Компания резидент РФ

Содержание

Резиденты и нерезиденты
в целях валютного законодательства РФ

► Правовые услуги по валютному регулированию ► Валютные резиденты и нерезиденты


Извлечение из Федерального закона от 10.12.2013 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

(пп. "а" в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г.

Юридическое лицо в РФ: как определить его статус – резидент или нерезидент

№ 427-ФЗ)

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

(пп. "д" в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

7) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

(в ред. Федерального закона от 14.03.2013 г. № 29-ФЗ)

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ филиалы и представительства иностранных юридических лиц, компаний и прочих корпоративных образований, которые были созданы в соответствии с законодательством иностранных стран и обладающие гражданской правоспособностью, для целей налогового законодательства считаются организациями и подлежат учету в налоговых органах. Постановка на учет организаций проводится в налоговых органах по месту расположения организации, ее филиалов или представительств, а также по месту расположения ее транспортных средств, недвижимого имущества и по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.

Постановка иностранной организации на учет в налоговых органах по месту деятельности отделения (филиала, представительства или другого обособленного отделения) производится на основании:

«Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124).

«Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющимися инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 N 117н).

В соответствии с данными документами иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение (далее в настоящей главе и в главе X настоящих Особенностей — Отделение), подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

Заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ее деятельности на территории Российской Федерации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Кроме указанных выше оснований для постановки на налоговый учет, иностранная организация (в том числе кредитная организация) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте.

Ведение бухгалтерского учета. 

Как видно из всего сказанного, законодательство РФ не связывает возникновение постоянного представительства с определенной корпоративной формой подразделения. Постоянное представительство в налоговых целях может возникать в форме филиала, представительства, а также в результате деятельности любых юридических или физических лиц, ведущих коммерческую деятельность в России от имени и/или в интересах иностранного лица.

Возникновение постоянного представительства в налоговых целях, в свою очередь, приводит к обязанности ведения бухгалтерского и налогового учета.

Обязанность ведения бухгалтерского учета иностранными представительствами установлена Законом РФ «О бухгалтерском учете», ст.2 которого распространяет действие данного закона на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

При этом, согласно п.

Нерезидент

2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Этим Положением можно воспользоваться исключительно при наличии у РФ действующего международного договора с соответствующим иностранным государством (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Что касается обязанности составления налоговой отчетности, то ст. 3 НК РФ признается принцип равенства налогоплательщиков, который гарантирует равенство прав и обязанностей российских и иностранных организаций в части предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов.

Иностранные организации, состоящие на учете в российских налоговых органах, самостоятельно исчисляют и уплачивают все налоги в том же порядке, что и российские организации, за исключением особенностей, предусмотренных НК РФ и положениями международных соглашений, которые согласно ст. 7 НК РФ имеют приоритетное значение перед национальным законодательством. Указанные международные соглашения могут распространяться на различные налоги Российской Федерации: налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц и др.

 422222316

При оформлении разрешительных документов на своих сотрудников представительства и филиалы иностранных компаний часто недоумевают, почему в российских госорганах от них требуют предоставить трудовые договора, оформленные по нормам российского законодательства, ведь, как правило, иностранные сотрудники представительств и филиалов уже имеют трудовые контракты, подписанные с головной зарубежной организацией.

Давайте вместе разберемся, обоснованны ли описанные требования российских государственных органов? Могут ли филиал или представительство являться работодателем? И кто же должен подписывать договоры с сотрудниками представительств и филиалов?

Прежде всего, ответим на первый вопрос: требования госорганов РФ в части соответствия трудовых договоров с сотрудниками представительств и филиалов нормам российского законодательства справедливы и обоснованны.

Иностранные организации осуществляют представительские функции на территории РФ через представительства или филиалы, созданные на ее территории (ст.

КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТОМ РОССИИ?

306 НК РФ).

В соответствии со ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Деятельность сотрудников (в том числе руководителей) филиалов и представительств иностранных компаний признается компетентными органами РФ в качестве трудовой. Со всеми трудящимися лицами на территории РФ должны быть заключены трудовые/гражданско-правовые договоры, соответствующие российскому законодательству. При этом указанное требование в соответствии со ст. 11 ТК РФ распространяется на сотрудников любой компании вне зависимости от страны регистрации компании, ее организационно-правовой формы и гражданства сотрудников.

Исходя из вышесказанного очевидно, что трудовые договоры с сотрудниками представительств и филиалов в РФ должны полностью соответствовать российскому законодательству.  

Теперь давайте рассмотрим, может ли быть работодателем филиал или представительство иностранной компании, и кто должен подписывать трудовые договоры?

Так как представительства и филиалы иностранного юридического лица не признаются российским законодательством в качестве отдельного юридического лица (п. 3, ст. 55, ГК РФ), работодателем для сотрудников филиалов и представительств   является иностранная головная компания.

Трудовые договоры должны быть подписаны ответственным лицом зарубежной головной компании — владельцем компании или генеральным директором. Также возможен вариант подписания трудовых договоров лицом, наделенным соответствующими полномочиями, и авторизованным нотариальной доверенностью от одного из перечисленных выше ответственных лиц зарубежной головной компании. Доверенность, полученная от иностранного юридического лица, должна быть заверена в установленном порядке нотариальными учреждениями страны регистрации иностранного юридического лица, легализована в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года апостилем либо необходимо провести процедуру консульской легализации в консульском учреждении Российской Федерации. Исполненная на иностранном языке доверенность должна быть переведена на русский язык с нотариальным заверением.

Таким уполномоченным лицом может являться, например, руководитель представительства или филиала (Директор/ Глава) на территории РФ.

Принимая решение о том, кто будет подписантом в случае заключения трудовых договоров, очень важно убедиться, что соответствующие полномочия были переданы согласно уставным документам зарубежной головной организации.

Учитывая тот факт, что любая деятельность иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового/гражданско-правового договора на выполнение работ или услуг признается как трудовая деятельность, то в соответствии с п. 4 ст. 13, 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента (указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами РФ).

В п. 2 и п. 3 ст. 13, 115-ФЗ определено, что привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ могут юридические лица при наличии указанных выше разрешительных документов, при этом нет четкого указания: российские или зарубежные. Из этого можно сделать вывод, что это также распространяется на иностранные компании, которые, действуя через филиалы и представительства, обязаны оформить на себя разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и разрешения на работу сотрудников.

Отдельно хотелось бы сказать о привлечении к трудовой деятельности безвизовых сотрудников филиалов и представительств по патенту. 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, имеющих патент, могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, нотариусы и прочие, при этом указанным пунктом не предусматривается право привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан представительствами и филиалами иностранных юридических лиц. Вместе с тем, положение данной статьи не ограничивает права иностранных юридических лиц на привлечение к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан, имеющих патенты, при условии правильно составленного трудового/ гражданско-правового договора от иностранного юридического лица.

Примечательным фактом является то, что в случаях оформления документов по процедуре ВКС (ст. 13.2, 115-ФЗ) и ВТО (ст. 13.5, 115-ФЗ), разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не требуется, а о выдаче разрешения на работу ходатайствует не зарубежная головная организация, а ее представительство или филиал на территории РФ, что, соответственно, указывается в разрешениях на работу сотрудников.

Иностранные представительства (филиалы) и НДС

Приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ официально была утверждена процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ, форма и формат заявления на получение данного статуса, а также способы его представления в налоговые органы. Также был установлен срок оказания ФНС данной услуги – 40 дней.

Начиная с июля 2017 года, в обязанности ФНС стало входить подтверждение статуса резидента РФ по заявлению налогоплательщика, однако порядок данной процедуры подробно прописан не был. Руководствоваться приходилось старым информационным сообщением ФНС, подготовленным еще до внесения изменений в п. 1 ст. 32 НК РФ.

Рассмотрим подробно, кто признается налоговым резидентом и что изменилось в порядке подтверждения данного статуса в 2017 году.

Налоговый резидент – кто это?

Налоговым резидентом РФ является физическое лицо, пребывающее на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих друг за другом календарных месяцев.

Примечание: данный срок не прерывается при нахождении заграницей в течение менее 6 месяцев для лечения и обучения, а также при выполнении работ или оказании услуг на морских месторождениях углеводородного сырья.

Для чего нужно подтверждать статус резидента РФ

Подтверждение данного статуса может понадобиться как физическому лицу, так и организации в следующих случаях:

  • Если российская компания оказывает услуги или реализует товар иностранному контрагенту.

    В данном случае иностранная организация во избежание двойного налогообложения вправе запросить подтверждение статуса резидента (уведомление) от своего контрагента – российской компании.

  • Если ИП или гражданин оказывают услуг иностранному партнеру.

    Так же, как и в первом случае, во избежание двойного налогообложения иностранный партнер вправе затребовать у лица, оказывающего ему услуги, документ, подтверждающий статус резидента РФ.

  • Если организация или гражданин получают доход от участия в деятельности иностранной компании (дивиденды).
  • Когда предоставление указанного уведомления требует иностранный налоговый орган.

Рассмотрим вкратце, как изменился порядок получения данного статуса в 2017 году.

Сравнительная таблица изменений, произошедших в порядке подтверждения статуса резидента РФ

Основания для сравнения

До декабря 2017 года

С декабря 2017 года

Документ, регламентирующий порядок проведения процедуры

Информационное сообщение ФНС

Приказ ФНС от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.

Орган, выдающий необходимый документ

Межрайонная инспекция ФНС России по ЦОД

ФНС РФ или уполномоченный им территориальный налоговый орган

Срок выдачи уведомления

30 дней

40 дней

Заявление на выдачу документа, подтверждающего статус резидента

Официально формы указанного документа не существовало.

Организации, ИП и граждане должны были предоставить заявление, составленное в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов

Форма документа приложена к Приказу (номер по КНД 1111048)

Уведомление, выдаваемое налоговой

Форма уведомления установлена не была. Заинтересованному лицу выдавалась справка установленного образца

Форма документа приложена к Приказу (номер по КНД 1120008)

Способы сдачи документов в налоговую

  • Лично.
  • По почте.
  • Через интернет

Срок, на который выдается уведомление

Уведомление может быть выдано не только за текущий календарный год, но и за предыдущие периоды в случае представления всех необходимых документов

За один календарный год

Рассмотрим более подробно новый порядок получения указанного уведомления из налоговой.

Документ, регламентирующий порядок проведения процедуры

Начиная с 9 декабря 2017 года, получение уведомления из налоговой о наличии статуса резидента РФ осуществляется в соответствии с Приказом ФНС от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.

Указанным документом более детально описан порядок подачи заявления и выдачи уведомления налоговым органом. Также в приложениях к приказу приведена форма документа, представляемого в налоговый орган для получения уведомления, и сама форма уведомления, выдаваемого налоговым органом.

Орган, выдающий уведомление

С декабря 2017 года подтверждение статуса резидента и выдача соответствующего уведомления осуществляется непосредственно ФНС или ее уполномоченным территориальным органом.

Заявление, представляемое для подтверждения статуса резидента

До декабря 2017 года формы заявления, представляемого организацией, ИП или гражданином в налоговый орган, не существовало вовсе, оно составлялось в произвольной форме с указанием необходимых документов, поименованных в вышеуказанном информационном сообщении ФНС.

Начиная с 9 декабря, заявление представляется по утвержденной ФНС РФ форме (номер КНД 1111048), с указанием следующих обязательных сведений:

  • Наименования юридического лица (ФИО ИП или гражданина).
  • Года, за который заявитель хочет получить уведомление.
  • Причину выдачи уведомления (для применения двустороннего международного договора или для других целей).
  • Сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица, если у него нет ИНН.
  • Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории РФ.
  • Основания для признания организации налоговым резидентом РФ.

Какие разделы заявления заполняют ИП и обычные граждане

  • Титульный лист с указанием полных ФИО и ИНН, года, за который выдается уведомление, и способа его получения.

    Если ИНН у гражданина нет, он дополнительно заполняет раздел 1 страницы 002, где указывает сведения о документе, удостоверяющем личность (паспорте, свидетельстве о рождении, военном билете и т. д.)

  • Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории России (раздел 2 страницы 002).

Какие разделы заполняет организация

  • Титульный лист с указанием наименования организации, ИНН/КПП, года, за который выдается уведомление, и способа получения уведомления из налоговой.
  • Основания для признания организации налоговым резидентом РФ (раздел 3 страницы 002).

Форма документа на подтверждение статуса налогового резидента РФ (скачать образец заявления в формате .xls).

Документы, прикладываемые к заявлению

К заявлению организация, ИП или гражданин вправе приложить следующие документы:

  • Копию договора (контракта), подтверждающего получение дохода или право на его получение в иностранном государстве.
  • Документы, подтверждающие право владения имуществом.
  • Решение собрания участников о выплате дивидендов или иные документы, подтверждающие выплату дивидендов.
  • Копии платежных поручений (кассовых чеков).
  • Бухгалтерские справки.
  • Иная первичная документация.

Примечание: к заявлению, предоставляемому ИП или гражданином, могут быть приложены копии документов, подтверждающих пребывание данного лица на территории России в том периоде, за который необходимо получить уведомление.

Важно: если документы, прилагаемые к заявлению, составлены на иностранном языке, их необходимо перевести на русский язык и заверить в нотариальном порядке.

Способы сдачи документов в налоговую

Заявление с пакетом необходимых документов может быть направлено в налоговый орган:

  • Лично.
  • По почте заказным письмом с описью вложения.
  • По интернету через официальный сайт ФНС РФ.

Таким же способом организация, ИП или гражданин может получить уведомление из налоговой о подтверждении статуса резидента РФ.

Срок выдачи подтверждающего документа

Срок выдачи уведомления составляет 40 дней с даты получения налоговым органом необходимых документов.

Срок, на который выдается подтверждение

Уведомление о подтверждении статуса резидента РФ выдается на один календарный год, отдельно по каждому источнику доходов или объекту имущества.

Наталья Васильева, 2018-01-05

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Сохраните статью в социальные сети: