Конкурс на должность нотариуса

Приложение 2
к постановлению
Временного Правительства
Кыргызской Республики
от 13 июля 2010 года № 126

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке прохождения стажировки лицом, претендующим на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью

I. Общие положения

II. Порядок прохождения стажировки

III. Окончание стажировки

Приложение. Сведения о лице, проходящем стажировку

I. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии со статьей 4 Закона Кыргызской Республики «О нотариате» регулирует порядок и условия прохождения стажировки лицом, претендующим на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью.

2. Целью прохождения стажировки является получение практических навыков нотариальной деятельности для сдачи квалификационного экзамена на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью.

II. Порядок прохождения стажировки

3. Гражданин Кыргызской Республики, претендующий на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью (далее стажер), должен обратиться с заявлением о прохождении стажировки в Министерство юстиции Кыргызской Республики. Для прохождения стажировки претендентом представляются следующие документы:

— заявление;

— копия трудовой книжки, прошитая и заверенная по последнему месту работы или нотариально;

— нотариально заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании;

— личный листок по учету кадров, надлежаще заполненный и подписанный, с фотографией;

— автобиография;

— копия паспорта.

По решению Квалификационной комиссии при Министерстве юстиции Кыргызской Республики по приему квалификационного экзамена у лиц, претендующих на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью, претендент направляется для прохождения стажировки у государственного нотариуса или частного нотариуса.

4. Назначение стажировки у государственного нотариуса осуществляется Министерством юстиции Кыргызской Республики на основании решения Квалификационной комиссии.

Стажировка осуществляется на платной основе:

— у частного нотариуса на основании договора между нотариусом и стажером;

— у государственного нотариуса — в размере, утвержденном в установленном порядке.

5. Непосредственное руководство работой стажера у государственного нотариуса осуществляется нотариусом, на которого приказом Министерства юстиции Кыргызской Республики возложены эти функции.

Руководство работой стажера у частного нотариуса может осуществляться нотариусом со стажем работы нотариуса не менее пяти лет.

6. Стажировка осуществляется непосредственно перед сдачей квалификационного экзамена, при этом перерыв с момента окончания стажировки и до сдачи квалификационного экзамена не должен быть более шести месяцев.

Срок стажировки составляет не менее шести месяцев и не может быть сокращен.

Срок стажировки должен быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам решением Министерства юстиции Кыргызской Республики по предложению государственного или частного нотариуса.

7. На стажера во время прохождения стажировки у государственного нотариуса распространяются условия труда, правила внутреннего трудового распорядка государственного нотариуса. Оплата труда стажеру не производится.

Права и обязанности стажера, проходящего стажировку у частного нотариуса, определяются договором.

Стажер обязан соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий.

8. Частные нотариусы обязаны представлять в органы юстиции сведения о лице, проходящем стажировку, по форме, прилагаемой к настоящему Положению, не позднее одного месяца с момента заключения договора о прохождении стажировки.

Государственный или частный нотариус может одновременно осуществлять руководство работой не более двух стажеров.

9. Стажировка проходит в соответствии с программой стажировки, которая утверждается Министерством юстиции Кыргызской Республики. Программа стажировки является обязательной для руководителей стажировки и стажеров.

Программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса.

10. Руководителем стажировки на основании программы стажировки утверждается индивидуальный план стажировки.

За время стажировки стажер должен освоить:

— законодательство Кыргызской Республики, регулирующее нотариальную деятельность;

— нотариальную практику и правила совершения нотариальных действий и нотариального делопроизводства, обеспечивающие защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства;

— этические нормы взаимоотношений с коллегами и клиентами.

III. Окончание стажировки

11. По окончании стажировки руководитель стажера составляет заключение об ее итогах, в котором отражается степень общей подготовки стажера, полученная им в ходе стажировки.

Один экземпляр заключения хранится у руководителя стажера, второй — в Министерстве юстиции Кыргызской Республики или в его территориальных органах, третий — выдается стажеру.

12. Лицам, проработавшим в качестве государственного нотариуса более шести месяцев, указанное время работы засчитывается как срок стажировки.

Приложение

к Положению о порядке

прохождения стажировки лицом,

претендующим на получение

лицензии на право занятия

нотариальной деятельностью

СВЕДЕНИЯ о лице, проходящем стажировку

┌─┬───────────────┬───────────────┬───────────┬──────────┬────────────┐

│№│ ФИО лица, │ Основание │Дата начала│ Дата │ Примечание │

│ │ проходящего │ прохождения │стажировки │ окончания│ │

│ │ стажировку │ стажировки │ │стажировки│ │

Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 31.01.2020 № 42-р, в соответствии с пунктом 12 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.03.2018 № 04/18, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2018 № 63, и в связи с изданием приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 19.12.2019 № 329 «О прекращении полномочий нотариуса Стрекаловской С.А.» объявлен конкурс на замещение одной вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой на территории нотариального округа Город Котлас и Котласский район Архангельской области.

Конкурс на замещение вакантной должности нотариуса состоится 10 апреля 2020 года в 10.00 в Нотариальной палате Архангельской области по адресу: город Архангельск, улица Серафимовича, дом 39.

К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования, со стажем работы по юридической специальности не менее пяти лет, достигшие возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет, сдавшие квалификационный экзамен.

Не допускается к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса лицо: имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу; состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление; представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса; ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не приступившие к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенные на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющие перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускаются к конкурсу на должность нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Лицо, желающее участвовать в конкурсе, подает в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу лично, по почте, по электронной почте или через представителя заявление, а также представляет:

  1. Документ о высшем юридическом образовании, выданный имеющей государственную аккредитацию образовательной организацией высшего образования;
  2. Копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет;
  3. Справки из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что лицо, желающее участвовать в конкурсе, не состоит на учете в данных диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств (справки должны быть оформлены в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений», должны быть подписаны врачом, заверены не только печатью медицинской организации, но и личной печатью врача);
  4. Справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости;
  5. Заявление об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств;
  6. Рекомендацию Нотариальной палаты.

При личной подаче заявления и документов, лицо, желающее участвовать в конкурсе, предъявляет документ, удостоверяющий личность.

При подаче представителем заявления и документов, он предъявляет документ, удостоверяющий личность, и доверенность.

Заявление и документы могут быть поданы по электронной почте. В таком случае электронный образ заявления должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, желающего участвовать в конкурсе, либо заявление представляется в виде электронного документа, равнозначность которого документу на бумажном носителе удостоверена нотариально. Документы также представляются в виде электронных документов, равнозначность которых документам на бумажном носителе удостоверена нотариально.

При подаче заявления и документов по почте представляются нотариально засвидетельствованные копии документов.

В срок с 31 января 2020 года по 31 марта 2020 года лица, желающие принять участие в конкурсе, подают заявление секретарю Конкурсной комиссии Колоцей Ирине Александровне по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 206, каб.201, тел. (8182) 65-56-10, электронная почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

По истечении данного срока документы на конкурс не принимаются. В случае поступления заявления и документов, после окончания срока приема документов данные документы возвращаются заявителю.

Заседание конкурсной комиссии по вопросу допуска к участию в конкурсе будет проведено 6 апреля 2020 года.

Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, не позднее следующего рабочего дня после издания распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о допуске к участию в конкурсе размещается на стендах, расположенных в общедоступных местах помещений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Нотариальной палаты Архангельской области, а также на официальных сайтах территориального органа и нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Дополнительную информацию о проведении конкурса можно получить в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 206, каб. 201, или по телефону: (8182) 65-56-10.

Утверждено
Минюстом РФ
7 июня 1994 г.

Федеральной
нотариальной палатой
6 июня 1994 г.

1. В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате на должность нотариуса может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.

Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

2. Назначение на должность стажера в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции.

Стажеры для прохождения стажировки могут назначаться на вакантную должность государственного нотариуса, помощника нотариуса, консультанта на основании трудового договора (контракта).

Оплата труда стажеров производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы согласно Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 17 мая 1993 г. N 107.

Стажер пользуется в отношении условий труда, стажа работы, рабочего времени, отпуска и пособий по социальному страхованию всеми правами, установленными для нотариусов. На стажеров распространяются правила внутреннего трудового распорядка.

3. Стажировка у нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется на основании заключения трудового договора (контракта) между нотариусом и лицом, желающим пройти стажировку.

Права и обязанности стажера определяются трудовым договором (контрактом).

4. Непосредственное руководство работой стажеров в государственной нотариальной конторе осуществляется нотариусом, на которого приказом органа юстиции возложены эти функции. За осуществление этих функций нотариусу может быть установлена органом юстиции надбавка к должностному окладу.

5. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе или занимающийся частной практикой, может одновременно осуществлять руководство работой не более двух стажеров.

6. В обязанности стажеров входит: подготовка проектов нотариальных документов, прием посетителей, правовая оценка представленных документов, консультирование граждан и юридических лиц по вопросам совершения нотариальных действий, подготовка проектов методик и рекомендаций по совершению нотариальных действий, ведение работы по учету законодательства, подготовка ответов на письменные запросы юридического характера, формирование банка данных о характере и количестве конкретных нотариальных действий, анализ статистической отчетности, ведение архивного производства.

Стажер участвует в обобщениях нотариальной практики и готовит предложения по их реализации.

7. За время стажировки стажер должен освоить: законодательство Российской Федерации о нотариате; основные нормативные акты законодательной и исполнительной властей; приказы и инструктивные указания Министерства юстиции Российской Федерации, регламентирующие деятельность нотариата; нотариальную практику и правила совершения нотариальных действий, обеспечивающие защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Этические нормы производственных взаимоотношений в коллективе и с клиентурой.

8. По окончании стажировки руководитель стажера составляет заключение о ее итогах, в котором отражаются степень общей подготовки стажера, полученные им в ходе стажировки практические навыки и знания, а также готовность стажера к самостоятельной работе. Один экземпляр заключения остается на хранении соответственно в органе юстиции или в нотариальной палате, другой выдается лицу, проходившему стажировку.

9. Заключение об итогах стажировки прикладывается к заявлению о сдаче квалификационных экзаменов. К экзамену допускаются все лица, прошедшие стажировку, независимо от оценки руководителя стажировки.

10. Работникам органов юстиции и нотариальных палат (руководителям и специалистам), имеющим высшее юридическое образование, желающим получить лицензию на право нотариальной деятельности, время работы в этих органах юстиции и нотариальных палатах на должностях, связанных с осуществлением функций руководства нотариальной деятельностью, засчитывается в срок стажировки.

Эти лица допускаются к сдаче квалификационного экзамена при наличии стажа работы в должностях, связанных с осуществлением указанных функций, не менее одного года.

Руководители и специалисты органов юстиции и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности, сдают экзамен квалификационным комиссиям, образованным при органах юстиции других субъектов Российской Федерации. (п. 10 введен Дополнением, утв. Минюстом РФ 18.09.95 и Федеральной нотариальной палатой 14.09.95)

Внести изменения в Положение о квалификационной комиссии, утвержденное приказом Минюста России от 29.06.2015 № 150 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37819), согласно приложению.

И.о. Министра С.А. Герасимов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 декабря 2016 г.
Регистрационный № 44913

В Положении о квалификационной комиссии, утвержденном приказом Минюста России от 29.06.2015 № 150:

1) в пункте 1 слова «статьей 4» заменить словами «статьями 3.1 и 4»;

2) пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. Заседание квалификационной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решения квалификационной комиссии принимаются простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, присутствующих на заседании.»;

3) в пункте 13 слова «перечень теоретических вопросов» заменить словами «перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов (далее — автоматизированная информационная система)»;

4) абзац четвертый пункта 20 после слов «предусмотренных пунктом 16 Положения» дополнить словами «, а также несоблюдение требований, предусмотренных абзацем одиннадцатым пункта 16 Положения»;

5) в пункте 24 слова «в течение десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в допуске к квалификационному экзамену» заменить словами «в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии»;

6) главу IV изложить в следующей редакции:

«IV. Порядок проведения квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы

26. Квалификационный экзамен проводится два раза в год — в апреле и октябре.

Квалификационный экзамен не проводится, если за тридцать календарных дней до даты его проведения в квалификационную комиссию не поступило заявлений, предусмотренных пунктом 14 Положения.

27. Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

Требования к автоматизированной информационной системе устанавливаются Федеральной нотариальной палатой по согласованию с Минюстом России (часть пятая статьи 3.1 Основ).

Автоматизированная информационная система является составной частью единой информационной системы нотариата и включает в себя:

1) удаленные автоматизированные рабочие места для сдачи квалификационных экзаменов;

2) центр обработки тестовых заданий и сопровождения квалификационных экзаменов (часть шестая статьи 3.1 Основ).

Перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы, утверждается Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой и размещается на официальных сайтах Минюста России и Федеральной нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть восьмая статьи 3.1 Основ).

Подготовка вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы, и вариантов ответов на них осуществляется апелляционной комиссией*.

Публикация вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы, и вариантов ответов на них не допускается.

28. Заседание квалификационной комиссии по вопросу допуска к квалификационному экзамену лиц, желающих сдать квалификационный экзамен, проведение квалификационного экзамена фиксируются секретарем квалификационной комиссии посредством ведения видео- и аудиозаписи.

29. Перед началом квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, предъявляет секретарю квалификационной комиссии документ, удостоверяющий личность, а также подлинники документов, указанных в абзацах втором — четвертом и седьмом — девятом пункта 16 Положения, в случае направления документов почтой.

При отсутствии подлинников документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, не допускается к сдаче квалификационного экзамена.

Для сдачи квалификационного экзамена секретарь квалификационной комиссии выдает лицу, желающему сдать квалификационный экзамен, логин и пароль для входа в автоматизированную информационную систему (далее — экзаменуемый). Логин и пароль состоят из буквенно-цифрового обозначения и формируются автоматизированной информационной системой после проверки документов, удостоверяющих личность лица, желающего сдать квалификационный экзамен, и представления подлинников документов, копии которых направлялись в квалификационную комиссию по почте.

До начала квалификационного экзамена секретарь квалификационной комиссии информирует экзаменуемых:

о ведении видео- и аудиозаписи при проведении квалификационного экзамена;

о порядке сдачи квалификационного экзамена;

об общей продолжительности квалификационного экзамена;

о сроке и способах ознакомления с результатами квалификационного экзамена;

о сроке и способах обжалования результатов квалификационного экзамена.

30. Секретарь квалификационной комиссии сообщает членам квалификационной комиссии о численности экзаменуемых, включенных в группу для одновременной сдачи квалификационного экзамена, после чего председатель квалификационной комиссии объявляет начало квалификационного экзамена.

31. Квалификационный экзамен проводится в помещениях, оборудованных компьютерной техникой, позволяющей формировать и доводить до каждого экзаменуемого тестовое задание (далее — задание) в режиме реального времени путем произвольной выборки из вопросов, подготовленных апелляционной комиссией.

Каждый экзаменуемый обеспечивается отдельным автоматизированным рабочим местом, исключающим возможность общения экзаменуемых.

В помещении, в котором проводится квалификационный экзамен, оборудуется резервное автоматизированное рабочее место, и должен находиться специалист, осуществляющий техническое обслуживание компьютерной техники.

32. Квалификационный экзамен проводится путем выполнения задания, включающего пятьдесят теоретических вопросов в форме теста (далее — тест) и один вопрос в форме практической задачи (далее — задача).

На выполнение задания экзаменуемым предоставляется два часа (сто двадцать минут) и одна попытка.

33. Экзаменуемый получает доступ к заданию после ввода в автоматизированной информационной системе логина и пароля, выданных ему секретарем квалификационной комиссии до начала квалификационного экзамена. Отсчет времени доступа экзаменуемого к заданию начинается с момента его авторизации в автоматизированной информационной системе.

Доступ экзаменуемого к заданию прекращается по истечении двух часов (ста двадцати минут) с момента его авторизации в автоматизированной информационной системе. Экзаменуемый может завершить выполнение задания досрочно.

34. При проведении квалификационного экзамена экзаменуемым запрещается пользоваться нормативными правовыми актами, учебной, методической и иной литературой, любыми средствами связи, переносными компьютерами, вести переговоры с другими экзаменуемыми, выходить за пределы помещения, в котором проводится квалификационный экзамен, до завершения выполнения задания.

При нарушении экзаменуемым указанных правил он считается не сдавшим квалификационный экзамен, что отражается в протоколе результатов квалификационного экзамена.

35. Если при выполнении задания произошел технический сбой в работе компьютерной техники (например, поломка компьютера, сбой программных средств, отключение электроэнергии), квалификационная комиссия принимает меры по устранению технических неисправностей и предоставляет экзаменуемому возможность выполнить задание. При отсутствии технической возможности выполнить задание в день проведения квалификационного экзамена квалификационная комиссия устанавливает для экзаменуемого другие дату и время проведения квалификационного экзамена.

При возникновении иных обстоятельств, препятствующих экзаменуемым завершить выполнение задания (например, угроза террористического акта, задымление, пожар), квалификационный экзамен переносится.

Решение квалификационной комиссии о переносе квалификационного экзамена и причины его принятия отражаются в протоколе результатов квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен переносится на срок не более десяти рабочих дней.

36. Экзаменуемый выполняет задание путем выбора варианта (вариантов) ответа на предложенные автоматизированной информационной системой вопросы теста, а также выбирает вариант ответа на задачу, при этом экзаменуемый должен дать обоснование (пояснение) выбранного варианта ответа на задачу.

Автоматизированная информационная система предусматривает возможность перейти к другому вопросу, вернуться к вопросу, на который экзаменуемый не ответил, изменить вариант ответа на вопрос задания по желанию экзаменуемого до подтверждения экзаменуемым завершения выполнения задания или до истечения времени, отведенного на выполнение задания. При этом специальное программное обеспечение позволяет сохранять промежуточные ответы экзаменуемого.

После выполнения теста автоматизированная информационная система позволяет перейти экзаменуемому к решению задачи.

37. После завершения экзаменуемым выполнения задания или по истечении времени, отведенного на выполнение задания, автоматизированной информационной системой формируется индивидуальный лист выполнения задания квалификационного экзамена (приложение № 1), содержащий логин экзаменуемого на каждом листе с выбранными экзаменуемым ответами на задание и обоснованием (пояснением) выбранного варианта ответа на задачу.

Распечатанный секретарем квалификационной комиссии индивидуальный лист выполнения задания квалификационного экзамена подписывается экзаменуемым на каждой странице и приобщается к его личному делу.

Экзаменуемый, не подписавший индивидуальный лист выполнения задания квалификационного экзамена, считается не сдавшим квалификационный экзамен, независимо от количества набранных баллов.

38. Проверка правильности ответов экзаменуемых на задание осуществляется автоматизированной информационной системой.

Квалификационный экзамен считается сданным, если экзаменуемый набрал сорок пять баллов за выполнение задания.

За каждый правильный ответ на вопрос теста экзаменуемый получает один балл, за правильный ответ на задачу — пять баллов, за неправильный ответ, отсутствие ответа или неполный ответ баллы не начисляются. Если за задачу автоматизированной информационной системой не начислены баллы, обоснование (пояснение) выбранного варианта ответа на задачу членами квалификационной комиссии не оценивается.

Обоснование (пояснение) выбранного варианта ответа на задачу посредством автоматизированной информационной системы поступает на автоматизированные рабочие места членов квалификационной комиссии для рассмотрения членами квалификационной комиссии.

Каждый член квалификационной комиссии самостоятельно оценивает обоснование (пояснение) выбранного варианта ответа на задачу и проставляет за него от одного до пяти баллов.

При принятии членом квалификационной комиссии решения о том, что обоснование (пояснение) выбранного варианта ответа на задачу неверно, член квалификационной комиссии в автоматизированной информационной системе выбирает значение: «Обоснование (пояснение) неверно». В таком случае за обоснование (пояснение) выбранного варианта ответа на задачу автоматизированной информационной системой баллы не начисляются.

После того, как все члены квалификационной комиссии оценят обоснование (пояснение) выбранного варианта ответа на задачу, автоматизированная информационная система определяет средний балл, полученный экзаменуемым за указанное обоснование (пояснение), по следующей формуле:

, где — количество баллов, выставленное каждым членом квалификационной комиссии за обоснование (пояснение) выбранного варианта ответа на задачу, n — численность членов квалификационной комиссии.

Количество набранных за задачу баллов суммируется с баллами, полученными экзаменуемым за выполнение теста.

39. Протокол результатов квалификационного экзамена (приложение № 2) формируется автоматизированной информационной системой непосредственно после проведения квалификационного экзамена.

В случае если квалификационный экзамен не состоялся по причинам, указанным в пункте 35 Положения, секретарь квалификационной комиссии до выведения на печать протокола результатов квалификационного экзамена проставляет в нем отметку о переносе квалификационного экзамена, а также указывает причину переноса квалификационного экзамена, дату и время, на которые переносится квалификационный экзамен.

Протокол результатов квалификационного экзамена распечатывается секретарем квалификационной комиссии и подписывается всеми членами квалификационной комиссии, присутствующими на заседании квалификационной комиссии. Протокол результатов квалификационного экзамена подлежит хранению в территориальном органе в течение 75 лет.

Результаты квалификационного экзамена, включая фамилию, имя, отчество (при наличии) экзаменуемого, количество набранных им баллов, сообщаются экзаменуемому в день проведения квалификационного экзамена.

Информация о результатах квалификационного экзамена размещается на официальных сайтах территориального органа и нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее двух рабочих дней после дня проведения квалификационного экзамена.

Выписка из протокола результатов квалификационного экзамена (приложение № 3) формируется автоматизированной информационной системой, распечатывается секретарем квалификационной комиссии, подписывается председателем и секретарем квалификационной комиссии и приобщается к личному делу экзаменуемого.

40. Копия выписки из протокола результатов квалификационного экзамена выдается территориальным органом экзаменуемому по его просьбе или заявлению не позднее пяти рабочих дней со дня получения соответствующей просьбы или заявления.

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии экзаменуемому в апелляционную комиссию (часть третья статьи 4 Основ).

41. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к его повторной сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией, если иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена не установлены в соответствии с частью восьмой статьи 4 Основ.

Для повторной сдачи квалификационного экзамена прохождение дополнительной стажировки не требуется.

42. Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся территориальным органом в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее — реестр нотариусов), в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.»;

7) дополнить приложениями № 1 — 3 следующего содержания:

«Приложение № 1
к Положению о квалификационной
комиссии, утвержденному приказом
Министерства юстиции РФ
от 29 июня 2015 г. № 150
Рекомендуемый образец

Индивидуальный лист выполнения задания квалификационного экзамена

Результат выполнения задания квалификационного экзамена подтверждаю
(подпись экзаменуемого) (расшифровка подписи экзаменуемого)

Приложение № 2
к Положению о квалификационной
комиссии, утвержденному приказом
Министерства юстиции РФ
от 29 июня 2015 г. № 150
Рекомендуемый образец

Протокол результатов квалификационного экзамена

Члены квалификационной комиссии, присутствующие на квалификационном экзамене:

№ п/п Фамилия, имя, отчество (при наличии) члена квалификационной комиссии Статус члена квалификационной комиссии
1 председатель квалификационной комиссии
2 заместитель председателя квалификационной комиссии
3 секретарь квалификационной комиссии
4 член квалификационной комиссии
n член квалификационной комиссии

Результаты квалификационного экзамена:


п/п
Фамилия, имя, отчество (при наличии) экзаменуемого Реквизиты документа, удостоверяющего личность Время начала выполнения задания Время окончания выполнения задания Количество набранных баллов Результат квалификационного экзамена (экзамен сдан/ экзамен не сдан/ экзамен не состоялся)
1
2
Председатель квалификационной комиссии
(подпись) (расшифровка подписи)
Заместитель председателя квалификационной комиссии
(подпись) (расшифровка подписи)
Секретарь квалификационной комиссии
(подпись) (расшифровка подписи)
Члены квалификационной комиссии
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи)

* В соответствии с пунктом 35 Положения проставляется отметка о том, что квалификационный экзамен перенесен, а также указывается причина, по которой квалификационный экзамен перенесен, дата и время, на которые переносится квалификационный экзамен.

Приложение № 3
к Положению о квалификационной
комиссии, утвержденному приказом
Министерства юстиции РФ
от 29 июня 2015 г. № 150
Рекомендуемый образец

Выписка из протокола результатов квалификационного экзамена

Члены квалификационной комиссии, присутствующие на квалификационном экзамене:

№ п/п Фамилия, имя, отчество (при наличии) члена квалификационной комиссии Статус члена квалификационной комиссии
1 председатель квалификационной комиссии
2 заместитель председателя квалификационной комиссии
3 секретарь квалификационной комиссии
4 член квалификационной комиссии
n член квалификационной комиссии

Результаты квалификационного экзамена:

Фамилия, имя, отчество (при наличии) экзаменуемого Реквизиты документа, удостоверяющего личность Время начала выполнения задания Время окончания выполнения задания Количество набранных баллов Результат квалификационного экзамена (экзамен сдан/ экзамен не сдан / экзамен не состоялся)
Председатель квалификационной комиссии
(подпись) (расшифровка подписи)
Секретарь квалификационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

«.

* Приказ Минюста России от 21.06.2000 № 178 «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов» (зарегистрирован Минюстом России 27.06.2000, регистрационный № 2282) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 30.08.2005 № 151 (зарегистрирован Минюстом России 30.08.2005, регистрационный № 6967), от 28.02.2006 № 27 (зарегистрирован Минюстом России 14.03.2006, регистрационный № 7581), от 18.08.2008 № 174 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2008, регистрационный № 12168), от 15.05.2012 № 77 (зарегистрирован Минюстом России 23.05.2012, регистрационный № 24294), от 16.12.2016 № 294 (зарегистрирован Минюстом России 20.12.2016, регистрационный № 44794).

Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса

1. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее — Порядок), утвержден в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (далее — Основы).

2. Лица, претендующие на должность нотариуса, проходят стажировку в течение одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой (далее — нотариус) и имеющего стаж нотариальной деятельности не менее трех лет.

3. Стажером нотариуса (далее — стажер) может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.

4. Количество должностей стажеров ежегодно определяется решением нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее — нотариальная палата) по согласованию с территориальным органом Минюста России (далее — территориальный орган).

5. В течение десяти рабочих дней после даты определения количества должностей стажеров нотариальной палатой утверждаются кандидатуры руководителей стажировки из числа нотариусов, имеющих стаж нотариальной деятельности не менее трех лет, а также условия прохождения стажировки.

6. Не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения кандидатур руководителей стажировки в общедоступных местах в помещении нотариальной палаты, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте нотариальной палаты размещаются следующие информационные материалы о предстоящей стажировке:

требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность стажера;

количество должностей стажеров, определенных решением нотариальной палаты, и реквизиты этого решения;

сроки, время, место приема и перечень документов, необходимых для прохождения стажировки;

список руководителей стажировки.

7. В течение двадцати рабочих дней со дня размещения информационных материалов, указанных в пункте 6 Порядка, лицо, претендующее на должность стажера, подает в нотариальную палату заявление (приложение к Порядку), а также предъявляет подлинники и представляет копии:

документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Российской Федерации;

документа о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.

Указанные в абзацах первом — третьем настоящего пункта заявление и копии документов могут быть представлены лично, через представителя или направлены почтовой связью заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом датой подачи заявления является дата его отправления. Оригиналы документов представляются при заключении трудового договора.

В случае подачи заявления и представления документов лично заявление и заверенные уполномоченным сотрудником нотариальной палаты копии представленных документов формируются в личное дело лица, претендующего на должность стажера, а подлинники возвращаются этому лицу в день их представления.

Фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, претендующего на должность стажера, перечень и реквизиты поданных им документов, дата и время подачи документов, а также его подпись и подпись уполномоченного сотрудника нотариальной палаты, принявшего документы, заносятся в журнал заявлений лиц, претендующих на должность стажера.

Нотариальная палата проверяет достоверность представленного документа о высшем юридическом образовании.

8. В течение десяти рабочих дней со дня, следующего за последним днем подачи заявления и документов, нотариальная палата принимает решение о соответствии лиц, претендующих на должность стажера, требованиям части первой статьи 19 Основ.

В случае, если число лиц, претендующих на должность стажера и удовлетворяющих требованиям части первой статьи 19 Основ, превышает количество утвержденных должностей стажеров, нотариальная палата принимает решение о проведении экзамена с целью выявления наиболее подготовленных лиц.

Дата и время проведения экзамена согласовываются с территориальным органом. При этом дата проведения экзамена не может быть ранее двадцати рабочих дней со дня размещения информации, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта.

В течение двух рабочих дней со дня принятия решения о проведении экзамена в общедоступных местах в помещении нотариальной палаты, а также на сайте нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается информация о лицах, допущенных к сдаче экзамена (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), о дате, времени, месте, порядке проведения экзамена, а также перечень примерных вопросов, включаемых в тесты.

Лицам, допущенным к сдаче экзамена, в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о проведении экзамена нотариальная палата почтовым отправлением или по адресу электронной почты, указанному в заявлении лица, претендующего на должность стажера, направляет уведомление о дате, времени и месте проведения экзамена.

В порядке и в срок, определенные в абзаце пятом настоящего пункта, лица, не допущенные к сдаче экзамена, уведомляются нотариальной палатой об отказе в допуске к сдаче экзамена с указанием причин отказа.

9. Экзамен проводится в форме тестирования. Порядок проведения экзамена и перечень вопросов, включаемых в тесты, определяются нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом.

10. Для приема экзамена формируется экзаменационная комиссия в составе не менее шести человек. В состав экзаменационной комиссии на паритетных началах входят представители нотариальной палаты и территориального органа. В число представителей со стороны нотариальной палаты и территориального органа могут входить члены судейского и научного сообщества.

Председателем комиссии по должности является начальник территориального органа или его заместитель, заместителем председателя комиссии — президент нотариальной палаты или член правления нотариальной палаты.

В состав экзаменационной комиссии не могут входить руководители стажировки, а также супруг (супруга), родители, дети, внуки, братья, сестры, дедушки, бабушки лица, претендующего на должность стажера, или родители, дети, внуки, братья, сестры, дедушки, бабушки супруга (супруги) лица, претендующего на должность стажера.

Полномочиями по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера, может наделяться квалификационная комиссия, сформированная в соответствии с Положением о квалификационной комиссии*.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

11. На должности стажеров зачисляются лица, набравшие наибольшее количество баллов по результатам сдачи экзамена.

При равном количестве баллов, полученных по результатам сдачи экзамена, на должности стажеров зачисляются все лица, получившие равное количество баллов. При этом количество должностей стажеров увеличивается в соответствии с пунктом 4 Порядка.

В течение двух рабочих дней со дня сдачи экзамена в общедоступных местах в помещении нотариальной палаты, а также на сайте нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается информация о лицах, зачисленных на должность стажера.

12. Не позднее двадцати рабочих дней со дня проведения экзамена нотариальная палата принимает решение о назначении руководителей стажировки лицам, зачисленным в стажеры, и заключает с ними трудовой договор на один год.

Оплата труда стажера производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты.

13. Программа стажировки является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей стажировки и утверждается нотариальной палатой.

Программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса.

При сокращении срока стажировки или его продлении стажер обязан освоить программу стажировки в полном объеме.

На основании программы стажировки руководитель стажировки составляет индивидуальный план стажировки, который утверждается нотариальной палатой.

14. Дата начала стажировки определяется нотариальной палатой в течение трех рабочих дней после заключения трудовых договоров, предусмотренных пунктом 12 Порядка, и является одинаковой для всех стажеров.

Срок стажировки может быть сокращен через шесть месяцев прохождения стажировки на основании совместного решения территориального органа и нотариальной палаты.

Решение о сокращении срока стажировки принимается на основании заявления стажера, а также ходатайства и заключения об итогах стажировки руководителя стажировки.

Нотариальная палата и руководитель стажировки ведут учет времени, фактически отработанного стажером. Время отсутствия стажера в период прохождения стажировки не засчитывается в срок стажировки.

Срок стажировки продлевается совместным решением территориального органа и нотариальной палаты на время отсутствия стажера в период прохождения им стажировки. В случае продления срока стажировки трудовой договор подлежит продлению на время отсутствия стажера.

В течение срока стажировки на основании заявления руководителя стажировки и стажера, а также в случае прекращения статуса нотариуса, являющегося руководителем стажировки, нотариальная палата принимает решение о назначении другого руководителя стажировки из утвержденного нотариальной палатой списка руководителей стажировки. Назначение другого руководителя стажировки осуществляется в течение трех рабочих дней. При этом время отсутствия стажера в период замены руководителя стажировки засчитывается в срок стажировки.

15. Нотариальная палата осуществляет контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки и выполнением индивидуального плана стажером путем проведения промежуточного тестирования стажеров не реже одного раза в квартал по темам программы стажировки, а также иными способами, установленными нотариальной палатой.

16. По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его в нотариальную палату.

В заключении об итогах стажировки указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя стажировки; фамилия, имя, отчество (при наличии) стажера; срок прохождения стажировки, в том числе срок продления или сокращения стажировки; причины продления срока стажировки или его сокращения; объем выполненного плана стажировки; результаты промежуточной проверки прохождения стажировки; заключение о готовности к сдаче квалификационного экзамена.

Нотариальная палата на основании заключения об итогах стажировки в пятнадцатидневный срок со дня поступления заключения принимает решение об удовлетворительном или неудовлетворительном результате прохождения стажировки.

Решение о результате прохождения стажировки в письменной форме направляется лицу, проходившему стажировку, в течение десяти рабочих дней со дня его принятия.

Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.

* Справочно: приказ Минюста России от 29.06.2015 N 150 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37819).

Назначение на должности стажера и помощника нотариуса

Статья 19 Основ ввела новые понятия в законодательство о нотариате — стажер нотариуса и помощник нотариуса. Назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Стажером нотариуса может быть лицо с высшим юридическим образованием, назначаемое на должность стажера нотариуса органом юстиции по представлению региональной нотариальной палаты. Помощник нотариуса — лицо имеющее помимо высшего юридического образования лицензию на право нотариальной деятельности. Где бы ни работали стажер или помощник нотариуса, к ним предъявляются одинаковые требования.

Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Все вопросы относительно прохождения стажировки в настоящее время регулируются таким правовым актом, как Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса , который утвержден приказом Министерства России от 21 июня 2000 г. № 179 и решением Правления Федеральной палаты от 26 мая 2000 г. (с изм. от 1 августа 2005 г.).

Лица, желающие пройти стажировку у нотариуса, должны сдать экзамен для выявления уровня их подготовки. Они не менее чем за месяц до дня сдачи экзамена подают заявление о допуске по установленной органом юстиции форме. После экзамена орган юстиции и нотариальная палата совместно принимают решение о назначении лиц, показавших лучшие результаты, на должность стажеров и утверждают их руководителей из числа нотариусов со стажем работы не менее трех лет.

Стажер, который будет проходить практику в государственной нотариальной конторе, заключает трудовой договор с органом юстиции, а оплата его труда производится из фонда оплаты труда нотариальной конторы. Со стажером, который будет проходить стажировку у частнопрактикующего нотариуса, прудовой договор заключает нотариальная палата, и из ее же фонда будет производиться оплата его труда.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты, но продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

В обязанности стажера входит следующее:

  • прием посетителей;
  • правовая оценка представленных документов;
  • консультирование граждан и юридических лиц по вопросам совершения нотариальных действий;
  • ведение работы по учету законодательства;
  • подготовка ответов на письменные запросы юридического характера;
  • ведение архивного производства.

За время стажировки стажер должен освоить :

  1. законодательство Российской Федерации о нотариате;
  2. основные нормативные акты законодательной и исполнительной власти;
  3. приказы и инструкции, регламентирующие деятельность нотариуса.

По окончании стажировки руководитель составляет соответствующее заключение по ее итогам и представляет его в орган юстиции или в нотариальную палату (в зависимости от того, где проходила стажировка — в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой). После прохождения стажировки те лица, которые хотят стать нотариусами, сдают квалификационный экзамен. Для этого они должны не позже чем за месяц подать заявление по установленной органом юстиции форме.

Информация о сроках, месте приема и перечне документов, которые требуются для сдачи экзамена, а также перечень вопросов, включенных в экзаменационные билеты, размешается для всеобщего обозрения в помещениях органа юстиции и нотариальной палаты за два месяца до проведения экзамена.

Задача и задание, а также теоретические вопросы, входящие в экзаменационные билеты, разрабатываются квалификационной комиссией.

Решение квалификационной комиссии, принимающей экзамен, о его результатах может быть обжаловано в апелляционную комиссию в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу. Если решение комиссии было положительным, то стажер, претендующий на должность нотариуса, должен не позднее пяти дней со дня принятия относительно его решения подать в орган юстиции заявление о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности.

Статья 19. Стажер нотариуса

Комментарий к статье 19

1. Настоящая статья определяет порядок прохождения стажировки у нотариуса и статус стажера нотариуса. Целью стажировки является подготовка претендента к осуществлению нотариальной деятельности, получению им в первую очередь практических навыков, ведь уровень теоретических знаний в области нотариата выявляется экзаменационной комиссией до начала стажировки при отборе претендентов на должность стажера.
2. Кроме комментируемой статьи, источниками регулирования данной сферы являются два подзаконных акта: 1) Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее — Порядок прохождения стажировки); 2) Положение о квалификационной комиссии . Данные акты носят подзаконный характер и призваны урегулировать процедурные вопросы как прохождения стажировки, так и сдачи экзамена, т.е. являются своеобразными административными регламентами в развитие комментируемой статьи. В то же время имеется множество проблемных вопросов, которые в них не решены, имеют неоднозначную практику и, более того, вызывают непонимание в обществе.
———————————
Утвержден Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 151.
Утверждено Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 150 и решением Правления ФНП от 18 мая 2015 г.

3. Комментируемая статья устанавливает к претенденту на должность стажера требование о наличии высшего юридического образования. Возникает вопрос: о каком уровне высшего образования идет речь: бакалавриат, магистратура или специалитет? Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает уровни высшего образования. Пункт 5 ст. 10 данного Закона предусматривает три типа высшего образования: 1) бакалавриат; 2) специалитет, магистратура; 3) подготовка кадров высшей квалификации. Следовательно, гражданин, имеющий документы о получении любого из указанного выше типа высшего юридического образования, имеет право претендовать на должность стажера, в том числе речь идет о гражданах, не имеющих юридического образования на уровне бакалавриата, специалитета или магистратуры, но имеющих документы об окончании юридической подготовки кадров высшей квалификации.
———————————
СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

4. Процедура сдачи экзамена на должность урегулирована крайне поверхностно. В соответствии с п. 9 Порядка прохождения стажировки экзамен проводится в форме тестирования, а п. 11 говорит о том, что зачисляются на должность стажеров лица, набравшие наибольшее количество баллов по результатам сдачи экзамена. Получается, что комиссия просто объявляет фамилии получивших наибольшее количество баллов и зачисленных на должности нотариусов. Ни показ работ, ни объяснение причин низких баллов указанный Порядок не предусматривает. Тем более не предусмотрена процедура подачи апелляции на решение комиссии. Это вызывает недоумение, если анализировать ситуацию по аналогии со сдачей экзаменов в высшие учебные заведения, где установлены полная открытость, показ работ и подача апелляции. Очевидно, что такая закрытость процедуры проведения экзамена на должность стажера негативно сказывается на имидже профессии нотариуса в обществе.
5. Комментируемая статья никак не определяет трудовые отношения, возникающие между стажером, нотариусом, у которого он проходит стажировку, и нотариальной палатой. Говорится лишь, что «стажировка проводится у нотариуса», а «нотариальная палата осуществляет организацию стажировки». В связи с такими неоднозначными формулировками комментируемой статьи на практике возникает множество вопросов о трудовых отношениях в связи с прохождением стажировки.
Кто субъекты трудовых отношений? Нотариус и стажер? В качестве кого выступает нотариальная палата, осуществляя организацию и контроль? Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием). В рассматриваемой ситуации это выполнение трудовой функции по должности «стажер». Согласно ст. 20 ТК РФ «Стороны трудовых отношений» в трудовых отношениях всегда только два субъекта: работодатель и работник. Поэтому сторонами трудового договора могут быть только нотариус и стажер. Включение каким-либо образом нотариальной палаты в трудовой договор между нотариусом и стажером противоречит ТК РФ. Контроль за стажировкой нотариальная палата может осуществлять только в рамках ст. 5 Основ.
Какой это должен быть договор? Должен ли это быть обязательно трудовой договор по основному месту работы или, допустим, договор по совместительству? Законодательство о нотариате в этой части имеет пробел и никак не регулирует эти отношения. Трудовое же законодательство допускает заключение как трудового договора по основному месту работы, так и договора по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Более того, нет никаких препятствий в настоящее время для прохождения стажировки у нотариуса на основании договора подряда. В соответствии со ст. 702 ГК РФ одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу. Очевидно, что такой работой может быть любая деятельность, направленная на реализацию целей стажировки, указанной в комментируемой статье.
6. Процедура сдачи квалификационного экзамена урегулирована более детальным образом, чем порядок сдачи экзамена на должность нотариуса. Согласно п. 39 Положения о квалификационной комиссии предусмотрено создание протокола результатов квалификационного экзамена, однако обсуждение этого протокола с членами комиссии не предусмотрено.
7. Таким образом, правовое регулирование статуса стажера и прохождение им стажировки являются в настоящий момент противоречивыми и во многом проблемными, что негативно отражается на имидже нотариата.