Конституционный суд в Москве адрес

Жалоба, в том числе, от имени юридического лица и прилагаемые к ней документы подаются в КС РФ с 1 (одной) копией (ч. 3 ст. 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»), таким образом, в количестве 2 (двух) экземпляров.

Копия жалобы и прилагаемых к ней документов собственноручно подписывается заявителем (например, от его имени руководителем юридического лица) или его представителем.

К обращению юридического лица прилагаются:

  1. текст акта, подлежащего проверке (достаточно приложить текст статьи, в которой содержится оспариваемая норма закона; его целесообразно распечатывать из информационно-правовой базы с соответствующей автоматической отметкой в колонтитуле о том, что акт взят из такой базы);
  2. доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя (в первом комплекте документов подается оригинал такого документа). Согласно ст. 53 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» представителями заявителя — юридического лица, помимо соответствующих его работников, могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия и статус которых подтверждаются соответствующими документами (для адвокатов это обычно: ордер и нотариально заверенная копия адвокатского удостоверения));
  3. документ об уплате государственной пошлины (для юридических лиц — 4 500 рублей согласно действующей редакции НК РФ);
  4. перевод на русский язык документов и иных материалов, изложенных на иностранном языке (в соответствующих случаях имеющих апостиль или консульскую легализацию).

К жалобе также обычно прилагаются все документы и материалы, на которые в жалобе имеется ссылка в подтверждение позиции заявителя.

При этом разумно придерживаться следующих несложных правил:

— копии судебных актов по делу с участием заявителя должны иметь печать суда (допустимо сдавать в КС РФ нотариальные копии или обычные черно-белые копии);

— акты КС РФ и иных судов (если на них имеются ссылки в жалобе) целесообразно распечатывать из информационно-правовой базы с соответствующей автоматической отметкой в колонтитуле о том, что акт взят из такой базы;

— на каждом приложении имеет смысл ставить отметку представителя (можно с использованием штампа) «Копия верна. Представитель по доверенности «;

— допустимо сшивать приложения, располагая их в том порядке, как они указаны в списке приложений к жалобе. В таком случае отметка (штамп) представителя «Копия верна. Представитель по доверенности » может ставиться на общей сшивке всех документов на обороте последнего листа;

— на каждом приложении делается отметка (штамп) «Приложение № » согласно списку приложений к жалобе;

— распространенной практикой является подача жалобы не только в бумажном виде, но и на CD (в одном экземпляре). В таком случае в списке приложений также указывается CD с текстом жалобы и скан-копиями приложений (если имеются сканированные копии соответствующих документов);

— отдельно составляется список приложений с указанием количества листов в каждом приложении.

Жалобу со всеми приложениями допустимо подать как в г. Санкт-Петербурге, т.е. сдать ее непосредственно в КС РФ, так и в представительство КС РФ, находящееся по адресу: г. Москва, ул. Ильинка, 21. Жалоба пересылается Представительством КС РФ в КС РФ примерно в течение недели.

При подаче жалобы необходимо иметь с собой третий оригинал жалобы и списка приложений, на которых Секретариат КС РФ (либо сотрудник Представительства КС РФ) поставит отметку о принятии.

Жалоба от имени юридического лица направляется в КС РФ в письменной форме за подписью управомоченного лица и должна иметь определенную структуру и содержание. КС РФ придает формальным требованиям большое значение, поэтому целесообразно учесть все моменты, указанные ниже.

Согласно требованиям ст. 37 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», в жалобе должны быть указаны:

  1. КС РФ в качестве органа, в который направляется жалоба, с указанием адреса места нахождения КС РФ (Россия, 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская пл., д. 1);
  2. наименование заявителя;
  3. адрес и иные данные заявителя (телефон, факс, адрес электронной почты, адрес для направления корреспонденции);
  4. необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия (указание на номер доверенности, регистрационный номер в реестре адвокатов (если представитель заявителя является адвокатом), телефон, факс, адрес электронной почты, адрес для направления корреспонденции);
  5. наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке (последовательно указываются даты принятия закона Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ, а также дата подписания его Президентом РФ);
  6. нормы Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», дающие право на обращение в КС РФ (как правило, в обращениях юридических лиц указываются ч. 2 ст. 45 и ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, ст. 3, ст. 74, ст. 96 и ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»);
  7. точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;
  8. конкретные, указанные в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», основания к рассмотрению жалобы КС РФ (обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ норма, примененная в конкретном деле с участием заявителя, по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой);
  9. позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ (требуется четкое изложение позиции заявителя, из которой следует, в чем заключается нарушение или ограничение конституционных прав и свобод, с указанием конкретных статей Конституции РФ, которые были нарушены);
  10. требование, обращенное в связи с жалобой в КС РФ (обычно это требование о признании не соответствующей Конституции РФ обжалуемой нормы закона по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой);
  11. перечень прилагаемых к обращению документов.

Исходя из вышеуказанных формальных требований к обращению в КС РФ, сам КС РФ рекомендует использовать следующую общую структуру жалобы (www.ksrf.ru/ru/Treatments/Pages/Docs.aspx):

I. Данные о заявителе.

II. Наименование и адрес государственного органа, издавшего закон, конституционность которого обжалуется.

III. Точное название, номер, дата принятия, источник опубликования обжалуемого закона, конкретный перечень обжалуемых норм.

IV. Нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

V. Конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации.

VI. Описание обстоятельств, свидетельствующих о применении судом обжалуемых норм в конкретном деле заявителя.

VII. Позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации (описание и аргументация предполагаемого нарушения положений Конституции Российской Федерации).

VIII. Требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации.

88

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

УДК 342.7

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОМ КОНСТИТУЦИОННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Ключевые слова: право на квалифицированную юридическую помощь, представительство, адвокат, конституционное судопроизводство.

Key words: the right to qualified legal assistance, representation, attorney, constitutional litigation.

Аннотация. В статье рассмотрено представительство как форма реализации права на квалифицированную юридическую помощь в конституционном судопроизводстве России. Автором дана характеристика требований к специальным субъектам представительства в конституционном судебном процессе, а также обобщена судебная практика в отношении таких требований.

Защита прав и свобод человека и гражданина, которая по российской Конституции (далее -Конституция РФ) является обязанностью всех органов государства, в том числе правоохранительных и судебных, в конечном счете замыкается на Конституционном Суде Российской Федерации . Этот орган в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство отличают от иных видов судопроизводства (гражданского, административного, уголовного), в частности, следующие особенности :

1) его предмет — конституционный контроль, выражающийся в проверке и оценке соответствия Конституции РФ законов, иных нормативных актов, которые в случае признания их неконституционными утрачивают силу. Данный вид контроля реализуется в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод личности, обеспечения непосредственного действия Конституции РФ, ее правовой охраны;

2) в его рамках разрешаются исключительно правовые вопросы. Конституционный Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию иных судов или иных органов;

3) оно реализуется исключительно коллегиально посредством пленарных заседаний и заседаний палат, между которыми определенным образом разграничена компетенция Конституционного Суда;

4) принимаемые решения (постановления, заключения, определения) влекут особые правовые последствия.

Вместе с тем, конституционное судопроизводство характеризуют и общие с иными видами судопроизводства черты. В частности, необходимое для реализации принципа состязательности и равенства сторон право на квалифицированную юридическую помощь, оказываемую представителями сторон (ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Таким образом, мы указанное законодательное положение (представительство интересов доверителя в конституционном судопроизводстве) интерпретируем как вид квалифицированной юридической помощи, профессионально оказываемой гражданам, организациям, а также

Н-A. Косолапова

N.A. Kosolapova

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

E-mai: kosolapova@bsu.edu.ru

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

органам власти в защите их прав и интересов .

При этом типично право на квалифицированную юридическую помощь употребляется в двух значениях: как объективное право и как субъективное право. В первом смысле — это межотраслевой правовой институт, состоящий из объединенных общими принципами норм различных отраслей права.

В субъективном смысле право на квалифицированную юридическую помощь большинством авторов определяется через «более широкое понятие» — возможность получить юридическое содействие .

Для нашего исследования приемлемо определить право на квалифицированную юридическую помощь как установленную Конституцией РФ и общепризнанными международными актами, а также гарантируемую обществом и государством возможность человека получать, а в необходимых случаях требовать (просить) содействия со стороны компетентных органов или общественных объединений для предупреждения нарушений его прав, устранения препятствий на пути их реализации или их восстановления (подтверждения) в случае нарушения или оспаривания .

Таким образом, в ракурсе заявленного субъективного права на квалифицированную юридическую помощь его адресатами в конституционном судебном процессе являются граждане.

Уточним, что в конституционном судопроизводстве представительство осуществляют профессиональные юристы — адвокаты или лица, которые имеют ученую степень по юридической специальности. Таким образом, конституционное судопроизводство является единственным видом судопроизводства, в котором к представителям сторон императивно предъявляются специальные квалификационные требования. В других видах судопроизводства любое лицо, обладающее дееспособностью и не относящееся к узкому кругу субъектов, которые не могут быть представителями в судах, либо может выступать в качестве представителя без каких-либо ограничений (гражданское, административное судопроизводство), либо может быть привлечено в этом качестве по определению или постановлению суда (уголовное судопроизводство) .

Строгость правил представительства в конституционном судопроизводстве России смягчается его факультативностью, т.е. правом граждан, участвующих в конституционном судопроизводстве в качестве заявителей, действовать pro se — представлять свои интересы в процессе самостоятельно, без представителя. Однако сложность конституционно-правовой оценки оспариваемых актов не позволяет заявителям защитить свои права должным образом, не прибегая к помощи профессионалов. В конституционном судопроизводстве разрешаются дела, прошедшие многие судебные инстанции, поэтому обеспечение полноценного участия в состязательном процессе, реального и равного доступа к правосудию опосредуют для стороны квалифицированную юридическую помощь в ведении своего дела, юридическое сопровождение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конституционном судебном процессе реальное обеспечение равноправия и состязательности сторон возможно при условии, когда сторона, противостоящая органам государственной власти, принявшим нормативный правовой акт, представлена профессиональным адвокатом. Как справедливо отмечается в литературе, правосудие является состязательным, если стороны — участники судебного разбирательства — могут активно и в равных условиях излагать свои доводы, давать собственное толкование фактов, событий, доказательств и тем самым способствовать установлению обстоятельств дела, обеспечивать — вынесение законного, обоснованного и справедливого судебного решения . На решение этой задачи и направлена деятельность адвоката — представителя.

Подтверждение полномочий представителей граждан, в качестве которых могут выступать адвокаты и лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, необходима доверенность. На законодательном уровне не предусмотрено право представляемого лица в устной форме заявить ходатайство об участии в деле его представителя. Полномочия представителя подтверждаются только доверенностью в письменной форме, заверенной в установленном законодательством порядке. Для граждан такой формой является нотариальное заверение.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются :

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

— доверенности военнослужащих и других лиц, которые находятся на излечении в госпиталях, санаториях и иных военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

— доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

— доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

— доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Квалификация представителя в качестве адвоката или лица, имеющего ученую степень по юридической специальности, подтверждается соответственно удостоверением адвоката или дипломом о присуждении ученой степени.

Отметим, что относительно требований, которые предъявляются к представителям сторон, сформировалась практика Конституционного Суда РФ. Так, в Определении от 19 ноября 2002 г. № 302-О Конституционный Суд РФ распространил на конституционное судопроизводство свои правовые позиции, выработанные в отношении уголовного судопроизводства, а именно: конституционное право граждан на самостоятельный выбор адвоката (защитника) по своему содержанию не означает право выбирать в качестве защитника любое лицо по усмотрению подозреваемого или обвиняемого и не предполагает возможность участия в уголовном процессе любого лица в качестве защитника; закрепленное в ст. 48 (ч. 2) Конституции РФ право пользоваться помощью адвоката (защитника) является одним из проявлений более общего права, гарантированного ст. 48 (ч. 1) Конституции РФ каждому человеку, — права на получение квалифицированной юридической помощи, поэтому положения ч. 2 ст. 48 Конституции РФ не могут быть истолкованы в отрыве и без учета положений ч. 1 той же статьи; критерии квалифицированной юридической помощи устанавливает законодатель путем определения соответствующих условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников ; при определении требований к представителям сторон в конституционном судопроизводстве учитывается особая правовая природа Конституционного Суда РФ, уполномоченного решать только вопросы права.

Приведенное положение было многократно воспроизведено в последующей практике Конституционного Суда РФ .

Полномочиями представителя стороны определяется его место в процессе. Так, полномочия на ведение дела в конституционном судебном процессе могут быть переданы заявителем в полном объеме, тогда представитель — обязательный участник процесса и практически заменяет заявителя. Ему принадлежит право знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы иным участникам процесса, заявлять ходатайства, представлять письменные отзывы, знакомиться с отзывами стороны, издавшей оспариваемый акт. Представитель обязан явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы .

Таким образом, в рамках конституционной разновидности судопроизводства субъективное право на квалифицированную юридическую помощь приобретает специфику — реализацию в форме представительства законодательно предусмотренными субъектами (адвокаты и лица, имеющие ученую степень по юридической специальности). Реализация данного субъективного права зависит как от его носителей (наделение представителей различным объемом правомочий), так и непосредственно от специальных субъектов (предоставление документов, подтверждающих статус, профессиональный уровень и др.).

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

Список литературы References

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

3. Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2002 г. № 302-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Токача Олега Леонидовича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Документ опубликован не был; www.garant.ru

4. Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. № 237-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горшкова Евгения Николаевича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Документ опубликован не был; www.garant.ru

5. Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 337-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Макарова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 53, главами VI и VII Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Документ опубликован не был; www.garant.ru

6. Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. № 149-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Березовского Олега Вениаминовича и Головина Евгения Иосифовича на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью второй статьи 20, частью первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью второй статьи 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Документ опубликован не был; www.garant.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 1997 г. № 2 -П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 1.

8. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001.

Vitruk N.V. Konstitucionnoe pravosudie v Rossii (1991-2001 gg.): Ocherki teorii i praktiki. M., 2001.

9. Дидык Э.М. Понятие и значение института судебного представительства адвокатом интересов доверителя в конституционном судопроизводстве // Адвокатская практика. 2014. № 3.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34

11. Марасанова С.В. Практика реализации принципа состязательности в условиях применения нового УПК РФ судами Московской области // Материалы конференции «Практика реализации принципа состязательности в условиях применения нового УПК РФ судами Московской области» (тезисы докладов). М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.

14. Слепченко Е.В. Конституционное судопроизводство: понятие, особенности //

Юридический мир. 2009. № 2.

Slepchenko E.V. Konstitucionnoe sudoproizvodstvo: ponjatie, osobennosti // Juridicheskij mir. 2009. № 2.

15. Яткевич О.Г. Уровень разработанности понятия «реализация права человека на квалифицированную юридическую помощь» // Юрист. 2014. № 4.

Направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами) в соответствии с требованиями, определенными в ст. 37 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В О. должны быть указаны: Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение; наименование заявителя, адрес и иные данные о заявителе; необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; нормы Конституции РФ и федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ; точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию; конкретные, указанные в названном федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ; позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ; требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ; перечень прилагаемых к О. документов. В соответствии с ст. 38 названного федерального конституционного закона к направляемому в Конституционный Суд РФ О. прилагаются: текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащие толкованию; доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя; документ об уплате государственной пошлины; перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. К О. могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать на заседание Конституционного Суда РФ, а также др. документы и материалы. О. и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд РФ с копиями в количестве 30 экз.