения – особый вид договоров, при заключении и исполнении которых происходит передача государственного либо муниципального имущества частному инвестору с целью его реконструкции и дальнейшей эксплуатации.

К концессионным соглашениям относятся и договоры, условия которых предусматривают создание объекта частным инвестором в будущем, но при этом условия о передаче объекта инвестору для дальнейшей эксплуатации им объекта аналогичны.

Заключение таких соглашений – это способ инвестировать в экономику государства с целью поддержания его жизненно важных функций: дороги, здравоохранение, образование и т.д.

Заключение концессионных соглашений – общемировая практика. В российском законодательстве такая практика применяется с 1991 года, то есть с начала перехода на рыночную экономику. Однако в то время регулирование было фрагментарным и не имело специального закона. Законодательно урегулированы вопросы коммерческой концессии были лишь в 2005 году.

Аналогичны концессионным по своей сути соглашение о разделе продукции и энергосервисный договор. В первом случае осуществляется разделение добытой продукции в основном в счет оплаты налогов инвестором, во втором – происходит частное инвестирование в энергосистему (две цели – обновление оборудования и экономия электроэнергии, выплаты осуществляются за счет достигнутой экономии).

Однако соглашение о разделе продукции и энергосервисные договоры используются только в узких сферах: недропользование и энергетика. Концессионное же соглашение применимо во многих сферах: дороги, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, метрополитен, аэродромы и иное.

Следует отличать концессионное соглашение и от соглашения о государственно-частном партнерстве: при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве право собственности на объект может перейти инвестору, в то время как обязанность его дальнейшей эксплуатации может быть возложена на государство. Это новый вид инвестирования в государственную экономику: закон вступил в силу в 2015 году.

Таким образом, концессионное соглашение – это особый вид договора, при котором инвестор обязуется возвести либо реконструировать объект инфраструктуры, находящийся в государственной собственности, и в дальнейшем эксплуатировать его за плату в соответствии с его предназначением.

Кто может заключать соглашение

Со стороны инвестора может выступать любая коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, как российские, так и иностранные. Допустимо заключение соглашения и с несколькими инвесторами.

Со стороны государства выступают государственные органы, органы субъектов Российской Федерации, муниципальные органы (в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество, требующее вложения инвестиций).

В отношении чего можно заключать концессионное соглашение

Соглашение заключается в отношении недвижимости, которую необходимо построить либо реконструировать. В отношении объектов движимого имущества соглашения не могут быть заключены, равно как и в отношении объектов интеллектуальной собственности. При этом недвижимость должна либо принадлежать государству до заключения соглашения (реконструкция) либо после возведения (строительство).

Природа концессионного соглашения

Как строительство, так и реконструкция недвижимости требует длительного времени, ввиду чего соглашения заключаются на долгий срок: средний срок действия соглашения – 20-30 лет.

После строительства либо реконструкции объект передается инвестору для использования и иной эксплуатации его по его целевому назначению, при этом право собственности на объект остается у государства, а пользование объектом оплачивается со стороны инвестора.

В некоторых случаях (к примеру, объект является социальным, и его эксплуатация не принесет прибыли инвестору) предусматривается оплата со стороны государства.

Инвестор обязан эксплуатировать объект в соответствии с его целевым назначением и условиями соглашения на протяжении всего срока, установленного соглашением.

Каждое из соглашений индивидуально, зависит от объекта, сроков, объемов привлекаемых инвестиций. Кроме того, соглашение – это несколько видов договоров в одном (как минимум, договор подряда и договор аренды), следовательно, и правовое регулирование применяется в зависимости от вида договора.

Обязательные условия соглашения

— Возведение либо реконструкция объектов соглашения в установленные сроки совместно с порядком предоставления земельных участков для выполнения работ;

— Осуществлять деятельность, определенную соглашением в течение установленного срока после возведения либо реконструкции соответствующего объекта недвижимости;

— Срок соглашения;

— Конкретизация, в том числе технико-экономические показатели, объекта соглашения.

Цель соглашения

Соглашение – это вид частных инвестиций в широкий спектр объектов инфраструктуры, принадлежащих государству совместно с передачей прав на некоторые виды деятельности частным инвесторам. Цель для государства в таких соглашениях – работоспособная инфраструктура, цель инвестора – получение прибыли.

Елена Миронова, юрист-аналитик. Блондинка. Люблю розовое. Нравится поп-музыка. Отдаю предпочтение судебным спорам по банкротству, займам.

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

а) защита и охрана интеллектуальной собственности (от регистрации товарного знака до споров по любым результатам интеллектуальной деятельности, в т.ч. сами товарные знаки, программы для эвм);

б) корпоративные вопросы и споры (от организации и проведения ГОСУ, ВОСУ до оспаривания сделок, взыскания убытков с директора, признания решений органов управления недействительными);

в) ведение судебных споров (споры в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах);

г) налоговые вопросы (от аудита бизнес-процессов на предмет налоговых рисков, сопровождения налоговых проверок до оспаривания результатов проверок, иных актов налоговых органов);

д) коммерческая практика (правовое сопровождение бизнеса по различным вопросам);

е) юридическая помощь по уголовным делам (как правило, связанным с предпринимательской деятельностью);

ж) защита активов компаний и собственников бизнеса.

Рекомендуем почитать наш блог, посвященный юридическим и судебным кейсам (арбитражной практике), и ознакомиться с материалам в Разделе «Статьи».

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!

Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com

Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше, чем просто юридические услуги

Левицкая Е.А., старший преподаватель кафедры «Гражданское и предпринимательское право» Института управления бизнеса и права, г. Ростов-на-Дону.

В настоящее время особую актуальность представляет поиск оптимальных методов управления коммунальным имуществом муниципальных образований, которые позволили бы эффективно его эксплуатировать, обеспечивая при этом нужды населения. Управляя таким имуществом, публичные образования реализуют свои важнейшие социальные функции, однако для их успешного выполнения требуются финансовые вложения, средства и возможности эффективно эксплуатировать собственность в условиях развития рыночных отношений, которыми муниципалитет обладает далеко не всегда. В этой связи актуальность приобретает разработка форм привлечения частного капитала в муниципальную экономику, обеспечение разумного баланса публичного и частного интереса в указанной сфере. Реализуемой на практике формой муниципально-частного партнерства является аренда коммунального имущества, конкуренцию которой в скором времени могут составить концессионные соглашения, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях» <1>.

<1> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.

Прежде всего следует отметить различные цели заключения рассматриваемых договоров. «Цель договора аренды — обеспечить передачу имущества во временное пользование. Арендатор, как правило, нуждается в имуществе временно либо не имеет возможности приобрести его в собственность. Арендодателю же передаваемое в аренду имущество не нужно или он преследует цель извлечения прибыли из его передачи во временное пользование другому лицу» <2>, «окупаемости объекта и возвратности его собственнику в натуральной форме» <3>. В качестве основной цели договора аренды не выделяется «эффективное использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и повышение качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям» <4>, создание и реконструкция объектов за счет средств частного инвестора, что можно рассматривать в качестве целей принятия закона о концессионных соглашениях. Как справедливо отмечает И. Дроздов, «различия концессии и традиционной аренды, если и признавать таковые, коренятся в экономических целях, которые преследует государство при заключении указанных договоров» <5>.

<2> Иванов А.А. Глава 33. Аренда // Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. С. 168.
<3> Сафаралиева С.Г. Регулирование договора аренды публичного имущества в российском законодательстве // Журнал российского права. 2002. N 2. С. 109.
<4> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.
<5> Дроздов И. К правовой природе концессионного соглашения // Хозяйство и право. 2006. N 6. С. 50.

Концессионное соглашение всегда имеет особый субъектный состав. В качестве концедента выступает публичный собственник — муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, что позволяет говорить о так называемом непосредственном <6> участии муниципального образования в гражданском обороте. В качестве концессионера согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ также могут выступать только определенные субъекты правоотношений. Статья 608 ГК РФ закрепляет общее правило, в соответствии с которым арендодателем может быть собственник имущества или лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Заключать договоры аренды может как соответствующий орган по управлению муниципальным имуществом (чаще всего по результатам конкурса), так и унитарные предприятия, наделенные правом хозяйственного ведения, муниципальные учреждения. Таким образом, аренда не предполагает обязательного участия соответствующих органов управления в качестве стороны договора аренды коммунального имущества и представляет собой форму «опосредованного» <7> участия муниципалитета в гражданских правоотношениях.

<6> Иванов А.А. Глава 8. Государство и государственные муниципальные образования // Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. С. 225.
<7> Там же.

Объектом договора аренды может быть не только недвижимое имущество, относящееся к категориям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях», но и любое другое непотребляемое имущество, запрет или ограничения на аренду которого не установлены законом (ст. 607 ГК РФ). Интерес представляет такая особенность концессионного соглашения, как обозначение в качестве объекта соглашения еще не существующего, то есть будущего, имущества, которое только предстоит создать концессионеру и за качество которого он отвечает. В связи с этим очевидна невозможность закрепления в концессионном соглашении обязанности концессионера вернуть имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа, которая установлена для арендатора ст. 622 ГК РФ. Договор аренды состоит в передаче арендатору уже существующего имущества во владение и (или) пользование. Однако и он не связан с однозначным запретом производить изменения арендованного имущества, что основано на закрепленной ст. 622 ГК РФ возможности возврата имущества в состоянии, обусловленном договором. Так, например, в г. Ростове-на-Дону практикуется долгосрочная аренда муниципального имущества (15 лет и более) с инвестиционными обязательствами арендатора по его реконструкции и переоснащению <8>. Поэтому при определенных обстоятельствах действия арендатора в отношении имущества будут схожи с действиями концессионера в отношении концессионного объекта.

<8> Положение «О порядке передачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда», утвержденное решением городской Думы от 22 июня 1999 г. N 202 (в ред. от 23.12.2004); Положение «О порядке предоставления в аренду имущественных комплексов, находящихся в собственности города Ростова-на-Дону», утвержденное решением городской Думы от 15 октября 2002 г. N 134 (в ред. от 20.02.2003); решение городской Думы от 23 июня 2006 г. N 150 «О работе администрации города с предприятиями всех форм собственности, аренда муниципального имущества которым передана на 15 и более лет».

Формулировка ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ предполагает, что имущество, переданное по концессионному соглашению или созданное в процессе его реализации, в любом случае «принадлежит или будет принадлежать» концеденту, что является гарантией сохранения права собственности на коммунальное имущество за муниципальным образованием и тем самым гарантией реализации интересов населения соответствующей территории. Аренда (по общему правилу) допускает возможность выкупа арендованного имущества, за исключением случаев, когда законом установлены случаи запрещения такого выкупа (ст. 624 ГК РФ) <9>.

<9> Следует учитывать предусмотренное ст. 217 ГК РФ правило, в соответствии с которым имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Выкуп арендованного имущества трудовыми коллективами предприятий в настоящее время не считается способом приватизации и применяется, только если соответствующий договор был заключен до введения нового перечня способов приватизации действующим законодательством.

Одной из дополнительных гарантий прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения (п. 5 ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ). Договор аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий в договор (п. 1 ст. 615 ГК РФ), при отсутствии условий подобного рода арендатор должен использовать имущество в соответствии с его назначением. Кроме того, аренда в отличие от концессионного соглашения не обязывает арендатора осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, что не дает возможности эффективной реализации публичных интересов, так как хозяйственная деятельность арендатора (при отсутствии дополнительных условий в договоре) полностью зависит от его воли и заинтересованности в извлечении прибыли. Исходя из очевидной социально значимой мотивации концессионных отношений, в сравнении с арендой муниципального имущества, закон стремится к исключению коллизий прав концессионера с правами третьих лиц на переданное в концессию имущество. Поэтому концессионеру в принципе не может быть передан объект, обремененный правами третьих лиц, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Сущность концессии состоит в создании и (или) реконструкции недвижимого имущества за счет концессионера, возложении на него расходов на исполнение соответствующих обязательств (п. 12 ст. 3 Федерального закона), и соответственно обязанность по проведению текущего и капитального его ремонта полностью лежат на последнем <10>. Таким образом, деятельность концессионера, в том числе соблюдение сроков выполнения обязательств, не ставится в зависимость от соответствующих действий концедента, что в некоторой степени повышает ответственность первого по взятым на себя обязательствам и в то же время позволяет выполнять их в соответствии со своими экономическими интересами.

<10> Однако концедент в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ имеет право принимать на себя часть соответствующих расходов.

Пункт 1 ст. 616 ГК РФ возлагает обязанность по проведению капитального ремонта на арендодателя, если иное не предусмотрено в договоре. Если же под капитальным ремонтом понимать восстановление частей (конструктивных элементов) арендованного имущества, без которого последнее нельзя использовать по назначению <11>, то можно предположить, что выполнение данного ремонта арендодателем может значительно повлиять на условия пользования арендованным имуществом и поставить их в зависимость от действий арендодателя, сроков и качества выполнения.

<11> Иванов А.А. Глава 33. Аренда // Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. С. 185.

На договор аренды распространяется правило ст. 211 ГК, в соответствии с которым риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не установлено в законе или договоре. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» закрепляет в качестве общего правила, что соответствующие риски лежат не на собственнике имущества, а на концессионере (п. 8 ст. 3), что обусловлено, видимо, широкими полномочиями концессионера в отношении концессионного объекта, длительным сроком нахождения имущества в его пользовании <12>.

<12> Согласно п. 6 и п. 10 Типового концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии стороны могут поставить переход риска случайной гибели объекта (или иного имущества, не являющегося объектом соглашения) от одной стороны соглашения к другой в зависимость от наступления каких-либо событий или сроков.

Еще одной обязанностью концессионера, гарантирующей выполнение им условий соглашения, является ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта соглашения (п. 14 ст. 3), с которым связывается также появление у концессионера права на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования или перевода долга с согласия концедента (п. 2 ст. 5 Федерального закона) <13>. В соответствии же с п. 2 ст. 615 ГК арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). Если предположить, что договор аренды был заключен с согласованием обязанностей арендатора по улучшению, модернизации муниципального имущества, то отсутствие обязанности по введению новых объектов в эксплуатацию и возможность передачи прав и обязанностей по договору создает дополнительные возможности для злоупотреблений и нарушений прав муниципалитета и потребителей коммунальных услуг.

<13> Пункт 41 Типового соглашения закрепляет возможность передачи концессионером с согласия концедента объекта соглашения в пользование третьим лицам. Текст указанного пункта свидетельствует о том, что такая передача возможна только после создания и (или) реконструкции объекта концессионером, так как третьему лицу передается только право пользования объектом.

Также необходимо отметить, что концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению (п. 2 ст. 5 Федерального закона), в отличие от арендатора, имеющего также возможность вносить арендные права в качестве вкладов в уставный капитал (п. 2 ст. 615 ГК РФ), что не создает дополнительных оснований для соблюдения баланса частных и публичных интересов, которые могут быть поставлены в зависимость от выполнения арендатором своих обязательств перед третьими лицами.

Определенное сходство концессионное соглашение и договор аренды коммунального имущества могут иметь в том случае, если арендная плата устанавливается в виде возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества (п. 2 ст. 614 ГК). Однако, как следует из текста статьи, такие затраты могут полностью покрывать размер арендной платы, то есть служить ее заменой. Например, в соответствии с Постановлением ФАС СЗО от 17 января 2005 г. «согласно условиям договора арендодатель обязан зачесть в счет арендной платы денежные средства, израсходованные арендатором на производство неотделимых улучшений, в десятидневный срок после окончания месяца на основании документов, представленных арендатором. Стоимость таких улучшений полностью засчитывается арендатору в счет арендной платы до окончания срока аренды при условии письменного предварительного согласования с арендодателем подлежащей возмещению суммы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что арендатор с согласия арендодателя произвел неотделимые улучшения на сумму, которая значительно превышает размер задолженности по арендной плате» <14>.

<14> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2005 г. по делу N А56-29734/03.

Аренда имущества допускает возложение на арендатора затрат именно как форму арендной платы, а не как самостоятельное его обязательство перед арендодателем. То есть возложение затрат может выступать как единственный вид арендной платы и не предполагать других платежей, может сочетаться с иными видами платы, а может и вообще отсутствовать ввиду согласования сторонами иных форм оплаты по договору. Концессия же предполагает возложение соответствующих затрат на концессионера независимо ни от чего и независимо от наличия закрепленной в договоре концессионной платы <15>, которая не может служить заменой вложений капитала в объект недвижимости. Арендатор вносит плату за пользование имуществом в установленные сроки независимо от эффективности своей деятельности, от того, осуществляет ли он реальное использование вещи, в то время как концессионер, исходя из толкования ст. 7 Федерального закона, имеет возможность не платить концессионную плату в период проведения работ по созданию и (или) реконструкции объекта до момента начала осуществления концессионной деятельности.

<15> В соответствии со ст. 7 Федерального закона концессионная плата может быть установлена в форме:

  1. определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
  2. установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
  3. передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Стороны концессионного соглашения могут предусматривать в концессионном соглашении сочетание указанных форм концессионной платы.

Такие же формы закреплены в ст. 614 ГК РФ в качестве видов арендной платы, к которым помимо вышеуказанных относятся:

  • предоставление арендатором определенных услуг;
  • возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Статья 610 ГК РФ, относящаяся к сроку договора аренды, не содержит такой важной для концессионера гарантии учета его интересов и гарантии для муниципального образования выполнения обязательств концессионером, как определение срока действия договора с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, других обязательств концессионера по концессионному соглашению (ст. 6 Федерального закона); срок аренды определяется соглашением сторон без ссылок на какие-либо ориентиры при его определении в особых случаях.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, позволяет в большей степени учитывать как частные интересы концессионера, так и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг, поэтому его можно рассматривать в качестве наиболее эффективной формы управления коммунальным имуществом муниципальных образований.

Российский бухгалтер, N 10, 2018 год
Рубрика: Практикум бухгалтера
Виталий Семенихин,
эксперт журнала

Концессионные соглашения: особенности заключения, учет и налогообложение

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям позволяет, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, с другой — сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
Итак, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон N 115-ФЗ) был принят 21 июля 2005 г., но поскольку российский институт концессии постоянно совершенствуется, в закон не единожды вносились изменения.
Так что же представляет собой концессия? Для ответа на этот вопрос обратимся к части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ.
Концессионное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Обязанностью концедента по концессионному соглашению является предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Иными словами, концессионное соглашение — это договор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, причем имущество это находится в государственной или муниципальной собственности.
По сути, концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона N 115-ФЗ или из существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит статья 4 Закона N 115-ФЗ, согласно части 1 которой объектом концессионного соглашения могут являться, в частности:
объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии (пункт 10 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (пункт 17 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий (пункт 18 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ);
объекты газоснабжения (пункт 20 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ).
Далее мы будем именовать перечисленные выше объекты объектами ЖКХ.
Обратите внимание!
Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и на момент передачи его концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения, это недопустимо (части 4, 5 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
Примерное концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания граждан утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 748 (далее — Примерное соглашение N 748).
Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ могут выступать:
Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;
субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации.
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты ЖКХ, принадлежащие государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии Законом N 115-ФЗ. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи (часть 1.1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты ЖКХ, принадлежащие на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Законом N 115-ФЗ, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые таким учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения (часть 1.2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).
Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок и на определенных условиях своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и коммерсантам.
Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения (часть 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).
Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению. Требования к такому конкурсу установлены частью 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ.
Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия, устанавливаемый соглашением с учетом следующих факторов, определенных частью 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ:
срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;
объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением;
срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.
Срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на пять лет, по соглашению сторон на основании решения:
Правительства Российской Федерации — (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация);
Высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации);
Местной администрации муниципального образования — (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).
Продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (часть 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения».
Плата по концессионному соглашению предусмотрена статьей 7 Закона N 115-ФЗ. Как установлено частью 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Концессионная плата согласно части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ может быть установлена в форме:
определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы.
Как заключается концессионное соглашение? Из статьи 13 Закона N 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, за исключением случаев, о которых мы скажем позже.
Соглашения в сфере ЖКХ заключаются в соответствии с уже названным Примерным соглашением N 748 и должны включать в себя все существенные условия, установленные Законом N 115-ФЗ. Помимо этого, соглашения могут включать в себя условия, не урегулированные Примерным соглашением N 748, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации.
Конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно статье 21 Закона N 115-ФЗ может быть открытым и закрытым. Разница между открытым и закрытым конкурсом заключается в том, что заявки на участие в открытом конкурсе могут представлять любые лица, участие в закрытом конкурсе могут принимать только лица, которым направлены приглашения о принятии участия в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Закрытый конкурс мы рассматривать не будем, поскольку проводятся такие конкурсы, если соглашение заключается в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в отношении объектов, имеющих стратегическое значения для безопасности государства.
Рассмотрим порядок проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения.
Решением о проведении открытого конкурса должны быть установлены:
условия концессионного соглашения в соответствии со статьями 10 и 42 Закона N 115-ФЗ (далее — условия конкурса);
критерии конкурса и параметры критериев конкурса;
срок опубликования сообщения о проведении открытого конкурса. Сообщение публикуется в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок, установленный конкурсной документацией, не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Сведения, которые должны быть указаны в сообщении о проведении конкурса, содержит статья 26 Закона N 115-ФЗ;
орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также на создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального состава. Отметим, что число членов конкурсной комиссии не может быть менее 5 человек (статья 25 Закона N 115-ФЗ), причем членами комиссии не могут быть граждане, представившие заявки на участие в конкурсе или состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо граждане, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, членами их органов управления или аффилированными лицами участников конкурса.
Конкурсная документация согласно статье 23 Закона N 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения:
условия конкурса;
состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;
требования, предъявляемые к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников;
критерии конкурса и параметры критериев;
исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса;
порядок представления заявок на участие в конкурсе и предъявляемые к ним требования, а также место и срок представления заявок;
порядок, место и срок предоставления конкурсной документации, а также порядок предоставления разъяснений положений конкурсной документации (разъяснения в письменной форме представляются в том случае, если запрос поступил не позднее чем за 10 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе; разъяснения направляются каждому заявителю не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе);
указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 42 Закона N 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере;
размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению;
размер концессионной платы, форму или формы, порядок ее внесения (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 41 Закона N 115-ФЗ (при условии, что размер концессионной платы не является критерием конкурса));
порядок, место и срок представления конкурсных предложений, а также порядок и срок изменения или отзыва заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений (заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока представления в конкурсную комиссию заявок на участие в конкурсе);
порядок, место и дату вскрытия конвертов с заявками;
порядок и срок проведения предварительного отбора участников, дату подписания протокола о его проведении;
порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений, порядок определения победителя конкурса, срок подписания протокола о результатах проведения конкурса;
срок подписания концессионного соглашения, а также требования к победителю конкурса о представлении документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по соглашению.
срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;
порядок предоставления концедентом информации об объекте концессионного соглашения, а также доступа на объект концессионного соглашения.
В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и решением концедента установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, конкурсная документация должна содержать такие параметры (часть 1.1 статьи 23 Закона N 115-ФЗ).
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсную документацию также включаются сведения и параметры, предусмотренные статьей 45 Закона N 115-ФЗ (часть 1.2 статьи 23 Закона N 115-ФЗ), то есть в решении концедента о заключении концессионного соглашения наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 22 Закона N 115-ФЗ, устанавливаются:
задание и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера (задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации. Задание не может содержать требования, ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе);
требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения, а в ценовых зонах теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией в ответе на извещение о предложении заключить концессионное соглашение мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий;
перечень и состав долговых обязательств государственных и (или) муниципальных предприятий, учреждений, определяемые в соответствии с положениями части 2 статьи 41 Закона N 115-ФЗ);
права и обязанности, осуществляемые субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении в качестве самостоятельной стороны.
Обратите внимание, что конкурсная документация, размещенная на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна быть доступна для ознакомления без взимания платы, что следует из части 4 статьи 23 Закона N 115-ФЗ. Со дня опубликования сообщения о проведении открытого конкурса концедент, комиссия обязаны на основании письменного заявления любого заинтересованного лица предоставлять конкурсную документацию в порядке и сроки, указанные в сообщении о проведении конкурса.
Критерии конкурса определены статьей 24 Закона N 115-ФЗ. Для участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения следует представить заявку, которая должна отвечать требованиям, предусмотренным конкурсной документацией и содержать документы и материалы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участникам (статья 27 Закона N 115-ФЗ).
Заявка на участие в конкурсе должна быть представлена не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса. Оформляется заявка в двух экземплярах (оригинал и копия) на русском языке в письменной форме. Составляется заявка в произвольной форме. Каждый из экземпляров заявки следует удостоверить подписью заявителя и представить в конкурсную комиссию в отдельном запечатанном конверте. К заявке должна быть приложена опись представленных документов и материалов, оригинал которой остается в конкурсной комиссии, а копия — у заявителя. Опись также должна быть удостоверена подписью заявителя.
Заявка, представленная в конкурсную комиссию, должна быть зарегистрирована в журнале заявок под порядковым номером с указанием даты и точного времени (часы и минуты) ее представления. Порядковый номер заявки и точное время проставляются на копии описи представленных документов и материалов.
Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе согласно статье 28 Закона N 115-ФЗ осуществляется на заседании конкурсной комиссии, причем на этом заседании вправе присутствовать заявители или их представители, которые вправе осуществлять аудиозапись, видеозапись, фотографирование, в том числе видеозапись и фотофиксацию содержания заявок на участие в конкурсе.
Информация, которая представляется в составе заявки на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем не может быть признана организациями — участниками такого конкурса коммерческой тайной.
При вскрытии конвертов объявляются и заносятся в протокол наименование (ФИО) и место нахождения (место жительства) каждого заявителя, конверт которого вскрывается, а также сведения о наличии в заявке документов и материалов, представление которых предусмотрено конкурсной документацией.
После вскрытия всех конвертов, проводится предварительный отбор участников конкурса (статья 29 Закона N 115-ФЗ). По результатам отбора участников комиссия принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в допуске. Принятое решение оформляется протоколом с указанием лиц, прошедших предварительный отбор и допущенных к конкурсу, и с указанием лиц, которые отбора не прошли и к участию в конкурсе не допущены с обоснованием причин.
Обратите внимание, что решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается в случае, если:

18 августа 2017 года на сайте Минстроя России размещена типовая форма концессионного соглашения на модернизацию коммунальной инфраструктуры, разработанная совместно со Сбербанком России. Коробочное кредитное решение может использоваться регионами и инвесторами для подготовки, финансирования и сопровождения региональных и муниципальных проектов государственно-частного партнерства.

Регионам стал доступен набор шаблонов документов для подготовки, сопровождения и финансирования концессионных проектов в отрасли ЖКХ. Решение о разработке типового отраслевого решения, которое позволит реализовать схожие региональные проекты, было принято исходя из потребностей рынка. В настоящее время на правильную подготовку и сопровождение проекта, с учетом требований финансовых институтов, зачастую требуются суммы, соизмеримых с инвестиционным бюджетом проекта.

Коробочные решения предполагают, что, если концессия будет разработана согласно предложенной форме, банк рассматривает возможность проектного финансирования до 15 лет под 11-14 % годовых. Залогом будут являться исключительно права по концессионному соглашению. Параметры, указанные в форме, могут быть откорректированы в зависимости от региона, инвестора и самого объекта концессионного соглашения. Само концессионное соглашение уже включает прямое соглашение, где банк выступает четвертой стороной.

Чтобы проект стал приемлем для финансирования, необходимо зафиксировать в концессионном соглашении долгосрочные параметры регулирования, а также подробно описать порядок выплаты и расчета суммы компенсации при досрочном расторжении. Это положение позволяет банкам быть уверенными в обеспеченности кредита.

В основе коробочного решения — сбалансированная для всех участников модель распределения рисков, которая позволяет банку не выдвигать дополнительных требований к концессионеру в части имущественного обеспечения. Подготовка и подписание кредитного договора между банком и концессионером заключается дополнительно.

Напомним, первое соглашение с применением данной формы было подписано в отношении реконструкции систем теплоснабжения г. Ясногорска Тульской области в июне 2017 года между Правительством Тульской области, ПАО «Сбербанк» и ЗАО «Региональная генерирующая компания № 1». Общая стоимость проекта в Ясногорске составляет 453,054 млн. руб. В рамках концессионного соглашения планируется техническое перевооружение 5 котельных на сумму 175,297 млн. руб. и реконструкция тепловых сетей — 277,757 млн. руб. ЗАО «Региональная Генерирующая Компания № 1» — проектная компания, созданная специально для осуществления инвестиций в проекты модернизации и развития генерирующей и сетевой инфраструктуры тепло- и электроснабжения на территории Российской Федерации.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru с использованием www.minstroyrf.ru

Должна ли существовать конкуренция в инфраструктуре — сложный вопрос. Но внедренная ФАС модель (конкурс на входе за право оказания услуг с использованием публичного имущества) не учитывала ни необходимости существенного бюджетного финансирования на подготовку этих конкурсов (для оценки и регистрации имущества), ни расходов на разработку долгосрочных программ, проектной, контрактной и конкурсной документации.

В результате до изменений, внесенных в концессионное законодательство в 2011 году, не было заметных новых конкурсов — ни арендных, ни концессионных, а количество операторов, ведущих деятельность больше, чем в одном городе (то есть конкурирующих), сократилось втрое. Но и сейчас массовость концессионных коммунальных конкурсов неизбежно приводит к большому количеству конкурсов с единственным участником.

Спрашивается, а был ли шанс? Например, в Великобритании рынок водоснабжения единовременно разделили более 15 региональных компаний. Между ними ведется так называемая сравнительная конкуренция по показателям технической и экономической эффективности. С ее учетом формируются среднесрочные бизнес-планы и тарифы. Кто проигрывает в конкуренции, неизбежно получает меньшую доходность, теряет в стоимости акций, становится целью для поглощений и привлекает капитал в реструктуризацию. И этот эффект воспроизводится не раз в 30–50 лет, как при конкуренции на входе, а раз в пять лет с нормальной сменой неэффективного собственника.

Регионы и ГЧП

Вторая попытка регионов выйти за пределы распределительной модели бюджетного финансирования была связана с волной региональных законов об условиях участия регионов в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП). Привлеченные успехами Санкт-Петербурга, где в 2008 году был принят специальный закон о реализации стратегических проектов развития, более 60 регионов без указки сверху последовали этому примеру.

К тому времени для развития инфраструктуры внедрялись концессии. Но, к сожалению, об этом не знал ЦБ, который задержался на шесть лет с перемещением концессионных кредитов из четвертой категории качества в намного более надежную вторую (с резервированием до 20% вместо 100%). Запущенная из лучших побуждений разработка рамки для региональных законов в итоге привела к созданию федерального закона о ГЧП 2015 года.

Закон был выстроен по наилучшим практикам, четко отличая государственный или муниципальный заказ от прочих видов договорных отношений с участием органов власти. Беда лишь в том, что он не заработал: до сих пор нет ни одного нового проекта, а все, что было до, — замерло.

Одна из причин — необходимость проверки так называемого сравнительного преимущества использования ГЧП по сравнению с госзаказом. Физическая способность Минэкономразвития обеспечить такую проверку в масштабах российского рынка вызывала вопросы, поэтому разработчики закона из Центра развития ГЧП предложили создать специальную ассоциацию со своим участием и под эгидой Торгово-промышленной палаты, которая выполняла бы соответствующие заказы. Возможно, это поможет решить проблему нехватки «мощности». А вот методическая неготовность к использованию этой процедуры остается. Предполагается давать финансовую оценку рискам своевременной (и в рамках сметы) реализации проекта при госзаказе и при ГЧП. Когда такая процедура внедрялась в Европе, для оценки рисков была собрана реальная статистическая база. В России за пять лет такая база данных не найдена и не собрана, методика предлагает интервальные оценки рисков на основе экспертного мнения. А где гарантия, что оно не предвзято?

Деньги концедента

Третья волна региональной инициативы — это проекты строительства автодорожной и социальной инфраструктуры с использованием платы концедента. Эту модель внедрили чиновники, пришедшие в Минтранс из Петербурга.

В западном опыте отличают концессию (окупаемость за счет коммерческих доходов) и ГЧП (окупаемость за счет платежей публичного партнера). Наш законодатель назвал концессию одной из форм ГЧП и определил ее специфику по праву собственности на объекты: в концессии оно у концедента (государства), а в ГЧП — у частного партнера. Фактически российская модель концессии с платой концедента — это ГЧП в западном понимании. Такая модель нужна для проектов, где нет достаточных или вообще нет коммерческих источников окупаемости: строительства бесплатных или долго окупаемых дорог, школ и детсадов, зданий органов власти, больниц, объектов коммунального хозяйства за пределами крупных городов.

Эта модель понятна и для банков, и для пенсионных фондов. Она приемлема по уровню рисков, возлагаемых на вновь возникающих операторов, которые могут быть отличными проектировщиками, строителями и технарями, но еще долго будут набивать шишки в тарифном регулировании и работе с потребителями. Поэтому вновь поднялась региональная волна. Но вот теперь и эта модель оспорена.

Концессия, а не госзаказ

Трасса Стерлитамак — Кага — Магнитогорск связывает два промышленных центра, сокращая дорогу в разы. При этом она присоединяет Челябинскую область и Восточный Урал к международной транспортной магистрали Западная Европа — Западный Китай, то есть к зоне экономического пояса Шелкового пути. Однако, несмотря на ее потенциал, трафик не способен покрыть капитальные затраты немедленно.

Законом о ГЧП определены критерии, отделяющие госзаказ от ГЧП. Концессии отнесены к ГЧП, хотя форма договора и процедура конкурса регулируются отдельным законом о концессионных соглашениях. Анализ башкирского контракта по этим критериям однозначно квалифицирует проект не как госзаказ, поскольку:

— проект объединяет риски проектирования, строительства и эксплуатации;

— инвестор несет риск не построить дорогу в рамках сметы и в срок и может потерять часть внесенного капитала в рамках обеспечения долгового финансирования и штрафных санкций;

— инвестор несет риск ненадлежащей эксплуатации, рискуя потерять часть капитала за счет выплаты штрафных санкций;

— половина расходов на строительство обеспечивается за счет собственных и привлеченных средств инвестора;

— около 20% расходов на эксплуатацию и на возврат инвестиционных расходов покрывается за счет тарифной выручки от использования построенного инвестором объекта, которая собирается в бюджет, который далее платит концессионеру.

Как можно заметить, налицо отсутствие квалификации в анализе проекта.

Но гораздо большая беда — это сама политика, направленная на то, чтобы задавить аренду, ГЧП и концессии, оставив только госзаказ, то есть все ту же распределительную модель.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.​