Конкурсы по 44 ФЗ

В каких случаях проводится открытый конкурс. Ограничения на проведение открытого конкурса

Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.

Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:

1) осуществляется закупка товаров (работ, услуг), указанных в ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ, в частности:

— закупаются товары (работы, услуги), поставку (выполнение, оказание) которых по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации;

— закупаются работы по сохранению объектов культурного наследия народов России, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, и других работ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ.

Закупать указанные товары (работы, услуги) можно только такими способами, как конкурс с ограниченным участием (конкурс с ограниченным участием в электронной форме), аукцион (электронный или закрытый), запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик) (ч. 2, 2.1 ст. 56, ч. 2, 3 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ);

2) закупка может осуществляться только путем проведения электронного аукциона (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

3) заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Такие способы используются в случаях, предусмотренных в ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ:

— закупка осуществляется для федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной;

— сведения об объекте закупки, содержащиеся в документации о закупке или проекте контракта, составляют государственную тайну;

— заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

— заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ряда имеющих историческое и иное культурное значение объектов (например, музейных предметов), которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок);

— закупаются услуги по уборке помещений, услуги водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;

— закупку проводят федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ или подведомственные им государственные учреждения, ГУП, включенные в перечень, который утверждает Правительство РФ (за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 84.1 Закона N 44-ФЗ).

В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.

Добавим, что с 01.01.2019 заказчик может провести открытый конкурс только в электронной форме (п. 2 ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки открытого конкурса

При выборе открытого конкурса в качестве способа определения поставщика необходимо учитывать как преимущества, так и недостатки.

Преимущества данного способа:

1) при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;

2) отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

К недостаткам открытого конкурса относятся:

1) высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);

2) длительность процедуры по сравнению с запросом котировок (в том числе в электронной форме), запросом предложений (в том числе в электронной форме), закупкой у единственного поставщика;

3) высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);

4) расширенный (по сравнению с электронными процедурами закупок) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.

Процедура проведения заказчиком открытого конкурса

Схема проведения открытого конкурса

ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Организация проведения открытого конкурса

Создание конкурсной (единой) комиссии и определение порядка ее работы

Привлечение специализированной организации при проведении открытого конкурса

Документы:

Приказ о проведении открытого конкурса

Приказ о создании конкурсной (единой) комиссии

Положение о конкурсной (единой) комиссии

Контракт со специализированной организацией при проведении открытого конкурса

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 2. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятие:

Разработка и утверждение конкурсной документации

Документы:

Общие положения конкурсной документации

Информационная карта открытого конкурса

Форма заявки на участие в открытом конкурсе

Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе

Техническое задание при проведении открытого конкурса

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта при проведении открытого конкурса

Проект контракта для включения его в конкурсную документацию

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 3. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятия:

Регистрация заказчика в ЕИС при проведении открытого конкурса

Оформление усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении открытого конкурса

Подготовка и размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса

Документ:

Извещение о проведении открытого конкурса

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 4. ПРИЕМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятие:

Получение и регистрация заявок на участие в открытом конкурсе

Документы:

Журнал регистрации заявок на участие в открытом конкурсе

Расписка в получении заявки на участие в открытом конкурсе

Срок:

До даты и времени, которые установлены в конкурсной документации для вскрытия конвертов

ЭТАП 5. ВСКРЫТИЕ КОНВЕРТОВ С ЗАЯВКАМИ НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятие:

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Документ:

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Срок:

В день и время, указанные в конкурсной документации, — вскрытие конвертов;

не позднее следующего рабочего дня — размещение протокола в ЕИС (если предметом конкурса является проведение научно-исследовательских работ с возможностью заключения контрактов с несколькими участниками или проведение двух и более поисковых научно-исследовательских работ, — в течение трех рабочих дней)

ЭТАП 6. ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе

Возврат обеспечения заявки на стадии рассмотрения и оценки заявок при проведении открытого конкурса

Документ:

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе

Срок:

Не позднее 20 календарных дней с даты вскрытия конвертов — рассмотрение и оценка заявок (при проведении закупки товаров (работ, услуг) в сфере науки, культуры или искусства срок может быть продлен заказчиком не более чем на 10 рабочих дней);

— не позднее следующего рабочего дня после подписания — размещение протокола в ЕИС;

не позднее пяти рабочих дней после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок — возврат обеспечения заявок участникам, кроме победителя

ЭТАП 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА С ПОБЕДИТЕЛЕМ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Составление и направление проекта контракта победителю открытого конкурса

Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем открытого конкурса

Подписание контракта с победителем открытого конкурса

Возврат обеспечения заявки на стадии подписания контракта с победителем открытого конкурса

Документ:

Проект контракта для направления его победителю открытого конкурса

Срок:

Не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок — направление указанного протокола и проекта контракта победителю конкурса или единственному участнику;

не ранее чем через 10 календарных дней и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок, а также не позднее 10 календарных дней с даты получения подписанного контракта и обеспечения от победителя — подписание контракта;

не позднее пяти рабочих дней с даты подписания контракта — возврат обеспечения заявки победителю

Как проводить открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ

Как принять участие в открытом конкурсе в электронной форме по 44-ФЗ

Подготовка документов для проведения открытого конкурса

Размещение информации об открытом конкурсе

Прием заявок на участие в открытом конкурсе

Выявление участников и победителя открытого конкурса

Образец извещения о проведении повторного открытого конкурса

Образец инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе

Образец информационной карты электронного аукциона

Как проводить конкурс с ограниченным участием в электронной форме по 44-ФЗ

Присутствие участников открытого конкурса (запроса котировок) при вскрытии конвертов с заявками и (или) открытии доступа к заявкам в электронной форме

О представлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе выписки из ЕГРЮЛ в электронной форме

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 938 55 47 (Москва)

+7 (812) 467 31 19 (Санкт — Петербург)

8 (800) 511 38 53 (Остальные регионы)

Это быстро и бесплатно!

>Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция

Готовим извещение и документацию

В такой конкурсной процедуре сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования. Проведение открытого конкурса в электронной форме обеспечивается действующим законодательством в области госзакупок, а также различными подзаконными актами и Постановлениями Правительства. Главный из них — 44-ФЗ, он регулирует электронный конкурс 44-ФЗ статьей 54.1–54.7.

Для того чтобы конкурсная закупка состоялась, специалисту заказчика необходимо подготовить и утвердить конкурсную документацию. При этом заказчик имеет право привлекать сторонние специализированные организации для формирования документов для конкурса (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Экспертная компания может разработать документацию для организации-заказчика, но принимать участие в закупочной процедуре она не имеет права (ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ).

Помимо документации, необходимо также подготовить и разместить в ЕИС извещение и проект контракта (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3). Без этих трех документов невозможно провести электронный конкурс по 44-ФЗ, сроки, в которые их нужно разместить в ЕИС, — не позднее 15 рабочих дней до истечения периода подачи заявок на электронную госзакупку.

Порядок составления извещения прописан в ст. 54.2 44-ФЗ. При необходимости заказчик может разместить извещение в любых открытых источниках информации. Допускается также внесение изменений в извещение при условии, что коррективы производятся не позже 5 дней до момента окончания срока подачи заявок. Организации-заказчику запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

В статье вы сможете скачать и изучить документы, которые оформляются на каждом этапе закупки. Вот так выглядит документация открытого конкурса в электронной форме 2019 года.

Определение участников

Потенциальные поставщики одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в торгах, а также предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 44-ФЗ). Срок подачи заявок в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

После того как завершится период, отведенный на подачу заявок, оператор электронной площадки направляет заказчику их первые части. Далее начинает свою работу закупочная комиссия. Члены комиссии организации-заказчика рассматривают и оценивают первые части запросов от участников торгов. Итоги проведенного анализа протоколируются. Данный протокол необходимо передать оператору ЭП в положенный срок — в течение дня, отведенного на рассмотрение и оценку первых частей заявок (ч. 13 ст. 54.4, ч. 6,7 ст. 54.5 44-ФЗ).

Особенности проведения открытого конкурса в электронной форме состоят в том, что вторые части предложений участников, а также всю необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования соответствующего протокола (ч. 7 ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Заказчику стоит помнить, что в настоящий момент и вплоть до 31.12.2019 объявлен переходный период, следовательно, в составе заявки тех участников, которые аккредитовались на площадках до 01.01.2019, не будут направлены документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.

Если заказчик не получил вместе со второй частью заявки вышеуказанную документацию, то ему необходимо проверять те документы, которые перечислены в Письме Минфина РФ № 24-05-08/69766 от 28.09.2018 для реестра участников аукционов в электронной форме.

Дальше закупочная комиссия изучает и анализирует вторые части предложений от потенциальных поставщиков. Затем члены комиссии составляют соответствующий протокол и направляют его оператору ЭП непосредственно в день, отведенный на рассмотрение и оценку вторых частей заявочных предложений участников госзакупки (ч. 7, 8 ст. 54.7 44-ФЗ).

После публикации протокола рассмотрения вторых частей оператор передает заказчику запротоколированные результаты с окончательными предложениями участников.

Закупочная комиссия еще раз внимательно изучает все предложения и протоколы, а затем ранжирует заявки участников госзакупок. Результатом работы комиссии является протокол подведения итогов электронной процедуры (ч. 10, 11 ст. 54.7 44-ФЗ).

Все протоколы составляются согласно принятому решению о допуске или обоснованному выводу об отказе, а также о присвоении баллов в соответствии с установленными документацией критериями от каждого члена комиссии. Протоколирующие документы подписываются всеми присутствующими членами комиссии по закупкам.

ВАЖНО! Члены комиссии вправе отстранить участника закупки за предоставление недостоверных сведений на любом этапе проведения торгов (ч. 5 ст. 54.7 44-ФЗ). Если комиссия обнаружила такое несоответствие, то в обосновании необходимо указать, что именно не соответствует в заявке участника и сопоставить эти данные с положениями документации (п. 3 ч. 6 ст. 54.5, п. 3 ч. 7, п. 2, 4 ч. 12 ст. 54.7 44-ФЗ).

Рассматриваем первые части заявок

Проведение электронного конкурса по 44-ФЗ обязывает членов закупочной комиссии заказчика рассматривать и оценивать первые части заявок в течение 5 рабочих дней с момента окончания их подачи и не позднее 1 рабочего дня в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта — не более одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 54.5 44-ФЗ).

После того как все первые части заявок будут проанализированы, комиссия формирует соответствующий протокол, в который вносятся данные, указанные в ч. 6 ст. 54.5 44-ФЗ, а именно:

  • идентификационные номера, присвоенные каждой заявке;
  • дата, место и время их анализа;
  • правила, по которым оцениваются допущенные заявки в случае, если в документации установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • допуск или отказ в допуске потенциальному поставщику.

Проведение открытого конкурса в электронном виде допускает отказ потенциальным исполнителям в участии, согласно ч. 3, 4 ст. 54.5 44-ФЗ.

Причинами отказа могут быть:

  1. Непредоставление или предоставление недостоверных сведений, необходимых для участия в конкурсной процедуре на основании положений закона о Федеральной контрактной системе (п. 2 ч. 4 ст. 54.5).
  2. Несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений (пп. «б» п. 3 ч. 4 ст. 54.5).
  3. Указание конкретных данных о потенциальном поставщике, подавшем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.

Рассматриваем вторые части заявок

Конкурсные процедуры в электронной форме должны содержать и вторые части заявок. Комиссия изучает и анализирует их в течение 1 рабочего дня, если НМЦК — не более одного миллиона рублей, и не позднее 3 рабочих дней в остальных случаях (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).

Далее члены комиссии составляют протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (ч. 7 ст. 54.7 44-ФЗ), в который вносят данные:

  • обо всех участниках процедуры;
  • о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поданных на открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ;
  • о регламенте анализа предложений участников в соответствии с критериями оценки, установленными в закупочной документации;
  • о том, соответствует или нет потенциальный исполнитель требованиями и условиям, прописанным в документах о закупке (ч. 3 ст. 54.7).

Предложение участника признается несоответствующим закупочным требованиям только в соответствии с нарушениями, указанными в 44-ФЗ. Участник не соответствует условиям документации, если он:

  • не предоставляет или предоставляет недостоверные сведения и документы (п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ);
  • не соответствует требованиям, прописанным заказчиком в документах о закупке (ч. 1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
  • не предоставляет заказчику документы согласно п. 5 ч. 6 ст. 54.4 в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст. 14 44-ФЗ.

Подводим итоги

Открытый одноэтапный конкурс в электронной форме завершается после публикации протокола подведения итогов. Комиссия формирует данный протокол на следующий день после получения от оператора ЭП окончательных предложений от участников процедуры (ч. 11, 12 44-ФЗ). В итоговом протоколе отражают сведения обо всех участниках, задействованных в торгах, о их допуске или отказе в допуске, о соответствии заявок установленным требованиям, а также о правилах проводимой оценки предложений потенциальных поставщиков и о порядковых номерах, которые определяют при анализе члены комиссии.

Все допущенные заявки должны быть указаны с присвоенным им идентификационным номером.

Правила присвоения порядковых номеров таковы: заявки нумеруются по порядку в зависимости от выгодности их предложений, то есть первый номер получает участник с самым выгодным предложением. В том случае, когда несколько поставщиков предложили одинаковые условия, то заявки ранжируются исходя из срока их подачи. Первый номер получит то предложение, которое поступило раньше остальных.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который раньше всех направил заказчику самое выгодное предложение, соответствующее всем критериям и требованиям закупочной документации (ч. 14 ст. 54.7 44-ФЗ).