Содержание
- Юридическое лицо в РФ: как определить его статус – резидент или нерезидент
- Нерезидент
- КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТОМ РОССИИ?
- Иностранные представительства (филиалы) и НДС
- Налоговый резидент – кто это?
- Для чего нужно подтверждать статус резидента РФ
- Сравнительная таблица изменений, произошедших в порядке подтверждения статуса резидента РФ
- Документ, регламентирующий порядок проведения процедуры
- Орган, выдающий уведомление
- Заявление, представляемое для подтверждения статуса резидента
- Документы, прикладываемые к заявлению
- Способы сдачи документов в налоговую
- Срок выдачи подтверждающего документа
- Срок, на который выдается подтверждение
- Вопросы и ответы по теме
Резиденты и нерезиденты
в целях валютного законодательства РФ
► Правовые услуги по валютному регулированию ► Валютные резиденты и нерезиденты
Извлечение из Федерального закона от 10.12.2013 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г.
Юридическое лицо в РФ: как определить его статус – резидент или нерезидент
№ 427-ФЗ)
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
(пп. «д» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)
7) нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;
8) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;
(в ред. Федерального закона от 14.03.2013 г. № 29-ФЗ)
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ филиалы и представительства иностранных юридических лиц, компаний и прочих корпоративных образований, которые были созданы в соответствии с законодательством иностранных стран и обладающие гражданской правоспособностью, для целей налогового законодательства считаются организациями и подлежат учету в налоговых органах. Постановка на учет организаций проводится в налоговых органах по месту расположения организации, ее филиалов или представительств, а также по месту расположения ее транспортных средств, недвижимого имущества и по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка иностранной организации на учет в налоговых органах по месту деятельности отделения (филиала, представительства или другого обособленного отделения) производится на основании:
«Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124).
«Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющимися инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 N 117н).
В соответствии с данными документами иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение (далее в настоящей главе и в главе X настоящих Особенностей — Отделение), подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.
Заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ее деятельности на территории Российской Федерации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Кроме указанных выше оснований для постановки на налоговый учет, иностранная организация (в том числе кредитная организация) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте.
Ведение бухгалтерского учета.
Как видно из всего сказанного, законодательство РФ не связывает возникновение постоянного представительства с определенной корпоративной формой подразделения. Постоянное представительство в налоговых целях может возникать в форме филиала, представительства, а также в результате деятельности любых юридических или физических лиц, ведущих коммерческую деятельность в России от имени и/или в интересах иностранного лица.
Возникновение постоянного представительства в налоговых целях, в свою очередь, приводит к обязанности ведения бухгалтерского и налогового учета.
Обязанность ведения бухгалтерского учета иностранными представительствами установлена Законом РФ «О бухгалтерском учете», ст.2 которого распространяет действие данного закона на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
При этом, согласно п.
Нерезидент
2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Этим Положением можно воспользоваться исключительно при наличии у РФ действующего международного договора с соответствующим иностранным государством (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Что касается обязанности составления налоговой отчетности, то ст. 3 НК РФ признается принцип равенства налогоплательщиков, который гарантирует равенство прав и обязанностей российских и иностранных организаций в части предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов.
Иностранные организации, состоящие на учете в российских налоговых органах, самостоятельно исчисляют и уплачивают все налоги в том же порядке, что и российские организации, за исключением особенностей, предусмотренных НК РФ и положениями международных соглашений, которые согласно ст. 7 НК РФ имеют приоритетное значение перед национальным законодательством. Указанные международные соглашения могут распространяться на различные налоги Российской Федерации: налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц и др.
422222316
При оформлении разрешительных документов на своих сотрудников представительства и филиалы иностранных компаний часто недоумевают, почему в российских госорганах от них требуют предоставить трудовые договора, оформленные по нормам российского законодательства, ведь, как правило, иностранные сотрудники представительств и филиалов уже имеют трудовые контракты, подписанные с головной зарубежной организацией.
Давайте вместе разберемся, обоснованны ли описанные требования российских государственных органов? Могут ли филиал или представительство являться работодателем? И кто же должен подписывать договоры с сотрудниками представительств и филиалов?
Прежде всего, ответим на первый вопрос: требования госорганов РФ в части соответствия трудовых договоров с сотрудниками представительств и филиалов нормам российского законодательства справедливы и обоснованны.
Иностранные организации осуществляют представительские функции на территории РФ через представительства или филиалы, созданные на ее территории (ст.
КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТОМ РОССИИ?
306 НК РФ).
В соответствии со ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Деятельность сотрудников (в том числе руководителей) филиалов и представительств иностранных компаний признается компетентными органами РФ в качестве трудовой. Со всеми трудящимися лицами на территории РФ должны быть заключены трудовые/гражданско-правовые договоры, соответствующие российскому законодательству. При этом указанное требование в соответствии со ст. 11 ТК РФ распространяется на сотрудников любой компании вне зависимости от страны регистрации компании, ее организационно-правовой формы и гражданства сотрудников.
Исходя из вышесказанного очевидно, что трудовые договоры с сотрудниками представительств и филиалов в РФ должны полностью соответствовать российскому законодательству.
Теперь давайте рассмотрим, может ли быть работодателем филиал или представительство иностранной компании, и кто должен подписывать трудовые договоры?
Так как представительства и филиалы иностранного юридического лица не признаются российским законодательством в качестве отдельного юридического лица (п. 3, ст. 55, ГК РФ), работодателем для сотрудников филиалов и представительств является иностранная головная компания.
Трудовые договоры должны быть подписаны ответственным лицом зарубежной головной компании — владельцем компании или генеральным директором. Также возможен вариант подписания трудовых договоров лицом, наделенным соответствующими полномочиями, и авторизованным нотариальной доверенностью от одного из перечисленных выше ответственных лиц зарубежной головной компании. Доверенность, полученная от иностранного юридического лица, должна быть заверена в установленном порядке нотариальными учреждениями страны регистрации иностранного юридического лица, легализована в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года апостилем либо необходимо провести процедуру консульской легализации в консульском учреждении Российской Федерации. Исполненная на иностранном языке доверенность должна быть переведена на русский язык с нотариальным заверением.
Таким уполномоченным лицом может являться, например, руководитель представительства или филиала (Директор/ Глава) на территории РФ.
Принимая решение о том, кто будет подписантом в случае заключения трудовых договоров, очень важно убедиться, что соответствующие полномочия были переданы согласно уставным документам зарубежной головной организации.
Учитывая тот факт, что любая деятельность иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового/гражданско-правового договора на выполнение работ или услуг признается как трудовая деятельность, то в соответствии с п. 4 ст. 13, 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента (указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами РФ).
В п. 2 и п. 3 ст. 13, 115-ФЗ определено, что привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ могут юридические лица при наличии указанных выше разрешительных документов, при этом нет четкого указания: российские или зарубежные. Из этого можно сделать вывод, что это также распространяется на иностранные компании, которые, действуя через филиалы и представительства, обязаны оформить на себя разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и разрешения на работу сотрудников.
Отдельно хотелось бы сказать о привлечении к трудовой деятельности безвизовых сотрудников филиалов и представительств по патенту. 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, имеющих патент, могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, нотариусы и прочие, при этом указанным пунктом не предусматривается право привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан представительствами и филиалами иностранных юридических лиц. Вместе с тем, положение данной статьи не ограничивает права иностранных юридических лиц на привлечение к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан, имеющих патенты, при условии правильно составленного трудового/ гражданско-правового договора от иностранного юридического лица.
Примечательным фактом является то, что в случаях оформления документов по процедуре ВКС (ст. 13.2, 115-ФЗ) и ВТО (ст. 13.5, 115-ФЗ), разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не требуется, а о выдаче разрешения на работу ходатайствует не зарубежная головная организация, а ее представительство или филиал на территории РФ, что, соответственно, указывается в разрешениях на работу сотрудников.
Иностранные представительства (филиалы) и НДС
Приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ официально была утверждена процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ, форма и формат заявления на получение данного статуса, а также способы его представления в налоговые органы. Также был установлен срок оказания ФНС данной услуги – 40 дней.
Начиная с июля 2017 года, в обязанности ФНС стало входить подтверждение статуса резидента РФ по заявлению налогоплательщика, однако порядок данной процедуры подробно прописан не был. Руководствоваться приходилось старым информационным сообщением ФНС, подготовленным еще до внесения изменений в п. 1 ст. 32 НК РФ.
Рассмотрим подробно, кто признается налоговым резидентом и что изменилось в порядке подтверждения данного статуса в 2017 году.
Налоговый резидент – кто это?
Налоговым резидентом РФ является физическое лицо, пребывающее на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих друг за другом календарных месяцев.
Примечание: данный срок не прерывается при нахождении заграницей в течение менее 6 месяцев для лечения и обучения, а также при выполнении работ или оказании услуг на морских месторождениях углеводородного сырья.
Для чего нужно подтверждать статус резидента РФ
Подтверждение данного статуса может понадобиться как физическому лицу, так и организации в следующих случаях:
- Если российская компания оказывает услуги или реализует товар иностранному контрагенту.
В данном случае иностранная организация во избежание двойного налогообложения вправе запросить подтверждение статуса резидента (уведомление) от своего контрагента – российской компании.
- Если ИП или гражданин оказывают услуг иностранному партнеру.
Так же, как и в первом случае, во избежание двойного налогообложения иностранный партнер вправе затребовать у лица, оказывающего ему услуги, документ, подтверждающий статус резидента РФ.
- Если организация или гражданин получают доход от участия в деятельности иностранной компании (дивиденды).
- Когда предоставление указанного уведомления требует иностранный налоговый орган.
Рассмотрим вкратце, как изменился порядок получения данного статуса в 2017 году.
Сравнительная таблица изменений, произошедших в порядке подтверждения статуса резидента РФ
Основания для сравнения |
До декабря 2017 года |
С декабря 2017 года |
---|---|---|
Документ, регламентирующий порядок проведения процедуры |
Информационное сообщение ФНС |
Приказ ФНС от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@. |
Орган, выдающий необходимый документ |
Межрайонная инспекция ФНС России по ЦОД |
ФНС РФ или уполномоченный им территориальный налоговый орган |
Срок выдачи уведомления |
30 дней |
40 дней |
Заявление на выдачу документа, подтверждающего статус резидента |
Официально формы указанного документа не существовало. Организации, ИП и граждане должны были предоставить заявление, составленное в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов |
Форма документа приложена к Приказу (номер по КНД 1111048) |
Уведомление, выдаваемое налоговой |
Форма уведомления установлена не была. Заинтересованному лицу выдавалась справка установленного образца |
Форма документа приложена к Приказу (номер по КНД 1120008) |
Способы сдачи документов в налоговую |
|
|
Срок, на который выдается уведомление |
Уведомление может быть выдано не только за текущий календарный год, но и за предыдущие периоды в случае представления всех необходимых документов |
За один календарный год |
Рассмотрим более подробно новый порядок получения указанного уведомления из налоговой.
Документ, регламентирующий порядок проведения процедуры
Начиная с 9 декабря 2017 года, получение уведомления из налоговой о наличии статуса резидента РФ осуществляется в соответствии с Приказом ФНС от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.
Указанным документом более детально описан порядок подачи заявления и выдачи уведомления налоговым органом. Также в приложениях к приказу приведена форма документа, представляемого в налоговый орган для получения уведомления, и сама форма уведомления, выдаваемого налоговым органом.
Орган, выдающий уведомление
С декабря 2017 года подтверждение статуса резидента и выдача соответствующего уведомления осуществляется непосредственно ФНС или ее уполномоченным территориальным органом.
Заявление, представляемое для подтверждения статуса резидента
До декабря 2017 года формы заявления, представляемого организацией, ИП или гражданином в налоговый орган, не существовало вовсе, оно составлялось в произвольной форме с указанием необходимых документов, поименованных в вышеуказанном информационном сообщении ФНС.
Начиная с 9 декабря, заявление представляется по утвержденной ФНС РФ форме (номер КНД 1111048), с указанием следующих обязательных сведений:
- Наименования юридического лица (ФИО ИП или гражданина).
- Года, за который заявитель хочет получить уведомление.
- Причину выдачи уведомления (для применения двустороннего международного договора или для других целей).
- Сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица, если у него нет ИНН.
- Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории РФ.
- Основания для признания организации налоговым резидентом РФ.
Какие разделы заявления заполняют ИП и обычные граждане
- Титульный лист с указанием полных ФИО и ИНН, года, за который выдается уведомление, и способа его получения.
Если ИНН у гражданина нет, он дополнительно заполняет раздел 1 страницы 002, где указывает сведения о документе, удостоверяющем личность (паспорте, свидетельстве о рождении, военном билете и т. д.)
- Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории России (раздел 2 страницы 002).
Какие разделы заполняет организация
- Титульный лист с указанием наименования организации, ИНН/КПП, года, за который выдается уведомление, и способа получения уведомления из налоговой.
- Основания для признания организации налоговым резидентом РФ (раздел 3 страницы 002).
Форма документа на подтверждение статуса налогового резидента РФ (скачать образец заявления в формате .xls).
Документы, прикладываемые к заявлению
К заявлению организация, ИП или гражданин вправе приложить следующие документы:
- Копию договора (контракта), подтверждающего получение дохода или право на его получение в иностранном государстве.
- Документы, подтверждающие право владения имуществом.
- Решение собрания участников о выплате дивидендов или иные документы, подтверждающие выплату дивидендов.
- Копии платежных поручений (кассовых чеков).
- Бухгалтерские справки.
- Иная первичная документация.
Примечание: к заявлению, предоставляемому ИП или гражданином, могут быть приложены копии документов, подтверждающих пребывание данного лица на территории России в том периоде, за который необходимо получить уведомление.
Важно: если документы, прилагаемые к заявлению, составлены на иностранном языке, их необходимо перевести на русский язык и заверить в нотариальном порядке.
Способы сдачи документов в налоговую
Заявление с пакетом необходимых документов может быть направлено в налоговый орган:
- Лично.
- По почте заказным письмом с описью вложения.
- По интернету через официальный сайт ФНС РФ.
Таким же способом организация, ИП или гражданин может получить уведомление из налоговой о подтверждении статуса резидента РФ.
Срок выдачи подтверждающего документа
Срок выдачи уведомления составляет 40 дней с даты получения налоговым органом необходимых документов.
Срок, на который выдается подтверждение
Уведомление о подтверждении статуса резидента РФ выдается на один календарный год, отдельно по каждому источнику доходов или объекту имущества.
Наталья Васильева, 2018-01-05
Вопросы и ответы по теме
По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым
Сохраните статью в социальные сети: