Командообразование

Содержание

Командообразование — или, как сейчас модно говорить, тимбилдинг — насущная необходимость для прагматичного руководителя, владельца бизнеса. Когда весь коллектив действует сплоченно, когда сотрудники не «подсиживают” друг друга, а плечом к плечу решают поставленные задачи, резко возрастает эффективность всех бизнес-процессов, повышается конкурентоспособность. И при этом важно, что рост происходит не за счет привлечения новых ресурсов, а за счет внутренних резервов.

Что означает умение работать в команде?

Командообразование на предприятии позволяет создать не просто сплоченный коллектив, а сделать каждого работника в первую очередь командным игроком. При всей схожести этих понятий в них есть и принципиальное различие.

Нередко тренинги и игры направлены на формирование коллектива, на то, чтобы работники лучше узнали и поняли друг друга. Это замечательно, когда неформальная группа положительно влияет на общий климат. Быстро «ставит на место” оступившегося и становится эффективным инструментом воздействия на умы и настроения. Однако один-единственный выбывший сотрудник — и группа «разваливается” буквально на глазах, резко снижается производительность.

Оказывается, важно научить работников не просто быть единой командой, а сформировать у них общие навыки работы в команде. При этом командообразование в коллективе — это часто не только взаимодействие внутри одного отдела.

Распространенный случай: отдел продаж работает сам по себе, его задача — продать как можно больше. И дальнейшая судьба проданного товара специалистов по продажам не интересует. Дальше в дело вступают мастера — установщики, сборщики, настройщики и т.п. Их тоже мало волнует дальнейшая судьба продукта. А потом отдел обслуживания удивляется количеству отказов… Такого рода проблемы также может решить качественный тренинг по командообразованию. Ведь общая задача — формирование пула лояльных клиентов — решается только комплексно, путем взаимодействия всех отделов.

Командообразование в менеджменте: затраты или новые возможности?

Командообразование и принципы успешной командной деятельности при правильном применении неразрывно связаны с новыми бизнес-возможностями. Затраты на командообразование персонала сопоставимы с расходами на обучение и стимулирование труда. И при этом результат часто дают значительно больший, а главное, его эффект сохраняется годами. Действительно, какой руководитель не хотел бы видеть коллектив своего предприятия командой единомышленников?

Командообразование противопоставляется жесткому администрированию, при котором ведущая роль принадлежит тотальному контролю, а также системе поощрений и наказаний. Организация действенного контроля — дело недешевое, впрочем, как и система стимулирования. Не напрасно руководители старого образца иногда с тоской вспоминают комсомольскую молодость, когда трудовой энтузиазм не зависел от зарплаты, а отражал идейную позицию.

Именно формированию работоспособной команды, созданию коллективной мотивации и посвящены все игры и тренинги по командообразованию.

Какие преимущества дает бизнесу наличие слаженной команды?

  • Совместное решение общих задач, когда каждый вкладывает свои таланты и умения, оказывается более эффективным, чем простое подчинение лидеру.
  • Возрастает креативность решений, поскольку на проблему существует столько взглядов, сколько членов команды с ней знакомо.
  • Увеличивается работоспособность и дисциплина.
  • Меньше риск возникновения критических ошибок, потому что каждый в команде ощущает ответственность за конечный результат, а не только за свой узкий участок работы.
  • Рациональнее распределяются силы, поскольку в команде развита взаимопомощь.
  • Не приходится затрачивать дополнительные средства и усилия, чтобы «подтянуть” отстающих — эти вопросы решаются в команде как будто сами по себе.
  • Меньше в коллективе склок, подковерных интриг, которые отрицательно сказываются на результате, поскольку каждый стремится в первую очередь достичь своих целей за счет цели общей.
  • Возрастает лояльность сотрудников, повышается мотивация, причем без дополнительной оплаты.

Процесс командообразования

Построение успешной команды начинается с анализа той ситуации, которая сложилась в коллективе стихийно либо под воздействием административного управления. Именно на этой стадии становится понятен и общий психологический климат, и роль каждого работника, и понимание наемными работниками конечных целей предприятия, и их возможности в плане участия в управлении и самореализации.

Нередко на этом этапе руководители, топ-менеджеры, работники службы персонала сами только начинают понимать, что такое тимбилдинг. Поэтому «запускает” командообразование семинар, мотивирующий руководителей среднего звена, специалистов по управлению персоналом и дающий им первоначальное понимание важности работы в команде. На таком семинаре показываются и приемы формирования командного духа.

Чтобы не тратить напрасно время, усилия, а то и средства, оптимальным подходом будет командообразование заказать у профессиональной тренинговой компании. Специалисты смогут оценить ситуацию беспристрастно и выстроят систему работы в зависимости от условий и обстоятельств конкретного предприятия. Литература по теме «Командообразование” выходит массово, и рассчитана она на самый широкий круг читателей. Но качество информации в таких учебниках нередко оставляет желать лучшего. А их изучение вряд ли поможет руководителю самостоятельно организовать и провести эффективный тренинг по тимбилдингу.

Именно из-за сложности, комплексности проблемы командообразования психология внутригрупповых отношений играет здесь не последнюю роль. Поэтому предлагаемые программы командообразования обязательно реализуются под руководством психологов.

После изучения обстановки в организации составляют план командообразования, включающий целый ряд мероприятий:

  • стратегию развития компании, которая составляет не только с учетом интересов собственников, но и охватывает развитие каждого члена команды;
  • групповые программы и тренинги для работников разных подразделений и разного уровня, включая игры с элементами экстрима (как известно, командный дух лучше всего формируется и укрепляется в преодолении трудностей);
  • корпоративные праздники как элемент корпоративной культуры.

Цель командообразования — не просто научить каждого работника выполнять свою роль «винтика” в сложном механизме трудового коллектива, а по мере необходимости принимать на себя разные роли, продвигаясь к общему успеху. Важно обратить внимание не только на формирование универсальных навыков работы в команде, но и на мотивацию персонала, а также на создание доверительных взаимоотношений.

Завершает цикл командообразования анализ и оценка достигнутого. Обсуждению подлежит, в первую очередь, эффективность работы в команде. При этом сам процесс командообразования ни в коей мере нельзя считать завершенным, даже если все намеченные мероприятия успешно реализованы. Новые цели бизнеса, изменение структуры, направлений деятельности, новые работники, особенно на ключевых должностях — командообразование требует непрерывных усилий. Но оно стоит вложенного времени и средств.

Программы тренинга по командообразованию для сотрудников

Командообразование — упражнения, позволяющие превратить коллектив в одно целое

Для успешной работы любого коллектива принципиально важным моментом является его слаженность — даже в том случае, если выполняемая работа сама по себе предполагает здоровую конкуренцию, намного лучшие результаты достигаются в том случае, если сотрудники друг друга поддерживают и делятся собственными наработками. Вне всякого сомнения, основной момент в так называемом «сплачивании” коллектива заключается в ответственности каждого из участников за выполненную работу, однако рабочий процесс не может заменить обычные человеческие отношения. Именно по этой причине нужны корпоративы — не привычные всем мероприятия, на протяжении которых употребляется большое количество алкогольных напитков, а специальные тренинги, суть которых заключается в образовании команды. Реальной команды, которая сообща решает определенные вопросы, а не банального скопления людей в одном офисе, каждый из которых мечтает занять место друг друга.

Каким образом проводятся подобные мероприятия?

Основная суть таких тренингов сводится к командному соревнованию. И это принципиально важный момент — должно быть именно командное соревнование, а не борьба участников одного и того же коллектива между собой (согласитесь, им этого и на работе достаточно). То есть идеальный вариант — это проведение соревнования между командами от двух разных компаний. Таким образом, формируется четкое визуальное разделение на подсознательном уровне на своих и чужих — весьма результативна методика, позволяющая сплотить коллектив еще во время игры и перенести эти чувства в рабочую обстановку. Можно, в принципе, проводить такие соревнования и между сотрудниками разных отделов одного и того же предприятия — но только в том случае, если по работе они не будут непосредственно сталкиваться (например, отдел по продажам и отдел кадров). Это надо учитывать, так как чувство соперничества и азарта (не стоит его путать со здоровой конкуренцией, это разные вещи) точно также с игры переносится на рабочий процесс, что приведет к конфликтам между структурными подразделениями предприятия.

Какие бывают программы командообразования?

Тренинг по командообразованию представляет собой программу активного досуга для офисных работников, которая может проводится в самых разных формах. В зависимости от материальных возможностей, возрастного состава и даже особенностей оказываемых компанией услуг организаторами мероприятия подбираются конкурсы, которые будут максимально интересны для участников. На самом деле не так уж и важно, что именно надо будет выполнить команде для того, чтобы победить. Самое главное — это сам процесс соревнования. Программы командообразования могут быть:

  • стратегическими: нацелены на формирование эффективной команды;
  • творческими: направлены на развитие нестандартного мышления и креативного подхода к решению задач;
  • интеллектуальными: являются альтернативой спортивным программам;
  • спортивными;
  • молодежными: программы для молодежи, имеющие определенную специфику.

Примеры тренингов по командообразованию

Большое распространение среди компаний получил такой вид деятельности, как «Чемпионат по офисным видам спорта”, пришедший в страны постсоветского пространства с запада. Заключается это соревнование в скорейшем уничтожении офисной техники (естественно, используются б/у и нерабочие приборы). Этот квест помогает не только сплотить коллектив, но и позволяет выпустить наружу все негативные эмоции, которые скапливаются в течении всего рабочего времени.

Другой, также достаточно интересный и не менее эффективный тренинг на командообразование — упражнение «Титаник”. Его суть заключается в том, что перед компанией ставится достаточно сложная задача, решение которой требует от участников данной группы согласованной работы и проявления лучших своих качеств. Кроме того, предложенная методика поможет четко определиться с лидером, который поведет за собой всю команду. Опять же, тренинг командообразования, программа и упражнения в рамках которого направлены на решение нестандартной задачи в игровой форме, способствует укреплению товарищеских отношений на работе. Упражнения на командообразование в тренинге должны быть выстроены таким образом, чтобы каждый из участников смог проявить свои качества — не только положительные, но и отрицательные. Это поможет работодателю спрогнозировать, чего можно ожидать от каждого из своих людей в экстремальных ситуациях.

Упражнение для командообразование «Лабиринт” также славится своей эффективностью. Оно заключается в том, что коллектив выстраивают «гуськом” и всем завязывают глаза — кроме «предводителя”, за которым все и следуют. Задача — пройти весь лабиринт, не задевая препятствий и не переговариваясь между собой.

Благодаря всем вышеупомянутым тренингам можно не только сплотить коллектив, но и выяснить потенциал каждого из сотрудников.

Игры на командообразование для сотрудников

Если вы хотите успешно вести свой бизнес, то вам просто необходимо сформировать из своего рабочего коллектива команду настоящих профессионалов. Но каким образом это можно сделать лучше всего? Помочь в этом непростом деле может тимбилдинг или, проще говоря, командообразование. С его помощью вы сможете сформировать у персонала навыки взаимодействия, а также существенно повысить общую эффективность работы команды.

Один из наиболее эффективных инструментов тимбилдинга – всевозможные игры на командообразование. Их разработкой в свое время занимались профессиональные тренеры, используя психологические техники и упражнения.

Особенности, цели и задачи командообразующих игр

Задача любой игры для тренинга командообразования состоит в преодолении препятствий, разгадывании загадок, открытии новых горизонтов, проявлении творческих талантов, обучении работников доверию к своим коллегам.

Все деловые игры на командообразование строятся таким образом, что справиться с задачей можно лишь при участии всех членов команды. Благодаря этому сотрудники могут эффективно взаимодействовать друг с другом. В процессе игры позиции участников могут меняться. Роль лидера попеременно переходит разным людям. Один из наиважнейших моментов развлечения — развитие у персонала лидерских навыков.

Игровые тренинги на командообразование позволяют достигнуть следующих целей:

  • Увидеть каждого работника таким, какой он есть. Узнать о его взаимодействии с другими сотрудниками, умении работать в команде. Определить его решения и действия в различных ситуациях;
  • Помочь персоналу лучше узнать друг друга в относительно деловой обстановке;
  • Выявить у сотрудников лидерские или исполнительские качества. Благодаря этим знаниям можно понять, в какой области тот или иной работник может оказаться наиболее полезным, как раскрыть его потенциал.

Игровые тренинги необходимо выбирать с учетом поставленных целей и того, для какого именно персонала вы будете их проводить. Например, игры на командообразование для продавцов могут быть направлены на то, чтобы узнать, как тот или иной сотрудник активен и коммуникабелен.

Нередко на тренингах можно увидеть работников, которые предлагают по-настоящему эффективные решения. Однако другие члены команды их игнорируют или просто не слышат. Указав на это самому сотруднику, можно направить его так, чтобы он стал действовать увереннее и активнее, добивался поставленной цели.

Некоторые участники в процессе игры занимают отстраненную позицию «зрителей”. Это также много говорит о том, как сотрудник ведет себя в деловой обстановке и как он взаимодействует в работе с остальным коллективом.

И напротив, игра на командообразование позволяет найти «тренеров” и «лидеров”. Некоторые участники отлично организуют процесс, занимаются распределением обязанностей (тренеры, которые сами не принимают участия в работе команды), ведут за собой остальных, показывая собственный пример (лидеры).

С помощью игрового тренинга можно выявить сотрудников, которые, сталкиваясь со сложностями или более сильными личностями-лидерами, пасуют и отступают.

Если вы решили провести игры на командообразование, вам необходимо выбрать те варианты, которые принесут вашим сотрудникам только положительные эмоции. Позволят им отдохнуть и создать атмосферу неформального общения и доверия. Очень важно, что такие тренинги могут быть организованы без лишних финансовых затрат. Заранее подумайте, способны ли вы оценить результаты игры сами? Или вам стоит пригласить на них профессионалов тимбилдинга? Сплотить коллектив вы можете лично. Но если вы хотите, например, выявить лидеров и аутсайдеров, то без услуг специалистов командообразования не обойтись.

Еще один важный момент — игры на командообразование в помещении дают такой же отличный результат, как и те, что проводятся на открытом воздухе. Рассмотрим примеры тренингов, которые можно проводить без огромных финансовых затрат и в условиях офиса.

Важные моменты создания команды в офисе

Неважно, интересует ли вас командообразование на воде или в офисе, отнеситесь к выбору игры ответственно. Для установки доверительных и тесных отношений людям обычно нужно пережить что-либо вместо. В мероприятии должен участвовать каждый член штата. Учтите, что выбранные вами события-игры должны быть похожи по уровню взаимоотношений с тем, что сотрудники переживают на работе каждый день.

Для организации интересных заданий в офисах обычно не нужно многого. Достаточно найти большое помещение и минимум инвентаря, например, стулья и маркеры (в зависимости от того, какая игра будет выбрана).

Не забудьте найти тренера. То есть организатора, который будет объяснять ход упражнений игры на командообразование, суть заданий и цели. Тренер должен быть эмоционально сильным лидером. Человеком, способным говорить и держать внимание аудитории. Лучше всего, если у тренера уже будет опыт проведения и участия в командообразующих играх, так как в игровом процессе члены команды иногда впадают в ступор и не знают, как действовать дальше. Тренер должен уметь грамотно давать подсказки и направлять коллектив.

Примеры игр на командообразование

В отдельную категорию мы выделим те игры на командообразование, которые направлены на знакомство членов коллектива друг с другом:

  • Проводим интервью. Усадите сотрудников в круг. Каждый должен в течение одной минуты рассказывать о себе, своей семье, о любимых книгах, о своих мечтах и увлечениях. По прошествии минуты слово на указанную тему дается другому сотруднику;
  • Узнаем имена. Все сотрудники разделяются на две команды. Члены каждой команды говорят те имена работников, которые они знают. Другой вариант этой игры: все рассаживаются в круг, в центре садится ведущий. Он указывает на одного из сотрудников и говорит «слева” (или справа, решает сам) и три раза слово «лимон”. В течение этой фразы необходимо успевать называть имя соседа по указанную ведущим сторону. Тот, кто не успел или ошибся, на время выбывает из игрового процесса. В ходе задания коллективу необходимо меняться местами;
  • Хоровое пение. Каждый сотрудник поет собственное имя. После этого имя все вместе поют другие участники игры.

Если ваши сотрудники уже хорошо знакомы друг с другом, и вы хотите сплотить их, то обязательно обратите внимание на такие игры на командообразование:

  • Меняемся местами. Сотрудники встают в круг. Ведущий игры оглашает какой-либо общий признак, который относится и к нему. Допустим, говорит о том, что поменяться местами должны те, у кого дома есть собака. Сам ведущий, владелец собаки, также занимает чье-либо место. Тот, кто не успел занять место, становится ведущим;
  • Садимся за стол. Ведущий дает команду членам коллектива сесть на стол. Но таким образом, чтобы на полу не казалось чье-либо ноги. Выбирать размеры стола необходимо с учетом количества штата и веса работников;
  • Самореклама. Разбейте весь коллектив на несколько команд. Дайте им время на подготовку. После этого каждая команда должна рассказать о том, какая она хорошая, и в чем состоят ее сильные стороны;
  • Болото. Хорошее решение для проведения игры на командообразование на природе. Вам потребуется взять 15 кирпичей или брусков другого стройматериала и разложить их змейкой. Если вы собираетесь играть в офисе, то вместо кирпича можете использовать бумагу и скотч. Располагаете листы/кирпичи на расстоянии в один человеческий шаг друг от друга. Шаги должны быть довольно большие. Итак, вы находитесь на болоте. Каждый член команды должен с осторожностью пройти по тропинке из кирпичей. Если он наступит не на кирпич, команда проигрывает. Проходить болото нужно до тех пор, пока весь коллектив не сможет пройти, не упав в него. Кто-то коснулся земли? Процесс начинается заново. Для того, чтобы игра была сложной, все члены команды должна постоянно контактировать между собой, например, держаться за руки или положить руки на талию другого участника;
  • Сходство. Все участники должны встать в линию по росту. Они не должны переговариваться друг с другом. После этого, они должны будут выстроиться в линию по другим признакам, которые оглашает ведущий, например, по цвету одежды, по месяцу и году рождения, по длине ног;
  • Газета. Все члены коллектива разделяются на группы по 3-6 человек. Каждая мини-команда получает лист газеты. Ведущий говорит о том, что всем членам команды нужно встать на листок и прокричать «Мы — единая команда”. После этого лист нужно будет сложить пополам, после чего выполнить процесс снова. Побеждает та команда, которая сможет простоять на меньшем по размерам листе достаточно долгий срок для того, чтобы проскандировать фразу «Мы — единая команда”.

Наблюдая за тем, как ваш персонал играет в командообразующие игры, стоит вести записи. В ходе таких наблюдений вам необходимо записывать данные о каждом сотруднике в отдельности. Если вы не уверены в том, что сможете справиться с такой задачей самостоятельно, возьмите себе помощника.

После того, как игры тимбилдинга будут удачно завершены, вы можете поощрить отличившихся сотрудников. Это будет особенно уместно в том случае, если тренинги проводились по командам. Проигравшей команде стоит вручить какой-нибудь утешительный приз. Выигравшая команда может получить, помимо приза, памятную грамоту, а также услышать ряд мотивирующих и благодарственных слов.

Примеры эффективности командообразования можно увидеть повсюду. В природе, например, большие стаи гусей пролетают тысячи миль до их конечного пункта назначения, когда меняется время года. Эти стаи состоят из сотен отдельных птиц с ограниченными способностями пролететь всю дистанцию, но каким-то образом почти все они долетают. Как же это им удается? Ответ очень прост: командообразование. Одна птица берет на себя роль лидера и летит первой, в то время как другие следуют за ней, выстраиваясь в определенной форме и сводя к минимуму сопротивление ветра для других птиц, которые летят за ними. Когда лидер устает, он меняется местами с другим лидером, берущим на себя ответственность за то, чтобы вести весь косяк. Если бы каждая птица решила пролететь в одиночку столь большое расстояние, большинство, если не все они, наверняка не смогли бы это сделать. С другой стороны, когда все птицы работают вместе как команда, они достигают своих целей и долетают до конечного пункта. Птицы также демонстрируют другой важный аспект эффективности командообразования. На тренинге формирование команды совершенствуется навык построения эффективной команды. Вы, должно быть, замечали, что отдельная птица сама по себе может быть не достаточно энергичной, в то время как собираясь в стаю, птицы буквально заряжают энергией друг друга. Данный феномен можно рассматривать как пример синергии — концепция, тесно связанная с командообразованием. Говоря проще, синергия является совместным действием двух или более элементов для достижения более высокого общего результата по сравнению с теми, что достигает каждый из них индивидуально. Этот феномен также справедливо можно отнести и к практике людей. Синергию также можно определить как общее большее, чем сумма частей. Другими словами 1+1=3 или 4. Когда члены команды сотрудничают либо работают вместе, они всегда могут добиться больших результатов, чем в случае, когда каждый из них попытался бы достигнуть той же самой цели индивидуально. Научные исследования утверждают, что когда гуси летят в форме косяка, каждая птица, хлопая крыльями, создает подъемную силу для следующей за ней. Вместе целая стая может пролететь на 70% дальше, чем каждая птица в одиночку. Это пример настоящей синергии. Возможно, наиболее распространенный пример командной работы и синергии можно увидеть спорте, когда команды охваченные энтузиазмом командной игры, выигрывают, а те, кому не хватает синергии и командного духа, обычно проигрывают. На тренинге формирование команды совершенствуется навык использования синергии в командной работе.

ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ: ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ

Работа в команде поможет вам усилить профессиональные навыки, достичь большего успеха в работе, насладиться большим ощущением признания. Она поможет вам получить опыт лидерства, стать более открытым для дальнейшего продвижения и в конечном счете получить большую награду за достигнутые результаты. Все эти преимущества и выгоды становятся возможными благодаря командообразованию, так как КОМАНДА (в англ. — T.E.A.M.) буквально означает:

Together вместе

Everyone каждый

Achieves достигает

More большего

Когда команда работает успешно и эффективно, выигрывают все — вы, ваши коллеги, клиенты, акционеры, работодатели. Успешная команда — настоящий пример синергии — то есть достижение большего единой командой, в сравнении с тем, что мог бы достигнуть каждый индивидуально. «Команды — это способ, при помощи которого обычные люди делают выдающиеся вещи.» Почему эффективная работа в команде ведет к прогрессу, повышенной эффективности и большему успеху? К лучшим результатам мы приходим благодаря использованию коллективного знания, навыкам, опыту, креативности и инсайту каждого члена команды для достижения поставленной цели. Командообразование позволяет сэкономить время, сократить количество ошибочных решений и непродуктивное время. На тренинге формирование команды происходит образование и развитие эффективной команды.

Тренинг формирование команды: преимущества эффективной командной работы:

  1. Дает возможность членам команды выработать новые навыки
  2. Фокусирует коллективное знание и навыки командной работы в мощную силу для достижения конкретной цели или выполнения конкретного проекта На тренинге формирование команды совершенствуются навыки командной работы.
  3. Способствует быстрым прозрачным и долгосрочным коммуникациям
  4. Повышает уровень эффективности выполняемых работ в любой области, где предстоит сделать что-либо вместе
  5. Повышает уровень эффективности организации в целом

Термин «командообразование» проявляется повсеместно и становится неотъемлемой и динамичной частью бизнеса, семейных отношений, благотворительных, спортивных и развлекательных организаций. Концепция совместной работы в форме хорошо отлаженной команды признана важной для достижения успеха в любой области. К сожалению, просто сама по себе организация людей в команду не является гарантией успеха. Если команды не всегда достигают успеха, то это возможно по причине того, что проверенные временем принципы командной работы были применены неэффективно. Либо цель или задача не нашли должного отклика у участников команды. На тренинге формирование команды разрабатываются принципы командной работы. Командообразование само по себе не является и ключом к разрешению любой проблемы. Иногда менеджмент должен принимать непростые решения из-за нехватки времени на развитие настоящей эффективной команды. Либо характер задач или целей не является и не соответствует приоритетам команды. В большинстве случаев, в основе командного подхода лежит концепция Win-Win Agreement (взаимовыгодного соглашения). Не все команды выигрывают, что же касается командной работы, то она побеждает всегда. Люди и организации все более убеждаются в том, что в случае правильного применения, практика командообразования приносит гораздо большие результаты и рост, как в профессиональной области, так и в области личного развития. На тренинге формирование команды происходит развитие личностного роста членов команды.

ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМАНДЫ

Команда может быть охарактеризована, как «ГРУППА» людей, обладающих «НАВЫКАМИ», которые работают вместе для достижения «ОБЩЕЙ ЦЕЛИ». Для того, чтобы более полно понять концепцию командной работы, а также с целью стать более ценным командным игроком, важно понять следующие четыре компонента определения эффективной команды. На тренинге формирование команды разрабатывается концепция командной работы, построенная на четырех компонентах эффективной команды. :
1. «Группа» Определить идеальное количество людей в команде трудно, если вообще возможно. Общий принцип состоит в том, что команда по возможности, должна состоять из минимального количества участников для обеспечения как таланта, так и ресурсов, необходимых для достижения целей. Большинство успешных команд обычно состоит из 5-15 человек, большинство имеют менее 10. При большем количестве людей в команде, могут создаваться несколько команд. У небольших команд много преимуществ — меньше времени уходит на коммуникации и выработку решений, разрешение проблем и инициативных действий. С другой стороны команды с большим количеством людей имеют свои плюсы — например, больший коллективный опыт, способности, тренинг и инсайт. При командообразовании важно учитывать групповую динамику. На тренинге формирование команды формируется навык эффективной работы с групповой динамикой в процессе командообразования у лидера команды. 5 человек в команде имеют 15 различных индивидуальных отношений. В то время как 15 человек в команде имеют 210 различных индивидуальных отношений. Конечно, сколько бы вы не имели людей в вашей команде, вам необходимо адаптироваться и делать все возможное для достижения общей цели. Несмотря на размер команды, крайне важно чтобы каждый член команды понимал ценность профессионального и жизненного опыта другого человека, работающего с ним. Каждый член команды вносит свой уникальный вклад в достижение общей победы. При этом никто ни с кем не конкурирует, так каждый осознает индивидуальную ценность своего товарища по команде в достижении общего результата. При небольшом количестве игроков, каждый вдохновлен на достижение максимально возможного в своей сфере, для победы команды. На тренинге формирование команды формируется навык создания эффективной командной культуры.
2. «Люди, обладающие навыками» Для того, чтобы быть эффективной командой, необходимы четыре основных навыка:

  1. специальный опыт,
  2. способность к решению проблемных ситуаций,
  3. навыки общения,
  4. персональная ответственность.

Специальный опыт, соответствующий уровню целей и задач, стоящих перед командой крайне важен. Сопоставление уровня навыков членов команды и степени сложности задачи является неотъемлемой частью процесса командообразования. Когда вы знаете и понимаете командные цели, сообщите лидеру команды о том вкладе, который вы можете внести в достижение командных целей. На тренинге формирование команды формируется навык постановки и достижения целей у всех членов команды. Способность к решению проблемных ситуаций, возможно, не является столь обычной и легко относимой к способности необходимой в команде, но она, тем не менее, также важна, для командного успеха. На тренинге формирование команды формируется навык решения проблем и принятия эффективных решений у всех членов команды. Немного позже мы уделим внимание этому аспекту. Навыки человеческого общения представляют собой довольно широкий список навыков и внутренних отношений. Сюда относятся и такое позитивное внутреннее отношение к командному результату как «Мы победим вместе как одна команда», и способность кооперироваться с другими членами команды и высокий уровень мотивации работать вместе, для того чтобы «сделать это». Ключом к эффективным человеческим навыкам является наша способность к открытым коммуникациям и степень доверия, которую мы смогли развить в общении с другими людьми нашей команды. На тренинге формирование команды совершенствуется навык построения эффективных командных коммуникаций. Члены команды, которые берут персональную ответственность за свое поведение как одна команда креативны, быстро замечают зоны для улучшений и принимают необходимые шаги. Они серьезно относятся к тому, что они делают и к тому, как это соотносится с целью достижениями целей их команды. Поскольку они ответственны за ожидаемые от них результаты и за их команды, они поистине обладают командным видением и целями. На тренинге формирование команды разрабатываются навык миссия, видение, ценности и цели команды. В своих действиях они также демонстрируют обязательность последовательность и дисциплинированность, делая то, что необходимо для достижения цели. Значительная часть ответственности лидеров вдохновляет других членов команды на достижение более высоких командных результатов. С другой стороны она защищает от слухов, критиканства, и других неконструктивных поведенческих реакций. Члены команды, демонстрирующие данные качества обычно считаются наиболее успешными командными игроками. Они не только сами считаются успешными но и их внутреннее отношение победителей и их последовательные действия имеют позитивный и конструктивный эффект воздействия на других. На тренинге формирование команды рассматриваются основные командные роли, которые играют члены команды. Наличие такой внутренней установки на победу, при неизбежном преодолении командой болезненных этапов роста, на выходе обеспечивает значительный и позитивный рост команды в целом. Если же кто-то из членов команды отказывается сотрудничать в какой-либо из сфер, внутренний механизм команды не может работать достаточно согласованно. Для того, чтобы найти лучшее решение вам, как члену команды стоит спросить этого человека о причине — чем вызвано отсутствие желания сотрудничать. Возможно, не хватает понимания стоящей перед командой задачи, либо она вызывает дискомфорт. Если даже после того, как вы задали все вопросы решение все же не найдено, необходимо представить ситуацию вниманию лидера команды, который возможно сочтет необходимым произвести замену. На тренинге формирование команды совершенствуются лидерские навыки у лидера команды. В спорте так делает тренер, когда производит замену одного игрока другим. Команда должна быть готова к заменам, когда это необходимо, поскольку для победы нужна полная отдача и значительный вклад каждого игрока в общий результат игры. Когда каждый член команды учится и растет и когда вся команда использует весь накопленный опыт и знания, происходит эффект сложного процент или рычага. Эйнштейн назвал сложный процент восьмым чудом света. На тренинге формирование команды повышается слаженность работы членов команды, что позволяет использовать «эффект сложного процента». Под воздействием данного эффекта ваши навыки и способности несоизмеримо возрастают и максимизируются вместе с ростом других членов команды. Когда вы применяете принцип сложного процента в работе вашей команды, для вашей реализации в команде, равно как и для всей команды в целом не существует пределов. На тренинге формирование команды совершенствуется навык повышения эффективности командной работы у лидера команды.
3. «Совместная работа» Совместная работа является ключевым компонентом эффективности командообразования и конечного успешного результата. Реальная сила команды фактически проявляется и создается посредством объединения усилий. Совместная работа требует того чтобы каждый участник ясно понимал свою роль и ответственность в команде. Когда все командные игроки это понимают в отношение себя и других они точно знают, как работать вместе для достижения единой цели. На тренинге формирование команды разрабатываются стандарты командной работы. Процесс командообразования, который команда проходит, превращаясь в высокоэффективную команду, может быть описан различными путями. Иногда этот процесс сравнивают с путешествием из одного города в другой, в котором важную роль играет дорожная карта, подсказывающая наиболее верное направление. Тоже самое справедливо и для команды, которая находится в начале своего пути к совершенству. Прежде чем стартовать, вы должны определить, по крайней мере, два существенных пункта, где вы стартуете и куда вы хотите придти. Способность ясно понимать, где вы находитесь в вашем командном развитии, имеет решающее значение для роста и прогресса вашей команды. На тренинге формирование команды совершенствуется процесс командного развития и трансформации в высокоэффективную команду. M.A.P. или дорожная карта служит надежным индикатором тех стадий командного развития, которые вы проходите:

  1. M — merging — слияние
  2. A — adapting — адаптация
  3. P — performing — эффективная совместная работа по достижению общих целей

Стадия Первая: Слияние Все команды вначале представляют собой группу индивидуальностей. На этой стадии для людей характерны неуверенность, сомнения, подозрительность. Работа идет медленно, нет синергии, или вдохновения от совместной работы. Сотрудники более сосредоточены на том, чтобы избежать ошибок, чем на достижении результатов. Эта стадия может быть разочарованием для некоторых участников проекта, но только потому, что она является просто началом процесса становления индивидуальностей в качестве будущих командных игроков. Хороший пример — баскетбол. Если вы соберете 5 игроков, которые ранее никогда не играли вместе, вы можете назвать их командой, но едва ли они будут играть как одна команда. Прежде чем они станут командой пройдет много часов совместных тренировок, во время которых игроки узнают о слабых и сильных сторонах каждого и разработают эффективную стратегию командной игры. На тренинге формирование команды разрабатывается концепция стратегии достижения целей команды. Другой пример — смешение цветов. Для того чтобы создать зеленый цвет, вам необходимо смешать синий и желтый. В начальной стадии вы не сразу увидите зеленый цвет, скорее это будут оттенки других — синего и желтого. Результата вы сможете добиться только тогда, когда хорошенько смешаете оба цвета. Так же происходит и в процессе взаимодействия людей в рамках одной команды. Они должны провести значительное время вместе и совместно проработать множество возможностей, пока в результате, не выработают единый эффективный командный стиль. На тренинге формирование команды вырабатывается единый эффективный командный стиль деятельности. Наиболее важным моментом на данной стадии для каждого — понять, согласиться и взять на себя определенные обязательства за достижение командной цели. Если достигнута готовность участников проекта к работе над общей командной целью, то можно считать, что группа индивидуальностей успешно прошла стадию слияния в потенциальную команду. На тренинге формирование команды формируется навык создания командной мотивации у лидера команды.
Стадия Вторая: Адаптация

На данной стадии командные игроки начинают осознавать объем задач и целей, которые перед ними стоят, а также те вызовы, которые им предстоит преодолевать в процессе достижения командного результата. Высказываются различные мнения по поводу того, что необходимо делать, как делать, и кто за что должен отвечать. Часто на этой стадии формирования команды, члены команды фокусируются на разнице между ними, различных проблемах и вызовах на пути к достижению цели. Адаптация — это стадия формирования команды, на которой происходят процессы по принципу — делаем или расходимся. Во время этой стадии напряжение, стресс и конфликты могут происходить на самом высоком уровне. На тренинге формирование команды подробно прорабатывается стадия адаптации в процессе формирования команды. Члены команды могут вести себя агрессивно, пытаться конкурировать между собой, либо включать защитные механизмы. Некоторые члены команды, возможно, захотят отказаться от участия в проекте, так как они не верят в то, что команда заработает. Данная фаза полезна и ценна тем, что пройдя через нее, участники преодолевают стереотипы, навязанные прошлыми привычками, такое внутренне отношение как «Мы всегда это делали таким образом». Оставаясь приверженными командным целям, участники генерируют различные идеи, возникает ценный инсайт, что в конечном счете позволяет выработать продуктивный подход к решению стоящих задач. Постепенно, командные игроки будут перешагивать барьеры персональных различий на пути к общей командной цели и группа стабилизируется. Группа становится более ориентированной на достижение общих целей и выработку решений. Для того чтобы пройти стадию адаптации, команда должна изменить свой фокус с конфликта и конкуренции к кооперации и сотрудничеству. На тренинге формирование команды формируется навык эффективного разрешения конфликтов и управления ими у лидера команды. Когда команда более заинтересована в решениях, чем в анализе проблемных ситуаций и препятствий, потенциальная команда трансформируется в эффективно работающую команду.

Стадия Третья: Эффективная командная работа Командные игроки на этой стадии становятся самодостаточными, эффективными и продуктивными. Каждый знает и понимает свою роль, ясно понимает конечную цель проекта и эффективно общается с другими. Члены команды делятся лидерством и ответственностью с целью реализации их планов. На тренинге формирование команды формируются основные навыки лидера: ответственность за принимаемые решения и инициативность в принятии решений. Любая цель может быть достигнута, когда над ней работает команда людей, чьи действия хорошо согласованы. Для повышения уровня эффективности, команда должна развить значительный уровень доверия и синергии. На тренинге формирование команды развивается навык повышения командной синергии. Через успех команды, члены команды доказали свои таланты, навыки, знания, давая передавая друг другу повышенную уверенность друг в друге и веру в их эффективность как единой команды. На тренинге формирование команды совершенствуется навык успешной командной работы у всех членов команды. На этой стадии члены команды становятся взаимозависимыми. Для максимальной реализации потенциала команды необходимы как индивидуальный вклад каждого, так и командная синергия. Каждый член команды должен нести ответственность за свою индивидуальную задачу, но работа должна выполняться в кооперации с другими членами команды. Каждый гусь в ответе за свой план полета, но синергия как командный результат проявится только тогда, когда он полетит в стае с другими гусями. Каждый музыкант должен знать свою партитуру и инструмент, но только в совместном исполнении с другими участниками оркестра, симфония зазвучит по-настоящему и достигнет своего крещендо. Когда члены команды будут способны соединять воедино и превзойти в итоге свои индивидуальные результаты, достигнув синергии, команда превращается из рабочей в высокоэффективную команду. На тренинге формирование команды разрабатываются высокоэффективные виды деятельности команды.
Стадия Четвертая: В направлении общей цели Общая цель или задача являются основной причиной, почему люди работают вместе. Если и есть один главный фактор, который отличает эффективную команду от неэффективной, — то это умение ясно понимать и концентрировать свои усилия на единой цели или задаче. Тренинг формирование команды развивает навык постановки и достижения целей. Команда без ясной цели — всего лишь неэффективный парламентский комитет. Для того, чтобы удостовериться в том, что вы имеете ясную цель, убедитесь в том, что командная цели прописаны в формате S.M.A.R.T.:
1. Конкретная

вы знаете точно, к чему вы стремитесь либо чего хотите достичь и каждый член команды понимает эту цель также ясно, как и вы.

2. Измеримая вы можете измерить, чего стоит достижение этой цели, вы можете отслеживать прогресс ее достижения. В любой момент времени, вы должны знать, где вы находитесь в отношение вашей цели. 3. Достижимая ваша цель реальна, ее можно достичь, хотя это может быть нелегко. Ваша команда должна иметь для этого необходимые ресурсы, навыки, поддержку, и добрую волю и полномочия для достижения цели. 4. Результативная Цель должна быть ориентирована на результат. 5. Значимая

цель должна быть крайне важной для у вас и для миссии вашей компании, что подогревает ваше желание ее достичь. Вы должны знать как вы и ваша организация выиграют от ее достижения. На тренинге формирование команды совершенствуется навык эффективного применения SMART-анализа при формулировании целей команды.

Командная цели должны приниматься и разделяться как и личные цели — цели должны быть понятными, согласованными, и члены команды должны взять ответственность за их достижение. Каждый командный игрок должен осознавать свою роль и ответственность за ее достижение. Цели команды должны всегда совпадать с целями компании. На тренинге формирование команды происходит навык согласование целей команды с целями компании. Ключом к достижению успеха является командная работа. Тот же принцип применим к успешным командам в любом составе. Держа в уме определение команды нам легче понять процесс достижения ее целей: «Команда — это небольшая группа людей обладающих навыками, которые совместно работают над достижением общей цели.» Не менее важно осознавать и то, как вы лично выиграете от командного подхода. Ваши личные цели помогут вам сохранять правильное направление и мотивацию для достижения командных целей. Это поможет вам предельно ясно понять ваши личные цели и цели команды. Совпадение личных и командных целей принесет вам чувство достижения успеха и удовлетворенности достигнутыми результатами. На тренинге формирование команды происходит согласование целей команды с личными целями членов команды. Вы были приглашены на работу в вашу компанию для достижения корпоративных целей и ваша работа по достижению этих целей соответственно оплачивается. Отправная точка в этом увлекательном путешествии вашего становления в качестве ценного командного игрока предполагает, прежде всего, фокусировку всего вашего внимания на достижении целей вашей команды. На тренинге формирование команды формируется навык фокусировки внимания на достижение целей команды и расстановки приоритетов между целями команды. Когда же вы ясно и в полной мере поймете, каковы цели вашей команды, вы сможете проанализировать наиболее эффективные способы вашего индивидуального участия в достижении командного успеха. В процессе выбора наилучшего варианта, учтите все навыки и способности, которыми вы уже обладаете, или которые вы можете развить — все то, что сделает ваш вклад в достижение командного успеха наиболее значительным. Когда вы определили то ценное, что вы можете предложить команде для общего успеха, вы можете начинать ставить личные цели. На тренинге формирование команды совершенствуются навыки эффективного командного лидерства у всех членов команды.

Формирование команды

Командообразование (team building) – это нестандартные методы воздействия и управления коллективным разумом, воспитание командного духа путем организации корпоративного отдыха, целью которого является сплочение коллектива.
Главная цель командообразования:
— улучшение корпоративной культуры компании,
— развитие человеческих ресурсов,
— максимально эффективное использование персонала,
— выявление неформального лидера в коллективе,
— обучение подчиненных работать сплоченной командой на принципах взаимного доверия, а не как рабочая группа.
Существует разница между такими понятиями как «команда» и «коллектив» или «рабочая группа». Два последних образования людей формируются сами по себе: их приняли на работу, разместили в одном кабинете, наказали работать над одним проектом – поэтому они выполняют свои обязательства, ведь у них нет выбора.
Команда – это нечто больше, чем определенное количество людей. В команде существуют взаимопонимание, доверие, поддержка, сплоченный коллектив быстрее решает любые задачи. То есть, команда работает лучше, результативнее и эффективнее – это то, к чему стремятся абсолютно все руководители – иметь в подчинении не просто коллектив, а команду.

Методы формирования команды

Но команда не может возникнуть сама по себе, ее надо сформировать, приложив для этого достаточно внимания, времени и труда.
Команда может сформироваться:
1) Если коллеги давно знакомы друг с другом, причем не только на работе, пережили вместе много критических рабочих моментов и вместе нашли выход из кризисных ситуаций. Но для формирования такой команды нужно не только много времени, но и отсутствие кадровой текучки. Чем больше «стаж» коллектива, тем сложнее любому новичку в него влиться. К тому же, каждое увольнение или уход с работы «старичка» и приход на его место «новичка» так или иначе, вносит дисбаланс в команду. А если коллектив слишком большой, где люди чаще всего не знают друг друга ни в лицо, ни по имени, и не стараются узнать, то, скорее всего, их знакомство никогда не состоится, если руководство не проявит инициативу.
2) С грамотной работой управленца, постоянным развитием толерантной корпоративной культуры, а также построением неформальных отношений.
Для этих целей предпринимают следующие методы формирования сплоченного коллектива:
— организация корпоративных праздников по поводам, которые имеют отношение к компании и сотрудникам.
— включение в социальный пакет подчиненных таких бонусов как: питание в офис, абонемент в спортзал или бассейн, проезд сотрудников на работу транспортом компании и прочее. Доказано, что даже сотрудники-«индивидуалисты», которые устроились на работу «чтобы деньги зарабатывать, а не быть фанатами компании и участвовать в корпоративных отмечаниях дат» обычно пользуются льготами социального пакета.
— проведение разного рода групповых тренингов, чаще всего вне офиса компании, которые выглядят как активные ролевые игры, нечто вроде квеста.

Как должно строиться грамотное образование команды?

Итак, построение команды бывает активным и пассивным. Пассивное формирование команды однозначно лучше и целесообразнее для коллектива, ведь оно происходит естественнее и незаметно. Но чаще всего управленцы желают сформировать коллектив в активном режиме, то есть быстро.
Для того чтобы активное построение команды не превратилось в демотивацию и снижение лояльности коллектива оно должно происходить по следующим правилам:
1) Любое мероприятие, которое не имеет отношения к выполнению рабочих обязанностей, должно происходить исключительно на добровольных началах. Современная корпоративная демократическая культура не может строиться по принципу «добровольно-принудительной тотальной коллективизации», как это было во времена Советского Союза. Особенно, если учесть, что значительное количество сотрудников предпенсионного возраста воспоминает советскую систему «тимбилдинга» с негативными эмоциями.
2) Различные мероприятия для формирования коллективного духа должны происходить исключительно во внерабочее время.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

— Технологии командообразования (по-английски — тимбилдинга) используются в основном в спорте и коллективных творческих делах. Практика «веревочных» курсов совме- щает в себе спорт, психологический тренинг взаимодействия в группе и совместное творческое дело.

Методика проведения «веревочного курса» доказала свою эффективность и стала достаточно распространенной. «Веревочный курс» — это серия тренинговых упражнений, направленных на самообучение группы. Создаются различные объективно трудные ситуации, в которых участники группы, руководствуясь лишь собственным опытом, должны найти решения стоящих перед ними проблем. Здесь нет места соревновательности, но важен успех и полученный опыт совместного достижения цели (решения проблемы).

Обычно «веревочный курс» проводится одновременно для нескольких групп, но возможна работа и с одной группой. Цель такого курса — сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание в коллективе атмосферы взаимного доверия и поддержки.

Оптимальное число участников в группе — 15 человек. Возраст участников — с 13—14 лет. Время выполнения упражнений не регламентируется. Группа самостоятельно решает, продолжать выполнять данное упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.

«Веревочный курс» проводится на большой открытой территории, включающей участки леса и спортплощадку. В качестве инвентаря используются деревья, веревки, мячи, турник, шесты, карабины и др. Приведем классическое описание «веревочного курса».

Пример

В начале каждого упражнения ведущий зачитывает группе задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом. Во время выполнения упражнений ведущий не помогает и не мешает группе: группа всего должна добиться сама, познать все на собственном опыте. Ведущий поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку, организуя ее силами самих участников.

Варианты организации самоанализа:

  • 1) после каждого упражнения: этот вариант наиболее приемлем при использовании «веревочного курса» в качестве тренинга, когда наибольшее внимание уделяется психологическим аспектам взаимоотношений в группе. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения;
  • 2) в середине «веревочного курса» и после него: этот вариант наиболее распространен и используется с целью сплочения коллектива, находящегося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые группа испытывала при выполнении упражнений, и определяют пути их преодоления при выполнении последующих упражнений. После «веревочного курса» участники группы подводят его итоги и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения;
  • 3) после прохождения всего курса: данный вариант рекомендуется использовать только в случае, когда время на тренинг очень ограничено. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнений, указывают, что в действиях группы мешало их быстрому преодолению. Для эффективности этого варианта самоанализа важно в ближайшее время дать группе возможность использовать сделанные выводы в другой коллективной деятельности.

Примерное обращение ведущего к участникам перед началом курса:

«Дорогие друзья! Сейчас вам предстоит пройти серию испытаний, которая называется «веревочным курсом”. Испытания достаточно сложные, и, чтобы ваша группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий.

Некоторые испытания связаны с риском получения ссадин и более серьезных травм, поэтому вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга.

В начале каждого испытания я буду зачитывать вам задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. По условиям «веревочного курса”, повторно я имею право только зачитать задание и правила без дополнительных объяснений.

Если какое-либо испытание долго не удается пройти, вы можете перейти к выполнению следующего. При желании вы всегда можете вернуться к непройденному испытанию.

Вам нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше испытаний. Это будет непросто, но очень увлекательно.

Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы. Вы справитесь, если будете одной командой. Удачи!»

Классические упражнения из «веревочного курса»:

1. «Паутина»

Условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями — 2,5 метра. Верхняя веревка — на высоте 1,5 метра над землей, нижняя — на высоте 0,3 метра. Ячейки «паутины» такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть. Число ячеек на 2—3 меньше числа участников. Группа находится по одну сторону от «паутины».

Задание: пролезть всей группе сквозь «паутину».

Ограничения: сквозь одну ячейку может пролезть только один человек; над «паутиной» и под ней могут пролезть два участника; обходить «паутину» нельзя ни в ту, ни в другую сторону; нельзя касаться «паутины» (веревки); при касании любым участником «паутины» упражнение выполняется всей группой с самого начала.

Примечание для ведущего: использовать ячейки «паутины» вторично разрешается, если участников больше, чем ячеек, и только после того, как будут использованы все ячейки по одному разу.

2. «Колодец» («Треугольник»)

Условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра над землей натянута веревка. Расстояние между деревьями — 2 метра. Внутри «колодца» лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека. Группа находится внутри «колодца».

Задание: всей группе выбраться из «колодца» через «верх», над веревками.

Ограничения: нельзя касаться веревки и пролезать под ней; при касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой сначала.

3. «Бревно» {«Обрыв»)

Условия: вся группа встает в шеренгу на бревно, скамейку или поребрик (шириной 20 сантиметров и длиной 7—8 метров).

Задание: участники группы должны поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стал первым с начала другого конца, второй с конца стал вторым с начала и т.д.

Ограничения’, при касании любым участником земли упражнение выполняется всей группой сначала.

4. «Переправа»

Условия: между двумя деревьями на высоте 3,5—4 метра над землей натянута прочная веревка. Расстояние между деревьями — 2,5 метра. К середине веревки привязана висящая вертикально другая веревка с узлами в нижней части. Нижний конец висящей веревки — на высоте 0,5 метра над землей. Параллельно натянутой между деревьями веревке на земле чертятся две линии па расстоянии 1,5 метра от деревьев. Расстояние между линиями — 3 метра. Группа находится за одной из линий.

Задание’, всей группе переправиться за другую линию.

Ограничения’, нельзя касаться земли между линиями; нельзя обходить деревья; нельзя перепрыгивать; при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой сначала.

5. «Степа»

Условия: отвесная стена высотой 2,5 метра и шириной не менее 3 метров. Группа находится с одной стороны стены.

Задание’, всей группе перебраться через стену.

Ограничения’, обходить стену нельзя; несколько участников не могут касаться стены одновременно.

6. «Крокодил»

Условия’, участники садятся на землю (пол) вплотную друг за другом, вытянув в стороны ноги. Руки участников подняты над головой и согнуты в локтях. Первый участник встает и ложится спиной на руки сидящих за ним, скрестив свои руки на груди. Участники передают его на руках в «хвост» группы.

Задание: переправить таким образом всех участников.

Ограничения: переправляющим участникам нельзя вставать; переправляемый участник не должен касаться земли (пола); если передаваемый человек падает или касается земли (пола), упражнение выполняется всей группой сначала.

7. «Качающееся бревно»

Условия: бревно длиной 2,5 — 3 метра и диаметром 0,4 метра подвешено за концы прочными веревками на высоте 0,2 метра над землей. Веревки крепятся к деревьям, расстояние между которыми 3,5—4 метра. К дереву, у которого находится группа, прислонена прочная палка длиной 1,5 метра.

Задание: всей группе переправиться по бревну за другое дерево.

Ограничения: можно использовать палку длиной 1,5 метра; нельзя касаться земли между деревьями; переходить от дерева к дереву можно только по бревну; при касании любым участником земли между деревьями упражнение выполняется всей группой сначала.

8. «Гать»

Условия: на земле проведены две параллельные линии, расстояние между которыми 25 метров. У одной линии лежат три жерди, каждая длиной 4,5 метра и диаметром 10—15 сантиметров. Перед этой линией находится группа.

Задание: всей группе переправиться за другую линию.

Ограничения: можно использовать три жерди; при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой сначала.

9. «Откос»

Условия: участники встают в колонну вплотную друг за другом. Ведущий с помощью одной веревки затягивает петли на правой ноге каждого участника (на уровне щиколотки). Длина веревки — 10 метров.

Задание: не распутывая петель, пройти 100 метров.

10. «Квадрат»

Условия: на земле начерчен квадрат со стороной 1 метр.

Задание: уместиться всей группой внутри квадрата.

Ограничения: не заступать за стороны квадрата; продержаться в таком положении не менее 10 секунд.

11. «Прыжок с шестом»

Условия: яма (канава) глубиной 1 метр и шириной 2,5 метра. По краям ямы начерчены две параллельные линии, расстояние между которыми равно 3 метрам. Группа находится за линией, у которой лежит деревянный шест длиной 2,5 метра и диаметром 10 сантиметров.

Задание: переправиться всей группой через яму, за противоположную линию с помощью теста.

Ограничения: нельзя перепрыгивать яму; при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой сначала.

12. «Гусеница»

Условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и между ногами подает правую руку стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.

Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой сначала.

13. «Электроцепь»

Условия: участники садятся в круг на землю (пол), касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки.

Задание: всей группе одновременно (синхронно) встать, не расцепляя рук и не меняя положения ступней.

Ограничения: при расцеплении рук или несинхронном подъеме всех участников упражнение выполняется всей группой сначала.

14. «Пенальти»

Условия: на расстоянии 10 метров перед футбольными воротами шириной 3 метра установлен футбольный мяч.

Задание/, группе забить ногой мяч в ворота 15 раз подряд с расстояния 10 метров.

Ограничения: при промахе счет забитых мячей ведется сначала.

15. «Баскетбол»

Условия: группа находится на баскетбольной площадке.

Задание/ каждому участнику с линии штрафного броска дважды забросить мяч в баскетбольную корзину.

16. «Подтягивание»

Условия: группа находится перед турником.

Задание: подтянуться всей группе 100 раз, при этом каждый участник должен попытаться подтянуться.

17. «Волейбол»

Условия: участники образуют круг, стоя лицом друг к другу. Ведущий подает им волейбольный мяч.

Задание/ сделать 25 касаний по правилам волейбола.

Ограничения’, участник не может касаться мяча два раза подряд; каждый участник должен коснуться мяча; при падении мяча или нарушении условий задания счет касаний ведется сначала.

прочитано Наталья Лоскутникова корреспондент

3 20/07/2018

Что есть команда?

Что отличает команду от группы людей? Наличие единой цели для всех участников. Например, совет директоров, объединенных общей миссией, но имеющих разные взгляды на развитие бизнеса, – не команда. Команда – это группа людей, объединенных общей целью и движимых одним лидером, при этом каждый ее член несет ответственность за результат. Другая важная характеристика команды – ее численность. Управляемой командой считается группа до 20 человек. Хотя стоит отметить, что число участников определяется лидером и зависит от его опыта, а также сложности поставленных задач. Главное условие – команда должна быть эффективной.

Норма управляемости – количество людей, которыми может эффективно руководить один менеджер. Цифра зависит от опыта и личных качеств лидера. Оптимальная норма – семь человек, на практике – до 20

В 1965 году американский психолог Брюс Такман (Bruce Tuckman) разработал теорию групповой динамики (известна как модель развития команды по Такману), состоящую из четырех этапов:

  1. Формирование.
  2. Шторм.
  3. Нормализация.
  4. Выполнение.

Формирование

Самая быстрая и позитивная стадия, когда команда только создается, люди заряжены и питают большие надежды на интересный проект. Они вежливы и осторожны, присматриваются и узнают друг друга. Зачастую роли еще не распределены и четкие обязанности не прописаны.

Шторм

Возникает реальное взаимодействие, и людей начинает штормить. У каждого специалиста свои интересы, и в первую очередь он старается удовлетворить свои базовые потребности. Однако желание достичь цели требует от специалистов кооперироваться. Зачастую конфликты возникают в связи с разными стилями общения, полномочиями и подходами к работе членов команды. Любая команда через это проходит, данного этапа не нужно бояться. Если стадия шторма не пройдена, значит – команда осталась в первоначальном, зачаточном состоянии и не сможет гармонично развиваться.

Нормализация

Команда договаривается о нормах и правилах взаимодействия. Все участники чувствуют себя уверенно и комфортно, ценят сильные стороны друг друга, готовы помочь, а также выслушать конструктивный фидбэк. Руководитель должен отойти на второй план, а команда – начать работать с минимальным его участием. Если руководитель по-прежнему сильно вовлечен, значит, какие-то моменты не проговорены и есть шанс скатиться обратно до стадии шторма. Эти колебания могут происходить достаточно долго, если на этапе поступления новой задачи не проговаривать правила «игры».

Выполнение

После того как бури улеглись, а правила взаимодействия выработаны, команда начинает работать эффективно. Теперь это сплоченный коллектив единомышленников:

  • все вопросы и конфликты обсуждаются и разрешаются открыто;
  • люди искренне заинтересованы в том, чтобы поднять профессиональный уровень друг друга;
  • отношения между коллегами становятся доверительными;
  • руководитель может делегировать большую часть своей работы и сконцентрироваться на развитии сотрудников.

Таким образом, из обычной группы незнакомых людей получается слаженная команда.

Роли в команде

Для любой рабочей группы характерны два типа ролей, каждая из которых критически важна:

  • функциональная – ее выполняет каждый игрок команды в соответствии с должностными обязанностями, профессиональной компетенцией или требованиями бизнес-процесса;
  • неформальная – присуща каждому человеку с учетом его психоэмоциональных и поведенческих особенностей, проявляется в характере и способах взаимных влияний в процессе сотрудничества.

Отсутствие ясности функциональных ролей порождает конфликты внутри коллектива. Поэтому задача руководителя – четко распределить обязанности и область ответственности каждого участника процесса.
Неформальные роли – более размытая категория, у которой много различных типологий и интерпретаций. Распределение по Роберту Хогану (Robert Hogan) выделяет пять основных ролей:

  • драйверы – нацелены на результат;
  • коннекторы – ориентированы на выстраивание отношений и атмосферы в команде;
  • инноваторы – внедряют новые процессы, технологии, идеи;
  • практики – твердо стоят на ногах и помогают придерживаться заданного направления;
  • контролеры – ориентированы на процесс, следят за соблюдением дедлайнов и технических заданий.

В идеале команде необходима сбалансированность этих ролей, но нужно понимать, что совершенных команд не существует. Зато есть запросы под конкретную задачу или индустрию. Например, для продавцов важно быть нацеленными на отношения и результат и менее существенны соответствие стандартам качества и прагматизм. Производственники, задействованные на опасных работах, наоборот, должны четко соблюдать стандарты и требования, им не нужны сверхрезультат и инновации. Также есть команды, где межличностные отношения критически важны, а их отсутствие порождает конфликты.
Другая известная концепция – британского профессора Мередит Белбина (Dr. Meredith Belbin) – выделяет девять категорий ролей:

Здесь не существует плохих или хороших ролей, в каждой есть свои преимущества и недостатки. Человек зачастую совмещает 2–3 роли, со временем они могут меняться или плавно перетекать из одной в другую.
Некоторые концепции изучают негативные роли в команде, например: саботажник, паникер, пожиратель времени, козел отпущения. Без таких ролей коллектив не может существовать. Если, предположим, уйдет козел отпущения, то команде не на кого будет «сливать» промахи и ошибки. Психология группы такова, что на эту роль негласно будет выбран другой человек. В такой ситуации руководителю важно выявить этого сотрудника и поддерживать межличностный и профессиональный баланс, не давая команде «задавить» коллегу.

Как создают команды в России

Опытом формирования команд поделился Егор Крюнькин, начальник управления ПФР в Кировском и Промышленном районах Самары. Здесь применяют гибкую методологию работы над проектами (Agile), которая подразумевает создание кроссфункциональных команд. По словам Егора Крюнькина, для положительного результата нужно объединяться в проектные команды и работать над созданием продукта здесь и сейчас, в режиме многозадачности. «Члены команды должны обладать определенными компетенциями, чтобы работать в интенсивном режиме и выполнять нестандартные, творческие задачи. Всех участников отличает высокая скорость мышления и легкость переключения внимания. Также им необходимо уметь работать в команде, быть заинтересованными в общей цели и ориентированными на результат», – добавляет Егор.
Подбор сотрудников в проектный офис ПФР, как и во все рабочие группы, осуществляется при участии психолога. Он составляет список характеристик и качеств, которыми должны обладать члены команды, проводит анализ и подбирает методики для выявления этих качеств.
Каждая группа со временем вырабатывает собственные традиции и правила. Их соблюдение руководством и новыми членами групп – необходимое условие эффективного функционирования команды. Отдельное внимание уделяется межличностному взаимодействию и внутригрупповой психологической работе. Тренинговые программы по повышению навыков групповой работы, кейсы, геймификация – все это помогает группе почувствовать себя единым целым и работать совместно.
Егор Крюнькин выделяет три ключевых фактора, от которых зависит создание эффективной рабочей группы:

  • грамотно составленный перечень необходимых компетенций сотрудника, принимаемого в рабочую команду;
  • правильно подобранные методики выявления этих компетенций у работника;
  • соблюдение руководителями и остальными работниками правил, норм и традиций конкретной рабочей группы.

Чек-листом, который поможет сформировать эффективную кроссфункциональную команду, поделилась Татьяна Ежова , консультант по оценке и развитию руководителей:

  1. При распределении функциональных ролей важно учитывать личностные особенности человека, его сильные стороны и ограничения, а также мотивацию.
  2. Нужно вести диалоги с членами команды: разговаривать даже о том, о чем не хочется, проговаривать сложные ситуации. Реагировать при возникновении первых «звоночков».
  3. Есть разные неформальные роли, и нужно смотреть, представителей каких ролей не хватает. Обязательно должен быть человек, небезразличный к атмосфере в команде и способный инвестировать себя в это. Не каждый лидер вкладывается в межличностные отношения, и, если руководитель не готов, например, развивать эмпатию, необходимо включать в работу сотрудника с нужными качествами. Руководителю важно идти не только от задачи, но и понимать свои сильные и слабые стороны и привлекать в команду игроков, которые будут компенсировать его ограничения.

«Рекомендую задать нормы и правила, как организационные, так и поведенческие; объяснить, какие традиции и ритуалы приняты в команде. С одной стороны, может возникнуть ощущение, что вы ограничиваете человека, но с другой стороны, это задает структуру и рамки. Все члены команды четко осознают, как себя вести в определенной ситуации. Например, если что-то идет не так, рассказать руководителю об этом сразу. Сотрудник должен понимать, что его не накажут и будут благодарны за своевременную информацию», – говорит Татьяна Ежова.
Создание слаженной команды – процесс очень тонкий и требует высокой компетенции руководителя. Помимо индивидуальных и профессиональных качеств коллег, одним из наиболее важных аспектов, несомненно, является личность лидера, задача которого – создать атмосферу доверия внутри команды. «Сотрудники должны иметь возможность открыто делиться своей тревогой, смело предлагать идеи и не опасаться быть отвергнутыми. Если коллеги чувствуют доверие и безопасность, то не нужно специально работать над коммуникацией и межличностными отношениями в коллективе. Команда будет работать дружно, качественно и успешно достигать поставленных целей», – считает Ежова.