Комиссия по легализации

Содержание

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Федеральная налоговая служба выпустила Письмо от 17.07.2013 N АС-4-2/12722, в котором подробно изложила принципы работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы. Какие показатели отчетности гарантируют вызов на заседание? Как анализируются данные о налогоплательщике? Что грозит организации, которая не выполнит требований контролеров?

Цель работы комиссии — увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности (или отсутствия объяснимых причин тех или иных результатов деятельности налогоплательщиков), к самостоятельному уточнению налоговых обязательств.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами):

  • налога на добавленную стоимость;
  • налога на прибыль организаций;
  • налога на доходы физических лиц;
  • налога на имущество организаций и физических лиц;
  • земельного налога;
  • транспортного налога;
  • единого налога при УСНО и ЕНВД.

Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:

  1. отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий, на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;
  2. проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков;
  3. направление информационных писем налогоплательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной налоговой отчетности и внесения изменений в нее, к погашению задолженности по налогам и к иным действиям;
  4. подготовка материалов для рассмотрения на комиссии (формирование досье налогоплательщика);
  5. рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий;
  6. мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;
  7. подготовка информации в отношении налогоплательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссий при управлениях ФНС по субъектам РФ или межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Как проходит отбор налогоплательщиков?

Рассмотрим первый этап подробнее. Шансы организации попасть на заседание комиссии велики, если:

  • в декларации по налогу на прибыль за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года по строке 100 листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток);
  • строка 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль не заполнена и расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов;
  • налоговая нагрузка по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу при УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями, низка. Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль равна отношению суммы исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль) к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, — менее 1%;
  • налоговая нагрузка по НДС низка (по декларациям, представленным за ряд налоговых периодов, отношение подлежащего вычету НДС к сумме начисленного налога составляет 89% и более);
  • имеется задолженность по перечислению НДФЛ;
  • поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода снизились более чем на 10%. Сопоставляются удержанные суммы НДФЛ, отраженные в форме 2-НДФЛ, с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках расчетов с бюджетом (КРСБ). Дополнительно анализируются данные отчетности (расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом имеющейся в налоговом органе информации о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в территориальные органы ПФР;
  • выплачиваемая заработная плата ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам (данные формы 2-НДФЛ), и среднесписочной численности сотрудников;
  • индивидуальный предприниматель заявил профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода (отношение рассчитывается по декларациям по форме 3-НДФЛ, представленным за налоговый период, а именно показатель строки 120 листа В (профессиональные вычеты) делится на показатель строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности));
  • индивидуальный предприниматель отразил в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявил доход, равный нулю, либо не представил налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Примечание. Если налоговый агент по НДФЛ имеет обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, при отборе учитываются данные в целом по налоговому агенту.

Какие показатели деятельности налогоплательщика анализируются?

Следующий этап — анализ показателей деятельности налогоплательщика.

В Приложении к рассматриваемому Письму ФНС приведены разработанные для этой цели формы документов.

Обратите внимание! Вне зависимости от основания, по которому в отношении налогоплательщика инициированы контрольные действия, аналитические мероприятия осуществляются в целом, то есть по всем налогам.

Критерии оценки рисков поименованы в Приложении 7. Перечислим некоторые из них:

  • низкая налоговая нагрузка — ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);
  • значительное (более 10%) отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов;
  • опережающий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости основных средств, по данным бухгалтерского баланса или декларации по налогу на имущество либо наличие оплаты основных средств при анализе выписки по операциям на счетах налогоплательщиков. Это может свидетельствовать о выводе активов организации без отражения таких операций для целей налогообложения (например, подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи основных средств и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов);
  • резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение кредиторской задолженности над выручкой от реализации и дебиторской задолженностью. Данное обстоятельство может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству;
  • снижение дебиторской задолженности в значительных размерах. Причиной данного обстоятельства может явиться необоснованное включение суммы безнадежных долгов в состав расходов при исчислении налога на прибыль;
  • систематическое заявление сумм НДС к возмещению налогоплательщиками с убыточной деятельностью (отсутствием прибыли либо прибылью незначительных размеров при значительном суммарном объеме выручки (дохода) от реализации);
  • движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса, что может свидетельствовать о занижении выручки от реализации;
  • предоставление в значительных размерах займов другим организациям при осуществлении видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты наличными денежными средствами (может свидетельствовать о сокрытии выручки (дохода));
  • два и более случая (с момента государственной регистрации) представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в части сведений об адресе (месте нахождения), если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика (миграция между налоговыми органами);
  • отражение в расходах налогоплательщика штрафных санкций за фактически не имевшее место неисполнение договорных обязательств;
  • перенос налоговой нагрузки по налогу на прибыль и (или) НДС на другую организацию;
  • умышленное завышение расходов (вычета НДС) в результате включения затрат по договорам с фирмами, имеющими признаки недобросовестности, на оказание услуг, не имеющих материального результата (транспортных, консультационных, информационных, по управлению организацией и пр.);
  • включение в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам) в случаях, когда размер дебиторской задолженности, числящейся у организации, настолько значителен, что при ее погашении необходимость в привлечении заемных средств отпадает, и (или) в числе наиболее крупных дебиторов налогоплательщика находятся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица;
  • отнесение на расходы по основному виду деятельности затрат по видам деятельности, в отношении которых применяется специальный налоговый режим в виде ЕНВД;
  • учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам;
  • завышение сумм нормируемых расходов.

По налогоплательщикам, имеющим низкую налоговую нагрузку по НДС с высокой долей налоговых вычетов, дополнительно применяются следующие критерии оценки рисков:

  • отсутствие в декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, перед получением освобождения от уплаты НДС, а также при переходе на специальные налоговые режимы, при наличии остатков товаров, основных средств, нематериальных активов на конец отчетного периода по данным бухгалтерского баланса;
  • отсутствие в декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, при наличии сведений о передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, что может свидетельствовать о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • принятие к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным налоговым агентом при отсутствии начисленных и уплаченных в бюджет налоговым агентом сумм НДС в предыдущих налоговых периодах;
  • превышение налогового вычета по НДС, ранее исчисленного с сумм предоплаты (частичной оплаты), над суммой НДС, исчисленной с реализации в текущем налоговом периоде;
  • превышение доходов от реализации, отраженных индивидуальными предпринимателями в декларациях по форме 3-НДФЛ, над налоговой базой от реализации товаров, заявленной в декларациях по НДС, что может свидетельствовать о занижении налоговой базы для исчисления НДС.

Для налоговых агентов и налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей налоговыми рисками по НДФЛ являются:

  • отсутствие текущих платежей по НДФЛ при регулярном направлении денежных средств на выплату заработной платы (по данным банковских выписок), а также на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • значительное превышение заработной платы работников предпенсионного возраста над заработной платой остальных работников;
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, что может свидетельствовать о применении "конвертной схемы" выплаты заработной платы.

Наряду с вышеперечисленным контролеры анализируют уровень налоговой нагрузки.

Комиссия по легализации налоговой базы: что нужно знать предпринимателю (Гулидов П.)

Сначала рассчитывается нагрузка налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения, потом определяются аналогичные налогоплательщики и рассчитывается их налоговая нагрузка (в случае отсутствия информации исследуются среднеотраслевые значения налоговой нагрузки). Затем анализируется отклонение уровня налоговой нагрузки налогоплательщика от максимального значения. Если отклонение велико, налоговики проанализируют финансовые потоки налогоплательщика (составят схему движения денежных средств, схему ведения бизнеса, проанализируют сделки). Наряду с прочим контролеры могут выявить контрагентов, обладающих признаками недобросовестности (минимальная численность, минимальные суммы начислений в бюджет, отсутствие материально-технической базы, массовый учредитель, руководитель, адрес массовой регистрации, несоответствие вида деятельности поставляемой продукции, иные признаки недобросовестности). На следующем этапе осуществляется оценка соответствия показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Как проходят заседание комиссии и подготовка к нему?

При выявлении низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса вычетов по НДС, низкой заработной платы, непогашенной задолженности по НДФЛ, ошибок (искажений) налоговой отчетности и других фактов налогоплательщику направляется информационное письмо. В нем отражаются факты (в том числе отклонения, противоречия) и вопросы, возникшие в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить при рассмотрении деятельности налогоплательщика. В информационном письме налогоплательщику предложат:

  • самостоятельно уточнить налоговые обязательства в порядке, установленном ст. 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию" НК РФ;
  • провести оценку рисков деятельности в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок.

Со дня получения информационного письма у налогоплательщика будет десять рабочих дней, чтобы представить уточненные налоговые декларации, погасить задолженность по налогам, дать пояснения по причинам и обстоятельствам, ставшим основанием для приглашения на комиссию. Если в течение указанного срока ответа от налогоплательщика не последует, в его адрес будет направлено уведомление о вызове на комиссию <1>.

<1> Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Примечание. Информационное письмо направляется налогоплательщику не позднее чем за месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.

Деятельность налогоплательщика на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. Должностному лицу (представителю) организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо физическому лицу предлагается представить пояснения по выявленным фактам, несоответствиям и уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения норм налогового законодательства. По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, а также по принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности и уплату налогов. Указанные рекомендации, а также срок для устранения нарушений (искажений) отражаются в протоколе заседания, с которым налогоплательщик должен быть ознакомлен под подпись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Как правило, на устранение нарушений отводится десять рабочих дней, исчисляемых с даты заседания комиссии.

К сведению. По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии информация о заседании может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление о вызове на комиссию.

Если надлежащим образом уведомленный налогоплательщик не явился на комиссию, к нему в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ (предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.). Кроме того, если данные отчетности налогоплательщика не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, контролеры вправе повторно вызвать его на комиссию, вызвать на аналогичную комиссию в УФНС по субъекту РФ, провести предпроверочный анализ либо подготовить материалы для назначения выездной налоговой проверки.

Как в дальнейшем контролируются налогоплательщики, вызванные на комиссию?

С учетом того, что основной целью работы комиссии является обеспечение дополнительного поступления в бюджет налогов, последующая работа в отношении всех налогоплательщиков, рассмотренных на комиссии, заключается в проведении ежеквартального мониторинга по следующим направлениям:

  • анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств (уменьшением убытка) и определением сумм налогов, дополнительно поступивших в бюджет;
  • контроль за погашением задолженности по НДФЛ;
  • мониторинг динамики численности и заработной платы;
  • мониторинг динамики показателей налоговой нагрузки.

Ежемесячно отслеживаются поступления НДФЛ в бюджет в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ и выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по коду видов экономической деятельности.

В случае если по результатам мониторинга, проведенного в отношении указанной категории налогоплательщиков, положительных тенденций не выявлено и пояснения не представлены, весь пакет документов по данным налогоплательщикам передается в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса об их включении в план выездных налоговых проверок.

Е.Ю.Каримова

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – Межведомственная комиссия) – постоянно действующий координационный орган, образованный в целях обеспечения согласованных действий органов государственной власти и организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Председателем Межведомственной комиссии является директор Росфинмониторинга Ю.А.

Отменяется письмо о комиссиях по легализации налоговой базы по большей части налогов

Чиханчин.

В состав МВК входят представители (на уровне руководителей или заместителей руководителей структурных подразделений) МВД России, МИД России, Минкомсвязи России, Минобороны России, Минпромторга России, Минфина России, Минюста России, СВР России, ФНС России, ФСБ России, ФСИН России, ФСКН России, ФССП России, ФСТЭК России, ФТС России, Роскомнадзора, Росфинмониторинга, а также Счетной палаты Российской Федерации, ФКУ «Российская государственная пробирная палата», Следственного комитета Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации.

Кроме того, в состав МВК входят представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

В работе МВК принимают участие представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии действуют рабочие группы (в марте 2017 г. утверждены планы работы и актуализирован состав):

— «Рабочая группа по правовым вопросам»;

— «Рабочая группа по международному сотрудничеству»;

— «Временная рабочая группа по статистике».

Информация о работе Межведомственной комиссии, а также протоколы заседаний Межведомственной комиссии размещаются на официальном сайте Росфинмониторинга.

Адрес: 

107450, Москва, К-450, ул. Мясницкая, дом 39, строение 1 (вход осуществляется от станции метро "Тургеневская" или "Чистые пруды" со стороны пр-та Академика Сахарова)

Email: info@fedsfm.ru / mvk-rfm@yandex.ru 

Контактный телефон: (495) 627-33-71

Положение

Персональный состав

Новости

Консультативный совет

Из ИФНС пришел вызов на комиссию

Любой отчётный период имеет свои последствия, в том числе и приглашение на комиссию по легализации объектов налогообложения.

 Жара жарой, а служба службой, и многим налогоплательщикам начали приходить письма из налоговых инспекций: мол, в связи с заявленными в декларациях за такой-то период налоговыми вычетами более 90% (порог может разниться), вы приглашаетесь на заседание межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения. Учитывая статус отправителя таких приглашений, они имеют определённый резонанс в лагере получателя, так что информация о том, что они собой представляют, будет совсем не лишней.

Итак, начнём с правовой основы. Если вы откроете Налоговый Кодекс с целью найти какое-либо упоминание о комиссии по легализации объектов налогообложения, то поиски окажутся тщетными: такой персонаж в НК не упоминается. С другой стороны, есть вполне определённая правовая норма о том, что налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления. Эта норма подкреплена административной ответственностью в виде предупреждения или штрафа от двух до четырёх тысяч рублей.

Именно наличие законной возможности вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений и служит правовой основой подобного «диалога», особенно с учётом любви наших госорганов к всевозможным комиссиям, начиная года этак с 1917-го.

Теперь о самих комиссиях: в середине прошлого лета ФНС России издала письмо, которое так и называется «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Этот документ подробно расписывает механизмы работы подобных новообразований.

Основной целью комиссий, как следует из документа, является увеличение поступления налогов в бюджет путём побуждения налогоплательщиков. Критерии выбора налогоплательщиков, которых необходимо «побуждать», опять же подробно рассмотрены в этом письме.

Как известно, побуждение к действию — динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, но оставляющий ему возможность свободного выбора. Если нечто толкает нас, не оставляя свободного выбора, это уже принуждение. В качестве тонкой грани, разделяющей позитивную и негативную мотивации, со стороны налогоплательщика выступает право выбора алгоритма поведения в сложившейся ситуации, со стороны налоговых органов — возможный сценарий развития этой ситуации в виде выездных налоговых проверок и т.д.

Однако правила игры вполне понятны и, более того, — подробно описаны. Прежде всего, речь идёт о величине налоговой нагрузки, т.е. той минимальной цене невхождения в перечень лиц, отбираемых для беседы.

Самый востребованный круг потенциальных собеседников ФНС составляют те, кто применяет общую систему налогообложения, т.е. «носители» таких болезненных в плане вышеуказанной нагрузки налогов, как НДС и налог на прибыль.

Что касается НДС, то в группу риска попадают все, у кого за ряд налоговых периодов отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме налога, исчисленного с налоговой базы, составило 89% и более. Например, если выручка без НДС составляет 1 миллион рублей, то НДС к уплате в бюджет при стандартной 18-процентной ставке должен быть чуть менее 20 тысяч рублей.

Что касается налога на прибыль, то рекомендуемый минимальный размер налоговой нагрузки разнится в зависимости от вида деятельности.

В сфере торговли под низкой на-грузкой по налогу на прибыль понимается та, что составляет менее одного процента. В нашем условном примере с миллионом рублей выручки минимальная сумма налога, свидетельствующая о начальном уровне «законопослушности», составит 10 тысяч рублей. В целом же минимальная совокупная налоговая нагрузка по НДС и налогу на прибыль, избавляющая от статуса «мало платящего», должна составлять порядка трёх процентов от оборота, что эквивалентно уровню рентабельности где-то в пять с небольшим процентов.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее трёх процентов. В нашем случае это будет 30 тысяч рублей, т.е. с миллиона надлежит генерировать к налогообложению порядка 150 тысяч чистой прибыли Общая же нагрузка на оборот от связки «НДС плюс налог на прибыль» составит порядка 5%, что в свою очередь эквивалентно уровню рентабельности почти 18%, если отталкиваться от затрат. Именно с этого порога можно надеяться не попасть в круг приглашённых для «душевной» беседы.

Подведём итог. В абсолютном выражении каждый миллион выручки от торговой деятельности (с точки зрения государства) должен стоить как минимум 20 тысяч рублей, от производства — 50 тысяч рублей.

Комиссии ФНС по легализации налоговой базы

Много это или мало — вопрос дискуссионный. Так или иначе налогоплательщик имеет право, да и, в общем-то, должен, придерживаться реального финансового результата. Одна беда: если этот результат не вписывается в обозначенные выше пороги, то, возможно, придётся объясняться и защищать своё право на существование под светом налогового солнца.

И не забывайте: параметр уровня платежей — это только один из многочисленных критериев, по которым отбираются кандидаты на профилактику. Любые убытки — это позор предпринимателя, который нужно смывать многими и многими письмами, объяснениями-разъяснениями и т.д.

Движемся дальше: что делать, если вам всё же пришло приглашение на комиссию? Ответ содержится в уложении об этих самых комиссиях: приглашение перерастает в уведомление о вызове в том случае, если налогоплательщик не предоставит пояснения, в которых приведёт веские аргументы, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на комиссию. Т.е. целесообразность действий, переиначивая классиков ранней советской сатиры, более чем очевидна: «Пишите, Шура, пишите…»

Другими словами, свой бизнес надо защищать не только документами и прижиманием к груди томика Налогового Кодекса, а живительным словом конструктивного диалога — такое нынче время вербальных коммуникаций, которых никакой электронный документооборот не истребит.

 Кстати, на нашем сайте есть калькулятор для расчёта минимальной рекомендуемой налоговой нагрузки, позволяющий прикинуть её размер для любой выручки.

Легализация объектов налогообложения

Вопрос:

Легализация объектов налогообложения — от налоговой. Что налоговая имеет ввиду?

Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?

Вызвали в налоговую по вопросам легализации объектов налогообложения.

Ответ:

В соответствии со ст.31 НК РФ налогоплательщик может быть вызван в налоговые органы.

ФНС в письме от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12722@ дала следующие разъяснения:

Целью работы комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы (далее — комиссия) является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах. Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налога на добавленную стоимость (далее — НДС), налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

Уведомлению о вызове на комиссию должно предшествовать получение информационного письма. В указанном информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика. В информационном письме необходимо предложить налогоплательщику уточнить свои налоговые обязательства в порядке, установленном статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов сотрудниками организации, подлежащих налогообложению, и др. Также в информационном письме налогоплательщику предлагается провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (с учетом изменений и дополнений).

Лежнева В.В.,

эксперт в области бухгалтерского учета и налогообложения