Контракты жизненного цикла

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) — это долгосрочный (как правило, свыше 20 лет) контракт, включающий в себя комплекс работ по проектированию, строительству, эксплуатации объекта (то есть несколько этапов жизни объекта) и предусматривающий растянутое во времени бюджетное финансирование. Случаи заключения КЖЦ определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087.

Обоснование. Как следует из ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, КЖЦ — это контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. То есть речь идет о долгосрочном контракте, включающем в себя комплекс работ, охватывающих несколько этапов жизни объекта (проектирование, строительство, эксплуатацию). Соответственно, КЖЦ — смешанный договор, содержащий в себе элементы договора строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и договора возмездного оказания услуг.

Понятие контракта жизненного цикла (КЖЦ) является сравнительно новым понятием в строительстве. Цель заключения таких контрактов — повышение заинтересованности подрядчиков в конечном результате (качестве всех видов работ).

Появление нормативных документов, регулирующих заключение КЖЦ, неизбежно приведет к тому, что число их будет расти.

По мнению экспертов, КЖЦ является выгодным не только для государства (привлечение частных инвестиций, повышение эффективности бюджетных расходов), но и для частного партнера. Последнему применение механизма КЖЦ позволяет по итогам единого конкурса выполнять проектирование, строительство и эксплуатацию объекта, получая гарантированные платежи из бюджета (как правило, после ввода его в эксплуатацию и при выполнении условий контракта). Строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры на основе КЖЦ позволяет повысить заинтересованность подрядчика в эффективности проектных решений, качестве строительства и применении более современных технологий и материалов, поскольку именно ему придется нести издержки по дальнейшей эксплуатации объекта (либо выплачивать неустойку за нарушение обязательств).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 КЖЦ заключается в том числе на выполнение работ по проектированию и строительству:

а) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;

б) инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;

в) аэродромов;

г) объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

д) объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

е) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

ж) уникальных объектов капитального строительства.

>Контракт жизненного цикла (44-ФЗ)

КЖЦ: разработка проектов, процедура заключения, применение 44-фз, сферы

Контракт жизненного цикла (сервисный контракт) – относительное новшество законодательства в сфере госзакупок. Новшество для России. В практике многих стран данный институт успешно и обширно применяется длительное время. О сущности, особенностях и проблемах КЖЦ – в сегодняшнем материале.

Зарубежный опыт по контракт жизненного цикла

В опыте других стран контракты жизненного цикла (КЖЦ) являют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

Такие контракты, как правило, заключаются в отношении автомобильных, железнодорожных дорог/магистралей, тоннелей, больниц и других важных объектов общественной инфраструктуры.

Чаще всего речь идет о платежах после начала эксплуатации объекта. Условия платежей зависят от конкретных обстоятельств – качества оказываемых услуг и качества самого объекта. Таким образом, предмет такого договора составляет обеспечение сервиса в течение «срока жизни» объекта – отсюда становится понятна и логика названия контракта. Другое применимое наименование – сервисный контракт.

Сущность КЖЦ у нас в России

Нормативное регулирование данный термин получил в России в 2014 году – благодаря № 44-ФЗ: КЖЦ – контракт на приобретение товара или работы, их дальнейшее обслуживание, ремонт, эксплуатацию, уничтожение товара (объекта). Предусмотрены оговорки, что данные действия могут при необходимости включать создание проекта, конструкции объекта.

Из комплексного толкования норм указанного закона (в совокупности с конкурентным законодательством) следует, что, если контракт предполагает действие на весь период существования объекта, это можно сделать только в рамках КЖЦ. Внесение в другой контракт нескольких видов работ из тех, что должны регулироваться КЖЦ, может повлечь ответственность за нарушение норм о защите конкуренции.

Правительство РФ в Постановлении № 1087 «Об определении случаев заключения КЖЦ» определило исчерпывающее количество объектов инфраструктуры, которые могут создаваться и обслуживаться с помощью КЖЦ. В перечень вошли объекты транспортной инфраструктуры: автодорожные объекты, порты, аэродромы, метро, железнодорожный, внеуличный и электрический транспорт на земле, водные и воздушные суда, а также уникальные объекты капитальной постройки и объекты коммунального хозяйства

Специалисты считают, что данный список было бы неплохо расширить и включить в него ряд других объектов, нуждающихся в комплексном обслуживании: например, стадионы, больницы и другие объекты социального назначения.

Тем самым законодатель ясно дал понять, что в России КЖЦ будет представлять собой не способ совместного сотрудничества государства и частного сектора, а одну из форм госзакупок. Этот фактор негативно сказывается на заинтересованности частной стороны контракта, поскольку сфера закупок в России строго регламентирована и требует большей подготовки для участия в ней, нежели для заключения другого вида контракта.

Кроме того, сфера закупок лишена гибкости регулирования в зависимости от складывающихся обстоятельств. Для госконтрактов невозможно участие нескольких исполнителей, изменение цены договора, нет четких механизмов компенсации при расторжении.

Проблемным для КЖЦ является и момент применения бюджетного законодательства о финансировании на длительный срок: БК РФ ограничивает оплату государственных контрактов трехлетними сроками. КЖЦ не исключение. Положения о контрактах с долгим производственным циклом на КЖЦ пока не распространены. Таким образом, до текущего времени вопрос с финансированием КЖЦ внятно не решен, что, несомненно, не может не быть еще одной причиной его незначительного распространения.

Все это в условиях текущего регулирования КЖЦ делает КЖЦ малопривлекательным для современных инвесторов.

Содержание КЖЦ и соотношение с концессией (концессионными соглашениями)

Что же входит в содержание КЖЦ? Можем ли мы считать, что заключение КЖЦ предполагает включение в него определенного набора обязанностей подрядчика. Однозначного ответа на данный вопрос нет.

В Постановлении Правительства РФ № 1087 указаны работы по проектированию и строительству. Тогда возникает вопрос относительно обслуживания – подразумевается ли оно автоматически или должно быть озвучено отдельно. Данный вопрос не решен ни нормативно ни в правоприменении, которое в случае с КЖЦ практически отсутствует. Минэкономразвития России считает, что обслуживание подразумевается, даже если об этом нет специального указания в контракте. Однако единого мнения специалистов нет.

В ряде случаев возникает вопрос о соотношении КЖЦ с концессионными соглашениями (которые, аналогично КЖЦ, включают в себя не одну стадию периода жизни объекта и эксплуатируются негосударственной компанией).

Концессия как раз является разновидностью партнерства государства с частными лицами, располагает инструментами регулирования отношений сторон по договору. Основное отличие концессии от КЖЦ заключается в том, что она в обязательном порядке включает целевую эксплуатацию объекта. Кроме того, использование концессии не всегда возможно. Некоторые аналитики считают, что отнесение КЖЦ к регулированию концессии было бы рациональным шагом в популяризации и повышении привлекательности данного вида контрактов. С этим нельзя не согласиться с учетом обозначенных проблем в регулировании КЖЦ как инструмента госзакупок.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данной или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас, в том числе в целях подготовки контракта жизненного цикла, его анализа, оспаривания и/или расторжения.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или напишите на адрес info@vitvet.com.

Алена Полякова, юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

1) решение суда об исключении участника из общества (практика юрфирмы «Ветров и партнеры»);

2) недействительность сделок незаконно избранного директора;

3) 10 ошибок директора как основания для привлечения его к ответственности;

4) ненадлежащие способы защиты корпоративных прав;

5) корпоративный конфликт в сети салонов Леол (Новосибирск);

6) риски договора залога доли в уставном капитале общества;

7) решение суда об отказе во взыскании золотого парашюта при увольнении генерального директора;

8) семь ошибок при проведении общего собрания участников общества;

9) ошибки при отчуждении доли в уставном капитале общества;

10) устав общества: частые проблемы и судебные споры.

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

1) сопровождение бизнеса;
2) защита интеллектуальной собственности;
3) ведение судебных споров;
4) корпоративная практика;
5) недвижимость;
6) налоговое право.

Рекомендуем почитать наш блог, посвященный юридическим и судебным кейсам (арбитражной практике), и ознакомиться с материалам в Разделе «Статьи».

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!

Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com

Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше чем просто юридические услуги

Роль ЕСМ-систем в управлении договорами

Особенности договорной работы

Договорная работа — это один из тех процессов, который есть на любом предприятии, независимо от его статуса: мелком, среднем или крупном; коммерческом или государственном; производственном или обслуживающем.

Собственно, бизнес, да и вообще любая хозяйственная деятельность состоит из заключения и исполнения договоров. В связи с этим, повышая эффективность управления договорами, за счет оптимизации и автоматизации работы с ними организации стремятся повысить свою эффективность, конкурентоспособность и защитить свои интересы (в том числе коммерческие).

Но, несмотря на всю свою значимость и внешнюю простоту, построение эффективной системы управления договорами — не простая задача. Это связано с тем, что задача управления договорами находится на стыке интересов разных подразделений и разных автоматизированных систем.

В работе с договорами обычно задействовано много специалистов из различных подразделений организации: инициаторов договоров, как правило, специалистов отдела закупок или отдела продаж, сотрудников юридических служб, экономистов, логистиков, работников службы безопасности, бухгалтерии и т. д. (зависит от структуры и особенностей организации). При этом у каждого специалиста свои интересы и соответственно он предъявляет свои требования к системе, которая должна максимально соответствовать этим требованиям, но в то же время и обеспечивать “сквозной” бизнес-процесс.

Договорная работа включает в себя не только манипуляции с документами, но и всю систему отношений между исполнителем и заказчиком. При этом требования к системе управления договорами у исполнителя/продавца и у заказчика/покупателя могут различаться. Для продавца важно выстроить процесс на этапе, предшествующем непосредственной продаже, соответственно его система должна обладать кроме всего прочего функциями CRM-системы. Покупатель уделяет большее значение функциям учета и контроля (например, контроля бюджетов), поэтому для него важно, чтобы в системе управления договорами присутствовали функции систем бюджетирования и ERP-систем. В связи с этим возникает необходимость работать как с неструктурированной (тексты договоров, приложений, писем и т. д.), так и со структурированной информацией (справочники для контроля по статьям бюджетам, проверка текущей задолженности и т. д.) Как следствие необходимо задействовать в системах управления договорами функционала систем различных классов (CRM, ECM, ERP и т. д.).

Как уже отмечалось ранее, договорная работа это, по сути, основа деятельности практически любой организации. Соответственно от того, насколько эффективно будет выстроена система управления договорами в организации во многом зависит и эффективность ее работы в целом. И здесь также есть противоречия, которые необходимо учитывать. С одной стороны, важно как можно быстрее принимать решения и реагировать на изменения, иначе можно просто потерять партнера. С другой — не менее важно ответственно подходить к каждому этапу договорной работы, взвешивать все риски, документировать все договоренности, защищать собственные интересы, соблюдать требования и регламенты договорной работы, иначе возможна не только потеря денег, но более серьезные последствия.

Исходя из вышесказанного, попробуем сформулировать требования к системе управления договорами. Система должна:

  • поддерживать все этапы договорной работы (от переговоров до закрытия);
  • соответствовать требованиям регламентов работы с договорами, установленными в организации;
  • обеспечивать потребности сотрудников различных подразделений организации, предоставлять необходимую информацию, помогать в принятии решений;
  • обеспечивать сохранность и защиту информации;
  • обладать достаточной гибкостью для организации работы со всем многообразием типов договоров.

Существует три принципиальных подхода к реализации системы управления договорами.

  1. Разработка системы непосредственно под требования конкретной организации. Этот подход достаточно дорог и подходит далеко не любой компании.
  2. За основу берется и дорабатывается система какого-либо класса (например, ECM или ERP). При этом в системе реализуются функции систем других классов. Этот подход выглядит, на первый взгляд, менее затратным, но поскольку специфичны требования к системам различных классов, специфичны и требования к архитектуре этих систем. Соответственно итоговое решение очень сильно может ограничиваться архитектурой той системы, на базе которой оно было построено.
  3. Несколько систем различных классов тесно интегрируются между собой . Это наиболее часто реализуемый подход, позволяющий, с одной стороны, использовать специфический функционал каждой из систем, а с другой — организовать единое информационное пространство внутри организации. Наиболее часто используемая комбинация — это взаимодействие ECM- и ERP-систем.

В любом случае при разработке систем управления договорами важно понимать, функции каких классов систем наиболее полно удовлетворяют требованиям организации и где проходят границы между функционалом этих систем. При этом важно отметить: чтобы построить эффективную систему работы вовсе не обязательно внедрять в организации сразу несколько систем. Большинство современных систем вне зависимости от того, к какому классу они относятся, умеют выполнять и смежные функции.

Жизненный цикл договора

Для того чтобы правильно распределить функции между системами и определить их роли нужно проанализировать жизненный цикл договора (см. рис. 1).

1. Переговоры. Данный этап предшествует непосредственному заключению договора, он связан с проведением встреч, переговоров согласованием предварительных условий и формированием предварительных договоренностей. Соответственно на первый план здесь выходят функции управления взаимодействием с клиентами (управление контактами, планирование встреч и т. д.). Все эти функции имеют непосредственное отношение к CRM-системам. Но при этом также важно учесть, что на этом этапе может появляться большое количество разнообразной неструктурированной информации (протоколы переговоров, письма, предложения, тендерная документация и т. д.), которой нужно уметь управлять, которую надо хранить, согласовывать и т. д. А это уже функционал ЕСМ-систем (Enterprise Content Management).

2.Подготовка проекта договора. Договоры можно разделить на три группы:

  • неизменные — договоры (публичные оферты), которые содержат ограниченный и заранее предопределенный набор условий (параметров договора), которые, как правило, не подлежат корректировки. Таких договоров в организации может быть достаточно много, но они не требуют больших затрат времени на составление согласование;
  • типовые — договоры, составленные на основе шаблонов. Для подготовки таких договоров часто используется механизм автоматического или полуавтоматического создания, когда текст документа формируется за счет подстановки в шаблон определенных инициатором условий;
  • произвольной формы — договоры, для которых нет разработанных шаблонов в силу их уникальности или редкости.

Для автоматизации подготовки и предварительного согласования договорных документов можно использовать функционал ECM-систем, но при этом, как правило, на данном этапе также возникают дополнительные задачи:

  • необходимость контроля сделки по статьям бюджета;
  • проверка контрагента службой безопасности и т. д.

Для автоматизации этих задач используется функционал специализированных систем (бюджетирования, ERP, и т. д.).

3. Согласование и подписание. Как правило, для согласования договорных документов в организации разрабатываются специальные регламенты, в которых маршрут согласования определяется в зависимости от условий договора (вид сделки, сумма, контрагент и т. д.). На этих этапах кроме непосредственно движения документов важно обеспечить:

  • возможность работы с версиями документов (их может появляться очень много, особенно по документам произвольной формы);
  • доступ к документам всем специалистам, участвующим в согласовании (при этом сохранить требуемый уровень конфиденциальности);
  • возможность отправки и получения документов контрагентам.

Все эти требования в полной мере охватываются функционалом ECM-систем.

4. Исполнение. Данный этап, как правило, самый протяженный по времени. Здесь важно контролировать сроки и движение денежных средств и других ресурсов, но не только это. На этом этапе формируется сопроводительная (заявки на отгрузку, накладные и т. д.) и бухгалтерская документация (акты, счета), кроме того не редки случаи оформления дополнительных соглашений и приложений к ранее согласованным договорам. В связи с этим на данном этапе, пожалуй, как ни на каком другом важно выстроить качественную взаимосвязь между системами (если управление договорами реализуется посредством нескольких систем). Для того чтобы изменения, вносимые в одну систему, могли оперативно отображаться в других системах.

5. Закрытие и хранение. Часто этим этапам не уделяют должного внимания. В результате могут возникать ситуации, когда, например, услуги оказываются после истечения сроков договора и т. п. После выполнения обязательств или после истечения сроков договора необходимо отразить эти факты в используемых системах:

  • оповестить исполнителей;
  • выполнить предусмотренные регламентом мероприятия;
  • передать договорные документы для архивного хранения.

6. Пролонгация. Если договор содержит опцию пролонгации, то при достижении сроков продления договора важно уведомить всех заинтересованных лиц. Это позволит снизить риск потерь, связанных с изменением условий договора и изменением ситуации на рынке (возможно на данный момент появились более выгодные предложения).

Пример автоматизации бизнес-процесса

Как уже отмечалось ранее, наиболее часто, для автоматизации процесса управления договорами используется связка ECM-систем или системы электронного документооборота (СЭД) с ERP-системами. Это позволяет организовать сквозной процесс работы с договором (см. рис. 2).

Для большинства организаций с учетом того, что в ECM-системе или в СЭД может быть реализован модуль, поддерживающий взаимодействие с клиентами, такая комбинация позволяет эффективно покрыть требования к системе управления договорами и удовлетворить всех заинтересованных лиц.

Автор статьи — консультант отдела внедрения DIRECTUM.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ DIRECTUM

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)

>Изучаем контракты жизненного цикла

Особенности контракта жизненного цикла

Когда речь идет о заключении долгосрочного соглашения, в рамках которого исполнитель берет на себя обязательства по закупке товара или проектированию, строительству, ремонту, эксплуатации, утилизации (при необходимости) объекта закупки (ч. 16 ст. 34 № 44-ФЗ), это и называется контракт жизненного цикла 44-ФЗ (КЖЦ). При этом в течение всего периода действия такой сделки заказчик осуществляет выплаты исполнителю на условиях, которые согласованы в договоре. Иногда этот срок составляет более 20 лет.

Выделяют ряд особенностей:

  1. В рамках сделки реализуются сразу несколько этапов жизни продукции.
  2. Все проектные и технические решения в отношении предмета закупки, в том числе связанные с этим риски, принимает подрядчик.
  3. Изначально исполнитель самостоятельно привлекает инвестиции в проект. Финансирование со стороны госзаказчика начинается после выполнения определенного объема работ.
  4. Покупатель гарантирует поставщику поступление платежей в течение всего срока действия соглашения.

Стоит отметить, что размер выплат из бюджета (п. 3) зависит от качества созданного продукта и его соответствия договору.