Комментарии к ФЗ о рекламе ФАС

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О РЕКЛАМЕ»
ОТ 13 МАРТА 2006 Г. N 38-ФЗ
(Постатейный)
Е.И. СПЕКТОР
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Спектор Екатерина Ильинична, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). Кандидат юридических наук. Специалист в области административного права.
Автор многочисленных публикаций в юридических изданиях.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» подготовлен на основе федерального законодательства, определяющего основы правового режима рекламы, требования, предъявляемые к добросовестной и достоверной рекламе, особенности отдельных способов ее распространения.
В Комментарии анализируются введенные и применяемые Законом «О рекламе» новые понятия и новые нормы, многие из которых являются неоднозначными, допускающими существенные разночтения и разное их толкование, ввиду того что Закон достаточно часто оперирует оценочными категориями.
Новый Закон «О рекламе» серьезно ужесточает требования к рекламной деятельности в разных сегментах рекламного рынка, что в процессе его применения создаст не только огромные трудности, но и приведет к существенному дисбалансу на рекламном рынке.
Существенным недостатком Закона является то, что он вступил в силу в середине года (1 июля 2006 г.), в связи с чем рекламодатели, оплатившие рекламу товаров/работ/услуг по прежним расценкам, будут вынуждены произвести существенный перерасчет рекламным агентствам ввиду установленных новых законодательных ограничений, в частности, связанных с сокращением объема рекламного эфира с 20% от вещания в сутки от суточного эфира до 15%, из-за сокращения которого стоимость рекламы на телевидении будет увеличена пропорционально сокращенному времени.
Относительно сглаживающим данный негативный момент для рекламодателей является предусмотренный законодателем переходный период с 1 июля 2006 г. по 1 января 2008 г., когда общая продолжительность распространенной в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы не может превышать 20% времени вещания в течение часа и 15% времени вещания в течение суток.
Требования к распространению наружной рекламы, рекламы основанных на риске игр также законодательно изменились кардинальным образом.
Ввиду того, что Закон вступил в силу с 1 июля 2006 г. и судебная и правоприменительная практика еще не сформировалась, автором исследуются и выявляются просчеты, коллизии и пробелы, допущенные законодателем, и, применяя различные способы их толкования, предлагаются допустимые варианты их разрешения.
Целью Комментария является не только разъяснение воли законодателя, заложенной в нормах Закона для эффективной его реализации предпринимателями в сфере рекламного законодательства, деятельность которых связана как с производством, размещением, так и распространением рекламы, но и содействие в целом эффективному формированию правоприменительной практики и совершенствованию действующего законодательства о рекламе.
Комментарий может быть использован в деятельности как предпринимателей, так и государственных органов, должностных лиц, а также всеми лицами, интересующимися вопросами правового регулирования рекламы, учеными, аспирантами, преподавателями и студентами юридических вузов.
На настоящий момент ни один вид предпринимательской деятельности не обходится без рекламы. Реклама является составной частью маркетинга, обеспечивающей продвижение товара/работ/услуг на рынке. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» был принят вместо прежнего Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе».
Закон «О рекламе» представляет собой новый законодательный подход к правовому регулированию рекламы, понятием которой теперь охватывается почти любая информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.
Новый Закон «О рекламе» уточняет ряд прежних понятий в сфере рекламы, определяет общие требования к ней, к способам ее распространения, особенности отдельных способов рекламирования товаров/работ/услуг (например, детское питание, биологически активные и пищевые добавки, лотереи, основанные на риске игры, пари и т.п.).
Новым Законом «О рекламе» значительно расширена глава о наружной рекламе, ужесточаются требования к рекламе алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, лекарственных средств, в рекламных роликах которых, в частности, не допускается использование «людей в белых халатах».
Ограничена реклама табака и табачных изделий, запрещается реклама зонтичных брендов (например, реклама водки под видом минеральной воды или конфет), ужесточаются требования к рекламе игорных заведений и игорного бизнеса и т.п.
На телевидении продолжительность рекламы теперь не должна превышать 15% времени в течение каждого часа. При этом программы нельзя прерывать рекламой более чем на 4 минуты, а для детских и коротких программ установлены дополнительные ограничения. В связи с особой спецификой восприятия детьми телепрограмм Закон «О рекламе» вводит запрет на прерывание детских программ в середине и предусматривает положение, разрешающее размещать рекламные ролики только перед началом детской передачи или в самом ее конце.
Новый Закон «О рекламе» также запрещает совмещать рекламу с дорожными знаками — как в попутном, так и в обратном движению автотранспорта направлениях, распространение рекламы посредством транспорта, используемого исключительно в качестве передвижных рекламных конструкций (мобильные билборды).
Законом также регламентирована и реклама финансовых услуг, которая должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, при этом в рекламе не должно содержаться ни гарантий, ни обещаний будущей эффективности или доходности вложений, в том числе основанных на реальных показателях в прошлом. Законом «О рекламе» предусмотрены также и иные ограничения и запреты.
Законом «О рекламе» достаточно конкретно определена юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе всеми субъектами рекламных правоотношений — рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей. Существенно усиливается защита прав несовершеннолетних при распространении рекламной информации.
Новый Закон «О рекламе» вступает в силу с 1 июля 2006 г. Подтверждение течения общего срока вступления Закона в силу отражено в ст. 39 Закона. При этом ч. 1 — 4 ст. 39 предусмотрены и иные сроки его вступления в силу. Так, с 1 января 2007 г. устанавливается запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (ч. 2 ст. 20 Закона) и рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 4 ч. 2 ст. 23); с 1 января 2008 г. устанавливается общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не более 15% времени вещания в течение часа.
13 марта 2006 года N 38-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РЕКЛАМЕ
Принят
Государственной Думой
22 февраля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
3 марта 2006 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации в России провозглашен принцип единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции, что гарантирует стабильные условия хозяйствования, выводимые из ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Одновременно ч. 2 ст. 34 Конституции России не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Реализация конституционных положений обеспечивается, в частности, нормами Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в ред. от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ), Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли» (в ред. от 16 мая 1997 г. N 491) и др. 26 июля 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О защите конкуренции» N 135-ФЗ, вступающий в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования (Российская газета. N 162. 2006).
Сфера действия указанных нормативных правовых актов направлена на создание условий для эффективного функционирования предпринимателей на товарных рынках и рынке финансовых услуг, государственную поддержку и развитие малого предпринимательства, а также защиты прав потребителей на приобретение товаров/работ/услуг надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение достоверной информации о товарах/работах/услугах и т.п.
Закон о рекламе является логическим продолжением как нормативных правовых актов о конкуренции в части пресечения недобросовестной конкуренции в процессе осуществления предпринимателями производства, размещения и распространения рекламы, так и законодательства о защите прав потребителей.
Посредством рекламы, доведения информации до сведения неопределенного круга лиц обеспечивается продвижение товара/работы/услуги на рынке. При этом не всякая информация носит рекламный характер (см. комментарий к ст. 2). Средствами доведения рекламы товаров/работ/услуг до неопределенного круга лиц являются телевидение, кино, радио, наружная, почтовая реклама; отдельные издания (каталоги, проспекты, плакаты, открытки, листовки), периодическая печать (статьи, газеты, журналы), средства электросвязи и т.д.
Таким образом, настоящий Закон преследует достижение нескольких целей — развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции и обеспечение защиты прав потребителей, предпринимателей (конкурентов) на получение добросовестной и достоверной рекламы и пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 2
Частью 1 комментируемой статьи определено, что сфера действия настоящего Закона распространяется на любые отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Кроме того, положения комментируемого Закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также и на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги (ч. 3 ст. 2 Закона).
Сфера применения нового Закона о рекламе претерпела существенные изменения. Так, в ст. 1 прежнего Закона «О рекламе» было определено, что Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее — товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Вместе с тем в рамках нового Закона о рекламе законодательно определены изъятия, на которые не распространяются нормы Закона. Перечень случаев, когда информация не признается рекламой, является существенным нововведением.
Так, под сферу действия Закона не подпадает и, соответственно, не относится к рекламе политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона).
Легальное определение понятия «политическая реклама» действующее законодательство не содержит. Вместе с тем согласно анализу норм настоящего Закона становится очевидным, что политическая реклама является составляющей частью агитационной деятельности. Соответственно, размещение политической рекламы, равно как и агитация, регулируется общими требованиями избирательного законодательства Российской Федерации, установленными для предвыборной агитации, а не Законом о рекламе.
Легальное определение понятия «предвыборная агитация» сформулировано в Федеральном законе от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующ. ред.) (ч. 2 ст. 8), Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующ. ред.) (ст. 10) , Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в действующ. ред.) (ч. 2 ст. 8) .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982. Утрачивает силу со дня прекращения полномочий Государственной Думы созыва, действующего на день вступления в силу Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919. Вступает в силу с 7 декабря 2006 г., за исключением ч. 6 ст. 94 данного документа, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
Обобщая содержание указанных легальных понятий, следует заключить, что к «предвыборной агитации» относится деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций,

Что нельзя рекламировать в Facebook и Instagram

В 2019 году политика Facebook ужесточила требования к размещению рекламы в социальных сетях. В январе 2018 года появились так называемые «драконовские» условия — бан криптовалют, ICO и бинарных опционов. Но моральный кодекс Facebook содержит 29 пунктов строгих запретов и еще десяток условных.

К созданию рекламных объявлений нужно подходить с чрезмерной осторожностью: материл, который противоречит политике Facebook и вводит в заблуждение пользователей, платформа вынуждена отклонить.

Почему в Фейсбук и Инстаграм есть ограничения на рекламу?

Главная цель морального кодекса социальной сети — создать безопасное пространство для рекламодателей и пользователей. Сведения о продукции и услугах не должны вводить в обман и содержать другие признаки мошенничества. Facebook призывает сосредоточиться на особенностях рекламируемой продукции, а не делать фокус на комплексы потребителей. Например, это относится к бьюти-сфере, медицине и тренерской деятельности. Социальная природа портала утверждает, что каждый должен использовать Facebook и чувствовать себя уверено, комфортно. С помощью подобных правил платформа защищает себя от различных последствий и формирует социальные нормы, основываясь на собственную философию.

Что нельзя рекламировать в Фейсбуке и Инстаграм?

Некоторые правила Facebook очевидны, как запрет рекламы оружия, но есть и более спорные. Давайте разберем основные ограничения морального кодекса платформы.

1. Нелегальные продукты и услуги. Рекламные объявления не должны содержать упоминания, материалы незаконной деятельности. Дополнительная проверка на опасность рекламируемых товаров подключается при условии, что возраст целевой аудитории меньше 18.

2. Дискриминация. Проявления дискриминации на основе цвета кожи, религии, расы, возраста, пола, ориентации, состоянии здоровья или семейного положения приводят к отклонению рекламных кампаний.

3. Табачные изделия. Объявления не должны содержать призыва к использованию сигарет, табака, курительных трубок, кальянов и устройств для испарения никотина, электронных сигарет.

4. Лекарства и пищевые добавки. Запрещают предложения об использовании легких наркотиков, рецептурных препаратов, а также пищевые добавки и анаболические стероиды.

5. Оружие и боеприпасы. Стоит избегать не только изображений с боеприпасами, ножами, баллончиками, фейерверками, но и слов в тексте: взрывной, выстрел, убить. Даже, если они олицетворяют синонимы к словам «крутость», «мощь».

6. Товары и услуги 18+. В рекламе не должны присутствовать обнаженные части тела (даже без сексуального подтекста), люди в непристойных позах, а также композиция сексуальной активности. Реклама контрацепции разрешена при условии, что фокус на противозачаточные свойства.

7. Займы и сетевой маркетинг. К моментальному бану приведет продвижение краткосрочных кредитов и модели сетевого маркетинга. Также запрещены аукционы с платой за ставку и поддельные документы.

8. Информация, которая вводит в заблуждение. В рекламе не должны присутствовать ложные материалы, предложения или заявления. Это касается и коллажей до/после, которые демонстрируют невероятные результаты. Реклама здорового образа жизни и питания должна быть нацелена на аудиторию возрастом старше 18 лет.

Как обойти ограничения Facebook и Instagram

Как мы уже говорили ранее, политика социальной сети содержит 29 строгих запретов и еще десяток условных. Но даже, если рекламные объявления к ним не относятся, то могут отклонить из-за орфографических ошибок и некорректных формулировок. Внимательно подходите к созданию рекламных креативов: важно использовать изображения, которые не нарушают моральный кодекс, и избегать фраз сомнительного характера. Выбирайте целевые посадочные страницы без дополнительных плагинов.

За регулярные нарушения ваш аккаунт могут заблокировать, поэтому играйте с Facebook «по-белому». Если вы хотите продвигать «серые» тематики, то обращайтесь к профессионалам. Вам грамотно настроят рекламный кабинет, подберут эффективные креативы и привлекут системный поток клиентов.

В ноябре 2018 года в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который вводит уголовную ответственность за клевету в публичном пространстве, в интернете в том числе. Редакция МС Today разобралась, что это значит.

Украинские журналисты, издатели и другие представители медиа публично выступили против законопроекта. Они обращались во все возможные инстанции, чтобы предотвратить подписание документа.

В чем суть законопроекта

20 ноября 2018 года Рада зарегистрировала проект закона об установлении уголовной ответственности за клевету. Авторы – Николай Паламарчук, Артур Палатный и Олег Великий. Законопроект был их личной инициативой.

Если депутаты поддержат документ, за клевету в любом источнике информации вас могут как минимум оштрафовать на сумму от 3,4 тыс. до 8,5 тыс. грн. Если же ложную информацию распространили СМИ – штраф издания составит от 8500 до 25,5 тыс. грн.

В худшем случае нарушителей ждет тюрьма сроком до 2 лет. Если же ложные сведения опубликовали СМИ – до 5 лет. За распространение клеветы, связанной с обвинением в тяжких и особо тяжких преступлениях, отправят за решетку на срок от 2 до 5 лет.

Другими словами, все, что вы напишите в Facebook о своем оппоненте, потом могут расценить как клевету и, соответственно, привлечь вас к ответственности.

Зачем это делают

Сегодня за распространение информации, которая может навредить репутации другого лица, предусмотрена только гражданская ответственность, в отдельных случаях – административная.

Авторы законопроекта считают, что в Украине свободу слова путают с распространением непроверенных и ложных фактов. И ссылаются на многолетнюю практику других стран, где такой закон давно действует и помогает защититься от не соответствующей действительности информации.

Например, в США наказание за клевету может доходить до $250 тыс. штрафа или до 10 лет лишения свободы. Во Франции за ложь можно даже получить запрет на занятие профессиональной деятельностью и 45 тыс. евро штрафа.

В Италии публичное оскорбление и клевета чреваты лишением свободы на 2 года или штрафом до 2000 евро. Уголовный кодекс Польши предусматривает штраф или ограничение свободы за поведение, которое может унизить или спровоцировать потерю доверия к человеку.

Какую угрозу видят СМИ

Принятие законопроекта может иметь негативные последствия прежде всего для СМИ. Журналисты уже бьют тревогу и обращаются ко всем нардепам и послам мира с просьбой не поддерживать законопроект.

Они считают, что таким образом власть ограничит свободную дискуссию, и под угрозой ареста журналисты не смогут освещать глобальные проблемы страны.

Но тому, кто любит порассуждать на политические и острые темы в сети, тоже стоит задуматься. Если его оппонент сочтет информацию лживой или оскорбительной, суд вполне может посадить такого «смельчака» за решетку.

Отдельный вопрос вызывает то, как будут определять клевету и ложь в сети. «Ваш аккаунт на Facebook не означает, что от его имени пишете именно вы. А что будет, если какой-то мошенник создаст аккаунт с вашей фотографией и ФИО и начнет от вашего имени оскорблять других людей?» – говорит Сергей Дидковский, PR-стратег Adwise.Agency.

Несмотря на запутанность ситуации, Сергей считает, что бояться не стоит: «Юридической процедуры, согласно которой человека можно привлечь к ответственности за комментарии и посты в интернете, не существует».

Но в любом случае, «это жесткая цензура, которая откроет доступ к манипуляции теми, кто формирует общественное мнение», уверена Татьяна Харчева, основатель коммуникационного агентства Direct Communication.

Предусмотрена ли статья в Уголовном кодексе за клевету в 2020 году?

Чтобы ответить на этот вопрос, берем первоисточник и читаем. В редакции Уголовного кодекса от 16 января 2020 года слова «наклеп» («клевета») нет.

Единственное обновление в законодательстве, которое хоть немного касается клеветы, ― от 18 декабря 2019 года. Это изменение в Статье 80 Конституции Украины, посвященной депутатской неприкосновенности. В тексте пишется только о том, что депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказываний в Верховной Раде, кроме ответственности за оскорбление или клевету.

По запросу «клевета» на официальном сайте Рады можно найти только жалобы в Центризбирком или решения Европейского суда по правам человека по конкретным делам.

Если вам интересно следить за упоминанием в законодательстве слова «клевета» – сохраните .

Вы спросите: «А как же скандальный законопроект?» Его судьба закончилась так, как и ожидалось: 29 августа 2019 года он был отозван.

В Криминальном Кодексе слово «оскорбление» («образа») можно найти только один раз, в статье 161. В ней упоминаются оскорбления, связанные с расой, национальностью, религией, инвалидностью.

Если вы захотите узнать мнение юристов об ответственности за клевету и оскорбление, советуем почитать хорошую подборку материалов на «Лига-Закон» (потребуется тестовый демо-доступ на сайт):

  • Опровержение недостоверной информации в реалиях украинского правосудия
  • Клевета в Интернете. Как защитить себя?
  • Клевета в Интернете, в социальных сетях. Как действовать?
  • Защита чести, достоинства и деловой репутации: состав правонарушения
  • Защита юридических лиц, относительно которых распространена недостоверная информация

Законопроект о дезинформации: штрафы до 9 млн грн для журналистов и блогеров

Советуем прочитать материал об еще одном скандальном законопроекте, согласно которому для журналистов и всех пользователей соцсетей предусмотрено наказание за дезинформацию.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 531-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 413-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Положения части 7 статьи 21 (в редакции названного Федерального закона) в части размещения, распространения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, не применяются с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении двухсот дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 235-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения частей 6 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) не применяются с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 ноября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 119-ФЗ)

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзацев второго, третьего, шестого — восьмого подпункта «г», абзацев второго и третьего подпункта «е», подпунктов «ж» и «и» пункта 1 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2007 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.