Контроль доходов и расходов физических лиц

Одной из особенностей белорусского налогового контроля последних лет стало более пристальное внимание к доходам физических лиц. Похоже, государство на основании совокупных данных о депозитах физических лиц, а также информации о количестве автомобилей и недвижимости, приходящихся на физических лиц, оценило масштабы возможных неучтенных, и соответственно не обложенных подоходным налогов доходов физических лиц, и решило эту «недоработку» устранить.

Белорусские налоговые органы в вопросе контроля над доходами физических лиц пошли по общемировой практике и построили систему декларирования не на контроле над доходами, а на контроле над расходами. Именно по такому принципу и построено Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2017 г. № 516 «О порядке осуществления контроля в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов». Фактически суммы расходов физического лица являются основанием для выставления требования к нему о предоставлении декларации о доходах и имуществе.

Базы данных госорганов

На практике налоговые органы могут пользоваться тремя источниками информации для получения данных, используемых в Расчете расходов и доходов физического лица (далее – Расчет). Именно Расчет является основой для составления требования к физическому лицу о предоставлении декларации о доходах и имуществе. Информация о доходах и расходах в Расчете собирается за последние 10 лет.

Первым источником информации являются базы данных государственных органов власти. На практике при составлении Расчета налоговые органы пользуются, как правило, четырьмя базами данных. Во-первых, это база данных тунеядцев, то есть граждан Беларуси, которые нигде официально не работают. Данная база, как правило, изначально является основой для выбора людей, доходы и расходы которых проверяются налоговыми органами в первую очередь.

Во-вторых, источником информации для налоговых органов являются базы данных БРТИ. Они содержат данные о покупателях недвижимости, которая является одним из наиболее дорогостоящих расходов граждан Беларуси.

В-третьих, налоговые органы анализируют базы данных ГАИ, в которых содержится информация о приобретаемых физическими лицами автомобилях. На практике встречаются случаи, когда данные базы данных ГАИ о покупке дорогих автомобилей по доверенности или для знакомых служат основанием для подачи декларации о доходах и имуществе.

В-четвертых, информацией для Расчета являются базы данных таможенных органов, в которых содержится информация о приобретенных физическими лицами за границей и задекларированных на таможне товарах. В этой связи следует отметить, что по законодательству физические лица обязаны декларировать свой товар письменно только в случае необходимости уплаты таможенных платежей. В случае, когда физические лица таможенные платежи не уплачивают, декларирование товара может быть устным, а значит, эти сведения не попадут в базу данных таможенных органов. Следовательно, информация об устно задекларированных товарах не будет доступна налоговым органам.

Для того, чтобы минимизировать суммы расходов, по которым налоговые органы могут предъявить требования о доначислении подоходного налога важно знать о том, как информация попадает в базы данных государственных органов. Это позволит, например, избежать попадания излишней информации в базу данных таможенных органов, а также может заставить физическое лицо подумать о том, как вообще не попасть в базу данных тунеядцев. В базу, которая является первоначальной основой для анализа расходов физических лиц со стороны налоговых органов.

Важно также понимать, что все базы данных анализируются комплексно. Это значит, что при попадании сведений о физическом лице в одну базу данных, сведения об этом же физическом лице будут перепроверяться и в других базах данных.

Нестандартные источники расходов

Помимо сведений из государственных баз данных налоговые органы используют и иные нестандартные источники информации. Вторым источником налоговых органов является оперативная информация, поступающая по следующим трем направлениям. Во-первых, это данные, полученные в ходе проведения выездных налоговых проверок. Речь в данном случае может идти о сведениях, связанных с займами, предоставляемыми физическими лицами предприятиям, или о сведениях по выплате доходов физическим лицам, из которых не был исчислен подоходный налог.

Во-вторых, это аналогичные или схожие данные, полученные из других контролирующих органов. Как правило, речь идет о проверке источников доходов и факта уплаты подоходного налога по имуществу, выявленному у физического лица в процессе возбуждения уголовных дел.

В-третьих, оперативная информация может поступать в налоговые органы и из прочих источников: анонимные письма, звонки на телефон доверия и так далее. Последняя информация возникает в том случае, если физическое лицо ведет не по средствам «роскошный образ жизни», и, по мнению не равнодушных окружающих (соседей, знакомых, коллег по работе и так далее), имеет теневые доходы без уплаты подоходного налога. Избежать последнего возможно в случае строго дозирования информации о своих доходах и успехах в кругу знакомых и близких, какими бы надежными и дружелюбными они бы ни были на первый взгляд.

Последним, третьим источником информации для составления Расчета являются данные, предоставляемые предприятиями по запросам контролирующих органов. Данная информация, как правило, запрашивается на конечной стадии составлении Расчета и является явным сигналом о том, что налоговые органы готовят запрос в адрес физического лица о необходимости предоставления декларации о доходах и имуществе. Как правило, на предприятиях запрашивается информациях о выплатах в пользу физического лица: заработная плата, премии, дивиденды, займы и так далее. Также на предприятиях запрашивают сведения о выплатах, поступающих на предприятия от самих физических лиц. Речь идет о займах или иных денежных переводах, предоставляемых учредителями-физлицами на развитие предприятия.

Алгоритм превышения расходов

Помимо источников информации важным элементом в составлении Расчета является анализ временных расхождений между доходами и расходами физического лица. Именно на такой временной нестыковке и построены все Расчеты, а, соответственно, и требования налоговых органов о предоставлении декларации о доходах и расходах.

В этой связи на практике возникают вопросы о том, почему в течение года доходы физического лица превышают расходы, а вопросы со стороны налоговых органов об источниках доходов возникают. Дело в том, что Расчет составляется последовательно помесячно за период в последние 10 лет. При этом изначально берется «нулевой вариант», когда доходы и расходы физического лица равны. В дальнейшем помесячно анализируются доходы и расходы физического лица на основании имеющейся у налоговых органов информации.

В этой связи, если Расчет произведен, начиная с 2009 года, а, например, физическое лицо продало машину или квартиру в 2008 году, то эти доходы 2008 года не будут учтены в Расчете. Соответственно, все расходы, которые будут произведены с 2009 года, в Расчете не будут подтверждаться доходами 2008 года, а значит, у налоговых органов будут вопросы. Последнее не говорит о том, что физическое лицо не доплатило подоходный налог. Это свидетельствует лишь о том, что физическому лицу необходимо дать пояснения о более ранних доходах, которые не попали в Расчет налоговых органов.

Указанные временные особенности составления Расчета необходимо учитывать всем физическим лицам при подготовке декларации о доходах и имуществе и подготовке пояснений по Расчету налоговых органов. Важно помнить, что все пояснения и обоснования должны учитывать временные ограничения, при которых расходы не могут быть произведены раньше, чем были получены соответствующие доходы. При несоблюдении данного правила физическому лицу придется доплатить подоходный налог в бюджет.

В заключении отметим, что существенно минимизировать вероятность получения «письма счастья» от налоговых органов с требованием о предоставлении декларации о доходах и имуществе возможно в случае соблюдения следующих простых правил. Во-первых, необходимо по возможности избегать попадания сведений о себе в базы данных государственных органов. Во-вторых, следует весьма серьезно и взвешенно подходить ко всем запросам налоговых органов, касающимся физических лиц. В-третьих, желательно вести скромный и незаметный образ жизни для избегания излишнего внимания к своей персоне со стороны окружающих. Необходимо помнить, что любая информация или фотография в социальных сетях может быть использована против вас и стать основой для выставления требования налоговых органов к вам о предоставлении декларации о доходах и имуществе.

Согласно закону, банк заблокирует карту только в том случае, если выявит «признаки совершения операции без согласия владельца».

Как поясняли представители Центробанка, признаком подозрительного платежа может стать нетипичный для конкретного клиента размер платежа или количество переводов. Также банк может блокировать карту, если по ней расплачиваются в отдаленных друг от друга местах через короткий промежуток времени – это может говорить о том, что мошенник сделал копию карты клиента. Если же поведение клиента укладывается в обычный сценарий использования счета – банк, скорее всего, не будет блокировать карту или приостанавливать платеж.

Обновлено:
27 сентября ЦБ определил универсальные критерии, по которым можно распознать несанкционированную операцию:

  • Информация о получателе уже содержится в базе ЦБ о случаях и попытках хищения денег.
  • Совпадение информации о параметрах устройства, с которого был проведен платеж, с параметрами устройства, которое уже находится в той же базе ЦБ.
  • Несоответствие проведенной операции обычному поведению клиента. ЦБ предлагает учитывать периодичность платежей, их сумма, место осуществления операции.

<strong>МОСКВА, 28 июл —</strong> <strong>РИА Новости, Александр Лесных.</strong> Госдума приняла в третьем чтении закон «О национальной платежной системе». Теперь ЦБ сможет ограничивать размер банковских комиссий при оплате товаров пластиковыми картами. А международных операторов платежных систем вроде Visa и Mastercard обяжут соответствовать российским правилам работы. В противном случае им придется уйти с рынка. РИА Новости разбиралось, как новые нормы скажутся на тех, кто пользуется банковскими картами.Надо было договариватьсяОдно из главных нововведений закона «О национальной платежной системе» — право Центробанка самостоятельно устанавливать максимальный уровень комиссий по эквайрингу (оплата товаров пластиковыми картами), превышать который банки не смогут.Эксперты уверены, что эта норма была принята Госдумой из-за неспособности банкиров и ретейлеров договориться между собой. Предложение снизить банковские комиссии еще в феврале поддержал Владимир Путин, назвав их «квазиналогом для бизнеса». Однако с тех пор дело так и не сдвинулось с мертвой точки.Сейчас, по словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергея Белякова, продавцы платят банку от одного до трех процентов суммы покупки, оплаченной банковской картой. Большая часть выплат приходится на межбанковскую комиссию (МБК) — она достается банку, выпустившему карту клиента. Так, у Mastercard МБК для торгующих продовольствием составляет 1,3 процента. Тем временем в странах Евросоюза с 2015 года размер МБК — 0,2 процента для дебетовых и 0,3 процента для кредитных карт.Ретейлеры уверяют, что слишком высокие ставки по эквайрингу уменьшают общую маржинальность их бизнеса и при любых изменениях ценовой политики производителей они вынуждены повышать цены на товары, чтобы не работать в убыток. Снижение этих ставок, по словам продавцов, позволило бы им создать своего рода демпфер, который позволил бы сдерживать растущие цены.Банкиры же настаивают на том, что действующие размеры комиссий позволяют им развивать дополнительные банковские продукты вроде тех же кешбэков. И если ставки искусственно снизить, потребителям услуг придется забыть о милях, бонусах и прочих полезных услугах.Альтернатива естьСоавтор законопроекта, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков уверен, что до принудительных ограничений ставок со стороны Центробанка дело все же не дойдет. «Зная, что у ЦБ есть право установить предельную комиссию, банкиры с ретейлерами смогут договориться быстрее», — уверен парламентарий.Но даже если и теперь не удастся найти общий язык по вопросу снижения ставок, у ЦБ есть еще один вариант помочь продавцам снизить издержки. По словам представителей регулятора, уже осенью в России запустят сервис оплаты товаров и услуг по QR-кодам. Вся платежная информация при этом будет проходить через Систему быстрых платежей (СБП) от Центробанка, которая работает с начала этого года.Представители Банка России уверяют, что в первые месяцы услуга нового сервиса будет бесплатной для ретейлеров. А начиная с 1 января следующего года размер комиссии для торговых точек составит 0,4 процента от суммы платежа. Благодаря этому издержки торговых сетей на комиссии за безналичную оплату сократятся в два-три раза, подчеркивает регулятор.Прописаться в РоссииЕще одно положение нового закона обязывает операторов международных платежных систем войти в реестр ЦБ и работать в соответствии с его правилами. В противном случае их будут штрафовать. Аксаков отметил, что сейчас, проводя операции между отечественными и зарубежными банками, платежные системы руководствуются иностранным законодательством. И если они нарушают российские правила, Центробанк никак не может на них повлиять.В частности, это касается бесперебойной работы платежных средств. Впредь операторы обязаны поддерживать ее даже в случае введения санкций со стороны других государств.Комментируя введение подобной нормы, некоторые эксперты выразили обеспокоенность тем, что из-за этого в России перестанут работать карты платежных систем Visa и Mastercard — на которые приходится порядка 90 процентов всего рынка банковских карт.Однако замминистра финансов Алексей Моисеев опровергает такой сценарий. Основной аргумент — российский рынок слишком важен для Visa и Mastercard, чтобы от него отказываться. И ради собственной выгоды операторы перестроят свою работу в соответствии с отечественным законодательством.Крепостное правоПока Госдума работала над новым законом, Совет Федерации одобрил две важные нормы, касающиеся так называемого зарплатного рабства — когда работодатели фактически выбирают зарплатные банки за своих сотрудников. В прошлом году Роструд зафиксировал более 80 тысяч таких нарушений.Первая норма вводит административную ответственность для тех, кто не дает сотрудникам самостоятельно выбирать, в каком банке получить зарплатную карту. Для должностных лиц штрафы составят от десяти до 20 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели заплатят от одной до пяти тысяч, а юридические лица — от 30 до 50 тысяч рублей.Вторая норма увеличивает срок подачи заявления на смену зарплатного банка с прежних пяти до 15 рабочих дней до дня выплаты. За это время работодатель обязан обработать заявление и начать перечислять зарплату в указанную работником финансовую организацию.

Банковская карта — инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке. Такой счет называют специальным карточным счетом (СКС). Он открывается банком для отражения всех совершаемых клиентом операций с использованием банковской карты. Карты не будут иметь своего специального карточного счета только в том случае, если в банке все пластиковые карты одного типа «привязаны» к единому счету, либо если карта является предоплаченной.

Банковские карты используются для безналичных платежей, в том числе и через Интернет, а также для снятия наличных или пополнения счета через банкомат или пункт выдачи наличных (ПВН). Их также иногда называют кредитными картами или кредитками, но это обобщенное название не соответствует действительности, так как карты могут быть как кредитными, так и дебетовыми.

Тип карты, кредитная или дебетовая, определяется счетом, к которому она прикреплена, или который является для карты основным. Карта может быть прикреплена сразу к нескольким счетам (такие карты называют мультивалютными) и, наоборот, к одному счету может быть прикреплено несколько карт. Некоторые кредитные организации дают возможность своим клиентам заменять основной счет карты другим своим карточным счетом, открытым в том же банке.

Предоплаченные карты не предполагают наличие счета. Чаще всего они используются в качестве подарочных, или как альтернатива дорожным чекам. Такие карты не требуют при выпуске обязательной идентификации владельца и могут использоваться анонимно.

В России наибольшее распространение имеют карты международных платежных систем Visa и Masterсard. Карта является собственностью банка-эмитента. Клиент — держатель карты обязан вернуть ее в кредитную организацию по первому требованию. Стандартная карта изготавливается из пластика (ширина — 86 мм, высота — 54 мм, толщина — 0,76 мм) и оснащается носителем информации — магнитной полосой. В настоящее время в России существуют также карты с микропроцессором, с бесконтактной технологией и с транспортным приложением.

Карта может быть выпущена как на материальном носителе, так и в электронном виде (виртуальная карта).

На лицевой стороне карты может быть нанесено какое-либо изображение. В обязательном порядке на карте присутствуют ее номер и срок действия. Если карта выпущена на материальном носителе, то на нее также наносится название банка, логотип платежной системы и имя держателя (не всегда). На обратной стороне находятся магнитная полоса и бумажная полоса для подписи держателя. На картах некоторых категорий указывается код CVV2 или CVC2.

Банковская карта может одновременно использовать ряд технологий и работать сразу в нескольких платежных системах. Например, на карте нанесен логотип платежных систем Masterсard и Cirrus, или, карта обладает магнитной полосой, чипом и оснащена бесконтактной технологией Mastercard.

Дебет vs кредит

Автосалоны сбрасывают карты

Заблокированный отпуск

Путеводитель по картам

Карты нестандартной внешности