Коллективный участник закупки

Содержание

Объединения юридических лиц и коллективный участник по 223 ФЗ

Бывает что участники государственных закупок, проводя торгово-закупочную деятельность, сталкивается с ситуацией, когда необходимо реализовать контракт, который имеет условия, трудновыполнимые одним поставщиком.

Такой поставщик не имеет возможность выполнить поставку или работы широкого спектра услуг или в составе работ необходимо выполнить специфические услуги, которые уникальны и их оказывают далеко не все поставщики.

Для выполнения всех условий такой закупки участник такой процедуры может создать объединение юридических лиц, которое обладает необходимой квалификацией, либо кадровыми ресурсами, необходимыми лицензиями, допусками, материально-техническим обеспечением, опытом по соответствующим предмету тендера, опытом выполнения аналогичных видов работ. Такой участник закупки это и есть объединение группы лиц (консорциум), выступающее в качестве коллективного участника.

Европарламент и Совет ЕС в своих директивах о закупочных процедурах от 31.03.04 г.N 2004/17/ЕС и N 2004/18/ЕС, закупки имеющие отношение к водоснабжению, энергетике, почтовой связи, транспортным услугам, а также процедурам, предметом которых является выполнение услуг, поставок товаров предусматривает подачу коллективных заявок.

К сожалению, законодательством четко не отрегулирована возможность подачи заявки от объединения, которое включает в себя как юридические так и физические лица, индивидуальных предпринимателей и другие виды участников закупки.

Но если рассматривать этот вопрос с точки зрения возможной дискриминации и как подтверждение отсутствия конкуренции, равенства и справедливости в отношении всех участников закупки, то такие ограничения является неприемлемым и недопустимым.

статьи:

Возможность участия консорциума в закупках закреплена в 223-ФЗ статье 3 части 5. Поскольку от имени участника закупки может выступать одно или несколько юридических/физических лиц, то буквально понимая и истолковывая данную ному закона, имеем, что любое юр.

лицо или несколько физ. лиц (это относится и к индивидуальным предпринимателям), могут выступать от имени одного коллективного участника.

Форма объединения коллективного участника законодательство РФ не определена, но статьей ГК РФ № 308 определена возможность такого участия, а также обязательства, которые будут действовать в отношении всех этих лиц, рассматриваемые как коллективные участники.

При подаче заявки группой лиц, именуемой коллективным участником, нужно учитывать, что соответствовать требованиям документации должна именно вся группа, а не отдельные ее участники.

Хотя при этом у организатора процедуры могут возникать значительные сложности, потому что в настоящее время законодательством не регламентирован порядок проведения закупки с участием объединения юридических лиц.

Например, если победителем будет признан коллективный участник, то контракт с участником государственных закупок заключается либо со всеми участниками такого консорциума, либо с лицом, которое действует от имени всего консорциума в соответствии с соглашением коллективного участника В данном документе необходимо определить все необходимые обязанности и права, солидарную ответственность за нарушение и неисполнение условий контракта, подписанного по итогам закупки (данная ответственность прописана в статьях ГК РФ № 1047, №321 — 325).

Перед тем как участвовать в процедуре, необходимо коллективному участнику, объединению юридических лиц распределить объем выполняемых работ, сроки поставки в рамках исполнения контракта.

В том числе лучше указать на отсутствие возможности подавать заявку самостоятельно или в объединении других юридических лиц, и указать, что за нарушение требования соглашения коллективного участника такие заявки будут отклонены заказчиком, чтобы исключить риски возникновения подобных ситуаций такие участники закупки это правило используют при необходимости. Если участнику закупки придется обращаться с жалобой в ФАС или суд с иском о защите своих интересов, то лидеру группы, участвующей в закупке, необходимо прописать такие полномочия, чтобы суд не сомневался в праве его подачи исковых заявлений от лица всех участников такого объединения (в соответствии со ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Также хотелось бы отметить возможность рисков, связанных с трактованием второго абзаца статьи 447 пункта 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указано, что победителем является лицо как физическое, так и юридическое, субъекты РФ, сама Российская Федерация и муниципальные организации.

Консорциум не относится ни к одному из перечисленных «лиц».

Но в силу закона о закупках необходимо рассматривать возможность, которая допускает участие таких объединений, как применение «специального права» (когда два закона имеющих равноценную юридическую силу несколько противоречат друг другу), имеющее приоритет.

Если заказчиком предоставлена возможность предоставления заявки от группы лиц, то оценивать такого участник необходимо суммируя все показатели, объем услуг и количество товара, также оценивая все параметры.

Участник закупки это описание предоставляет в составе заявки.

При возникновении ситуации, при которой суммирование какого-то показателя не представляется возможным, участник закупки показывает этот самый показатель у одного из лиц в составе группы подающей заявку на участие в процедуре.

Участники государственных закупок или организатор торговой процедуры в документации, которая предусматривает возможность участия таких объединений, описывает требования к составу и описанию такой заявки. Эти требования должны будут четко и ясно толковаться, исключая ошибки, которые потом могут препятствовать завершению таких торгов.

В соответствии с этой документацией, заявки, подаваемые такими объединениями должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым организатором процедуры и установленным в описании критерий отбора, в том числе дополнительных критериев.

Подробнее с рекомендациями можно ознакомиться в письме Минэкономразвития России от 30 октября 2015 года N Д28и-3153.

Лидер консорциума, который определен соглашением, описывает в заявке сведения о каждом участнике объединения юридических лиц, подтверждающие их соответствие всем условиям документации, с приложением необходимых копий лицензий, копий СРО, справочной информации об опыте, о составе кадровых ресурсов, материально-технического обеспечения документов о правопреемственности. В подтверждение правопреемственности прилагается скан копия, либо нотариально заверенная копия соглашения, четко прописывающее, что представитель консорциума представляет интересы от всех лиц участников.

:

Коллективный участник закупки – это кто?

Коллективный участник закупки – это группа ЮЛ, объединенная в единого участника. Начинает действовать на основе соглашения.

Что собой представляет коллективный участник (КУЗ)

КУЗ может представлять собой следующие объединения:

  • Группа ЮЛ. Образует собой одного участника. В группу могут входить ЮЛ с разной формой, адресом регистрации, разными источниками появления капитала.
  • Группа ФЛ. Это могут быть как ФЛ, так и ИП. Также объединяются в одного участника.

Право на образование КУЗ оговорено частью 5 статьи 3 ФЗ №223 «О закупке продукции» от 18 июля 2011 года.

В каких случаях практикуется рассматриваемое объединение? Группы можно создавать тогда, когда нужно исполнить обширный комплекс разноплановых работ. Актуально это тогда, когда они не могут быть выполнены одной фирмой.

К примеру, нужно провести комплекс работ различных направлений. Компания осуществляет деятельность только одного профиля, а потому она не сможет справиться с глобальной задачей.

Также у фирмы может быть недостаточно производственных мощностей для работы.

КУЗ актуален для любых закупок. Исключение составляют случаи, когда конкурсной документацией запрещено коллективное участие. В законе не прописан детальный порядок оформления документов, на основании которых выполняется объединение.

Однако законодатели прописали обязанность КУЗ оформить документы, в которых прописаны права и обязанности каждого представителя объединения. Главный документ – соглашение к договору простого товарищества.

Составляется оно в соответствии с ГК РФ.

Составление соглашения коллективного участника закупки

В статье 1041 ГК РФ указано, что договор простого товарищества может оформляться как ИП, так и ЮЛ. На его основании образуются коллективные обязательства по ведению деятельности, необходимой для извлечения прибыли. В соглашении содержатся эти положения:

  • Права и обязанности каждого представителя объединения. Они будут касаться и выполнения условий соглашения, и распределения продуктов деятельности.
  • Размеры и сроки выполнения работ каждым участником.
  • Главный участник, на которого возлагается обязанность ведения переговоров, подписи документов, работы с заказчиками.
  • Порядок выполнения расчетов и перевода средств.

В законе отсутствуют требования к составлению этого соглашения. То есть документ может оформляться в свободной форме в зависимости от нужд участников объединения.

Однако в нем обязательно должны присутствовать существенные положения. Должны стоять дата и подписи. Прописываются предмет договора, вклады участников, нюансы использования совместной собственности.

Ответственность за выполнение положений соглашения будет солидарной.

Контракт с несколькими участниками процедуры закупки

Для одобрения коллективной заявки требуется выполнение этих условий:

  • Все участники объединения согласились участвовать в конкурсе.
  • Все представители КУЗ способны в полном объеме исполнить работу, возложенную на них по условиям соглашения.
  • Заявка соответствует всем требованиям, установленным конкурентной документацией.

Если эти условия не выполняются, заявка отклоняется. Если же требования соблюдаются, между участниками и заказчиком заключается контракт. Порядок его оформления устанавливается самим заказчиком.

Соответствующее правило оговорено в письме Минэкономразвития №Д-28и-2071 от 16 августа 2016 года.

Контракт заключается с главным участником, у которого есть полномочия, полученные на основании соглашения.

ВАЖНО! К коллективной заявке нужно приложить копию соглашения КУЗ.

ВНИМАНИЕ!
В заявке нужно привести порядок распределения поставок и работ внутри представителей объединения.

Алгоритм организации совместного участия

Порядок подачи заявки КУЗ не установлен ФЗ №223. В письме Минэкономразвития №Д28-и-993 от 12 апреля 2016 года прописано, что этот порядок нужно оговорить заказчику в документах. К примеру, он может утвердить форму коллективного предложения. В ней нужно указать лицо, которое является главным в рамках объединения. Для принятия участия в совместных закупках нужно осуществить эти действия:

  1. Заключение соглашения о простом товариществе. Также потребуется составить доверенность на одного участника объединения.
  2. Составление коллективной заявки, которая должна соответствовать положениям конкурсной документации.
  3. К заявке прилагаются копии различных бумаг: учредительная и разрешительная документация. К примеру, это лицензии, допуски, бумаги о квалификации.
  4. Проставление на заявке подписи каждого из представителей объединения.
  5. Подача заявки.
  6. Ожидание результатов конкурса.
  7. Если КУЗ победит в конкурсе, заключается контракт.

ВАЖНО! Квалификация КУЗ определяется не по совокупности квалификаций всех участников, но по наивысшему показателю одного из представителей.

ВНИМАНИЕ! Участники, входящие в состав объединения, не могут подавать индивидуальные заявки на конкурс. Если это правило будет нарушено, члены комиссии отклонят все заявки.

Требования к участникам

Требования к коллективным участникам определяются самим заказчиком. Рассмотрим их примерный перечень:

  • Каждый из представителей объединения является правоспособным. Подтверждением правоспособности могут являться лицензии, допуски, наличие оборудования и соответствующих профессионалов.
  • Один из представителей объединения должен быть наделен правом подачи заявки, подписи документов, протоколов.

Требования можно подразделить на эти категории:

  • Выполняемые каждым из участников. К примеру, это может быть отсутствие в реестре недобросовестных организаций.
  • Выполняемые хотя бы одним участником. К примеру, наличие свидетельства о том, что фирма допущена к организации вентиляционных систем. Актуально это свидетельство в том случае, если заключается контракт на строительство.
  • Требования, которые можно суммировать. К примеру, это может быть число исполненных работ по аналогичным соглашениям, оценка финансовой стабильности. К примеру, в объединение входят два представителя. В конкурсной документации указано, что число успешно исполненных заказов должно составлять 20 штук. У одного участника в наличии 11 заказов, а у второго – 12. По отдельности они не соответствуют конкурсной документации, но при вступлении в объединение можно суммировать эти показатели.

К СВЕДЕНИЮ! Заказчик может включить в документацию право на отклонение заявки. Также ему рекомендуется включить в состав соглашения пункт о том, что он имеет право расторгнуть договор, если какой-либо участник не способен исполнять условия соглашения.

Взаимоотношения между представителями объединения

Существуют две формы совместного участия:

  • Участники объединения подают одну заявку. Если КУЗ выиграет в конкурсе, заказчик должен заключить договор с каждым представителем группы. В этом случае нужно оформить проект договора, который распределяет работу между всеми участниками.
  • Заявка направляется в рамках соглашения о простом товариществе. Последнее регулируется Главой 55 статьи 1041-1054 ГК РФ. Участники должны самостоятельно согласовать свои взаимоотношения. Однако принятые положения не должны противоречить ГК РФ и Положению о закупке.

Коллективное участие в конкурсе предполагает совместный вклад в работу всех представителей объединения.

Как участвовать в закупках коллективно

Подача одной заявки несколькими лицами дает поставщикам больше возможностей для участия в торгах. В статье рассказываем, когда возможно коллективное участие и как правильно его организовать.

Участником закупки, согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ, может быть юридическое или физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель (в единственном числе).

В то же время, если открытый конкурс проводят для приобретения произведения литературы, искусства или исполнения, то группа граждан, которые планируют создание такого продукта совместным трудом, может подать общую заявку. Но в данном случае они будут выступать также в роли одного участника (ч. 8 ст. 51).

В любом случае получается, что в контрактной системе не предусмотрено коллективное участие в закупках.

А вот в 223-ФЗ определение участника несколько иное. Согласно ч. 5 ст. 3, на стороне одного участника тендера могут выступать несколько юридических или физических лиц, в т. ч. индивидуальных предпринимателей. Из этого же положения следует, что организация и гражданин не могут объединиться и стать групповым поставщиком.

Важно понимать, что под рассматриваемым понятием подразумевается заключение контракта по результатам закупки одновременно с несколькими лицами, а не с генеральным подрядчиком, привлекающим для исполнения посредников. Запретить коллективную подачу заявки в документации либо в Положении о закупках заказчик не имеет права, т. к. это нарушает нормы 223-ФЗ и сокращает количество потенциальных поставщиков без каких-либо оснований.

Что касается требований, прописанных в документации, то в ч. 6 ст. 3 сказано, что они применяются равнозначно ко всем поставщикам. При этом закон не предусматривает их установления отдельно к каждому члену группы, подавшей общее предложение. В противном случае смысл группового участия обесценивается, а также нарушаются ч. 5 и 6 ст. 3 № 223-ФЗ.

Коллективное участие возможно только в закупках по 223-ФЗ. Закон о контрактной системе это запрещает!

Как организовать коллективное участие

Процесс подачи заявки несколькими лицами положениями закона № 223 не регулируется. Поэтому здесь могут возникнуть вопросы о том, как и в какой форме подтвердить факт группового участия в рамках одного предложения, с кем будет заключен контракт по итогам торгов.

В письме Минэкономразвития России № Д28и-933 от 12.04.2016 говорится, что заказчику необходимо предусмотреть такие нюансы в документации. Например, можно установить определенную форму группового предложения, которая должна быть подписана всеми поставщиками, а также содержать наименование лица, представляющего интересы остальных, с которым будет заключен договор.

Получается, чтобы принять участие в закупке, группа поставщиков должна выполнить следующие действия:

  1. Заключить договор простого товарищества друг с другом и(или) оформить доверенность на одного члена (представителя).
  2. Составить заявку в соответствии с требованиями документации.
  3. Приложить требующиеся дополнительные документы: учредительные, разрешительные (лицензии, допуски и т. д.), подтверждающие опыт и квалификацию.
  4. Поставить подписи каждого члена.
  5. Подать заявку.
  6. Заключить контракт с заказчиком в случае победы.

Стоит отметить, что квалификацию рассматриваемого участника заказчик может оценивать не по сумме показателей, а по лучшему из них. Поэтому в предложении членам группы стоит указывать наилучшее значение по данному критерию, если в документации не сказано иное.

Также в документации и Положении может быть указано, что поставщики, участвующие в коллективной заявке, не имеют права подавать индивидуальные предложения в рамках одного тендера. При нарушении этого запрета отклонить могут все перечисленные заявки.

Распределение прав и ответственности среди коллективных участников

Если победителем торгов является коллективный участник, то заказчик должен заключить со всеми поставщиками этой группы один контракт. Подписывать документ может один из них (представитель), действующий на основании доверенности либо договора простого товарищества.

При исполнении условий сделки все члены коллектива будут иметь равные права и нести солидарную ответственность перед покупателем (ст. 321-325 ГК РФ). Если они заключили между собой договор простого товарищества, то отвечать им придется по всем обязательствам, вне зависимости от причин их возникновения (ч. 2 ст. 1047 ГК РФ).

Об участии группы лиц на стороне одного участника закупки по 223-ФЗ

Письмо Минэкономразвития России от 12.04.2016 N Д28и-933

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Форма объединения лиц для участия в закупках законодательством Российской Федерации не определена. Вместе с тем исходя из буквального толкования части 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в любой закупке могут участвовать несколько юридических лиц или несколько индивидуальных предпринимателей на стороне одного участника закупки, которые будут рассматриваться как коллективные участники.

Согласно статье 308 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в обязательстве в качестве каждой из его сторон — кредитора или должника — могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.

Недействительность требований кредитора к одному из лиц, участвующих в обязательстве на стороне должника, равно как и истечение срока исковой давности по требованию к такому лицу, сами по себе не затрагивают его требований к остальным этим лицам.

В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

Закон N 223-ФЗ (часть 5 статьи 3) определяет возможность множественности лиц в обязательстве, устанавливая, что участником закупки может быть несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участниками закупки выступают несколько лиц (далее — группа лиц).

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.

В настоящее время при участии нескольких лиц на стороне одного участника закупки у заказчика могут возникнуть значительные затруднения, поскольку порядок такого множественного участия законодательно не регламентирован.

В частности, каким образом несколько физических или юридических лиц должны будут подтвердить, что они участвуют в закупке на стороне другого физического или юридического лица, в какой форме должно быть выражено их волеизъявление для заказчика, с кем из юридических (физических) лиц будет заключаться договор, если на стороне одного участвуют несколько таких лиц.

Представляется, что заказчик должен предусмотреть это в документации о закупке (например, путем установления определенной формы заявки для участников, в которой несколько лиц могли бы посредством проставления подписей уполномоченных лиц засвидетельствовать, что они участвуют в закупке на стороне конкретного участника, подавшего заявку; пункта о том, что среди нескольких юридических (физических) лиц должно быть названо (самими участвующими лицами) одно лицо, с которым и будет в дальнейшем заключен договор, и именно оно будет нести ответственность перед заказчиком за неисполнение, ненадлежащее исполнение его условий).

В случае если победителем в процедуре закупки признан участник закупки, на стороне которого выступало несколько физических или юридических лиц, заказчиком должен быть заключен один договор со всеми юридическими или физическими лицами, выступавшими на стороне победившего участника закупки, при этом непосредственно подписание договора может осуществляться одним лицом, действующим от имени всех остальных лиц по доверенности или на основании договора простого товарищества, совершенного в письменной форме. Указанные лица солидарно отвечают перед заказчиком за исполнение обязательств, предусмотренных договором, заключенным по результатам процедуры закупки в соответствии со ст. ст. 321 — 325, 1047 ГК РФ.

В целях обеспечения равенства возможностей и во избежание возможных рисков в положении о закупках и документации о закупке следует указать, что лица, выступающие на стороне одного участника закупки, не вправе участвовать в этой же закупке самостоятельно или на стороне другого участника закупки. Несоблюдение данного требования является основанием для отклонения заявок как всех участников закупки, на стороне которых выступает такое лицо, так и заявки, поданной таким лицом самостоятельно.

На основании изложенного, по мнению Департамента, порядок участия группы лиц в закупках на право заключения договоров по итогам таких закупок, а также порядок заключения таких договоров заказчик должен самостоятельно определить в своем положении о закупке и документации о закупке.

Сговор участников аукциона, как распознать подставной тендер

Одна из самых неприятных ситуаций, которая, к сожалению, сегодня достаточно распространена — это сговор участников торгов.

Чаще всего в сговоре участвуют и поставщики и заказчик, которые получают определённую выгоду от сотрудничества. А организация тендера в этом случае не больше, чем формальность.

Типы мошенничества в сфере проведения тендеров зависят от фантазии их участников. Постоянно появляются новые виды сговоров участников тендера. Порой всё продумано настолько тщательно, что практически невозможно распознать, законны ли результаты проведения конкурса или нет.

И всё-таки существуют определённые признаки, которые сигнализируют о том, что в тендере имеет место мошенничество.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Признаки сговора участников торгов:

  1. отклонение большого количества заявок, в результате чего к участию допускаются только два игрока. Два потенциальных исполнителя – это минимальное количество поставщиков, необходимое для признания торгов действительными.

    Более явным признаком сговора является допуск двух потенциальных компаний-исполнителей, которые принадлежат одному учредителю. В этом случае вероятность того, что заказчик и, по сути, один поставщик находятся в сговоре, значительно повышается.

    В любом случае, перед тем, как подозревать худшее, стоит проанализировать причины отклонения заявок остальных участников. Возможно, у заказчика были объективные основания для отказа.

  2. отклонение заявки потенциальных исполнителей без объяснения причин. Вы всегда можете потребовать от заказчика разъяснения поводов для отказа. Если даже после этого компания не желает их указывать, то, вероятно, в данном конкурсе имеет место сговор участников.

  3. причины отклонения заявки необоснованны. Например, вы указали стоимость ваших услуг, но заказчик отказывает в доступе к участию в закупках из-за отсутствия расценок.

  4. завышенные требования к поставщикам. Если документация аукциона на поставку типовых товаров или оказание услуг, не отличающихся технической сложностью, содержит техническое задание на несколько десятков страниц, то, возможно, заказчик рассчитывает на то, что большинство потенциальных исполнителей допустят ошибки. А выиграет «нужный» поставщик, который знает правильные «ответы».

С той же целью, в список документов, которые поставщики должны предоставить для участия в торгах, могут быть включены лицензии, сертификаты или иные документы, которые не являются обязательными для выполнения предлагаемых работ.

Сюда же можно отнести нечёткое техническое задание.

Например, описание проведения всех необходимых работ составлено таким образом, что «непосвящённому» исполнителю бывает трудно разобраться в их реальном объёме.

Конечно же, вы всегда можете обратиться к заказчику за разъяснениями, а уже по его дальнейшим действиям можно будет судить — сговор ли это или же организатор не уделил должного внимания описанию характера проводимых работ и желаемых услуг.

  1. слишком сжатые сроки реализации проекта. Допустим, заказчик ищет исполнителя для сложных монтажных работ, на которые выделяет лишь один день. Естественно, победить в этом тендере может лишь та организация, которая приступила к выполнению этих работ гораздо раньше.

  2. одним из сложных видов мошенничества, который очень сложно доказать, можно назвать «ротацию заявок». Заключается он в том, что в сговоре принимают участие несколько поставщиков и, вероятно, заказчик.

    Победителями данные исполнители становятся поочерёдно.

    Прибыль при этом чаще всего делится либо практически поровну между участниками сговора, либо в соответствии с размерами каждой компанией (возможны и другие варианты вознаграждений).

Всё это признаки типов мошенничества, цель которых — победа определённого поставщика. Но существуют и такие виды сговора участников, которые преследуют другую цель — максимально снизить, повысить или поддержать цену проекта.

В этом случае можно наблюдать участие подставных компаний, которые готовы необоснованно пожертвовать своей прибылью ради участия в проекте.

Когда мошенничество, на ваш взгляд, очевидно, вы можете выбрать одно из двух решений:

  • если вы уверены, что сможете доказать наличие сговора участников аукциона, то лучше подать жалобу в ФАС, в связи с нарушением 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • если же доказать мошенничество для вас будет достаточно проблематично, то в этом случае, просто откажитесь от участия в данном тендере или обратитесь в компанию РусТендер и мы дадим вам четкую картину происходящего. Это поможет сэкономить ваше время и сохранить здоровье нервной системы.

Антидемпинговые меры ФЗ-44: механизм работы

Подача жалобы в ФАС, как и когда это делать

Надежные банки. “Белый список”

Участник закупки — это: определение в законе 44-ФЗ

На вопрос, кто может быть участником закупки, есть четкий ответ в основном нормативно-правовом акте контрактной системы. Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, участник закупки это любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, либо физическое лицо – как со статусом ИП, так и без него.

Априори госзакупки недоступны только оффшорным компаниям, зарегистрированным в странах и территориях с льготным режимом налогообложения и неполным раскрытием информации по финансовым операциям. Перечень таких территорий ведет Минфин РФ. Юрлица с оффшорной пропиской ни при каких условиях и ни в каких госзакупках участвовать не могут. Но не надо путать с иностранными юрлицами в целом: компании, зарегистрированные в «нормальных», не оффшорных юрисдикциях участвовать в российских тендерах могут – за исключением случаев, специально оговоренных Постановлениями Правительства РФ.

Участником закупки может быть только правоспособное лицо. В то же время субъекту хозяйственной деятельности мало не быть оффшорной компанией, чтобы претендовать на получение государственных или муниципальных контрактов. Нужно соответствовать общим требованиям к участникам из части 1 статьи 31 закона о контрактной системе. Это непроведение ликвидации, неприостановление деятельности в порядке, установленном КоАП РФ, отсутствие недоимок по налогам и сборам и ряд других.

ЕРУЗ: алгоритм регистрации для участника закупок
В прошлом году всех пугали новым реестром в ЕИС, который называется ЕРУЗ — единый реестр участников закупок. Не было до конца понятно, кому это нужно, какие документы, куда нести, и что будет, если вообще проигнорировать нововведения. Редакция отыскала ответы на эти вопросы и публикует их вместе с пошаговым алгоритмом для регистрации в новом реестре. А еще разберем баги, которых на самом деле не надо бояться.

Как участнику попасть в реестр

Кроме того, заказчик может закрыть участие в закупке для организаций, ИП и физлиц, занесенных в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 1.1 статьи 31) и практически в 100% случаев этим правом пользуется.

Бывает, что для участия в закупке нужна специальная правоспособность – лицензия на выполнение определенных работ или оказание услуг. Перечень можно посмотреть в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. Список очень широк – от медицины и фармацевтики до речных перевозок и охраны. Если закупаемые ТРУ лицензируются, заказчик в обязательном порядке включает такое требование в документацию о закупке. Нет лицензии по конкретным работам или услугам, которые составляют объект закупки – участвовать не получится.

Заказчики и участники закупок: конфликт интересов

Между участником закупки и заказчиком не может быть аффилированности и конфликта интересов, говорят нормы ст.17 закона 135-ФЗ и нормы ст.31 закона 44-ФЗ. А может ли специализированная организация быть участником закупки работ и услуг? Зависит от конкретного случая.

Если речь идет о закупке, которую сама специализированная организация и обеспечивает, выполняя отдельные функции заказчика, то участвовать в такой процедуре ей нельзя – это тоже разновидность конфликта интересов. В то же время никто не мешает заказчику самостоятельно выбирать специализированную организацию на конкурсной основе, куда такая компания в качестве участника и придет.

На какие действия участник закупки имеет право по закону о контрактной системе

Помимо самого участия в конкурентной процедуре, участник закупки имеет право подавать запросы на разъяснение положений документации и отстаивать свои интересы в надзорном органе или суде. Подавать жалобу на действия (бездействия) заказчика, комиссии заказчика и должностных лиц, обжаловать итоги закупки в ФАС.