Концепция информатизации России

Концепция правовой информатизации России, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г.

Стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства -эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи -формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях демократии.

Главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления и правоохранительные органы.

Учитывая, что построение общенациональной системы правовой информации необходимо осуществлять на основе высших достижений науки и техники, интеграции действующих средств коммуникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации, функции головного исполнителя можно возложить только на организацию, обладающую мощным научно-техническим потенциалом в сочетании с развитыми средствами коммуникации. Такой организацией является Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Работу по организации интегральных банков нормативных актов, формируемых из копий эталонных банков, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей других уровней системы целесообразно возложить на центральный узел системы правовой информации, функции которого в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации выполняет научно-технический центр правовой информации «Система».

6.Государственная политика в сфере информационной безопасности. Определение и задачи информационной безопасности. Составляющие национальных интересов рф в информационной сфере.

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся:

Акты федерального законодательства:

Международные договоры РФ;

Конституция РФ;

Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;

Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на следующих основных принципах: —

соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ; —

открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ; —

правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;

— приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ.

Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности РФ:

— проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности РФ, разрабатывает меры по ее обеспечению; —

организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности РФ; —

поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации; —

осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации; —

проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов; —

способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям; —

формулирует и реализует государственную информационную политику России;

— организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности РФ, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;

— способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.

Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Это предполагает:

— оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;

— создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; —

определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства РФ в данной сфере; —

создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления; —

разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; —

разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в Уголовный, Гражданский, Административный и Трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе; —

совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ должно базироваться прежде всего на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности РФ включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.

В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.

Концепция информатизации образования

Информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей университета.

Цель информатизации образования – развитие и совершенствование научно-образовательной информационной среды, направленной на повышение качества образовательного процесса, уровня научных исследований и на интеграцию ВУЗов в российскую и мировую систему образования.

Основные решения органов государственной власти России, касающиеся вопросов информатизации — «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», одобренная решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995г. № Пр-1694; «Концепция правовой информатизации России», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993г. N 477. Сфера действия концепций определена и разработана в соответствии с Законами Российской Федерации «О государственной тайне»; «Об информации, информатизации и защите информации»; «Об участии в международном информационном обмене», а также рядом федеральных целевых и отраслевых Программ.

Придавая исключительное значение проблеме применения современных информационных технологий в вузах России, Госкомвуз РФ принял Концепцию информатизации высшего образования, в которой изложен общий подход к формированию информационно-интеллектуального пространства российской высшей школы на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. В лекции дано обоснование процесса информатизации системы высшей школы в целом, закреплены основные принципы, стратегические цели и механизмы реализации государственной политики в области информатизации высшего образования и тем самым заложены методологические основы для разворачивания процессов информатизации в каждом отдельно взятом вузе.

В то же время, процесс информатизации конкретного вуза требует не только определенной адаптации, но и развития основных положений Концепции с целью максимального учета его специфики и традиций (особенностей организации в нем учебного процесса, научных исследований, системы управления), а также особенностей процессов региональной информатизации.

Принцип адаптации и развития информатизации высшего образования положен в основу формирования Концепции информатизации любого ВУЗа. При разработке Концепции информатизации следует учитывать:

  • специфику ВУЗа как научно-исследовательского образовательного учреждения;
  • роль ВУЗа в создании научно-образовательной информационной сети Южного Федерального округа;
  • результаты выполнения предыдущих Концепций информатизации ВУЗа.

Настоящая лекция представляет собой систему положений, определяющих основные цели и принципы информатизации ВУЗ. В ней описано текущее состояние процесса разработки и внедрения информационных технологий, определена совокупность новых научно-технических направлений и задач, реализация которых обеспечит дальнейшее всестороннее развитие университета. При этом приоритетными направлениями следует считать:

информатизацию учебного процесса, обеспечивающую различные формы компьютерного образования и значительно расширяющую возможности и повышающую качество образовательного процесса;

информатизацию научной деятельности, обеспечивающую доступ к различным банкам научной информации, авторитетным электронным ресурсам и активное участие сотрудников и студентов в российских и международных научных программах;

информатизацию управленческой деятельности, обеспечивающую реализацию новых функций и повышение качества и эффективности методов управления.