Концептуальные навыки

Менеджер – это специалист в области управления, наёмный управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчинённых ему работников и выполняющий одновременно определённые управленческие функции.

Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся представителем особой профессии и специалистом в её области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность, и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Менеджер — профессиональный руководитель.

Разрешите немного отвлечься и предоставить Вам повод для размышлений: Являясь новым менеджером, помните, что менеджмент подразумевает организацию выполнения работы другими людьми. Вам не надо делать всё самому. Ваша работа заключается в том, чтобы создать такую обстановку и условия, чтобы привлечь к достижению поставленных целей других людей.

Менеджмент – наука и искусство организации и координации совместной деятельности людей, умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства.

Менеджмент — профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов.

На мой взгляд, первое определение более раскрывает сущность менеджмента, хотя может, я могу быть и не прав. В этом определении заключены две важные идеи: 1)основные функции управления, а именно – планирование, организация, лидерство и контроль, 2)эффективное и рациональное достижение целей организации.

А сейчас от понятия менеджмент, перейдём к понятию менеджер. Итак,

Важно понимать, что далеко не каждый, даже высокопоставленный работник организации является менеджером. Для этого у него в подчинении должен работать хотя бы один специалист или исполнитель. Именно это подчинение делает его руководителем, предоставляя полномочия менеджера.

Для успешной работы даже небольшой организации в ней выделяются специализированные подразделения (отделы, бюро, бригады, группы и т.п.). Возглавляющий каждое из них менеджер организует выполнение всего комплекса закреплённых за подразделением задач, лично отвечая за получаемый результат. С этой целью менеджер набирает в подразделение специалистов (технологов, экономистов, маркетологов, юристов и др.) и исполнителей (регистраторов, операторов, секретарей, курьеров и др.)

Работники любого предприятия должны представлять собой сплочённый коллектив, в котором усилия каждого человека направлены на решение общих задач. Каждый работник предприятия выполняет свою, специфическую задачу, но все вместе они стремятся к одной цели. Усилия всех членов коллектива должны иметь общее направление, а вклад каждого необходим для получения общего результата – по возможности, без накладок, лишнего дублирования полномочий и ответственности.

Эффективная деятельность предприятия требует, чтобы работа каждого была подчинена общим целям компании. В частности, деятельность менеджера должна быть направлена на обеспечение успеха предприятия в целом. Эффективность менеджера прямо пропорциональна эффективности предприятия и определяется его вкладом в общий успех компании. Менеджер должен знать, что от него требуют для достижения целей, стоящих перед предприятием; в свою очередь, вышестоящее руководство должно отчётливо представлять, что можно потребовать и чего ожидать от каждого конкретного сотрудника – именно с этой точки зрения должен оцениваться его вклад. Если руководство не выполняет эти требования, оно не в состоянии скоординировать работу коллектива. Тогда усилия сотрудников растрачиваются понапрасну, а вместо слаженной коллективной работы возникают трения, накапливается раздражение и разгорается конфликт. Управление на основе поставленных целей требует немалых усилий и особого инструментария. На коммерческом (и не только!) предприятии приходится применять самые разнообразные методы, чтобы сориентировать персонал на достижение общей цели.

Есть такая история: У трёх каменщиков спросили, что они делают. Первый ответил: «Строю стену». Второй, не выпуская из рук молоток, сказал: «Я – каменщик, и я лучший мастер в округе». Третий посмотрел мечтательно в небо и ответил: «Я возвожу храм».

Что мы можем сказать о каждом из этих каменщиков? Кто из них по Вашему настоящий менеджер?

Третий каменщик – в душе настоящий » менеджер». Первый знает, что именно должно получиться в результате его работы, и действует в полном соответствии с этой целью. По-видимому, он просто «честно трудится за хорошие деньги».

Неизбежные проблемы возникают со вторым работником. Важность мастерства, разумеется, никто не отрицает – без этого нельзя добиться высокого качества работы. Более того, любая организация со временем деградирует, если не заставит своих работников проявлять самую высокую квалификацию, на которую они только способны.

Так одним из примеров постоянного роста и обучения своих сотрудников является Сберегательный банк РФ, где Герман Греф президент Сб придерживается политики постоянного обучения и совершенствования сотрудников банка. Раз в три недели сотрудники собираются на обсуждение и планирование своей дальнейшей деятельности. Кроме того, проводятся пятиминутные летучки с утра, где обсуждается план на день и вечером пятиминутка на разбор полётов о проделанной работе.

Цели менеджера.

Каждому менеджеру, от президента транснациональной корпорации до мастера цеха или старшего клерка, требуются чётко сформулированные цели. Из этих целей должно быть понятно, чем занимается руководимое им подразделение. Должно быть понятно, какой трудовой вклад требуется от его подчинённых и от него лично, чтобы другие подразделения смогли достичь своих целей. Наконец, должно быть понятно, на какой трудовой вклад со стороны других подразделений может рассчитывать менеджер для реализации поставленных перед ним целей. Иными словами, с самого начала акцент должен делаться на коллективной работе и коллективных результатах.

Эти цели всегда должны вытекать из общих целей предприятия. Иногда целесообразно, чтобы каждый менеджер самого нижнего уровня досконально знал не только свои собственные цели, но и цели всего производственного подразделения и всей компании.

Из самого определения менеджера вытекает, что во всех своих действиях он несёт ответственность за судьбу компании в целом – иными словами, выкладывая камни, он «строит храм».

Всегда нужно помнить, что, конкурируя с кем то, Вы конкурируете с тем кто любит свою работу, любит ту деятельность которой он занимается, а если Вы просто занимаетесь этим для зарабатывания денег, то Вам сложно будет выстоять в борьбе с этим человеком. Человек любящий свою деятельность, готов заниматься этим день и ночь, он, образно выражаясь, светится.

Менеджеры должны понимать, что результаты предприятия в целом зависят от координации усилий и результатов работы его подразделений. Координация необходима и для того, чтобы достичь высокого мастерства в каждом отделе, и для того, чтобы предотвратить возникновение автономий и нарастания противоречий, ревности и подозрительности между различными подразделениями.

Чтобы добиться сбалансированной работы, цели всех менеджеров на всех уровнях и во всех сферах необходимо учитывать как при краткосрочном, так и при долгосрочном планировании. И, конечно же, все цели должны отражать как материальные так и нематериальные цели предприятия, касающиеся работы и развития менеджмента, производительности рядового персонала и отношений с ним, а также ответственности перед обществом.

НАВЫКИ:

Деятельность менеджера никак не укладывается в одну плоскость и требует от индивида обладания широким спектром навыков. Мы объединим и рассмотрим навыки и умения в три категории: концептуальные, человеческие и технические, степень необходимости которых варьируется в зависимости от положения менеджера на служебной лестнице (рисунок 3). Но независимо от занимаемой должности эффективный руководитель должен обладать всеми тремя основными видами навыков.

А сейчас рассмотрим более подробно эти три вида навыков которыми должен обладать эффективный руководитель.

Концептуальные навыки – это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время чётко выделять взаимосвязь её частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию(в США провели анализ количества поступающей информации. И вот какой вывод – ежедневный прирост поступающей информации в 350 раз превышает фонды всех университетских библиотек США!!!!) и способности к планированию. Менеджер должен представлять себе роль каждого отдела в организации, положение компании в отрасли, в обществе и более широкой деловой и социальной среде. Это, помимо всего прочего, предполагает и способности индивида к стратегическому мышлению, т.е. оценке долгосрочных перспектив организации.

Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, но особое значение они имеют для руководителей высших уровней, они должны уметь схватывать суть каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие её факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий (пример ГАЗ и Тольяттинский АВТОВАЗ).

По мере того как менеджер продвигается на верхние уровни иерархии организации, он должен уделять всё больше внимания развитию концептуальных навыков. В противном случае его путь на вершину «пирамиды» может закончиться на дальних подступах. Например, главный инженер, который с головой погружен в технические проблемы и не задумывается о стратегии развития организации, вряд ли добьётся успеха, если ему будет поручено руководство компанией, ибо такие обязанности высших менеджеров, как принятие решений, распределение ресурсов и проведение изменений, требуют более широких взглядов.

  • Авторы
  • Файлы

Шемятихина Л.Ю. 123 KB

Развитие рыночной экономики трансформирует национальные стандарты высшего профессионального образования, в частности, по экономическим специальностям и направлениям подготовки. Отраслевой рынок труда требует не нового названия должности, а специальных компетентностей, обновленного содержания профессиональной деятельности. Следовательно, то, что требуется от специалиста (и бакалавра) должно трансформироваться и закладываться в содержание учебных дисциплин и практик .

Определим две основных причины, по которым должно происходить обновление национальных стандартов профессионального образования, а отсюда, и обновление содержания учебных программ подготовки менеджеров: появление новой управленческой практики, в отношении которой сформировавшееся содержание не удовлетворяет потребности выпускников и работодателей в решении проблем организаций; международное интегрирование управленческого знания.

Практика менеджеров является неотъемлемой частью учебного процесса, предусмотренной ГОС ВПО для специальности «Менеджмент организации» и направления «Менеджмент». Прохождение студентом практик тесно связано с профессионализацией личности и освоением национальных управленческих позиций. Практика становится для будущего менеджера возможностью рекрутироваться в деятельностное социально-экономическое поле.

При проектировании направлений и содержания практик рекомендуется использовать «модель профессии» (Р. Павалко) , охватывающей различные аспекты профессиональной деятельности и затрагивающую идеологическую составляющую профессию менеджера: 1) теоретическое обоснование практики — работа менеджера основывается на овладении системной теории российского и зарубежного менеджмента; 2) значимость профессии на фоне общесоциальных ценностей — социальная ответственность менеджера, ориентация на достижение общественно значимых целей должны превалировать над личным стремлением к выгоде; 3) нормативные период подготовки — профессиональная социализация будущего менеджера для «погружения в профессиональную субкультуру»; 4) профессиональная субъектность менеджера — проявление личностно-деловых качеств личности в профессии; 5) автономия — уточнение границы профессиональной компетентности; 6) профессиональная лояльность — приверженность профессии и целям организации; 7) принадлежность к профессиональному сообществу — профессионализация — отбор и профессиональная практика — набор профессиональных атрибутов; 8) освоение норм профессионального поведения.

В России сложилось два параллельных сообщества, порой противостоящих друг другу (и в основе противостояния — инструменты и технологии, которые использует каждое из сообществ): первое составляют преподаватели управленческих и экономических дисциплин, консультанты и тренеры, теоретики менеджмента; второе — представители профессиональных ассоциаций и действующие менеджеры организаций. Представители первого сообщества ориентированы на западные образцы менеджмента (т.к. в преподавании используются учебные материалы зарубежных авторов), что и пытаются заложить в содержание учебных курсов и программы практик, вторые действуют в рамках отечественной производственной практики и критически относятся к теоретическим конструкциям первых, акцентируя внимание на практической составляющей подготовки менеджеров.

Как совместить интересы системы ВПО и работодателей при решении задач по подготовке менеджеров? Ведь преподаватели вузов готовят менеджеров для отраслей экономики, а представители отраслевых рынков труда не видят в выпускниках компетентных работников, готовых самостоятельно и ответственно действовать. Отказ от государственной монополии и частичное снятие госзаказа привели к отходу от системы распределения студентов по организациям для прохождения практики и отсутствию закрепления (трудоустройства) выпускников вузов. Учреждения ВПО утрачивают связь с заказчиком на подготовку менеджеров — работодателем. Кроме того, значительно изменились требования работодателей к уровню профессиональной подготовки менеджеров, за которыми «не успевают» представители системы профессионального образования.

В то же время работодатели готовы инвестировать в профессиональное образование на разных этапах подготовки менеджеров от организации практик и стажировок студентов и в повышение квалификации их как уже своих сотрудников, считая, что отечественное профессиональное образование не уступает западному. Для западного менеджерского образования характерна узкая специализация и ориентация на достижение практической цели: повышение конкурентоспособности выпускника на рынке труда. Но выпускники российских вузов мобильны и легче ориентируются в нестандартных ситуациях, что необходимо в условиях рыночной организации бизнеса и производства .

При отсутствии сотрудничества вуза с отраслевым рынком труда студенты проходят практику без перспектив трудоустройства, ориентируясь на выполнение требований образовательной программы, а не интеграцию в профессиональное пространство — менеджмент организации .

Нам видится решение проблемы в изменении подхода к организации практик: усиление маркетинговой составляющей в деятельности факультета и выпускающих кафедр; заключение договоров с потенциальными работодателями о прохождении практик студентов; приглашение руководителей организаций и предприятий на установочную конференцию по организации практик и круглые столы; проведение совместных подготовительных мероприятий к выходу на практику; организация публичных отчетов студентов по практике; участие потенциальных работодателей или управленческого персонала отраслевых организаций в защитах курсовых и выпускных квалификационных работ; включение в программу практик актуальных проблем управления; увеличение объема прохождения практики за счет средств организаций в рамках изучения специальных дисциплин и др .

В учебный план подготовки менеджера включены: учебно-ознакомительная практика (2 недели), экономическая и практика менеджмента (6 недель) и преддипломная практика (8 недель). Практика является обязательной частью образовательной программы и этапом подготовки менеджера для работы в отраслевых организациях независимо от формы собственности, способного самостоятельно решать конкретные задачи управления.

Именно через прохождение практик будущий менеджер закладывает фундамент умений, перечисленных в ГОС ВПО в разделе «Требования к уровню подготовки выпускника по специальности» (или направлению) и теоретическую составляющую подготовки переводит в практическую: выявляет проблемы управленческого и экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагает способы их решения и оценивает ожидаемые результаты; систематизирует и обобщает информацию, готовит аналитические отчеты и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактирует, реферирует, рецензирует тексты документов; использует основные и специальные методы анализа и управления в сфере профессиональной деятельности; разрабатывает и обосновывает альтернативы управленческих решений; критически оценивает с разных позиций (производственной, институциональной, мотивационной, экономической и др.) поведение экономических агентов и хозяйствующих субъектов, тенденции их развития в сфере профессиональной деятельности; использует компьютерную и организационную технику в режиме пользователя для решения экономических задач .

Более подробно остановимся на рассмотрении содержания преддипломной практики менеджеров. Основными целями преддипломной практики являются: закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации; приобретение базового опыта профессиональной деятельности по избранной специальности или направлению.

Задачи преддипломной практики:

1) обобщение, систематизация, конкретизация и закрепление теоретических знаний на основе изучения опыта работы конкретной организации по основным направлениям деятельности менеджера;

2) приобретение опыта организационной работы на должности менеджера в целях приобретения навыков самостоятельной работы по решению производственных задач;

3) изучение передового российского опыта по избранной профессии;

4) овладение методами принятия и реализации на основе полученных теоретических знаний управленческих решений, а также контроля за их исполнением;

5) овладение методами аналитической и самостоятельной научно-исследовательской работы по изучению принципов деятельности и экономического функционирования отраслевых организаций;

6) сбор материалов для подготовки и написания выпускной квалификационной работы.

Студенты имеют право пройти практику по месту работы или найти место прохождения практики самостоятельно с перспективой трудоустройство, согласовав его с кафедрой. До начала практики студент совместно с руководителем практики составляют в соответствии с программой и с учетом места прохождения практики календарный план прохождения практики. Календарный план должен составляться для каждого студента индивидуально, применительно к условиям конкретной организации и включает все виды работ, заложенные в программе.

Основное содержание практики, скорректированное с учетом требований отраслевых организаций — работодателей:

  1. Получение общего представления о деятельности организации: организационно-правовая форма, статус, назначение, масштабы деятельности, организация и технология основного и вспомогательного производства, основные направления деятельности организации.
  2. Ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью организации: задачи, содержание, система хозяйственных связей, формы обеспечения и сбыта продукции, финансовый механизм, финансовое состояние и уровень конкурентоспособности организации.
  3. Изучение управления организацией: организационная структура, основные функции подразделений, управленческие связи, оперативное и стратегическое планирование, варианты и методы принятия решений по совершенствованию основных процессов и направлений деятельности организации, реализация решений и их контроль, наличие современных технических средств системы управления.
  4. Изучение конъюнктурных особенностей отраслевого рынка организации: спрос, предложение на рынке, уровень конкуренции и конкурентоспособности продукции на рынке, особенности покупательского спроса.
  5. Ознакомление с системой планирования в организации: виды планов, состав разделов, порядок составления и утверждения планов; определение факторов, влияющих на уровень и динамику изучаемых показателей планирования и деятельности; установление направлений и возможных организационно-экономических мероприятий по повышению эффективности управления организацией.
  6. Информационное обеспечение деятельности менеджера и написания выпускной квалификационной работы: сбор и первичная обработка исходных данных с целью обеспечения решения задач, поставленных в квалификационной работе; систематизация, первичная обработка материалов, группировка их в соответствии с разделами квалификационной работы, проверку сопоставимости информации; экономико-математические расчеты, логический анализ и обобщение.
  7. Методическое обеспечение прохождения практики и выполнения квалификационной работы.

Следовательно, в процессе сбора информации студенту необходимо изучить взаимосвязи исследуемой области деятельности организации со всеми сторонами и конечными результатами ее работы.

Таким образом, содержательно обновленные практики, организованные совместно с потенциальными работодателями и в организациях, занимающих передовые позиции в отраслях, будут способствовать готовности студента — менеджера к профессиональному и компетентному осуществлению деятельности .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Библиографическая ссылка

Шемятихина Л.Ю. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ – МЕНЕДЖЕРОВ: СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА ТРУДА // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 4. – С. 95-98;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9857 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI