Концессионное соглашение ГК

Новая редакция Ст. 1027 ГК РФ

1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.

Комментарий к Ст. 1027 ГК РФ

1. Договор коммерческой концессии нетрадиционен для российского гражданского права. Истоки этого вида договоров лежат в распространенном в Северной Америке, а в настоящее время в большинстве развитых стран, способе ведения предпринимательской деятельности, именуемом franchising.

Экономическая суть франчайзинга — расширение коммерсантом сферы собственного бизнеса за счет передачи другому, как правило, территориально отдаленному предпринимателю:

а) права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение);

б) охраняемой информации о способе изготовления, технологии и т.д. (ноу-хау). Передача этих имущественных прав сопровождается передачей коммерческого опыта, обучением персонала, оказанием информационной и иной поддержки.

Договор коммерческой концессии является:

— консенсуальным,

— возмездным,

— двусторонне обязывающим.

2. Данная конструкция получила распространение в том числе и при «продвижении» различных широко известных коммерческих проектов: предприятий питания (McDonald’s и др.), торговых организаций (Adidas, Ikea и др.). В разных населенных пунктах, регионах и странах располагаются внешне «одинаковые» магазины, рестораны, гостиницы и т.д. со схожими товарами и услугами, равными ценами — таково экономическое воплощение договора коммерческой концессии в предпринимательском обороте.

Другой комментарий к Ст. 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Коммерческая концессия представляет собой один из новых институтов российского гражданского права. Этот правовой институт сходен с институтом англосаксонского права, известным под названием «franchising» (франчайзинг, франшиза), и может применяться только в сфере предпринимательской деятельности. Понятие договора коммерческой концессии сформулировано в п. 1 ст. 1027 ГК. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (фирменное наименование, коммерческое обозначение, охраняемую коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим.

Коммерческая концессия позволяет правообладателю наиболее экономично развивать свое дело, избавляя от необходимости открывать филиалы или создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на приобретение основных средств и в то же время предоставляя правообладателю возможность осуществлять практически полный контроль над деятельностью пользователя. Пользователь также получает ряд выгод, которые, в частности, состоят в снижении предпринимательского риска и ускорении развития собственного бизнеса, что обеспечивается хорошей коммерческой репутацией правообладателя в соответствующей сфере деятельности. В то же время для потребителя коммерческая концессия может иметь и отрицательные стороны, связанные с возможной ошибкой с его стороны относительно личности продавца товара или его производителя, а также исполнителя услуг. Поэтому защита интересов потребителя дополнительно обеспечивается посредством правил п. 2 ст. 1028 ГК об обязательной регистрации договора коммерческой концессии, ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст. 1032 ГК РФ), а также требованиями законодательства о защите прав потребителей в части надлежащего информирования потребителя о личности продавца (исполнителя, изготовителя) и качестве товара (работы, услуги).

Кроме того, использование института коммерческой концессии в случае злоупотребления ограничительными условиями может представить угрозу развитию свободной конкуренции, поэтому в рассматриваемом аспекте важное значение приобретают развитие антимонопольного законодательства и совершенствование практики его применения.

2. Договор коммерческой концессии занимает самостоятельное место в системе отдельных видов договорных обязательств. Поскольку предметом этого договора является не отдельное исключительное право, в частности право на использование изобретения, полезной модели, товарного знака и т.п., а комплекс таких прав, отмеченное обстоятельство позволяет отграничить договор коммерческой концессии от лицензионных договоров, предусматривающих передачу права на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности.

Договор коммерческой концессии следует также отличать от договоров комиссии и агентских договоров. Комиссионер и агент всегда действуют в интересах и по поручению соответственно комитента и принципала, оказывают последним услуги и получают за это вознаграждение. Что касается договора коммерческой концессии, то его вообще нельзя отнести к договорам об оказании услуг, поскольку он по своей правовой природе ближе всего к договорам о передаче имущества (в виде имущественных прав) в пользование.

3. В силу специфики предмета договора коммерческой концессии к нему, помимо норм гл. 54 ГК, применяются также нормы ГК и иные нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с созданием и использованием соответствующих объектов интеллектуальной собственности — например, ст. 54, 64, 82, 113, 115 ГК, Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК от 22 июня 1927 г. (СЗ СССР. 1927. N 40. Ст. 394, 395), Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., Патентный закон от 23 сентября 1992 г. (Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2319) и др.

4. Стороны договора коммерческой концессии — правообладатель и пользователь. В качестве обеих сторон договора могут выступать только специальные субъекты — коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).

5. Предмет договора коммерческой концессии — передаваемый правообладателем пользователю комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. В этот комплекс, в силу прямого указания п. 1 комментируемой статьи, должно входить право на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя. В силу договора к его предмету могут быть также отнесены охраняемая коммерческая информация и другие объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания, программы для ЭВМ и т.д. Комплексность передаваемых исключительных прав является природообразующим признаком договора коммерческой концессии, поэтому передача лишь одного исключительного права не может составить предмет договора коммерческой концессии.

Кроме того, как следует из п. 2 ст. 1027 ГК, договор коммерческой концессии предполагает возможность использования деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Относительно деловой репутации правообладателя следует заметить, что, будучи отнесена к числу личных неимущественных благ (ст. 150 ГК РФ), она не допускает ее передачи или отчуждения иным способом, поэтому самостоятельным отдельным предметом договора коммерческой концессии деловая репутация быть, как представляется, не может. Вместе с тем предоставление пользователю права использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя предполагает распространение на такого пользователя и положительной деловой репутации правообладателя, что, собственно, и обусловливает экономическую целесообразность приобретения пользователем указанных исключительных прав. Поэтому деловая репутация правообладателя может получить в договоре условную денежную оценку.

Договор коммерческой концессии может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока. Существенным условием договора коммерческой концессии является конкретизация предмета договора путем указания на тот объем, в котором пользователь может использовать комплекс исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Способы определения этого объема могут быть различными. В частности, возможно установление в договоре минимального и (или) максимального объема использования. Договор может быть заключен с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

Вестник Томского государственного университета. 2016. № 407. С. 196-200. Б01: 10.17223/15617793/407/31

УДК 347.45/47

Ю. С. Холодкова

ПРАВОВОЙ СТАТУС СТОРОН КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена определению понятия сторон концессионного соглашения и анализу их правовой природы. Рассмотрены вопросы представительства концедентов в концессионных правоотношениях, а также возможные концессионеры. Проанализирован порядок перемены лиц по концессионному соглашению. Сформированы предложения по нормативному урегулированию выявленных пробелов законодательства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; концессионное соглашение; концессионер; концедент.

Концессионное соглашение представляет собой форму государственно-частного партнерства, которая на сегодняшний день играет ведущую роль в работе по привлечению инвестиций в экономику страны в целом и в развитие инфраструктуры в частности.

По концессионному соглашению концессионер за свой счет создает или реконструирует инфраструктурный объект, право собственности на который принадлежит (будет принадлежать) концеденту, при этом концессионер получает право в течение определенного соглашением срока эксплуатировать данный объект.

Правовой статус концедента. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ концедентом могут быть Российская Федерация, субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) либо муниципальные образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения).

В силу двойственности своего статуса в концессионных правоотношениях Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают на равных началах с концессионером. При этом к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 124, ст. 125 Гражданского кодекса РФ , далее — ГК РФ).

От имени Российской Федерации как концедента выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство, федеральная служба или федеральное агентство ); от имени субъекта РФ — орган государственной власти субъекта РФ (структура исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается каждым субъектом самостоятельно ); от имени муниципального образования — орган местного самоуправления (структуру исполнительных органов местного самоуправления составляют местная администрация, иные органы и вы-

борные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ ).

Отдельные права и обязанности концедента могут осуществлять уполномоченные концедентом (в соответствии с нормативно-правовыми актами) органы и юридические лица, в том числе государственные (муниципальные) унитарные предприятия (ч. 1.1 и 1.2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ ), включая казенные предприятия, а также бюджетные учреждения.

Так, например, от имени Российской Федерации полномочия концедента осуществляют:

— государственная компания «Российские автомобильные дороги» (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ ) — в отношении автомобильных дорог (защитных и искусственных дорожных сооружений), переданных в ее доверительное управление;

— Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) -в отношении платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения .

В отношении объектов автодорожной и коммунальной инфраструктуры, принадлежащих государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, а также в отношении объектов автодорожной инфраструктуры, принадлежащих государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое предприятие (учреждение) осуществляет отдельные полномочия концедента в отношении данного имущества (ч. 1.1, ч. 1.2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

На наш взгляд, правовую природу отношений между концедентом и выступающим от его имени лицом можно определить как представительство (п. 1 ст. 182 ГК РФ).

Рассматриваемые положения Закона № 115-ФЗ о концеденте нашли свое отражение в правоприменительной практике. Так, суд признал комитет по управлению муниципальным имуществом уполномоченным заключать концессионное соглашение от имени муниципального образования . В другом деле суд установил отсутствие у подписанта концессионного соглашения права его заключать от имени концедента. В связи с этим суд признал обоснованным отказ в государственной регистрации обременения права собственности концедента на объект концессионного соглашения .

В любом случае, вне зависимости от того, кто заключает концессионное соглашение от имени конце-

дента, надлежащим ответчиком по делу об оспаривании соглашения является именно концедент (в лице его уполномоченного представителя), а не уполномоченный представитель.

Исходя из ч. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, согласно которой концеденту принадлежит (будет принадлежать) право собственности на объект концессионного соглашения, в отношении федерального имущества концедентом выступает Российская Федерация, в отношении имущества субъекта РФ и муниципального образования — соответственно субъект РФ и муниципальное образование.

Правовой статус концессионера. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ концессионером могут выступать индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

1. Индивидуальный предприниматель.

Исходя из п. 1 ст. 23 ГК РФ, индивидуальным предпринимателем является гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Например, индивидуальный предприниматель выступал концессионером в концессионном соглашении по благоустройству, содержанию и реконструкции сквера имени А. С. Пушкина, расположенного в г. Орехово-Зуево Московской области .

2. Российское юридическое лицо.

В силу п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В отличие от Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ), Закон № 115-ФЗ не устанавливает ограничений относительно организационно-правовой формы юридических лиц, выступающих в качестве концессионеров. В связи с этим в практике встречаются примеры, когда концессионерами выступают унитарные предприятия , имущество которых находится в государственной (муниципальной) собственности. На наш взгляд, подобная практика не соответствует публично-частной природе концессионных соглашений и должна быть устранена на законодательном уровне, путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона № 115-ФЗ по аналогии со ст. 5 Закона № 224-ФЗ.

Распространенными являются концессионные соглашения, в которых концессионерами выступают коммерческие юридические лица. Более того, анализ концессионных проектов показывает востребованность создания юридических лиц для участия в концессионном соглашении на стороне концессионера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, для участия в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта капитального строительства «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 — км 42» были представлены заявки: ООО «Юго-Восточная магистраль» (консорциум ЗАО «Лидер», ОАО «Главная дорога», АО «УСК МОСТ» и ЗАО «Пилон»), ООО «Региональная концессионная компания» (консорциум Газпромбанка и ОАО «Сибмост») и ООО «Скоростные магистрали» (консорциум Банка ВТБ и ООО «Транс-строймеханизация»).

3. Иностранное юридическое лицо.

Гражданское законодательство не содержит понятия иностранного юридического лица. Вместе с тем, исходя из ст. 1202 ГК РФ , определяющей личный закон юридического лица в международном частном праве, можно сделать вывод, что юридические лица классифицируются на российские и иностранные в зависимости от их личного закона.

Личным законом юридического лица считается право страны, где оно учреждено. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности: статус организации в качестве юридического лица; его организационно-правовая форма и другие вопросы, связанные с созданием и деятельностью юридического лица (п. 2 ст. 1202 ГК РФ). Таким образом, иностранным юридическим лицом является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства.

В литературе встречается мнение, со ссылкой на ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), согласно которому понятие «иностранная организация» одновременно включает в себя как само иностранное юридическое лицо по законодательству иностранного государства, так и его филиалы и представительства . Полагаем, что применительно к концессионным соглашениям с таким мнением нельзя согласиться.

В ст. 11 НК РФ прямо указано, что определенные в ней понятия используются исключительно для целей законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Таким образом, с учетом норм ст. 1202 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица могут рассматриваться в качестве юридических лиц только в том случае, если такой статус для них определен личным законом юридического лица.

Федеральным законом № 460-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 30.12.2015 г. расширен перечень видов объектов концессионных соглашений: в перечень включены здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений.

Одновременно данным законом введено ограничение для иностранных юридических лиц на участие в качестве концессионера в концессионных соглашениях в отношении указанных объектов (ч. 1.4 ст. 5 Зако-

на № 115-ФЗ). Ограничение также касается организаций, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства и их органы.

4. Несколько указанных юридических лиц, действующих без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ч. 1 ст. 1401 ГК РФ ).

Перемена лиц по концессионному соглашению.

1. Передача концессионером прав по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга (ч. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 382 ГК РФ для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Перевод долга с должника на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным (ст. 391 ГК РФ).

В изъятие правила ч. 2 ст. 382 ГК РФ и в соответствии со ст. 391 ГК РФ, в ч. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ установлено, что передача концессионером прав по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается только с согласия кон-цедента. Отсутствие же согласия концедента влечет ничтожность соглашения о перемене концессионера.

2. Переход прав и обязанностей концессионера -юридического лица в случае его реорганизации к другому юридическому лицу (ч. 3 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Правопреемство при реорганизации юридических лиц регламентируется в ст. 58 ГК РФ. Часть 3 ст. 5 Закона № 115-ФЗ устанавливает дополнительные условия правопреемства в части прав и обязанностей концессионера: переход прав и обязанностей концессионера — юридического лица в случае его реорганизации к другому юридическому лицу должен осуществляться при условии соответствия реорганизованного или возникшего в результате реорганизации юридического лица требованиям к участникам конкурса, установленным Законом № 115-ФЗ и конкурсной документацией. Несоответствие же является основанием для расторжения концессионного соглашения (ч. 4 ст. 15 Закона № 115-ФЗ).

3. Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения (ненадлежащего) исполнения им своих обязательств перед кредитором.

Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. Из данного правила Законом № 115-ФЗ предусмотрено исключение: в случае, если для исполнения своих обязательств по концессионному соглашению концессионер привлекает средства кредиторов, права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения его обязательств перед кредиторами.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредиторами концедент производит его замену путем проведения конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению или без проведения конкурса.

4. Замена концессионера без проведения конкурса на основании решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, принявших решение о заключении концессионного соглашения (ч. 4 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Такая замена концессионера может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов и при условии, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) концессионером обязательств повлекло за собой нарушение существенных условий концессионного соглашения и (или) причинен вред жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

Новый концессионер должен соответствовать требованиям к участникам конкурса, установленным Законом № 115-ФЗ и конкурсной документацией.

5. Переход права собственности на объект концессионного соглашения к другому собственнику.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, переход права собственности на объект концессионного соглашения к другому собственнику не является основанием для изменения или прекращения концессионного соглашения. Данная норма Закона № 115-ФЗ согласуется с п. 3 ст. 216 и п. 1 ст. 617 ГК РФ ГК РФ, согласно которым переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество, в том числе для изменения или расторжения договора аренды.

В Законе №115-ФЗ прямо не говорится о смене концедента при переходе права собственности на объект концессионного соглашения к другому собственнику. Вместе с тем такой вывод о смене конце-дента следует нормам гражданского законодательства и сложившейся правоприменительной практики.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 115-ФЗ к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении. Руководствуясь указанной нормой Закона № 115-ФЗ, суды, до вступления в силу вышеназванной нормы ч. 4 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, при решении вопроса о правовых последствиях для концессионного соглашения смены собственника его объекта, применяли нормы гражданского законодательства об аренде . Права концессионера в случае смены собственника объекта концессионного соглашения сходны с правами арендатора. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 24 своего информационного письма от 11.01.2002 № 66, переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу сам по себе не является основанием для внесения в судебном порядке изменений в условия договора аренды, заключенного прежним собственником с арендатором (за исключением изменения в договоре сведений об арендодателе) .

Таким образом, руководствуясь ч. 4 ст. 18 во взаимо- глашения требует своего законодательного урегу-

связи с ч. 2 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, переход права соб- лирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственности на объект концессионного соглашения к На основании изложенного целесообразно: другому собственнику не является основанием для из- 1) внести в ст. 5 Закона № 115-ФЗ изменения,

менения или прекращения концессионного соглашения, установив ограничения в отношении возможных кон-

за исключением изменения сведений о концеденте. цессионеров по аналогии со ст. 5 Закона № 224-ФЗ;

По нашему мнению, рассмотренный пробел за- 2) дополнить ч. 4 ст. 18 Закона № 115-ФЗ словами:

конодательства о смене концедента при переходе «за исключением изменения в концессионном согла-

права собственности на объект концессионного со- шении сведений о концеденте».

ЛИТЕРАТУРА

1. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

РФ. 2004. № 11. Ст. 945. П. 1.

4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ: ред.

от 30.12.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. Ст. 34.

6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // СЗ

РФ. 2002. № 48. Ст. 4746. Ч. 7 ст. 18.

7. О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

ской Федерации: Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3582. П. 8 ч. 3 ст. 6. Ст. 34.

8. Положение о Федеральном дорожном агентстве: утверждено Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 (ред. от

25.12.2015) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3264. Пункт 5.4(7).

9. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2012 по делу № А53-280/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

10. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2010 № ВАС-12196/10 по делу № А50-27205/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

11. Постановление ФАС Центрального округа от 12.03.2013 по делу № А35-14620/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

12. URL: http://ozmo.ru/zakaz/auction/details/13/118 (дата обращения: 30.03.2016).

14. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.10.2012 № Ф03-4141/2012 по делу № А04-1332/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001. № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

16. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ: ред. от 15.02.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с

15.03.2016) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Леонтьев С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2013.

21. Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 № 66 // Вестник ВАС РФ. № 3. 2002.

Статья представлена научной редакцией «Право» 18 апреля 2016 г.

CONCESSION AGREEMENT PARTIES’ LEGAL NATURE UNDER THE RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глава 54. Коммерческая концессия

Статья 1027. Договор коммерческой концессии

1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Статья 1028. Форма и регистрация договора коммерческой концессии

1. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.

2. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Статья 1029. Коммерческая субконцессия

1. Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии.

Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается.

2. Если договор коммерческой концессии является недействительным, недействительны и заключенные на основании его договоры коммерческой субконцессии.

3. Если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии, заключенным на срок, при его досрочном прекращении права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по договору коммерческой концессии) переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору. Это правило соответственно применяется при расторжении договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока.

4. Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.

5. К договору коммерческой субконцессии применяются предусмотренные настоящей главой правила о договоре коммерческой концессии, если иное не вытекает из особенностей субконцессии.

Статья 1030. Вознаграждение по договору коммерческой концессии

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 216-ФЗ)

Статья 1031. Обязанности правообладателя

1. Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

2. Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии (пункт 2 статьи 1028);

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Статья 1032. Обязанности пользователя

С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:

использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Статья 1033. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 216-ФЗ)

1. Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены:

обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;

обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

2. Условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными.

3. Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Статья 1034. Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю

Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.

По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

Статья 1035. Преимущественное право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 216-ФЗ)

1. Пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора коммерческой концессии имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок.

При заключении договора коммерческой концессии на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

2. Если правообладатель отказал пользователю в заключении договора коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил с другим лицом договор коммерческой концессии, по которому предоставлены те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, на тех же условиях, пользователь вправе потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор коммерческой концессии, или только возмещения таких убытков.

Статья 1036. Изменение договора коммерческой концессии

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

1. Договор коммерческой концессии может быть изменен в соответствии с правилами главы 29 настоящего Кодекса.

2. Изменение договора коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 1028 настоящего Кодекса.

Статья 1037. Прекращение договора коммерческой концессии

1. Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока его действия, во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного на определенный срок или без указания срока его действия, во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону не позднее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 216-ФЗ)

1.1. Правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично в случае:

нарушения пользователем условий договора о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

грубого нарушения пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав;

нарушения пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок.

Односторонний отказ правообладателя от исполнения договора возможен в случае, если пользователь после направления ему правообладателем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение в течение одного года с даты направления ему указанного требования.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 216-ФЗ)

2. Досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 1028 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

3. В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом договор коммерческой концессии прекращается.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

4. При объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) договор коммерческой концессии прекращается.

Статья 1038. Сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон

1. Переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву.

2. В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращается.

Осуществление прав и исполнение обязанностей умершего правообладателя до принятия наследником этих прав и обязанностей или до регистрации наследника в качестве индивидуального предпринимателя осуществляются управляющим, назначаемым нотариусом.

Статья 1039. Последствия изменения коммерческого обозначения

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

В случае изменения правообладателем коммерческого обозначения, входящего в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, этот договор продолжает действовать в отношении нового коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжение договора и возмещение убытков. В случае продолжения действия договора пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

Статья 1040. Последствия прекращения исключительного права, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии

Если в период действия договора коммерческой концессии истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, либо такое право прекратилось по иному основанию, договор коммерческой концессии продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором, вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

В случае прекращения принадлежащего правообладателю исключительного права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение наступают последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 1037 и статьей 1039 настоящего Кодекса.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 34 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2019 году, утвержденного приказом ФАС России от 18.04.2019 N 447/19, сообщает следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента.

Согласно пункту 2 части 7 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) вод о отведения, отдельные объекты таких систем, не допускается уступка права требования, перевод долга по концессионному соглашению в пользу иностранных физических и юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, передача прав по концессионному соглашению в доверительное управление.

Кроме того, согласно пункту 1 части 7 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) вод о отведения, отдельные объекты таких систем, не допускается в том числе передача концессионером прав владения и (или) пользования объектами, передаваемыми концессионеру по концессионному соглашению, в том числе передача таких объектов в субаренду.

Таким образом, перемена лиц по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, путем уступки требования или перевода долга осуществляется без проведения торгов с согласия концедента и с учетом ограничений, установленных пунктами 1 и 2 части 7 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях.

2. Относительно замены концессионера по концессионному соглашению без расторжения такого соглашения сообщаем, что в соответствии со статьей 392.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.

Частью 4 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях установлено, что в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное статьей 4 данного федерального закона, и для исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению концессионер привлекает средства кредиторов, права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения . обязательств концессионера перед кредиторами в порядке и на условиях, которые определяются концессионным соглашением в соответствии с данным Федеральным законом. В этом случае между концедентом, концессионером и кредиторами заключается соглашение, которым определяются права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед концедентом и кредиторами). Замена концессионера без проведения конкурса может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов на основании решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, принявших решение о заключении концессионного соглашения, при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой нарушение существенных условий» концессионного соглашения и (или) причинен вред жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда. Новый концессионер, к которому переходят права и обязанности по концессионному соглашению, должен соответствовать требованиям к участникам конкурса, установленным данным федеральным законом и конкурсной документацией.

При этом, если объектом концессионного соглашения являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, отдельные объекты таких систем, к концессионеру предъявляются дополнительные требования, предусмотренные частью 1 статьи 40 Закона о концессионных соглашениях.

Частью 5 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях установлены требования к конкурсу, который проводится в случае замены лица по концессионному соглашению при неисполнении или ненадлежащем исполнении концессионером своих обязательств перед кредитором.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях проведение конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и определение победителя такого конкурса осуществляются в соответствии с главой 3 Закона о концессионных соглашениях. Между концедентом и победителем конкурса заключается соглашение о замене лица по концессионному соглашению. Права и обязанности концессионера по концессионному соглашению прекращаются с момента заключения соглашения о замене лица по концессионному соглашению.

В случае замены лица по концессионному соглашению условия концессионного соглашения изменяются на основании данных о фактически исполненных концессионером к моменту проведения конкурса обязательствах по концессионному соглашению, а также с учетом предложений, представленных победителем конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и содержащих лучшие условия по сравнению с условиями концессионного соглашения. Изменения, вносимые в концессионное соглашение и связанные с изменением условий этого соглашения, оформляются дополнительным соглашением к концессионному соглашению (часть 7 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях).

Таким образом, передача прав и обязанностей по концессионному соглашению в контексте статьи 392.3 ГК РФ осуществляется в порядке и с учетом особенностей, установленных Законом о концессионных соглашениях.

При этом согласно части 1 статьи 43 Закона о концессионных соглашениях, при внесении изменений, предусмотренных в том числе частью 7 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях, в концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.

В.Г. Королев