Конституция 2014

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 82

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Алфавитно-предметный указатель

1600 — 1800 гг.

30 июня 1611 г. — Приговор земского собора первого ополчения

29 января 1649 г. — Соборное уложение

1 октября 1653 г. — Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией

12 января 1682 г. — Соборное деяние об уничтожении местничества

18 декабря 1708 г. — Указ об учреждении губерний и о росписании к ним городов

22 февраля 1711 г. — Указ об учереждении Правительствующего Сената о и персональном его составе

17 марта 1714 г. — Указ о фискалах и о их должности и действии

26 апреля 1715 г. — Артикул воинский

24 января 1722 г. — Табель о рангах

17 апреля 1722 г. — Указ о хранении прав гражданских

27 апреля 1722 г. — Указ о должности Сената

7 марта 1726 г. — Указ о должности Сената

7 ноября 1775 г. — Учреждения для управления губерний

21 апреля 1785 г. — Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства

21 апреля 1785 г. — Грамота на права и выгоды городам Российской империи

5 апреля 1797 г. — Манифест о трехдневной барщине

1800 — 1916 гг.

20 февраля 1803 г. — Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных

1 января 1810 г. — Манифест об образовании Государственного Совета

25 июня 1811 г. — Манифест об «Общем учреждении министерств»

3 июля 1826 г. — Указ об учреждении III отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии

19 февраля 1861 г. — Манифест об отмене крепостной зависимости

20 ноября 1864 г. — Указ Правительствующему Сенату

20 ноября 1864 г. — Учреждение судебных установлений

20 ноября 1864 г. — Устав уголовного судопроизводства

12 декабря 1904 г. — Указ «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка»

6 августа 1905 г. — Манифест об учреждении Государственной думы, Закон об учреждении Государственной думы, Положение о выборах в ГД

17 октября 1905 г. — Манифест об усовершенствовании государственного порядка

19 октября 1905 г. — Указ «О создании Совета Министров»

24 ноября 1905 г. — Временные правила о повременных изданиях

11 декабря 1905 г. — избирательный Закон

20 февраля 1906 г. — Указы «О переустройстве учреждения Государственного совета», «Об учреждении Государственной Думы»

4 марта 1906 г. — Временные правила о собраниях, Временные правила об обществах и союзах

23 апреля 1906 г. — Основные государственные законы, утвержденные указом Николая II

3 июня 1907 г. — Положение о выборах в Государственную Думу

1917 г.

25 (12) февраля 1917 г. — Указы о «перерыве в занятиях» Государственного совета и Государственной думы

2 марта (17 февраля) 1917 г. — акт отречения Николая II

3 марта (18 февраля) 1917 г. — заявление великого князя Михаила Александровича об отказе от престола

3 марта (18 февраля) 1917 г. — Декларация Временного правительства о его составе и задачах

6 марта (21 февраля) 1917 г. — Обращение Временного правительства к населению России

15 (2) марта 1917 г. — постановление Временного правительства «О печати»

22 (9) марта 1917 г. — постановление Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений»

12 апреля (30 марта) 1917 г. — постановление Временного правительства «О собраниях и союзах»

27 (14) апреля 1917 г. — постановление Временного правительства «Об учреждениях по делам печати»

14 (1) июля 1917 г. — постановление Временного правительства «О свободе совести»

23 (10) сентября 1917 г. — постановление Временного правительства «Об утверждении положения о выборах в Учредительное собрание»

1 сентября (19 августа) 1917 г. — постановление Временного правительства о провозглашении Российской республики

7 ноября (25 октября) 1917 г. — обращения II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и «О полноте власти Советов»

8 ноября (26 октября) 1917 г. — декреты II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», «О земле», «О мире»

9 ноября (27 октября) 1917 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О печати»

11 ноября (29 октября) 1917 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О восьмичасовом рабочем дне»

12 ноября (30 октября) 1917 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О порядке утверждения и опубликования законов»

15 (3) ноября 1917 г. — «Декларация прав народов России», принятая Советом Народных Комиссаров

23 (10) ноября 1917 г. — декрет, утвержденный Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»

27 (14) ноября 1917 г. — Положение о рабочем контроле, принятое Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом

3 декабря (20 ноября) 1917 г. — обращение Совета Народных Комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»

4 декабря (21 ноября) 1917 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О праве отзыва делегатов»

5 декабря (22 ноября) 1917 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О суде»

8 декабря (25 ноября) 1917 г. — постановление Совета Народных Комиссаров «О монопольном распоряжении государства сельскохозяйственными машинами и орудиями»

14 (1) декабря 1917 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О Высшем Совете Народного Хозяйства»

20 (7) декабря 1917 г. — декрет Совета Народных Комиссаров об образовании ВЧК (Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности)

24 (11) декабря 1917 г. — Инструкция Народного комиссариата внутренних дел «О правах и обязанностях Советов»

27 (14) декабря 1917 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О национализации банков»

29 (16) декабря 1917 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «Об уравнении в правах всех военнослужащих»

1918 г.

16 (3) января 1918 г. — постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти»

19 (6) января 1918 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о роспуске Учредительного собрания

25 (12) января 1918 г. — «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», утвержденная III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

28 (15) января 1918 г. — резолюция III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «О федеральных учреждениях Российской Республики»

28 (15) января 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О Рабоче- Крестьянской Красной Армии»

28 (15) января 1918 г. — резолюция III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «О политике Совета Народных Комиссаров по национальному вопросу»

31 (18) января 1918 г. — постановление III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «О новом наименовании существующей Верховной государственной власти»

2 февраля (20 января) 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»

8 февраля 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О национализации торгового флота»

11 февраля 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О социалистическом Рабоче-Крестьянском Красном Флоте»

9 февраля 1918 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О социализации земли»

16 (3) марта 1918 г. — постановление Чрезвычайного IV Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «О перенесении столицы»

28 (15) марта 1918 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О праве убежища»

1 апреля (19 марта) 1918 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О приобретении прав российского гражданства»

8 апреля (26 марта) 1918 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О флаге Российской Республики»

22 (9) апреля 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О национализации внешней торговли»

14 (1) июня 1918 г. — постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Об исключении из состава Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Советов и местных Советов представителей контрреволюционных партий — социалистов-революционеров (правых и центра) и Российской социал-демократической рабочей партии (меньшевиков)»

28 (15) июня 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О национализации крупнейших предприятий по горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной и керамической, кожевенной, цементной и прочим отраслям промышленности, паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и предприятий в области железнодорожного транспорта»

10 июля (27 июня) 1918 г. — постановление V Всероссийского съезда Советов «Об организации Красной Армии»

10 июля (27 июня) 1918 г. — Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов)

13 июля (30 июня) 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О национализации имущества низложенного Российского императора и членов бывшего императорского дома»

8 августа (26 июля) 1918 г. — Положение Совета Народных Комиссаров «О Высшем Совете Народного Хозяйства»

8 ноября (26 октября) 1918 г. — постановление VI Всероссийского чрезвычайного съезда Советов «О революционной законности»

9 ноября (27 октября) 1918 г. — постановление VI Всероссийского чрезвычайного съезда Советов «О строительстве Советской власти в центра, Комитетах бедноты и Советах на местах»

30 (17) ноября 1918 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Об образовании Совета рабочей и крестьянской обороны»

2 декабря (19 ноября) 1918 г. — постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О порядке перевыборов волостных и сельских Советов»

10 декабря (27 ноября) 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О мобилизации грамотных и организации пропаганды советского строя»

23 (10) декабря 1918 г. — постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Об областных объединениях»

Наиболее значимые проекты актов конституционного значения XIX в.

1809 г. — Введение к уложению государственных законов М.М.Сперанского

1818 г. — Государственная уставная грамота Российской империи Н.Н. Новосильцева

Русская Правда П.И.Пестеля

Конституция Н. М. Муравьева

Манифест С.П.Трубецкого

1863 — 1881 гг. — Конституционные проекты царствования Александра II

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Л. П. КРАСОВСКАЯ

В соответствии с Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3—8: исключение, дополнение, новая редакция какого либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации; одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста (п. 2 ст. 2). Согласно п. 3 ст. 2 закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации получает наименование, отражающее суть данной поправки. Кроме того, закон о поправке должен получить одобрение законодательными (представительными) органами государственной власти не менее 2/3 субъектов Российской Федерации. Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения в ряд статей Конституции (п. «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ст. 102 ; ч. 1 ст. 104 — изложена в новой редакции).

Изменения связаны с объединением Высшего Арбитражного Суда с Верховным Судом: соответственно, право законодательной инициативы предоставлено по вопросам ведения только Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации; исключены указания о Высшем Арбитражном Суде; предусмотрено назначение на должность только судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также исключен из субъектов запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для разрешения дел о соответствии нормативных правовых актов Конституции России.

Статья 127, ранее регулировавшая правовое положение Высшего Арбитражного Суда, исключена поправкой к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Теперь согласно статье 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом.

Претерпела изменение статья 129 Конституции Российской Федерации, в которой нет указания, ранее предусмотренного ч. 1 ст. 129, о том, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением вышестоящих прокуроров нижестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В части 2 ст. 129 Конституции Российской Федерации теперь предусмотрено назначение и освобождение от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации не только Генерального прокурора, но и заместителей Генерального прокурора. Согласно чч. 3, 4 ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Стр.50

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности также Генеральным прокурором Российской Федерации.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» была изменена редакция ст. 95 Конституции Российской Федерации в части, определяющей порядок формирования Совета Федерации. Кроме представителей от субъектов Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, в эту палату Федерального Собрания входят представители Российской Федерации, число которых составляет не более 10% от числа членов Совета Федерации — представителей органов государственной власти ее субъектов. В настоящее время из 170 членов Совета Федерации — представителей от субъектов России 17 представителей Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

Принятие данной поправки к Конституции России продиктовано необходимостью обеспечения баланса федеральных и региональных интересов в парламенте(1). Основой для формирования Совета Федерации являются выборы, но для представителей Президента Российской Федерации в Совете Федерации предусмотрено назначение (ст. 95 Конституции России). При этом согласно ч. 4 ст. 95 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Речь идет о Федеральном законе от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В Федеральном законе от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» определены требования только к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации от субъектов Российской Федерации и не урегулированы требования, предъявляемые к членам Совета Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации. Полагаем, что Президент вправе, согласно неоднократно выраженному мнению Конституционного Суда Российской Федерации, до принятия федерального закона своим указом урегулировать этот вопрос(2).

Конституция не обязывает Президента Российской Федерации назначать члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в соответствии с процедурой, предусмотренной Федеральным законом от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный закон регулирует процедуру внесения и рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) кандидатов для наделения полномочиями члена Совета Федерации от субъекта Российской Федерации. Закон не определяет процедуру внесения предложений Президенту Российской Федерации по кандидатам для назначения членами Совета Федерации (равно как и требования к ним).

В научной литературе высказывается предложение поручить Администрации Президента, обеспечивающей деятельность главы государства, согласно п. 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президент Российской Федерации от 06.04.2004 № 490, иметь суждение по процедуре внесения предложений Президенту Российской Федерации по кандидатурам для назначения членами Совета Федерации — представителями Российской Федерации, а также требованиям к таким кандидатам(3).

Стр.51

Что такое Конституция?

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

Документ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и процедуры пересмотра Конституции.

Когда была принята Конституция?

Действующая редакция Конституции была принята народом России 12 декабря 1993 года, путем всенародного голосования. В этот же день состоялись первые в современной истории выборы в Государственную Думу.

За принятие Конституции проголосовало 58,43 %.

Когда Конституция вступила в силу?

Она начала действовать со дня опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Из чего состоит Конституция?

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов.

В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Кто может инициировать внесение изменений в Конституцию?

Инициировать изменение Конституции могут только Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы регионов и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Как могут вноситься изменения в Конституцию?

Изменения Конституции, кроме отдельных глав, оформляются в виде федерального конституционного закона, принимаемого Государственной Думой и Советом Федерации, и одобренного законодательными органами не менее двух третей регионов Российской Федерации.

Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания, которое созывается в случае если предложение об изменении поддержано тремя пятыми голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное голосование.

Наиболее важными изменениями Конституции можно назвать увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30 декабря 2008 года). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Государственной Думы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой.

21 марта 2014 годы был изменен состав Российской Федерации: 84 и 85 субъектами Федерации стали Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

В этом же году были объединены Арбитражный и Верховный суды: Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Какие вопросы, согласно Конституции, относятся к ведению Государственной Думы?

  • Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Галерея карточек

С некоторыми из положений основ конституционного строя вы можете ознакомиться на наших карточках

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

Комментарий к Статье 68 Конституции РФ

1. Частью 1 комментируемой статьи устанавливается государственный язык РФ — русский язык. Подобные нормы вполне типичны для многонациональных государств, хотя о государственном языке говорится в конституциях большинства стран*(751). Языковые отношения составляют естественную первооснову социальных контактов и информационных процессов. Государственный язык, используемый гражданами повсеместно, призван выполнять консолидирующую роль населения страны, обеспечивать ее целостность.

Анализ зарубежного опыта правового регулирования использования языков показывает, что в некоторых из них употребляется понятие «официальный язык», причем как синонимичное понятию «государственный язык» (например, в Индии). Хотя экспертами ЮНЕСКО еще в 1950-х годах предлагалось разграничить данные понятия, закрепив за государственным языком статус символа государства, выполняющего интеграционную функцию, а за официальным языком статус языка законодательства, государственного управления, судопроизводства*(752). Модельный закон о языках, принятый в 2004 г. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ, определяет государственный язык как язык, обязательный для использования в политической, экономической, социальной, культурной и других официальных сферах, а официальный язык как язык, законодательно закрепленный для использования в официальных сферах наряду с государственным*(753). Именно такой подход избран Конституцией Кыргызской Республики (ст. 5), которой государственным языком признан киргизский язык, а официальным языком — русский язык.

Выбор государственного языка в полиэтнических странах — задача непростая. Решение о том, что язык одной группы признается государственным, может стать причиной конфликтов национального характера. Поэтому в некоторых из них государственными являются несколько языков (например, в Индии, Ирландии, Канаде, Швейцарии).

Русский язык в силу историко-культурных традиций играет важную роль в консолидации, единении и культурном развитии народов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., русским языком владеет 98,2% всего населения России.

Статус русского языка как государственного языка России регламентирован Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». Законодатель в целях обеспечения эффективного функционирования государственных институтов установил сферы официального языкового общения, где закрепляется обязательное использование только государственного языка РФ:

— в деятельности государственных органов (как Российской Федерации, так и ее субъектов), органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства*(754);

— при подготовке и проведении выборов и референдумов;

— в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов РФ;

— при официальном опубликовании международных договоров, законов и иных нормативных правовых актов;

— при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;

— при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, документов об образовании, адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах РФ, почтовых переводов денежных средств;

— в деятельности организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, за исключением деятельности организаций, специально учрежденных для осуществления деятельности на других языках народов РФ или иностранных языках;

— в рекламе и иных определенных федеральными законами сферах. Обеспечение права граждан РФ на пользование государственным языком России предусматривает прежде всего получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Поэтому во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка РФ регламентируется государственными образовательными стандартами (ст. 6 Закона об образовании).

Законодатель особо подчеркивает, что обязательность использования государственного языка не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ. Поэтому лица, в том числе и граждане, не владеющие русским языком, вправе использовать иной язык. При защите и реализации их прав и законных интересов в случаях, установленных законодательством, им должны быть предоставлены услуги переводчиков*(755).

Защиту русского языка как государственного языка призваны обеспечить законодательные запреты на использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет республикам в составе Российской Федерации устанавливать свои государственные языки наряду с государственным языком РФ. Конституция указывает на два важных обстоятельства. Во-первых, государственные языки вправе устанавливать только республики. Это является одной из особенностей их конституционно-правового статуса, отличного от статуса других субъектов РФ. В практике регионального законотворчества были случаи установления государственных языков автономными округами*(756). И во-вторых, государственные языки республик должны использоваться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях наряду с государственным языком РФ — русским языком.

Республики используют предоставленное им право, закрепляя государственные языки в своих конституциях. При этом государственными языками признается русский язык и язык этноса, давшего название субъекту РФ, что не всегда отражает его численное превосходство перед другими этносами, населяющими субъект РФ (например, согласно Всероссийской переписи населения 2002 г. в Республике Башкортостан башкиры составляют 29,7%, а татары — 24,1%, при этом башкирским языком владеет 25,8% населения, а татарским — 34%). Единственная республика, не установившая дополнительный государственный язык, — Республика Карелия, в которой карелы составляют менее 10% от численности населения. Признание республиками русского языка как их государственного языка представляется весьма спорным, поскольку он имеет статус государственного на общефедеральном уровне и подтверждения этого статуса на части территории РФ не требуется.

Статус государственного языка республики регулируется Законом о языках народов РФ и соответствующими законами республик*(757). На государственном языке в республике может вестись судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ, а также делопроизводство в правоохранительных органах субъектов РФ. Государственный язык республик может использоваться в средствах массовой информации субъектов Федерации, наряду с государственным языком России — при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, записей актов гражданского состояния, трудовых книжек, а также документов об образовании, военных билетов и других документов.

Так, в соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (в ред. от 05.01.2001), к бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти республик и МВД России по согласованию с Геральдическим советом при Президенте РФ.

Введение республиками на своей территории государственных языков налагает на органы власти этих субъектов Федерации обязанности по обеспечению расходов, связанных с их применением и изучением. Например, на государственных языках республик дополнительно к русскоязычному варианту печатаются тексты официальных актов, избирательные бюллетени, на двух языках ведется официальное делопроизводство, двойного оформления требуют тексты документов, бланков, печатей, штампов, штемпелей и вывесок с наименованиями государственных органов и организаций и т.п. Желающим овладеть государственным языком республики должно быть гарантировано обучение этому языку до необходимого уровня.

Двуязычное изложение официальных актов требует соблюдения аутентичности (подлинности) их текстов. Данная проблема характерна и для зарубежных стран, установивших несколько государственных языков (Канада, Индия). Однако, например, в Индии в решении вопроса аутентичности текста правового акта англоязычный текст имеет приоритет перед текстом на языке хинди. Данная проблема в Российской Федерации требует своего законодательного разрешения, учитывая, что тексты на втором государственном языке имеют официальный характер и обладают одинаковой с русскоязычными текстами юридической силой*(758).

Предоставление возможности республикам устанавливать собственные государственные языки предполагает, что им в равной степени, как и русским языком, будут владеть государственные и муниципальные служащие*(759), работники государственных органов и организаций. Поэтому в целях обеспечения на территории республик использования их государственных языков во всех сферах официальных отношений законодатели субъектов РФ вправе — по смыслу ст. 68 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 43 и в соответствии с федеральным законодательством — предусмотреть его изучение при получении основного общего образования, в том числе в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения, имеющих государственную аккредитацию, лицами, независимо от того, является для них этот язык родным языком или нет.

При этом, правда, регулирование статуса государственного языка республики, его защита и развитие, изучение (преподавание) в рамках основного общего образования как обязательной учебной дисциплины должны осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка РФ в соответствии с общефедеральными государственными стандартами с учетом того, что в отличие от русского языка государственный язык республики не является официальным языком на территориях других субъектов Федерации. Изучение государственного языка республик не может осуществляться в ущерб федеральному компоненту федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ и препятствовать реализации права учащихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана, включая русский язык, дисциплин по выбору и т.п. В противном случае создавалась бы возможность нарушения гарантированных Конституцией принципов равенства прав и свобод человека и гражданина и несения гражданами России равных обязанностей на всей ее территории, в том числе применительно к реализации права на образование и языковых прав и свобод (ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 19, ст. 43 и 68), а также не исключается ограничение закрепленного ч. 1 ст. 27 Конституции права на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства.

Такая правовая позиция была изложена Конституционным Судом в Постановлении от 16.11.2004 N 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С. И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан»*(760).

Однако использование государственного языка республик как обязательного для общения в официальной сфере не должно иметь абсолютного характера. В ряде субъектов Федерации, например, знание государственного языка субъекта РФ было одним из условий избрания на должность президента республики (Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва). Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27.04.1998 N 12-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан»*(761) указал, что из конституционных положений о праве республик устанавливать свои государственные языки не вытекает ни обязанность республик устанавливать государственные языки, ни необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах высшего должностного лица республики. В Определении от 13.11.2001 N 260-О «По запросу Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея о подтверждении конституционности положения пункта 1 статьи 76 Конституции Республики Адыгея»*(762) Конституционный Суд усилил свою позицию, установив, что даже при соблюдении необходимой формы регулирования (федеральным законом) данное ограничение являлось бы несоразмерным конституционно значимым целям, закрепленным в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Как выявила практика, регламентация использования государственных языков республик — достаточно многоаспектная проблема. Оказался весьма актуальным вопрос установления графической основы языка. Употребление языка в качестве государственного в различных сферах государственной деятельности и в официальных отношениях предполагает его существование не только в словесной (устной), но и в письменной форме. Поэтому графическая основа алфавита является обязательным и важным компонентом правового статуса государственного языка.

В мире существуют самые разные формы письменности: иероглифическая (Китай, Япония), арабская вязь (Саудовская Аравия, Кувейт), латиница (большинство государств Европы, государства американских континентов), кириллица (Россия, Болгария) и т.д.

В России это не было предметом законодательного регулирования, однако в 1999 г. был принят Закон Республики Татарстан «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики» (письменность в Республике Татарстан неоднократно менялась, последние десятилетия используется кириллица). Изменения, внесенные в Закон о языках народов РФ в 2002 г., регулируют графическую основу государственных языков — Российской Федерации и ее субъектов: такие языки строятся на основе кириллицы. Конституционность действий федерального законодателя по установлению единой графической основы государственных языков была впоследствии подтверждена Конституционным Судом РФ в указанном Постановлении от 16.11.2004 N 16-П.

Единство графической основы языка вытекает из конституционных требований единства государства, его экономического и правового пространства. Общая графика в данном случае имеет огромное значение, в том числе для экономических и культурных отношений различных этносов — субъектов Федерации. Такое законодательное решение в настоящее время обеспечивает — в интересах сохранения государственного единства — гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик, направлено на достижение их оптимального взаимодействия в рамках общего языкового пространства и не препятствует реализации гражданами России прав и свобод в языковой сфере, в том числе права на пользование родным языком. Как известно, в Китае считают, что единство государства сложилось и упрочилось в значительной мере благодаря единой (иероглифической) письменности, в результате применения которой лица и этносы с разным произношением при обозначении тех или иных явлений находили общий язык.

Вместе с тем федеральный законодатель не исключил возможность изменения графической основы алфавитов государственных языков республик, употреблявшейся ими на момент принятия Конституции. При этом он не вправе действовать произвольно, по своему усмотрению, — такое изменение допустимо, если только оно преследует конституционно значимые цели, отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям, а также интересам многонационального народа России.

3. Учитывая многонациональный состав Российской Федерации, насчитывающий более 180 народов и входящих в них этнических групп, ч. 3 рассматриваемой статьи закрепляет право всех ее народов на сохранение собственных языков и гарантирует создание условий для их изучения и развития. Без этого невозможна самоидентификация личности.

Такой подход согласуется с международно-правовыми нормами. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах в тех странах, где существуют языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться родным языком (ст. 27). В соответствии с Документом Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать свою языковую самобытность и поддерживать и развивать свою культуру во всех ее аспектах, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки своей воле. В частности, они имеют право свободно пользоваться своим родным языком в личной и общественной жизни, распространять информацию, иметь доступ к ней и обмениваться информацией на своем родном языке. Государства будут стремиться гарантировать, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, вне зависимости от необходимости изучать официальный язык или официальные языки соответствующего государства, имели надлежащие возможности для обучения своему родному языку или на своем родном языке, а также там, где это возможно и необходимо, для его использования в государственных органах в соответствии с применяемым национальным законодательством.

Участники Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств обязуются устранить, если они еще не сделали этого, любые неоправданные различия, исключения, ограничения или льготы, относящиеся к использованию регионального языка или языка меньшинства и имеющие целью сдержать либо поставить под угрозу его сохранение или развитие. При этом стороны договорились, что принятие специальных мер в отношении региональных языков или языков меньшинств в целях содействия достижению равноправия между лицами, пользующимися этими языками, и остальным населением, или которые должным образом учитывают их особенности, не рассматривается в качестве деятельности, направленной на дискриминацию в отношении лиц, пользующихся более распространенными языками. Государства обязуются содействовать посредством принятия надлежащих мер взаимопониманию между языковыми группами страны, в частности включать уважение, понимание и терпимость в отношении региональных языков или языков меньшинств в число задач образования и обучения в своих странах и поощрять СМИ в достижении той же цели.

Данные вопросы имеют свое регулирование и в конституциях зарубежных стран. Так, Конституция Испании устанавливает, что «богатство языков и разнообразие диалектов Испании является частью ее культурного наследия и пользуется особым уважением и защитой» со стороны государства (п. 3 ст. 3). Конституция Швейцарии требует учитывать культурное и языковое многообразие страны (п. 3 ст. 69) и поощрять взаимопонимание и обмен между языковыми сообществами (п. 3 ст. 70).

Языковая проблема весьма актуальна для ряда государств. Так, в Новой Зеландии в 1987 г. был принят Закон «О языке маори», который придал ему статус второго государственного языка. В 1993 г. в Великобритании был принят Закон «О валлийском языке», который регламентирует его использование в Уэльсе. В Законе Испании 2005 г. о расширении автономии Каталонии предусмотрены меры по защите аранезского языка, используемого жителями долины Арана. Указанные акты заметно ослабили напряжение в межэтнических отношениях и, несомненно, укрепили государственную власть в целом.

На создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков населяющих Российскую Федерацию народов направлен Закон о языках народов РФ, который провозглашает и гарантирует равные права и средства защиты языков (социальные, экономические, юридические), предусматривает разработку и финансирование соответствующих федеральных и региональных целевых программ, возможность создавать свою письменность, создание условий для воспитания, обучения и творчества на родном языке, обращения на нем в государственные органы, участия в суде и т.п. (см. комментарий к ч. 2 ст. 26). Регулируют права граждан на использование родного языка и другие законодательные акты, прежде всего такие, как: Закон об образовании, который определяет условия получения образования на родном языке; Основы законодательства РФ о культуре, относящие языки, диалекты и говоры к области народной культуры; закрепляющие право национальных культурных центров, обществ и землячеств создавать национальные клубы, студии и библиотеки по изучению национального языка; ГПК, УПК, АПК, регулирующие порядок использования родного языка в суде.

Одним из законов, более детально регулирующих механизмы реализации гражданами своих языковых прав, является Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (в ред. от 01.12.2007). В частности, в целях обеспечения возможности получения основного общего образования на национальном языке и выбора языка воспитания и обучения национально-культурные автономии обладают правами: образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке; создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном (родном) языке.

Во взаимодействии с государственными и муниципальными органами национально-культурные автономии имеют право: разрабатывать с участием образовательных учреждений учебные программы, издавать учебники, методические пособия, другую учебную литературу, необходимую для обеспечения права на получение образования на национальном языке; вносить предложения в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления о создании классов, учебных групп в образовательных учреждениях с обучением на национальном языке; участвовать в разработке государственных образовательных стандартов, а также примерных программ для государственных и муниципальных образовательных учреждений с обучением на национальном (родном) языке, иных языках; организовывать подготовку и переподготовку педагогических и иных кадров для негосударственных (общественных) образовательных учреждений; заключать договоры с неправительственными организациями за пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права на получение образования на национальном (родном) языке и другие права*(763).